Тезисы докладов




Скачать 19,81 Kb.
НазваниеТезисы докладов
страница1/5
Дата04.02.2016
Размер19,81 Kb.
ТипТезисы
  1   2   3   4   5


министерство образования и науки

российской федерации


федеральное агентство по образованию


российский государственный

социальный университет


Филиал в г. Азове


Современный мир

глазами молодежи


Тезисы докладов


студенческой научно-практической конференции

18 апреля 2007 года


Азов


2006

ББК 60.54я431


Современный социум глазами студентов: Тезисы докладов студенческой научно-практической конференции 18 апреля 2007 года.   Азов: ООО «АзовПечать», 2007. – 72 с.

ISBN 5-902822-14-9


В сборник вошли тезисы докладов, сделанных на студенческой научно-практической конференции «Современный социум глазами студентов», прошедшей в рамках Дня студенческой науки Азовского филиала РГСУ.

Представлены доклады участников и победителей конкурса учебно-исследовательских работ студентов АФ РГСУ и учеников старших классов школ Ростовской области.


Научный редактор: Андреева О.И., к.п.н., зав. кафедрой

гуманитарных, математических и естественнонаучных

дисциплин.


Компьютерный набор: Коваль Н.В.


Редакторы:

Хижняк Е.М., к.б.н., Величко Н.Ю., к.пс.н.


ISBN 5-902822-14-9 © АФ РГСУ, 2007

Ли Анна,

3 курс ф-та «Социальная работа» АФ РГСУ

Н. рук. Волошка В.В..


РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

В ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ


В современных условиях количество детей с проблемами социализации и интеграции в обществе возрастает с каждым годом. К сожалению, в связи с экономическими и политическими преобразованиями, мы вынуждены все чаще говорить о детях из малообеспеченных семей, о детях, чьи родители лишены родительских прав, о брошенных детях, о бродяжничестве, о детях инвалидах и подростках, находящихся в следственных изоляторах и за решеткой. На фоне всех этих событий увеличилась детская преступность, алкоголизм, токсикомания, наркомания и проституция.1

Большое значение для благополучия семьи и подрастающего поколения имеет их финансово-экономическое положение, а также общественный статус. В результате проводимых в России экономических преобразований произошло резкое расслоение населения на богатых, средний класс и малообеспеченных.

Все вышеперечисленное нередко ведет к преобладанию в поведении подростков девиантного поведения. Возрастает количество и уровень напряженности в учебных коллективах и семье, что приводит к увеличению и остроте конфликтов. Усиливается общая жестокость в поведении подростков по отношению к сверстникам и взрослых (родителей, учителей) к подросткам.2

Не умея противостоять конфликтной и стрессовой ситуации, подростки замыкаются в себе, теряют интерес к жизни и нередко совершают суицид.

Актуальность рассматриваемой темы работы «Роль социальных работников в профилактике суицидального поведения подростков» заключается в том, что существующие проблемы в функционировании семьи на современном этапе обуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества. Большинство суицидов среди подростков совершается в неблагополучных семьях, именно тех, с которыми должны вести работу социальные работники.

Анализ литературы, некоторые исследования показывают, что снизить количество суицидов возможно посредством организуемой с семьей социальной работы. На самом деле, если семья не выполняет свою ведущую функцию – первичной базисной социализации личности ребенка – в силу разного рода причин или социальных дефицитов, то необходимо влияние на нее извне с определенной целью: внести необходимые коррективы в ее функционирование. Семья как социальный институт общества обладает большими возможностями для осуществления процесса социализации подростка, успешность осуществления этого процесса определяется ее воспитательным потенциалом.

Группы риска подростков, склонных к суицидальному поведению, достаточно хорошо выявляются, что может помочь социальным работникам в профилактике этого явления. Основная работа должна быть, таким образом, направлена на выявление и работу с группами риска с проведением работы по информированию всей подростковой аудитории и созданию мер по помощи самими подростками социальным работникам в выявлении лиц, склонных к суициду.3

В немалой степени высоким показателям суицидов среди подростков служит невнимательность, а чаще всего и равнодушие взрослых. При этом действительно переломить ситуацию с подростковым суицидом можно только комплексом социальных, педагогических и государственных мер. На уровне социальной работы необходимо выработать программу действий, объединяющую усилия социальных работников, педагогов, психологов, а также самих подростков.

Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы было проведено эмпирическое исследование. Нами были использованы методы анкетирования и математической обработки статистических данных. В анкетировании участвовали учащиеся 7-11 классов МОУ средней общеобразовательной школы № 2 г. Азова Ростовской области. Всего в анкетировании приняли участие 26 человек в возрасте 14-15 лет (учащиеся 7 класса) и 24 человека в возрасте 16-17 лет (учащиеся 11 класса).

Анализируя полученные результаты, можно сделать следующие выводы:

  1. Склонность к суициду высока как и мужчин, так и у женщин. Заметим, что склонность к суициду все-таки несколько выше у женщин, чем у мужчин практически на протяжении всего подросткого возраста.

  2. В целом ряде случаев подростки решаются на самоубийство для того, чтобы обратить на себя внимание со стороны родителей, педагогов.

  3. Повышение показателя конфликтности наблюдается в возрасте 13 – 15 лет, однако необходимо отметить, что данный показатель достаточно не высок у мальчиков. Видимо, в этом возрасте им легче согласиться с родителями и учителями, чем противостоять им, в связи с чем, прослеживается некоторая пассивность в решении конфликтов у мальчиков этого возраста. Резкий скачок в плане конфликтности у мальчиков наблюдается в16 - 17 лет. Тогда как у девочек ситуация противоположная, чем у мальчиков.

  4. Основными причинами суицидальных попыток как у мальчиков, так и у девочек во всех возрастных группах явилось следующее – потеря или ссора любимого человека (67 % мальчиков и 72 % девочек) и отсутствие поддержки и понимания со стороны педагогов (66 % всех опрошенных учащихся).

  5. Наличие суицидальных мыслей отмечают практически все опрошенные. Однако обращает на себя внимание тот факт, что у мужчин был обнаружен резкий скачок в сторону увеличения количества суицидальных мыслей в 16 - 17 лет, что, по всей видимости, может быть связано с увеличение количества вредных привычек в этом возрасте и разочарований в сексуальной жизни.

  6. Более 50 % подростков в возрасте 13- 15 лет не испытывали никогда чувства угнетенности. Те же, которые были подвержены этому чувству, боролись с ним следующим образом – общением с друзьями и занятиями аутотренингом. Обращает внимание на себя тот факт, что 12 % подростков не предпринимают ничего в отношении улучшения своего состояния.

  7. В возрасте 16- 17 лет чувство угнетенности не испытывали 32 % опрошенных, что значительно меньше, чем в более молодом возрасте. Средства борьбы с этим чувством в этом же возрасте аналогичные, как и в 13-15 лет у 32 % подростков. 40 % подростков этого возраста однако борются с таким состоянием путем использования вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков).

  8. При сравнении ответов респондентов различного возраста о социальном самочувствии наблюдается явная тенденция ухудшения данного показателя как среди мальчиков, так и среди девочек.

  9. 6 % учащихся не знают о наличии психолога в своей школе и не предполагают, что данный человек может помочь решить им свои проблемы.

  10. Основной категорией лиц, участвующих в решении проблем подростков, продолжают оставаться родители и друзья, тогда как психолог и социальный работник, по мнению подростков, в этом не участвуют.

Рассчитанный Т-критерий Стьюдента составляет 1,76, что говорит о вероятности ошибки интерпретации полученных данных не превышающей 5%.

Следовательно, выдвинутая нами гипотеза нашла подтверждение в исследовании. В настоящее время среди подростков наблюдается повышенная склонность к суицидальным попыткам вне зависимости от возраста и роль социального работника в профилактике данной проблемы незначительна, так как в учреждениях образования (школах) отсутствует в штатном расписании данная категория работников.

Практика суицидального поведения среди подростков на сегодняшний день — одна из серьезнейших проблем в молодежной среде, проблем, которые требуют безотлагательного решения.

Следует четко понимать, что даже применение всех рекомендованных мер, в самом идеальном случае, не предотвратит все случаи суицида среди подростков, однако они позволят существенно снизить их количество, превратив явление в единичные случаи.


Старцева Юлия

2 курс ф-та «ГМУ» АФ РГСУ

Н. рук. Громакова В.Г., к.б.н.


ШТРИХИ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ПОРТРЕТУ ЧЕЛОВЕКА,

СКЛОННОГО К СУИЦИДУ


Самоубийство - тема актуальная во все времена, тем более сейчас, когда Россия в 1994 году вышла на 2 место в мире по количеству самоубийств. Суицид рассматривается как ведущая причина смертей во всем мире, поэтому он является значительной общественной проблемой. Кроме того, некоторые исследователи полагают, что официальная статистика недооценивает действительное число суицидов.

Объектом данной работы стал человек, склонный к суициду. Предметом является психологические свойства и особенности индивидуального опыта человека, склонного к суициду.

Целью нашей курсовой работы мы полагали изучение причин и факторов формирования суицидального поведения человека.

Рабочая гипотеза была следующей: к суициду склонны люди со слабым типом высшей нервной деятельности, имеющие большой жизненный опыт неуспеха.

Анализ литературных данных показал, что в истории некоторых народов суицид имел ритуальное значение, однако от такой практики современные народы отказались. Во многих развитых странах уровень самоубийств или повышается или остается достаточно высоким. С другой стороны, за последнее время увеличилось количество самоубийств среди молодежи в возрасте 15-24 лет (в США с 1960 по 1980 г. количество суицидов среди подростков увеличилось в 2 раза). Причины суицида могут быть различны, но наиболее распространены: депрессия, шизофрения, тревожные расстройства, проблемы в семье, личной жизни, на работе, с друзьями.

Проблемам мотивации суицидального поведения посвящено большое количество исследований. Выделяют пять ведущих мотивов суицидального поведения: «призыв», «протест», «избегание», «самонаказание» и «отказ». Суицидальные реакции по типу «призыва» - крик о помощи. К ним относятся случаи, когда индивид совершает суицид с целью привлечь внимание окружающих, получить от них помощь и поддержку. Мотивы данного типа характерны для лиц молодого возраста с тревожно-мнительным, истероидным и инфантильными чертами. По типу «протеста» относят случаи, когда человек испытывает чувство гнева, ярости, выражает протест против происходящего. Реакции данного типа характерны для лиц молодого возраста с возбудимыми и эмоционально неустойчивыми чертами. К типу «избегания» относят случаи, когда человек, находясь в трудной жизненной ситуации, совершает акт суицида под влиянием переживаний безвыходности, беспомощности. Мотивы по типу «избегания» являются одним из наиболее распространенным, и встречается у старших возрастных групп – мужчин и женщин старше 30 лет. Тип «самонаказание» включает случаи, когда человек совершает суицид под влиянием интенсивных переживаний стыда, вины, чувства ненависти к себе. Реакции по типу «самонаказание» характерны для людей (чаще женщин) среднего возраста. Тип «отказа» включает случаи, когда человек совершает суицид, руководствуясь стремлением умереть, прекратить свое существование. Это характерно для лиц зрелого возраста.

С целью исследования психологических особенностей человека, склонного к суициду, было проведено эмпирическое исследование. В исследовании приняли участие группа контроля (10 чел.) и экспериментальная группа (7 чел). Исследование жизненного опыта проводилось методом анкетирования. Для исследования суточных биоритмов использовалась анкета Остберга. Особенности темперамента исследовались по методике Айзенка.

Результаты исследования были следующие. По характеру жизненного опыта экспериментальная группа отличалась от группы контроля большей частотой проблем в обучении (70% и 28%, соответственно) и более высокой частотой враждебных отношений с учителями (28% и 0%, соответственно), что позволяет предполагать низкий уровень социализации людей данной группы. Вероятно, потому они не смогли найти понимание с ближайшим окружением, что, возможно, и стало причиной совершения самоубийства.

В ходе исследования типа темперамента количество меланхоликов в экспериментальной группе значительно превышало количество меланхоликов в группе контроля (42% и 0% соответственно). Это можно объяснить тем, что меланхоличный тип темперамента соответствует слабому, неуравновешенному типу высшей нервной деятельности. Поэтому такие люди хуже других способны противостоять жизненным трудностям, и их значительная представленность в группе совершавших попытку суицида не вызывает удивления.

В ходе исследования суточного хронотипа было выявлено следующее: в группе людей, склонных к суициду было больше «жаворонков» (42% по сравнению с 14%) и меньше «голубей» (0% и 42% соответственно) Известно, что к изменению жизненных ситуаций хуже адаптируются «жаворонки». Этим, вероятно, объясняется их склонность к суицидному поведению. «Голуби» напротив, адаптируются легче всего, что снижает риск в отношении попыток самоубийства.

Таким образом, по результатам проведенного эмпирического исследования установлены следующие психо-физиологические особенности человека, склонного к суициду: слабый, неустойчивый тип высшей нервной деятельности, с негибкими системами адаптации к суточному режиму, скорее всего меланхолия, и негативный жизненный опыт.




Гавриленко И.


МОУ Лицей г.Азова

Н.рук. Величко Н.Ю., к.псх.н.


ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В СРЕДЕ ПОДРОСТКОВ


Одна из главных тенденций переходного возраста – переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению.

Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по своей сути является коллективно-групповым.

Во-первых, общение сверстников очень важный канал информации; по нему подростки узнают многие необходимые им вещи, которые по тем или иным причинам не сообщают взрослые.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной инициативе и в то же время отстаивать свои права, соотносить личностные интересы с общественными.

В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.

Напряженная потребность в общении и аффиляции превращается у многих ребят в непобедимое стадное чувство: они не могут не только дня, но часа пробыть вне своей, а если нет своей, то какой угодно, компании. Особенно сильна такая потребность у мальчиков.

При сходстве внешних контуров социального поведения глубинные мотивы, скрывающиеся за юношеской потребностью в аффиляции, индивидуальны и многообразны. Один ищет в обществе сверстников подкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности. Другому важно чувство эмоциональной сопричастности, слитности с группой. третий черпает недостающую информацию и коммуникативные навыки. четвертый удовлетворяет потребность властвовать, командовать другими. Большей частью эти мотивы и переплетения не осознаются.

Юношеские группы удовлетворяют в первую очередь потребность в свободном, нерегламентированном взрослыми общении. Свободное общение – не просто способ проведения досуга, но средство установления новых человеческих контактов, из которых постепенно выкристаллизовывается нечто интимное, исключительно свое.

Разные виды общения могут существовать, выполняя разные функции, их удельный вес и значимость с возрастом меняется. Меняются и привилегированные места встреч. У подростков это чаще всего двор или своя улица.

Разные формы и места общения не только сменяют друг друга, но и сосуществуют, отвечая разным психологическим потребностям.

Если компании формируются главным образом на базе совместных развлечений, то человеческие контакты в них, будучи эмоционально значимыми, обычно остаются поверхностными. Качество совместного времяпрепровождения часто оставляет желать лучшего.

Следует обратить внимание и на язык, который используют подростки в общении. Потребность выделиться, проявить себя нередко сопровождается употреблением ненормативной лексики, жаргонных слов. Нами был проведен опрос старшеклассников МОУ Лицей г.Азова. Результаты опроса позволили обнаружить следующее:

- 87% учащихся используют в своей речи жаргонные слова, это позволяет им лучше находить общий язык друг с другом, чувствовать свою принадлежность к группе, однако 13% (в основном девочки) обходятся без употребления жаргонных слов;

- 28% говорят о том, что жаргон и ненормативная лексика позволяют им самоутвердиться, 13% - поддерживать позитивные отношения со сверстниками, 46% используют жаргон с целью обмена информацией и получения новой информации, то есть полученная информация переводится на «свой» язык;

- анализ показал, что 5% используют матерные слова, 31% только с оттенком юмора, а 64% используют те и другие в зависимости от ситуации или компании;

- лишь 15% учащихся отметили, что взрослые поправляют их речь, 26% считают, что взрослые не обращают на них внимания, 59% отметили, что изредка они получают замечания в свой адрес;

- анализ отношения родителей к речи ребенка показал, что у 8% учащихся родители не обращают внимания на речь, 20% отметили, что родители регулярно говорят им о необходимости следить за своей речью, однако 72% отметили, что обращения родителей носят эпизодический характер;

- эталоном речи учащиеся назвали друзей (8%), родителей (64%), учителей (5%), средства массовой информации (18%).

Делая выводы, необходимо ответить на вопрос, кто в большей мере формирует речь подростка, закладывает фундамент его коммуникативной культуры. Наше исследование подтверждает тот факт, что несмотря на сепарацию подростков от родителей, они в большей степени остаются для них значимыми.


Позднякова Мария,

МОУ Кагальницкая СОШ

Н.рук.: Градиль Е.А., Демидова Н.И.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Тезисы докладов iconТезисы докладов 1 научно-технической конференции «Повышение эффективности использования мелиорируемых земель в Сибири»
Томи. // Тезисы докладов IV сибирской региональной, конференции “Микроэлементы в биосфере и применение их в сельском хозяйстве и...
Тезисы докладов iconТезисы докладов в сборнике представлены тезисы докладов на Российской научной конференции «Острые проблемы разработки противолучевых средств: консерватизм или модернизация»
Российской научной конференции «Острые проблемы разработки противолучевых средств: консерватизм или модернизация», Москва, 13-14...
Тезисы докладов iconТезисы докладов
«Теоретическая, синтетическая, биологическая и прикладная химия элементоорганических соединений»
Тезисы докладов iconТезисы докладов участников Школы 68
Евразийское мировоззрение и геополитические процессы в Южной Сибири и Центральной Азии 9
Тезисы докладов iconАнализ имитационных динамических стендов с механическими управляющими связями
Тезисы докладов «Моделирование авиационных и космических кибернетических систем»
Тезисы докладов iconТезисы докладов Всероссийского совещания
Наличие сопутствующей гастропатологии ухудшает показатели функции внешнего дыхания на 10,2%, снижает эффективность лечения
Тезисы докладов iconТезисы докладов, опубликованные
«12th International Seminar on Inclusion Compounds». Book of abstracts. – Stellenbosch, South Africa, 4-9 Apr. 2009. P. 8
Тезисы докладов iconТезисы докладов на научных конференциях
В настоящем перечне трудов составители стремились наиболее полно отразить широкий диапазон научной и общественной деятельности академика...
Тезисы докладов iconТезисы докладов участников конференции
В 2001-2002 годах Фонд «Возрождение Земли Сибирской» организовал два дистанционных курса для некоммерческих организаций России и...
Тезисы докладов iconСписок опубликованных работ о. Д. Любарской
Любарская О. Д. К изучению паразитофауны молоди некоторых промысловых рыб // Итоговая аспирантская конференция за 1962 г. ( Тезисы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница