Программа по технологии рассчитана на 6 часов в неделю для 5-6 классов (204 часа для 5 класса, 204 часа для 6 класса), на 8 часов для 7-9 классов (272 часа для 7 класса, 272 часа для 8 класса и 272 часа для 9 класса).




Скачать 37,87 Kb.
НазваниеПрограмма по технологии рассчитана на 6 часов в неделю для 5-6 классов (204 часа для 5 класса, 204 часа для 6 класса), на 8 часов для 7-9 классов (272 часа для 7 класса, 272 часа для 8 класса и 272 часа для 9 класса).
страница1/6
Дата04.02.2016
Размер37,87 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6
Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат

«Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»


РАССМОТРЕНО

на заседании МО

Протокол № _____

от «___» __________2012 г.


/Емельянова И.П./

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

школы-интерната по МР

___________ /Ничкова Т.А./

«___» ____________2012 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы-интерната

_________ /Толстикова Г.Л./

«___» ____________2012 г.



Рабочая программа

специальных (коррекционных) классов VIII вида

по трудовому обучению

5-9 классы


учителя технологии

Ничкова Николая Викторовича


с. Панаевск, 2012

Пояснительная записка


Данная рабочая программа составлена на основе:

  1. Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ;

  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Профессионально-трудовое обучение 5-9 класс /Под.ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011 г.

  3. Учебников:

  • Технология. 5 класс./Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Просвещение, 2009 Допущено Министерством образования и науки РФ

  • Технология. 6 класс./Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Издательский центр «Ванта-Граф», 2009 Допущено Министерством образования и науки РФ

  • Технология. 7 класс./Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Издательский центр «Ванта-Граф», 2009 Допущено Министерством образования и науки РФ

  • Технология. 8 класс./Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Издательский центр «Ванта-Граф», 2009 Допущено Министерством образования и науки РФ

  • Технология. 9 класс./Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Издательский центр «Ванта-Граф», 2009 Допущено Министерством образования и науки РФ

В программе по трудовому обучению для старших классов структурно выделяются два раздела:

  1. Столярное дело (1 полугодие);

  2. Слесарное дело (2 полугодие).

Программа по технологии рассчитана на 6 часов в неделю для 5-6 классов (204 часа для 5 класса, 204 часа для 6 класса), на 8 часов – для 7-9 классов (272 часа для 7 класса, 272 часа для 8 класса и 272 часа для 9 класса).


Рабочая программа по технологии в специальных (коррекционных) классах имеет профориентационную направленность. Ее основными направлениями служат повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности. Последнее предполагает формирование у учащихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений. Развитие умений происходит путем планомерного сокращения помощи учащимся в умственных и перцептивных (воспринимающих) действиях.

Во взаимообусловленном решении этих задач строится содержательная часть программы. В отношении ориентировочных действий она состоит в демонстрации и объяснении конечного результата труда, а так же условий работы (применяемых орудий, материалов, наглядных пособий). Развернутая помощь в планировании заключается в групповом обсуждении предстоящей работы и в практическом показе учителем последовательности ее выполнения, в применении демонстрационных технологических карт, составлении индивидуальных технологических карт. Карты используются и при обсуждении плана работы и во время самой работы учащихся. Результативность самоконтроля обеспечивается за счет полноты и точности сформированного у учащихся образа конечного и промежуточных результатов работы, а также за счет формирования контрольно-измерительных умений и привычки к выполнению контрольных действий.

Основные пути повышения качества работы учащихся заключаются в следующем:

  1. Создание психологической установки на изготовление изделий, отвечающих техническим требованиям и имеющих товарный вид.

  2. Обучение нормативно одобренным приемам труда и применение в работе эффективной технологии.

  3. Достаточный уровень технического материального обеспечения труда учащихся.



Общая характеристика учебного курса


Рабочая программа рассчитана на профориентацию учащихся коррекционных классов VIII вида.

Цель программы — подготовить школьников к поступлению в ПТУ соответствующего типа и профиля.

Программа включает теоретические и практические занятия. Предусматриваются лабораторные работы и упражнения.

При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.

Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках черчения, естествознания, истории и др. предметам.

В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, опиливанием, строганием, сверлением, скреплением деталей в изделия и украшением их. Приобретают навыки владения столярными и слесарными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Некоторые из инструментов и приспособлений изготавливают сами. Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках, применять лаки, клеи, краски, красители. Составление и чтение чертежей, планирование последовательности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей и чужой работы также входят в программу обучения.

Изучение тем токарного дела начинается с теоретических занятий и ознакомительных упражнений.

Большое внимание уделяется технике безопасности. Затронуто эстетическое воспитание (тема «Художественная отделка столярного изделия»). Все это способствует физическому и интеллектуальному развитию подростков с нарушениями интеллектуального развития.


Описание места учебного курса в учебном плане

Учебный предмет «Технология» - включен в обязательную предметную область.

Согласно базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ всего на изучение предмета выделяется 6 часов в неделю для 5-6 классов (204 часа для 5 класса, 204 час для 6 класса), на 8 часов – для 7-9 классов (272 часа для 7 класса, 272 часа для 8 класса и 272 часа для 9 класса).


Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса

К концу 9 класса по разделу «Столярное дело» учащиеся должны обладать такими теоретическими знаниями:

Материаловедение:

  1. Дерево: основные части (крона, ствол, корень).

  2. Хвойные (сосна, ель, пихта, лиственница, кедр), лиственные (дуб, ясень, бук, клен, вяз, береза, осина, ольха, липа, тополь), породы.

    1. Технические характеристики каждой группы пород: твердость, прочность, обрабатываемость режущим инструментом.

  3. Древесина: использование, заготовка, разделка, транспортировка.

    1. Бревна, кряжи, чураки. Хранение круглых лесоматериалов.

    2. Стойкость пород древесины к поражению насекомыми, грибами, гнилями, а также к растрескиванию. Защита древесины от гниения с помощью химикатов.

    3. Вредное воздействие средств для пропитки древесины на организм человека.

    4. Способы распиловки бревен.

  4. Древесина: внешний вид, запах, микроструктура, влажность, усушка и разбухание, плотность, электро- и теплопроводность.

    1. Основные механические свойства (прочность на сжатие с торца и пласти, растяжение, изгиб и сдвиг);

    2. Основные технологические свойства (твердость, способность удерживать металлические крепления, износостойкость, сопротивление раскалыванию).

  5. Пиломатериалы: виды (брусья, доски, бруски, обапол, шпалы, рейки, дощечки, планки), назначение и характеристика основных видов, получение, хранение и обмер, стоимость.

    1. Использование пиломатериала.

    2. Доска: виды (обрезная, необрезная), размеры (ширина, толщина).

    3. Брусок: виды (квадратный, прямоугольный), грани и ребра, их взаиморасположение (под прямым углом), торец.

  6. Дефекты и пороки древесины.

    1. Группы пороков древесины.

    2. Дефекты обработки и хранения.

Работа с технической документацией:

  1. Черчение: построение, нанесение размеров, отличие чертежа от технического рисунка.

  2. Рисунок детали изделия: назначение, выполнение, обозначение размеров.

  3. Чертеж: назначение (основной документ для выполнения изделия), виды линий: видимого контура, размерная, выносная.

    1. Чертеж детали в прямоугольных проекциях: главный вид, вид сверху, вид слева.

    2. Диагонали. Нахождение центра квадрата, прямоугольника проведением диагоналей.

    3. Понятие диаметр отверстия. Обозначение диаметра отверстия на чертеже.

  4. Технологическая карта: назначение.

Инструмент и оборудование:

  1. Столярные инструменты и приспособления: виды (измерительная линейка, столярный угольник, столярная ножовка, стусло и др.), устройство, правила пользования и назначение. Понятие припуск на обработку.

    1. Разметочный инструмент: материал, качество изготовления, точность.

      1. Ярунок: назначение, применение.

      2. Скоба и штангенциркуль. Устройство штангенциркуля. Использование нулевого деления нониуса (отсчет до целых миллиметров).

      3. Столярный рейсмус: виды, устройство, назначение, правила безопасной работы.

      4. Устройство и назначение зензубеля, фальцгобеля. Приемы разметки соединения деталей с профильными поверхностями. Правила безопасной работы зензубелем и фальцгобелем.

      5. Малка и транспортир, устройство, применение.

    2. Деревообрабатывающий инструмент: устройство и применение.

      1. Рашпиль, напильник, надфиль: применение, правила безопасной работы.

      2. Коловорот: устройство, применение, правила безопасной работы.

      3. Шурупы, отвертка: устройство, применение, правила безопасной работы.

      4. Рубанок: основные части, правила безопасного пользования, подготовка к работе.

      5. Шило граненое, буравчик: назначение, применение.

      6. Раззенковка, устройство и применение.

      7. Дрель ручная: применение, устройство, правила работы.

      8. Стамеска, долото: устройство, применение, размеры, правила безопасной работы. Названия элементов стамески и долота. Угол заточки (заострения). Виды абразивных материалов. Бруски для заточки и правки стамески и долота. Способы определения качества заточки. Правила безопасной работы при затачивании. Предупреждение неравномерного износа абразивного бруска.

      9. Ножовка, лучковая пила, пила выкружная (для криволинейного пиления). Пиление: виды (поперек и вдоль волокон), разница между операциями. Лучковая пила. Назначение, устройство, зубья для поперечного и продольного пиления, правила безопасной работы и переноски. Брак при пилении: меры предупреждения.

      10. Устройство фуганка и полуфуганка. Двойной нож: назначение, требования к заточке. Технические требования к точности выполнения деталей щитового изделия.

      11. Шерхебель: назначение, устройство, особенности заточки ножа, правила безопасной работы.

      12. Шпунтубель: устройство, применение, наладка.

      13. Инструменты для художественной отделки изделия: косяк, циркуль-резак, рейсмус-резак;

    3. Приспособления: устройство и применение.

      1. Тиски, струбцины, верстак. Устройство, применение и правила безопасности.

      2. Стальная щетка для очистки напильника.

  2. Станки: устройство, эксплуатация и правила безопасности.

    1. Сверлильный станок: устройство, назначение. Правила безопасности при работе. Зажимной патрон: назначение, устройство. Спиральное сверло с цилиндрическим хвостовиком: элементы. Диаметры. Инструменты для выполнения больших отверстий.

    2. Токарный станок по дереву СТДМ-120: устройство основных частей, название и назначение, правила безопасной работы. Токарные резцы для черновой обточки и чистового точения: устройство, применение, правила безопасного обращения. Токарный станок: управление, уход, неисправности и меры по предупреждению поломки. Правила безопасной работы.

      1. Резец: элементы, основные грани и углы при прямолинейном движении. Виды резания в зависимости от направления движения резца относительно волокон древесины (продольное, поперечное, торцевое). Движения резания и подачи. Влияние на процесс резания изменения основных углов резца.

    3. Электровыжигатель: устройство, действие, правила безопасности при выжигании.

Столярные операции:

  1. Понятие плоская поверхность. Миллиметр как основная мера длины в столярном деле. Виды брака при пилении. Правила безопасности при пилении и работе шкуркой.

  2. Понятия сквозное и несквозное отверстие.

  3. Широкая и узкая грани бруска, ребро бруска (доски). Длина, ширина, толщина бруска (доски): измерение, последовательность разметки при строгании. Общее представление о строении древесины: характере волокнистости и ее влияние на процесс строгания.

  4. Врезка как способ соединения деталей. Паз: назначение, ширина, глубина. Необходимость плотной подгонки соединений. Требования к качеству разметки.

  5. Гнездо как элемент столярного соединения. Виды (сквозное и глухое), размеры (длина, ширина, глубина). Столярное долото: назначение, устройство, сравнение со стамеской, определение качества, заточка, правила безопасного пользования. Прием долбления при ширине гнезда больше ширины долота.

  6. Шип: назначение, размеры (длина, ширина, толщина), элементы (боковые грани, заплечики).

  7. Применение соединения УК-1. Учет лицевых сторон деталей при разметке и сборке изделия. Условия прочности соединения. Чертеж и образец соединения УК-1. Правила безопасности при выполнении соединения.

  8. Соединения УС-3: применение, элементы (торцевая грань шипа, заплечики, боковые грани шипа, толщина, ширина, длина шипа; глубина, стенки проушины).

  9. Соединения УК-4: применение, конструктивные особенности. Анализ чертежа соединения.

  10. Угловые ящичное соединение. Виды: соединение на шип прямой открытый УЯ-1, соединение на шип «ласточкин хвост» открытый УЯ-2, конструкция, сходство и различие видов, применение.

  11. Зависимость прочности соединения от плотности подгонки деталей. Пилы для выполнения шиповых соединений. Значение лицевых сторон деталей при сборке изделия. Правила безопасности при обработке шипа и сборке соединения.

  12. Фугование: назначение, сравнение со строганием рубанком, приемы работы.

  13. Понятие шероховатость обработанной поверхности детали. Неровность поверхности: виды, причины, устранение. Последовательность строгания шерхебелем и рубанком. Зависимость чистоты пропила от величины и развода зуба пильного полотна. Ширина пропила.

  14. Выпуклая и вогнутая поверхности. Сопряжения поверхностей разной формы.

  15. Резьба по дереву: назначение, виды, материал, инструменты, геометрические узоры и рисунки. Правила безопасности при резьбе. Возможный брак при выполнении резьбы.



Содержание учебного курса

5 класс

Столярное дело (1 полугодие)

I четверть

Вводное занятие

Сообщение темы занятий на четверть. Уточнение правил поведения учащихся в мастерской. Правила безопасности в работе с инструментом.

Пиление столярной ножовкой

Изделие. Игрушечный строительный материал из брусков разного сечения и формы. Заготовки для последующих работ.

Теоретические сведения. Понятие плоская поверхность. Миллиметр как основная мера длины в столярном деле. Виды брака при пилении. Правила безопасности при пилении и работе шкуркой.

Столярные инструменты и приспособления: виды (измерительная линейка, столярный угольник, столярная ножовка, стусло), устройство, правила пользования и назначение. Понятие припуск на обработку.

Материалы для изделия: шлифовальная шкурка, водные краски.

Умение. Работа столярной ножовкой. Разметка длины деталей с помощью линейки и угольника. Пиление поперек волокон в стусле. Шлифование торцов деталей шкуркой. Шлифование в «пакете». Пиление под углом в стусле. Контроль за правильностью размеров и формы детали с помощью линейки и угольника.

Практические работы. Пиление брусков, выстроганных по толщине и ширине. Окрашивание изделий кисточкой.

Промышленная заготовка древесины

Теоретические сведения. Дерево: основные части (крона, ствол, корень), породы (хвойные, лиственные). Древесина: использование, заготовка, разделка (бревна), транспортировка. Пиломатериал: виды, использование. Доска: виды (обрезная, необрезная), размеры (ширина, толщина). Брусок: виды (квадратный, прямоугольный), грани и ребра, их взаиморасположение (под прямым углом), торец.

Игрушки из древесного материала

Изделие. Игрушечная мебель: стол, стул, банкетка и др.

Теоретические сведения. Рисунок детали изделия: назначение, выполнение, обозначение размеров. Шило, назначение, пользование, правила безопасной работы.

Умение. Работа шилом. Изображение детали (технический рисунок).

Практические работы. Разметка деталей из выстроганных по толщине и ширине брусков, реек и нарезанных по ширине полосок фанеры. Одновременная заготовка одинаковых деталей. Пиление полосок фанеры в приспособлении. Подготовка отверстий для установки гвоздей с помощью шила. Сборка и контроль изделий.

Самостоятельная работа

Игрушечный шкафчик.

Сверление отверстий на станке

Изделие. Подставка для карандашей, кисточек из прямоугольного бруска, выстроганного по ширине и толщине (основание — из фанеры или дощечки).

Теоретические сведения. Понятия сквозное и несквозное отверстие. Настольный, сверл ильный станок: назначение и основные части. Сверла: виды (спиральное, перовое), назначение. Правила безопасной работы на настольном сверлильном станке.

Умение. Работа на настольном сверлильном станке.

Практические работы. Разметка параллельных (одинаково удаленных друг от друга) линий по линейке и угольнику. Крепление сверла в патроне сверлильного станка. Работа на сверлильном станке с применением страховочного упора. Сверление несквозных отверстий по меловой отметке на сверле или с муфтой. Контроль глубины сверления.

Игрушки из древесины и других материалов

Изделия. Модели корабля, гусеничного трактора, грузового автомобиля.

Теоретические сведения. Рашпиль, напильник драчевый, коловорот: устройство, применение, правила безопасной работы. Шурупы, отвертка: устройство, применение, правила безопасной работы.

Умение. Работа рашпилем, напильником, коловоротом, отверткой. Организовать работы на верстаке.

Наглядное пособие. Изображения (рисунки, фотографии) корабля, гусеничного трактора, грузовика.

Практические работы. Крепление заготовок в заднем зажиме верстака. Изготовление деталей. Обработка закругленных поверхностей рашпилем (драчевым напильником). Сборка изделия с помощью гвоздей, шурупов и клея.

Выжигание

Объекты работы. Картинка «Охотник». Ранее выполненное изделие (игрушечная мебель, подставка и др.).

Теоретические сведения. Электровыжигатель: устройство, действие, правила безопасности при выжигании. Правила безопасности при работе с лаком.

Умение. Работа электровыжигателем. Работа с лаком. Перевод рисунка на изделие.

Практические работы. Подготовка поверхности изделия к выжиганию. Перевод рисунка на изделие с помощью копировальной бумаги. Работа электровыжигателем. Раскраска рисунка. Нанесение лака на поверхность изделия.

Самостоятельная работа

По выбору учителя.

II четверть

Вводное занятие

Сообщение программы на II четверть. Соблюдение правил безопасности.

Пиление лучковой пилой

Изделие. Заготовка деталей для будущего изделия.

Теоретические сведения. Пиление: виды (поперек и вдоль волокон), разница между операциями. Лучковая пила. Назначение, устройство, зубья для поперечного и продольного пиления, правила безопасной работы и переноски. Брак при пилении: меры предупреждения.

Умение. Работа лучковой пилой.

Практические работы. Подготовка рабочего места. Разметка заготовки по заданным размерам. Подготовка лучковой пилы к работе. Крепление заготовки в заднем зажиме верстака. Пиление поперек и вдоль волокон. Контроль правильности пропила угольником.

Строгание рубанком

Изделие. Заготовка деталей изделия.

Теоретические сведения. Широкая и узкая грани бруска, ребро бруска (доски). Длина, ширина, толщина бруска (доски): измерение, последовательность разметки при строгании. Общее представление о строении древесины: характере волокнистости и ее влияние на процесс строгания. Рубанок: основные части, правила безопасного пользования, подготовка к работе.

Умение. Работа рубанком.

Практические работы. Крепление черновой заготовки на верстаке. Строгание широкой и узкой граней с контролем линейкой и угольником. Разметка ширины и толщины заготовки с помощью линейки и карандаша. Проверка выполненной работы.

Соединение деталей с помощью шурупов

Изделие. Настенная полочка.

Теоретические сведения. Шило граненое, буравчик: назначение, применение. Шуруп, элементы, взаимодействие с древесиной. Раззенковка, устройство и применение.

Дрель ручная: применение, устройство, правила работы. Правила безопасности при работе шилом, отверткой и дрелью.

Чертеж: назначение (основной документ для выполнения изделия), виды линий: видимого контура, размерная, выносная.

Умение. Работа раззенковкой, буравчиком, ручной дрелью.

Упражнение. Сверление отверстий на отходах материалов ручной дрелью.

Практические работы. Осмотр заготовок. Подготовка отверстий под шурупы шилом и сверлением. Зенкование отверстий. Завинчивание шурупов. Проверка правильности сборки. Отделка изделия шлифовкой и лакированием.

Самостоятельная работа

Полочка для телефона.

Изготовление кухонной утвари

Изделия. Разделочная доска, кухонная лопаточка, ящик для хранения кухонного инструмента на занятиях по домоводству.

Теоретические сведения. Черчение: построение, нанесение размеров, отличие чертежа от технического рисунка. Древесина для изготовления кухонных инструментов и приспособлений. Выполняемое изделие: назначение, эстетические требования.

Умение. Выполнение чертежа, ориентировка в работе по чертежу.

Практические работы. Подбор материала и подготовка рабочего места. Черновая разметка заготовки по чертежу изделия. Строгание. Чистовая разметка и обработка заготовки. Отделка изделия. Проверка качества работы.

Соединение рейки с бруском врезкой

Изделие. Подставка из реек для цветов.

Теоретические сведения. Врезка как способ соединения деталей. Паз: назначение, ширина, глубина. Необходимость плотной подгонки соединений. Требования к качеству разметки.

Стамеска: устройство, применение, размеры, правила безопасной работы.

Умение. Работа стамеской. Пользование чертежом. Выполнение соединений врезкой.

Упражнения. Запиливание бруска на определенную глубину (до риски) внутрь от линии разметки. Удаление стамеской подрезанного материала. (Выполняется на материалоотходах.)

Практические работы. Строгание брусков и реек по чертежу. Одновременная разметка пазов на двух брусках. Выполнение пазов. Соединение и подгонка деталей. Предупреждение неисправимого брака.

Контрольная работа по разделу «Столярное дело»

Повторение пройденного

Настенная вешалка из реек.

Слесарное дело (2 полугодие)

III четверть

Вводное занятие

Задачи обучения и план работы на III четверть. Правила техники безопасности при работе в слесарной мастерской.

Работа с проволокой

Изделия. Цепь из мягкой проволоки, кольца (2-3 оборота). Простейшая головоломка. Модели куба и бруса. Отвертка.

Теоретические сведения. Алюминиевая и медная проволока, применение в изделиях, свойства (хорошо гнется, легко откусывается острогубцами (кусачками), не ржавеет). Стальная проволока: применение в изделиях; свойства (упруга, прочна, не ржавеет). Стоимость проволоки из разных металлов. Инструменты и приспособления: линейка металлическая, острогубцы, плоскогубцы, оправка для изгибания проволоки: устройство, назначение. Миллиметр как основная мера длины в слесарном деле. Правила хранения инструментов и материалов. Правила безопасности при работе с остро- и плоскогубцами. Правила поведения в слесарной мастерской.

Умение. Работа молотком, остро- и плоскогубцами, оправкой для сгибания проволоки.

Практические работы. Разметка длины заготовки по линейке. Откусывание проволоки острогубцами. Навивание спирали. Изгибание проволоки плоскогубцами. Правка алюминиевой и медной проволоки путем протаскивания вокруг гладкого стержня. Соединение концов проволоки скручиванием. Правка стальной проволоки молотком. Изгибание проволоки на оправке. Расплющивание и опиливание концов заготовки для отвертки.

Работа с жестью

Изделие. Коробочка квадратной формы. Коробочка с бортами, клапанами и отогнутыми кромками.

Теоретические сведения. Черная и белая жесть: применение, свойства (режется ножницами, сгибается; белая жесть, кроме того, не ржавеет). Инструменты и приспособления: чертилка, ручные ножницы по металлу, киянка, напильник плоский личной, тиски слесарные (губки, рукоятка). Правила безопасности при разметке и резании тонкого листового металла. Технические требования к качеству изделий.

Умение. Ориентировка по образцу и чертежу изделия.

Практические работы. Изготовление коробочки. Разметка развертки коробочки по чертежу на прямоугольной заготовке. Сгибание бортов на оправке (длина оправки соответствует стороне коробочки). Притупление острых кромок личным напильником. Разметка коробочки с бортами по шаблону.

Самостоятельная работа

Подвеска для картин и плакатов на картонной основе. (Состоит из согнутой вдвое прямоугольной жестяной пластины и проволочного кольца. Разметка развертки пластины по чертежу. Ориентировка в задании — по образцу, увеличенному макету и рисунку изделия.)

Разметка и обработка детали прямоугольной формы по заданным размерам

Изделия. Пластины прямоугольной формы толщиной 1,5 мм (подкладки под резцы к токарному станку). Предохранительные (накладные) губки из стали толщиной 1,5 мм к тискам (развертка выполняется в виде прямоугольника 100 х 60 мм со срезанными углами).

Дополнительное изделие. Молоточек детский с одним скосом и круглым отверстием (выполняется из стали квадратного профиля 16 х 16 мм).

Теоретические сведения. Назначение разметки. Чертеж и технический рисунок детали. Понятие припуск на обработку и базовая кромка. Разметка: инструмент (измерительная линейка, чертилка, кернер, разметочный молоток, угольник с полкой, разметочная плита), последовательность, правила безопасности. Опиливание: назначение, типичные ошибки (горб, завал, выемка, перекос), правила безопасности. Держание напильника, рабочая поза, организация движений. Высота опиливаемой поверхности от уровня губок тисков. Плоский напильник: виды (драчевый, личной), устройство, правила бережного обращения. Поверочная линейка и угольник, устройство, применение.

Умение. Разметка детали, работа плоским напильником.

Разметка детали по линейке от базовой кромки и от вспомогательной риски. Прочерчивание параллельных рисок с помощью угольника с полкой. Последовательная разметка прямоугольника. Кернение рисок.

Организация рабочего места для опиливания. Проверка правильности установки тисков по росту работающего. Закрепление детали в тисках. Опиливание с контролем по разметке, линейке и угольнику. Притупление острых углов деталей. Контроль опиленной кромки линейкой на просвет. Применение накладных губок тисков.

Упражнения. Разметка детали по линейке. Прочерчивание рисок. Опиливание деревянных брусков, ограниченных металлическими пластинками, и металлических брусков. При возможности использование приспособления для обучения опиливанию (зеркало на торце напильника или контрольные валики).

Практические работы. Организация рабочего места для разметки. Определение пригодности заготовки: выявление дефектов, установление размеров. Подготовка поверхности заготовки для разметки.

Отделка изделия личным напильником и шлифовальной шкуркой

Объекты работы. Ранее выполненные изделия.

Теоретические сведения. Назначение отделки деталей. Особенности работы личным и драчевым напильниками. Причина и следствие забивания насечки плоского напильника стружкой. Шлифовальная шкурка: назначение, виды (по зернистости и типу абразивного зерна), правила безопасной работы. Разница в качестве обработки поверхности детали личным напильником и шлифовальной шкуркой. Стальные щетки для чистки напильника. Правила безопасности при работе напильником.

Умение. Работа шлифовальной шкуркой.

Практические работы. Крепление детали в тисках с накладными губками, на деревянном бруске для отделки. Отделка личным напильником плоских поверхностей. Очистка насечки личного напильника. Шлифовка шкуркой, закрепленной на деревянном бруске.

Практическое повторение

Виды работы. Изготовление из листовой стали толщиной 3 мм клиньев крепежных для молотков, клина для удаления сверла из шпинделя сверлильного станка (разметка по шаблону).

Самостоятельная работа

Изготовление костылей стенных.

IV четверть

Вводное занятие

План работы на IV четверть. Правила техники безопасности.

Опиливание плоской детали выпуклой и вогнутой формы с разметкой по шаблону

Изделия. Вешалка (основание с отверстиями выполняется вместе с крючком вешалки из стали толщиной 2-2,5 мм. После отделки поверхности крючок загибают в приспособлении). Детали к металлоконструктору.

Теоретические сведения. Выпуклая и вогнутая формы кромки детали. Разметочные шаблоны. Приспособления для крепления шаблона на заготовке: ручные тиски, струбцина. Понятие об исправимом и неисправимом дефектах изготовления.

Упражнения. Проведение рисок по криволинейному шаблону детали. Накернивание контура, имеющего закругленные участки. Закругление выпуклого контура поперечным и продольным опиливанием.

Практические работы. Определение пригодности заготовки. Выбор места крепления шаблона на заготовку с учетом экономного расходования материала. Приемы крепления шаблона к заготовке. Проведение риски по шаблону. Разметка центров отверстий. Выбор напильника, соответствующего профилю скругления. Обработка выпуклых частей детали поперечным и продольным опиливанием. Наведение продольного штриха на кромке детали. Опиливание вогнутого профиля. Притупление острых углов на вогнутых и выпуклых участках.

Сверление

Объекты работы. Ранее выполненные изделия.

Теоретические сведения. Назначение операции сверления. Основные части настольного сверлильного станка. Основные элементы спирального сверла, рабочая часть и хвостик. Типичные причины поломки сверла при работе. Правила безопасности при сверлении. Машинные (станочные) тиски. Устройство, приемы закрепления детали. Правила уборки сверлильного станка.

Умение. Работа на сверлильном станке.

Практические работы. Установка сверлильного патрона в шпинделе станка, закрепление сверла в патроне и плоской детали в машинных тисках. Сверление детали, закрепленной в ручных тисках. Проверка сверления. Удаление сверлильного патрона из шпинделя станка. Сверление сквозного отверстия в детали, закрепленной в машинных тисках. Уборка станка и приспособлений после работы.

Соединение деталей заклепками с потайными головками

Изделия. Вешалка-кронштейн (основание — пластинка из стали толщиной 3 мм, стержень из стали толщиной 8 мм). Подставка для горячей посуды из полос. Ручка столярной детской ножовки по дереву (две дюралюминиевые пластины, соединенные заклепками).

Дополнительное изделие. Подставка для утюга (выполняется из полос, имеет форму подошвы утюга).

Теоретические сведения. Свойство металла («пластичность»).

Клепка: назначение, применение, инструменты, способы, последовательность операций, виды брака, правила безопасности при выполнении. Виды заклепки (с потайной и полукруглой головками). Зависимость прочности заклепочного соединения от качества заклепки.

Умение. Соединение деталей с помощью клепки.

Практические работы. Подбор инструментов для клепки. Зенкование отверстий для головок заклепки. Закрепление заготовок в тисках. Осадка. Расклепывание.

Практическое повторение

Виды работы. Обработка планки для крепления тележки у модели автомобиля. (Концы планок шириной 18-20 мм из стали толщиной 2 мм закругляют, сверлят отверстия для оси колесной пары и загибают под прямым углом.) Изготовление ушка для висячего замка с вогнутыми сторонами (разметка по шаблону, одновременное опиливание пары изделий).

Самостоятельная работа

Изготовление шайбы из листовой стали толщиной 3 мм. Наружный диаметр 28-30 мм, внутренний — 10-12 мм. Разметка по шаблону. Ориентировка в задании по чертежу и образцу.

Работа с тонколистовым металлом

Изделия. Крепежные угольники. Поддон для цветочных горшков. Подсвечник из металлических полос.

Теоретические сведения. Кровельная сталь: виды (черная, оцинкованная), свойства, применение. Жесть: виды (черная, белая), свойства, применение. Способы предохранения листовой стали от ржавления. Ножницы для разрезания металла: виды, назначение, приемы работы, наладка, заточка, правила безопасности. Деревянный молоток (киянка): назначение (обработка кровельной стали и жести), приемы работы, виды брака при работе с кровельной сталью и жестью. Правила безопасной работы с тонким листовым металлом. Окраска металла эмалью: назначение, инструменты, приемы, техника безопасности.

Умение. Работа слесарными ножницами, киянкой, окраска металла.

Упражнения. Правка кровельной стали (размер листа постепенно увеличивают до 500х500 мм). Резание металла по прямым линиям (ножницы закрепляются в тисках). Резание металла по кривой. Загибание кромок. Определение правильной наладки и заточки ножниц.

Практические работы. Правка тонкого листового металла киянкой на плите. Разметка развертки от кромки или вспомогательной риски. Пометка линий разреза. Последовательное вырезание развертки изделия ручными и стуловыми ножницами по прямым и кривым линиям. Загибание кромок углов коробочки. Окраска изделий эмалевой краской с помощью кисти.

Практическое повторение

Изделие. Уголок оконный.

Правка и гибка металла

Изделия. Чертилка (гибка кольца в приспособлении). Крючок для бытовой вешалки (плечиков) или для удаления металлической стружки. Скобы П-образные и полукруглые (гибка в тисках на оправках; материал: проволока и полоса). Ручка оконная. Зубило.

Дополнительное изделие. Рамка садовой ножовки из полосы сечением 30х4 мм.

Теоретические сведения. Понятие упругость металла. Виды изгиба полосового металла: по плоскости, по узкой грани, винтовой. Инструменты и приспособления длягибки и правки металла: молоток с незакаленным бойком, киянка, наковальня, плита, ручной пресс, призмы, оправки. Правила безопасной работы при правке и гибке.

Практические работы. Правка толстой проволоки и прутков на плите. Проверка правки на глаз. Правка полосового металла, изогнутого по плоскости на плите. Правка пластинки шириной до 150х200 мм из листового металла толщиной 1,5-2,0 мм. Правка полосового металла с винтовым изгибом способом обратного разворота. Предотвращение дефектов при правке. Контроль правки по линейке и на глаз.

Выполнение канавки по месту сгиба. Сгибание кольца на стержне в приспособлении. Сгибание стальных скоб толщиной 1,5-2,0 мм на оправках, в тисках. Сгибание полос из стали толщиной до 5 мм и пластинок. Проверка правильности и контрольных размеров гибки по образцу и угольнику.

Практическое повторение.

Виды работы. Изготовление малки. Изготовление совка для мусора из кровельной стали.

Контрольная работа по разделу «Слесарное дело»

Изготовление угольников крепежных для столярных изделий из стали 2 мм (отрабатывается развертка 120х20 мм. После сверления отверстия пластины загибают в тисках под прямым углом). Изготовление молоточка детского с двумя скосами.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Программа по технологии рассчитана на 6 часов в неделю для 5-6 классов (204 часа для 5 класса, 204 часа для 6 класса), на 8 часов для 7-9 классов (272 часа для 7 класса, 272 часа для 8 класса и 272 часа для 9 класса). iconПояснительная записка рабочая программа учителя по курсу окружающий мир для учащихся 2-го класса рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели)
Рабочая программа учителя по курсу окружающий мир для учащихся 2-го класса рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели)...
Программа по технологии рассчитана на 6 часов в неделю для 5-6 классов (204 часа для 5 класса, 204 часа для 6 класса), на 8 часов для 7-9 классов (272 часа для 7 класса, 272 часа для 8 класса и 272 часа для 9 класса). iconОбразовательная программа муниципального казенного общеобразовательного учреждения
СанПиНом 4 1178-02 и составляет по классам: при пятидневной неделе- 1 класс – 20 часов, 2 класс – 22 часа, 3 класс – 22 часа, 4 класс...
Программа по технологии рассчитана на 6 часов в неделю для 5-6 классов (204 часа для 5 класса, 204 часа для 6 класса), на 8 часов для 7-9 классов (272 часа для 7 класса, 272 часа для 8 класса и 272 часа для 9 класса). iconРабочая программа рассчитана на 102 часа в год ( 3 часа в неделю)
Данная рабочая учебная программа для обучающихся 11 класса разработана на основе примерной программы по литературе среднего (полного)...
Программа по технологии рассчитана на 6 часов в неделю для 5-6 классов (204 часа для 5 класса, 204 часа для 6 класса), на 8 часов для 7-9 классов (272 часа для 7 класса, 272 часа для 8 класса и 272 часа для 9 класса). iconРабочая программа по химии (базовый уровень) 11 класс
Настоящая программа по химии составлена для учащихся 11 класса на базовом уровне в объеме 66 часов (2 часа в неделю)
Программа по технологии рассчитана на 6 часов в неделю для 5-6 классов (204 часа для 5 класса, 204 часа для 6 класса), на 8 часов для 7-9 классов (272 часа для 7 класса, 272 часа для 8 класса и 272 часа для 9 класса). iconМагистерская программа «Демография» Программа дисциплины «Здоровье и смертность: современные тенденции и их исследования» для направления 521200 «Социология»
Продолжительность курса составляет 86 аудиторных учебных часа (14 недель), в том числе: 60 часов лекционных занятий, 20 часов семинарских...
Программа по технологии рассчитана на 6 часов в неделю для 5-6 классов (204 часа для 5 класса, 204 часа для 6 класса), на 8 часов для 7-9 классов (272 часа для 7 класса, 272 часа для 8 класса и 272 часа для 9 класса). iconРабочая программа по математике для учащихся 7 класса Количество часов -204 часа
Учебники: Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова. Алгебра 7 класс, Просвещение
Программа по технологии рассчитана на 6 часов в неделю для 5-6 классов (204 часа для 5 класса, 204 часа для 6 класса), на 8 часов для 7-9 классов (272 часа для 7 класса, 272 часа для 8 класса и 272 часа для 9 класса). iconРабочая программа по истории 8 класса
А. Я. Юдовской, Л. М. Ванюшкиной «Новая история. 7 – 8 классы.» (М.: Просвещение, 2009), авторской программы А. А. Данилова, Л. Г....
Программа по технологии рассчитана на 6 часов в неделю для 5-6 классов (204 часа для 5 класса, 204 часа для 6 класса), на 8 часов для 7-9 классов (272 часа для 7 класса, 272 часа для 8 класса и 272 часа для 9 класса). iconПрограмма кружка «Юный эколог»
...
Программа по технологии рассчитана на 6 часов в неделю для 5-6 классов (204 часа для 5 класса, 204 часа для 6 класса), на 8 часов для 7-9 классов (272 часа для 7 класса, 272 часа для 8 класса и 272 часа для 9 класса). iconРабочая программа внеурочной деятельности «Юный краевед»
Программа кружка по краеведению «Калужский край» рассчитана на 68 часов 2 часа в неделю, для учащихся 8-11 классов
Программа по технологии рассчитана на 6 часов в неделю для 5-6 классов (204 часа для 5 класса, 204 часа для 6 класса), на 8 часов для 7-9 классов (272 часа для 7 класса, 272 часа для 8 класса и 272 часа для 9 класса). iconКалендарно тематическое планирование по предмету «обж» на первом курсе (специальность «Начальные классы») в 2012 13 учебном году
Количество часов в неделю: 2 часа в неделю в первом полугодии и 2 часа в неделю во втором полугодии. 2
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница