Обновление содержания и методов дошкольного образования




Скачать 16,36 Kb.
НазваниеОбновление содержания и методов дошкольного образования
страница1/6
Дата04.02.2016
Размер16,36 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6
Министерство образования Хабаровского края

Хабаровский краевой институт развития образования


ОБНОВЛЕНИЕ

СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДОВ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К 2010-2011 УЧЕБНОМУ ГОДУ



Хабаровск

2010

ББК 74.1 Печатается по решению

О 20 редакционно-издательского совета

ХК ИРО


Обновление содержания и методов дошкольного образования в условиях введения Федеральных государственных требований: Методические рекомендации к 2010-2011 учебному году / Под общ. ред. Е.А. Ветошкиной.-Хабаровск: ХК ИРО,2010. – 39 с.


Ответственная за выпуск: Л.Н. Лисуненко, проректор по организационно-методической работе ХК ИРО


Сборник издан в редакции авторов статей


© ХК ИРО, 2010


Содержание


Современные подходы к организации и содержанию

воспитательно-образовательного процесса дошкольного

образовательного учреждения в соответствии с Федеральными

государственными требованиями к структуре основной

общеобразовательной программы дошкольного

образования. Ветошкина Е.А. …………………………………………………....4


Соответствие содержания вариативных программ

дошкольного образования Федеральным государственным

требованиям к структуре основной общеобразовательной

программы дошкольного образования. Ветошкина Е.А.,

Будникова О.В., Михненко М.М. ………………………………………………....9


Введение Федеральных государственных требований:

использование технологий обучения в профессиональной

деятельности педагога дошкольного образовательного

учреждения. Тимофеева Н.В. …………………………………………………….34


Современные подходы к организации

и содержанию воспитательно-образовательного процесса дошкольного

образовательного учреждения в соответствии

с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования


Ветошкина Е.А., к.п.н.,

зав. кафедрой ДиНО ХК ИРО, доцент

Современное дошкольное образование стоит на пороге новой эпохи своего развития потому, что на смену Временным (примерным) требованиям к содержанию и методам воспитания и обучения приходят Федеральные государственные требования (ФГТ), которые должны пересматриваться и устанавливаться не реже одного раза в 10 лет. ФГТ будут определять структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – программы) и условия ее реализации. В настоящее время Министерством образования и науки Российской Федерации обеспечена разработка первой части Федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 года № 655, регистрационный № 16299 от 08.02.2010 г. Министерства юстиции РФ). Данный документ разработан «Институтом стратегических исследований в образовании» совместно с ГОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы и вступил в силу с 16 марта 2010 г.

В настоящее время на основе федеральных требований разрабатываются:

  • примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования;

  • примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, разработка которых обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом на основе федеральных требований.

До ввода в действие этих двух программ методические рекомендации являются временными, а значит образовательная программа ДОУ - предварительная, а сам период действия этих документов - переходным.

ФГТ определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования, т.е. объем и соотношение частей. Содержание дошкольного образования рассматривается с точки зрения совокупности «содержательных» частей программы, в которых оно реализуется.

Содержание дошкольного образования включает в себя 4 направления развития детей:

  • физическое;

  • социально-личностное;

  • познавательно-речевое;

  • художественно-эстетическое.

Эти направления соответствуют действующим концептуальным и нормативно-правовым документам, регулирующим деятельность современной системы дошкольного образования (Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003 г., и Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному постановлением правительства РФ от 28.09.2008 г. № 666.

Более конкретная наполняемость направлений изложена в содержании психолого-педагогической работы по освоению детьми 10 образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Каждую образовательную область характеризуют основные задачи психолого-педагогической работы, при этом ФГТ определяют и общие концептуальные положения реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, например, принцип интеграции образовательных областей, согласно которому решение задач психолого-педагогической работы каждой образовательной области должно осуществляться и в ходе реализации других образовательных областей. Одним из важных концептуальных положений ФГТ необходимо назвать комплексно-тематический принцип построения образовательных программ (как альтернатива учебной модели), принцип развивающего обучения (как альтернатива ЗУНовскому), сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости.

В основе определения набора и содержания образовательных областей находятся следующие виды детской деятельности:

- двигательная деятельность (активность) («Физическая культура»);

- игровая («Социализация»);

- трудовая («Труд»);

- восприятие художественной литературы («Чтение художественной литературы»);

- коммуникативная («Коммуникация»);

- познавательно-исследовательская и продуктивная конструктивная («Познание»);

- музыкально-художественная («Музыка»);

- продуктивная («Художественное творчество»).

ФГТ определяют как обязательную для всех дошкольных учреждений (групп детей дошкольного возраста) часть программы, так и вариативную часть, формируемую участниками образовательного процесса, которая отражает видовое разнообразие учреждений и специфику осуществления образовательной деятельности.

Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса, - не более 20% от общего объема Программы. Таким образом, образовательная работа при 12-часовом пребывании детей будет занимать от 7,5 часов до 9,5. Из них от 6,5 до 7,5 часов - на реализацию обязательной части и 2 часа - на вариативную часть.

Полноценная реализация обязательной части Программы включает время, отведенное на:

  • образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

  • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

  • самостоятельную деятельность детей;

  • взаимодействие с семьями детей.

В основе выбора педагогами форм образовательной работы и видов детской деятельности является возрастная адекватность. Игровая деятельность в дошкольном возрасте является одной из ведущих. Ценность игры (сюжетно-ролевой, режиссерской, драматизации, с правилами и др.), как свободной самостоятельной деятельности детей, определяется ее значением для развития дошкольника. В игре может быть реализована большая часть содержания таких образовательных областей, как «Физическая культура», «Познание», «Социализация», «Коммуникация». Самостоятельными, самоценными и универсальными видами детской деятельности являются также чтение (восприятие) художественной литературы, общение, продуктивная, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская деятельности, труд. Адекватными возрасту формами работы с детьми являются экспериментирование, проектирование, коллекционирование, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций и др. Вышеназванные формы работы и виды детской деятельности не предполагают обязательного проведения традиционных занятий, построенных в логике учебной модели организации образовательного процесса. Содержание Программы в полном объеме может быть реализовано в совместной деятельности педагогов и детей, а также через организацию самостоятельной деятельности детей. Под совместной деятельностью взрослых и детей понимается деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками. Под самостоятельной деятельностью детей понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Принцип интеграции содержания дошкольного образования – альтернатива предметному принципу построения образовательных программ. Основные задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области должны решаться и в ходе реализации других областей Программы. Предлагаемое условное деление направлений развития детей на образовательные области вызвано наличием специфических задач, содержания, форм и методов дошкольного образования, а также потребностями массовой практики.

В ФГТ определены планируемые результаты освоения Программы – итоговые и промежуточные. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

Формирования перечня качеств осуществлено по следующим основаниям:

  • по принципу интегративности или возможности формирования качества в ходе освоения всех или большинства образовательных областей;

  • в соответствии с новообразованиями, появляющимися у ребенка к концу дошкольного возраста, если процесс его развития в ходе освоения Программы был правильно организован;

с учетом возможности формирования того или иного качества в процессе освоения Программы.

Итоговый результат представляет собой совокупность интегративных качеств или «социальный» портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования:

  • физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;

  • любознательный, активный;

  • эмоционально отзывчивый;

  • овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

  • способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

  • способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;

  • имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

  • овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;

  • овладевший необходимыми умениями и навыками для осуществления различных видов детской деятельности.

Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период и являются, по сути, средством установления так называемой обратной связи, когда «информация» о результатах какого-либо этапа образовательного процесса влияет и во многом определяет его последующее построение и осуществление.

В процессе мониторинга исследуются интегративные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.

Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей.

Обязательным требованием к построению системы мониторинга является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.

Во время переходного периода при сохранении вариативности программ до принятия примерной основной общеобразовательной программы мониторинг промежуточных результатов можно осуществлять с использованием диагностики тех результатов, которые заложены в реализуемой дошкольным учреждением образовательной программе.

ФГТ к структуре основных общеобразовательных программ определяет следующие разделы обязательной части Программы:

  • пояснительная записка;

  • организация режима пребывания детей в образовательном учреждении;

  • содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;

  • содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья);

  • планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

  • система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

В целом новые требования имеют прогрессивный характер и позволят упорядочить и регламентировать отдельные стороны процесса реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования, и они определяют основной вектор движения - к реальному (а не декларативному!) учету принципа возрастной адекватности в массовой практике дошкольного образования.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Обновление содержания и методов дошкольного образования iconПрограмма повышения квалификации по направлению «обновление содержания музыкального образования дошкольников»
Цель: обновление теоретических знаний и практических навыков у слушателей по музыкальному воспитанию и развитию детей дошкольного...
Обновление содержания и методов дошкольного образования iconКурсы повышения квалификации в Институте развития образования Республики Татарстан по теме «Обновление содержания дошкольного образования в контексте с фгт», 72 час, июнь 2011 год
Детский сад «Улыбка» п г т. Тенишево Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан
Обновление содержания и методов дошкольного образования iconРабочая программа внеурочной деятельности Клуб «Узнаем сами»
Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений...
Обновление содержания и методов дошкольного образования iconПредоставления муниципальной услуги «Предоставление дошкольного образования, воспитания и содержания ребёнка в моу «Удаченская оош мо «Ахтубинский район», реализующем программу дошкольного образования»
Наименование муниципальной услуги – «Предоставление дошкольного образования, воспитания и содержания ребёнка в образовательных учрежденияих...
Обновление содержания и методов дошкольного образования iconПлан работы маоу сош №6
Обновление содержания образования в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения
Обновление содержания и методов дошкольного образования iconПоложение о районном конкурсе-презентации проектов «Наша новая школа» Дата проведения
Целью конкурса является повышение качества образования, обновление содержания образования, определение приоритетных направлений развития...
Обновление содержания и методов дошкольного образования iconНаучно-педагогическое обеспечение процесса информатизации общего образования
Работа выполнена в Учреждении Российской академии образования «Институт содержания и методов обучения»
Обновление содержания и методов дошкольного образования iconГодовой план муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
Структура содержания образования доу
Обновление содержания и методов дошкольного образования iconПояснительная записка Курс «Добрый мир» разработан на основе авторской программы Л. Л
Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура», представленного Министерством образования РФ (М.,...
Обновление содержания и методов дошкольного образования iconТехнология разработки тестов понимания на материале естественнонаучных дисциплин
России в мировое образовательное сообщество и реформированием отечественной системы образования. Смена образовательной парадигмы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница