Министерство Экономики Российской Федерации Министерство Образования Российской Федерации




Скачать 35,23 Kb.
НазваниеМинистерство Экономики Российской Федерации Министерство Образования Российской Федерации
Дата04.02.2016
Размер35,23 Kb.
ТипПояснительная записка

Министерство

Экономики

Российской Федерации

Министерство

Образования

Российской Федерации



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ-

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ



Утверждена УМС

Секция Социология

Председатель

Н.Е. Покровский_______________

«___» ________________ 2002 г.

Одобрена на заседании

кафедры «Социально-экономических систем и социальной политики»

Зав. кафедрой

О.И. Шкаратан ___________

«____» ____________ 2002 г.




Программа дисциплины

«Социология деловых организаций»

для направления 521500 – Социология

(второй уровень высшего профессионального образования)


Москва 2002 г.

Профессор Н.И.Лапин
  1. Пояснительная записка



Автор программы: д.ф.н., чл.-корр. РАН, профессор Н.И. Лапин


Учебные задачи курса:

Курс предназначен для студентов бакалавреата, обучающихся по специальности социология. В нем рассматриваются теоретические и прикладные проблемы и методы социологии деловых организаций. Характеристика прикладных аспектов ориентирована на современные российские реалии. Эти аспекты обсуждаются в лекциях и семинарах, они должны быть активно освоены студентами путем самостоятельных занятий, а результаты будут изложены каждым студентом в тематическом цикле эссе.

В целом методику усвоению студентами содержания данного курса можно охарактеризовать как проективно-деятельную. Темы курса соответствуют типичной проблематике первого этапа деятельности нового руководителя деловой организации (ДО). Каждый студент, начинающий изучать данный курс, ставится в проективную ситуацию: он, как специалист-социолог, «назначен» директором одной из ДО: 8ли той, в которой он уже работает; или достаточно знакомой ему через родственников, знакомых; или проективной - некий «научно-литературный персонаж». Перед таким «студентом-директором» стоит задача: на каждой стадии этой деятельности сформировать и «реализовать» научно обоснованную процедуру своего взаимодействия с данной организацией. Для выполнения этой задачи каждый студент должен: а) выбрать объект взаимодействия - реальную или проективную организацию; б) войти в роль ее директора и действовать в реальном режиме времени (курс рассчитан примерно на 100 дней, что соответствует начальному этапу работы директора ДО); в) изложить в тематическом цикле эссе четыре процедуры своих действий и их результаты, максимально используя при этом сообщаемые в данном курсе знания, а также опираясь на получаемую из «своей» ДО информацию.

Курс включает четыре темы, содержание каждой из которых образует один модуль. Преподаватель излагает содержание темы в лекциях, а также на семинарских занятиях (в интерактивном режиме). Речь идет не только о теории организации, но и о методах, процедурах практической работы социологически грамотного руководителя ДО. Студент осваивает это содержание на лекциях, при подготовке к семинарам, на семинарах и при подготовке письменного эссе – по каждой теме. В процессе всей этой работы, аудиторной и самостоятельной, он и должен усвоить знания в рамках каждого модуля. Уровень знаний преподаватель оценивает в баллах элементов модуля.

Сложность информации, которой студент должен овладеть (в значительной мере произвести сам), возрастает от темы к теме. В совокупности четыре модуля, включая четыре эссе, должны обеспечить необходимый уровень знаний по данному курсу. Не только теоретических, но и прикладных знаний и навыков (отчасти реальных). Этот опыт погружения в процесс управления деловой организацией поможет студентам проверить свою готовность к практической деятельности в российских условиях, выяснить «пустоты» и на следующих курсах заниматься более целеустремленно.


II. Тематический расчет часов




Темы

(подзаголовки – типовые темы эссе)

Лекции

Семин.

Самост.

Итого

1

Деловая организация как объект изучения

(знакомство с организацией)


4


4


8


16

2

Деловая организация как социокультурная система (погружение в организационную культуру)


4


4


8


16

3

Социально-организационное управление,

проблемы и конфликты (диагностика проблем, участие в решении конфликта)


4


4


8


16

4

Инновации в деловой организации

(социологический анализ инноваций)


4


4


8


16





Итого


16


16


32



64



Элементы одного модуля





  1. Посещение лекций: 1 час = 1 балл.

  2. Посещение семинаров: 1 час = 1 балл.

  3. Выступление на семинаре: 1-2 балла.

  4. Обязательное основное эссе (по теме программы): 4-6 баллов.

  5. Обязательный реферат по теме пропущенной лекции или семинара: 2-4 балла.

  6. Инициативное эссе по самостоятельной теме в рамках данного курса: 3-5 баллов.

Минимум баллов по каждому модулю для допуска к экзамену: 12 баллов.

Всего – 4 модуля.


III. Содержание программы


Тема 1. Деловая организация как объект изучения

(знакомство с организацией)


    1. Исходные определения

Предмет курса «Социология деловых организаций». Его место в системе социологических знаний и отличие от курсов по теории организаций и менеджменту.

Три значения термина “организация”: объектное, процессное, атрибутивное. Организация как искусственно-естественный феномен.

Деловая организация (ДО), фирма. Отличие ДО от административно-государственных и общественных организаций. Типологии ДО в современной России: по формам собственности, легитимности, стилям управления, престижности. Роль “пограничного контроля” в успехе ДО.


    1. Социальная природа деловой организации.

Пять подсистем ДО. Статусно-ролевые структуры, социальные группы, их проникновение культурой как основа социальной организации ДО. Формальные и неформальные структуры.

Эволюции социологических концепций ДО: организация как рациональная бюрократия (М.Вебер); «человеческие отношения» в ДО (Э.Мэйо); социотехническая организация (А.Райс, К.Трист); сложная и комплексная организации (П.Друкер, П.Лоуренс, Дж.Лорш); организация как социальная система (Т.Парсонс), сетевое предприятие (М.Кастельс). Их применения в России.

Антисистемные подходы в теории организаций: экзистенциально-феноменологический (К.Вейк), игровой (М.Крозье). Проблема их применимости.

От бихевиоризма и структурного функционализма к поведенческо-функциональной концепции ДО. Организационное поведение, его социальные функции, их взаимосвязи. Матрица этих функций, ее прикладной потенциал в современной России: при решении проблем стимулирования, социальной мобильности, престижности ДО и др.

Удовлетворенность персонала как результирующий показатель осуществления функций ДО; его коварность. Социальные проблемы в ДО, их структура как показатель этапа жизненного цикла ДО.


1.3. Социологические методы знакомства с организацией

Анализ документов как официальных источников информации о декларированных целях ДО, ее легитимности, социальной структуре и динамике, эффективности стимулов, конфликтности, управляемости.

Наблюдение (внешнее и включенное) за характером взаимодействий между руководителями, среди персонала, между руководителями и персоналом ДО. Глубинное интервью как способ выявления удовлетворенности персонала, скрытых социальных проблем. Экспертная оценка структуры проблем. Роль метода фокус-группы.

Кейз-стади как комплексная методологическая процедура обследования ДО.

Процедура получения общей оценки ДО как социальной системы: синтез ее типологических и структурных характеристик, учет социальной ситуации. Способы конструирования и обоснования гипотез относительно характера ДО как социокультурной системы, этапа ее жизненного цикла.

Вопросы для дискуссий на семинаре, задания для разработки эссе


1. Можно ли согласиться, что получение дохода составляет главный отличительный признак деловой организации?

2. Какие Вы знаете типологии ДО? К каким типам относится Ваша организация?

3. Насколько значима проблема “пограничного контроля” для деловых организаций в России? Как Вы получили ответ на этот вопрос?

4. Как соотносятся официальные цели с социальными функциями Вашей организации? Равнозначны ли в Вашей организации ее смыслы-функции, или одни из них довлеют над другими? Какие Вы использовали методы для получения ответа?

5. Какие параметры служат исходными при выделении социальных групп в ДО? Какие группы в Вашей организации преобладают численно (в %%), а какие имеют наибольшее влияние, власть? Какими методами Вы получили информацию для ответа на этот вопрос?

6. Возможно, в современной России ДО представляют собой не столько системы, сколько «организационные анархии», состоящие из слабо связанных между собой групп? Можно ли так сказать про Вашу организацию? Если «да», то какими Вы располагаете данными в пользу такого вывода и какими методами Вы их получили?

7. В какой степени удовлетворены работой в Вашей организации ее руководители (верхнего и отдельно – среднего уровней) и рядовые сотрудники персонала? Какими методами получена информация об их удовлетворенности?

8. Какие удалось выявить социальные проблемы, значимые для вашей организации? Можно ли их упорядочить и о какой стадии жизненного цикла организации они свидетельствуют?

9. Предложите обобщающую оценку Вашей организации как социальной системы: ее типологические, структурные, динамические, ситуационные характеристики. Какие гипотезы Вы предлагаете для более глубокого понимания этой организации?

Основная литература


Пригожин А.И. Организация как социальное явление// А.И.Пригожин. Современная социология организаций. М., 1995, гл. 2.

Радаев В.В. Хозяйственная организация: понятие и признаки. Основные типы хозяйственных организаций // В.В.Радаев. Экономическая социология. М., 1997, гл. 8, 9.

Щербина В.В. Статьи: Антисистемный подход в теории организации; Комплексные организации; Модель организации как социальной системы; Организационное поведение; Организация как социотехническая система; Структура организации; Хоторнский эксперимент; Школа человеческих отношений // В.В.Щербина. Социальные теории организации. Словарь. М., 2000.

Дополнительная литература


Красовский Ю.Д. Должностное самоопределение руководителя // Ю.Д.Красовский. Организационное поведение. М., 2000. Гл. 20.

Мильнер Б.З. Понятие и сущность организации. Виды организаций в рыночной экономике // Б.З.Мильнер. Теория организаций. М., 1999. Гл. 1, 20.

Тихонов А.В. Основы социологической теории управления // А.В.Тихонов. Социология управления. Спб., 2000. Гл. 3.


Тема 2. Деловая организация как социокультурная система

(погружение в организационную культуру)


2.1. Социокультурный подход к деловой организации

М.Вебер как основоположник социокультурного подхода. Развитие этого подхода П.Сорокиным. Его структурно-функциональная версия (Т.Парсонс). Социокультурный смысл антисистемных подходов.

Общество как большая социокультурная система. Социетальные функции и структуры. Изоморфность функций социального действия/взаимодействия индивида-организации-общества.

Двойственность ДО как массового носителя жизнеобеспечивающих структур и культуры общества. Взаимопроникновение формализованных и неформализованных структур ДО.

Противоречия между ценностями и нормами российской ДО: либерализация ценностей против правовых норм? (Н.И.Лапин). Социальный механизм распространения неправовых практик (Т.И.Заславская). Проблема институционализации неправовых практик в сфере труда (М.А.Шабанова). Закон и культура в развитии организаций (А.И.Пригожин). Российский бизнес: на пути к легализации? (В.В.Радаев).

2.2. Индивид в культуре деловой организации

Двоякая природа деловой организации, индивида и их взаимодействий. Встречные потоки требований: от организации к индивиду и от индивида к организации (Н.Ф.Наумова).

Контур компонентов поведения индивида в деловой организации (Н.И.Лапин). Столкновение двух типов стратегий: органов управления и исполнителей. Власть, ее типы и особенности в деловых организациях переходного общества. Лидерство и организационный контроль.

Идентификационное ядро ДО как «социальное тело» руководителя (А.В.Тихонов).

2.3. Социологические методы погружения в организационную культуру

Обзор подходов к изучению организационной культуры (В.В.Щербина). Концепция социальной определенности (А.Петтигрю), феноменологическая модель (С.Роббинс), рационально-прагматический подход (Э.Шейн). Качественные исследования, их виды, порядок действий исследователя (В.В.Семенова). Включенное наблюдение (В.Б.Ольшанский, А.Н.Алексеев). Социальный эксперимент (А.П.Куприян, Р.В.Рывкина). Игровые подходы (А.П.Щедровицкий, В.С.Дудченко). Сценарии организационного консультирования (Ю.Д.Красовский). Сравнительный анализ организаций (Г.Хофстед, А.И.Пригожин, Гаськов В.М., Льюис Р.Д.). Этнографический метод и анализ историко-культурного многообразия организационных форм хозяйственной жизни (М.Мосс, С.Райт). Символический интеракционизм и анализ организации как системы интерпретаций (Дж. Мид, Дж. Ричмен).

Практикум: В ходе межгрупповых дискуссий выявляется встречная направленность двух потоков требований (организации - к ее членам, а последних - к организации) и осуществляется поиск способов их согласования в рамках общих целей и функций организации. Демонстрируется эффективность техники ранжирования при определении структуры ценностных предпочтений членов организации.

Вопросы для дискуссий на семинаре, задания для разработки эссе


  1. В чем специфика социокультурного понимания организации?

2. Какие функции организации являются основными? Через какие носители они воздействуют друг на друга? Какими методами можно выявить эти функции и их взаимодействия в Вашей организации?

3. Что такое неправовые практики организационного поведения в современной России? Опишите их механизм на примере Вашей организации. Есть ли шанс существенно повысить легальность ее действий?

4. Что такое “встречные потоки требований” в деловой организации? Операционализируйте их на примере своей организации.

5. Какую роль играют ценности и нормы в Вашей организации? Какими методами выявлена их роль?

6. Типы власти в ДО. Как можно обнаружить их связь с собственностью?

5. Что такое «идентификационное ядро» ДО? Какими методами можно выявить его существование и реальную роль в ДО? Насколько продуктивно его представление в качестве «социального тела» руководителя?

Основная литература


Вебер М. Основные социологические понятия // М.Вебер. Избранные произведения. М., 1990.

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, 1998.

Лапин Н.И. Базовые ценности, либерализация их структуры // Н.И.Лапин. Пути России: социокультурные трансформации. М., 2000. Гл. 4.

Дополнительная литература

Алексеев А.Н. (ред.-сост.). Наблюдающее участие и моделирующие ситуации (Познание через действие). Спб., 1997.

Гаськов В.М. Социальные аспекты международного обмена производственным опытом. М., 1989.

Дудченко В.С. Инновационные игры. Практиква, методология и теория. Таллинн, 1989.

Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.

Красовский Ю.Д. Сценарии организационного консультирования. М., 2000.

Куприян А.П. Методологические проблемы социального эксперимента. М., 1971.

Лапин Н.И. Социальная организация предприятия как система социальных групп // Н.И.Лапин (ред). Теория и практика социального планирования. М., 1975.

Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе: от столкновения к взаимопогиманию. М.: Дело, 1999.

Мосс М. Очерк о даре // Общества, обмен, личность. М., 1996.

Наумова Н.Ф. Человек в промышленной организации // Н.И.Лапин (ред.), Теория и практика социального планирования. М., 1975, гл.3.

Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности // Социология в СССР. Ред.-сост. Г.В.Осипов. М., 1965. Т. 1, раздел 4.

Пригожин А.И. Деловая культура: сравнительный анализ //Социс, 1995, № 9.

Ричмен Дж. Социальный порядок палаты для психопатов // СОЦИС. 1999. №6.

Рывкина Р.В., Винокур А.В. Социальный эксперимент. Новосибирск, 1969.

Семенова В. Качественные методы в социологии // В.А.Ядов. Стратегия социологического исследования. М., 1998. Гл. 6.

Теории символического интеракционизма // Американская социологическая мысль. М.: Изд-во МГУ, 1994.

Тихонов А.В. Социальная реальность как совокупность «социальных тел» // А.В.Тихонов. Социология управления. Спб., 2000. Гл. 2.2.

Щедровицкий А.П., Котельников С.И. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности // А.П.Щедровицкий. Избранные труды. М., 1995.

Щербина В.В. Организационная культура // // В.В.Щербина. Социальные теории организации. Словарь. М., 2000.

Hofstede G. Culture’s Consequences: International Differences in Work Related Values. L., 1980.

Wright S. (ed). Anthropology of Organizations. N.-Y., 1994.


Тема 3. Социально-организационное управление: проблемы и конфликты

(диагностика проблем, участие в решении конфликта)


3.1. Социально-организационное управление

Понятие социально-организационного управления. Субъект управления как социальная группа. Виды управленческих отношений в ДО. Социальные аспекты управляемости ДО (А.И.Пригожин).

Социальная технология управления. Социальная инженерия. Организационное консультирование. Консалтинговый потенциал управления (Ю.Д.Красовский).


3.2. Социальные проблемы ДО, их диагностика, технологии сглаживания

Понятие социальной проблемы ДО. Уровни и типология социальных проблем ДО в современной России. Методы их диагностики: экспертные оценки, фокус-группа, групповая дискуссия. Определение фазы жизненного цикла ДО. Cоциальные технологии сглаживания и преодоления проблем (В.Н.Шаленко).

Практикум: демонстрируются возможности структурированного индивидуального анализа, дополненного групповой дискуссией, при получении диагноза экспертов относительно социальных проблем в организации, их остроты и взаимных связей, а в итоге - относительно той стадии, на которой находится данная организация, способов сглаживания проблем.


3.3. Социально-организационный конфликт: теория, методология

Понятие социального конфликта. Постоянные источники конфликтов. Субъекты конфликтов. Ролевой конфликт внутри личности. Функции и дисфункции конфликта. Цивилизационное видение социального конфликта. (Р.Дарендорф, Л.Козер, Р.Мертон; А.К.Зайцев, А.Г.Здравомыслов, В.Н.Шаленко).

Конфликт как процесс, длящийся во времени, его стадии. Различие механизмов каждой стадии. Возможность инверсии конфликта в солидаризацию. Конфликт и тип лидерства (К.Левин). Феномен «паралича воли» руководителя.

Возникновение «дикого рынка» и причины социально-организационных конфликтов в России. Забастовка – массовый социально-организационный конфликт начала-середины 90-х годов ХХ века; ее формы и фазы, фактор «спускового крючка». Нормальная и радикальная формы развития забастовочного конфликта. Послеконфликтная стадия. (Л.А.Гордон и Э.В.Клопов; А.К.Зайцев).

Нормальный конфликт, или основное маркетинговое противоречие: его обнажение и стратегия (Ю.Д.Красовский).


3.4. Организационный конфликт: способы предупреждения и решения

Способы предупреждения конфликтов: планирование социального развития ДО (Н.И.Лапин, Э.М.Коржева, Н.Ф.Наумова); диагностика индикаторов и симптомов конфликта (А.К.Зайцев).

Способы решения конфликтов: переговоры «лицом к лицу», посредничество, социальное партнерство, арбитраж, другие социальные технологии (А.К.Зайцев, В.Н.Шаленко). Опыт «переговорной экономики» скандинавских стран (О.Педерсен, К.Ниельсен).

Практикум: Межгрупповая дискуссия, имитирующая организационный конфликт; тренинг решения спорной проблемы посредником или трехсторонней комиссией, действующей по правилам переговорной экономики.

Вопросы для дискуссий на семинаре, задания для разработки эссе


  1. В чем состоят социальные аспекты управляемости ДО? Какие социальные технологии управления используются в Вашей организации?

  2. Какая сейчас сложилась структура социальных проблем в Вашей ДО? Какими методами Вы ее определили и какие сделали выводы относительно стадии жизненного цикла, на которой находится Ваша организация?

  3. Какие Вы используете (или предложили использовать) социальные технологии сглаживания и преодоления социальных проблем Вашей организации?

  4. Какие способы предупреждения конфликтов используются в Вашей организации?

  5. Какие используются в Вашей организации способы разрешения конфликтов?

  6. Как Вы полагаете, укрепится ли Ваша организация в итоге подобных конфликтов или же она ослабнет?



Основная литература


Гурков И.Б. Понятие стратегического управления // Стратегический менеджмент организации. М., 2001. Введение.

Козер Л. Функции социального конфликта. М., 2000.

Щербина В.В. Конфликт в организации // Социальные теории организации. Словарь. М., 2000.


Дополнительная литература

Гордон Л.А., Клопов Э.В. Становление рынка труда и его воздействие на положение работников // Потери и обретения в России девяностых. М., 2000. Т. 2, раздел 4.

Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. 1994., № 5.

Зайцев А.К. Социальный конфликт. М., 2000.

Здравомыслов А.Г. Движущие силы и мотивация конфликта // А.Г.Здравомыслов. Социология конфликта. М., 1995. Гл. 3.

Карпухин Д.Н., Мильнер Б.З. (ред. пер.). Современное управление. Энциклопедический справочник. М., 1997. Тт. 1, 2.

Красовский О.Д. Консалтинговый потенциал управления // Сценарии организационного консультирования. М., 2000. Раздел 3.

Красовский О.Д. Конфликтные управленческие позиции // Организационнное поведение. М., 2000. Гл. 21.

Лапин Н.И., Коржева Э.М., Наумова Н.Ф. Теория и практикак социального планирования. М., 1975.

Педерсен О, Ниельсен К. Переговорная экономика: история и процессы институционализации // Смешанная экономика: социокультурные аспекты. Редк.: Лапин Н.И., Макашева Н.А., Беляева Л.А. М., 1994.

Пригожин А.И. Управляемость организаций // Пригожин. Современная социология организаций. М., 1995. Гл. 4.

Фишер Р, Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. М., 1990.

Шаленко В.Н. Посредничество. М., 1997.

Сlegg St. (ed). Managing Organizations // Clegg, 1998.

De Dreu C., de Vliert E. Using Conflict in Organizations. SAGE Publications, 1997.


Тема 4. Инновации в деловой организации

(социологический анализ инноваций)

4.1. Теория и методология нововведений

Определение нововведения (innovation) как особого вида деятельности (Й.Шумпетер, Г.Менш). Типология нововведений. Инновационный процесс, две его формы, пять стадий. Жизненный цикл нововведения, пять его фаз.

ДО как субъект инноваций. Базовая инновационная стратегия; несовместимость с нею мобилизационной советской экономики (А.Г.Фонотов). Управление инновационным процессом, его актуальные проблемы в России (В.Кабалина). Преимущества современной, инновационно-маркетинговой стратегии (П.Дойль). Инновационный поток, его принципы и типы (Р.Фостер, Н.И.Лапин). Пространство потоков в информационную эпоху (М.Кастельс).


4.2. Риски и социальные факторы формирования портфеля инноваций

Критерии успешной инновации. Неопределенность как компонент инновационного процесса; роль социальных институтов в снижении неопределенности. Неопределенность и риск (Ф.Найт, Н.Луман). Институциональные и личностные факторы допустимого риска. Критерии и процедуры определения приоритетности проектов при формировании портфеля инноваций ДО (А.Абетти, Р.Фостер). Технические и личностные факторы принятия решений об инновациях (В.Кабалина).

Инновации и риск в сложных системах. Основные представления нелинейной динамики. Чувствительность динамических систем к начальным данным и существование горизонта прогноза. Связь идей нелинейной динамики и управления рисками. Прогноз нелинейной динамики инноваций в социально-технологических системах.


4.3. Социологические аспекты инновационного процесса

Инновационное предпринимательство как новый социальный институт в современной России. Инвестиции в человеческий капитал ДО. Социологическое консультирование, инновационная игра и другие способы формирования инновационной культуры организации (В.С.Дудченко, Ю.Д.Красовский, Г.П.Щедровицкий).

Измерение и анализ социальных позиций участников каждой фазы конкретного инновационного процесса с использованием анкетирования, интервью и других методов (А.И.Пригожин). Предупреждение конфликтов, стимулирование и организация позитивного взаимодействия участников нововведения. Анализ социальных последствий инновации.


Практикум: Демонстрация процедур инновационной игры, ее возможностей при решении нетривиальной задачи организационного развития.


Вопросы для дискуссий на семинаре, задания для разработки эссе

1. Чем отличается нововведение от новшества?

  1. Какие типы нововведений преобладают сейчас в деловых организациях России?

  2. В суть инновационно-маркетинговой стратегии ДО?

  3. Критерии успешной инновации.

  4. Риск и неопределенность: общее и различия.

  5. Критерии и процедуры отбора приоритетных инновационных проектов.

  6. Инвестиции в человеческий капитал – что это такое?

  7. Какие используются способы формирования инновационной культуры ДО?

  8. Какие категории персонала ДО в наибольшей степени способствуют инновационным процессам, а какие – препятствуют?

  9. Какие выявлены социальные последствия нововведений? Какие при этом использовались методы?



Основная литература


Дойль П. Инновации и разработка нового продукта // П.Дойль. Менеджмент: стратегия и тактика. М., 1999. Гл. 7.

Кабалина В.И. (ред.). Управление инновационным процессом // Инновации в постсоветской промышленности. М., 2001. Ч. 2, раздел 2.

Санта Б. Инновации как средство экономического развития. М., 1990.


Дополнительная литература

Абетти А. Оценка и определение приоритетности проектов // Карпухин Д.Н., Мильнер Б.З. (ред. пер.). Современное управление. Энциклопедический справочник. М., 1997. Тт. 1.

Дудченко В.С. Основы инновационной методологии. М., 1996.

Капица С.П., Курдюмов С.П.. Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М.: Эдиториал УРСС, 2001.

Кастельс М. Пространство потоков // Он же. Информационная эпоха. М., 2000. Гл. 6.

Лапин Н.И. Интенсификация инновационных процессов - стратегическая задача теории и практики нововведений // Лапин (отв. ред), 1982.

Лапин Н.И. Нововведения в инновационном потоке // Нововведения как фактор развития. Сб. трудов ВНИИСИ. М., 1987.

Луман Н. Понятие риска // THESIS. 1994. Вып. 5.

Малинецкий Г.Г., Курдюмов С.П. Нелинейная динамика и проблемы прогноза // Вестник РАН. 2001. №3.

Найт Ф. Понятие риска и неопределенности // THESIS. 1994. Вып. 5.

Перлаки И. Нововведения в организациях. М., 1980.

Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. М., 1989.

Управление риском. Риск. Устойчивое развитие. Синергетика / Под ред. Владимирова В.А. М.: Наука, 2000.

Фонотов А.Г. Россия: от мобилизационного общества к инновационному. М., 1993.

Фостер Р. Готовность фирм к технологическим изменениям // Карпухин Д.Н., Мильнер Б.З. (ред. пер.). Современное управление. Энциклопедический справочник. М., 1997. Тт. 1.

Штомпка П. Инновационная (новаторская) личность // П.Штомпка. Социология социальных изменений. М., 1996. Гл. 16.

Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982.

Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности // Он же. Избранные труды. М., 1995.

Щербина В.В. Инновационные концепции развития организаций // Он же. Социальные теории организации. Словварь. М., 2000.

Abott L. Social Aspects of Innovation and Industrial Thechnology. L., 1975.

Druker P. Innovations and Enterprenership. Practic and Principles. N.Y.: Free Press, 1992.

Mensch G. Das technologische Patt. Frankfurt am Main, 1975.

Контрольные вопросы




  1. Понятия организации и деловой организации

  2. Типология деловых организаций в современной России

  3. «Пограничный контроль» в деловой организации

  4. Основные подсистемы деловой организации

  5. Организация и бюрократия (по М.Веберу)

  6. Теория человеческих отношений в деловой организации (Э.Мэйо)

  7. Концепция социотехнической организации

  8. Организация как социальная система (Т.Парсонс)

  9. Антисистемные подходы в теории организаций

  10. Организационное поведение, его функции

  11. Методы анализа целей, формальной структуры ДО

  12. Методы выявления взаимоотношений, удовлетворенности персонала ДО

  13. Способы получения обобщающей оценки состояния ДО

  14. Особенности социокультурного подхода к деловой организации

  15. Соотношение формальных и неформальных структур ДО

  16. Ценности и нормы, их роль в деловой организации

  17. Неправовые практики в российских ДО

  18. Двоякая природа организации, индивида и их взаимодействий

  19. Контур основных компонентов поведения индивида в деловой организации

  20. Феноменологический и этнографический подходы к культуре ДО

  21. Качественные исследования ДО

  22. Игровые подходы в анализе ДО

  23. Организационное консультирование

  24. Понятие социально-организационного управления

  25. Субъект управления как социальная группа

  26. Виды управленческих отношений

  27. Естественные и искусственные компоненты управления

  28. Социальные технологии управления.

  29. Социальная инженерия

  30. Социальная проблема в ДО

  31. Методы диагностики и преодоления проблем в ДО

  32. Социально-организационный конфликт: источники, виды

  33. Конфликт как процесс, стадии

  34. Забастовка как социально-организационный конфликт

  35. Способы предупреждения конфликтов в ДО

  36. Способы решения конфликтов в ДО

  37. Определение нововведения, типология

  38. Инновационный процесс, его формы, стадии

  39. Базовая инновационная стратегия ДО

  40. Инновационно-маркетинговая стратегия ДО

  41. Инновационный поток

  42. Критерии успешной инновации

  43. Риск решения о начале инновации

  44. Критерии и процедуры определения приоритетности инновационного проекта

  45. Способы формирования инновационной культуры ДО

  46. Способы изучения позиций участников нововведения

  47. Способы стимулирования участников нововведения



Автор программы Лапин Н.И.




Похожие:

Министерство Экономики Российской Федерации Министерство Образования Российской Федерации iconМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...
Министерство Экономики Российской Федерации Министерство Образования Российской Федерации iconМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...
Министерство Экономики Российской Федерации Министерство Образования Российской Федерации iconМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...
Министерство Экономики Российской Федерации Министерство Образования Российской Федерации iconМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...
Министерство Экономики Российской Федерации Министерство Образования Российской Федерации iconМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...
Министерство Экономики Российской Федерации Министерство Образования Российской Федерации iconМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...
Министерство Экономики Российской Федерации Министерство Образования Российской Федерации iconМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...
Министерство Экономики Российской Федерации Министерство Образования Российской Федерации iconМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...
Министерство Экономики Российской Федерации Министерство Образования Российской Федерации iconМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...
Министерство Экономики Российской Федерации Министерство Образования Российской Федерации iconМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница