Российский государственный социальный университет




Скачать 17,25 Kb.
НазваниеРоссийский государственный социальный университет
страница1/9
Дата04.02.2016
Размер17,25 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Филиал в г. Азове


Министерство образования ростовской области

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Азовский областной

музыкально-педагогический колледж





НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО

СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ:

социально-педагогический аспект


Сборник материалов

студенческой научно-практическая конференция

11 февраля 2009


2009

Азов

ББК 60.54я431


Печатается по решению Совета филиала ГОУ ВПО

Филиал Российского государственного социального университета

В г. Азове


Научное творчество студенческой молодежи: социально - педагогический аспект. Сборник материалов студенческой научно-практической конференции 11 февраля 2009 года.   Азов: ООО «АзовПечать», 2009. – 66 с.


В сборник вошли материалы студенческой научно-практической конференции «Научное творчество студенческой молодежи: социально - педагогический аспект», прошедшей в рамках Дня Российской науки и Года молодежи. В конференции принимали участие студенты и преподаватели ГОУ ВПО Филиал Российского государственного социального университета в г. Азове и ГОУ СПО Азовский областной музыкально - педагогический колледж.


Общая редакция: Андреевой О.И., к.п.н., зав. кафедрой гуманитарных, математических и естественнонаучных дисциплин АФ РГСУ.


© Филиал РГСУ в г. Азове, 2009

© АОМПК, 2009

Мешкова Анастасия

АОМПК

Научный руководитель

Николаева А.И.


ЗАСТЕНЧИВОСТЬ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

И ПУТИ ЕЁ ПРЕОДОЛЕНИЯ


Если задаться вопросом, какие психологические проблемы наиболее актуальны для людей XXI столетия, то проблема застенчивости и порожденных ею трудностей общения наверняка займет одно из первых мест. И в этом нет ничего удивительного. Все больше людей живет в крупных городах, где человек на каждом шагу вынужден вступать в контакт с незнакомцами.

Мало еще известно науке о застенчивости. Единственный человек, который попытался осветить данный вопрос в целом – это Филипп Зимбардо – известный американский психолог, профессор Стэндфордского университета. Он провел социально-психологический анализ застенчивости, где раскрыл ее роль в процессе общения между людьми.

Застенчивость – это действительно, скрытая личная проблема, принимающая размеры настоящей эпидемии, и поэтому ее с полным основанием можно назвать социальным заболеванием.

Актуальна проблема застенчивости детей, которые являются будущим нашего общества. Задача современной школы найти способы борьбы с детской застенчивостью, иначе это может привести к неприятным последствиям.

Чтобы этого не случилось нужно понять, что же такое застенчивость, почему люди застенчивы, что она значит для самого стеснительного человека и людей, с которыми он сталкивается, и как она влияет на общество в целом.

1. ПОНЯТИЕ ЗАСТЕНЧИВОСТИ

Быть застенчивым – значит бояться людей, особенно тех людей, которые по той или иной причине, негативно воздействуют на наши эмоции: незнакомцев (неизвестно, что от них можно ожидать); представителей противоположного пола (они приводят на ум мысли о возможном сближении).

Застенчивость – это сложное комплексное состояние, которое проявляется в разнообразных формах. Это может быть и легкий дискомфорт, и необъяснимый страх, и даже глубокий невроз.

Больше всего застенчивость распространена среди школьников.

Нередко застенчивые дети подвергаются придиркам, обидам, а подчас и прямому издевательству со стороны задир во дворе или школе. Из-за этого посещение школы для ребенка превращается в хроническую пытку, он ищет всяческие предлоги для пропуска занятий, часто болеет, страдает от так называемых психосоматических заболеваний.

Между тем они довольно часто обладают большими способностями, но одаренность и даже выраженные таланты блокированы комплексом неуверенности в себе.

Часто застенчивость маскируется механизмом спонтанной психологической компенсации и гиперкомпенсации в виде показной развязности, нарочитой грубости, даже склонности к хулиганским поступкам. Такие ребята, надеясь стать более свободными, независимыми, смелыми, зачастую тянутся в компании, группировки, где культивируется сила, а главными аргументами считаются кулак и ненормативная лексика.

Таким образом, застенчивость может уродливо трансформироваться, мутировать в наглость, девиантное поведение. И это серьезная проблема – не только медико-психологическая, но и социальная. От того, получит ли ребенок, квалифицированную помощь, зависят его дальнейшая судьба, благополучие в профессиональной и личной жизни.

Различают внутреннюю застенчивость и внешнюю застенчивость. Внешне застенчивые дети необщительны или малообщительны, им не хватает социальных навыков. Это влияет на их взаимоотношения с другими детьми, что в свою очередь, усугубляет болезненную самооценку и ведет к тому, что ребенок замыкается в себе.

У внутренне застенчивых детей более развиты социальные навыки, хорошо заучены навыки общения. Они знают, что нужно делать, дабы угодить другим, быть признанным.

2. ПРИЧИНЫ ЗАСТЕНЧИВОСТИ

Теория врожденной застенчивости

Приверженцы данной теории полагают, что, поскольку застенчивость является врожденным качеством, то ничто не в состоянии изменить положение дел. Теория весьма пессимистична

Теория бихевиоризма

В противовес упомянутой выше она довольно оптимистична. Бихевиористы считают, что застенчивость возникает тогда, когда люди не сумели овладеть социальными навыками – в данном случае навыками общения. Но если за таких людей взяться как следует, создать определенную воспитательную среду, то все можно исправить.

Психоаналитическая теория

Застенчивость расценивается как реакция на неудовлетворенные первичные потребности инстинкта. Она связывается с отклонениями в развитии личности вследствие нарушения гармонии между инстинктом, приспособлением к реальности и разумом, который охраняет моральные нормы.

Концепция А. Адлера

И именно он ввел термин "комплекс неполноценности". Психолог считал, что все дети испытывают комплекс неполноценности из-за физического несовершенства, недостатка возможностей и сил. Это может затруднить их развитие.

Причинные факторы

Принято выделять природные и социальные факторы, формирующие застенчивость.

- Природный фактор. Это темперамент, обусловленный типом нервной системы. На первый взгляд может показаться, что застенчивость – приоритет интровертов. К таковым относятся флегматики и меланхолики. Это внешне застенчивые люди. Но, как ни странно, существуют и застенчивые экстраверты – люди, "вывернутые наизнанку", стремящиеся к общению и многочисленным контактам. Это холерики и сангвиники. Среди них встречаются внутренне застенчивые.

- Социальный фактор. Существует очень тесная связь между типом воспитания ребенка и особенностями его психического развития. Наиболее типичные проявления неправильного воспитания:

Неприятие - между родителями и детьми нет душевного контакта.

Гиперопека - родители чересчур "правильно" воспитывают ребенка, программируют каждый его шаг.

Концепция Л.Н. Галигузовой

Галигузовой выявлены четыре основные причины застенчивого поведения дошкольников.

Первая и наиболее распространенная — отношение ребенка к оценке взрослым его деятельности. У застенчивых детей имеется обостренное ожидание и восприятие оценки.

Вторая причина — собственное отношение ребенка к своим конкретным действиям независимо от оценок взрослого.

Третья причина — общая самооценка ребенка, которая отражается в его неуверенности в положительном отношении к нему взрослого, в одновременном желании и боязни привлечь к себе его внимание

Четвертая причина — отражает потребность застенчивых детей оградить внутреннее пространство своей личности от постороннего вмешательства при наличии в то же время желания общаться со взрослым.

3. СИМПТОМЫ ЗАСТЕНЧИВОСТИ

Покраснение лица; потливость; дрожь; учащение сердцебиения; стесненное дыхание; согбенная поза; опущенные вниз глаза; тихий голос; скованность мышц и движений.

Псих. особенности застенчивых детей: смущение при контактах с людьми; высокая тревожность; страх; зависимость от мнения окружающих; безосновательное чувство вины и пр.

4. ПОСЛЕДСТВИЯ ЗАСТЕНЧИВОСТИ

  • ограничение контактов с людьми,

  • конформизм,

  • застенчивость, формирует страх и комплекс неполноценности,

  • энергия растрачивается попусту,

  • накапливаются неотреагированные отрицательные эмоции,

  • застенчивость мешает раскрытию личности и ее реализации,

  • худший исход – невроз.

5. ПРОФИЛАКТИКА ЗАСТЕНЧИВОСТИ

Чтобы ребенок не вырос застенчивым, родителям необходимо:

  • меньше тревожиться по поводу всевозможных неприятностей и несчастий,

  • стараться настраивать ребенка на успех в больших и малых делах,

  • хвалить ребёнка за достижения, укреплять его уверенность в себе,

  • не оставлять без внимания любые усилия ребёнка по преодолению неуверенности в себе,

  • быть рядом с ребенком, если он в этом нуждается,

  • давать ребенку возможность свободно выражать свои чувства,

  • высказывать ребенку удовлетворение от общения с ним и поощрять его контакты с другими людьми.

Для самостоятельной борьбы с застенчивостью ребенок может следовать следующим 20 правилам.

1. Пойми свою застенчивость

2. Поверни самосознание в самопонимание.

3. Найди свои сильные стороны.

4. Научись нравиться самому себе.

5. Не старайся стать похожим на всех.

6. Обращай внимание на других людей.

7. Выпускай свое беспокойство с помощью дыхания.

8. Выпускай свое беспокойство с помощью движения.

9. Визуализация.

10. Подтверждение.

11. Не покидай неловких ситуаций.

12. Понимание отказов.

13. Оставь слишком высокую требовательность к себе.

14. Прекрати вешать на себя ярлыки.

15. Практикуй социальные навыки.

16. Практикуйся, находясь в неудобных ситуациях.

17. Задай себе три вопроса.

а) Я дышу?

б) Я спокоен?

в) Я двигаюсь с изяществом?

18. Что является удобным для тебя?

19. Сосредоточься на моменте.

20. Сделай запись своих успехов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема застенчивости подрастающего поколения принимает все большие размеры. Последствия этого трудно предсказать, но ничего утешительного в этом современная психология не обнаруживает.

Необходимо осознание этой проблемы не только самими застенчивыми школьниками, но и родителями, педагогами и различными институтами социального общества.

Если своевременно начать борьбу с этой проблемой, то можно предотвратить неблагоприятные последствия этого явления.


Звездилина Наталья

АОМПК

Научный руководитель

Леснякова Т.С.


ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА


В современной научной психологии и педагогике под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Проблема готовности к школе включает педагогический и психологический аспекты. В этой связи выделяют педагогическую и психологическую готовность к школе.

Педагогическая готовность к школе определяется уровнем владения специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе. Эти навыки прямого счета, узнавание печатных букв или чтение, пересказ текста и т.д. Безусловно, владение всеми этими навыками и умениями может облегчить ребенку первый этап школьного обучения, усвоения школьной программы. Однако высокий уровень педагогической готовности сам по себе еще не может обеспечить достаточно успешного включения ребенка в школьную жизнь.

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми.

Психологическая готовность к школе - это сложное образование, представляющее собой целостную систему взаимосвязанных качеств: особенностей мотивации, достаточного уровня познавательного, интеллектуального и речевого развития.

В качестве основных компонентов психологической готовности к школьному обучению выделяются: личностная готовность, развитие произвольной сферы и интеллектуальная готовность.

Личностная готовность. Успешность школьного обучения во многом определяется тем, насколько ребенок хочет учиться стать учеником, ходить в школу.

Интеллектуальная готовность. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен уметь различать в предмете его отдельные стороны, что является непременным условием перехода к предметному обучению. Интеллектуальная готовность предполагает также наличие умственной активности ребенка, достаточно широкие познавательные интересы, стремление узнать что-то новое.

Развитие произвольной сферы. Школьная жизнь требует от ребенка соблюдения большого числа правил. Им подчинено поведение ребенка на уроке (нельзя шуметь, разговаривать на уроке, нужно поднимать руку, если хочешь что-то спросить и т.д.).

В ходе исследования детей дошкольного возраста подтвердилась гипотеза о том, что своевременная диагностика психологической готовности к школьному обучению позволяет выявить временной и содержательный диапазон возможностей для целенаправленных психолого-педагогических воздействий.

Проведя диагностику готовности к школьному обучению, я выявила, что на сегодняшний день во многих учебных заведениях декларируется необходимость подготовки ребенка к школе. Но на практике мы видим совершенно другое: в детском саду диагностику готовности к школе проводят не в оптимальный временной интервал.

Я столкнулась с такой особенностью, что диагностика проводится непосредственно перед поступлением в школу или уже в школе. Это не оставляет времени для профессиональной индивидуальной работы с ребенком, нацеленной на преодоление проблем и подтягивания развития.

Для диагностики была использована методика «Ориентированный тест школьной зрелости Керна - Йирасека», а так же две экспресс – методики: «Четвертый лишний», «Рассказ по картинкам». Оптимальный уровень готовности ребенка к обучению, как решение важнейшей психолого-педагогической проблемы, возможет лишь при заинтересованном участии всех воспитывающих взрослых. Психолог в ДОУ, проводя предварительную диагностику психологической готовности ребенка к обучению, имеет возможность подбирать коррекционно - развивающее занятие, направленное на подтягивание проблемных компонентов готовности к школе.

Следующая сторона - родители, заинтересованные в подготовке ребенка к школе, по рекомендации психолога:

  1. создают положительную установку на школу, дисциплину, учителя;

  2. учат ребенка слушать и слышать окружающих, уважать чужие мнения и желания;

  3. учат ребенка преодолевать трудности, планировать свои действия.

Таким образом, временной интервал между первоначальной диагностикой и началом школьного обучения, основанной на комплексной работе всех заинтересованных сторон, позволит привить ребенку широкий интерес к познанию окружающего мира, научит наблюдать, задумываться над услышанным и увиденным; научит реально оценивать свои действия, а главное, - обеспечит развитие ребенка в соответствии с его «зоной ближайшего развития» по всем видам психологической и педагогической готовности к школьному обучению.


Мельник Светлана

РГСУ

Научный руководитель

Андреева О.И, к.п.н.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Российский государственный социальный университет iconФедеральное агенство по образованию российский государственный социальный университет
Россия в эпоху перемен: социальный вектор. Сборник материалов III студенческой научно-практической конференции 18 апреля 2008 года....
Российский государственный социальный университет iconКоммуникация в изменяющемся мире
Российский государственный социальный университет, доктор филологических наук, профессор
Российский государственный социальный университет iconИнформация для журналистов об рггу российский государственный гуманитарный университет
Российский государственный гуманитарный университет высшее учебное заведение с богатыми традициями, многолетним опытом учебной и...
Российский государственный социальный университет iconМинистерство образования и науки РФ российский государственный социальный университет филиал в г. Наро-фоминске
Методические и педагогические аспекты разработки веб-сайта спортивного комплекса. 8
Российский государственный социальный университет iconОрганизационно-экономический механизм регулирования рынка медицинских услуг как социально-экономической системы
Российский государственный социальный университет. Институт социального образования (филиал) ргсу в г. Саратове
Российский государственный социальный университет iconДля организации и проведения аттестационных испытаний при приеме на второй и последующие курсы в ргсу (филиал) создаются Аттестационная и апелляционные
Извлечения из Положения о вступительных испытаниях в Российский государственный социальный университет
Российский государственный социальный университет iconГоу впо «Российский государственный профессионально-педагогический университет» Машиностроительный институт
Собеседование по специальной профессиональной подготовке является неотъемлемой частью вступительных испытаний для абитуриентов, поступаю­щих...
Российский государственный социальный университет iconРоссийской федерации
Тамбовский государственный технический университет, Томский государственный университет, Тульский государственный университет, Тюменский...
Российский государственный социальный университет iconРоссийский государственный торгово-экономический университет (ргтэу)
Ы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечивающими (последующими)
Российский государственный социальный университет iconГосударственное образовательное учреждение
«российский государственный медицинский университет» федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница