Справочник для ученика и учителя «Белый ветер»




Скачать 27,15 Kb.
НазваниеСправочник для ученика и учителя «Белый ветер»
страница1/17
Дата04.02.2016
Размер27,15 Kb.
ТипСправочник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Н.В. Суслова, Т.Н. Усольцева




НОВЕЙШИЙ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ

СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК




ДЛЯ УЧЕНИКА и УЧИТЕЛЯ




«Белый ветер», 2003


А


Авангард (от фр.avant-garde - передовой отряд) – в культурной традиции первой половины 20 века один из основных принципов создания художественной реальности наряду с модернизмом. Если модернизм элитарен по своей природе, то эстетическая позиция авангардного искусства демократична. Для авангарда характерна установка не немедленное и непосредственное, активное и порой агрессивное воздействие факта искусства на человека, что формирует эпатирующий и шокирующий характер эстетики авангарда, а также такие черты его поэтики как броскость, необычность. В искусстве 20 века явными направлениями авангарда являются футуризм, сюрреализм, дадизм (дадаизм). Значение авангарда в том, что он показал относительность форм, средств и способов воплощения эстетического сознания; путем доведения до абсурда всех основных видов искусств доказал, что они изжили или изживают себя как актуальные явления культуры; выработал новые решения для выражения идей нового искусства; способствовал возникновению новых видов искусств (компьютерные искусства, современные шоу и др.).

Автобиография (от греч. autos, bios, grapho - сам, жизнь, пишу)– литературный жанр, представляющий собой, как правило, последовательное описание писателем своей жизни. Литературную автобиографию не следует смешивать с автобиографией информационной, которая носит чисто анкетный характер. Литературная автобиография демонстрирует тенденцию к объединению ряда разрозненных жизненных событий в рамках общей авторской концепции, нередко содержит вымысел; факты незначительные для автобиографии анкетного характера, могут приобретать в ней первостепенный характер. От мемуаров автобиография отличается тем, что автор мемуаров ориентирован на воспроизведение реалий внешнего мира, а автор литературной автобиографии - на изображение становления собственного внутреннего мира. К жанру литературной автобиографии можно отнести “Исповедь” Ж. Ж. Руссо; трилогию Л.Н. Толстого “Детство”, “Отрочество”, “Юность”; трилогию А.М. Горького “Детство”, “В людях”, “Мои университеты”; “Я сам” В. Маяковского и др.

Автор (лат. auctor – основатель, устроитель, учитель) – в современном искусствоведении термин употребляется в трех основных значениях: 1) создатель художественного факта как реальное лицо с собственной биографией, персональным набором личностных качеств; 2) образ автора, явленный в тексте, подразумевающий собственное изображение в рамках художественной реальности; 3) субъект творчества (креативная персона), т.к. бытие воссоздается в тексте посредством творческой воли автора, который таким образом явлен в тексте как целом. Существуют различные формы демонстрации авторства: 1) коллективное творчество, проявляющееся в фольклоре и памятниках ранней письменности; 2) индивидуальное, открыто заявляемое авторство; 3) намеренное сокрытие авторства, использование псевдонима, мистификация. С категорией автор связано понятие авторской концепции, которая представляет собой комплекс мыслей и чувств, присутствующий в произведении и включающий в себя три основных аспекта: интерпретация и оценка конкретных реалий, философский взгляд на мир в его целостности, самопознание и рефлексия. Авторская субъективность включает в себя два основных компонента – “идеи и верования” (Х. Ортега-и-Гассет), соответственно, сознательно и целенаправленно утверждаемые мысли автора и те миросозерцательные аксиомы, которые приходят в произведение вне воли автора. Категория “верований” обозначается в искусствоведении как имперсональная субъективность, состав которой определяется: 1) общечеловеческими представлениями (включая религию), действующими в мире, где живет автор; 2) воззрениями социума и социальной группы, к которой принадлежит автор; 3) психологическими комплексами автора и архетипами.

В разные эпохи отношение к фигуре автора было различным. До Нового времени авторство было редуцировано в силу тяготения искусства к нормативности и традиционализму сознания, начиная с развития сентиментализма и романтизма, фигура автора помещается в центр произведения. К середине 20 в. сформировалась концепция “смерти автора”, получившая широкую известность благодаря статьям Р. Барта, утверждавшего полумнимость фигуры автора, которого нет ни до текста, ни после него. В процессе создания произведения автор выступает исключительно в роли скриптора, т.е. записывающего, поскольку он передает не свои мысли, настроения, а выписывает отдельные готовые слова из необъятного словаря-текста. С точки зрения Р. Барта, оригинальность современного художника заключается в свободе варьирования.

Агиография, см. жития святых

Акмеизм (греч.akme – высшая точка чего-либо, цветение, цветущая пора) – русская поэтическая школа модернистской ориентации, возникшая в 10-е гг. 20 века, во многом явившаяся реакцией на кризис символизма. В качестве основного принципа изображения мира акмеизм декларировал осознание ценности всех элементов его составляющих, от самых “высоких” до самых “низких”: “все явления – братья” (Н. Гумилев). Высшей целью своего творчества акмеисты провозглашали возвращение современному человеку утраченного “праздника миросозерцания”. Акмеизм проповедовал конкретно-чувственное восприятие “вещного мира”, в реалиях которого можно прозреть ту самую “недостижимую” истину, к познанию которой тщетно стремились символисты. Наиболее яркими представителями акмеизма были Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова. О. Мандельштам.

Акростих (греч. akrostichon – краестишие) – стихи, в которых начальные буквы (реже слоги или слова) составляют слово, фразу, имя или фамилию (обычно автора или адресата). Анкростих из последних букв называется телестих, из средних – месостих. Акростих рассчитан на зрительное восприятие. Иногда пишут стихотворные загадки, в которых разгадка таится в первых буквах стихов. Например, в стихотворении Николая Гумилева “Акростих” начальные буквы составляют “Анна Ахматова”:

Ангел лег у края небосклона

Наклонившись, удивлялся безднам:

Новый мир был синим и беззвездным,

Ад молчал, не слышалось ни стона.


Алой крови робкое биенье,

Хрупких рук испуг и содроганье.

Миру снов досталось в обладанье

Ангела святое отраженье.


Тесно в мире, пусть живет, мечтая

О любви, о свете и о тени,

В ужасе предвечном открывая

Азбуку своих же откровений.

Акт (от лат. aktus - поступок, действие) в драматических произведениях и спектаклях законченная часть произведения, его отдельное действие. В пьесе может быть различное количество актов – от одного до десяти и более. Наиболее распространено двух-пяти-актное строение пьес. Примерами одноактных пьес могут служить “Маленькие трагедии” А.С. Пушкина, водевили А.П. Чехова.

Александрийский стих (название от французской поэмы 12 в. об Александре Македонском) в русской поэзии передается шестистопным ямбом с цезурой после третьей стопы. Стихи, как правило, связаны смежной рифмой. В эпоху классицизма александрийский стих был основным размером эпоса, трагедии, элегии и др. высоких и средних жанров. Многие русские поэты 19 века обращались к александрийскому стиху. Так, александрийским стихом написан каменноостровский цикл А.С. Пушкина (1836). Например:

Напрасно я бегу || к сионским высотам,

Грех алчный гонится|| за мною по пятам…

Так, ноздри пыльные || уткнув в песок сыпучий,

Голодный лев следит || оленя бег пахучий. (А.С.Пушкин)

Аллегория (от гр.allegoria - иносказание) – это литературный прием или тип образности, представляющий собой иносказательное изображение отвлеченного понятия или типичного явления действительности при помощи конкретного жизненного образа. Так сердце, пронзенное стрелой, является аллегорией любви; старуха с косой – аллегорией смерти; разорванные цепи – аллегория свободы. Аллегория часто применяется в баснях и сказках, где многие персонажи являются носителями закрепленного за каждым из них определенного аллегорического содержания: медведь - сила и глупость, ограниченность; волк – жестокость и жадность; ягненок – слабость и покорность; лиса – хитрость и коварство. Часто аллегория используется в жанрах притчи, утопии, сатиры.

Аллитерация (лат. – ad – к, при; littera - буква) – один из видов звукописи, основанный на повторении одинаковых, созвучных согласных звуков, что способствует усилению выразительности художественной речи. Например:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя… (А.С. Пушкин “Зимний вечер”)

или

Я любил, был любим, мы любили вдвоем,

Только этим мы жить и могли.

И, любовью дыша, были оба детьми

В королевстве приморской земли (Э.По “Аннабель-Ли” перевод К. Бальмонта).

Аллюзия (от лат. allusio – шутка, намек) – стилистическая фигура, представляющая собой намек на реальное политическое, историческое событие или факт художественной культуры, которые представляются общеизвестными. Автор может намеренно создавать произведение, вызывающее у читателя недвусмысленную аллюзию. Аллюзия также может возникать у читателя вне зависимости от творческого замысла автора, определяясь изменяющимся политическим и культурным контекстом. Так в момент чтения трагедии “Борис Годунов” у современников А.С. Пушкина возникала аллюзия на обстановку в России в середине 20-х гг.19 века – такое же “смутное время”, как и изображенное в трагедии. В 80-е гг. 20 века события трагедии “Борис Годунов” воспринимались уже как аллюзия на действительность эпохи реформ М.С. Горбачева (именно это стало ядром концепции постановки этой пьесы режиссером Ю. Любимовым в театре на Таганке). Стихотворение М.Ю. Лермонтова “Предсказание” у современников поэта вызывало аллюзию на холерные бунты в России 30-х гг. и революционные волнения в Париже 1830 г. Сегодняшний читатель прочитывает в этом стихотворении аллюзию на революцию 1917 года и те события в российской истории, которые она повлекла за собой. При знакомстве с текстами Ф.И. Тютчева у многих возникает аллюзия на живописные полотна М. Чюрлениса, аллюзию на факты творчества М. Шагала порождает целый ряд стихотворений О. Мандельштама и т. п.

Альманах (с арабского аль-манах – календарь) сборник литературно-художественных произведений, объединенных по какому-либо признаку: тематическому, жанровому, территориальному, идейно-художественному и др. Из русских альманахов 19 в. наиболее известными являются “Полярная звезда” (альманах, издававшийся поэтами-декабристами К.Ф. Рылеевым и А.А. Бестужевым в 1823-1825 гг.), “Северные цветы” (альманах литераторов пушкинского круга); “Петербургский сборник” (альманах, представителей “натуральной школы” изданный Н.А. Некрасовым в 1846). В начале 20 в. большое значение приобрели сборники “Знание”, основанные М. Горьким, популярны были сборники футуристов (“Пощечина общественному вкусу” и др.). Литературные альманахи и сборники и в настоящее время являются одной из форм публикации новых произведений (“День поэзии”, “Литературная Москва” и др.).

Амфибрахий (от греч. amphibrachys - с двух сторон краткий) в силлабо-тоническом стихосложении: трехсложный размер стиха, в котором ударение в стопе падает на 2-й слог (( _ґ( ). В русской поэзии широко употребляется с начала 19 века. Наиболее распространены трех- и четырехстопный амфибрахий, а также их чередование. Например:

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном (А.С. Пушкин “Узник”)

Схема трехстопного амфибрахия в приведенном фрагменте:

( _ґ( | ( _ґ( |( _ґ ( |( _ґ

( _ґ( | ( _ґ( |( _ґ ( |( _ґ

( _ґ( | ( _ґ( |( _ґ ( |( _ґ

( _ґ( | ( _ґ( |( _ґ ( |( _ґ

или:

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хозарам:

Их села и нивы за буйный набег

Обрек он мечам и пожарам… (А.С. Пушкин “Песнь о вещем Олеге”)

Схема чередования четырехстопного и трехстопного амфибрахия:

( _ґ( | ( _ґ( |( _ґ ( |( _ґ(

( _ґ( | ( _ґ( |( _ґ (

( _ґ( | ( _ґ( |( _ґ ( |( _ґ(

( _ґ( | ( _ґ( |( _ґ (

Анаграмма (от греч.anagrammatismos - перестановка букв) – повторение звуков заданного слова в другом или других словах. В настоящее время этот прием чаще используется в поэтических фокусах: перевертенях (так вся поэма В. Хлебникова “Уструг Разина” написана так, что может читаться как слева направо, так и справа налево, при чем смысловое тождество сохраняется), шарадах, а также при создании псевдонимов. Например, Н.В. Гоголь свои ранние произведения иногда подписывал ОООО, т.к. в его полном имени Николай Гоголь-Яновский было четыре буквы О. Свою первую книгу стихов Иннокентий Анненский издал под псевдонимом-анаграммой своего имени Ник. Т-о. Персонаж цикла романов Дж.К. Ролинг о Гарри Поттере Том Норвало Реддл берет себе новое имя - лорд Волан де Морт, являющееся анаграммой его первого имени.

Анакреонтическая поэзия - легкая лирика, воспевающая радости земной жизни: любовь, вино, безоблачное веселье, реже – политическое свободомыслие. Анакреонтическая поэзия восходит в своем названии к имени древнегреческого поэта Анакреонта. Анакреонтические мотивы в русской классической поэзии наиболее ярко выражены в творчестве М.В. Ломоносова, Р.Г. Державина, К.Н. Батюшкова, А.С. Пушкина и др. В современной русской поэзии к анакреонтической традиции (правда, иронически переосмысленной) тяготеют В. Степанцов, Д. Быков, В. Пеленягрэ и др. Например:

Смертный, век твой привиденье:

Счастье резвое лови;

Наслаждайся, наслаждайся;

Страстью пылкой утомляйся

И за чашей отдыхай! (А.С. Пушкин “Гроб Анакреона”)

Или:

Как упоительны в России вечера!..

Любовь, шампанское, закаты, переулки,

Ах, лето красное! Забавы и прогулки,

Как упоительны в России вечера.

Балы. Красавицы. Пролетки. Нумера.

И вальсы Шуберта, и хруст французской булки,

Любовь, шампанское, закаты, переулки,

Как упоительны в России вечера!.. ( Виктор Пеленягрэ “Триолет”)

Анализ произведения литературоведческий (от греч. analysis– разложение, расчленение) – один из аспектов литературоведческого исследования, предполагающий постижение целостности произведения путем обнаружения связей, конструктивных отношений между вычленяемыми в составе данного произведения сегментами (от эпизодов сюжета до слогов и фонем). Анализ призван выявить в организации текста как цельного высказывания предпосылки того непосредственного впечатления, которое произведение оказывает на читателя. Анализ представляется необходимым условием научности и доказательности любой интерпретации литературно-художественного факта. Анализ отличается от “интуитивного” способа прочтения текста путем фиксации чувств и ощущений, которые тот вызывает, а также от интерпретации, которая зачастую носит излишне субъективный характер. Посредством анализа исследователь получает возможность уточнения адекватности собственной концепции прочтения текста, постижения его смысла. В русской традиции яркие примеры литературоведческого анализа можно встретить в работах М.О. Гершензона, М.М. Гиршмана, Ю.М. Лотмана и др.

Анапест (от греч. anapaistos – обратный дактилю, отраженный назад) - в силлабо-тоническом стихосложении: трехсложный размер стиха, в котором ударение в стопе падает на 3-й слог (( ( _ґ). В русской поэзии широко употребляется с начала 19 века. Наиболее распространены трех- и четырехстопный анапест а также их чередование. Например:

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,

Одержимый холопским недугом…

(Н.А. Некрасов “Размышления у парадного подъезда)

Схема четырехстопного анапеста в приведенном фрагменте:

( ( _ґ| ( ( _ґ |( ( _ґ|( (_ґ

( ( _ґ| ( ( _ґ |( ( _ґ|( (_ґ

или:

“Выкупается кровью пролитая кровь, -

То убийце скажи моему.

Беззаконную небо карает любовь, -

Ты сама будь свидетель тому”.

(В.А. Жуковский “Замок Смальгольм, или Иванов вечер”)

Схема чередования четырехстопного и трехстопного анапеста в приведенном фрагменте:

( ( _ґ| ( ( _ґ |( ( _ґ|( (_ґ

( ( _ґ| ( ( _ґ |( ( _ґ

( ( _ґ| ( ( _ґ |( ( _ґ|( (_ґ

( ( _ґ| ( ( _ґ |( ( _ґ

Ан`афора (от греч.anaphorа – вынесение вверх) повтор слова или группы слов в начале нескольких стихов, строк или фраз, т.е. единоначатие. Например:

Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река,

В лазури пламенной и чистой

Лениво тают облака (Ф.И. Тютчев “Полдень”).

Анекдот (от греч. anekdotos– неизданный) – 1) короткий рассказ о каком-либо эпизоде из жизни исторического лица, который характеризует его не как государственного деятеля, не как общественного деятеля, а как человека; 2) основной жанр современного городского фольклора, короткий устный рассказ, шутливого или сатирического содержания.

Аннотация (от лат.annotatio – замечание) – краткое изложение содержания книги, статьи, рукописи, иногда включающее оценку произведения, сведения об авторе и др. Аннотация часто бывает предпослана основному тексту книги. Аннотации также печатаются в литературных справочниках, книжных каталогах.

Антигерой – литературный персонаж, лишенный традиционных героических черт, но занимающий центральное место в системе образов произведения, выступающий в той или иной мере “представителем” автора. Термин “антигерой” был введен в литературоведческий обиход Ф.М. Достоевским для обозначения центрального персонажа “Записок из подполья” (1864).

Антит`еза (от греч.antithesis – противоположение)1) стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении образов и понятий. 2) любой содержательно значимый контраст в тексте. Антитеза в первом значении всегда проявляется открыто, часто посредством слов-антонимов: например: “Толстый и тонкий” А.П. Чехова или

Они сошлись. Вода и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой

(А.С. Пушкин “Евгений Онегин”).

Во втором значении антитеза может быть неявной, контраст может носить скрытый характер. Так у М.Ю. Лермонтова, З. Гиппиус, А. Блока и др. антитетичность становится одним из основных принципов художественного мышления. Наиболее полное воплощение принцип антитезы находит в поэтике романтизма, отражаясь в первую очередь, в центральном романтическом конфликте, порождаемом противопоставлением мечты и действительности.

Антиутопия – произведение, предполагающее создание художественной модели воображаемой общественной системы, соответствующей тому или иному современному социальному идеалу. Антиутопия связана с акцентированием внимания на негативных чертах, пагубных тенденциях, характерных для жизни изображаемого общества. Антиутопические тенденции явились реакцией на утопическую литературу (см. утопия). Так, примером ранней антиутопии являются “Путешествия Гулливера” Дж. Свифта. К концу 19 века антиутопия приобретает отчетливые черты социального прогноза, авторы антиутопий в качестве своей первоочередной задачи определяют предупреждение современников о социальных потрясениях и катастрофах, грозящих человечеству в будущем. Первую половину 20 века обычно называют периодом расцвета антиутопии. Например: Е. Замятин “Мы”, Дж. Оруэлл “1984 год”, Р. Брэдбери “451є по Фаренгейту” и др.

Античные литературы – Греческая древняя литература (8 в. до н.э. – 5 в. н.э.), Римская литература (5 в. до н.э. – 5 в. н.э.) и Эллинистическая литература (3-1 вв. до н. э.).

Антология (от древнегреч. anthologia - цветник) – сборник изречений, избранных стихов, отрывков из произведений, принадлежащих разным авторам. Антология часто представляет собой совокупность наиболее показательных текстов, принадлежащих какой-либо национальной литературе, литературной эпохе, направлению и т.п. Например: “Антология английского поэзии”, “Антология русского сонета”, “Антология французского символизма”. В первой половине 19 века антологиями в России называли исключительно сборники античной поэзии. Антологическими стихотворениями называли стихотворные переводы с латинского и древнегреческого языков и оригинальные стихотворения, написанные в манере античных классиков, с использованием тем, сюжетов, мотивов, образов и т.п. их произведений. Например: Антологические стихотворения Н.К. Батюшкова.

Антропоморфизм (от греч. anthropos–человек и morphe – вид, форма) – один из видов олицетворения, когда предмет изображения наделяется определенным набором человеческих черт или уподобляется человеку. Например: Ель рукавом мне тропинку завесила… (А.А. Фет). На принципе антропоморфизма иногда может быть построено целое произведение. Например: “Необычайное приключение…” В. Маяковского, “Зеленая прическа, девическая грудь…” С. Есенина.

Апокриф (от греч. apokryphos– тайный, сокровенный) памятники раннехристианской и средневековой религиозной литературы, которые не признаются официальной церковью. Апокрифы примыкают к тексту Священного писания, углубляя и развивая его повествование. Например: в Древней Руси были популярны такие апокрифы как “Хождение Богородицы по мукам”, “Хождение Агапия в рай”.

Артефакт (от лат. artefakt - искусственно сделанный) – 1) любой искусственно созданный объект. Это значение термина возникло в археологии, откуда пришло в культурологию, где стало использоваться для различения объектов естественного и искусственного происхождения; 2) воплощение какой-либо культурной формы в конкретном материальном предмете, социальной структуре, поведенческом акте, не только отражающих, но и интерпретирующих данную культурную форму. Художественное произведение относится к особому типу культурных форм, так называемому авторскому, поэтому также может считаться артефактом.

Афоризм (от гр. aphorismos - определение, краткое изречение)обобщенная законченная мысль, выраженная в лаконичной, художественно заостренной форме. У афоризма в отличие от пословиц точно известен автор. От крылатых слов афоризмы отличаются логико-синтаксической законченностью и самостоятельностью. Например: Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой (И.В. Гете); Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни (Ф. Ницше); Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь (И.С. Тургенев).

Архетип (от греч. archetypon – первообраз, модель ) – универсальные врожденные психические модели, обусловленные фактором присутствия первобытной памяти человечества (“коллективное бессознательное”), поэтому действительные для каждого индивидуума, независимо от его национальной, социальной, половой, возрастной и др. определенности. Архетипы обладают способностью к бессознательному воспроизводству. Содержание архетипа раскрывается в ритуале, мифе, символе, сноведении и т.п. Термин “архетип” был введен в широкий обиход швейцарским психологом К.Г. Юнгом. Архетипы лежат в основе общечеловеческой символики. В современной литературоведческой традиции нередко к разряду архетипических относят мотивы и сюжеты, представляющие собой трансформированные бессознательно воспроизведенные универсалии. Например: характерный для самых различных культур мотив насыщения, символизирующий возрождение, восходит к обряду ритуальной трапезы. Так, мотив еды, поглощения пищи, постоянно присутствующий в произведениях Н.В. Гоголя, подспудно подтверждает эту мысль. С древних времен пиры, застолья ассоциировались со значительными событиями в жизни человека, со свадьбами и похоронами, воспринимавшимися как переходы от одного состояния жизни человека к другому. Поэтому сочные описания поглощения пищи вызывают подсознательное ощущение, с одной стороны, конца бытия, а с другой - вечности и радости жизни. Или: миф о Мировом древе, присущий практически всем мифологическим комплексам, проявляется в целом ряде памятников литературы разных стран. Так, смысловая доминанта каменностровского цикла А.С. Пушкина, композиция и система образов в романе-эпопее Л.Н. Толстого “Война и мир” определены представлениями о Мировом древе.

Архитектоника в литературе (от греч. architektonike – строительное искусство) специфика внешней организации текста как единого целого, с учетом взаимосвязи исключительно основных частей и элементов, его составляющих. Архитектоника входит в более широкое понятие композиция.

Ассонанс (от лат. assono- откликаюсь) – 1) повторение гласных звуков, преимущественно находящихся в сильной позиции. Например: “Нежной, белой, в пепельной одежде/ ты явилась с ласкою очей…” (Н. Гумилев “Смерть”) 2) Неточная рифма, построенная на совпадении ударных гласных, при этом согласные не совпадают. Например:

Как хорошо, что в общем внешнем шуме

Милей всего твой голос голубой,

Что, умирая, я еще не умер

И перед смертью встретился с тобой! ( И. Северянин “Как хорошо…”)

Астрофческое стихотворение – стихотворное произведение, в котором отсутствует строфическая организация. Например, “…Вновь я посетил…” А.С. Пушкина, “Большая элегия Джону Донну” И. Бродского.

Афоризм (от греч. aphorismos – определение) – краткое, емкое выражение обобщающего характера. Афоризм часто извлекается из состава литературного произведения, например, “счастливые часов не наблюдают” (А.С. Грибоедов “Горе от ума”). Иногда афоризм выступает как самостоятельный жанр. Известными авторами афоризмов являются Ф. де Ларошфуко, Козьма Прутков и др. Например, “Если хочешь быть счастливым, будь им” (К. Прутков).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Справочник для ученика и учителя «Белый ветер» iconСовместной проектной деятельности учителя и ученика
Значимость данного метода состоит в том, что творческий процесс проходит на всех уровнях деятельности, как со стороны учащегося,...
Справочник для ученика и учителя «Белый ветер» iconЭлектронный дневник ученика; электронный журнал учителя; расписание учителя
Единая информационно-образовательная среда в сети Интернет способствует оперативному обмену актуальной информацией и, как следствие,...
Справочник для ученика и учителя «Белый ветер» iconКарен Прайор Несущие ветер
Это молодцы, несущие ветер. Говорят, что они приносят удачу. И если вы при виде этих ликующих рыб сумеете удержаться от троекратного...
Справочник для ученика и учителя «Белый ветер» iconПубличный доклад
Педагогический коллектив работал над методической темой: «Формирование творческого потенциала личности ученика и учителя в условиях...
Справочник для ученика и учителя «Белый ветер» iconАнализа деятельности кафедры за 2010-2011 учебный год
«Развитие высокого уровня базовых компетенций ученика и учителя как условие повышения качества образования»
Справочник для ученика и учителя «Белый ветер» icon«Развитие личности учителя и ученика в условиях личностно-ориентированного подхода к процессам обучения и воспитания»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Витим»
Справочник для ученика и учителя «Белый ветер» iconП. Витим» муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия)
Тема: «Развитие личности учителя и ученика в условиях личностно-ориентированного подхода к процессам обучения и воспитания»
Справочник для ученика и учителя «Белый ветер» icon6. Классификационные признаки группировки методов
Методы обучения это основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие формирование знаний, умений и навыков, необходимых...
Справочник для ученика и учителя «Белый ветер» iconАнализ открытых уроков по проблеме
«Учебное занятие глазами учителя и ученика» в 8- 11 классах. Цель этого мероприятия – выявить, как осуществляется в ходе учебного...
Справочник для ученика и учителя «Белый ветер» iconСеверо-восточное окружное управление образования государственное бюджетное образовательное
Разрабатывается научно-методический подход к решению проблемы мотивации деятельности учащихся на современном этапе, заключающийся...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница