Организация Объединенных Наций copuos/legal/T. 680 Комитет по использованию Неотредактированная стенограмма




Скачать 24,73 Kb.
НазваниеОрганизация Объединенных Наций copuos/legal/T. 680 Комитет по использованию Неотредактированная стенограмма
страница1/4
Дата04.02.2016
Размер24,73 Kb.
ТипЗаседание
  1   2   3   4


Организация Объединенных Наций COPUOS/LEGAL/T.680

Комитет по использованию Неотредактированная стенограмма

космического пространства

в мирных целях

Юридический подкомитет

680-е заседание

Четверг, 27 марта 2003 года, 10 час.

Вена

Председатель: г-н В. КОПАЛ (Чешская Республика)

Заседание открывается в 10 час. 20 мин.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ [синхронный перевод с английского]: Доброе утро, уважаемые делегаты. Я объявляю открытым 680-е заседание Юридического подкомитета Комитета по использованию космического пространства в мирных целях.

Сегодня мы продолжим рассмотрение пункта 5 повестки дня "Информация о деятельности международных организаций, имеющих отношение к космическому праву" и пункта 6 "Определение и делимитация космического пространства и характер и использование геостационарной орбиты".

Небольшое изменение в расписании, объявленном вчера вечером. Первое заседание рабочей группы по пункту 6 а) сегодня утром не состоится, а пройдет сегодня днем. Об этом нас просил председатель рабочей группы.

После этого на свое пятое заседание соберется группа по пункту 4 повестки дня.

Пункт 5 – Информация о деятельности международных организаций, имеющих отношение к космическому праву

Переходим к рассмотрению пункта 5 повестки дня. Первой и последней в моем списке на выступление записана представительница Украины, которой я предоставляю слово.

Г-жа ПАЛИШЕВА (Украина) [синхронный перевод с английского]: Благодарю вас, г-н Председатель.

Уважаемый господин Председатель, уважаемые делегаты!

Вот уже в третий раз подряд на сессиях Юридического подкомитета мы докладываем вам о деятельности Международного центра космического права – одной из наиболее молодых организаций, имеющих отношение к космическому праву, и к тому же единственной специализированной организации космическо-правовой направленности в Содружестве Независимых Государств.

Я хотела бы напомнить, что Центр создан в 1998 году в городе Киеве по инициативе двух космических агентств, Российской Федерации и Украины, поддержанной двумя академиями наук – российской и украинской, в результате подписания соответствующего четырехстороннего соглашения.

Тот факт, что учредителями Центра стали две крупнейшие научные академии (Российской Федерации и Украины) и два органа управления соответствующей отраслью, стал решающим фактором для определения направленности работы Центра, соединения в его деятельности научной и практической составляющих.

В его задачи как научной организации (а именно с таким статусом Центр зарегистрирован) входит:

– осуществление и координация научных исследований в сфере международного и национального космического права;

– подготовка научных кадров;

– издание научных работ, сборников законодательства, комментариев к ним, проведение научных и научно-практических конференций, симпозиумов, семинаров по космическому праву;

– наконец, популяризация знаний о космическом праве.

Ежегодно утверждается научная тематика Цент-
ра. В настоящее время как научное направление в Центре разрабатываются эколого-правовые аспекты космической деятельности, результатом чего в будущем году должна стать коллективная монография по этим проблемам.

Через аспирантуру МЦКП готовит свои научные кадры. Я рада проинформировать вас, что за период, прошедший с прошлой сессии Юридического подкомитета, под эгидой Центра была защищена еще одна диссертационная работа по вопросам правового регулирования мирового рынка космических услуг и подготовлены к защите еще две диссертации.

По линии издательской деятельности за последний год мы продолжали работу по формированию, редакционной подготовке и изданию Собрания действующего законодательства стран мира. Издание двуязычное: на русском и английском языках. Напомню, что в прошлом году мы издали первый том, в который вошло национальное законодательство 14 стран мира по вопросам государственного регулирования космической деятельности, в том числе по лицензированию, регистрации, сертификации, государственному управлению и некоторым другим вопросам. В этом году мы издали второй том этого Собрания, посвященный вопросам межгосударственной кооперации в сфере космической деятельности. Конечно, мы не могли охватить все существующие в мире интеграционные образования в этой сфере, а остановились лишь на некоторых: Содружестве Независимых Государств, Европейском союзе, Совете Европы и Европейском космическом агентстве. Я бы хотела подчеркнуть, что бóльшая часть приведенных документов СНГ на английском языке опубликована впервые, так же как и бóльшая часть документов Европейского союза, Европейского космического агентства и Совета Европы впервые опубликована на русском языке. Каждая новая рубрика в книге снабжена аналитическими комментариями на русском языке. Кроме того, во втором томе содержатся дополнения к первому тому (то есть дополнительно приводятся национальные законодательные акты 10 стран по вопросам государственного регулирования космической деятельности).

Эту работу мы планируем продолжать и в обозримом будущем, причем усложняя свою задачу: последующие тома издания будут формироваться не только из так называемого "чисто" космического законодательства, а из национального законодательства, применяемого в космической деятельности, а именно по вопросам охраны окружающей космической среды, таможенного регулирования, ответственности, страхования и некоторым другим.

Центр также издает справочную и научную литературу в области космического права для национальных потребностей Украины на украинском языке.

Развивая тезис о том, что деятельность Центра строится на базе двух составляющих – не только научной, но и практической, – я хотела бы вкратце проинформировать Юридической подкомитет о деятельности МЦКП по применению космического права и участию в его развитии.

В этом году был, в частности, утвержден План правовой поддержки развития двустороннего сотрудничества Российской Федерации и Украины в космической сфере. В соответствии с этим Планом под эгидой Центра осуществляется подготовка большей части проектов межправительственных соглашений Украины и Российской Федерации в сфере использования и исследования космического пространства. Центр также осуществляет нормотворческую деятельность на национальном уровне (в первую очередь по заказам Национального космического агентства Украины). В истекшем году, в частности, с участием Центра были подготовлены Правила обязательного страхования в сфере космической деятельности.

Еще одним важным направлением практической деятельности МЦКП является научно-правовая экспертиза. Мы осуществляем экспертизу и даем правовые заключения как по вопросам разработки коммерческих космических контрактов, так и в части правового анализа спорных ситуаций, возникающих в связи с применением норм международного и национального космического права. Таких экспертиз мы проводим около десятка ежегодно. Очень часто в процессе проведения экспертиз нам приходится анализировать не только нормы международного права или национального законодательства Украины или России, но и национальное законодательство третьих стран – партнеров по космическим проектам или программам. Заказчиками таких экспертиз выступают как органы государственного управления отраслью, так и частные субъекты космической деятельности, а также страховые компании.

Думаю, что сегодня уже можно говорить о том, что МЦКП утвердился в статусе эффективного инструмента развития сотрудничества как между субъектами СНГ, так и с другими государствами в области освоения космоса. В его рамках создана эффективная рабочая структура. Штат Центра небольшой, он составляет 14 человек, из которых приблизительно половина – это научные кадры высшей квалификации (доктора и кандидаты наук).

Центр стремится поддерживать творческие связи с иными международными и национальными организациями в области космического права как путем членства в них, так и путем обмена информацией, участия в работе конференций, симпозиумов, семинаров, проводимых иными организациям.

Наконец, последний аспект – образование в области космического права. Я уже говорила о том, что в настоящее время Центр готовит национальные кадры в области космического права на базе аспирантуры. Кроме того, в прошлом году открылась кафедра космического права в Киевском международном университете гражданской авиации, кадры для работы которой обеспечивает Центр.

Поскольку из уст главы украинской делегации уже прозвучало предложение о возложении на МЦКП функций регионального центра по образованию в области космического права, я бы хотела сказать, что если иные государства региона Центральной, Восточной Европы, СНГ и, возможно, из других регионов выразят свою заинтересованность в создании такого Центра, мы готовы были бы более детально проработать концепцию и организационные рамки его деятельности. В то же время уже сейчас мы готовы принимать творческую молодежь из других государств к нам в аспирантуру по космическому праву.

На этой сессии Юридического подкомитета стало заметно больше государств, поддерживающих идею кодификации международного космического права путем разработки всеобъемлющей конвенции. У этой идеи есть как сторонники, так и противники, а есть государства, не определившие еще свою позицию. Это связано с отсутствием научной концепции по этому вопросу. В связи с этим мы готовы обсудить использование организационных рамок нашего Центра для создания временного творческого коллектива с целью доктринальной проработки вопросов, связанных с кодификацией международного космического права.

В заключение мне хотелось бы еще раз выразить наше желание и готовность и дальше развивать творческое сотрудничество с международными и национальными организациями в области космического права. Спасибо, г-н Председатель.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ: Благодарю вас за ваше выступление по пункту 5 повестки дня, в котором вы проинформировали Подкомитет о деятельности Международного центра космического права в Киеве.

Господа, есть ли еще делегации, желающие выступить? Слово предоставляется уважаемому представителю Бразилии.

Г-н ФИЛХО (Бразилия) [синхронный перевод с английского]: Благодарю вас, г-н Председатель. Я очень рад возможности выступить и поздравить тех, кто успешно организовал и провел симпозиум по космическому праву в Гааге.

Я имел честь принять участие в этом мероприятии и могу засвидетельствовать о прекрасном уровне этого симпозиума. Замечательный пример продуктивной, хорошо организованной работы на самом высоком уровне.

Особенно хочу отметить работу Управления по космосу, правительства Нидерландов и профессора Франца фон дер Дунка в связи с проведением этого симпозиума. Я убежден, что второй симпозиум в Республике Корея в конце нынешнего года пройдет не менее успешно.

Бразилия прилагает все усилия, для того чтобы участвовать в этих мероприятиях. Мы хотели бы внести наш вклад в успешное проведение второго симпозиума. И мы очень надеемся, что третий семинар пройдет в Латинской Америке, и мы готовы изучить такую возможность совместно с другими странами Латинской Америки и Карибского бассейна. Спасибо, г-н Председатель.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ: Благодарю вас, уважаемый профессор, за ваше выступление от имени делегации Бразилии по пункту 5 повестки дня, а также по вопросу о возможности проведения третьего семинара по космическому праву в Латинской Америке.

Господа, есть ли еще желающие выступить? Слово предоставляется уважаемому послу Чили.

Г-н ГОНСАЛЕС (Чили) [синхронный перевод с испанского]: Благодарю вас, г-н Председатель. Моя делегация хотела бы сделать краткое заявление по пункту 5 повестки дня.

По-моему, это очень важный вопрос. Мы могли констатировать, что в распространенном секретариатом документе перечисляются очень важные вопросы. Я имею в виду документ А/АС.105/С.2/L.239. Тут есть два момента. С одной стороны, где-то больше года назад в Чили начала работать структура под названием Чилийское космическое агентство. Эта структура была создана по примеру Комитета по использованию космического пространства в мирных целях. У него два вспомогательных органах. Один рассматривает рекомендации Научно-технического подкомитета, мы пытаемся адаптировать эти рекомендации к нашим условиям, а другой орган – юридического свойства (один из членов этого органа прибыл на нашу сессию), он занимается вопросами права, в том числе включением норм во внутреннее законодательство, чтобы оно не отставало от международных норм.

В связи с этим прежде всего мы хотели бы отметить, что мы всячески поддерживаем работу Юридического подкомитета, особенно по пункту 5 повестки дня.

Во-вторых, г-н Председатель, опять же на базе документа А/АС.105/С.2/L.239, мне кажется, что на нынешней сессии, когда у нас имеется прекрасная возможность получить информацию о работе других центров, например Миссисипского университета, Манкильского университета, надо создать такие условия, чтобы все университеты мира (скажем, в Кёльне проводится очень большая работа), которые находятся в разных странах, в основном в развитых, чтобы они могли делиться информацией, в том числе и с развивающимися странами, чтобы мы могли работать в рамках Юридического подкомитета на базе развития и распространения новых норм международного права, которые разрабатываются, конечно, в теоретическом плане, но являются и важным стимулом для дальнейшего хода прений. Я, например, отмечаю отсутствие некоторых университетов, где есть кафедры по космосу и аэронавтике. Из года в год университеты готовят важные и объемные документы. Скажем, я видел, что в одном документе первая часть была посвящена аэронавтическому праву, а вторая – международному космическому праву. Мне кажется, что хотя бы библиотека Управления по космосу должна собирать все эти документы.

Не плохо было бы, чтобы делегация Канады проинформировала нас, нельзя ли решить этот вопрос, чтобы университеты Канады присылали свои материалы. Мне кажется, что информация такого рода придает больший вес рассмотрению тематики международного космического права в рамках Юридического подкомитета.

Вот, по сути дела, что мне хотелось бы сформулировать. При этом хотелось бы всячески поддержать работу рабочей группы под председательством представителя Греции. Мне кажется, что эта группа тоже должна заниматься вопросами такого рода. Благодарю вас.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ: Благодарю вас, уважаемый посол Чили, за ваши замечания по пункту 5 повестки дня, по документу А/АС.105/С.2/L.239, где содержались очень важные и интересные предложения.

Господа, есть ли еще делегации, желающие выступить по пункту 5? Нет желающих. У нас больше нет представителей государств – членов Подкомитета, желающих выступить.

Греция, вы желаете взять слово? Я не заметил вашу табличку. Пожалуйста.

Г-н КАССАПОГЛУ (Греция) [синхронный перевод с французского]: Благодарю вас, г-н Председатель. Я приветствую всех участников нашей работы. Не знаю, уместно ли это сейчас, но мне хотелось бы представить работу группы правительственных экспертов по этике и деятельности в космосе. Речь идет, по сути дела, о комментариях к рекомендациям
КОМЭСТ, которые мы одобряли в прошлом году. Хотелось бы представить этот вопрос в рамках данного пункта повестки дня. Я могу это сделать сейчас, а могу и после выступления наблюдателей. Как вы хотите?

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ: Нет, как вы хотите. Если хотите, то выступайте сейчас.

Г-н КАССАПОГЛУ (Греция) [синхронный перевод с французского/английского]: Но я не Людовик XIV, который должен всегда следовать своим пожеланиям. Во всяком случае, я могу приступить к своему сообщению прямо сейчас.

Г-н Председатель, как вы помните, в прошлом году мы решили созвать небольшую группу правительственных экспертов, то есть эксперты назначаются правительствами, для того чтобы составить доклад с комментариями по существу рекомендаций Всемирной комиссии по этике науки и техники ЮНЕСКО (КОМЭСТ), которую нам представляли два года назад на нашем форуме.

К сожалению, эта группа экспертов не включает так много представителей. Наверное, возникло недоразумение по поводу представительства в этой группе, поскольку мы не запросили соответствующие правительства назначить экспертов в широком смысле, то есть специалистов, которые занимаются этими вопросами. Во всяком случае, группа хотя и малочисленная, но работала больше года, собирая информацию и вклады правительственных экспертов плюс информацию от специализированных учреждений и научных организаций.

К сожалению, мы не получили вклада от Европейского центра космического права, и я хочу этот вопрос выделить, обратившись к президенту этого Центра г-ну Лафферандри. Он нам очень помог и своими идеями, и своими замечаниями, и мы смогли прийти к определенным выводам. Я хочу официально его поблагодарить. Я думаю, что мое мнение разделяется всеми коллегами.

Что касается доклада, то мы получили официальный документ А/АС.105/С.2/L.240 – это записка секретариата с приложением. Приложение представляет собой доклад, в который входят две главы, I и II. Сначала идет введение – это история вопроса, а потом наши соображения, которые изложены в главе II под названием "Этические принципы нынешней и будущей деятельности в космическом пространстве".

По достаточно очевидным причинам я хотел бы сформулировать одно замечание к главе II этого документа. В тексте были редакционные недочеты. Я попрошу секретариат заменить этот текст. Очень хотелось бы, чтобы данный раздел был заменен на текст из документа, который только что распространялся в зале (речь идет о документе зала заседаний A/AC.105/C.2/2003/СRP.8), где фигурирует аутентичный текст нашего доклада. Конечно, текст на английском языке. Я приложил большие усилия и подготовил этот текст на английском языке, но, к сожалению, мы не успели перевести его на пять остальных официальных языков Организации Объединенных Наций. Тем не менее я предпочел бы именно такой ход действий, не говоря уже о стоимости переиздания документа за индексом А/АС.105/С.2/L.240/Rev.1. Поэтому я через вас, г-н Председатель, обращаюсь ко всем коллегам с просьбой сконцентрироваться на тексте документа A/AC.105/C.2/2003/СRP.8, а переводчиков, которых я хочу поприветствовать, попрошу сконцентрироваться также на этом тексте.

После такого представления документа я хотел бы добавить несколько слов. Что касается истории вопроса, то все изложено во введении. Что касается документа по существу, то тут есть три-четыре идеи, которые хотелось бы выделить. Во-первых, с вашего позволения я перейду на английский язык, сразу приношу свои извинения за грамматические и синтаксические ошибки, свойственные моему английскому. Но в конце концов я не сдаю экзамен на степень доктора – специалиста по Шекспиру.

Первая оценка рекомендаций КОМЭСТ привела к тому, что мы по-новому посмотрели на принципы, которые сохраняют свою ценность. В данном случае речь идет о проведении человеческой деятельности в исследовании и использовании космического пространства. После этого мы обсудили определения смысла этики и взаимосвязи с правом. Общепризнано, что любая национальная политика и человеческая деятельность должны исходить из этических соображений, которые потом превращаются в юридически обязательные писаные и неписаные правила и которые, в свою очередь, будут находиться под воздействием правил и норм. Мы пытались дать определение. Мы говорили, что этика – это предварительный императив для создания обязательств, создания норм и регулирования связанных с развитием новых видов деятельности.

После такого эссе вокруг попытки дать определение мы провели оценку нынешней ситуации, сказав, что мы располагаем очень важными правовыми инструментами в области международного права, регулирующими космическую деятельность. Они были дополнены декларациями принципов о прямом вещании, дистанционном зондировании, ядерных источниках энергии в космосе и о космических выгодах.

После этих замечаний мы говорили, что, к сожалению, рекомендации КОМЭСТ содержат определенный вакуум. Они не анализируют очень важные факты, не ставят под сомнение этические факты как в текстах договоров, так и в текстах рекомендаций. Кроме того, в работе КОМЭСТ не продемонстрированы достаточные знания о нынешних достижениях в работе Комитета и двух его подкомитетов, особенно в отношении работы Научно-технического подкомитета по космическому мусору, по ядерным источникам энергии, по борьбе со стихийными бедствиями, а также работы Юридического подкомитета по концепции "запускающее государство", по договоренности в сложном вопросе о ГСО, обзору и статусу пяти договоров Организации Объединенных Наций по космосу и т. д.

Видимо, уместно напомнить, что КОПУОС, созданный 46 лет назад на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций, был и остается не просто основоположником космического права, но и всемирным форумом, который идеально подходит для обсуждения вопросов международного сотрудничества в исследовании и использовании космического пространства.

После этого мы приводим ряд этических принципов, которые уже нашли свое претворение в обязательных правовых нормах основного договора и четырех других договоров. Мы отметили, что все эти положения дополняются специфическими соглашениями, а также принципами и декларациями, и это создает необыкновенный свод норм, обеспечивающих обмен знаниями на базе фундаментальных этических принципов. Особо выделю следующие вопросы:

экологическая защита планеты Земля;

вопрос об условиях жизни и работы астронавтов в космосе, особенно на борту Международной космической станции, и будущих поселениях на Луне и, возможно, на Марсе;

некоторые новые достижения, которые требуют более углубленного изучения отдельных видов деятельности, связанных с коммерциализацией и приватизацией космической деятельности, но не космоса, конечно, включая защиту прав интеллектуальной собственности, приобретенных или использованных в космическом пространстве;

защита астрономических наблюдений;

космический туризм и т. п.;

упрощенный и более дешевый доступ к научным или экологическим данным, включая архивированные данные, а также доступ к техническому инструментарию и учебной подготовке;

необходимость укреплять содействие космическому праву всяческими средствами, в том числе на международных и региональных симпозиумах по конкретным вопросам;

создание методов обучения для школ, университетов, имея в виду лучшее понимание космического права, смысла его существования и т. п. и что все это обеспечит более широкое присоединение государств к договорам о космосе.

Последний вопрос, который мы поднимаем, это вопрос о будущем КОПУОС. В свете соответствующих положений Конвенции ООН по морскому праву, может быть, на более поздних этапах стоило бы создавать своего рода верховный орган по космической деятельности. Но если международное сообщество поддержит такую цель, то можно будет подумать о путях ее достижения. Роль КОПУОС следует укреплять не только как хранителя пяти договоров Организации Объединенных Наций, но и как органа, специализированного на космическом праве, на его понимании и разработке. Следует укреплять диалог со всеми правительственными и неправительственными учреждениями, другими специализированными учреждениями Организации Объединенных Наций и международными органами, включая ЮНЕСКО, МСЭ,
ВОИС, ЮНИДРУА и т. д., а также с частным сектором и гражданским обществом.

Сейчас этот диалог идет вяло, его нужно активизировать. Научные и учебные мероприятия по самым разным темам могли бы решить эту задачу. Очень хороший пример – это межведомственные встречи на высшем уровне. Поступательное развитие международного права должно, конечно, опираться и на работу КОПУОС.

В заключение хотел бы сказать, что группа экспертов рекомендует продолжить и уплотнить контакты между КОПУОС и ЮНЕСКО для подготовки последнего документа в области космического права, который назначено внести на предстоящую Генеральную конференцию. И наконец, группа экспертов выражает признательность г-ну Габриэлю Лафферандри, президенту Европейского центра космического права, за его личное и научное участие, за обеспечение успеха работы, разумеется, при конструктивном содействии Управления Организации Объединенных Наций по космосу и лично г-жи Родригес, а также другим коллегам из научно-технического отдела ЮНЕСКО. Благодарю вас.

  1   2   3   4

Похожие:

Организация Объединенных Наций copuos/legal/T. 680 Комитет по использованию Неотредактированная стенограмма iconОрганизация Объединенных Наций copuos/T. 526 Комитет по использованию Неотредактированная стенограмма
Председатель [синхронный перевод с английского]: Доброе утро, уважаемые делегаты. Объявляю открытым 526-е заседание Комитета по использованию...
Организация Объединенных Наций copuos/legal/T. 680 Комитет по использованию Неотредактированная стенограмма iconОрганизация Объединенных Наций copuos/T. 521 Комитет по использованию Неотредактированная стенограмма
Председатель [синхронный перевод с английского]: Добрый день, уважаемые делегаты. Я объявляю открытым 521-е заседание Комитета по...
Организация Объединенных Наций copuos/legal/T. 680 Комитет по использованию Неотредактированная стенограмма iconОрганизация объединенных наций
Экономического и Социального Совета и других органов и конференций Организации Объединенных Наций
Организация Объединенных Наций copuos/legal/T. 680 Комитет по использованию Неотредактированная стенограмма iconОрганизация объединенных наций
Кроме того, Отдел торговли Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (еэк оон) поддерживает самые тесные...
Организация Объединенных Наций copuos/legal/T. 680 Комитет по использованию Неотредактированная стенограмма iconОрганизация Объединенных Наций, Нью-Йорк, 30 апреля 2013 года
Премией Организации Объединенных Наций в области и народонаселения в 2013 году награждены Центр при университете Аль-Азхар и врач...
Организация Объединенных Наций copuos/legal/T. 680 Комитет по использованию Неотредактированная стенограмма iconПлан введение глава организация объединенных наций. Как универсальная международная организация
Организация объединенных наций. Как универсальная международная организация
Организация Объединенных Наций copuos/legal/T. 680 Комитет по использованию Неотредактированная стенограмма iconО региональном семинаре «Развитие национальных систем статистики туризма: проблемы и опыт их решения»
Статистическим отделом Организации Объединенных Наций в сотрудничестве со Всемирной туристской организацией Объединенных наций, Межгосударственным...
Организация Объединенных Наций copuos/legal/T. 680 Комитет по использованию Неотредактированная стенограмма iconЗаключение
Организация объединенных наций. Как международная организация
Организация Объединенных Наций copuos/legal/T. 680 Комитет по использованию Неотредактированная стенограмма iconИсполнительный совет Программы развития Организации Объединенных Наций, Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения и Управления Организации Объединенных Наций по обслуживанию проектов Distr.: General
Исполнительный совет Программы развития Организации Объединенных Наций, Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения...
Организация Объединенных Наций copuos/legal/T. 680 Комитет по использованию Неотредактированная стенограмма iconОрганизация объединенных наций

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница