2. Основные этапы развития логики. Значение логики для юристов




Скачать 18,42 Kb.
Название2. Основные этапы развития логики. Значение логики для юристов
страница1/6
Дата04.02.2016
Размер18,42 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6
1. Понятие о логич. форме мысли и логич. законе. Предмет логики.

Чтобы дать определение логической форме мысли, необходимо выделить среди терминов языка логические и нелогические термины. Логические: союзы (и, или, если то), отрицания (неверно, не), слова, хар-е кол-во предметов (все, некоторые); Нелогические – слова, выражающие к-л мысль. Процесс выявления логической формы мысли заключается в отвлечении от смысла нелогических терминов, входящих в словосочетание, выражающее эту мысль (замена их переменными).

Т.о. логическая форма мысли – это ее структура, выявляемая в результате отвлечения от смыслов и значений нелогических терминов. Она содержательна и информативна.

Мысли можно разделить на классы в завис. от типа их логических форм:

- понятие – мысль, в кот. обобщены в класс и выделены из некоторого мн-ва предметы на основе признаков, общих только для этих выделенных предметов.

- суждения – мысли в кот. утверждается наличие или отсутствие к-л положений, дел.

- умозаключение – процесс получения знания, выраженного в суждении, из других знаний, тоже выраженных в суждениях.

Связи между мыслями, зависящие от их форм, при которых истинность одних из этих мыслей обуславливает истинность других, называются логическими законами. Чтобы установить, является ли связь между высказываниями логическим законом, необходимо вместо нелогических терминов подставлять в эти высказывания произвольные термины тех же типов и проверять истинность высказывания. Если все время истинно – логический закон, если есть контрпример, то рассуждение неправильно.

Имея понятия логической формы и логического закона, можно дать определение формальной логики – это наука о формах мышления, о формально-логических законах, и других связях и отношениях между мыслями по их логическим формам.

Исследуя необх. связи между мыслями по логическим формам – логические законы, логика формулирует утверждения об истинности всех высказываний определенной логической формы – законы (науки) логики. Они выступают в кач-ве норм, в соответствии с кот. должны осуществляться рассуждения. С-но, формальная логика – нормативная наука о формах, законах и приемах интеллектуальной познавательной деятельности.

Мышление, осущ. в соответствии с требованиями логики – правильное. С-но формальная логика – это наука о правильном мышлении, кот. исследует и систематизирует типичные ошибки – аллогизмы.


2. Основные этапы развития логики. Значение логики для юристов.

Логика – одна из самых древних наук. Создавалась в Древней Греции в VI – V вв. до н.э. Немного позже фрагменты логической науки возникла в Индии. Греческая логика распространилась в Западной и Восточной Европе и на Ближнем Востоке, а индийская – в Китае, Японии, Тибете, Монголии, Индонезии и на Цейлоне.

Первоначально логика разрабатывалась в связи с запросами практики судопроизводства и ораторского искусства: в Древней индии, Древней Греции и Риме. Люди обладающие ораторским искусством пользовались большим уважением. Логика часто называлась диалектикой.

Еще один стимул для развития логики – требования математики, где необходимы строгие доказательства.

Основатель логики - Аристотель: впервые обстоятельно систематизировал логические формы и правила мышления. Написал ряд сочинений по логике, кот. впоследствии были объединены под названием «Органон».

После Аристотеля логика в Др. Гр. разрабатывалась стоиками, Цицероном (терминология) и Квинтилианом, + арабоязычные ученые.

Средневековая логика – схоластическая, ее расцвет XIVв. Развивалась в Эпоху возрождения и в новое время. Ф. Бэкон – «Новый органон» - основы индуктивных методов. Логика, основанная на учении Аристотеля, существовала до начала XX в.

В середине XIXв. начала создаваться символическая логика. К началу текущего столетия она оформилась в качестве относительно самостоятельной дисциплины в рамках логической науки. Именно использование методов символической логики отличает логику современную от традиционной, но в современной логике сохраняются все достижения и проблематика логики традиционной.

Диалектическая логика (из древневосточной и античной философии)(Платон, Аристотель, Кант, Гегель).

Специфика работы юриста заключается в постоянном применении особых логических приемов и методов. Степень владения ими – показатель уровня логической культуры юриста.

Логика систематизирует правильные способы рассуждения, а также типичные ошибки в рассуждениях. Она предоставляет средства для точного выражения мыслей, без чего оказывается малоэффективной любая мыслительная деятельность, и особенно правовое познание.

Изучение логики не только позволяет не только убеждать людей в ошибочности их рассуждений, но и ускоряет нахождение ошибок (важно во время суд. заседания).

Знание логики позволяет правильно строить судебно-следственные версии, составлять четкие планы расследования преступлений, намечать системы оперативных действий, не допускать ошибок при составлении официальных документов.

Высокой логической культурой должны обладать и руководители, работающие в сфере правопорядка. Знание стратегий, тактических приемов и правил аргументации и критики, допустимых и недопустимых приемов спора позволяет ему направлять ход дискуссий на достижение истины.

Логика норм позволяет упростить решение многих вопросов права, например, находить противоречия в кодексах и др. нормативных актах и т.п.


3. Язык как знаковая система. Специфика языка права

Логика изучает способы выражения мыслей в языке, а следовательно, является наукой о языке. В ней же создаются специальные языки логики. Один из них – язык логики высказываний, используемый при выявлении связей между мыслями по их логическим формам. Его выражения однозначны. При логическом анализе язык рассматривается как знаковая система.

Знак – материальный объект, выступающий в процессе познания или общения в кач-ве представителя к-л объекта. Как правил знаки имеют предметное (объект, кот. обозначается знаком) и смысловое значение (характеристика объекта, информация о нем). Некоторые знаки не имеют значения (автомат у Томсинова), а некоторые не имеют смысла (смех).

Существует наука о знаках – семиотика, делится на:

  • Синтаксис – в кот. исследуются отношения между знаками

  • Семантика – в кот. исследуются отношения материальных объектов, выступающих в качестве знаков, к представляемым ими объектам, а также смыслы знаков, поскольку они являются одним из средств установления связи знаков и их значения

  • Прагматика – кот. изучает то, что привносят отдельные личности, группы в понимание знаков, отношение человека к знакам, а также отношения между людьми в процессе знакового общения.

Особая область отношений, регулируемых правом, обуславливает специфику языка права. Она заключается в употреблении терминов, кот. должны пониматься единообразно разными людьми в различных случаях и ситуациях. Такие термины называются юридическими.

Способы введения юр. терминов:

  • выделение одного из смыслов, в кот. выражение употребляется в естественном языке

  • придание выражению дополнительного смысла, по сравнению с общепринятым

  • употребление в качестве таковых выражений, которых нет в обыденном языке

  • разъяснение выражений посредством примеров, описаний, характеристики т.д.

В юр. языке используются и неуточняемые выражения – выражения, которым придан смысл в других науках, а также те, кот. не являются многозначными в обыденном языке (40 лет, человек).


4. Учение логики об именах.

Одним из видов знаков являются имена. Учение об именах, называемое теорией именования. Имя – это слово или словосочетание, обозначающее к-л предмет. Оно имеет значение и смысл. Различают имена 2-х типов: единичные (обозначают один предмет) и общие (общие для предметов некоторого класса). Класс, который составляют предметы, явл. значением имени – объем имени.

Имена м.б. универсальными – общие имена, объем кот. – весь универсум рассуждения (предметная область, о кот. ведется рассуждение; определяется контекстом) (человек, знающий некоторые иностранные языки или не знающий ни одного иностранного языка). Могут быть имена с разным смыслом и одним и тем же объемом, но не наоборот. Имена могут обозначать предметы, не существующие в универсуме рассуждения – мнимые (русалка). Имена, значениями которых явл. предметы, входящие в универсум рассуждения – действительные.

Различаются имена, имеющие собств. смысл (описательные (самая большая река в Европе)) и не имеющие собств. смысла (или приданный)(Волга).

Язык права подчиняется 3-м нормативным принципам:

Предметности – в высказываниях должно утверждаться или отрицаться нечто о значениях имен, входящих в предложения, а не о самих именах: «Материя первична, а…» - имя объективной реальности; ««Материя» - философская категория»» - имя имени – кавычковое; «Слово стол состоит из четырех букв» - именем имени явл. само исходное имя – автонимное.

Однозначности – выражение используемое в кач-ве имени, д.б. именем только одного предмета, если это единичное имя, а если это общее имя, то данное выражение должно быть именем, общим для предметов одного класса.

Взаимозаменяемости – если в сложном имени заменить часть, в свою очередь явл. именем, другим именем с тем же значением, то значение полученного в результате такой замены сложного имени должно быть таким же, что и значение исходного сложного имени (Солнце, центральное тело Солнечной системы). Но не всегда получается так – антиномия отношения именования.


5. Основные семантические категории выражений языка.

Выражения языка делятся на классы (семантические категории) в зависимости от типов передаваемых ими смыслов, а также от типов объектов, которые они обозначают или представляют. Прежде всего выделяют предложения, а также части предложений, играющие самостоятельную роль в составе предложений. Среди выражений, входящих в предложения и играющих в ней самостоятельную роль , выделяют дескриптивные и логические термины.

Дескриптивные: 1. единичные имена; 2. общие имена; 3. знаки свойств и отношений; 4. знаки признаков; 5. знаки предметных функций.

Свойство – это то, чем отличаются друг от друга предметы и явления.

Отношение отличается от св-ва тем, что для получения истинного или ложного предложения отношение следует отнести в мыслях к паре или тройке и т.д. предметов (отн. «больше, чем» - двухместное; «расположенный между» - трехместное).

Признак к-л предмета – наличие или отсутствие у него того или иного св-ва или отношения к другим предметам.

Функция – соответствие, в силу которого объекты из некоторого мн-ва называемого областью опр. ф-ции, соотносятся с объектами из другого или того же самого мн-ва, называемого значениями ф-ции. Предметной называется ф-ция, значениями кот. явл предметы (sin, log, +). Данная ф-ция сопоставляет предметы (материальные объекты) с др. предметами (величинами массы).

Осн. логические термины – есть, суть, и, или, если… то, не, неверно что, всякий, каждый, все, некоторые, тот…который.


6. Суждение. Простые суждения: атрибутивные и суждения об отношениях.

Суждение - это мысль, в кот. утверждается наличие или отсутствие к.-л. ситуаций или связей между ситуациями. В языке суждение выраж. повествовательным предл. и может оцениваться в кач. ист. или ложного.

Простым наз. суж-ние, в кот. нельзя выделить прав. часть, т.е. часть, являющуюся суж-нием. Среди простых суж-ний выделяют атрибутивные суж-ния и суж-ния об отн-иях.

Атрибутивными наз. суж-ния, в кот. выраж. наличие или отсутствие у предметов к.-л. св-в. А.с. можно истолковать как суж-ния о полном или частичном включении или невключении одного множ-ва предметов в др. или как суж-ния о принадлежности или непринадлежности предмета классу предметов. В каждом а.с. есть S, P, связка. А.с. делятся на виды "по качеству" и "по кол-ву".

По качеству они делятся на утвердит. и отриц. В утвердит. выраж. полное или частичное включение класса предметов в класс предметов или же принадлежность некот. предмета клссу предметов; в отриц. - невключение класса в некот. класс предметов, непринадлженость предмета классу предметов.

По кол-ву а.с. делятся на единичные, общие и частные. В единичных выраж. принадлежность или неприн-сть предмета классу предметов. В общих - включение или невключение класса предметов в класс. В частных суж-ниях выраж. частичное включение или невключение класса предметов в класс предметов ("некоторые").

При реш-ии вопроса о правильности и нерпавильности расс-ний исп. так наз. объед. деление а.с. на общеутвердит., общеотриц., частноутвердит. и частноотриц.

Общеутвердит. суж-ние (А): Все S суть P.

Общеотриц. суж-ние (Е): Ни одно S не суть P.

Частноутвердит. суж-ние (I): Некот. S суть P.

Частноотриц. суж-ния (О): Некот.S не суть P.

В общих суж-ниях распределены субъекты, а в отриц. -предикаты.

Cуж-ния, в кот. говорится о том, что опр. отн-ие имеет место (или не имеет места) между эл-ми предметов, наз. суж-ниями об отношениях. Суж-ния об отн. делятся по качеству на утвердит. и отриц.(предметы нах. или не нах. в опр. отн), также делятся и по кол-ву. Так, суж-ния о двухместных отн. делятся по кол-ву на единично-единичные, обще-общие, частно-частные, единично-общие, единично-частные, обще-единичные, частно-единичные, обще-частные, частно-общие.

Кроме а.с. и суж-ний об отн. иногда в кач. спец. видов простых суж-ний выделяют суж-ния сущ-ния, суж-ния тождества (а=b).


7. Сложные суждения.

Сложными наз. суж-ния, в кот. можно выделить прав. части, явл. суж-ниями. С.с. образ. из простых, а также из др. с.с. с пом. логич. союзов "если...то", "или", "и", с пом. отрицания "неверно, что", модальных терминов "возможно, что", "необходимо, что", "случайно, что".

Соединительные суж-ния - это суж-ния, в кот. утверждается наличие двух и более ситуаций ("и").

- знак конъюнкции

А В (АВ)

и и и

и л л

л и л

л л л

Суж-ния, в кот. утверждается последовательное возниконовение или сущ-ние 2 или более ситуаций, наз. последовательно-конъюнктивными (АТВ). При одновр. конъюнкции ситуации, описываемые ист. суж-нием, происходят одновр. (АВ).

Разделительные суж-ния - это суж-ния, в кот. утверждается наличие одной из неск. ситуаций. Если утверждается наличие по крайней мере одной из 2 ситуаций, суж-ние наз. (нестрого) разделительным, или дизъюнктивным ("или"). Если утверждается наличие ровно одной из неск. ситуаций, то суж-ние анз. строго-разделительным, или строго дизъюнктивным ("или..., или...).

- знак нестрогой дизъюнкции

- знак строгой дизъюнкции

А В (АB) А В (АВ)

и и и и и л

и л и и л и

л и и л и и

л л л л л л

Суж-ние, в кот. утверждается, что наличие одной ситуации обусловливает наличие другой, наз. условным ("если..., то...", обознач.  ). Условия м.б. необх.(при его отсутствии событие не происходит), достаточными(всякий раз, когда имеется это условие, событие происходит), "достаточными, но не необходимыми", "необх., но недостаточными", "необх. и достаточными". В усл. суж-нии выделяют основание (та часть, кот. нах. между "если...то") и следствие (после "то"). Усл. наз суж-ние, в кот. ситуация, описываемая основанием, явл. достаточным условием для ситуации, опис. следствием.

- знак (материальной) импликации ("если...то"), а суж-ние с этим союзом наз. импликативным. Антецедент - часть суж-ния, нах. между "если...то", консеквент - после "то".

А В (АВ)

и и и

и л л

л и и

л л и

Еще один смысл "если...то" - контрфактическая импликация (). Суж-ние с этим союзом имеет такой смысл: ситуация, опис. антецедентом, не имеет места, но если бы она существовала, то сущ. бы следствие.

Суж-ние эквивалентности - суж-ние, в кот. утверждается взаимная обусловленность двух ситуаций ("если, и только если..., то...",). Основание них выраж. достаточное и необх. условие для ситуации, описываемой следствием.

Союз "если, только если..., то ..." употр. в еще одном смысле - материальной эквивалентности ().

А В (АВ)

и и и

и л л

л и л

л л и

Суж-ние с внеш. отрицанием - это суж-ние, в кот. утверждается отсутствие некот. ситуации ("неверно, что", ).

А А

и л

л и

Атрибутивные суж-ния и суж-ния об отн. явл. ассерторическими. Наряду с этими суж-ниями выделяют так наз. сильные и слабые утверждения и отрицания, кот. явл. модальными суж-иями. Суж-ния, образ. из других суж-ний путем хар-ки описываемых в них ситуаций в кач. необходимых, случайных, возможных, наз. алетическими модальными суж-иями ("необходимо", "случайно", "возможно"). Алетич. мод. понятия делятся на логич. (то, что не противоречит законам логики) и фактич. (то, что не противоречит законам природы и общ. жизни).

LA  MA (L - необходимо, М - возможно)

MA  LA

CA  MA MA (С - случайно).


  1   2   3   4   5   6

Похожие:

2. Основные этапы развития логики. Значение логики для юристов iconУчебник по логике москва 2000
Понятие о логической форме и логическом законе. Основные этапы развития логики и ее значение в познании
2. Основные этапы развития логики. Значение логики для юристов iconПрограмма лекционного курса "Дискретная математика"
Понятие функции алгебры логики. Количество функций алгебры логики от n переменных. Элементарные функции алгебры логики
2. Основные этапы развития логики. Значение логики для юристов iconЭлективный курс Алгебра логики (поурочные разработки) 10-11 классы Джордж Буль
Изучение раздела математической логики является определяющим на этапе внедрения информационных технологий в профильное обучение в...
2. Основные этапы развития логики. Значение логики для юристов icon«Основы логики»
Ученый и философ Аристотель (384-322 г г до н э.) пытался найти ответ на вопрос «Как мы рассуждаем», изучал правила мышления. Аристотель...
2. Основные этапы развития логики. Значение логики для юристов iconЭлективный курс «Элементы теории множеств, логики, комбинаторики и теории вероятностей»
Поэтому знание основ теории множеств, логики и теории вероятностей даёт возможность учащимся определиться в профессиональной деятельности,...
2. Основные этапы развития логики. Значение логики для юристов iconЛогикон Руководство по овладению принципами традиционной и символической логики
Ю. П. Попов. Логикон. Руководство по овладению принципами традиционной и символической логики: Практикум. Находка: филиал вгуэс,...
2. Основные этапы развития логики. Значение логики для юристов iconРабочая программа учебной дисциплины элементы математической логики для специальности 230111 Компьютерные сети
Рабочая программа учебной дисциплины Элементы математической логики является частью основной профессиональной образовательной программы...
2. Основные этапы развития логики. Значение логики для юристов iconОбщие вопросы
Предмет аналитической химии. Цели и особенности аналитической химии и аналитической службы. Взаимосвязь аналитической химии с другими...
2. Основные этапы развития логики. Значение логики для юристов iconПояснительная записка элективный курс «Практикум по Основы логики в офисных приложениях Word, Excel, Access»
Элективный курс «Практикум по Основы логики в офисных приложениях Word, Excel, Access»
2. Основные этапы развития логики. Значение логики для юристов iconКонспект открытого урока-повторения
«жизнь»; проследить основные этапы химической и биологической эволюции, выяснить их причины и значение
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница