Рабочая программа учебной дисциплины «Социолингвистика»




Скачать 16,31 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «Социолингвистика»
страница1/5
Дата04.02.2016
Размер16,31 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5
Новокузнецкий филиал-институт

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»


Факультет гуманитарный

Кафедра философии


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


ДИСЦИПЛИНЫ


ДС.Ф. Социолингвистика

(код и название дисциплины по учебному плану специальности)


Для специальности 040201Социология

(код и название специальности)

Цикл дисциплин учебного плана ДС

(ОГСЭ, ЕН, ОПД, СД, ДС)

Компонент учебного плана: федеральный

(федеральный, региональный, вузовский)

Формы обучения очная


Новокузнецк

Новокузнецкий филиал-институт

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»


Кафедра философии

Факультет гуманитарный



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебной дисциплины


ДС.Ф. Социолингвистика

(код и название дисциплины по учебному плану специальности)


Для специальности 040201Социология

(код и название специальности)

Цикл дисциплин учебного плана ДС

(ОГСЭ, ЕН, ОПД, СД, ДС)

Компонент учебного плана: федеральный

(федеральный, региональный, вузовский)

Формы обучения очная


Составитель(и) / разработчик(и) программы


Пашина Л.А.., к.ф.н., старший преподаватель


Новокузнецк




Рабочая программа учебной дисциплины «Социолингвистика»

Пояснительная записка


Социолингвистика как учебная дисциплина составляет необходимую часть современного социологического образования. Входя в круг дисциплин языкового направления, социолингвистика ставит своей задачей дать обучающимся систематизированные знания по вопросам, связанным с социальной природой языка, его общественными функциями, ролью языка в социальном континууме, воздействием социальных факторов на те или иные участки языковой системы в их эволюции и при выполнении заданных обществом функций. Данная дисциплина призвана отразить как непосредственную, так и опосредованную связь между варьированием социальных ситуаций и варьированием собственно языкового компонента в жизни общества.

Структура курса. Социолингвистика представляет собой курс лекций и семинарских занятий социолого-лингвистического характера, читаемый студентам 4 курса дневного отделения, обучающимся на гуманитарном факультете по специальности 020300 – «Социология». Курс состоит из 15 тем, которые сгруппированы в три раздела: введение в социолингвистику, лингвистические и социальные взаимодействия, языковое многообразие.

В настоящем издании к каждой теме рекомендуется как основная, так и дополнительная литература. Первая включает в себя основные источники по данной дисциплине, а во второй помещены книги, призванные помочь студентам при написании рефератов и более глубоком знакомстве с проблемами современной социолингвистики. В программе имеется обязательный терминологический минимум, отражающий содержание дисциплины.

Программа рассчитана на 30 лекционных часов, 16 часов практических занятий и 17 часов самостоятельной подготовки. В зависимости от изменений в рабочих и учебных планах специальности, в данную программу могут быть внесены корректировки: часть материала может быть отдана на самостоятельное изучение, вынесена на обсуждение на семинарских занятиях.

Целью изучения данного курса является формирование у студентов представлений об одном из направлений современного языкознания, находящегося на стыке нескольких наук: собственно лингвистики, социологии, социальной психологии, этнографии и некоторых других; о его проблематике и языке, средствах, методах и категориях, а так же об истории социолингвистики и ее современных проблемах.

К основным задачам курса можно отнести следующие: освоение основных понятий и категорий социолингвистики, например, таких как «языковая ситуация», «диглоссия», «билингвизм», «языковая политика», «национальный язык» и многих других; знакомство с направлениями и методами социолингвистических исследований; овладение социолингвистическими методами анализа культурных взаимодействий, опосредованных языком; характеристика социальных разновидностей языка; уяснение соотношения социолингвистики с другими дисциплинами. В целом, основной задачей курса является изучение основ социолингвистики как раздела языкознания, исследующего обусловленность языковых явлений и языковых единиц социальными факторами. К такого рода факторам обычно относят обычаи, традиции, особенности общественной и культурной жизни людей, участвующих в языковом взаимодействии, а также конкретные условия коммуникации: время, место, социальный и культурный статусы участников, их цели.

Место курса. Данный курс базируется на изучении курса «Семиотики» как теоретической основы для изучения функционирования языковых систем в обществе, взаимодействия языков и культур, их отдельных подсистем и структурных компонентов, а также на знаниях, полученных в ходе изучения курсов «Социологии», «Культуры речи», иностранных языков, что позволяет проводить необходимый сравнительный анализ и обусловливает не только ознакомительный, но, отчасти, и повторительный характер дисциплины. Изучение курса завершается написанием рефератов по актуальным проблемам социолингвистики. Эта работа призвана сориентировать студентов в многообразии проблем современной социальной лингвистики, помочь им в применении социолингвистических методов и материалов при написании курсовых и дипломных работ по широкому кругу социолингвистических и, собственно, социологических проблем.

Требования к уровню освоения курса.

Студент должен знать:

- предмет, объект, цели, задачи социолингвистики;

- содержание базовых социолингвистических понятий и их интерпретацию;

- основные концепции, направления и персоналии в истории социолингвистики;

- основные методы социолингвистики;

- современную языковую ситуацию и социальные факторы, влияющие на эволюцию языка;

- факторы, влияющие на социальную дифференциацию языка;

- цели и задачи языковой политики.

Студент должен уметь:

- на основании демографических, социологических, лингвистических и прочих данных анализировать социальную ситуацию;

- пользоваться терминологией социолингвистики и смежных наук;

- различать языковые/речевые средства литературного языка и нелитературных форм;

- анализировать мероприятия языковой политики.

Учебно-тематический план







Название и содержание разделов, тем и модулей

Объем часов



Общий

Аудиторная работа



Самостоя-тельная

работа студентов

Лекции

Семи-

нары

Раздел 1. Введение в социолингвистику

1


Предмет социолингвистики. Социальные функции языка

5

2

1

2

2

Направления социолингвистических исследований. Методы социолингвистики.

4

2

0

2

3


Знаковость языка

7

2

1

4

4

Происхождение языка

6

2

0

4

5

История развития письменности

6

2

0

4

Раздел 2 Лингвистические и социальные взаимодействия

6

Язык как общественное явление

8

4

0

4

7

Развитие языка и развитие общества

10

4

0

6

8

Проблема отражения действительности в языке

8

2

0

6

9

Социальная и функциональная дифференциация языка и общества

10

2

2

6

10

Языковая личность

6

2

0

4

11

Речевое поведение

8

0

4

4

12

Невербальная коммуникация

6

0

2

4

Раздел 3. Языковое многообразие

13

Взаимодействие языков и обществ

12

2

2

8

14

Языковая ситуация

10

2

0

8

15

Языковая политика

14

2

4

8

Итого

120

30

16

74



Итоговая форма контроля – зачет.

Содержание разделов курса


Раздел 1. Введение в социолингвистику


Тема 1. Предмет социолингвистики. Социальные функции языка (2 ч.л. + 1 ч.пр.)

Основные цели и задачи курса «Социолингвистики». Объект и предмет изучения. Становление социолингвистики, ее место среди других дисциплин о языке и обществе. Соотношение социолингвистики и семиотики. Общественные функции языка, их иерархизация.


Тема 2. Направления социолингвистических исследований. Методы социолингвистики (2 ч.л.)

Синхроническая, диахроническая, макро-, микро-, теоретическая, прикладная социолингвистика. Социология языка и социолингвистика. Методы сбора материала. Обработка и представление статистических результатов. Соотношение направлений и методов социолингвистических исследований.


Тема 3. Знаковость языка (2 ч.л + 1 ч.пр.)

Понятие знака в семиотике. Классификация знаков. Сущность языкового знака. План содержания и план выражения. Свойства языкового знака. Семантическая структура слова. Социальные импликации знаковости языка. Политика именований.


Тема 4. Происхождение языка (2 ч.л.)

Суть проблемы происхождения языка. Филогенез и онтогенез человека. Научные критерии проверки истинности гипотез о происхождении языка. Гипотезы о происхождении языка. Анализ их достоинств и недостатков.


Тема 5. История развития письменности (2 ч.л.)

Письменность и ранняя цивилизация. Различные ступени развития письма (зачатки письма, пиктография, идеографическое письмо, переходные письменности, фонетическое, силлабическое, алфавитное виды письма). Неалфавитные и алфавитные системы письма. Проблема единого международного алфавита. Происхождение современного русского языка. Цифры. Стенография.


Раздел 2. Лингвистические и социальные взаимодействия


Тема 6. Язык как общественное явление (4 ч.л.)

Соотношение социального и биологического в природе языка. Понятие языковой способности. Язык, раса, нация. Отличие языка человека от коммуникативных систем животных. Своеобразие языка как общественного явления. Методологические основы отношения к языкам наций. Языковые универсалии.

Носитель языка в социальной структуре. Структура общества. Социальное неравенство. Языковой компонент культуры социума. Языковая специфика социологических понятий. Проявления статуса и роли в языке. Языковая социализация. Демография как вспомогательная для социолингвистики дисциплина.


Тема 7. Развитие языка и развитие общества (4 ч.л.)

Развитие языка во внутриструктурном и функциональном аспектах. Понятие прогресса в языке. Соотношение темпов развития языка и развития общества. Своеобразие языка на различных ступенях общественно-экономических формаций. Социальная обусловленность языковой эволюции (социолингвистическая концепция Е. Д. Поливанова, теория антиномий, теория звуковой эволюции У. Лабова).

Культурно-историческое развитие языка. Основные роды фактуры речи. Влияние их особенностей на общественные институты.


Тема 8. Проблема отражения действительности в языке (2 ч.л.)

Понятие образа мира и языковой картины мира. Национально-культурная специфика речевого поведения. История развития теоретических взглядов на проблему. Гипотеза лингвистической относительности Сепира–Уорфа. Влияние языка на познавательные процессы в филогенезе и онтогенезе. Язык и мышление. Виды мышления.


  1   2   3   4   5

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «Социолингвистика» iconРабочая программа учебной дисциплины техническая механика название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Социолингвистика» iconРабочая программа учебной дисциплины элементы и узлы периферийных устройств компьютерных систем название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Социолингвистика» iconРабочая программа учебной дисциплины ен. Ф математический анализ
Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры математики и математического моделирования факультета информационных...
Рабочая программа учебной дисциплины «Социолингвистика» iconРабочая программа учебной дисциплины ен. Ф «Дискретная математика»
Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры математики и математического моделирования факультета информационных...
Рабочая программа учебной дисциплины «Социолингвистика» iconРабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 62 «Экономика»
Математический анализ : рабочая программа учебной дисциплины / сост. Н. С. Бартенева– Оренбург : огим, 2011. – 22 с
Рабочая программа учебной дисциплины «Социолингвистика» iconРабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины Информатика разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по...
Рабочая программа учебной дисциплины «Социолингвистика» iconРабочая программа учебной дисциплины фтд «Решение нестандартных математических задач»
Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры математики и математического моделирования факультета информационных...
Рабочая программа учебной дисциплины «Социолингвистика» iconРабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Социолингвистика» iconРабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Социолингвистика» iconРабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница