Пояснительная записка к элективному курсу «Технология написания сжатого изложения»




Скачать 28,39 Kb.
НазваниеПояснительная записка к элективному курсу «Технология написания сжатого изложения»
страница1/2
Дата04.02.2016
Размер28,39 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2

Рассмотрено

на заседании школьного методического совета учителей МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 23»

от 04.05. 2012 года № 6

Утверждено

решением городского Научно-

методического совета

от ________ 2012 года № ____

Председатель, директор МКУ «ГМЦ»

___________ В.Р. Глушенко







Технология написания сжатого изложения

(элективный курс для предпрофильной подготовки)



Авторы:

учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 23» Амирова Наталия Николаевна, высшая квалификационная категория;

учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 23» Дырдова Светлана Николаевна, первая квалификационная категория.


2012 г





Пояснительная записка к элективному курсу

«Технология написания сжатого изложения»

Причины выбора темы

Обучение написанию изложения – одна из актуальных проблем современного образования, и навык написания изложения необходим каждому культурному человеку для речевого и интеллектуального развития.


Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.


Программа составлена в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по предмету «Русский язык» и предполагает формирование способности комплексно использовать знания по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике, словообразованию, морфологии, стилистике.

Содержание и цель курса

Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

-уметь точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

- уметь воспринимать авторский замысел;

- уметь вычленять главное в информации;

-уметь сокращать текст разными способами;

-уметь правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

- уметь находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи информации.

Цель данного курса – развивать речь учащихся, научить школьников анализировать предложенный текст, определять его тематику и проблематику, убедительно обосновывать свою точку зрения и позицию автора, писать сжатое изложение.

Задачи курса:

1) совершенствование умения излагать текст;

2) систематизация знаний, умений, навыков, проверяемых в ходе проведения экзамена по русскому языку в новой форме.

Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность.

Формы проверки – тестирование, практические занятия (написание сжатых изложений).

Оценивание по пятибалльной системе.

На занятиях курса будут использоваться лекции учителя с различными видами заданий, самостоятельная работа учащихся.

В основе уроков-практикумов лежит работа с научным и публицистическим текстами. Задания помогают понять  содержание, структуру, тип речи текста. На этапе обучения сжатому изложению возрастает роль таких видов работы, как самостоятельный анализ текста, составление плана, тезисов, конспекта, выделение, сбор соответствующего языкового материала с последующим его использованием по заданию учителя. Упражнения подобного рода предполагают использование одного из способов сжатия текста, решают проблему адекватности восприятия текста при чтении и на слух.

Учебно-тематический план



Тема занятия

Количество часов

1.

Способы и приемы сжатия текста.


1

2.

Понятие текста и его основных признаков, способов связи в тексте; анализ небольших по объему текстов.

1

3.

Тема, идея, проблема текста. Авторская позиция. Микротемы. Абзац.

1

4.

Повторение этапов работы с текстом по написанию сжатого изложения.

1

5.

Практическое занятие №1. Притча о свече и ветре.

1

6.

Роль плана. Принципы составления плана. Упражнения на освоение приемов сжатия текста.

1

7.

Практическая работа с текстом №2. Суворов.

1

8.

Практическая работа №3. Ничто не проходит бесследно.

1

9.

Итоговая практическая работа с текстом «Что такое счастье?»

1




ИТОГО:

9



Занятие№1


Способы и приемы сжатия текста


Как же научить школьников писать сжатое изложение? Какие приемы можно

использовать? На каком материале это лучше всего делать? Вот вопросы, которые обычно задают учителя.

Способы и приемы сжатия текста

Сжатое изложение требует специальной логической работы.

Выделяют два основных способа сжатия (компрессии) текста:

1) исключение подробностей;

2)обобщение.

При исключении необходимо сначала выделить главное, а затем убрать детали (подробности). При обобщении материала сначала вычленяем единичные существенные факты (несущественные опускаем), объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст.

Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи и особенностей текста.

Названными способами компрессии текста учащиеся владеют не в одинаковой степени. Приведем типы заданий, направленных на сжатие текста.

-Сократите текст на одну треть (вдвое, на три четверти...).

-Сократите текст, передав его содержание в одном - двух предложениях.

-Уберите в тексте лишнее с вашей точки зрения.

-Составьте на основе текста «телеграмму», т.е. выделите и очень коротко (ведь в телеграмме дорого каждое слово) сформулируйте главное в тексте.


При написании сжатого изложения текст излагается кратко, сохраняются микротемы, но пропускаются излишние подробности. Для этого необходимо отобрать в тексте ОСНОВНОЕ и СУЩЕСТВЕННОЕ, произвести исключение второстепенного материала и обобщение, найти обобщающие речевые средства выражения и выстроить новый текст.

1. При сжатии любого текста обычно

- опускаются диалоги,

- пространные описания природы,

- описания чувств, настроений.

2. При этом сохраняются

- ключевые слова и обороты речи,

- наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи  которых передается колорит исходного текста.

3.  Чтобы сжать текст, нужно вычленить главную информацию. Так, при сжатии повествования важно отобрать те действия, которые обеспечивают развитие сюжета, исключив все детали и подробности. В таком случае описания, характеристики сменяющихся действий окажутся второстепенными. При краткой передаче содержания  можно преобразовать стиль текста и его тип. Но, например, при сжатии рассуждения необходимо сохранить ВСЕ аргументы, сократив лишь излишние подробности. При этом нельзя допустить, чтобы сжатое изложение превратилось в выборочное.                                

4. Придерживайтесь следующей последовательности операций при сжатии текста:

- уточнение темы и основной мысли; при этом особое внимание обращается на заглавие текста и на подтекст;

-  определение стиля исходного текста;

- определение типа речи;

- анализ содержания текста (выявление микротем, составление плана, уточнение центральной части);

- выполнение чернового варианта;

- проверка собственного текста на сохранение связности и наличие ключевых

  языковых средств.

Способы сжатия текста:

1) исключение второстепенной информации, подробностей, деталей;

2) обобщение частной информации, конкретных, единичных явлений;

     При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.

- исключение отдельных слов, словосочетаний, фрагментов предложений,

- исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов,

- исключение вводных, уточняющих и поясняющих конструкций,

- исключение одного или нескольких предложений.

     При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст.

Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи, особенностей текста.

К приемам сжатого изложения относятся:

1) сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов

    предложения;

2) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений,

    повествующих об одном и том же предмете речи;

З) сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;

4) разбивка сложного предложения на сокращенные простые;

5) перевод прямой речи в косвенную;

6) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;

7) пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.


IV. Практическая работа на уроке.

    Для закрепления возьмём такие примеры и попытаемся применить названные способы. 

Отрывок из исходного текста

Текст сжатого пересказа

    «Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения».

 «В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу».

«На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки».

« На лугу росли цветы».

Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник –  то, что находится под окном; а вот слово «окно» не каждый свяжет со словом «око», а ведь это родственные слова…»

«Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник –  то, что находится под окном».

Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в     вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.

Цель всегда конкретна, измеряема, достижима.

Мы набирали  огромные охапки палой листвы и несли домой прекрасные, печальные букеты, и сами    пропитывались их горьким запахом.

Мы набирали огромные букеты и пропитывались их запахом.

АЛГОРИТМ

написания сжатого изложения.

  1. прочитайте абзац и определите в нем основ­ную, дополнительную и избыточную информацию;




  1. подчеркните опорные слова, словосочетания и предложения, передающие основную информа­цию;




  1. опустите слова в предложении, если они не изменяют его смысла;




  1. опустите предложения, которые представля­ются вам избыточными;




  1. переделайте предложения, обобщая инфор­мацию микротекста. (Если необходимо, объедини­те два предложения в одно; прямую речь замените косвенной; устраните дублирование грамматичес­ких конструкций…)




  1. составьте план, каждый пункт которого будет сопровождаться опорными словами и словосочетаниями;



  1. обязательно перечитайте черновик изложения и проверьте соблюдение микротем, способ связи предложений, совпадение основной мысли исходного текста и вашего текста.



  1. орфографию проверяйте с последнего слова текста, поднимаясь к началу изложения.



  1. посчитайте количество слов (90-100 слов) норма вашего сжатого изложения!



Памятка « Как работать над сжатым изложением»
(рекомендации составлены по материалам пособия Морозовой И.Д.«Виды изложений и методика их проведения»)


1.Прочитайте исходный текст, определите его тему и главную мысль, выделите изобразительные средства выразительности
2.Подумайте, кому будет адресовано ваше сжатое изложение. Какова его задача.
3. Прочитайте текст еще раз. Выделите в тексте все микротемы (Помните: сколько абзацев, столько микротем).
4.Составьте план сжатого изложения (Помните: сколько микротем, столько пунктов в плане).
5.В каждой микротеме выделите главное, подчеркните авторские слова, которые обязательно надо будет включить в новый текст.
6.Отметьте то, что в микротеме можно опустить или объединить.

7.Подберите обобщающие слова и предложения. 
8.Попытайтесь сжато пересказать текст, пользуясь планом.
9.Изложите сжато каждую микротему на черновике. 
10.Перечитайте написанное. Выделите ошибкоопасные места в тексте, вспомните правила написания. Используйте в работе изобразительные средства выразительности!
11.Проверьте:
- есть ли речевые связки между предложениями и абзацами текста, 
-соответствует ли абзацное членение микротемам, 
-уменьшилось ли количество слов в вашем изложении по сравнению с исходным текстом, 
-не нарушилась ли при этом целостность текста. 
Все ли в нем будет понятно тому, кто будет читать ваше изложение?
12. Аккуратно перепишите текст в тетрадь.

13. Не стремиться воспроизвести текст дословно.

14. Не повторять одни и те же слова (имена собственные, глаголы движения и речи и т.д.).

15.Чередовать разные типы предложений и употреблять только изученные.

16.Правильно употреблять личные местоимения.

17.Перечитать готовое изложение и а) устранить повторы; б) снять логическое противоречие; в) исправить неточное употребление слова.


Занятие № 2.


Понятие текста и его основных признаков, способов связи в тексте; анализ небольших по объёму текстов.


Что такое   т е к с т ?

Приведём несколько определений термина «текст», выделим его основные признаки и определим связь основных признаков текста и речеведческих понятий, чтобы увидеть систему работы при подготовке к сжатому изложению.

Термин «текст» (лат. textum – ткань, связь, соединение, сцепление) по-разному понимается в разных отраслях науки о языке и литературе. Например:

1. «Текст  можно определить как сообщение в письменной форме, характеризующееся смысловой и структурной завершённостью и определённым отношением автора к сообщаемому»  (Л.М. Лосева).

2. «Под текстом понимается логически и структурно организованная совокупность высказываний, характеризующихся единством тематики» (Е.С.Скобликова).

3.  «Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершённостью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа» (И.Р. Гальперин).

4. «Текст – это законченное, завершённое произведение» (из учебника «Русский язык» 10 класс. Авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комисарова, О.В. Чиндилова)

5. «Текст - любое произведение словесности, выраженное в устной или письменной форме, а также законченный фрагмент произведения. Это и отдельный абзац, и целая книга. Текстом может быть даже одно предложение». Текст представляет собой единство содержания и словесной формы выражения этого содержания. (Р.И. Альбеткова)

6. «Текст – это объединённое смысловой связью последовательность предложений, абзацев, глав и т.д., основными (категориальными) свойствами которой являются связность, целостность и единство.» (Из книги: Л.С. Степанова, И.Б. Маслова, А.В. Терентьева «Русский язык. Тематические тренировочные задания»)

7. «Текст – это произведение письменной или устной речи, предназначенное для общения (коммуникации). Как коммуникативное произведение текст несёт в себе определённое сообщение, информацию. Собственно, текст и создаётся для того, чтобы автор мог передать читателю какую-то информацию» (Из книги, см п. 6.)


Анализ разных определений позволяет выделить следующие основные признаки текста:

Информативность (содержанием любого законченного текста является информация по определённой тематике, проблематике. Весь текст пронизывает идея, основная мысль);

Членимость текста на определённые части (главы, микротексты), единицы (предложение, синтаксическое сложное целое, абзац). Деление на абзацы проясняет композицию (структуру) текста. Отсутствие абзацев сделало бы текст трудно воспринимаемым, лишённым композиционных ориентиров.

Связность (все части и единицы текста связаны между собой по смыслу и лексико-грамматически);

Коммуникативное намерение автора текста – общение, сообщение, воздействие, создание художественных, поэтических образов эмоционально-эстетическое воздействие.

Данным признакам текста соответствуют основные речеведческие понятия, указанные в таблице:


Анализ содержания текста

Основные речеведческие понятия/блоки

Признаки текста

тема, проблема, основная мысль

информативность

абзац, микротема, композиция, типы речи: повествование, описание, рассуждение

членимость и смысловая связь

синонимы, анафора, риторический вопрос, цепная и параллельная связь

лексико-грамматическая связь между частями текста

стили речи: ситуация общения, стилевые особенности, языковые средства

коммуникативное намерение автора



Лексические и синтаксические средства связи предложений в тексте

Таблица 1

Лексические средства


Название средства

Пример

Родо-видовые слова

Миллионы разных цветов… лиловые колокольчики,

белая кашка

Слова одной тематической группы

Зима… мороз… снежок… сугробы… иней…

Лексический повтор

Я с удовольствием читал эту книгу. Читал долго, размышляя и возвращаясь к уже прочитанному.

Синонимы

Мимо плыли полянки… Убегали овраги…

Антонимы

Всю желчь я буду сбывать в этот дневник. На устах останется только мед.

Описательный оборот

Над головой раздался стук дятла. Лесной доктор обследовал больное дерево.



Таблица 2

Морфологические средства


Название средства

Пример

Союзы


Союзные слова


Частицы


За окном опять метель. Зато на печке тепло да уютно.


Меня радует птичье пение весной. Только ли оно?

Местоимения:

Личные

Указательные

Звуки становились тише. Они почти растворились в летнем зное. Этот зной усыплял все живое вокруг.

Единство

временных форм глагола

Вдруг наступает мертвая тишина. Ничто не стукнет, не шелохнется. Ветер листком не шевельнет.

( все глаголы употреблены в форме настоящего времени)

Наречия

Вдруг… Сначала… Потом…

Внизу… Справа… Рядом…

Степени сравнения

Хороша была Танюша. Краше не было в селе.



Таблица 3

Синтаксические средства

Название средства

Пример

Порядок слов, интонация

Я никак не мог уснуть. О ней все думал.

Синтаксический параллелизм

Но в камине дозвенели угольки.

За окошком догорели огоньки.

Парцелляция (расчленение конструкции)

Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у неё праздник. Страдать, когда тяжело.

Неполные предложения

О чём мы говорили? О разном.

Вводные слова и предложения

Наверное, все знают о том, что… Оказывается, люди…

Пожалуй, самое важное…

Как выяснилось, ледоход…


Смысловые и грамматические средства связи предложений в тексте являются основой для разграничения двух основных видов (способов) связи предложений в тексте: цепного и параллельного.

  Цепная (последовательная) связь отражает последовательное развитие мысли, действия, события. В текстах с такой связью каждое новое предложение соотносится со словами и словосочетаниями предшествующего предложения; предложения как бы сцепляются между собой.

«Новое» в каждом предшествующем предложении становится «данным» для следующего предложения.
      Наконец мы увидели мореН. ОноД было огромным и очень спокойнымН.

Но это спокойствиеД было обманчивым.
      Средствами цепной связи обычно являются повтор, синонимические замены, местоимения, союзы, семантические соответствия и ассоциации.
      При параллельной связи предложения не связываются между собой, а сопоставляются или противопоставляются. Параллельная связь основывается на параллельных, т. е. одинаковых или похожих по структуре, предложениях, в которых обычно употребляются одинаковые по времени и виду глаголы-сказуемые.
      Во многих текстах с параллельной связью первое предложение становится «данным» для всех последующих, которые конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении (при этом «данное» во всех предложениях, кроме первого, оказывается одинаковым).
      Леса оздоровляют землю. ОниД не только исполинские лаборатории, дающие кислород. ОниД поглощают пыль и  ядовитые газы. ИхД справедливо называют «легкими земли».
      Основными средствами параллельной связи являются: синтаксический параллелизм, вводные слова (во-первых, во-вторых, наконец), наречия места и времени (справа, слева, там, сначала и т. п.).


Упражнение.

Прочитайте текст. Какие средства связи предложений (лексические, морфологические и синтаксические) используются в данном тексте?


На дюнах

Я живу в маленьком доме на дюнах. Все Рижское взморье в снегу. Он все время слетает с высоких сосен длинными прядями и рассыпается в пыль. Слетает он от ветра и от того, что по соснам прыгают белки. Когда очень тихо, то слышно, как они шелушат сосновые шишки.
      Дом стоит у самого моря. Чтобы увидеть море, нужно зайти за калитку и немного пройти по протоптанной в снегу тропинке мимо заколоченной дачи. На окнах этой дачи еще с лета остались занавески. Они шевелятся от слабого ветра. Должно быть, ветер проникает сквозь незаметные щели в пустую дачу, но издали кажется, что кто-то их поднимает и осторожно следит за тобой.
      Море не замерзло. Снег лежит до самой кромки воды. На нем видны следы зайцев. Когда на море подымается волна, то слышен не шум прибоя, а хрустенье льда и шорох оседающего снега. Балтика зимой пустынна и угрюма. (Ю. В. Бондарев


Занятие № 3.

  1   2

Похожие:

Пояснительная записка к элективному курсу «Технология написания сжатого изложения» iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе
Программа включает в себя следующие разделы «Технология растениеводства», «Культура дома», «Технология обработки древесины», «Технология...
Пояснительная записка к элективному курсу «Технология написания сжатого изложения» iconПояснительная записка к курсовой работе по дисциплине
Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных...
Пояснительная записка к элективному курсу «Технология написания сжатого изложения» iconРабочая программа по Элективному курсу «Основы здорового образа жизни» 5 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кунашакская» средняя общеобразовательная школа»
Пояснительная записка к элективному курсу «Технология написания сжатого изложения» iconРабочая программа элективного курса «История в лицах. Реформы и реформаторы»
...
Пояснительная записка к элективному курсу «Технология написания сжатого изложения» iconПономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: в 2 ч
Учебно-тематическое планирование по элективному курсу «Этика и психология семейной жизни»
Пояснительная записка к элективному курсу «Технология написания сжатого изложения» iconВариант 6 часть 1 Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе или бланке. Сначала запишите номер задания, а затем текст сжатого изложения
Изошло чудо: впервые была выставлена картина Архипа Ивановича Куинджи «Ночь на Днепре». Каждому, кто смотрел на это удивительное...
Пояснительная записка к элективному курсу «Технология написания сжатого изложения» iconПояснительная записка к рабочей программе по курсу «обществознание»
«Обществознание» для общеобразовательных учереждений, профильный уровень под редакцией Л. Н. Боголюбова, Ю. А. Лабезниковой, Н. М....
Пояснительная записка к элективному курсу «Технология написания сжатого изложения» iconРабочая программа по элективному курсу
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Лазебниковой А. Ю. «Массовая культура» 10 – 11 классы. (Москва...
Пояснительная записка к элективному курсу «Технология написания сжатого изложения» iconПояснительная записка Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности 260501. 65 Технология продуктов общественного питания в соответствии с требованиями
«Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания», «Санитария и гигиена питания», «Товароведение продовольственных...
Пояснительная записка к элективному курсу «Технология написания сжатого изложения» iconРабочая программа педагога Слесаревой е м., первой квалификационной категории по элективному курсу «Деловая речь. Деловое письмо»
До сих пор школа мало занималась проблемами социализации личности, её социально-речевой подготовки к жизни вне школьных стен
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница