Конспект урока по теме «Сила Архимеда. Плавание тел»




Скачать 21,35 Kb.
НазваниеКонспект урока по теме «Сила Архимеда. Плавание тел»
Дата04.02.2016
Размер21,35 Kb.
ТипУрок
Конспект урока

по теме «Сила Архимеда. Плавание тел»

Урок составлен для учащихся 7 класса как обобщающее повторение изученной темы «Сила Архимеда. Плавание тел»

Характеристика класса, в котором проводился данный урок: Учащиеся 7 класса изучают физику первый год, обучение ведётся по учебнику А.В. Перышкина «Физика 7 класс» (2 ч. в неделю). В классе 12 учащихся, из них 5 человек имеют по предмету оценки «4» и «5», в том числе два мальчика проявляют повышенный интерес к изучению физики; 2 ребенка имеют сниженную учебную мотивацию, постоянно не усваивают учебный материал; остальные учащиеся класса (5 человек) изучают материал не регулярно, особых стараний не прикладывают.

Цель урока: - закрепить основные понятия и законы гидро - и аэростатики;

- продолжить развитие умения работать с физическими приборами.

На данном уроке решались следующие

Методические задачи:

Обучающая: - научить применять полученные знания в нестандартной ситуации;

- научить объяснять явления гидро- и аэростатики с точки зрения

соответствующих законов (Паскаля и Архимеда).

Развивающая: - развивать умение работать самостоятельно;

- развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и

обобщения изученного материала.

Воспитывающая: - воспитывать толерантное отношение к собеседнику;

- способствовать активизации познавательной и коммуникативной

деятельности.

Тип урока: урок обобщения, повторения, контроля и коррекции знаний.

На изучение темы «Сила Архимеда. Плавание тел» отводится 12 часов, из них один час (11) является резервным. Данный урок проводился в резервное время перед проведением тематического тестирования изученного материала.

Место проведения: кабинет информатики

Оборудование: 1). Таблицы: «манометр»; «барометр-анероид», «опыт Торричелли»;

иллюстрации из художественных произведений представленные в

слайдовой презентации; кроссворды, составленные учащимися;

таблицы с формулами.

2). Приборы и материалы: модель барометра- анероида; модель

металлического манометра; шар Паскаля; стеклянная чашка с водой;

соль; картофелина.

3). Оргтехника: компьютер, мультимедийный проектор, белый экран,

ученическая доска.

Предварительная подготовка к уроку:

Центральная доска разделена на 5 частей для индивидуальной работы учащихся:

Часть 1: на доске записаны физические термины по данной теме с пропущенными буквами. Заполнить пропуски.

Часть 2; 3 и 4: для выполнения дифференцированной индивидуальной работы. Трем учащимся, имеющим различный уровень подготовки, будут предложены карточки с индивидуальным заданием.

Часть 5: на доске записаны два столбика утверждений. Между ними поставить соответствие.

На боковой доске изображена лодка на воде.

Плакаты, необходимые для устной работы, располагаются по краю центральной доски на стене, рядом с боковой доской находится выставка творческих работ учащихся- кроссвордов по теме «Давление».

На партах учащихся находятся задания для самостоятельной работы.

На демонстрационном столе – приборы для демонстрации.

Для эффективной работы на уроке учащиеся должны

Знать: определение давления, способы изменения давления, механизм возникновения давления в жидкостях и газах, принцип сообщающихся сосудов, устройство и принцип действия барометра-анероида и манометра, законы Паскаля и Архимеда.

Уметь: рассчитывать давление твердых тел, жидкостей и газов аналитически и практически; пользоваться приборами для определения давления, применять закон Архимеда при расчете выталкивающей и подъёмной силы.


Ход урока:


I. Организационный момент: (1 минута)

Дидактическая задача: проверка готовности учащихся к уроку и их психологический настрой, сообщение темы и плана проведения урока.

Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня мы проводим с вами обобщающий урок по теме «Давление», на котором мы повторим весь изученный ранее материал и попытаемся, опираясь на полученные знания, объяснить многие явления, описанные в художественной литературе.


II. Работа над темой урока: (35 минут)

Дидактическая задача: проверить степень сформированности общеучебных умений и навыков, способности применять полученные знания в нестандартных ситуациях.


Учитель: Ребята, вы видите, что доска разделена на пять частей, которые предназначены для индивидуальной работы. Центр доски отведен на индивидуальную работу по карточкам, а слева и справа заданы задания следующего характера: заполнить пропуски в физических терминах, встречающихся в данной теме и поставить в соответствие следующие утверждения. Прошу к доске желающих выполнить эти задания! (образцы заданий даны в приложении)

Дети выходят выполнять задание

Учитель: (обращается к классу) Ребята работают у доски, а мы с вами выполним следующее задание: на ваших столах лежат листочки, в которых есть недописанные фразы или формулы. Допишите их. (3-4 минуты)

Учитель: Выполненную работу положите на край стола и давайте проверим правильность заполнения пропусков в физических терминах. (Ребята проверяют работу и исправляют допущенные ошибки). (образец правильных ответов представлен на слайдах)

Учитель: Теперь вспомним с вами все, что мы изучали о давлении и первое, о чем хотелось бы поговорить – это о законе Паскаля. В чем он заключается и как его можно проиллюстрировать на опыте?

Отвечает один ученик, который объясняет суть закона, устройство и принцип действия шара Паскаля. Проводит демонстрацию и на основе опыта делает вывод.


Учитель: Поговорим с вами об атмосфере. Что называют атмосферой? Почему молекулы газов, входящих в её состав не покидают Землю? Или не падают на неё?


При ответе ученик даёт определение атмосферы и объясняет условия её существования.


Учитель: Скажите, пожалуйста, как атмосфера оказывает давление, и почему его не чувствуем?

Ученик рассказывает, как атмосфера оказывает давление и что давление крови в организме человека регулирует влияние атмосферного давления на самочувствие.


Учитель: Кто впервые смог объяснить и измерить атмосферное давление? В чем заключается его опыт?

При ответе на этот вопрос ребенок пользуется методической таблицей «Опыт Торричелли. Атмосферное давление».


Учитель: Скажите, пожалуйста, почему Торричелли использовал ртуть, а не воду? Каким должен быть тогда бы столб воды в опытах Торричелли?


Учитель: Удобен ли барометр, изобретенный Торричелли? Почему? Как ученые вышли из этой ситуации?


Ученик отвечает устройство и принцип действия барометра-анероида, используя сам прибор и методическую таблицу «Барометр-анероид». По прибору определяет значение атмосферного давления на сегодняшний день. Сравнивает его с нормальным атмосферным давлением и делает примерный прогноз о состоянии погоды.


Учитель: Хорошо, ребята, а теперь давайте вспомним из какой известной сказки эти строки? (слайд)


И горы встают перед ним на пути.

И он по горам продолжает идти…






Учитель: Правильно! Молодцы ребята! А теперь скажите, как изменяется давление с изменением высоты? Почему?


Учитель: Скажите, пожалуйста, как вы поступите, если необходимо измерить давление в камере вашего велосипеда?

Школьник рассказывает, что для измерения давления больше или меньше атмосферного используется манометр. По методической таблице «Манометр» и по самому прибору он рассказывает устройство и принцип действия этого прибора.


Учитель: В одном из ваших кроссвордов я нашла такой вопрос: «Как называется прибор для измерения артериального давления?»

Кто знает, как он называется?


Учитель: Итак, двигаемся с вами дальше. Посмотрите на следующую иллюстрацию.

(слайд)

Воин-разведчик по имени Ратибор собирается перейти на другой берег реки. Для этого он взял длинную и толстую тростинку, чтобы дышать под водой. Ноздри и уши пловец заткнул желтым воском.

Придерживая тростинку за конец губами, он скрылся под водой и обеими руками поднял камень величиной с коровью голову. Обвязав груз тонкой веревкой, Ратибор устроил петлю для руки…

В. Д. Иванов. «Русь изначальная»





Учитель: Может ли человек дышать через трубку, находясь на значительной глубине? Скажите, для чего Ратибор взял тяжелый камень в руки? Какой закон физики заставил его это сделать?

Учитель: В чем заключается закон Архимеда? Как называется в этом случае сила, действующая на тела, погруженные в жидкость или газ?


Ученик рассказывает о законе Архимеда, иллюстрируя свой рассказ рисунком, на котором показывает действие на тело силы Архимеда.


Учитель: От чего зависит Архимедова сила? Как её рассчитать?


Ребенок на доске записывает формулу закона Архимеда и называет все физические величины, входящие в неё.


Учитель: На своём жизненном опыте вы знаете, что некоторые тела могут тонуть в жидкостях, а некоторые, наоборот, в ней всплывают. От чего это зависит? Объясните.


Пользуясь таблицей плотностей, ученик формулирует условия плавания тел.


Учитель: Давайте проверим, правильно ли расставлено соответствие между утверждениями, которые расставил Саша (Дети проверяют работу одноклассника, выполненную в начале урока в правой части доски, работая с таблицей плотностей, расположенной в учебнике, затем сверяют её с изображением на слайде).


Учитель: теперь вернемся вновь в страну сказок. Назовите автора этих строк и название сказки:


В третий раз он закинул невод…



Учитель:
Почему золотая рыбка может то всплывать, то опускаться на дно синего моря?



Ученик рассказывает о способности рыб всплывать или опускаться на дно при помощи пузыря.


Учитель: А сейчас кто-то из вас поработает фокусником и самую обыкновенную картофелину превратит в золотую рыбку. Есть желающие? Прошу к столу. Здесь вы найдете все самое необходимое для вашего фокуса.


Учитель: А пока Алеша готовится к своему выступлению, мы с вами решим следующую задачу: (слайд)


Мимо бревно суковатое плыло,

Сидя, и стоя, и лежа пластом,

Зайцев с десяток спасалось на нем.

«Взял бы я вас - да потопите лодку!»

Жаль их, однако, да жаль и находку –

Я зацепился багром за сучок

И за собою бревно поволок…




Учитель: Оцените, при каком минимальном объеме бревна зайцы могли на нем плыть. Массу зайца задайте сами.

Дети решают задачу. Тем временем уже готов результат эксперимента. Спустя 3 мин дети разбирают решение задачи и потом обсуждают вывод по результатам эксперимента.


Учитель: Давайте посмотрим на следующий слайд. На нем изображена лодка. Вспомним, почему маленький гвоздь в воде тонет, а большой корабль способен плавать на её поверхности?


Ученик объясняет, на чем основано плавание судов и на картинке в ходе рассказа указывает расположение на судне ватерлинии и осадки. Назначение этих линий.

Учитель: У нас осталась последняя иллюстрация. Скажите что это за произведение и кто его автор? Правильно! Это «Незнайка в солнечном городе» Н. Носова.


Пока Знайка со своими товарищами занимался этой работой все жители Цветочного города приходили и смотрели на огромнейший шар, который был привязан к ореховому кусту. Каждому хотелось потрогать шар руками, а некоторые даже пытались его приподнять.

- Шар лёгкий, - говорили они, - его свободно можно поднять кверху одной рукой.

-Лёгкий-то он лёгкий, но, по-моему, он не полетит, - сказал малыш, по имени Топик.

- Почему не полетит? – спросили остальные.

- Как же он полетит? Если бы он мог летать, то взвивался бы кверху, а он просто лежит на земле. Значит, хоть он и лёгкий, а всё-таки тяжёлый, - ответил Топик.

Коротышки задумались.

- Гм! Гм! – говорили они. – Шар лёгкий, а всё-таки тяжелый. Это верно. Как же он полетит?

Они стали спрашивать Знайку, но Знайка сказал:

-Потерпите немного. Скоро вы всё увидите.

Так как Знайка ничего и не объяснил коротышкам, то они стали сомневаться ещё больше. Топик ходил по всему городу и распространял нелепые слухи.

- Какая сила может поднять шар кверху? – спрашивал он и сам отвечал: - Нет такой силы! Летают птицы, потому, что у них есть крылья, а резиновый пузырь не полетит вверх. Он может полететь только вниз...




Учитель: Помогите Коротышкам! Как же шар полетит? Какая сила заставит его полететь?


Ещё не было шести часов утра, а вокруг уже собрался почти весь город. Многие коротышки, которым хотелось посмотреть на полет, сидели на заборах, на крышах домов.

Торопыжка первый залез в корзину и выбрал для себя самое удобное место. За ним полез Незнайка.

- Смотрите, - кричали собравшиеся вокруг зрители, - уже начинают садиться!

- Вы чего забрались в корзину? – сказал Знайка. – Вылезайте, рано ещё.

- Почему рано? Уже можно лететь, - ответил Незнайка.

- Много ты понимаешь! Шар сначала надо заполнить теплым воздухом.

- А зачем тёплым воздухом? – спросил Торопыжка...

Учитель: объясните Торопыжке зачем шар наполняют теплым воздухом?


В это время Знайка велел коротышкам наполнить несколько мешков песком и положить их в корзину. Сейчас же Торопыжка, Молчун, Авоська и другие малыши начали насыпать в мешки песок и класть их в корзину.

- Что это они делают? – с недоумением спрашивали друг друга зрители. – Зачем кладут в корзину мешки с песком?

- Эй, зачем вам мешки с песком? – Закричал Топик, который сидел верхом на заборе.

- А вот поднимемся и будем вам сверху на головы бросать, - ответил Незнайка.

Конечно, Незнайка и сам не знал, для чего мешки. Он это просто так выдумал...


Учитель: Скажите, зачем Коротышкам понадобились мешки с песком?

III. Заключительная часть урока: (4минуты).

Дидактическая задача: анализ выполненных заданий, их креативность, рефлексия учащихся по достижению целей урока, комментирование оценок, полученных на уроке.


Учитель: Наш урок подходит к концу. В заключение хотелось бы несколько слов сказать о ваших творческих работах по этой теме. Работали вы с фантазией. Об этом говорит оформление ваших работ. Некоторые работы выполнены с недочетами: неверно составлена сетка кроссворда, не корректно поставлены вопросы, но говорят, на ошибках учатся, поэтому я надеюсь, что эту работу мы продолжим с вами и на других темах, и вы учтете эти замечания.

Учитель: Ну, а сейчас подведем итоги сегодняшнего урока, и оценки за урок своим товарищам вы поставите сами. (В ходе небольшой дискуссии выставляются оценки, заработанные учениками на уроке).

Учитель: Ребята сегодня у нас проходил не обычный урок, поэтому хотелось бы услышать ваше мнение о прошедшем уроке. (По желанию 2-3 ребенка могут высказать свое мнение о прошедшем уроке, какое-то пожелание, которое учитель должен применить в другом уроке.)

Учитель: Домашним заданием к следующему уроку будет повторение материала III главы вашего учебника и §7, 8 из материалов для дополнительного чтения.

Урок окончен, спасибо за внимание. До свидания.


Список используемой литературы:

  • А. В. Перышкин «Физика. 7 класс»,

Москва, «Дрофа»,2001год.

  • Е. М. Гутник «Физика. 7 класс: Поурочное планирование к

учебнику», Москва, «Дрофа», 2001 год.

  • С. А. Тихомирова «Дидактический материал по физике.

7 – 11 класс. Физика в художественной литературе», Москва, «Просвещение», 1996 год.

  • С. А. Тихомирова «Физика в пословицах, загадках и сказках»,

Москва, «Школьная пресса», 2002 год.


Приложение к уроку:


Задания для самостоятельной работы по вариантам:


I. 1. Давление жидкости на дно сосуда зависит от …

2. Примеры сообщающихся сосудов - …

3. Fарх= …

4. 14,7 Па= … гПа.


II. 1. Свободные поверхности однородной жидкости в

сообщающихся сосудах располагаются …

2. Давление жидкости на дно сосуда: р=…

3. 352кПа= … Па

4. Запишите единицы измерения: Fарх; V; g; ρ.


Задания для индивидуальной работы на доске:


1. (на оценку «3») Водолаз в жестком скафандре может погружаться на глубину 250 м. Определите давление воды в море на этой глубине. Плотность морской воды 1030 кг/м3.


2. (на оценку «4») На какой глубине давление воды в море 412кПа?


3*. (на оценку «5») В какую жидкость погружено тело, если давление на глубине 12м равно 108кПа?


4. Заполните пропуски в физических терминах:

Закон П…скаля;

Атм…сфера;

Опыт Тор…ичел…и;

Б…рометр – ан…роид;

М…нометр;

Сила Арх…меда;

Стр…тостат.


5. Расставьте соответствие между утверждениями:


Кирпич в воде Всплывает


Дубовый брусок в серной кислоте Плавает


Лед в машинном масле Тонет


Иллюстрации к уроку

  • С. Я. Маршак «Приключения Доктора Айболита»

  • В. Д. Иванов «Русь изначальная»

  • А. С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке»

  • Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

  • Н. Носов «Незнайка в Солнечном городе»
















Похожие:

Конспект урока по теме «Сила Архимеда. Плавание тел» iconЗакон Архимеда. Теоретические основы. Полный закон Архимеда. Интересные факты. Проблемные вопросы работы. Какие пельмени легче: только что сделанные или вареные? Как «утопить»
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел. Условия плавания тел
Конспект урока по теме «Сила Архимеда. Плавание тел» iconКонспект урока давление и сила давления
Тема: «Давление и сила давления»; первый урок в теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»
Конспект урока по теме «Сила Архимеда. Плавание тел» iconПлан-конспект урока по теме «Сила трения. Трение в природе и технике.»
«Взаимодействие тел»», урок 20 «Сила трения. Трение в природе и технике»
Конспект урока по теме «Сила Архимеда. Плавание тел» iconРешение: Если внимательно посмотреть на эту фигуру, то её элементарной ячейкой является треугольник сопротивлений. Сопротивление этого треугольника равно r = 4/3 Ом. Начертим эквивалентную электрическую схему «звездочки»
Решение: При установившемся движении сила тяжести, сила Архимеда и сила сопротивления уравновешивают друг друга
Конспект урока по теме «Сила Архимеда. Плавание тел» iconКонспект урока физики в 7 классе по теме «Давление и сила давления»
Использование современных образовательных технологий: мультимедиа-технологии, технология критического мышления, коммуникационные...
Конспект урока по теме «Сила Архимеда. Плавание тел» iconКонспект урока гидравлический пресс
Тема: «Гидравлический пресс»; 16 урок в теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»
Конспект урока по теме «Сила Архимеда. Плавание тел» iconКонспект урока по теме «…простое величие простых людей…»
План – конспект урока по теме «…простое величие простых людей…» (Н. В. Гоголь). (Становление личности Петра Гринева под влиянием...
Конспект урока по теме «Сила Архимеда. Плавание тел» iconПлан-конспект урока сила трения
Цель урока: изучить явление трения, создать условия для формирования у учащихся практических навыков
Конспект урока по теме «Сила Архимеда. Плавание тел» iconПлан-конспект урока сила трения
Цель урока: изучить явление трения (его причины, закономерности); создать условия для формирования у учащихся практических навыков:...
Конспект урока по теме «Сила Архимеда. Плавание тел» iconКонспект урока для 7 класса сила трения
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №91» г. Красноярск
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница