Пояснительная записка Данная программа «Юный турист эколог»




Скачать 25,92 Kb.
НазваниеПояснительная записка Данная программа «Юный турист эколог»
Дата04.02.2016
Размер25,92 Kb.
ТипПояснительная записка



Пояснительная записка

Данная программа «Юный турист – эколог» составлена на основе принципа системности, доступности и рассчитана на один год обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Все воспитанники имеют инвалидность и их передвижение затруднено. Она ориентирована на учащихся 12-15 лет, учитывает степень подготовленности учащихся к деятельности в коллективе.

Программа актуальна, своевременна, поскольку этот возраст является благоприятным периодом для становления личности. Важно сегодня показать тем, кто встаёт на путь взросления как прожить счастливую жизнь, научить видеть хорошие и плохие поступки и их последствия, верить в свою уникальность, формировать собственные жизненные ценности, оценивать уровень своей ответственности во всех сферах своей жизни, т.е. позволяет решить основную цель воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья – достижение учеником максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации в быстроменяющемся мире.

Направления программы: основы экологического туризма и краеведения.

     Цель программы – формирование всесторонне развитой личности средствами туризма, экологии и  краеведения, создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития, профилактика асоциального поведения,  формирование в процессе туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности жизненных ценностей.

    Основная цель программы – помочь ребенку  осознанно определиться в своих увлечениях, силах и возможностях.

Общепризнанным является признание экологического туризма и краеведения  исключительно ценной формой внеклассной и внешкольной  работы. Туризм, краеведение и экскурсии, являясь комплексным средством воспитания учащихся, способны успешно решать задачи всестороннего развития учащихся, развития познавательной активности, укрепления здоровья, рационального использования свободного времени.  В условиях, когда возросла опасность природных и техногенных  чрезвычайных ситуаций, террористических актов, занятия туризмом позволяют подготовить учащихся к рациональным действиям в условиях экстремальных ситуаций. Туристско-краеведческая деятельность позволяет учащимся глубже познакомиться с историей и культурой родного края. В процессе туристско-экологической деятельности у учащихся вырабатываются волевые и нравственные качества, совершенствуются трудовые навыки, эстетические взгляды. Велико значение психологического фактора, так как туризм и краеведение – это незаменимое средство формирования коллективизма, взаимовыручки и других социальных умений. Совместная туристско-краеведческая работа сплачивает детский коллектив, выявляет интересы и умения учащихся, удовлетворяет их стремление к познанию окружающей среды. Туризм в сочетании с основами экологии и краеведения является замечательным стимулом выработки мировоззренческих позиций, формирования патриотических чувств. Школьный туризм тесно связан с экологией и краеведением. Большая часть туристских походов, экскурсий и путешествий школьников имеет краеведческое содержание.

   Программа предусматривает решение следующих основных задач:

В области образования:

  • расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих  школьную программу по истории, географии, биологии, литературе, ОБЖ, физической подготовке;

  • приобретение умений и навыков в работе с картой и компасом;

  • приобретение специальных знаний по вопросам туризма, ориентирования, доврачебной медицинской помощи и краеведения;

  • обеспечение выживания в экстремальных условиях, ознакомление с проблемами экологии и охраны  природы.

В области воспитания:

  • создание благоприятного психологического климата в объединении;

  • содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей, формирование здорового образа жизни;

  • формирование жизненной самостоятельности и волевых качеств;

  • гуманное отношение к окружающей среде;

  • воспитание патриотизма, уважения к традициям,

  • выработка организаторских навыков, умения вести себя в коллективе.

В области физической подготовки:

  • физическое совершенствование учащихся;

  • участие в походах

 

  Программа рассчитана на 180 часов (5 часов в неделю)

    Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, экологические акции, слёты, мероприятия, устные журналы и т. д.).

     Прогнозируемые результаты и критерии их оценки:

     Прямыми критериями оценки результатов обучения  служит успешное усвоения основ туризма, участие в походах, соревнованиях, выставках.

     Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива объединения, заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, а в конечном итоге – воспитание физически здоровых, сознательных патриотов своей родины.

     В процессе обучения предусматриваются зачётный однодневный поход с ночёвкой, где учащимся предоставляется возможность показать полученные знания и отработать навыки на практике.

     Условиями для реализации этих задач  являются:

  • Сотрудничество и поддержка родителей учащихся;

  • Взаимосвязь теории с практической деятельностью;

  • Наличие достаточного количества туристского снаряжения;

При реализации данной программы оказана помощь Пермского краеведческого музея, Пермской региональной Общероссийской общественной организации инвалидов «Поддержка президентских программ по делам инвалидов», Русгидро.

Данная программа составлена в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (Письмо Минобразования РФ № 28-02-484/16 от 18.06.2003).


Содержание программы 2-ого года обучения


Направления

Мероприятия

     Введение


Экология

  • Экологические аспекты современной жизни (экология города, экология жилища, экологические проблемы окружающей среды и т. д.;

  • Заочное путешествие по заповедным уголкам мира;

  • Участие в районных акциях «оБЕРЕГАй»;

  • Участие в школьных акциях «Безопасные дорожки», «Чистые дорожки»;

  • Участие в экологических слётах;

  • Конкурс рисунков;

  • Экскурсия в музей КАМГЭС;

  • Исследовательская работа «Какой сок лучше?»;

  • Устные журналы, социологические опросы, мультимедийные программы, презентации



Туризм

  • Великие путешественники, организация и проведение походов выходного дня (пешие, на лыжах), туристическая группа в походе, обеспечение безопасности, форма одежды туриста;

  • Продолжение работы по оформлению альбома «Туристу на заметку»;

  • Участие в туристических слётах;

  • Ориентирование и топография;

  • Снаряжение в походе;

  • Туристический лагерь – устройство и организация;

  • Экологические правила организации бивака;

  • Признаки хорошей погоды и её ухудшения;



Краеведение

  • Изучение достопримечательностей нашего города;

  • Встреча и знакомство с интересными земляками;

  • Участие в выставках;

  • Лекции, экскурсии в краеведческий музей;

  • Экскурсии в районную библиотеку;

  • Исследовательская работа: сбор материала, съёмка фильма «Наша река Гайва;

  • Проект «Мой Пермский край»

  • Просмотр фильмов краеведческой тематике






Общая физическая

подготовка

  • Тропа здоровья, организация и проведение походов выходного дня (пеший туризм), прогулки;

  • Врачебный контроль, самоконтроль;

  • Медицинская аптечка, её содержание, сюжетно-ролевая игра;

  • Гигиена туриста, предупреждение травм на тренировках и в походных условиях, доврачебная помощь;

  • Спортивные игры









Учебно-тематический план второго года обучения






Наименование разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

1. Введение

1.1

Вводное занятие.

1

1




1.2


1.3


1.4

Подведение итогов, анализ результатов участия в туристическом слёте 05-07.06.09г. Оформление стенда «По следам туриста»

Сочинение «Мои летние путешествия»

Техника безопасности при проведении туристских занятий и походов, основные правила поведения в походе. Правила поведения в природе.


3


2


4

2


4

1


2




итого

10

7

3

2. Туризма

2.1

Знакомство с великими путешественниками.

Просмотр х/ф «Марко Поло», «Христофор Колумб».


Работа с картой (маршрут передвижения)


4


1

4



1

2.2

Продолжение работы по оформлению альбома “Туристу на заметку” (Зелёная аптека (лекарственные растения), фотосафари на редкие растения, ядовитые и несъедобные растения и грибы, растениях и животных – синоптиках), форма одежды туриста.


4

3

1

2.3


Закрепление знаний по ориентированию и топографии (школьный двор, лес), топографическая карте, условные знаки и обозначения, карта Пермского края, ориентирование на местности, азимут.


8


3


5



2.4

Как ориентироваться на местности по местным приметам.



3



1



2



2.5

Личное и групповое туристское снаряжение (сбор и разбор палаток)



5

2

3

2.6

Собираем рюкзак в дорогу… Необходимое снаряжение в однодневном походе. Туристический лагерь – устройство и организация. Экологические правила организации передвижного туристического лагеря.


4

3

1

2.7

Природные ориентиры. Погода – спутник туриста. Признаки хорошей погоды и ее ухудшения. 


2

1

1

2.8

Туристический быт. Приготовление пищи, виды костров (теория и практика).

2

2




2.9

Участие в туристическом слёте

3




3




итого

36

19

17

3. Краеведение

3.1

Осенняя экскурсия – наблюдение по городу.

2




2

3.2

Изучение достопримечательностей нашего города, края.


6


4


2


3.3

Исследовательская работа: 1. сбор материала о реке Гайва;

2. изучение экологического состояния реки в районе микрорайона Плотинка;

3. съёмка фильма

«Река наша Гайва»;

4. монтаж фильма

5. демонстрация фильма для учащихся школы

14

4

10

3.4



Выставки «Дары природы» , встречи с интересными людьми, Заочные экскурсии, экскурсии в природу, экскурсии наблюдения, экскурсии общение

5

5




3.5


Цикл фильмов о родном крае «Соликамск»


2


2





3.6

Проект «Мой Пермский край» (совместно с учащимися приготовление презентации. Каждый готовит свою страничку)


5


2

3




итого


34

17

17

4. Экология

4.1

Экологические аспекты современной жизни экология города

экология жилища (презентация)



2

2




4.2

Устный журнал «Зелёная жемчужина» (с использованием ИКТ, для учащихся начальной школы)



3

3




4.3

Участие в акциях «оБЕРЕГАй» (уборка мусора по берегам Камы – осень, весна), уборка мусора в школьном дворе (весна, осень), участие в экологических слётах.



15




15

4.4

Экскурсия в музей Камгэс, библиотеку.


6

2

4

4.5


Заочное путешествие по заповедным уголкам. Просмотр документальных фильмов экологической тематики.


4


4





4.6


Социологический опрос среди работников школы, родителей «Экологическая ситуация в районе Вашего проживания»(составление опросника, подведение результатов опроса, анализ ответов)


3


2


1


4.7

Исследовательская работа: «Какой сок лучше?»

Выводы заносятся в таблицу, оформление плаката «Рейтинг лучших соков»


5


3


2


4.8

Мультимедийная программа «Антошкина история на земле и в космосе» (выход кружковцев в начальные классы)


1

1




4.9

Подготовка и проведение мероприятия «Жизнь под угрозой» (с использованием ИКТ : о красной книге, исчезающих видах растений и животных и т.д.)


4

2

2




итого

43

19

24

5. Общая физическая подготовка

5.1

Тропа здоровья, организация и проведение походов выходного дня (пеший туризм, на лыжах), прогулки

25




25

5.2

Врачебный контроль, самоконтроль,


Медицинская аптечка (Содержание аптечки, сюжетно-ролевая игра )

2


4

1


4

1



5.3

Спортивные и подвижные игры.

20

5

15

5.4

Гигиена туриста предупреждение травм на тренировках и в походных условиях, доврачебная медицинская помощь.

3

2

1




итого

54

12

42

6. Итоговое занятие

6.1


6.2

Подведение итогов работы за год.


Тест «Умеешь ли ты охранять природу?»

Анализ ответов.

2


1

2


1







итого

3

3

-

Итого за период второго года обучения

180

77

103

Зачетный однодневный поход 1 степени сложности– вне сетки


Класс для занятий оборудован:

  • Телевизор;

  • ДВД;

  • Видеокамера


Видеофильмы:

  • «Марко Поло»

  • «Христофор Колумб»

  • «Соликамск»

  • Мультимедийная программа «Антошкина история на земле и в космосе»



Список литературы для педагога:


  1. В.И. Курилова «Туризм», Москва «Просвещение», 1988г.;

  2. Ю.А. Истюрмер «Опасности в туризме, мнимые и действительные», Москва «Физкультура и спорт», 1983 г.;

  3. Краткий справочник туриста, Москва «Профиздат», 1985г.;

  4. В.Г.Стрелец «Туризм и здоровье», Ленинград, 1982 г.;

  5. А.А. Коструб «Медицинский справочник туриста», Москва «Профиздат», 1986г.;

  6. Памятники природы Пермской области», Пермское книжное издательство, 1983г.;

  7. Е.Дорофеев, В.Лукин «Кунгурская ледяная пещера», Пермское книжное издательство, 1975г.;

  8. Е.И.Иванов «Начальная подготовка ориентировщика», М: «Физкультура и спорт», 1985г.

  9. И.М.Коробков «Малые реки Пермской Области», Пермь, 1959г.;

  10. В.А. Левандо «Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата», Москва «Советский спорт»,2000г.

  11. В.Нурмимаа «Спортивное ориентирование», М: «Физкультура и спорт», 1967г.

  12. Ю.К.Штюрмер «Карманный справочник туриста»,М:»Политиздат», 1982г.



Список литературы для учащихся:


  1. Д.В. Шмайгер «Хочу увидеть землю», Москва «Физкультура и спорт», 1982г;

  2. А.Е.Берман «Юный турист», Москва «Физкультура и спорт», 1977г.;

  3. И.В. Петрянов «Самое необыкновенное вещество в мире», библиотека детской энциклопедии, Москва «Педагогика», 1975г.;

  4. В.Постников «Невероятные приключения Карандаша и Самоделкина или Какие сокровища спрятаны в воде», Москва «Юбилейная летопись, 2005 г.;

  5. Н.П. Смирнова А.А. Шибанова «По материка и странам», «Просвещение, 1981г.;

  6. Детская энциклопедия «Великие путешественники», Москва, Астрель, 2002г.

  7. Природоведение (атлас для школьников), Москва «Роскартография», 1996г.;

  8. «Юному эрудиту обо всём», Москва «Махаон», 2002г.

Похожие:

Пояснительная записка Данная программа «Юный турист эколог» iconРабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению юный эколог Учитель начальных классов: Серова Г. Г. 2012г. Пояснительная записка Цель программы «Юный эколог»
Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы
Пояснительная записка Данная программа «Юный турист эколог» iconПрограмма кружка «Юный эколог»
...
Пояснительная записка Данная программа «Юный турист эколог» iconАвторская программа туристско-краеведческого кружка «Юный турист Дона»
Большинство детей сейчас рождаются со всевозможными болезнями и отклонениями в развитии организма. Многие лекарственные препараты...
Пояснительная записка Данная программа «Юный турист эколог» iconПояснительная записка Место курса в образовательном процессе Данная программа факультативного курса «История Российской армии»
Данная программа факультативного курса «История Российской армии» является составной частью образовательной программы школы. Программа...
Пояснительная записка Данная программа «Юный турист эколог» iconПояснительная записка к программе
Данная программа является руководством для деятельности всех служб учреждения в период с 2010 по 2012г г
Пояснительная записка Данная программа «Юный турист эколог» iconПояснительная записка Направленность Данная образовательная программа относится к программам социально-педагогической направленности
...
Пояснительная записка Данная программа «Юный турист эколог» iconПояснительная записка Будущее России в руках её граждан
Данная образовательная программа реализуется в рамках нескольких направленностей: военно-патриотической, туристско-краеведческой,...
Пояснительная записка Данная программа «Юный турист эколог» iconРабочая программа по обществознанию. 5 класс пояснительная записка данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и примерным учебным планом образовательного учреждения
Составитель(и): учитель истории Дехтевич Д. И (высшая квалификационная категория)
Пояснительная записка Данная программа «Юный турист эколог» iconПояснительная записка Данная рабочая программа предназначена для изучения курса «Духовное краеведение Подмосковья» за 2 года в 8-9 классах
Дать школьникам знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли
Пояснительная записка Данная программа «Юный турист эколог» iconПояснительная записка Данная программа элективного курса рассчитана на 35 часов и предназначена для учащихся 7-х классов. Программа реализуется в сетке учебных часов, во внеурочное время
Этот курс способствует самоопределению учащихся относительно профиля обучения в старшей школе
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница