Подготовка старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в условиях уровневой дифференциации обучения




Скачать 26,38 Kb.
НазваниеПодготовка старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в условиях уровневой дифференциации обучения
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер26,38 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3
На правах рукописи


АРТЮХОВА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА


ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ
К СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ
В УСЛОВИЯХ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБУЧЕНИЯ



Специальность 13.00.01 – общая педагогика,

история педагогики и образования


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Кемерово 2006

Работа выполнена на кафедре развития личности ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Шалавина Тамара Ивановна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Руднева Елена Леонидовна;
кандидат педагогических наук, доцент Сахарова Валентина Ивановна Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»

Защита состоится 20 октября 2006 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 212.088.02 при ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» по адресу: 650043, г. Кемерово, проспект Советский, 73,
ауд. 2-319.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет».

Автореферат разослан «18» сентября 2006 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор педагогических наук, доцент Губанова М.И.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования. Динамизм социально-экономических преобразований в России, характеризуемый сложностью и неоднозначностью процессов, происходящих на рынке труда, создает предпосылки для качественного изменения подготовки выпускников общеобразовательных школ к успешному вхождению в социальный и профессиональный мир, к выбору будущей профессии.

С переходом российского государства к экономике рыночного типа необходимо существенное переосмысление целей и задач воспитательно-образовательного процесса средних общеобразовательных учреждений, создание условий для формирования и самореализации компетентного, творческого развивающегося человека, способного адаптироваться в быстро меняющейся обстановке.

Сегодня деловой и профессиональный мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь, способных успешно и эффективно находить и реализовать себя в различных социальных ролях и видах общественных работ.

Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) создал условия для перехода к образованию по выбору, предоставил возможность ученику выбирать вид образовательного учреждения и формы получения образования. Демократические реформы привели к усилению внимания к вопросам профессиональной ориентации в образовательных учреждениях. В результате выпускник школы стал осознавать, что стать успешным человеком в условиях рынка сможет тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, обладает способностью приспосабливаться к новым условиям труда, быть конкурентоспособным.

В этой связи актуализируется проблема социально-профессионального самоопределения молодежи, возникает необходимость в новом подходе к ее решению в интересах, как самой личности, так и общества.

Современные социологические и педагогические исследования обнаруживают нечеткость профессиональных намерений современного подрастающего поколения, неподготовленность большинства выпускников к овладению ситуацией выбора профессии, неспособность подрастающего поколения к рациональному сочетанию общеобразовательной подготовки с процессами самообразования и самопознания в целях профессионального роста, невостребованность потенциала образовательной среды школы в процессе социально-профессионального самоопределения старших школьников.

В средних общеобразовательных учреждениях проблеме формирования социально-профессионального самоопределения не уделяется должного внимания, вследствие чего около 60% старшеклассников не связывают выбор будущей профессии со своими реальными возможностями и потребностями рынка труда, 65% - не владеют информацией об избираемой профессии, 49% - ориентированы в выборе профессии на поддержку со стороны родителей.

Эти трудности обусловлены, на наш взгляд, отставанием реальной школьной практики подготовки учащихся к социально-профессиональному самоопределению от требований современности, эпизодичностью ее осуществления, невниманием к личности учащегося и его индивидуальным психологическим особенностям.

В педагогической науке исследованию проблемы формирования социально-профессионального самоопределения уделялось недостаточно внимания. Наибольшую теоретическую и практическую разработанность получила проблема профессиональной ориентации школьников.

Методологические основы профориентации раскрыты в работах
А.Е. Голомштока, Н.Н. Захарова, Л.А. Йовайши, Е.М. Павлютенкова,
А.Д. Сазонова, Н.Н. Чистякова, С.Н. Чистяковой и др., определивших условия для создания системы профессиональной ориентации, особенности подготовки школьников к выбору профессии в процессе изучения основ наук, трудового обучения.

Профессиональное самоопределение, его понятия, принципы, содержание исследовали В.И. Журавлев, А.Я. Журкина, Н.Э. Касаткина, Л.И. Кундозерова, А.М. Кухарчук, В.А.Поляков, Н.С. Пряжников, В.Д. Симоненко,
А.Б. Ценципер, С.Н. Чистякова, Т.И. Шалавина и др.

Сущность социального самоопределения, саморазвития школьников, роль школы и других социальных институтов в формировании социального самоопределения отражены в работах О.С. Газмана, М.Р. Гинзбурга,
Г.В. Даниловой, Т.Н. Мальковской, Т.В. Машаровой, А.В. Мудрика,
В.Ф. Сафина и др.

Психологическое обоснование социального и профессионального самоопределения школьников освещено в работах ученых К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Е.А. Климова, А.Н. Леонтьева,
С.Л. Рубинштейна, П.А. Шавира и др.

Теоретические и практические вопросы формирования профессионального самоопределения старшеклассников нашли отражение в работах последних лет. С.А. Боргояков, Н.А. Заруба, Д.А. Коноплянский, В.Н. Пересыпкин,
И.В. Тимонина, И.Д. Чечель и др. разрабатывают проблему профессионального самоопределения учащихся инновационных образовательных заведений с профильным обучением. Вопросы формирования готовности школьников к профессиональному самоопределению нашли освещение в работах
Л.А. Амировой, М.Ю. Бугаковой, Н.В. Кирий, Л.В. Мальцевой,
А.В. Мордовской, С.Е. Моторной, И.В. Рябцевой и др.

В последнее десятилетие появились работы А.А. Андриянова,
М.Г. Кудрявцевой, А.В. Макарчук, Л.Ю. Мургазаяновой, Е.В. Предеиной,
И.Е. Сазонова, С.Н. Чистяковой, Н.И. Шулеповой и др., исследующие различные аспекты социально-профессионального самоопределения подростков.

Проблемы дифференциации обучения школьников исследованы в работах Э.Р. Гречкиной, Р. Де Грота, В.Я. Ляудис, В.М. Монахова, Е.С. Рабунского, Л.Н. Рожиной, И.Э. Унт, И.С. Якиманской и др.

Несмотря на значительное число работ, посвященных проблеме самоопределения, анализ научных исследований и практики свидетельствует о том, что недостаточно изученной остается проблема подготовки старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в условиях уровневой дифференциации обучения; слабо используется проектная деятельность старших школьников в их подготовке к выбору профессии; недостаточно внимания уделяется применению культурологического подхода к формированию социально-профессионального самоопределения.

Выявленные недостатки в теории и практике подготовки старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению на современном этапе объясняются наличием противоречий между:

- объективной потребностью личности старшеклассника в социально-профессиональном самоопределении и реальными условиями общеобразовательной школы в формировании этого самоопределения;

-необходимостью использования возможностей уровневой дифференциации обучения в подготовке старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению и неразработанностью педагогических путей и средств ее реализации.

Указанные противоречия определили проблему исследования: каковы педагогические пути и средства подготовки старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в условиях уровневой дифференциации обучения. Решение этой проблемы и составляет цель исследования.

Цель исследования состоит в выявлении, научном обосновании и экспериментальной проверке педагогических путей и средств подготовки старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в условиях уровневой дифференциации обучения.

Объект исследования: процесс социально-профессионального самоопределения старшеклассников.

Предмет исследования: педагогические пути и средства подготовки старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в условиях уровневой дифференциации обучения.

Гипотеза исследования: подготовка старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в условиях уровневой дифференциации обучения будет эффективной, если:

  • реализуются возможности уровневой дифференциации обучения, способствующие формированию у учащихся целостной картины социального и профессионального мира, своего места в нем, выявлению личностных смыслов социальной, профессиональной, социокультурной составляющих социально-профессионального самоопределения;

  • обеспечивается своевременное выявление и учет индивидуальных особенностей старших школьников как субъектов социально-профессионального самоопределения в процессе дифференцированного обучения;

  • реализуются дифференцированный и культурологический подходы, направленные на расширение диапазона знаний о жизненных приоритетах, социально-, культурно- и профессионально-ценностных ориентациях в целях преодоления узкопрофильной осведомленности личности, на развитие профессионально важных качеств, приобретение первоначального опыта социальной и профессиональной деятельности старшеклассника;

- предусматривается включение учащихся в личностно и социально значимую деятельность овладения языком как универсальной знаковой системой, являющейся средством общения и формирования единой картины мира, включающей профессионально-трудовой и социокультурный мир.

Для достижения поставленной цели и подтверждения правомерности выдвинутых предположений в ходе исследования решались следующие задачи:

  1. Выявить предпосылки и проанализировать теоретические подходы к проблеме подготовки старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в современных условиях.

  2. Исследовать сущность и компоненты готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в условиях уровневой дифференциации обучения, критерии и уровни ее сформированности.

  3. Определить педагогические пути и средства подготовки старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в условиях уровневой дифференциации обучения.

  4. Разработать научно-практические рекомендации по совершенствованию процесса подготовки старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в условиях уровневой дифференциации обучения.

Методологической и теоретической основой исследования явились научные положения философии о взаимосвязанном развитии личности и общества, о ведущей роли личностно-ориентированного и деятельностного подходов в становлении личности; основные положения теории деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Л.П. Буева, А.Н. Леонтьев, В.Д. Шадриков); совокупность научных знаний о социально-деятельностной обусловленности развития личности (В.Г. Виноградский, Э.В. Ильенков, И.С. Кон, А.В. Мудрик); психологии самоопределения школьников (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович,
Е.А. Климов, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.); концептуальные основы социально-профессионального самоопределения школьников
(С.С. Гриншпун, А.Я. Журкина, Н.С. Пряжников, С.В. Сальцева); идеи дифференцированного обучения И.С. Якиманская, Л.Н. Рожина, В.Л. Ляудис, И.Э. Унт); концепция культурологического подхода (А.И. Арнольдов,
В.С. Библер, Н.Б. Крылова, Г.И. Ловецкий, Ю.М. Лотман, А.Ф. Малышевский, Н.Е. Щуркова и др.).

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы; педагогические наблюдения, изучение и анализ продуктов деятельности учащихся; методы опроса (беседа, анкетирование, интервьюирование), тестирование, метод экспертных оценок и самооценок, констатирующий и формирующий эксперименты; качественный и количественный анализ результатов исследования, статистическая обработка полученной информации.

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа с 2000 по 2006 г.г.

На первом, поисково-теоретическом этапе (2000-2002г.г.), осуществлялся анализ литературы по теме исследования, выявлялись предпосылки и определялась структура подготовки старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в условиях дифференциации обучения. Это период изучения исторического опыта и современного состояния организации профессиональной и социальной ориентации учащихся; определения целей и задач экспериментального исследования, уточнения научного аппарата исследования, составления методики опытно-экспериментальной работы.

На втором, поисково-эмпирическом этапе (2002–2004г.г.), разрабатывались критерии и показатели сформированности социально-профессионального самоопределения, экспериментальные материалы и осуществлялась их апробация, разрабатывались структура и содержание подготовки старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в условиях уровневой дифференциации обучения, проводилась их проверка на практике, дорабатывалась программа и методика эксперимента.

На третьем, заключительном этапе (2004-2006г.г.), завершен формирующий эксперимент, в ходе которого осуществлялась проверка гипотезы, отрабатывались педагогические пути и средства подготовки старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению на основе личностно-ориентированного подхода; обобщались и обсуждались результаты исследования, проводилась их количественная и качественная обработка; уточнялись научно-практические рекомендации, обеспечивающие подготовку старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению; осуществлялась теоретическая интерпретация выводов и положений исследования, литературное оформление работы.

Основной опытно-экспериментальной базой явились: лицей № 34, гимназия № 48, общеобразовательные школы № 31, 49, 50, 56 г. Новокузнецка. Исследованием было охвачено 290 учащихся старших классов, 178 родителей, 107 учителей.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- выявлены и систематизированы предпосылки подготовки старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению: социально-экономические (повышение требований рынка труда к современному специалисту; нарастание латентных (скрытых) процессов в сфере занятости; особенности современного профессионалоьного труда; динамичность и нестабильность мира труда и профессий, замена монопрофессионализма полипрофессионализмом; снижение возможностей участия молодежи в экономическом развитии, уменьшение социальной ценности труда; осложнение демографической ситуации; ухудшение медико-биологических параметров состояния здоровья молодежи; расширение процесса десоциализации молодежи); организационно-педагогические (структурные изменения в сети общеобразовательных учреждений; обновление содержания образования на основе учета образовательных потребностей и требований мировых образовательных стандартов; отрыв образовательной системы от потребностей рынка труда; потребность личности в интеллектуальном и социально-профессиональном развитии; дифференциация обучения, направленная на создание наиболее благоприятных условий для развития личности учащегося как индивидуальности; ориентир на культуру, духовность, высоконравственные поступки в социально-профессиональной деятельности человека);

- уточнено и расширено понятие «социально-профессиональное самоопределение старших школьников» (уточнение и расширение заключается в рассмотрении социально-профессионального самоопределения как целостного интегративного процесса, имеющего диалектический характер и включающего, кроме социальной и профессиональной, социокультурную составляющую; диалектичность проявляется в двойственности понятия социально-профессионального самоопределения: с одной стороны, это динамический непрерывный процесс формирования личностных качеств, а с другой – это результат дифференциации обучения, проявляющийся в готовности старших школьников к выбору своей социально-профессиональной позиции и будущей профессии на основе осознания и самооценки собственных возможностей, способностей, желаний и требований рынка труда с целью овладения в дальнейшем профессиональной деятельностью, самореализации в ней и профессионального совершенствования);

  • дополнена структура готовности старших школьников к социально-профессиональному самоопределению включением в ее состав нравственно-ценностного компонента, содержащего систему представлений о жизненных приоритетах, социально- и профессионально-ценностные ориентации, социокультурные нормы и правила общения и взаимодействия, сформированность нравственной основы качественного труда и обновлено содержание мотивационно-потребностного, когнитивного, деятельностного, рефлексивного компонентов готовности;

  • разработан комплекс критериев оценки сформированности уровней готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в условиях дифференциации обучения (нравственно-ценностная основа для принятия самостоятельных решений, потребность в социально-профессиональном выборе, информационная и социокультурная компетентность, деятельностно-практические умения в приобретении первоначального социального и профессионального опыта, рефлексия личностного поведения, деятельности, отношения в выборе социально-профессиональной позиции и будущей профессии) и уточнены их показатели;

  • определены и апробированы педагогические пути и средства подготовки старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в условиях уровневой дифференциации обучения: использование возможностей уровневой дифференциации обучения в формировании целостной картины социально-профессионального мира, выявлении личностных смыслов социальной, профессиональной и социокультурной составляющих социально-профессионального самоопределения; применение культурологического подхода, направленного на осмысление социальной и профессиональной культуры, приобретение первоначального опыта социальной и профессиональной деятельности старшеклассников; поэтапное включение старшеклассников в практико-ориентированную деятельность овладения языком как универсальной знаковой системой, обеспечивающей формирование единой профессионально-трудовой и социокультурной картины мира.

Теоретическая значимость исследования состоит в определении теоретических оснований подготовки старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в условиях уровневой дифференциации обучения (предпосылки, принципы, содержание, особенности, пути и средства, критерии); в выявлении и научном обосновании этапов формирования отношения старшеклассников к себе как субъекту социально-профессионального самоопределения; в уточнении содержания понятия «социально-профессиональное самоопределение старшеклассников», в дополнении структуры готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению нравственно-ценностным компонентом.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и реализации организационно-методического сопровождения процесса подготовки старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению: дидактических средств, методических материалов, программы факультативного курса «Основы социально-профессионального самоопределения» для учащихся старших классов, научно-практических рекомендаций, обеспечивающих эффективность подготовки старших школьников к социально-профессиональному самоопределению, которые могут быть использованы в системе вузовской подготовки будущих учителей, повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Подготовка старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению является целостным интегративным процессом поэтапного включения их в практико-ориентированную социально-профессиональную деятельность на основе реализации дифференцированного и культурологического подходов, учета социально-профессиональной позиции и уровня самооценки старших школьников, создания мотивирующей среды, способствующей обоснованному выбору будущей профессиональной деятельности.

  2. Структурными компонентами готовности старших школьников к социально-профессиональному самоопределению являются нравственно-ценностный, мотивационно-потребностный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный компоненты. Социокультурная составляющая социально-профессионального самоопределения старшеклассников включает интериоризацию профессиональной и социальной культуры, формирование системы социальных и профессиональных ценностей, овладение языком, как универсальной знаковой системой социального и профессионального общения и взаимодействия.

  3. Использование возможностей уровневой дифференциации обучения в подготовке старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению обеспечивает направленность на духовные и общечеловеческие приоритеты; превращение подростка в субъекта собственного развития; создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития их индивидуальности; создание гуманистической образовательной среды, обеспечивающей дифференциацию интересов учащихся; проектирование индивидуальной образовательной траектории старшего школьника, преобразующей стихийность его бытия в сознательный и целенаправленный процесс развития его задатков и способностей.

  4. Педагогическими путями и средствами, способствующими эффективной подготовке старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в процессе уровневой дифференциации обучения являются: использование возможностей уровневой дифференциации обучения в формировании целостной картины социально-профессионального мира, выявлении личностных смыслов социальной, профессиональной и социокультурной составляющих социально-профессионального самоопределения; использование культурологического подхода, направленного на осмысление социальной и профессиональной культуры, приобретение первоначального опыта социальной и профессиональной деятельности старшеклассников; поэтапное включение старшеклассников в практико-ориентированную деятельность овладения языком как средством делового общения и формирования единой социально-профессиональной картины мира.

Личное участие автора в исследовании и получении научных результатов выражается в изучении и анализе состояния изучаемой проблемы; выявлении комплекса педагогических путей и средств, способствующих подготовке старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в условиях уровневой дифференциации обучения; в разработке содержания и структуры готовности старших школьников к социально-профессиональному самоопределению, критериально-оценочного аппарата исследования; разработке организационно-методического обеспечения, организации и проведения опытно-экспериментальной работы по проверке выявленных путей и средств, в обобщении полученных результатов и формулировании выводов; во внедрении результатов исследования в педагогическую практику; в анализе и обсуждении перспектив исследования.

Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечивается опорой на методологию педагогических исследований; использованием комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных поставленным целям, задачам и логике исследования; привлечением обширного теоретического и практического материала по избранной проблеме и его разноаспектным анализом; репрезентативностью полученных данных; подтверждением выдвинутой гипотезы результатами исследования, позитивными изменениями уровня сформированности готовности старших школьников к социально-профессиональному самоопределению в условиях уровневой дифференциации обучения.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедры развития личности ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия», научно-практических конференциях различного ранга: всероссийской, посвященной 100-летию со дня рождения профессора Н.Н. Чистякова «Профессиональная ориентация: вчера, сегодня, завтра» (Новокузнецк, 2006); региональных – «Повышение качества образования в современных условиях» (Новокузнецк, 2002); «Активизация воспитания и учения школьников в процессе гуманитаризации образования» (Новокузнецк, 2003); «Теория и практика развития качества образования в условиях школы и педагогических образовательных учреждений» (Новокузнецк, 2004); «Проблемы повышения эффективности обучения и воспитания в общеобразовательных учреждениях» (Новокузнецк, 2004); «Актуальные проблемы повышения качества образования на современном этапе» (Новокузнецк, 2005); «Организация и введение предпрофильной подготовки и профильного обучения: опыт реализации, проблемы и перспективы» (Новокузнецк, 2006). Основные выводы исследования внедрены в процесс воспитательно-образовательной деятельности лицея № 34, гимназии № 48, общеобразовательных школ № 31, 49, 50, 56 г. Новокузнецка.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 284 источника, 13 таблиц,
3 рисунков, 9 приложений.

  1   2   3

Похожие:

Подготовка старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в условиях уровневой дифференциации обучения iconАлферьевская основная общеобразовательная школа практико-значимый проект Использование технологии уровневой дифференциации на
«Использование технологии уровневой дифференциации на уроках математики в условиях малокомплектной школы»
Подготовка старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в условиях уровневой дифференциации обучения iconФормирование готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии
Фгбоу впо «Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова»
Подготовка старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в условиях уровневой дифференциации обучения iconФормы и методы, используемые в профильном обучении для формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению
Одной из приоритетных задач «Концепции модернизации российского образования на период до 2012 года» стала разработка системы специализированной...
Подготовка старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в условиях уровневой дифференциации обучения iconТема опыта
«Технология уровневой дифференциации на уроках биологии и во внеурочной деятельности учащихся»
Подготовка старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в условиях уровневой дифференциации обучения iconПояснительная записка Направленность дополнительной образовательной программы
Вместе с тем умение определять химическую сторону окружающих процессов поможет ориентировать процесс обучения на «зону ближайшего...
Подготовка старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в условиях уровневой дифференциации обучения icon«Развитие связной речи учащихся с интеллектуальным недоразвитием на основе дифференцированного подхода в обучении»
Использование форм и методов уровневой дифференциации, основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, создают благоприятные...
Подготовка старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в условиях уровневой дифференциации обучения iconФормирование социальных ролей старшеклассников в условиях перехода на 12-летний срок обучения
Работа выполнена на кафедре педагогики государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Подготовка старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в условиях уровневой дифференциации обучения iconПодготовка специалистов по профилактике аддиКтивного поведения в условиях инновационного обучения в вузе

Подготовка старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в условиях уровневой дифференциации обучения iconРегиональная политика в условиях социально-экономической дифференциации субъектов российской федерации
Охватывает широкий круг вопросов на уровне региона. Среди множества методов исследования зависимости и регулирования макроэкономических...
Подготовка старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в условиях уровневой дифференциации обучения iconПатриотическое воспитание старшеклассников в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин (на материале исторического краеведения)
Патриотическое воспитание старшеклассников в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница