Методическая разработка «Формирование норм словоупотребления в речи детей старшего дошкольного возраста»




Скачать 18,56 Kb.
НазваниеМетодическая разработка «Формирование норм словоупотребления в речи детей старшего дошкольного возраста»
страница1/6
Дата04.02.2016
Размер18,56 Kb.
ТипМетодическая разработка
  1   2   3   4   5   6


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 94

ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА


Методическая разработка


«Формирование норм словоупотребления в речи детей старшего дошкольного возраста»


Выполнила: воспитатель

Молянова Ольга Николаевна


Самара

2012


Содержание

Введение…………………………………………………………….………

3

Глава I Лингвометодические и психолого-педагогические основы формирования норм словоупотребления в речи детей дошкольного возраста……………………………………………………………………..



7

1.1 Характеристика ключевых понятий исследования…………………..

7

1.2 Психическое развитие детей дошкольного возраста…………………

14

1.3 Освоение словаря детьми старшего дошкольного возраста…………

21

1.4 Словарная работа в ДОУ……………………………………………….

25

1.5 Методы и приемы формирования норм словоупотребления………..

29

Выводы по I главе…………………………………………………………..

40

Глава II Опытно-экспериментальная работа……………………………..

42

2.1 Анализ программ воспитания и обучения детей……………………..

42

2.2 Констатирующий этап эксперимента…………………………………

45

2.3 Формирующий этап эксперимента……………………………………

58

2.4 Контрольный этап эксперимента……………………………………..

72

Выводы по II главе………………………………………………………….

78

Заключение………………………………………………………………….

80

Список литературы…………………………………………………………

83









Введение

Русский язык признаётся одним из самых богатых языков мира. Пользуясь его богатством, выразительными возможностями, говорящий и пишущий могут выбрать точные и нужные слова для ясной передачи мысли. Однако в любом языке действуют нормативные ограничения, правила, нарушение которых выводит за границы общепринятого литературного языка. Нормы позволяют сохранить литературный язык в целостности, самобытности, не позволяют ему разрушаться под воздействием жаргона, диалектов, просторечия.

Овладение нормами языка – сложный и длительный процесс, однако значительная часть языковых норм, за исключением орфографических и пунктуационных, усваивается еще в дошкольном возрасте, протекает в естественных условиях усвоения языка.

Аксиомно утверждение, что без овладения языком и родной речью невозможно обучение и развитие детей. Если ребенок слабо владеет языком, он не может свободно и ясно выражать свои мысли; мысль не получает четкого оформления, и наоборот, чем успешнее ребенок овладевает речью, её нормами, тем успешнее протекает его развитие. Действительно, ребенок с хорошо развитой речью, лексически точно строящий высказывания, легко вступает в общение, понятно выражает свои мысли, желания, чувства. Несформированность норм словоупотребления, т.е. лексическая неразвитость речи (семантическая неточность, бедность словаря и т.д.), наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка.

Правильность речи определяется по нескольким основаниям: правильность звукопроизношения, лексическая и грамматическая правильность. Исследователи детской речи (А.Н. Гвоздев, М.Р. Львов, М.С. Соловейчик, С.Н. Цейтлин и др.) отмечают значение лексической правильности речи для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе и успешной социализации в дальнейшем.

Известно, что особое значение лексическая правильность речи, в частности владение нормами словоупотребления, приобретает в старшем дошкольном возрасте и при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы называют лексическую бедность речи. Дети с размытыми семантическими представлениями о ряде слов с трудом усваивают учебный материал, не могут точно подобрать слова при ответе на вопрос. Нередко, несмотря на хорошие умственные способности, ребенок, в связи с неразвитостью лексической стороны речи, отстает в овладении словарем, грамматическим строем речи и в последующие годы.

Дошкольное детство – важный этап в становлении личности ребенка, период активного усвоения устной речи, развития всех её сторон. Формирование норм – одна из важных задач развития речи в детском саду, поскольку именно дошкольный возраст является сензитивным для её решения.

Этот факт делает задачу формирования норм, в частности норм словоупотребления, в речи дошкольников особенно актуальной и значимой: если ребенок не усвоил правильную разговорную речь в дошкольном возрасте, то на базе неточного употребления слов, неправильных их сочетаний разовьются орфографические ошибки и неточности в письменной речи. Е.И. Тихеева подчёркивает: «Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной» [69, 12].

Как показал анализ лингвометодической, психолого-педагогической литературы, наши наблюдения и опыт педагогической деятельности, в настоящее время остается недостаточно изученным вопрос об определении педагогических путей эффективного воздействия на процесс формирования норм литературного языка в речи дошкольников.

Таким образом, нами выявлено противоречие между необходимостью формирования норм словоупотребления в речи детей старшего дошкольного возраста, с одной стороны, и недостаточной разработанностью этого вопроса в практике дошкольного образования и воспитания, с другой. Разрешение данного противоречия определяет актуальность и практическую значимость настоящего исследования.

Объект исследования – речь детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – методы и приемы формирования норм словоупотребления в речи детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования – показать специфику использования методических приемов для формирования норм словоупотребления в речи дошкольников; разработать методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей.

В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были определены задачи:

  1. Охарактеризовать ключевые понятия исследования.

  2. Изучить особенности освоения словаря детьми дошкольного возраста и специфику словарной работы в детском саду.

  3. Выделить методы и приемы формирования норм словоупотребления в речи дошкольников.

  4. Выявить особенности психического развития детей дошкольного возраста.

  5. Разработать цикл занятий, направленных на формирование норм словоупотребления в речи дошкольников.

  6. Провести экспериментальное исследование и проанализировать его результаты.

В качестве рабочей гипотезы мною было выдвинуто предположение о том, что формирование норм словоупотребления в речи детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если применить разработанный нами цикл занятий с использованием имитационного, поискового, коммуникативного методов и приёмов, их реализующих.

В ходе исследования применялся комплекс методов, адекватных предмету исследования: анализ лингвистической, методической, психолого-педагогической литературы; наблюдение; беседы с педагогами и детьми; эксперимент; методы обработки научных результатов (качественный и количественный анализ).

Методологическая основа исследования:

  • труды лингвистов и психологов, рассматривающих речь детей в фило- и онтогенезе (Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.А. Леонтьев, С.Н. Цейтлин, Д.Б. Эльконин и др.);

  • методика развития речи детей дошкольного возраста (М.М. Алексеева, А.Г. Арушанова, А.М. Бородич, В.В. Гербова, А.С. Звегинцев, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова и др.);

  • исследования психологов в области психического развития детей дошкольного возраста (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, З.М. Истомина, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).

Практическая значимость настоящего исследования заключается в возможности применения методических приемов в рамках занятий, которые направлены на формирование норм словоупотребления в речи детей старшего дошкольного возраста, и разработке методических рекомендаций для педагогов и родителей.

Базой исследования послужил МБДОУ детский сад № 94 г.Самары. В эксперименте, который проводился с октября 2010 г. по апрель 2011 г., приняли участие 20 детей в возрасте 5 лет.


Глава I Лингвометодические и психолого-педагогические основы формирования норм словоупотребления в речи детей дошкольного возраста

1.1 Характеристика ключевых понятий исследования

Одним из доминирующих понятий моего исследования является понятие «нормы словоупотребления». Что понимают в отечественной лингвистической литературе под нормой литературного языка?

Литературно-языковую норму определяют как исторически и эстетически обусловленные средства языка, словарно-кодифицированные и социально принятые, обеспечивающие речевые потребности народа; она (наряду со стабильностью) исторически изменчива, и особенно это касается лексики, более тесно связанной с изменениями в материальной и духовной жизни людей, а потому проницаемой для разного рода экстралингвистических воздействий. Лексическая система, по мнению учёных-лингвистов, плохо поддаётся унификации и формализации, что затрудняет становление норм словоупотребления (в последние годы наряду с этим термином используется термин «лексические нормы»).

Под лексической нормой М.Р. Львов предлагает понимать, во-первых, точную закрепленность семантики слова: одного или нескольких значений (эта закрепленность зафиксирована в академических толковых словарях); во-вторых, учет исторических процессов в лексике и семантике: слова и значения устаревают, появляются новые. Издание новых толковых словарей и переиздание старых неизбежно отстают от указанных процессов, и в отдельных случаях понятие лексической нормы размывается. В-третьих, норму формируют лексико-семантические образования типа синонимических рядов, имеющих доминанту, и целое семейство стилистически маркированных лексических вариантов; омонимов и т.п. [37, 84].

Другими словами, нормы словоупотребления – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке [82, 449]; нормы, определяющие корпус словарного состава литературного языка и закономерности употребления слов и фразеологических единиц; относятся к нормам устной и письменной речи, требуют особого внимания со стороны адресата и адресанта.

Овладение нормами словоупотребления – процесс весьма длительный и сложный. Их соблюдение признается важнейшим условием правильности речи, точности, выразительности, богатства. Правильность речи как главное коммуникативное качество, возникающее на основе соотношения «речь–язык», предполагает соблюдение говорящим или пишущим норм литературного языка, базируется на твердом фундаменте норм, достаточно полно и последовательно отраженных в грамматиках, справочниках, словарях, учебных пособиях. «Правильность речи – её не единственное, но главное качество, потому что прежде всего правильностью речи обеспечиваются её взаимопонимаемость, её единство. Нет правильности – не могут «сработать» другие коммуникативные качества: точность, логичность, уместность и т.д.», - утверждает Б.Н. Головин [18,41]. Определение правильности речи можно считать общепризнанным в науке и достаточно чётким: правильность речи – это соответствие её языковой структуры действующим языковым нормам. Лексическая правильность речи – соответствие её языковой структуры лексическим (и фразеологическим) нормам русского литературного языка, предполагает (применительно к дошкольному возрасту) употребление в речи слов в соответствии с их значением и смыслом высказывания. Значит, лексически правильная речь – это речь, все слова в которой употреблены с учетом значения.

В области лексики первым правилом культуры речи является выбор точных, оригинальных слов; нельзя повторять одни и те же. Второе требование – уместность слова, коммуникативная целесообразность выбора, его соответствие уровню и интересам адресата, а также соответствие стилю. Коммуникативная целесообразность – сравнительно новое понятие, это требование прагматично, направлено на достижение оптимального контакта и взаимопонимания. В рамках второго требования отсекаются просторечные слова, жаргонизмы, диалектизмы, если их выбор не вызван третьим требованием – выразительностью, которая связана не только с выбором слова. Эта сторона речевого мастерства включает и отбор материала, и композицию текста, и образность, использование фигур и тропов, фразеологии и афоризмов.

Языковая культура в области словоупотребления, как отмечают лингвисты, предполагает правильный, а значит, успешный выбор слова. Условиями успешного выбора слов признаются: 1) богатство лексического запаса в речевой памяти человека; 2) постоянное пополнение словарного запаса, преобладание активизированного словаря над пассивным словарём; 3) натренированный механизм поиска слова, выбора и оценки выбранного слова; 4) критический самоанализ в итоге речи.

В контексте лексической нормы лингвисты В.П. Белянин [7], Б.Н. Головин [18], Т.А. Гридина [22], С.И. Ожегов [45], Д.Э. Розенталь [56] и др. нередко выделяют такие обязательные свойства лексемы (греч. лексис «слово, выражение, оборот речи»), как фонетическая выраженность, грамматическое оформление, семантическая валентность, т.е. наличие значения и способность слова сочетаться с другими словами. Отсюда вытекает важный методический вывод о необходимости овладения словом в единстве его лексического, грамматического значений и языковой формы (звуковой, морфологической) на основе активного использования в речи [56, 325]. Если говорить о нормах словоупотребления, то в первую очередь важно акцентировать внимание на нормах значения и смысла слова, сочетаемости слова с другими словами именно в контексте значения, смысла конкретного слова и всего высказывания.

Таким образом, лексические нормы русского литературного языка заключаются в том, что слово должно употребляться с учетом его лексического значения, стилистической окраски, с учетом лексической сочетаемости.

Рассматривая нормы словоупотребления, необходимо остановиться на значении и смысле слова.

Лексическое значение – это соотнесенность звуковой оболочки слова с соответствующими предметами или явлениями объективной действительности. Оно раскрывает признаки, по которым определяются общие свойства для ряда предметов, действий, явлений, а также устанавливает различия, выделяющие данный предмет, действие, явление [65, 183].

Значение имеют все слова русского языка. Слово может иметь одно лексическое значение (однозначные слова): синтаксис, тангенс, кепка, потайной и др. Слова, имеющие два, три и более лексических значения, называются многозначными: рукав, теплый, горячий и др.

Смысл – это содержание слова в речи, в определенном контексте [49, 141]. Слово в речи может приобретать различные смысловые и эмоционально-экспрессивные оттенки в зависимости от своего сочетания с другими («встала рано утром», «работа встала»).

Слова в языке существуют не изолированно друг от друга. Они входят в единую лексическую систему. Каждая лексическая единица этой системы связана различными отношениями с другими единицами как по значению, так и по форме (синонимические, антонимические, паронимические связи, тематические и лексико-семантические группы). Место слова определяется также его многозначностью, сочетаемостью с другими словами. При усвоении лексики эти связи начинают взаимодействовать. Как отмечает А.А. Брагина, «вокруг каждого слова формируются смысловые (семантические) поля, или так называемые вербальные сети. Овладение словом одновременно является процессом его «обрастания» лексическими связями с другими словами» [9, 114]. В результате в процессе усвоения языка дети осваивают и сами слова, и системные связи между ними.

Важным аспектом нормы словоупотребления является лексическая сочетаемость – способность слова соединяться с другими словами контекста, не нарушая семантических, грамматических закономерностей сочетания слов. Соединение слов в словосочетания может наталкиваться на разного рода ограничения: 1) слова могут не сочетаться из-за их смысловой несовместимости (нельзя сказать «облокотился спиной»); 2) объединение слов в словосочетание может быть исключено в силу их грамматической природы («мой – плыть», «близко – весело»); 3) объединению слов могут препятствовать их лексические особенности (принято говорить «причинить неприятности», но нельзя сказать «причинить радость, удовольствие»). Таким образом, в зависимости от ограничений, регулирующих соединение слов, различают три типа сочетаемости: семантическую, грамматическую (точнее, синтаксическую) и лексическую.

Несоблюдение норм словоупотребления, их нарушение ведет к лексическим ошибкам. Так,
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Методическая разработка «Формирование норм словоупотребления в речи детей старшего дошкольного возраста» iconОсновные направления коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с онр глава Экспериментальное изучение проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с онр III уровня
Теоретическое исследование проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с онр
Методическая разработка «Формирование норм словоупотребления в речи детей старшего дошкольного возраста» iconИсследование состояния связной описательной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста, с общим речевым недоразвитием
Методическая разработка «Формирование норм словоупотребления в речи детей старшего дошкольного возраста» icon«Формирование самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи»
Тема: «Формирование самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие...
Методическая разработка «Формирование норм словоупотребления в речи детей старшего дошкольного возраста» icon«Обучение творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Теоретические основы формирования творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Методическая разработка «Формирование норм словоупотребления в речи детей старшего дошкольного возраста» icon«Формирование доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством психогимнастики»
...
Методическая разработка «Формирование норм словоупотребления в речи детей старшего дошкольного возраста» iconКириллова Людмила Анатольевна формирование представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры бакалавриат
Формирование представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
Методическая разработка «Формирование норм словоупотребления в речи детей старшего дошкольного возраста» iconОтчет учителя логопеда Тема «Современные образовательные технологии как средство оптимизации процесса коррекции речи детей старшего дошкольного возраста»
...
Методическая разработка «Формирование норм словоупотребления в речи детей старшего дошкольного возраста» iconУ детей старшего дошкольного возраста с дизартрией ндоу «Детский сад №140» ОАО «ржд» г. Перми учитель-логопед Кетова Светлана Юрьевна
...
Методическая разработка «Формирование норм словоупотребления в речи детей старшего дошкольного возраста» iconТематика курсовых работ 2012-2013 уч год Воспитание дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре Воспитание нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с авторскими рассказами
Воспитание нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с авторскими рассказами
Методическая разработка «Формирование норм словоупотребления в речи детей старшего дошкольного возраста» iconМетодическая разработка планирования совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию привычки к здоровому образу жизни
Довести до сведения детей, что витамины оказывают различное влияние на здоровье человека. Рассказать о о влиянии витамина «А», «В»,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница