Статья публикуется в рамках Международной заочной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодые ученые о современном финансовом рынке рф»




Скачать 18,81 Kb.
НазваниеСтатья публикуется в рамках Международной заочной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодые ученые о современном финансовом рынке рф»
Дата04.02.2016
Размер18,81 Kb.
ТипСтатья

Статья публикуется в рамках Международной заочной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодые ученые о современном финансовом рынке РФ», 28 апреля 21010 г., Пермь


УДК 015.915 (0758)


ВЛИЯНИЕ СТРАТЕГИИ НА ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Новикова Екатерина Васильевна, Якупова Ирина Наилевна


Студентки ГОУ ВПО «Пермский государственный университет», 4 курс, экономический факультет, специальность «Экономическая теория»,

614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15

nicely@bk.ru, katysh-yakup@mail.ru

Статья посвящена рассмотрению вопроса внедрения системы сбалансированных показателей на предприятии. Проанализирована взаимосвязь стратегии и компонентов системы.

Сегодня руководители осознают, насколько значима оценка эффективности. Однако они редко задумываются о системе оценки как о важнейшей части своей стратегии.

Роберт Каплан и Дэвид Нортон


XXI в. ставит современные компании в условия жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации на рынках. Еще несколько лет назад многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, связанную с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. А сейчас организациям приходится не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. Особое значение данный вопрос получил в условиях мирового экономического кризиса, который коснулся российских компаний ещё в 2008 г., «поэтому сейчас актуальной является не только задача рационального использования потенциала в текущей деятельности фирмы, но и исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к уже изменившимся условиям ведения бизнеса» [1, с. 198].

Современный мир – это мир глобальной конкуренции. Одним из необходимых условий успешной деятельности предприятия является выработка и эффективная реализация стратегии.

Каждая организация действует на основании своей теории бизнеса, для многих компаний этот «документ» заключается в маркетинговой стратегии и имеет отражение в плане развития организации. Но «если в компании есть документ под названием "Стратегия", то, как правило, это всего лишь программное заявление ее владельцев, не доведенное до конкретных сотрудников и не являющееся руководством к действию в ежедневной работе» [5, с.15]. Более того, такие планы развития или стратегии разрабатывают без должного учета человеческого ресурса организации. Очевидно, что в данных условиях стратегическое управление компанией неэффективно или полностью бездейственно, а «без понимания эффективного стратегического управления организацией невозможно занять лидирующую позицию на рынке» [3, с.12].

Любая компания независимо от принадлежности к той или иной отрасли стремится увеличить эффективность деятельности, чтобы достичь главной цели – повышения рыночной стоимости. Долгое время во всем мире для оценки эффективности деятельности компании и результативности стратегического управления применялась система финансовых показателей. Однако отсутствие системного подхода к анализу деятельности фирмы приводило к утрате конкурентных позиций, а в некоторых случаях – и к угрозе ухода с рынка. Это обусловило необходимость разработки нового подхода к оценке эффективности деятельноcти компании.

Цель настоящей статьи – раскрытие взаимосвязи между базисными стратегиями компаний и составляющими системы стратегических показателей (ССП). Для достижения поставленной цели считаем необходимым определить сущность ССП; рассмотреть преимущества применения ССП при решении вопросов стратегического управления; проанализировать конкретный пример внедрения ССП.

В начале 1990-х гг. было проведено исследование профессором Harvard Business School Робертом Капланом и президентом консалтинговой фирмы «Renaissance Solutions» Дэвидом Нортоном, на основе выводов была разработана система сбалансированных показателей. Исследование проводилось с единственной целью: выявить новые способы повышения эффективности деятельности и достижения целей бизнеса. Нортон и Каплан доказали, что традиционные финансовые учетные показатели, такие как окупаемость вложений и период окупаемости, давали незаконченную и устаревшую картину результатов деятельности компаний, которая мешала созданию долгосрочной пользы для бизнеса. Выявив слабые места и неопределенности в предшествующих управленческих подходах, в своей новой методике авторы предложили четкое описание того, что нужно измерять, чтобы сбалансировать финансовую деятельность фирмы.

ССП – это система измерения эффективности деятельности организации, основанная на видении и стратегии, которая отражает наиболее важные аспекты бизнеса. ССП – это система управления (а не просто система измерения), которая позволяет организации четко сформулировать планы на будущее и стратегию и воплотить их в реальные действия. Она обеспечивает обратную связь между внутренними бизнес-процессами и внешними показателями, необходимую для повышения стратегической эффективности и достижения результатов.

Создатели сбалансированной системы показателей Роберт Каплан и Дэвид Нортон предложили четыре перспективы рассмотрения предприятия, разработки количественных показателей, сбора данных и анализа их в соответствии с каждой из перспектив, а именно: финансовую перспективу, перспективу клиентов, перспективу внутренних хозяйственных процессов (бизнес-процессов), перспективу обучения и развития.

Каждая из представленных выше групп показателей включает свои собственные характеристики. В целом всю совокупность факторов ССП можно представить в виде следующей схемы:




Рис.1. Составляющие ССП

Хотя сбалансированная система показателей и выходит за рамки финансовых параметров, она полностью от них не отказывается. При этом эти параметры дополнены опережающими индикаторами, которые отражают факторы, влияющие на результаты финансовой деятельности. Между опережающими индикаторами эффективности за текущий год и запаздывающими индикаторами – финансовыми показателями – на следующий год существует положительная связь. Так называемый «баланс» в рассматриваемой концепции имеет многоплановый характер, охватывая связи между финансовыми и нефинансовыми показателями, стратегическим и операционным уровнями управления, прошлыми и будущими целями и результатами, а также между внутренними и внешними аспектами деятельности предприятия. Но получение прибыли остается главной целью любого частного бизнеса. Очень важно выбрать показатели, касающиеся клиентов, процессов и развития, т.к. они становятся опережающими индикаторами финансового успеха.

Концепцию ССП часто неправильно понимают только как средство группировки ключевых показателей деятельности в рамках четырех проекций, в которых показатели финансового состояния попросту дополнены нефинансовыми показателями. Показатели, конечно, являются важной частью концепции ССП, но они не отражают полностью ее суть. Концепция подразумевает фокус на стратегиях и их делении на стратегические цели. Эти цели содержат в себе детальное отображение различных аспектов стратегии. При интеграции индивидуальных целей между ними могут быть выявлены причинно-следственные взаимосвязи.



Рис.2. Причинно-следственные связи составляющих ССП

Система сбалансированных показателей помогает руководителям организаций привести в соответствие стратегию организации и набор показателей, индивидуально разработанных для различных уровней управления и связанных между собой. Вместе с тем ССП способствует лучшему оцениванию результатов деятельности организации, а также сохранению конкурентного преимущества в важнейшей для компании области. В идеале ССП показывает, есть ли в компании подготовленные и заинтересованные сотрудники (направление развития и обучения), эффективны ли процессы (операционное направление), довольны ли клиенты (клиентское направление).

Как и любая технология управления, система сбалансированных показателей должна быть адаптирована к конкретным условиям, соответствовать стратегии компании.

Процесс разработки и внедрения ССП осуществляется командой профессионалов. Разработка ССП в зависимости от масштабов организации может быть осуществлена для организации в целом, ее бизнес-подразделений или для каждого отдела. После разработки программа представляется на рассмотрение руководству, которое принимает решение о внедрении последней или дальнейшей ее проработки.

Несмотря на единый алгоритм внедрения системы, в зависимости от осуществляемой стратегии фирмы на первый план выходит одна из составляющих ССП.

Стратегии, применяемые компанией, могут быть классифицированы по разным основаниям. В зависимости от поведения фирмы выделяют следующие стратегии: наступательные, наступательно-оборонительные, оборонительные.

Наступательная стратегия направлена на приобретение и удержание конкурентных преимуществ, увеличение объема продаж и сфер приложения капитала и, как следствие, увеличение общей прибыли. При реализации наступательной стратегии основными направлениями являются: инвестиции и дифференциация производства, кооперация (реорганизация), интенсификация рынка. Каждому из представленных направлений будет соответствовать определенный показатель из ССП. Соответственно для осуществления первых двух направлений доминирующей среди прочих будет составляющая бизнес-процессов, для третьей – клиенты.

Наступательно-оборонительные стратегии применяются с целью сохранения конкурентных позиций фирмы. Данная стратегия предусматривает перестройку менеджмента компании, при которой на первый план выходят показатели группы «обучения и развития», а также продажа части активов, затрагивающей бизнес-процессы.

Оборонительная стратегия применяется тогда, когда нужно сохранить конкурентные преимущества через расширение ассортимента продукции, улучшение качества товара, заполнение свободных ниш, поддержание относительно низких цен и предоставление скидок дилерам, бесплатное и льготное обучение пользователей, послепродажное обслуживание, запугивание конкурентов путем распространения ложных слухов о своей агрессивности. Во всех вышеизложенных случаях основное внимание в ССП будет сосредоточено на составляющей «клиенты».

Другая классификация стратегий основывается на определении этапов жизненного цикла компании. В этом случае выделяют пять стратегий.

Стратегия увеличения рыночной доли реализуется с помощью различных инструментов, каждому из которых соответствует определенный компонент ССП:

  1. Внедрение инноваций приводит к изменению бизнес-процессов, но основное внимание уделяется обучению и развитию персонала, т.к. ввод нового оборудования невозможен при отсутствии соответствующих навыков и умений работников компании.

  2. Подбор эффективных кадров предполагает ориентацию на обучение и развитие персонала.

  3. В случае использования особых методов продвижения товара или дифференциации продукта на первый план выходят показатели группы «клиенты».

  4. Совершенствование дизайна ориентировано на удовлетворение и увеличение лояльности клиентов, но этот процесс не может протекать изолированно от изменения организации внутренних бизнес-процессов, а также без повышения квалификации сотрудников.

Стратегия роста применяется для поддержания конкурентоспособности на быстро расширяющихся рынках за счет капитальных вложений, которые приводят к изменению бизнес-процессов, и использования методов ценовой и неценовой конкуренции.

Стратегия ориентации на структуру рынка требует разработки всех компонентов системы сбалансированных показателей в совокупности. Но следует подчеркнуть, что ключевым элементом являются «клиенты», именно для удовлетворения их запросов совершенствуются внутренние хозяйственные процессы и осуществляется обучение и переподготовка кадров.

Стратегия концентрации рынка предполагает перераспределение ресурсов, которое связано с корректировкой бизнес-процессов, и перераспределение персонала, приводящее к его переобучению или замене, в новые сегменты рынка, где компания имеет максимальные конкурентные преимущества.

Стратегия развития перспективных видов бизнеса осуществляется на основе инвестиций в ликвидные активы и избавления от части убыточных активов с целью приостановить сокращение объема продаж. При реализации данной стратегии организация будет уделять большее внимание группе показателей «бизнес-процессов».

Применение ССП позволило одним компаниям стать первыми, другим избежать банкротства.

Предлагаем рассмотреть применение ССП на примере MTR Corporation's Railway Business.

Внедрение ССП в MRT Corporation началось в 1999 г.

Помимо традиционных составляющих – финансовой, клиентской и внутренних процессов стратегическая карта MRT Corporation содержит составляющую эффективности, которая заменила обучение и развитие персонала. Пятая составляющая – безопасность –была добавлена потому, что, по словам Ванга, «безопасность – наш приоритет; мы всегда помним о ней при стратегическом и тактическом планировании».

Пройдя тренинг у внешних консультантов, команда по безопасности и качеству получила задание разработать программу создания ССП и распространить ее на два подразделения и пять отделов.

При наличии надежной системы оценки, которая уже действовала в компании, создание ССП не предполагало больших затрат. Организации необходимо было выбрать лишь приоритеты и отобразить показатели, сгруппировав их вокруг составляющих ССП в соответствии с установленными причинно-следственными связями. Именно простота и минимальные затраты помогли убедить менеджеров компании в необходимости применения ССП.

Высшее исполнительное руководство считало очень важным сокращение числа стратегических целей до таких, которые с легкостью смогли бы быть доведены до всех работников.

Сегодня сбалансированная система показателей в MRT Corporation доступна всем сотрудникам через корпоративный Интернет. Те же, у кого нет доступа в режиме реального времени, могут получать распечатанные обновленные данные после ежемесячно проводимого анализа ССП. Кроме того, организация планирует дополнительно установить программное обеспечение для прогнозирования, принятия решений и других конкретных функций.

С момента внедрения в 1999 г. сбалансированной системы показателей компания достигла впечатляющих результатов. Финансовые результаты компании отражают высокий уровень полученных результатов. С 1998 по 2003 г. компания сократила на 23% операционные издержки в расчете на вагоно-километр. В 1999 г. прибыль от операционной деятельности с момента внедрения ССП составила более 700 тыс. гонконг. долл., или 89859 долл. США.

Количество пассажиров в 2004 г. выросло на 8,3% и достигло рекордного числа 842 млн человек. В 2004 г. компания объявила о 54,4% чистой прибыли от основной деятельности при обороте в 1,07 млрд долл., что на 8% больше, чем в 2003 г.

Показатель по технике безопасности также значительно улучшился с момента внедрения ССП. В период с 1999 по 2002 г. число серьезных несчастных случаев среди пассажиров снизилось с 0,9 до 0,6 на 1млрд человек, простои в результате производственных травм сократились с 1,2 до 0,6 на 200 тыс. человеко-часов. Эти показатели стали одними из лучших в отрасли среди мировых компаний, аналогичных MTR Сorporation. Кроме того, не было зафиксировано ни одного летального исхода или серьезной травмы в результате аварии на железной дороге. Удовлетворенность клиентов повысилась с 64% до 69%, проекты строительства железнодорожных линий множатся; начато строительство новой железной дороги в Гонконге.

Эксперты считают, что главным фактором успеха стала ССП, основными качествами которой были простота, сфокусированность и легкость коммуникации. Применение ССП позволило организации сохранить высокую эффективность в неблагоприятной ситуации, сложившейся в 2003 г.: эпидемия атипичной пневмонии. Однако кризис не ухудшил качества обслуживания клиентов и не нарушил пунктуальности – ключевого показателя эффективности, а, наоборот, позволил организации значительно усовершенствовать процессы по мере расширения диапазона услуг, повысить безопасность и производительность, придать большую объективность и регулярность процессам анализа результатов и планирования.

Феликс Квок Ва Нг, которому в качестве менеджера по стандартам и эффективности пришлось контролировать программу ССП, считает, что именно данная система помогала скоординировать усилия во время эпидемии. Компания, как он утверждает, сумела пересмотреть некоторые цели ССП и внести новые программы по успешному обеспечению безопасности и охране здоровья пассажиров.


Список литературы


  1. Белошапка В.А. На пути к эффективному менеджменту: живая модель управленческой результативности. М., 2008.

  2. Каплан Р. Золотые страницы: лучшие примеры внедрения сбалансированной системы показателей. Олимп-Бизнес, 2008.

  3. Ляско В.И. Стратегии роста для малых, средних и крупных фирм. М., 2007.

  4. Нортон Д., Каплан Р. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. Олимп-Бизнес, 2006.

  5. Пашанин И.В. Международный финансовый еженедельник // Финансовая газета, 2007. №11 (795).


Influence of strategy on financial result.

Novikova E.V., Yakupova I.N.

Perm State University, Bukirev st., 15.


Abstract.

The article is concerned with a question of introduction the Balance scored at the enterprise. The correlation between interrelation of strategy and components of system are analyzed.

Рекомендация специалиста


Данная статья рассматривает вопросы внедрения системы сбалансированных показателей на предприятиях различных ОПФ и масштабов деятельности. Дается обоснование выхода на первый план той группы показателей, которая больше характеризует ту или иную стратегию развития комиссии. Приведены высказывания менеджеров о пользе ССП, а также их влияние на решение стратегических задач.


К.э.н., доцент кафедры финансов, кредита и биржевого дела Пермского государственного университета Паздникова Наталья Павловна

Похожие:

Статья публикуется в рамках Международной заочной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодые ученые о современном финансовом рынке рф» iconСтатья публикуется в рамках Международной заочной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодые ученые о современном финансовом рынке рф»
Статья публикуется в рамках Международной заочной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодые...
Статья публикуется в рамках Международной заочной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодые ученые о современном финансовом рынке рф» iconСтатья публикуется в рамках Международной заочной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодые ученые о современном финансовом рынке рф»
Целью исследования является разработка комплекса мер, способствующих минимизации последствий дефолтов по корпоративным облигациям,...
Статья публикуется в рамках Международной заочной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодые ученые о современном финансовом рынке рф» iconО проведении 3 Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых
Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Технологии и оборудование химической, биотехнологической...
Статья публикуется в рамках Международной заочной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодые ученые о современном финансовом рынке рф» iconРегламент работы конференции: устный доклад − 7 минут выступление, дискуссия − 3 минуты. Проезд до Пермского государственного университета следующий: от автовокзала автобусы №№1, 37, трамвай №5 до остановки «Пермь ii»
Приглашаем Вас принять участие в работе Международной научно практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Геология...
Статья публикуется в рамках Международной заочной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодые ученые о современном финансовом рынке рф» iconРоссийская академия наук
«Рубское озеро» в период с 29 июня по 2 июля 2013 г. В рамках конференции будут представлены пленарные, обзорные и специализированные...
Статья публикуется в рамках Международной заочной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодые ученые о современном финансовом рынке рф» iconТезисы докладов Международной конференции молодых ученых и студентов «Актуальные проблемы современной науки»
Сборник трудов молодых ученых и студентов Волгоградского государственного университета. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000
Статья публикуется в рамках Международной заочной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодые ученые о современном финансовом рынке рф» icon«Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина»
Приглашаем Вас принять участие во Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых и специалистов «Приоритетные направления...
Статья публикуется в рамках Международной заочной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодые ученые о современном финансовом рынке рф» iconБийский технологический институт (филиал)
Прикладные аспекты химической технологии полимерных материалов и наносистем (Полимер-2009): материалы III всероссийской научно-практической...
Статья публикуется в рамках Международной заочной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодые ученые о современном финансовом рынке рф» iconКрасноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева информационное письмо №2
Организационный комитет приглашает Вас принять участие в XIV всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции...
Статья публикуется в рамках Международной заочной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодые ученые о современном финансовом рынке рф» iconКонкурс научно-исследовательских работ студентов, аспирантов и молодых учёных по нескольким междисциплинарным направлениям «эврика-2011»
Ство образования и науки РФ проводит на базе Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница