Пушкин Роман «Капитанская дочка»




НазваниеПушкин Роман «Капитанская дочка»
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер16,2 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3
Александр Сергеевич Пушкин

Роман «Капитанская дочка» (1836)


Жанр — роман

Метод — реалистический

Роман написан от первого лица, в форме мемуаров главного героя Петра Андреевича Гринева

«Капитанская дочка» — последнее прозаическое произведение Пушкина


Сюжет

На семнадцатом году жизни отец Петра отправляет его на военную службу. Петр в сопровождении слуги Савельича отправляется в Оренбург. В Симбирске, остановившись

в трактире на ночлег, он знакомится с ротмистром Зуриным, которому проигрывает на бильярде крупную сумму — сто рублей

Подъезжая к Оренбургу, Гринев с Савельичем попадают в буран. Найти дорогу им помогает случайный человек, он выводит кибитку Гринева на постоялый двор. В благодарность за оказанную услугу Петр дарит незнакомцу свой заячий тулуп

Гринев приезжает в Оренбург и по назначению отправляется в Белогорскую крепость, которая на деле оказывается простой деревушкой, окруженной деревянным забором.

Там он знакомится с комендантом крепости Иваном Кузьмичом Мироновым, его женой Василисой Егоровной и дочерью Машей. В доме Мироновых Гринев становится практически членом семьи, он влюбляется в дочь хозяев Машу Гринев сближается с поручиком Швабриным, который кажется ему образованным и интересным человеком. Вскоре между ними происходит ссора: поводом послужили стихи, написанные Гриневым Маше. Швабрин критикует стихи и нелестно отзывается о Маше. Между героями происходит дуэль, Гринев ранен. Маша ухаживает за ним и объясняет поведение Швабрина. Как оказалось, он претендовал на ее руку, но получил отказ. Петр пишет отцу о намерении жениться. Тот, имеющий «триста душ», не желает женитьбы своего сына на бесприданнице. Маша не хочет выходить за Гринева без благословения его родителей

Вскоре крепость захватывают мятежники во главе с Емельяном Пугачевым. Коменданта и других офицеров, не пожелавших присягнуть на верность самозванцу, вешают. Гибнет под ударом сабли и Василиса Егоровна. Швабрин переходит на сторону Пугачева. Гринева же Пугачев милует. Как оказалось, Пугачев и был тем бродягой, которому

Гринев подарил тулуп

Пугачев отпускает Гринева и Савельича, сам же готовит наступление на Оренбург. Маша, заболевшая от потрясений, остается в крепости. По прибытии в Оренбург Гринев

встречается с генералом и докладывает о случившемся. Гринев просит освободить Белогорскую крепость, однако генерал и другие военные считают это слишком рискованным мероприятием. Гринев получает письмо от Маши, в котором она сообщает ему, что Швабрин принуждает ее выйти за него замуж. С помощью Пугачева Гринев освобождает Машу и отправляет ее к своим родителям в качестве невесты. Сам Гринев остается в армии

Окончание военной кампании совпадает с арестом Гринева. Представ перед судом, он уверен, что сможет оправдаться, однако его оговаривает Швабрин, заявляя, что Гринев — шпион, которого Пугачев отправил в Оренбург. Гринев осужден, его ждет позор и ссылка в Сибирь на вечное поселение, но Маша спасает его, обращаясь за милостью к самой императрице



Темы романа

Историческая

Любовная

Основная тема — восстание Пугачева

1773–1774 гг.

Частная тема — любовь и верность Петра Гринева и Маши Мироновой, Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны




Политематичность «Капитанской дочки»

В «Капитанской дочке» отражены все наиболее важные темы позднего периода творчества Пушкина:

- место «маленького человека» в исторических событиях (Гринев, Маша);

- нравственный выбор в сложных обстоятельствах (Иван Кузьмич, Швабрин, Гринев);

- закон и милосердие (Пугачев и Гринев, императрица и Маша);

- народ и власть;

- тема семейных отношений (Мироновы, Гриневы)


Система эпиграфов

В романе 17 эпиграфов: один относится ко всему роману, 16 предпосланы главам

Эпиграфы несут важную смысловую нагрузку: отражают авторскую позицию, акцентируют тему, задают эмоциональную тональность, вводят повествование в контекст русской культуры

Большая часть эпиграфов (10 из 17) — из народного творчества. Это создает атмосферу народности и отражает содержание произведения

Общий эпиграф («Береги честь смолоду») определяет главную идею — в любых обстоятельствах необходимо хранить верность долгу и чести. Это отцовский завет главному герою перед началом его самостоятельной жизни. Эпиграф показывает общность взглядов автора и рассказчика

Эпиграфами к главам романа служат пословицы, народные песни, цитаты из произведений литературы XVIII в. (Я. Б. Княжнин, М. М. Херасков, Д. И. Фонвизин), часто в переработанном виде


Симметричность композиции

Две сюжетные линии

Историческая

Частная

Описание восстания Емельяна Пугачева

Отношения Петра Гринева и Маши Мироновой, семейная жизнь Мироновых и Гриневых


Два мира

Народный

Дворянский

Во главе — Пугачев, выходец из народа. Военный совет у Пугачева — живое обсуждение, на котором принимается оптимальное решение

Во главе — Екатерина II. Представитель — генерал. Военный совет дан сатирически, военная теория без понимания реальной ситуации приводит к губительному решению


Сопоставление сюжетных ситуаций

Маша Миронова оказывается в беде

Петр Гринев оказывается в беде

Причина — суровые законы народного восстания

Причина — законы дворянской

государственности

Гринев спасает Машу, обращаясь за помощью к крестьянскому царю

Маша спасает Гринева, обращаясь за помощью к императрице


Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки. Батюшка у окна читал Придворный календарь, ежегодно им получаемый. Эта книга имела всегда сильное на него влияние: никогда не перечитывал он ее без особенного участия, и чтение это производило в нем всегда удивительное волнение желчи. Матушка, знавшая наизусть все его свычаи и обычаи, всегда старалась засунуть несчастную книгу как можно подалее, и таким образом Придворный календарь не попадался ему на глаза иногда по целым месяцам. Зато, когда он случайно его находил, то, бывало, но целым часам не выпускал уж из своих рук. Итак, батюшка читал Придворный календарь, изредка пожимая плечами и повторяя вполголоса: "Генерал-поручик!.. Он у меня в роте был сержантом!.. Обоих российских орденов кавалер!. А давно ли мы..." Наконец батюшка швырнул календарь на диван и погрузился в задумчивость, не предвещавшую ничего доброго.

   Вдруг он обратился к матушке: "Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше?"

   - Да вот пошел семнадцатый годок,- отвечала матушка.- Петруша родился в тот самый год, как окривела тетушка Настасья Герасимовна, и когда еще...

   "Добро,- прервал батюшка,- пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни".

   Мысль о скорой разлуке со мною так поразила матушку, что она уронила ложку в кастрюльку, и слезы потекли по ее лицу. Напротив того, трудно описать мое восхищение. Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, было верхом благополучия человеческого.

   Батюшка не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их исполнение. День отъезду моему был назначен. Накануне батюшка объявил, что намерен писать со мною к будущему моему начальнику, и потребовал пера и бумаги.

   - Не забудь, Андрей Петрович,- сказала матушка,- поклониться и от меня князю Б.; я-дескать надеюсь, что он не оставит Петрушу своими милостями.

   - Что за вздор!- отвечал батюшка нахмурясь.- К какой стати стану я писать к князю Б.?

   - Да ведь ты сказал, что изволишь писать к начальнику Петруши.

   - Ну, а там что?

   - Да ведь начальник Петрушин - князь Б. Ведь Петруша записан в Семеновский полк.

   - Записан! А мне какое дело, что он записан? Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон. Записан в гвардии! Где его пашпорт? подай его сюда.

   Матушка отыскала мой паспорт, хранившийся в ее шкатулке вместе с сорочкою, в которой меня крестили, и вручила его батюшке дрожащею рукою. Батюшка прочел его со вниманием, положил перед собою на стол и начал свое письмо.

   Любопытство меня мучило: куда ж отправляют меня, если уж не в Петербург? Я не сводил глаз с пера батюшкина, которое двигалось довольно медленно. Наконец он кончил, запечатал письмо в одном пакете с паспортом, снял очки и, подозвав меня, сказал: "Вот тебе письмо к Андрею Карловичу P., моему старинному товарищу и другу. Ты едешь в Оренбург служить под его начальством".

   Итак, все мои блестящие надежды рушились! Вместо веселой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдаленной. Служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастием. Но спорить было нечего! На другой день поутру подвезена была к крыльцу дорожная кибитка; уложили в нее чемодан, погребец с чайным прибором и узлы с булками и пирогами, последними знаками домашнего баловства. Родители мои благословили меня. Батюшка сказал мне: "Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду". Матушка в слезах наказывала мне беречь мое здоровье, а Савельичу смотреть за дитятей. Надели на меня заячий тулуп, а сверху лисью шубу. Я сел в кибитку с Савельичем и отправился в дорогу, обливаясь слезами.

(А.С.Пушкин «Капитанская дочка»)


В1. Представленный эпизод является начальным моментом в развитии действия. Как называется подобный элемент сюжета?


В2. Завет отца Гринёва почти дословно повторяет выражение, предпосланное художественному произведению и призванное раскрыть замысел автора и дать авторскую оценку излагаемым событиям. Укажите термин, которым называют такое выражение.


В3. Как называют эмоциональные восклицания или вопросы, которые не требуют ответа

( «Записан! А мне какое дело, что он записан? Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон. Записан в гвардии! Где его пашпорт?»)?


В4. Выпишите из последнего абзаца устаревшее слово.


В5. Назовите приём противопоставления предметов и явлений, используемый автором в следующем абзаце: «Мысль о скорой разлуке со мною так поразила матушку, что она уронила ложку в кастрюльку, и слезы потекли по ее лицу. Напротив того, трудно описать мое восхищение».


В6. Смена настроения главного героя передаётся при помощи образных определений («блестящие надежды», сторона глухая и отдалённая», «тяжким несчастьем»). Укажите термин, которым в литературоведении обозначают эти определения.


В7. Дайте определение термина, который обозначает вышедшее из употребления слово, использованное в данном контексте для усиления ироничности речи («Нет пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, не шаматон»).


С1. Как эпизод, в котором описывается напутствие, полученное Гринёвым от отца, связан с дальнейшим развитием сюжета?


С2. В каких произведениях русской литературы заветы отцов несут важную смысловую нагрузку и как их можно соотнести с заветом отца главного героя?


В1. Завязка

В2. Эпиграф

В3. Риторические

В4. Погребец

В5. Антитеза

В6. Эпитет

В7. Архаизм


Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть, и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни. Читатель извинит меня: ибо вероятно знает по опыту, как сродно человеку предаваться суеверию, не смотря на всевозможное презрение к предрассудкам.

Я находился в том состоянии чувств и души, когда существенность, уступая мечтаниям, сливается с ними в неясных видениях первосония. Мне казалось, буран еще свирепствовал, и мы еще блуждали по снежной пустыне... Вдруг увидел я вороты, и въехал на барской двор нашей усадьбы. Первою мыслию моею было опасение, чтобы батюшка не прогневался на меня за невольное возвращение под кровлю родительскую, и не почел бы его умышленным ослушанием. С беспокойством я выпрыгнул из кибитки, и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. "Тише", - говорит она мне - "отец болен при смерти и желает с тобою проститься". - Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постеле; матушка приподымает полог и говорит: "Андрей Петрович, Петруша приехал; он воротился, узнав о твоей болезни; благослови его". Я стал на колени, и устремил глаза мои на больного. Что ж?... Вместо отца моего, вижу в постеле лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: - Что это значит? Это не батюшка. И к какой мне стати просить благословения у мужика? - "ВсЈ равно, Петруша", - отвечала мне матушка - "это твой посаженый отец; поцалуй у него ручку, и пусть он тебя благословит..." Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины, и стал махать во все стороны. Я хотел бежать... и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах... Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: "Не бойсь, подойди под мое благословение..." Ужас и недоумение овладели мною... И в эту минуту я проснулся…

(А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)

  1   2   3

Похожие:

Пушкин Роман «Капитанская дочка» icon«Русский бунт» в изображении А. С. Пушкина. (По роману «Капитанская дочка»)
«Дубровский», «Капитанская дочка». В 30-е годы 19 века Пушкин отошёл от своих крайне радикальных юношеских взглядов. Он не признавал...
Пушкин Роман «Капитанская дочка» iconРоль и значение эпиграфа в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Казалось бы, довольно банально: А. С. Пушкин – «Капитанская дочка». Но… это произведение есть во многих школьных программах, и А....
Пушкин Роман «Капитанская дочка» iconЛитературная игра "Умники и умницы"по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка"
Перу А. С. Пушкина принадлежит много произведений, в которых он обращается к «делам давно минувших лет, преданьям старины глубокой»....
Пушкин Роман «Капитанская дочка» iconРоль бытовой детали в раскрытии характера литературного героя
В этом году мы вновь обращаемся к творчеству Александра Сергеевича Пушкина познакомимся с его повестью «Капитанская дочка», последним...
Пушкин Роман «Капитанская дочка» iconИсследовательская работа Портрет как средство раскрытия характера в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Портрет как средство раскрытия характера в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Пушкин Роман «Капитанская дочка» iconЛитературная игра по повести «Капитанская дочка»
Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. – М.: Вако, 2007
Пушкин Роман «Капитанская дочка» iconУпотребление лексики пассивного запаса в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 г. Павлово нижегородской области
Пушкин Роман «Капитанская дочка» iconЛитературная игра по роману «Капитанская дочка»
Цели: углубить понимание идейно – художественного богатства произведения, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться...
Пушкин Роман «Капитанская дочка» icon«Чувства добрые в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». (Русская тема и религиозно-нравственный смысл)
Технология: Личностно ориентированное преподавание литературы как предмета, формирующего человека
Пушкин Роман «Капитанская дочка» iconЛитературная игра по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
В литературной игре принимают участие команды, состоящие из шести человек. К игре участники получают домашнее задание
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница