Психолого-педагогические основы обучения иноязычному монологическому высказыванию учащихся начальной ступени




Скачать 21,23 Kb.
НазваниеПсихолого-педагогические основы обучения иноязычному монологическому высказыванию учащихся начальной ступени
страница1/7
Дата04.02.2016
Размер21,23 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение......................................................................................................... 4

ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы обучения иноязычному монологическому высказыванию учащихся начальной ступени

1.1. Требования федерального государственного образовательного

стандарта и программы по иностранному языку при обучении

учащихся начальных классов монологическому высказыванию …………. 7

1.2. Характеристика понятий «иноязычная коммуникативная компетенция», "монологическая речь", "монологическое

высказывание"……………………………………………………………….... 14

1.3. Психофизиологические и индивидуальные особенности

учащихся 2х-4х классов и их учёт при обучении

монологическому высказыванию………………………………….………… 23

Выводы по первой главе…………………………………………………….... 32

ГЛАВА 2. Методические основы обучения иноязычному монологическому высказыванию учащихся 2х-4х классов

 2.1. Специфические особенности обучения монологическому высказыванию на уроках английского языка в начальной

школе ………………………………………………………………………..... 34

2.2. Отбор упражнений  используемых при обучении

монологическому высказыванию на уроках английского языка и

их методическая организация……………………………………………...... 38

2.3. Разработка фрагментов уроков по английскому языку для обучения

монологическому высказыванию  учащихся 3 класса и их апробация…… 44

Выводы по второй главе…………………………………………………........ 53

заключение……………………………………………………………… 56

Список использованной Литературы……………………… 58

Приложение 1………………………………………………………………...... 63

Приложение 2……………………………………………………………. …... 67

Приложение 3………………………………………………………………..... 72

Приложение 4…………………………………………………………………. 75

Приложение 5…………………………………………………………………. 79

ВВЕДЕНИЕ

Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но в быту, сфере досуга человека.

В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности учащегося.

Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения направлено на обеспечение развития системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Вследствие быстрого перманентного обновления знаний выдвигается требование непрерывного образования на основе умения учиться

Поэтому необходимо учить младших школьников, самостоятельно обновлять знания, совершенствовать навыки и умения, необходимые для успешной учебной и внеучебной деятельности, формировать их готовность к освоению содержания обучения на средней ступени и в будущем совершать обоснованный выбор профессии. В этом контексте школа будет учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.

Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения школьника как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, досуговой, семейно-бытовой деятельности человека. Образование на начальной ступени является фундаментом, от качества которого, зависит дальнейшее обучение учащихся. В первую очередь, это касается сформированности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться.

Обучение говорению на иностранном языке (ИЯ) как продуктивному процессу требует от учащихся формирования языковых навыков и развитие умения построения монологического высказывания, которое представляет собой сложную методическую задачу, поскольку овладение им связано с наибольшими трудностями для учащихся.

Проблема обучения монологической речи на начальном этапе обучения является одной из самых актуальных проблем в методике обучения иностранному языку. Монологическое высказывание рассматривается как компонент процесса общения любого уровня – парного, группового, массового. Любое высказывание человека монологично по своей природе, оно всегда кому-то адресовано, даже если этот адресат – сам говорящий.

Основной задачей на начальном этапе обучения монологической речи является формирование коммуникативного ядра, включающего различные языковые средства, с помощью которых учащиеся имеют возможность выражать одну и ту же мысль разными способами на иностранном языке. От умений учащихся самостоятельного решать коммуникативно-познавательные задачи, включая языковую догадку и умение выражать личностное отношение к воспринимаемой информации, зависит качество монологического высказывания.

Объектом исследования выступает педагогический процесс по иностранному языку на начальной ступени обучения.

Предметом является формирование навыков и развитие умения монологического высказывания у учащихся 2х-4х классов.

Цель исследования: изучить психолого-педагогические и методические основы обучения монологическому высказыванию учащихся 2х-4х классов и на этой основе разработать фрагменты уроков по формированию монологического высказывания.

Реализация цели предполагает осуществление следующих задач:

1. изучить требования ФГОС и программы «Иностранный язык, начальная школа» в аспекте обучения монологическому высказыванию;

2. рассмотреть понятия «иноязычная коммуникативная компетенция», «монологическая речь» и специфические особенности монологического высказывания;

3. изучить психофизиологические и индивидуальные особенности учащихся 2х-4х классов;

4. разработать фрагменты уроков по формированию монологическому высказыванию с использованием отобранных упражнений.

Для решения задач необходимы следующие методы научного исследования:

- изучение и анализ психолого-педагогической, методической и лингвистической литературы по теме;

- анализ нормативных документов и учебно-методического комплекта «Enjoy English» / «Английский с удовольствием»;

- наблюдение;

- беседа;

- апробация;

Новизна исследования заключается в том что, и в практическом и теоретическом планах реализуется интегративная цель обучения иностранному языку младших школьников - формирование элементарной коммуникативной компетенции на доступном для них уровне в одном из основных видов речевой деятельности - говорении.

Практическая значимость состоит в том, что составленная серия упражнений и фрагменты уроков по обучению монологическому высказыванию на английском языке для учащихся 2х-4х классов могут быть использованы в педагогическом процессе по иностранному языку учителями, работающими на начальной ступени.

В структурном плане работа представлена введением, двумя главами, раскрывающими теоретическую и практическую составляющие исследования, выводами по главам, заключением, списком использованной литературы, пятью приложениями.


ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы обучения иноязычному монологическому высказыванию учащихся начальной ступени

1.1. Требования федерального государственного образовательного стандарта и программы по иностранному/ английскому языку для начальной школы при обучении монологическому высказыванию

Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования и обеспечивает целостное развитие личности обучающегося, его социализацию, формирование интеллекта и общей культуры.

Перспективным в развитии языкового образования в России явилось требование федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 года начинать обучение иностранным языкам в начальной школе. Федеральный государственный образовательный стандарт 2010 года и новые примерные программы осуществляют преемственность раннего обучения, что положительно влияет на формирование не только иноязычной коммуникативной компетенции у младших школьников, но и позволяет достигать более высоких личностных и метапредметных результатов в обучении иностранному языку.

Иностранный язык как учебный предмет наряду с русским языком и литературным чтением входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации, требуют развития коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Всё это повышает статус предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины. Иностранный язык как учебный предмет характеризуется:

  • межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литература, история, география, математика, информатика, биология);

  • многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическими, фонетическими, грамматическими, с другой - умениями в четырёх видах речевой деятельности: аудирование, чтении, говорении, письме);

  • полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).

Основной целью обучения иностранному языку на начальной ступени обучения является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудирование, говорении, чтении, письме, где элементарная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность учащихся осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого языка в устной и письменной форме в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для учащихся.

Достижение поставленной цели предполагает:

  • формирование умения общаться на иностранном языке, на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) формах;

  • приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;

  • развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебные умения;

  • развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;

  • воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами иностранного языка [30].

Являясь существенным элементом культуры народа носителя данного языка и средством передачи её другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира, расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует речевому развитию обучающихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов способствующих формированию основ филологического образования школьников.

 Исходя из сформированных целей, изучение предмета направленно на решение следующих задач:

- формирование представлений об иностранном языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими, пишущими на иностранном языке, узнавать новое через звучащие и письменные тексты;

- расширение лингвистического кругозора младших школьников; освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке на элементарном уровне;

- обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения;

-  развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом;

- развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием иностранного языка;

- приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на иностранном языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения;

- духовно - нравственное воспитание школьника, понимание и соблюдение таких нравственных устоев семьи, как любовь к близким, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших;

- развитие познавательных способностей, овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекса (учебником, рабочей тетрадью, аудио приложением, мультимедийным приложением и т.д.), умением работать в паре, в

группе [30].

Поставленные цели и задачи могут быть успешно реализованы только при условии использования современных подходов при обучении иностранному языку с учётом психофизиологических и индивидуальных особенностей младших школьников.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета « иностранный язык» основываются на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической основой реализации федерального государственного образовательного стандарта. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, мировое сообщество. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности: патриотизм, гражданственность, социальная адаптация, здоровье, семья, природа. Иностранный язык является важным средством воспитательного воздействия на личность. В процессе воспитания происходит «духовно-нравственное» развитие личности: формирование ценностно-смысловой сферы личности, способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству.

В Базисном учебном плане иностранный язык в начальной школе определяется как база, фундамент всего последующего обучения. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов в год из расчёта 2 часа в неделю при 34 неделях учебного года, что составляет 204 часа за 3 года обучения в начальной школе. При наличии дополнительных часов на изучение английского языка учитель имеет возможность дополнять темы, обеспечивающие достижение планируемых результатов на базовом уровне, материалами повышенного уровня сложности, добавляя соответствующее количество часов в календарно-тематическое планирование. Возможно использование материалов повышенного уровня сложности при планировании различных направлений внеурочной деятельности по иностранному языку.

Основными задачами реализации предметной области «Филология» являются:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности [43].

Результаты изучения иностранного языка с учётом специфики содержания предметной области отражают:

  • приобретение навыков общения в устной и в письменной формах коммуникации с носителями языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;

  • освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;

  • сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы [43]. 

В соответствии с Программой по иностранным языкам, разработанной в рамках стандартов второго поколения, предметные результаты дифференцируются по пяти сферам: коммуникативной, познавательной, ценностно-ориентированной, эстетической и трудовой. Планируемые результаты соотносятся с четырьмя ведущими содержательными линиями и разделами предмета английский язык:

  • коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности (аудирование, говорении, чтении, письме);

  • языковые средства и навыки пользования ими;

  • социокультурная осведомлённость;

  • общеучебные и специальные учебные умения. 

Основной содержательной линией из четырех перечисленных является развитие коммуникативных умений, которые представляют собой результат овладения иностранным языком на данном этапе обучения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами и навыками оперирования ими в процессе общения в устной и письменной форме. Таким образом, языковые навыки представляют собой часть названных сложных коммуникативных умений.

Коммуникативными умениями в говорении являются формирование и развитие умения в диалогической и монологической речи.

При овладении монологической речью младшие школьники учатся:

  • описывать картинку, фотографию, рисунок на заданную тему;

  • описывать животное, предмет, указывая название, качество, размер, количество, принадлежность, место расположения;

  • кратко высказываться о себе, о своей семье, своём друге, своём домашнем животном, герое любимой сказки, мультфильма: называть имя, возраст, место проживания, что умеет делать, любимое занятие и выражать при этом своё отношение к предмету высказывания (нравится / не нравится);

  • передавать содержание прочитанного, услышанного текста с опорой на иллюстрацию, ключевые слова, план;

  • воспроизводить выученные песни, рифмовки [43].

Объём монологического высказывания – 5-6 фраз.

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК) неразрывно связано с социокультурной осведомленностью младших школьников. Все указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета «Иностранный язык».

Интегративным результатом реализации основной образовательной программы (ООП) должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды:

  • обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;

  • гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;

  • комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.

Кадровое обеспечение необходимо формировать на основе социального заказа системы начального образования в соответствии с требованиями к подготовке педагогов, способных к профессиональной инновационной деятельности, обладающих высоким уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию [Там же].

Важнейшим средством воспитательного воздействия на личность является иностранный язык. Будучи частью, инструментом культуры, ИЯ формирует у младшего школьника через заложенные в языке видение мира, менталитет, отношение к людям через культуру народа, пользующегося данным языком как средством общения.

Школьники овладевают рациональными приемами изучения ИЯ и универсальными учебными действиями: пользоваться различными словарями и другой справочной литературой, находить информацию в Интернете, использовать электронные образовательные ресурсы, ориентироваться в информационно-образовательной среде.

Начальная ступень обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Итак, федеральный государственный образовательный стандарт и программа «Иностранный язык, начальная школа» являются основными нормативными документами, которые определяют цель, задачи, содержание, средства в полном объёме начальной школы по всем аспектам языка и видам речевой деятельности, в том числе в обучении говорению и его составляющей монологического высказывания.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Психолого-педагогические основы обучения иноязычному монологическому высказыванию учащихся начальной ступени iconРекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся. Портфолио Как уже отмечалось, в системе оценивания на начальной ступени
Как уже отмечалось, в системе оценивания на начальной ступени обучения рекомендуется использовать преимущественно внутреннюю оценку,...
Психолого-педагогические основы обучения иноязычному монологическому высказыванию учащихся начальной ступени iconТ. П. Зайченко Психолого-педагогические основы базовых информационных моделей, обеспечивающих достижение надпредметных результатов обучения
Психолого-педагогические основы базовых информационных моделей, обеспечивающих достижение надпредметных результатов обучения
Психолого-педагогические основы обучения иноязычному монологическому высказыванию учащихся начальной ступени iconПсихолого-педагогические основы контроля
Целью работы является анализ различных видов тестирования, их характеристика, отличительные особенности, рекомендации по обучению...
Психолого-педагогические основы обучения иноязычному монологическому высказыванию учащихся начальной ступени iconПсихолого-педагогические основы интеллектуального развития школьников в проблемном обучении Основные функции проблемного обучения
Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного...
Психолого-педагогические основы обучения иноязычному монологическому высказыванию учащихся начальной ступени iconПсихолого-педагогические основы проблемы развития

Психолого-педагогические основы обучения иноязычному монологическому высказыванию учащихся начальной ступени icon«Развитие связной речи детей дошкольного возраста в игре»
«Психолого-педагогические основы организации воспитания и развития дошкольников»
Психолого-педагогические основы обучения иноязычному монологическому высказыванию учащихся начальной ступени iconПедагогические основы непрерывного образования педагогов профессионального обучения в условиях образовательного комплекса «школа-колледж-вуз»

Психолого-педагогические основы обучения иноязычному монологическому высказыванию учащихся начальной ступени iconРеферат по дисциплине педагогические технологии в начальной системе образования Тема: «Игровые технологии развивающего обучения»
Негосудаственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Психолого-педагогические основы обучения иноязычному монологическому высказыванию учащихся начальной ступени iconПсихолого-педагогические и лингвистические основы формирования навыков орфографического самоконтроля у младших школьников. 8
Психологические основы формирования навыков орфографического самоконтроля у младших школьников. 8
Психолого-педагогические основы обучения иноязычному монологическому высказыванию учащихся начальной ступени iconМетодическое исследование «Психолого-педагогические условия воспитания эмоциональной культуры младших школьников в процессе обучения игре на домре, гитаре»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница