Образовательная программа "Будь здоров!" Пояснительная записка




Скачать 32,97 Kb.
НазваниеОбразовательная программа "Будь здоров!" Пояснительная записка
Дата04.02.2016
Размер32,97 Kb.
ТипОбразовательная программа

Авторская образовательная программа "Будь здоров!"



Пояснительная записка


Статус документа.

Исходными документами для составления данной программы являются:

  • Конвенция о правах ребенка. (Генеральная ассамблея ООН 5 декабря 1989 года). Ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.1990г.

  • Постановление ГД ФС РФ от 10.07.2001 №1794-III “ О Федеральном законе “О дополнительном образовании " (проект № 97091427-2)”

  • Закон РФ “Об образовании” №3266 от 10.07.1992;

  • Закон РТ “Об образовании” №1982-XII от 19.10.1993;

  • Постановление №573 от 19.07.2010 “О Стандартах качества государственной услуги по предоставлению дополнительного образования детям в учреждении регионального значения”

  • Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 233 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей" (с изменениями от 22 февраля 1997 г., 8 августа 2003 г., 1 февраля 2005 г.)

  • Федеральная целевая программа “Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 – 2015 годы”

Актуальность программы


  • ухудшение состояния здоровья детей и подростков (детей дошкольного и младшего школьного возраста)

  • востребованность программы для данного контингента детей в учреждении дополнительного образования г.Чистополя;

  • социальный заказ: кратное увеличение с каждым годом числа желающих заниматься оздоровительной гимнастикой;

  • доступность для детей с разным уровнем физического развития и функциональных возможностей.

Особенности организации учебного процесса


Программный объем тренировки в спортивно оздоровительных группах разработан на 3 года обучения, и рассчитан на детей от 6 до 11 лет.

1 год обучения – для детей 6-7 лет программа рассчитана на 72 часа;
2 год обучения – для занимающихся 7-10 лет – на 144 часа; 
3 год обучения – для занимающихся 8-10 лет – на 216 часов;

На этапе 1 года обучения большая часть отводиться общефизической подготовки и корригирующей гимнастики через сюжетно – игровые упражнения, основе азбуки дыхания, самомассажа (по 10 биологически активным точкам).

На этапе 2 года обучения исходя от принципа “от простого к сложному”, постепенно увеличивается нагрузка. Ранее изученные упражнения продолжают закрепляться и совершенствоваться на каждом занятии.

На этапе 3 года обучения продолжают совершенствоваться ранее изученные упражнения, самостоятельно регулировать нагрузку

Цель данной программы:


Пропаганда здорового образа жизни, формирование мотивации вести здоровый образ жизни и к занятиям спортом.

Эта программа позволяет последовательно решать следующие задачи:

1. Оздоровительно-развивающие:

  • улучшение функционального состояние организма;

  • повышение физической и умственной работоспособности;

  • формирование правильной осанки;

  • адаптация учащихся к повышенным физическим нагрузкам, а в дальнейшем и к занятиям спортом;

  • организация активного отдыха и здорового досуга, привитие интереса к

  • систематическим физкультурным занятиям.

2. Воспитательные:

  • приобретение знаний, навыков необходимых для формирования стереотипа здорового образа жизни;

  • формирование знания и представления о влиянии физических упражнений на осанку, здоровье, красоту и силу человека;

  • приобщение родителей к активной совместной деятельности для формирования здорового образа жизни.

3. Обучающие:

  • освоение комплекса оздоровительной физической культуры, рекомендованного педагогом с учетом отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата, возраста и функциональных особенностей ребенка;

  • развитие и совершенствование двигательных функций;

  • обучение элементам различных видов спорта, используемых в процессе учебно-тренировочных занятий (пионербол, баскетбол, волейбол, футбол.)

  • развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, координации движений, ритма.

Методическое обеспечение


Программа предусматривает практическую деятельность: спортивно-прикладные физические упражнения; гимнастические корригирующие физические упражнения (общеразвивающие, специальные и дыхательные); оздоровительное катание на лыжах; оздоровительный бег; аэробные упражнения; игры.

Для выполнения, которой необходим спортивный зал с гимнастическими ковриками гимнастической стенкой, спортивный инвентарь на каждого ребенка:

  • гантели от 0,5кг – 2кг,

  • скакалки, гимнастический обруч,

  • резиновые мячи разного диаметра, волейбольные и футбольные мячи

  • набивные мячи (по 1-3 кг), фитбол,

  • мешочки с песком,

  • гимнастическая палка,

  • резиновый эспандер, эластичная лента,

  • ракетки для бадминтона,

  • степ-платформа,

  • велотренажер, беговая дорожка и другие по возможности тренажеры.

  • учебно-методическая литература;

  • наглядные пособия: плакаты, схемы, карточки, с описанием

  • комплексов упражнений, альбомы, фотографии;

Ожидаемый результат


Основной ожидаемый результат реализации программы это:

  • улучшение осанки за счет создания мышечного корсета, увеличения мышечного тонуса;

  • улучшение функциональных данных сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

  • повышение уровня общей физической подготовки;

  • освоение комплекса физкультурно-оздоровительной гимнастики, который способствует исправлению коррекции осанки и позволяет самостоятельно продолжать процесс деятельности;

  • формирование и развитие ценностного отношения к своему психическому и физическому здоровью, получение информации по здоровому образу жизни;

  • овладение навыками самостоятельного ведения занятий с соблюдением терминологии;

Двигательные действия и умения:

1 год обучения

– выполнять правильно все виды основных движений;
– выполнять физические упражнения в разном темпе; 
– сохранять правильную осанку;
– подсчитывать частоту сердечных сокращений; 
– активно участвовать в подвижных играх

2 год обучения

– выполнять разнообразные комплексы физических упражнений;
– самостоятельно подбирать упражнения для утренней зарядки;
– выполнять массаж и самомассаж.

3 год обучения

– подготовить свой организм к физическим нагрузкам;
– самостоятельно регулировать нагрузку физических упражнений;
– активно участвовать в играх с элементами спортивных игр.

Способы контроля результатов:

Приложение 1

Учебно-тематический план



ТЕМЫ

Всего часов

1год

6-7л

2 год

7-10л

3 год

8-11л

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Вводное занятие

Аэробика. Ритмическая гимнастика.

Общая физическая подготовка.

Азбука дыхания.

Коррекционная гимнастика.

Равномерная тренировка всего тела

Силовая подготовка.

Восточная гимнастика.

Массаж и самомассаж.

Стретчинг.

Подвижные игры.

Элементы спортивных игр.

Спортивные состязания.

Спортивные развлечения.

Промежуточные контрольные срезы. Тесты.

5

36

39

30

42

27

26

28

26

28

32

52

38

16

7

2

10

16

12

14

-

-

-

4

6

+

4

-

2

2

2

12

12

10

14

9

10

12

12

12

8

12

10

6

3

1

10

10

8

14

18

16

16

10

10

24

36

28

8

5

 

Всего

432

72

144

216

Содержание программы.

Приложение 2

Формы и методы проведения занятий:

Приложение 3

Примерный тематический план группы “Будь здоров!” 1год обучения.



Название темы

Всего

Теор.

Прак.

Индив.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Основы знаний.

Аэробика. Ритмическая гимнастика.

Общая физическая подготовка

Азбука дыхания.

Коррекционная гимнастика.

Равномерная тренировка всего тела.

Силовая подготовка.

Восточная гимнастика.

Массаж. Самомассаж.

Стретчинг.

Подвижные игры.

Элементы спортивных игр.

Спортивные состязания.

Спортивные развлечения.

Промежуточные контрольные срезы. Тесты.

2

10

16

12

14

-

-

-

4

6

+

4

-

2

2

1

-

1

1

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

10

14

10

12

-

-

-

4

5

+

4

-

2

-

-

-

1

1

1

-

-

-

-

1

-

-

-

-

2

 

Всего

72

4

61

6

Примерный тематический план группы “Будь здоров!”

2 год обучения.



Название темы

Всего

Теор.

Прак.

Индив.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Вводное занятие

Аэробика. Ритмическая гимнастика.

Общая физическая подготовка

Азбука дыхания.

Коррекционная гимнастика.

Равномерная тренировка всего тела.

Силовая подготовка.

Восточная гимнастика.

Массаж. Самомассаж.

Стретчинг.

Подвижные игры.

Элементы спортивных игр.

Спортивные состязания.

Спортивные развлечения.

Промежуточные контрольные срезы. Тесты.

2

12

12

10

14

9

10

12

12

12

8

12

10

6

3

2

-

-

-

1

-

1

1

-

-

-

-

-

-

-

-

12

12

10

12

9

8

11

12

11

8

12

10

6

-

-

-

-

-

1

-

1

-

-

1

-

-

-

-

3

 

Всего

144

5

133

6

Примерный тематический план группы “Будь здоров!”

3 год обучения.



Название темы

Всего

Теор.

Прак.

Индив.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Вводное занятие

Аэробика. Ритмическая гимнастика.

Общая физическая подготовка

Азбука дыхания.

Коррекционная гимнастика.

Равномерная тренировка всего тела.

Силовая подготовка.

Восточная гимнастика.

Массаж. Самомассаж.

Стретчинг.

Подвижные игры.

Элементы спортивных игр.

Спортивные состязания.

Спортивные развлечения.

Промежуточные контрольные срезы. Тесты.

1

10

10

8

14

18

16

16

10

10

24

36

28

8

5

1

-

-

1

1

-

1

-

-

1

-

-

-

-

-

-

10

9

6

12

18

14

16

10

9

24

36

26

8

-

-

-

1

1

1

-

1

-

-

-

-

-

2

-

5

 

Всего

216

5

198

11

Мониторинг реализации программы

Осмотр перед началом занятий и по окончанию цикла обучения (через 3, 6, 9 мес.)

Контрольное тестирование состояния мышечного корсета перед началом занятий и по окончанию цикла обучения (через 3, 6, 9 мес.)

Оценивая результаты тестирования важно учитывать не соответствие результатов данным контрольных нормативов, а прирост показателей в сравнении с исходными, так как изначально дети имели низкие показатели физического развития вследствие имеющихся отклонений в состоянии здоровья.

Контрольное самостоятельное воспроизведение комплекса физкультурно-оздоровительной гимнастики с соблюдением терминологии по окончанию цикла обучения (через 3, 6, 9 месяцев). Медико-педагогический контроль на занятиях позволяет сделать вывод, что нагрузка возрастает постепенно и через три минуты после занятия показатели возвращаются к исходным. Эффективность занятий определяет анализ физкультурно-оздоровительной работы в конце учебного года. Врачом определяется уровень физического развития ребенка: общего состояния здоровья, его адаптации к нагрузке, координация движений, тонус мышечной системы.

Контрольные нормативы.

Приложение 4

Литература

  1. “Детский тренер” №3, 2007 г.

  2. “Здоровячек”, Воронеж,2007.

  3. “Полная энциклопедия лечебной гимнастики”, М., 2002 г.

  4. Антропова М.В. Образование и здоровье школьников. Методические рекомендации для работников системы образования. М.1988 г.

  5. Антропова М.В., Л.М. Кузнецова. Режим дня школьника. М.: изд. Центр “Вентана-граф” 2002 г.

  6. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука.1992 г.

  7. Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми. Методическое пособие. АСТ. Астрель. М. 2003 г.

  8. Гордияш Е.Л. “Физическое воспитание в школе”, Волгоград, 2008 г.

  9. Калюжнова И.А. “Здоровый позвоночник”, М., 2006 г.

  10. Карташов Е.В., “Особенности реабилитации опорно-двигательного аппарата у школьников”

  11. Картушина М.Ю. “Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет”, М., 2008 г.

  12. Ковалько В.И. Поурочные разработки по физической культуре 1,2класса, 2008 г.

  13. Ковалько В.И., Поурочные разработки по физкультуре: 1 класс.– М.:ВАКО, 2008 г.

  14. Милюкова И.В., Евдокимова Т.А. М.ВАКО,2010 г.

  15. Научно – методический журнал “Физическая культура в школе”, №3,№4, 2011г.

  16. Никанорова Т.С., Сергиенко Е.М. Система оздоровления дошкольников

  17. Подольская Е.И. “Формы оздоровления детей 6-7 лет”, Волгоград,2009 г.

  18. Потапчук А.А. Осанка и физическое здоровье детей. Санкт-Петербург. 2001 г.

  19. Развивающие игры, СПб, 1998 г.

  20. Сапин М.Р. Анатомия человека. В 3 т. “Джангар” 1998 г.

  21. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: из опыта работы / авт. сост. О.Н. Моргунова.– Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007 г.

  22. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия / авт. сост. О.Ф. Горбатенко, Т.А. Кардаильская, Г.П. Попова, Волгоград: Учитель, 2008 г.

  23. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена. М. Медицина. 1992 г.


Приложение 1.

Способы контроля результатов:

год

запланированный результат обучения.

какие знания, умения, контролируются в конце года.

форма контроля.

1.

Освоение корригирующих упражнений

О.Р.У., поднимание туловища, упражнения для развития гибкости, равновесия, контроль за состоянием здоровья.

Промежуточные контрольные среды. (антропометрические данные, контрольные тесты).

Соревнования, эстафеты, экспресс – тесты, мониторинг

2.

освоить новые системы Ф.У. и Д.У.

проводить самостоятельные занятия.

О.Р.У., поднимание туловища, прыжки на скакалке, отжимания, упражнения для развития гибкости, равновесия, контроль за состоянием здоровья.

Промежуточные контрольные среды. Соревнования, эстафеты, экспресс – тесты, мониторинг


3.

технически правильно осуществлять двигательные действия, контролировать состояние организма.

Уровень ОФП оценивался показателями состояния силы и выносливости мышечного корсета (кистевая динамометрия, сила мышц сгибателей туловища, плечевого пояса, выносливости мышц разгибателей спины) на начало и на конец учебного года.

Результаты тестирования состояния мышечного корсета до и после занятий

Соревнования, эстафеты, экспресс – тесты, мониторинг



Приложение 2.

Содержание программы.

Теоретический раздел программы:

Основная цель – всесторонне и комплексно воздействовать на организм через физические упражнения, для подготовки к максимальной работе:

Ритмическая гимнастика. Аэробика.

  • помогут естественному развитию организма ребёнка и привитию потребности заботиться о своём здоровье;

  • разовьют опорно-двигательный аппарат, сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы детей;

  • увеличат жизненную ёмкость лёгких, улучшат физическую, интеллектуальную работоспособность;

  • укрепят осанку и свод стопы;

  • сформируют у дошкольников навыки самостоятельного выражения движений под музыку, разовьют инициативу, трудолюбие.




  • Общая физическая подготовка.

Основная цель этой темы – всесторонне и комплексно воздействовать на организм через физические аэробные упражнения, для подготовки к максимальной работе.

Разработаны комплексы упражнений с предметами (флажки, малые и большие мячи, гимнастические палки, ленты, обручи и т.д.) и без предмета.

  • Равномерная тренировка всего тела.

Комплекс физических упражнений предусматривает равномерную работу всех мышечных групп, в зависимости от года обучения может изменяться и режим работы (сокращение и увеличение интервалов отдыха, изменение темпа движений и т.д.) В комплекс включены:

  1. упражнения для мышц разгибателей и сгибателей бедра,

  2. упражнения для мышц спины,

  3. упражнения для ягодичных мышц,

  4. упражнения для отводящих мышц бедра,

  5. упражнения для прямых и косых мышц живота,

  6. упражнения для мышц стопы и голени,

  7. упражнения для рук и плечевого пояса.

Коррекционная гимнастика.

Изучение физических упражнений на разные виды мышц. Комплекс физических упражнений предусматривает равномерную работу всех мышечных групп.

В комплекс включены:

  1. упражнения для мышц спины,

  2. упражнения для укрепления мышц плечевого пояса,

  3. упражнения для укрепления мышц живота,

  4. упражнения для мышц задней и передней поверхности бедер,

  5. упражнения на растягивание и расслабление мышц,

  6. упражнения на равновесие,

Физические упражнения представляет собой сбалансированную всестороннюю тренировку всех мышечных групп.

Силовая подготовка.

Подобранны комплексы упражнений с:

– гантелями (набивные мешочки);

  • скакалками;

  • мячами;

  • фитболами

Дыхательная гимнастика.

Гимнастика позволяет развивать гибкость, пластичность, а также способствует исправлению нарушений осанки у детей и подростков за счет активности в процессе выполнения упражнений практически всех групп мышц. При выполнении упражнений активизируются иммунные силы организма. Гимнастика позволяет развивать гибкость, пластичность, а также способствует исправлению нарушений осанки у детей и подростков за счет активности в процессе выполнения упражнений практически всех групп мышц.

Статические и динамические упражнения дыхательной гимнастики. Работа мышц участвующих в дыхании. Учащиеся второго года знакомятся с методикой Стрельниковой. Звуковая гимнастика: специальные упражнения, заключающиеся в произнесении отдельных звуков и их сочетаний строго определенным способом.

Восточная гимнастика.

Гимнастика хатха-йога. Йога для детей позволяет развиваться гармонично. Развивая тело, йогин становится более сильным, выносливым, спина выпрямляется (становится сильной), ребенок реже болеет. Йога для детей и упражнения на внимание позволяют сохранять отличное здоровье и способность к концентрации, а значит, дают возможность воспринимать мир во всей его полноте.

Стретчинг.

Это растяжка, специальная поза, предназначенная для увеличения и сохранения длины мышц. Это хорошая осанка, снижение травматизма, избавление от болей в спине и мышцах, подвижность тела, быстрое усвоение танцевальных программ, здоровое тело и бодрый дух, отличное настроение!

Массаж и самомассаж.

Профилактика гриппа с помощью точечного массажа (10 точек по 10 раз)

Промежуточные контрольные среды.

Антропометрические измерения, тесты, контрольные нормативы. Участие в соревнования с использованием оздоровительной физкультуры. Дневник самоконтроля и физической активности (выполнение нормативов в начале и конце учебного года).


Приложение 3.

Формы и методы проведения занятий:

1.Повторный: выполнение упражнений, движений, заданий определенное число раз, соблюдая правильное исходное положение и стремясь к совершенствованию (добиваясь требуемых амплитуды, ритма и характера упражнений).

2. Игровой: задания, выполняемые с тренировочной целью в игровой форме для снятия эмоционального перенапряжения и увеличения интереса к занятиям.

3.Соревновательный: задания выполняются в виде состязаний с целью увеличения результатов занятий, мобилизации скрытых резервных возможностей повышение мотивации к совершенствованию своих физических данных.

4.Круговой: работа по кругу над разными видами упражнений, в том числе на снарядами и тренажерах.

5. Сюжетно-ролевой: занятие выстраивается по сюжету, работа в образе какого либо сказочного героя или представителей фауны для повышения интереса и эмоционального фона занятий с детьми дошкольного возраста.

6. Контрольный: самостоятельное контрольное воспроизведение изученных комплексов упражнений с использованием специальной терминологии, показывающее уровень усвоения пройденного материала.


Приложение 4.

Контрольные нормативы.

Виды упражнений

отлично

хорошо

удовлет.

Отжимание в упоре

25 (20)

20 (15)

15 (10)

Подъем туловища

35 (30)

30 (25)

25 (20)

Скакалка

130 (70)

120 (60)

100 (50)

Прыжок в длину с места

190-180

180-170

160-150

Наклоны в перед из положения стоя

20 (18)

12-14

7

Наклоны в перед из положения сидя

20

+ 8

+ 4



Антропометрические измерения

рост

вес

Объем грудной клетки


Проба Руфье

Это небольшое физическое испытание для ребенка, которое позволяет установить состояние работы сердца. Проводится оно по следующей схеме:

– после 5-тиминутного спокойного состояния в положении сидя посчитать пульс за 15 секунд ( Р 1 )

– в течении 45 сек. Выполнить 30 приседаний.

– подсчитать пульс за первые 15 сек. ( Р 2 ) и последние 15 сек. ( Р 3 )

Индекс Руфье = (4х(р1+р2+р3)-200)/10

Оценка.

менее 0 – атлетическое сердце;

от 0,1 до 5 – «отлично» очень хорошее сердце;

от 5,1 до 10 – «хорошо» хорошее сердце;

от 10,1 до 15 – «удовлетворительно» сердечная недостаточность средней степени;

от 15,1 до 20 – «плохо» сердечная недостаточность сильной степени


Проба с приседаниями

Тест профессора Амосова Н.М. Она определяется уровень работоспособности сердечнососудистой и дыхательной систем.

Встаньте в основную стойку, поставив ноги вместе (сомкнув пятки и разведя носки), сосчитайте пульс. В медленном темпе сделайте 20 приседаний, поднимая руки вперед, сохраняя туловище прямым и широко разводя колени в стороны. Пожилым и слабым людям, приседая, можно держаться руками за спинку стула или край стола. После приседаний снова сосчитайте пульс. Превышение числа ударов пульса после нагрузки на 25 процентов и менее считается отличным, от 25 до 50 — хорошим, на 50—75 — удовлетворительным и свыше 75 процентов — плохим. Увеличение количества ударов пульса вдвое и выше указывает на чрезмерную детренированность сердца, его очень высокую возбудимость или заболевание.

Похожие:

Образовательная программа \"Будь здоров!\" Пояснительная записка iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования (далее Образовательная программа ) моу носковской основной общеобразовательной школы разработана коллективом педагогов начальной школы на основе ст.
Пояснительная записка стр. 3-10
Образовательная программа \"Будь здоров!\" Пояснительная записка iconПроект жизнедеятельности младших школьников «Будь здоров»
Человек- высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию:...
Образовательная программа \"Будь здоров!\" Пояснительная записка iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования (далее Образовательная программа ) мбоу «Дедовичская средняя общеобразовательная школа №1»
Фгос ноо второго поколения и приказа №2357 Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г
Образовательная программа \"Будь здоров!\" Пояснительная записка iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Пояснительная записка
Образовательная программа \"Будь здоров!\" Пояснительная записка iconУчебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. Спб.: «Детство-пресс», 2004. 144 с. Будь здоров
Аннотированный каталог «дошкольный мир – 97/98». Сост. А. П. Казакова. М.: Линка-пресс, 1998. – 336 С
Образовательная программа \"Будь здоров!\" Пояснительная записка iconОбразовательная программа «Химия вокруг нас» для учащихся 14 16 лет Срок реализации программы 1 год Автор-составитель Шашкова О. В. педагог Санкт-Петербург 2010 пояснительная записка образовательная программа Объединения «Химия вокруг нас»
Образовательная программа Объединения «Химия вокруг нас» имеет естественнонаучную направленность, и предполагает углубленный уровень...
Образовательная программа \"Будь здоров!\" Пояснительная записка iconПояснительная записка Настоящая авторская образовательная, рабочая программа элективного курса «Комплексный анализ текста»

Образовательная программа \"Будь здоров!\" Пояснительная записка iconПояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы 2 Образовательная область «Родной язык и литература»
Основная образовательная коррекционно-равивающая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид) (нормативный...
Образовательная программа \"Будь здоров!\" Пояснительная записка iconОсновная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения
Пояснительная записка стр. 3
Образовательная программа \"Будь здоров!\" Пояснительная записка iconОсновная образовательная программа начального общего образования д. Нестерово 2011 г. Пояснительная записка основная Образовательная программа разработана педагогическим коллективом мбоу «Нестеровский лицей»
Основная Образовательная программа разработана педагогическим коллективом мбоу «Нестеровский лицей» (методическое объединение учителей...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница