Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Философия»




НазваниеУчебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Философия»
страница1/7
Дата04.02.2016
Размер9,86 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7


ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ и ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН


Хмель И.В.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


«ФИЛОСОФИЯ»


для студентов заочного отделения всех специальностей


РОСТОВ-НА-ДОНУ

2010


Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Философия» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Финансы и кредит».

Учебно-методический комплекс включает учебную программу курса, планы проведения семинарских занятий, список основной и дополнительной рекомендуемой литературы, краткий план лекций, перечень тем для рефератов.

Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой Гуманитарных и Государственно-правовых дисциплин Института управления, бизнеса и права, протокол № 3 от 19.02.2010 года и рекомендован к печати Учебно-Методическим советом образовательного проекта «Юриспруденция», протокол №2, от 2 .11.2010


Составитель: к. ф.н. Хмель И.В.

Рецензент: д. ф.н. Тазаян А.Б.


СОДЕРЖАНИЕ


1. Рабочая программа

1.1 Цели и задачи изучения дисциплины

1.2.Формируемые компетенции ……………………………….

1.3. Содержание дисциплины

1.4 Учебно-тематический план дисциплины

1.5 Требования к уровню освоения программы

1.6 Учебно-тематическое обеспечение дисциплины

      1. 1.6.1 Перечень основной литературы;

      2. 1.6.2 Перечень дополнительной литературы

      3. 1.6.3 Ресурсы Интернет

2. Конспекты лекций………………………………………….

3. Практика

3.1. Планы проведения семинарских занятий………………………………..

4. План самостоятельной работы студентов.

5. Контрольные работы

5.1.Методические рекомендации по выполнению и оформлению контрольных работ

5.2 Перечень рекомендуемой литературы………………………

5.3 Темы контрольных работ…………………

6. Контроль

6.1 Тестовые задания

6.2.Примеры итоговых тестовых заданий

6.3 Примеры практических задач для оценки приобретенных студентов компетенций

7. Контактная информация преподавателя



  1. Рабочая программа


1.1 Цели и задачи изучения дисциплины

1.1.1 Цель курса

Развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности, усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм.

1.1.2 . Задачи курса

Курс представляет собой введение в философскую проблематику. Его основная задача - способствовать созданию у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем, а также формированию и развитию философского мировоззрения и мироощущения.

Освоение курса философии должно содействовать:

- выработке навыков непредвзятой, многомерной оценки философских и научных течений, направлений и школ;

- формированию способностей выявления экологического, космопланетарного аспекта изучаемых вопросов;

- развитию умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем;

- овладению приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.


1.2 Формируемые компетенции


а) иметь представление о своеобразии философии, ее месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека;

б) понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и современных противоречий существования человека в ней;

в) знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; понимать роль и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;

г) иметь представление о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни;

д) понимать роль науки в развитии цивилизации, во взаимодействии науки и техники, иметь представление о связанных с ними современных социальных и этических проблемах, понимать ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию.


1.3.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМА 1. Специфика философского знания



Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Структура философского знания. Философия как любовь к мудрости. Философия как мировоззрение. Типы мировоззрения. Компоненты в структуре мировоззрения. Философия и наука, общее и различие. Философия и искусство. Круг проблем философии. Философия в современной культуре. Предмет философии. История предмета философии. Метод и методология. Диалектика и метафизика


ТЕМА 2. Восточная философия.


Специфика восточного мировоззрения. Особенности восточной ментальности. Специфика китайской цивилизации.

Дао-де –цзин - учение о пути. Легизм. Монизм.

Личность Кунь-цзы. Конфуцианство как государственная религия Китая. Роль конфуцианства в политической и социальной жизни Китая.

Личность Будды. Учение Будды. 4 благородные истины. Основные понятия буддизма. Представления о мире и о роли человека. Философия хинаяны и махаяны


ТЕМА 3. Философия Нового времени и Просвещения.


Рациональность и протестантизм как основание новоевропейского стиля мышления. Научно-техническая революция. Характерные черты философии нового времени. Эмпиризм. Вера во всемогущество науки.

Философские взгляды Ф. Бэкона. Эмпиризм и «идолы познания».

Дуализм декартовской философии. Рассуждения о методе. Принцип сомнения и его место в познании. «Мыслю, следовательно, существую».

Агностицизм Беркли и Юма. Сенсуализм Локка. Гоббс о познании.


ТЕМА 4. Немецкая классическая философия.


Социально-исторические условия возникновения немецкой философии. Общая характеристика немецкой классической философии.

Этическая теория Канта и категорический императив. Критический метод Канта. Агностицизм. Учение о «вещи в себе». Проблема априорных и апостериорных знаний.

Диалектика Гегеля. Учение об абсолютной идее и ее саморазвитии. Диалектика и ее основные законы. Философия истории. Свобода и дух. Система и метод Гегеля. Противоречие между системой и методом.


ТЕМА 5. Европейский иррационализм 19-20 вв. Философия экзистенциализма и герменевтика.


Общая характеристика европейского иррационализма начала ХХ века. Особенности антропологической философии. Проблема ценности бытия и смыла жизни.

Волюнтаризм и антисциентизм А. Шопенгауэра. «Философия жизни» Ницше. Человек и сверхчеловек. Критика традиционного рационализма и онтологизма. Два начала бытия и культуры: дионисийское и апполоновское.

Интуитивизм А. Бергсона.

Зарождение экзистенциализма как философского направления. Человек в пограничной ситуации.

Герменевтика как искусство понимания и интерпретации. Основные представители: Гадамер, Хабермас, Шлейермахер. Герменевтический круг.


ТЕМА 6 . Проблема бытия в философии


Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Историко-философские представления о бытии. Бытие как чистая мысль: начало онтологии. Пространство и время. Социальное время.


ТЕМА 7. Религиозная картина мира


Религия как форма мировоззрения. Особенности религиозного сознания. Уровни религиозного сознания. Философия и религия – общее и различие. Христианская картина мира. Представление о Боге.

Религиозные представления о пространстве. Христианская иерархия сущего. Религиозные представление о времени. Время циклическое и линейное. Место человека в религиозных картинах мира.

Исторические формы религии. Вера и знание. Свобода совести.


ТЕМА 8. Философия науки


Понятие науки. Зарождение науки. Два уровня научного исследования – теоретический и эмпирический. Эксперимент как основа эмпирического исследования. Методы научного исследования (аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, описательный). Идеалы науки. Этика ученого. Философия и наука. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.


ТЕМА 9. Сознание как философская проблема


Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык.


1.4 Учебно-тематический план дисциплины.



Лекции Семинары

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Философия» iconУчебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Философия»
Учебно-методический комплекс включает учебную программу курса, планы проведения семинарских занятий, список основной и дополнительной...
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Философия» iconУчебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Философия»
Учебно-методический комплекс включает учебную программу курса, планы проведения семинарских занятий, список основной и дополнительной...
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Философия» iconУчебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Общая психология»
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Общая психология» (раздел «Внимание и память») разработан в соответствии с...
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Философия» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Философия права»
Учебно-методический комплекс включает учебную программу курса, учебно-тематический план, конспект лекций, планы проведения семинарских...
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Философия» iconУчебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Теория и практика психологического консультирования в бизнесе»
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Теория и практика психологического консультирования в бизнесе» разработан...
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Философия» iconУчебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Специальная психология»
Учебно-методический комплекс утвержден и рекомендован к печати на заседании кафедры «Психология» гуманитарного факультета иубиП 29...
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Философия» iconУчебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Физиология центральной нервной системы»
Комплекс включает учебно-тематический план изучения дисциплины, учебную программу курса, планы проведения семинарских занятий, структуру...
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Философия» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальностей экономического профиля «Государственное и муниципальное управление»
Результаты конкурса в номинации «Учебно-методический комплекс. Комплект учебно-методических материалов»
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Философия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «культурология» для студентов заочного отделения всех специальностей0503 ростов-на-дону
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине "Культурология" разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Философия» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «исследование операций»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Математическое программирование» разработан в соответствии с требованиями Государственного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница