Качественное дошкольное образование возможно при соблюдении следующих условий




Скачать 22.52 Kb.
НазваниеКачественное дошкольное образование возможно при соблюдении следующих условий
Дата04.02.2016
Размер22.52 Kb.
ТипДокументы
Качество дошкольного образования на современном этапе

Дошкольное воспитание как первая ступень системы образования за последние годы претерпело существенные изменения. Анализ сложившейся ситуации показывает ее позитивные стороны – уход от единообразия: видов учреждений и организации пространственно-предметной среды; программ, жестко регламентирующих деятельность педагогов, и как следствие – пробуждение творческих начал в их деятельности; а также предоставление родителям возможности выбора учреждения для своего ребенка и др.

Вместе с тем уже крепко укоренившееся многоаспектное разнообразие “всего и вся” сегодня высвечивает проблему необходимости грамотного выстраивания “подлинно” вариативного дошкольного образования, основанного на непринципиальном изменении главного.

Оценка качества дошкольного образования - довольно сложная проблема. И тем не менее, сейчас к ней появился значительный интерес. Это связано с тем, что дошкольное образование рассматривается как один из фундаментальных ресурсов национального развития государства на разных уровнях.

Важнейшим инструментом повышения качества образования является институт оценки качества образования. В настоящее время реальная практика оценки качества дошкольного образования характеризуется следующими особенностями:

-существующая система оценки качества дошкольного образования (лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений) ориентирована, прежде всего, на оценку образовательных условий, а не результативность дошкольного образования, определяемую уровнем и динамикой развития ребенка;

-поскольку «центр тяжести» в действующих системах оценки качества дошкольного образования смещен в сторону оценки образовательных условий, в ее диапазон пригодности не входят возникающие формы (надомные группы, мини-сады, автономные некоммерческие организации, предлагающие услуги по дошкольному образованию, в т.ч. и группы кратковременного пребывания, и т.д.);

-за исключением тех случаев, когда на региональном уровне существует система конкурсов и грантовой поддержки лучших дошкольных образовательных учреждений, система оценки качества не выступает как институт развития дошкольного образования за счет бюджетной поддержки образовательных учреждений, предоставляющих образование более высокого качества.

Цель системы оценки качества дошкольного образования: управление качеством дошкольного образования через:

- контроль качества образования в условиях создания сети образовательных учреждений и организаций, реализующих программы дошкольного образования, и создание за счет этого равных стартовых условий для детей при поступлении в школу;

- выявление и обеспечение поддержки дошкольных учреждений и организаций, предоставляющих образовательные услуги высокого качества.

Качественное дошкольное образование возможно при соблюдении следующих условий

  • Определение целей образования детей дошкольного возраста с позиций

социального, государственного заказа.

  • Адекватность содержания, методов и форм образования детей их возрасту.

  • Рассмотрение знаний, умения и навыков в системе дошкольного образования лишь в качестве средства его развития.

  • Создание гуманистической образовательной среды, способствующей развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

  • Личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, ориентировка на относительные показатели детской успешности.

  • Соблюдение материально-технических и медико-социальных условий, ориентированных на ребенка и его благополучие.


В дошкольном образовании выделяются проблемы, негативно влияющие на качество образования:

  • трудности совершенствоания содержания в условиях вариативности, рассогласование концептуальных позиций программ с их реальной методической рекомендацией,

  • утрата специфики дошкольного возраста: специальная подготовка к школе, тестирование дошкольников по знаниевому компоненту при приеме в школу провоцирует родителей сосредоточится на специальной подготовке к школе.

  • расширение содержания новых областей знаний приводит к дублированию содержания начальной школы.

Качество дошкольного образования определяется:

  • содержанием дошкольного образования,

  • требованиями к подготовке выпускников (результаты образовательной деятельности),

  • создание предметно-пространственнщй среды.

Содержание дошкольного образования зависит от качества управленческого и педагогического планирования. Наличие в системе управленческого планирования стратегического плана образовательной программы ДОУ.

Структура образовательной программы:

  • предназначение ДОУ и средства его реализации

  • описание «модели» выпускника ДОУ

  • цель и задачи воспитательно-образовательного процесса

  • общеобразовательные программы ДОУ и их методическое обеспечение

  • особенности организации воспитательно-образовательного процесса

  • критерии и показатели реализации

ожидаемый результат в формировании выпускника детского сада


Организация развивающей среды в соответствии с

образовательной программой

Никакое обучающее влияние взрослого не может быть успешно осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. Содержание и способы этой деятельности обуславливаются окружающей ребенка предметной средой, в которой он постоянно живет, действует, творит.

Каким же общим требованиям должна отвечать развивающая предметная среда, независимо от специфики образовательного учреждения? Обратимся к исследованиям С.Л. Новоселовой и обозначим, на наш взгляд, основные требования. Предметная среда должна:

  • быть системной, отвечающей целям воспитания и обучения, а также требованиям проектной культуры;

  • инициировать деятельность ребенка: ее объекты, средства, цели и способы их достижения задаются предметной средой;

  • учитывать специфику возрастных этапов развития ребенка, т. е. специфику как ведущей деятельности (общения, предметной деятельности, игры), так и других, возникающих рано и развивающихся к старшему дошкольному возрасту, т. е. обеспечивать переход ребенка к следующему этапу развития. Иначе говоря, способствовать решению задачи создания “зоны ближайшего развития” (Л.С. Выготский) через организацию предметной среды;

  • обеспечивать возможность взаимодействия детей между собой и со взрослыми, что способствует формированию у них навыков коллективной работы;

  • иметь, наряду с консервативными компонентами, часто меняющиеся составляющие, которые проблематизируют взаимодействие с ней, побуждают детей к их познанию через практическое экспериментирование с ними, а также в связи с этим и к наделению новыми смыслами консервативных компонентов. Это порождает новые идеи, образы, способы, что обогащает как саму детскую деятельность (игру, конструирование и т. д.), так и развитие детей в ней;

  • обеспечивать возможность ребенка жить в 3-мерном предметном пространстве: сомасштабном действиям его рук (масштаб “глаз–рука”), его росту и предметному миру взрослых.

С опорой на реализацию названных принципов и с учетом разных условий работы ДОУ педагоги могут выстроить вариативные развивающие среды.

Расширение педагогического потенциала родителей,

повышение их компетентности

Надо отметить, что последнее нововведение Минобрнауки России, связанное с “предшкольным образованием”, отразилось и на работе ДОУ, которые стали заниматься целенаправленной интенсивной подготовкой к школе детей, начиная с 5 лет (а иногда и раньше), используя методики и дидактический материал школьного типа (тетради, прописи, азбуки и т. п.). Справедливости ради отметим, что большинство воспитателей понимает, к каким дальнейшим отрицательным последствиям может это привести, но они вынуждены “соответствовать” требованиям родителей и школы.

Поэтому необходимо повышение педагогической компетентности родителей.

  • Анализ анкетирования родителей по содержанию и реализации элементов программы «Воспитания и обучения в детском саду»

  • Обучающий семинар родителей детей среднего и старшего возраста по содержанию новой программы

  • Выявление и распространение передового опыта семейного воспитания

  • Организация дополнительных образовательных услуг

  • Активизация родителей для участия в обновлении развивающей среды д/с.


Образовательная программа предполагает создание диагностических методик, позволяющих оценить реализацию программы

В современной системе дошкольного образования психологическая и педагогическая диагностика выступает только в качестве контроля за эффективностью конкретной образовательной программы, реализуемой детским садом. В этом случае диагностические методики применяются для того, чтобы проследить за динамикой продвижения ребенка в освоении данной программы, ее влияния на развитие ребенка, а также за эффективностью воспитательно-образовательной деятельности педагога по данной программе.

Обучение и воспитание в дошкольном возрасте носит целостный характер и может быть распределено в образовательном процессе по предметам лишь условно. Образовательные программы для детей дошкольного возраста в отличие от школьных программ включают в себя содержание, связанное с обучением, и содержание, связанное с организацией жизнедеятельности детей в группе. Именно поэтому диагностика в дошкольном возрасте не может опираться только на выявление знаний, умений и навыков.

Единственно приемлемой для воспитателей формой диагностической работы является педагогическая диагностика методом наблюдения за детьми в ходе занятий и в повседневной жизни.

Составной частью комплекта пособий, реализующих комплексную Программу развития и воспитания дошкольников «Воспитание и обучения в детском саду», является комплекс диагностических методик

Авторы пособия «Диагностика развития и воспитания дошкольников» предлагают диагностические методики, позволяющие исследовать уровень сформированности основных психологических черт у дошкольников разного возраста. Наряду с диагностикой психических процессов, деятельности, коммуникативной компетентности авторы предлагают методики изучения готовности детей к школьному обучению.

Оценка качества работы ДОУ должна вестись и с позиции того, как педагогический процесс учитывает современную социальную ситуацию и ситуацию в образовании (его положительные и отрицательные стороны (тенденции)), а также результаты новых достижений в практике (инноваций) и науке, в т. ч. мировой, и сообразно сочетает их с уже сложившимися традициями, и как на основе этого учреждение выстраивает перспективу своего развития.

Система оценки качества организации воспитательно-образовательного процесса позволяет:

- проследить динамику развития каждого ребёнка;

- оценить успешность усвоения принятой в ДОУ образовательной программы;

- пределить перспективы, направления работы педагогического коллектива детского сада.

Система управления качеством образования в ОУ:

  • аудит

  • общественная экспертиза

  • сравнительная оценка в своей кластерной группе

  • мониторинг

  • диагностика


Основные направления развития дошкольного образования


Повышение уровня профессионализма педагогов детских садов

  • Создание сети стажировочных площадок, задачами которых являются повышение квалификации и обмен инновационным опытом педагогов и педагогических коллективов детских садов.

  • Реализация проекта «Детский сад для всех и каждого», нацеленного на поддержку лучших программ развития дошкольных образовательных учреждений.

  • Организация городского конкурса «Воспитатель года», направленного на выявление и поощрение талантливых педагогов дошкольного образования.

Создание московского стандарта качества дошкольного образования

  • Формирование в детских садах образовательной среды, стимулирующей детскую инициативу и самостоятельность, творчество, свободу выбора, двигательную и познавательную активность детей, сотрудничество взрослого и ребёнка.

  • Широкое использование информационно-коммуникационных технологий для творческого и интеллектуального развития детей.

  • Расширение социального пространства детского сада (сотрудничество с библиотеками, музеями, парками, участие в жизни микрорайона).

  • Реализация программ, обеспечивающих адаптацию и интеграцию детей-мигрантов в сообщество сверстников, обучению русскому языку как второму.

  • Расширение спектра дополнительных образовательных услуг; организация клубных форм сотрудничества с семьями воспитанников, включая семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья.

  • Развитие механизмов общественной экспертизы качества образовательных услуг.

Здоровьесбережение

  • Внедрение системы мониторинга здоровья детей.

  • Совершенствование организации питания.

  • Формирование индивидуальной модели оздоровления детей.

  • Приобщение детей к культуре здорового образа жизни и укрепление интереса к занятиям физической культурой и спортом.

Совершенствование форм обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья

  • Развитие инклюзивного воспитания в дошкольных учреждениях.

  • Создание комфортной, безопасной, адаптированной к особым нуждам воспитанников среды, оснащённой специальным оборудованием; развитие системы психолого-педагогического сопровождения ребёнка.

  • Создание непрерывных образовательных маршрутов: вариативные формы дошкольного образования — детский сад — начальная школа.

Информационная открытость дошкольного образования

  • Расширение возможности регистрации детей в режиме он-лайн в едином реестре будущих воспитанников дошкольных образовательных учреждений.

  • Использование автоматизированной информационной системы «Комплектование ДОУ» для обеспечения прозрачности комплектования детских садов и возможности прогнозирования потребностей в дошкольных образовательных услугах.

  • Создание интернет0сайтов дошкольных образовательных учреждений и широкое использование современных информационно-коммуникационных технологий информирования населения, повышения родительской компетентности в вопросах развития и воспитания детей, получения обратной связи о качестве образовательных услуг.

Повышение эффективности управления современным детским садом

  • Развитие государственно-общественной системы управления дошкольным образовательным учреждением: создание управляющих советов, наделённых реальными полномочиями в вопросах стратегического управления, финансово-хозяйственной деятельности, контроля качества образования, кадровой политики.

  • Старт пилотного проекта по переходу на новые механизмы финансирования дошкольных образовательных услуг за счёт целевых субсидий, новую систему оплаты труда, стимулирующую качество, результативность и профессиональное развитие педагогов.

Контроль качества образования.

Контроль качества может осуществляться через процедуру аттестации учреждения и организации. Отличие от существующей сегодня системы аккредитации, в ходе которой ДОУ подтверждают свою принадлежность к учреждению определенного вида (коррекционное, центр развития и т.п.) состоит в том, что

А) важное место должны занимать показатели качества образования, определяемые уровнем и динамикой развития ребенка

Б) аттестация должна распространяться не только на муниципальные ДОУ, но и на негосударственные и некоммерческие организации, получающие в случае успешного прохождения процедуры право на бюджетное финансирование образовательной программы.

Условия получения свидетельства об аттестации:

  • Соответствие реализуемой образовательной программы виду ОУ/ОО,

  • Соответствие психического и физического развития ребенка возрастным ориентирам и/или предъявленная индивидуальная динамика развития ребенка, зафиксированная в ходе диагностики. В случае дошкольного возраста целесообразно говорить именно о возрастных ориентирах – примерных периоде появления новообразований, а не о нормах развития, в которых заданы жесткие требования к достижениям ребенка. При этом подразумевается, что в качестве критериев оценки выступают именно названные выше параметры (мышление, коммуникативные способности и игровая деятельность, а также эмоциональное благополучие и физическое здоровье, а ни в коем случае не конкретные умения ребенка).

Когда были приняты федеральные государственные требования (ФГТ), система дошкольного образования, по сути, оказалась не готова к реализации этого документа, к тому, чтобы эти требования были реально введены и реально работали на ребенка-дошкольника, потому что в первую очередь они написаны не для педагогов, не для воспитателей, а для того, чтобы принести пользу детям дошкольного возраста.

В чем основные риски происходящих изменений?
– В чем вообще беда системы дошкольного образования? Как многие отмечают, в подготовке и повышении квалификации работников отрасли. Когда писались государственные требования, звучали такие мнения: не вводить их до тех пор, пока мы соответствующим образом не подготовим специалистов. Это вопрос о том, что первично — курица или яйцо? Пока мы будем готовить специалистов, мы упустим колоссальный период. Ведь как только мы подготовим специалистов, нам нужно будет готовить следующий нормативный документ.

Поэтому было решено принять ФГТ, и система подготовки кадров и повышения квалификации для системы дошкольного образования должна перестраиваться.

  • Главную роль в правильной реализации федеральных государственных требований должна сыграть система повышения квалификации. Она очень гибкая, она очень подвижная. Это все наши педагоги-стажисты, которые имеют возможность узнать что-то новое.

Будет ли проводиться оценка и переработка существующих программ на предмет их соответствия существующим требованиям, а далее стандарту?
– Вопрос правомерен — существующие программы фактически никем и ничем не контролировались. Теперь Министерство образования и науки берет на себя определенную ответственность за качество этих программ. И уже потому, что эти программы будут проходить экспертизу, я думаю, их останется не так много, хотя вариативность сохранится. Выбирать программу будет педагогический коллектив образовательного учреждения. Все примерные программы представляют собой обязательную часть дошкольного образования на всей территории Российской Федерации. А вот учет местной специфики реализуется на уровне самих дошкольных образовательных учреждений. В процессе выбора программы и ее реализации принимают участие и родители.

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех» стала первой программой, рекомендованной Минобрнауки РФ регионам для использования в практической работе. На чем основана данная рекомендация?
– «Успех» — безусловно, программа нового поколения. Она задумывалась как программа, соответствующая новым федеральным государственным требованиям, и заточена под реализацию любым педагогическим работником любого дошкольного образовательного учреждения.

  • Я была одним из разработчиков федеральных государственных требований, и фактически одновременно с разработкой требований наш авторский коллектив начал работать над программой «Успех». О результатах, наверно, правомерно будет говорить, когда мы по этой программе проведем детей от трех до семи лет. Пока этого времени не было: апробация идет с 2009 года. По программе работают в различных регионах Российской Федерации с различными социально-экономическими, демографическими, климатическими условиями, чтобы посмотреть, может ли она быть реализована или есть какие-то специфические особенности, которые не позволят ей быть основной примерной программой дошкольного образования.

Пока нет федеральных государственных стандартов дошкольного образования, мы не можем говорить о качестве, которое можно оценить только при наличии стан-дартных требований: к образовательным программам, к условиям содержания детей, к результатам реализации этих программ. Когда будет стандарт — а он будет, новый законопроект его предусматривает, — тогда и можно будет говорить, соответствует данный детский сад стандарту или не соответствует, есть качество или нет качества.

Федеральные государственные требования к программам дошкольного образования, действующие в системе с 2009 года, каким-то образом решают проблему качества?
– Эти требования иногда называют революционным документом, хотя, с моей точки зрения, они абсолютно нереволюционны, они просто развернули дошкольное образование на тот большак, по которому дошкольное образование, по идее, должно идти.

У дошкольного образования свой путь и своя дорога в силу специфичности этой системы. Она очень долго просто «носила школьный кафтан»: мы копировали школьную и классно-урочную систему. Наши занятия — это те же самые школьные уроки. И система расписания наших занятий — это то же самое расписание уроков, и цель дошкольного образования — знания, умения и навыки.

Когда были приняты федеральные государственные требования (ФГТ), система дошкольного образования, по сути, оказалась не готова к реализации этого документа, к тому, чтобы эти требования были реально введены и реально работали на ребенка-дошкольника, потому что в первую очередь они написаны не для педагогов, не для воспитателей, а для того, чтобы принести пользу детям дошкольного возраста.

  • В чем основные риски происходящих изменений?
    – В чем вообще беда системы дошкольного образования? Как многие отмечают, в подготовке

Похожие:

Качественное дошкольное образование возможно при соблюдении следующих условий iconПлан работы стажировочной площадки по реализации подпрограммы «Дошкольное образование» Государственной программы города Москвы на среднесрочный период
Направление: «Дошкольное образование: организационно-финансовые механизмы повышения качества дошкольного образования»
Качественное дошкольное образование возможно при соблюдении следующих условий iconЛогическая культура работы с информацией
Логико-информационная корректность языковых выражений состоит в соблюдении следующих требований: ясности, точности, последовательности...
Качественное дошкольное образование возможно при соблюдении следующих условий iconНа примерах санкт-Петербург *бхв-петербург 2005 удк 681 06
Описание примеров сделано на основе реально работающей сети, что на 100% гарантирует их работо­способность при соблюдении описанных...
Качественное дошкольное образование возможно при соблюдении следующих условий iconФедеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050144 Дошкольное образование I
Дошкольное образование всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими...
Качественное дошкольное образование возможно при соблюдении следующих условий iconВласть обещает гражданам качественное образование. Для всех?
Для остальных – как повезет. Изменит ли ситуацию национальный проект «Образование»? На вопросы «БП» отвечает Эдуард Днепров, министр...
Качественное дошкольное образование возможно при соблюдении следующих условий iconПроект программы инновационной работы детского сада Л. Кларина, ведущий научный сотрудник Института педагогических инноваций рао окончание. Начало
Фундаментальные и прикладные цели развития личности ребенка возможно реализовать посредством расширения его субъективного рационального...
Качественное дошкольное образование возможно при соблюдении следующих условий iconПрограмма педагогической практики для магистров 2 курса 050700. 68 Педагогика магистерская программа «Дошкольное образование»
Программа практики составлена на основании фгос впо и учебного плана подготовки по направлению 050700 Педагогика (магистерская программа...
Качественное дошкольное образование возможно при соблюдении следующих условий iconФакультет педагогики и психологии
Цель вступительного испытания «Дошкольная педагогика»: установить потенциальные возможности абитуриентов к освоению содержания магистерской...
Качественное дошкольное образование возможно при соблюдении следующих условий iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа вступительных испытаний для лиц, имеющих профильное впо и поступающих на направление подготовки 050100. 68 «Педагогическое...
Качественное дошкольное образование возможно при соблюдении следующих условий iconЭлективный курс является курсом профильной подготовки, предметно-ориентированным, сопровождает учебный предмет «биология»
Вный курс предлагается на завершающем этапе обучения, так как качественное усвоение учебного материала возможно на основе глубоких...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница