Учебно-методический комплекс учебной дисциплины




Скачать 16,66 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс учебной дисциплины
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер16,66 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Новокузнецкий филиал-институт

«Кемеровский государственный университет»


Кафедра экономической теории


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС




УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



РЕГИОНОВЕДЕНИЕ


Для специальности 080801 «Прикладная информатика (в экономике),


Компонент учебного план ГСЭ.В.01


Для факультета экономического




Новокузнецкий филиал-институт Кемеровского государственного университета

Кафедра экономической теории

Факультет экономический





УТВЕРЖДЕНО:

Декан Степанов И. Г.

(ф.и.о. декана)

« » 200_ г.

(подпись)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины


( ГСЭ.В.01 ) Регионоведение

( шифр и наименование дисциплины по рабочему учебному плану ООП)

для специальности (080801) Прикладная информатика (в экономике

( шифр и название специальности)


для очной, заочной и очно-заочной формы обучения

Составитель / разработчик(и) программы


к.г.н., доцент Мытарева Е.А.

(Ф.И.О., должность и степень)


Новокузнецк 2008





Рабочая программа составлена на основании

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

« » 200 г. Протокол №

Заведующий кафедрой Стародумова О.А.


/подпись/

(Ф.И.О)



Рабочая программа согласована с выпускающей кафедрой



Кафедра

Специальность

Ф.И.О. заведующего кафедрой

Согласовано

Экономическая теория

080102

Мировая экономика

Стародумова О.А.

Дата

подпись

































Рабочая программа одобрена методической комиссией факультета

« » 200 г. Протокол №

Председатель комиссии Кречетова М.А.

/подпись/

(Ф.И.О)




    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Место курса в системе дисциплин

Дисциплина «Регионоведение» одной из экономических наук в подготовке экономистов любой специальности. «Регионоведение» единственная дисциплина, предметом изучения которой служат: территория региона, его природно–ресурсный потенциал, демографические процессы, трудовые ресурсы, экономика региона, её структурная перестройка, экономические и внешнеэкономические связи.

Дисциплина входит в региональный (вузовский) компонент раздела ГСЭ..В..01 Изучение нацелено на формирование у будущих специалистов навыков работы со статистической картографической информацией, особенностей и закономерностей размещения производительных сил в старопромышленном регионе Кемеровской области.

Дисциплина «Регионоведение» изучает механизм экономического регулирования размещения производства, определения экономической эффективности регионального развития. Особое значение имеет глубокий анализ экономических факторов: динамики производительности труда, регионального распределения национального дохода, структуры и эффективности основных фондов, территориальной дифференциации цен и тарифов и т.д.


Цель и задачи изучения дисциплины, структура курса

Цель дисциплины "Регионведение" - формирование знаний социально-экономических процессов на конкретной территории у будущих экономистов, менеджеров, финансистов и других студентов, обучающихся по экономическим специальностям.

Без знаний территории страны в целом и территориальных особенностей регионов, природно-ресурсного потенциала, про структуры, экологических особенностей разных регионов, сложившихся отраслевых и региональных комплексов сложно решать задачи в области управления, маркетинга, банковского, страхового, биржевого дела, налогообложения, анализа хозяйственной деятельности, заниматься коммерческими операциями, грамотно оформлять бартерные сделки, экономические отношения и т.д.

На современном этапе развития экономики России важен дифференцированный подход к решению конкретных экономических вопросов в зависимости от возможностей и особенностей каждого региона, так как вся экономическая деятельность государства связана с социально-экономическим развитием ее субъектов федерации (федеральных округов).

Курс "Регионоведение» построен с учетом особенностей Российской Федерации

Основными задачами курса являются изучение:

- многообразия экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе;

- системного представления о структурах и тенденциях развития российской экономики;

- связи между историческим аспектом регионального развития и современным социально-экономическим положением РФ;

- отраслевой и территориальной структур экономики страны, природно-ресурсного потенциала, населения и трудовых ресурсов и проведение их экономической оценки;

- факторов и методов экономического обоснования производства;

- совокупностей методов исследования (балансового, индексного, экономико-статистического и картографического) для оптимального размещения производства в регионах.

Объем часов по видам учебной работы

Виды занятий

Очная форма

обучения

Заочная форма обучения

Очно-зочная

Форма обучения

Сокращенная форма обучения

ПИЭ-08

ПИЭЗ-08

ПИЭОС-08

ПИЭЗС-08

Всего по учебному плану

110

110

110

100

Аудиторные занятия

50

12

18

8

Лекции

34

4

10

4

Семинарские занятия

16

8

8

4

Самостоятельная работа

60

98

92

92

Самостоятельное изучение тем)

60

98

92

92


Курс «Регионоведение» состоит из 13 тем, которые изучаются последовательно друг за другом. Формы организации учебного процесса представлены аудиторными занятиями и внеаудиторной самостоятельной работой.

Аудиторные занятия проводятся в форме лекций и семинарских занятий.:

Семинарские занятия проводятся по следующим темам дисциплины:

- Предмет, методы и задачи курса;

- Теории размещения хозяйства;

- Территориальная организация народного хозяйства (ТОНХ);

- География основных межотраслевых комплексов (М.О.К.);

- Топливно-энергетический комплекс (ТЭК);

- Машиностроительный комплекс;

- Комплекс конструкционных материалов;

- Экономическое районирование. Региональная политика России;

- Характеристика федеральных округов;

Внеаудиторная самостоятельная работа осуществляется в форме самостоятельного изучения теоретического материала.


1.2 Содержание дисциплины


Тема № 1. Предмет, методы и задачи курса

"Экономическая география и региональная экономика" изучает экономический механизм размещения производства, определение экономической эффективности регионального развития. Предметом изучения являются процессы формирования, функционирования и развития территориальных социально-экономических систем и управления ими. Рассматриваются социально-экономические системы по составу и охвату территории, методы исследования: балансовый, картографический, статистический, сравнительно- географический, системного анализа, программно-целевого моделирования. Главные задачи курса: совершенствование территориальной организации общества, наиболее рациональное размещение хозяйства, повышение эффективности развития отдельного региона и страны в целом.

Тема № 2. Теории размещения хозяйства

Рассматриваются основные положения теорий зарубежных экономистов: а) классическая школа (И. Тюнен, А. Вебер, В. Кристаллер, А. Леш); б) современная школа (У. Иэард, В. Леонтьев, Ф. Перру, У.Алонсо).

Основные положения теорий российских ученых (Н.Н. Колосовский, Н.Д. Кондратьев).


Тема № 3. Территориальная организация народного хозяйства (ТОНХ)

Дается понятие ТОНХ. Рассматриваются закономерности, принципы и факторы. ТОНХ представляет собой совокупность двух взаимосвязанных структур; отраслевой и территориальной. Отраслевая структура: материальное производство и непроизводственная сфера, состав сфер, соотношение сфер в экономике России по сравнению с зарубежными странами. Территориальная структура (теория опорного каркаса, Г. М. Лаппо). Основные элементы (населенные пункты и линии транспортных путей), типы (радиально-кольцевой, полурадиально-кольцевой, линейный, решетчатый, приморский, многоядерный). Экономическая оценка отраслевой структуры: показатель специализации района (Су) коэффициент локализации (Кд), показатель общего уровня специализации района (С); территориальной структуры - коэффициент территориальной концентрации (Ктк).


Тема № 4. Природно-ресурсный потенциал России.

Даются понятия "природных ресурсов", "природных условий", "природно-ресурсного потенциала (ПРП)". Рассматриваются основные классификации природных ресурсов (экономическая, природная, экологическая). Ресурсообеспеченность территории России. Экономическая оценка природных ресурсов по основным направлениям: количественная, технологическая, экономическая. Дается оценка запасов полезных ископаемых по категориям (А., Б, С1, С2, Д1, Д2), структура общего использования России.


Тема № 5. Население. География урбанизации России.

Рассматривается современная демографическая ситуация в России. Этнический и конфессиональный (религиозный) состав населения, плотность и особенности расселения населения России ("главная полоса расселения"). Миграции, виды миграционных потоков (безвозвратные, временные, сезонные, маятниковые). Этнонациональные и демографические проблемы государства. Город, структурно-функциональная классификация городов, городские агломерации: структурные элементы, функции, типы (моноцентрические и полицентрические). Крупные городские агломерации (КГА) России. Урбанизация: понятие, основные этапы урбанизации России. Уровень урбанизации и региональные различия современной России..


Тема № 6. Промышленный комплекс России.

Отраслевая и территориальная структуры

Промышленный комплекс на современном этапе развития экономики
государства. Классификации отраслей промышленности (по группам добывающие
и обрабатывающие, "А" и "Б", по степени рыночной устойчивости;
инфляционные, депрессионные, кризисные, стабильные; по межотраслевым
комплексам). Отраслевая структура промышленности. Условия и факторы
размещения промышленности (природные условия и ресурсы, социально-
экономические, материально-технические и рыночные инфраструктурные,
технико-экономические, организационно-экономические, экономико- географическое положение, особенности общественно-исторического развития). Территориальная структура промышленности (промышленное районирование): пункт, центр, узел, агломерация, район. Методы экономического обоснования производства: коэффициент локализации производства (Кл),

производства: коэффициент локализации производства (Кл), коэффициент душевого производства (Кд), коэффициент межрайонной товарности (Кмт), показатель отраслей рыночной специализации (Су), показатель экономической эффективности размещения отраслей (Э).


  1   2   3

Похожие:

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «История русской философии»
Настоящее пособие – учебно-методический комплекс, рассчитанный на использование при изучении студентами университетов годового курса...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины История русской философии
Настоящее пособие – учебно-методический комплекс, рассчитанный на использование при изучении студентами университетов полугодового...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Операционные системы и среды»
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Информационных технологий» и утвержден Учебно-методическим советом...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Д дошкольная педагогика [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М. В. Антонова; Бийский пед гос ун-т им. В. М....
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины нотариат для студентов юридического факультета
Учебно-методический комплекс дисциплины «Нотариат» / сост. Т. Е. Борисова. – М. Импэ им. А. С. Гри­боедова, 2010. – 28 с
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Психодиагностика»
Учебно-методический комплекс утвержден и рекомендован к печати на заседании умс гуманитарного профиля от протокол №
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины (модуля) «трудовое право»
Учебно-методический комплекс подготовлен кандидатом юридических наук, доцентом О. А. Архиповой
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы виктимологии»
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Уголовно-правовые дисциплины» (протокол №6 от 14. 11. 10г)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница