Рабочая программа по специальной дисциплине отрасли наук и научной специальности




Скачать 23,28 Kb.
НазваниеРабочая программа по специальной дисциплине отрасли наук и научной специальности
Дата04.02.2016
Размер23,28 Kb.
ТипРабочая программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский педагогический государственный университет»


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по научной работе

________________В.В. Маландин
« » ________________2012 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по специальной дисциплине

отрасли наук и научной специальности


Теория и методика профессионального образования

(актуальные проблемы)


Москва 2012



  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

(модуль кафедры педагогики и психологии профессионального образования)

Вид учебной работы

Объем работ, час

Общая трудоемкость

36

Аудиторные занятия,

в том числе:

лекции

практические

12


6

6

Самостоятельная работа

24


2. Разделы дисциплины и виды занятий

п/п

Разделы дисциплины

Всего часов

Количество часов

лекции

практические

1.

Методология исследований по теории и методике профессионального образования

4

2

2

2.

Теоретические основы педагогики профессионального образования

4

2

2

3.

Инновационные процессы в развитии профессионального образования


4

2

2




  1. Содержание разделов дисциплины

п/п

Наименование

раздела дисциплины

Содержание раздела

(дидактические единицы)



Методология исследований по теории и методике профессионального образования

Система педагогических наук. Предмет профессиональной педагогики. Связи профессиональной педагогики с другими науками. Основные категории профессиональной педагогики: профессиональное образование, профессиональное обучение, профессиональное развитие человека.

Основные проблемы профессиональной педагогики: взаимосвязь и преемственность общего и профессионального образования; политехническая направленность профессионального образования; специфика основных компонентов профессионально-педагогического процесса - теоретического обучения, практического (производственного) обучения, учебного проектирования, производственной практики в подсистемах начального, среднего и высшего профессионального образования. Профессиональная ориентация, профессиональная адаптация и профессиональная пригодность как проблемы профессиональной педагогики. Специфика воспитательной работы в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.

Принципы профессионально-педагогического познания: объективности; научности; изучения явлении в их взаимосвязи; изучении явлении в их развитии; концептуального единства исследования. Понятие об исследовательских подходах. Системный подход. Личностно - деятельностный подход. Исследовательские подходы в парных категориях диалектики: содержательный и формальный подходы; логический и исторический подходы; качественный и количественный подходы; сущностный и феноменологический 'подходы; единичный и общий подходы.

Методы исследования в профессиональной педагогике. Теоретические методы исследования: анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, моделирование. Эмпирические методы исследования:

1. Частные методы: изучение литературы и документов; наблюдение: устный и письменный опрос: метод экспертных оценок; тестирование.

2. Комплексные методы: обследование; мониторинг; изучение и обобщение педагогического опыта: опытная педагогическая работа; эксперимент.

Применение инструментальных методов (методик) исследования в профессионально-педагогических исследованиях: хронометраж, циклография и другие биомеханические методики, электроэнцефалография, электромиография, электрокардиография методики определения функционального состояния периной системы в процессе учения и труда.

Методики статистической обработки экспериментальных данных:

1. Параметрические (критерии Стьюдента. Фишера, Хи-квадрат).

2. Непараметрические (критерии знаков, Колмогорова-Смирнова, Уилкоксона, Манна-Уитни).

Физиологические и психологические основы профессионального обучения. Интегральный образ трудового действия. Рабочий мический стереотип - основа формирования профессиональных навыков. Сенсомоторная культура как - общая основа доминирования профессиональных навыков. Способы формирования профессионально-значимых качеств личности работоспособность, динамика работоспособности в течение учебного, рабочего дня и года.

Возрастные и индивидуальные особенности учащихся, студентов в теоретическом и практическом (производственном) обучении:

1 Профессиональные знания, умения, навыки, взаимосвязь и динамика их формирования. Знания об объекте действия и знания с действиях с объектом. Уровни применения знаний.. Структура профессиональных умений: в процессуальном аспекте (целеполагание-целевыполнение); в видовом аспекте (целостноориентированные, познавательные, предобразовательные эстетические, коммуникативные компоненты). Операционные, тактические, стратегические профессиональные умения.

Профессиональное самосознание личности. Профессиональная позиция. Индивидуальные стили профессиональной деятельности.




Теоретические основы педагогики профессионального образования

Общее понятие о педагогических системах в профессиональном образовании. Основные элементы педагогической системы: цели образования; содержание образования; методы, средства, организационные формы обучения и воспитания; педагоги; (преподаватели, мастера производственного обучения, воспитатели); обучаемые (учащиеся, студенты).

Иерархия целей профессионального образования: уровень социального заказа (социальных заказов); уровень образовательной программы, образовательного учреждения; уровень конкретного учебного курса и каждого учебного занятия. Реализация целен в педагогическом процессе. Педагогический процесс: сущность, структура, основные компоненты (содержание, преподавание, учение, средства обучения).

Содержание профессионального образования. Общие подходы к отбору содержания на основе государственного стандарта. Учебный план, модель учебного плана, типовой и рабочий учебные планы. Типовые и рабочие учебные программы. Роль личности педагога в формировании содержания обучения и реализации учебно-программной документации.

Методы профессионального обучения. Методы теоретического обучения. Методы практического (производственного) обучение. Системы практического (производственного) обучения: предметная, операционная, предметно-операционная, операционально-комплексная, проблемно-аналитическая. Методы учебного проектирования. Специфика методов профессионального обучения в реализации образовательных программ начального, среднего, высшего профессионального образования.

Формы профессионального обучения. Основные формы теоретического обучения. Основные формы организации практического (производственного обучения). Формы организации учебного проектирования. Формы организации производственной практики. Специфика применения организационных форм обучения при реализации образовательных программ начального, среднего, высшего профессионального образования.

Средства профессионального обучения как категория профессиональной дидактики. Характеристика современных средств профессионального обучения. Лабораторно-практическая база профессионального обучения. Тренажеры и имитаторы в профессиональном обучении. Учебно-производственные средства обучения. Компьютеризация педагогического процесса. Развитие компьютерных и телекоммуникационных сетей в образовании. Перспективы развития средств обучения. Формирование систем средств обучения и комплексное их использование.

Общее понятие о проектировании профессионально - педагогических систем: конкретизация и детализация целей профессионального образования на диагностической основе; их реализация посредством педагогических технологий и педагогических техник. Взаимосвязь понятий (категорий); дидактика, методика, педагогические системы, педагогические технологии, педагогические техники.

Принципы и методы гуманистического воспитания. Личностно-ориентированное воспитание. Формирование ученического (студенческого) коллектива. Развитие ученического (студенческого) самоуправления. Особенности организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального образования. Деятельности практических психологов и социальных педагогов в профессиональном образовательном учреждении. Профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, профессиональная адаптация учащихся молодежи. Преемственности профессиональной подготовке и Профессиональном воспитании молодежи.




Инновационные процессы в развитии профессионального образования

Развитие идеи гуманизации профессионального образования как усиление его личностной направленности. Принципы реализации идеи гуманизации профессионального образования: его гуманитаризация; фундаментализация: деятельностная направленность национальный характер профессионального образования.

Развитие идеи демократизации профессионального образования как усиление его социальной направленности. Принципы реализации идеи демократизации образования: самоорганизации учебной деятельности учащихся, студентов: сотрудничества обучающих и обучаемых; открытости профессиональных образовательных учреждении; многообразия профессиональных образовательных систем; регионализации профессионального образования; равных возможностей; общественно-государственного управления.

Развитие идеи опережающего профессионального образования как усиления его влияния на развитие экономики. Принципы реализации идеи опережающего образования: опережающего потребности производства уровня профессионального образования населения; опережающей подготовки кадров для регионов; профессионального саморазвития личности обучаемых (учащихся, студентов, слушателей').

Развитие идеи непрерывного профессионального образования как переход от формулы "образование на всю жизнь" к формуле "образование через всю жизнь", как создание условии для свободного продвижения человека в профессиональном образовательном пространстве. Принципы реализации идеи непрерывного профессионального образования: многоуровневости профессионально-образовательных программ; дополнительности (взаимодополнительности) базового и последипломного профессионального образования; маневренности профессиональных образовательных программ; преемственности образовательных программ интеграции профессиональных образовательных структур; гибкости организационных форм профессионального образования: (очная, вечерняя, заочная, открытое, дистанционное профессиональное обучение, экстернат и т.д.).




4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


Рекомендуемая литература


Основная

1. Педагогика: Теории, системы, технологии. Учебник для студ.высш. и сред.учеб. завед. Под ред.С.А. Смирнова. М.: Изд.Центр «Академия».2007.-512с.

2. Педагогика профессионального образования // Белозерцев Е.П., Гонеев А.Д., Пашков А.Г. и др.Под ред. В.А.Сластёнина Изд.Центр «Академия». 2010.- 368с.


3. Сластенин В.А. Педагогика: учеб.пособие для студ. высш.уч.завед.М.: Изд.Центр «Академия».2007.-576с.

4. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах // Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн.1 - 174 с.


5. Батаршев, А. В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи [Текст] : учеб. пособие / А. В. Батаршев. - М. : Академия, 2009. - 191 с. : ил. - (Высшее профессиональное образование).

6. Белогурова, В. А. Научная организация учебного процесса [Текст] : учеб. пособие / В. А. Белогурова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010.-512 с.

7. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности : учеб. пособие / В. А. Бодров. - 2-е изд. - М. : ПЕР СЭ, 2006. - 512 с. - (Современное образование)

8. Булкин А. П. Социокультурная динамика образования. Исторический опыт России. Издательство Феникс+: 2009, 208 с.

9. Бурков В. Н., Коргин Н. А., Новиков Д. А.Введение в теорию управления организационными системами Издательство: Либроком, 2009 г. 264 с.

10. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М., 2000.

11. Громкова М. Т. Педагогика высшей школы. Учебное пособие ЮНИТИ 2012.447 с.

12. Джуринский А. Н История педагогики и образования Издательство Владос: 2010, 400 с.

13. Корнеенков, С. С. Психологическое обеспечение профессиональной подготовки : учеб. пособие // С. С. Корнеенков. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. -382 с.

14. Новиков Д. А. Введение в теорию управления образовательными системами// Издательство: Эгвес, 2009 г. 156 с.

15. Орлова Т. В. Управление образовательными системами Издательство: Академия, 2006 г., 368 с.

16. Петренко А. А. Управление развитием образовательного учреждения

инновационного типа. Практическое пособие Издательство: Аркти 2006г. 120

с.

17.Попков, В. А. Теория и практика высшего профессионального образования

: учеб. пособие / В. А. Попков, А. В. Коржуев. - М. : Академический

проект, 2010. - 342 с. - (Классический университетский учебник).

18. Психология и педагогика : учебник / под ред. П. И. Пидкасистого. - 2-е изд.,перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 715 с.

19.Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от

деятельности к личности Изательство Академия: 2009, 400 с.

20. Столяренко, Л. Д. Психология и педагогика [Текст] : учебник / Л. Д.

Столяренко, С. И. Самыгин, В. Е. Столяренко. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. -

637 с.

21.Федоров В. А., Колегова Е. Д.Педагогические технологии управления качеством профессионального образования Издательство: Академия, 2009г. 300 с.

22.Формирование экономического механизма автономного образовательного

Учреждения Шаталов А. А., Афанасьев В. В., Афанасьева И. В., Гвоздева Е. А., Пичугина Издательство: Феникс, 2009 г. 320 с.

23. А. М. Мониторинг и диагностика качества образования Издательство: НИИ школьных технологий, 2008 г. 322 с.

24.Харченко А.А. Психолого-педагогические основы профессиональной

подготовки государственных и муниципальных служащих : учеб. пособие / А.А. Харченко. - Орел : ОРАГС, 2001 - Ч. 2 : Система воспитания / Орловская региональная академия государственной службы. - 115 с.


Дополнительная

1. Архангельский С.11. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Учебно-методическое пособие. – М. Высшая школа. 1980.

2. Ассоциация "Профессиональное образование". - М.. 1997.

3. Балашов 10.К. Рыжов В.А. Профессиональная подготовка в условиях капитализма. -М., 1987.

4. Батышев С.Я. Очерки истории профессионально-технического образования в СССР. - М., 1981.

5. Батышев С.Я. Производственная педагогика. - М., 1984.

6. Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки: Методическое пособие. - М.. 1991.

7. Беляева А.П. Концептуальные основы развития начального профессионального образования. -СПб. 1995.

8. Беспалько В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. - М.. 1989.

9. Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 года (под редакцией В.Г. Кипелева.) - М.. 1995.

10. Гершунский Б,С. Философия образования для XXI века. М., 1998,

11. Гурье Л.И. Профессиональное образование во Франции. - Казань. 1993.

12. Диссертационные исследования в системе психолого-педагогических знаний. Состояние и проблемы. ВАК МОРФ. - М., 2002.

13. Дьяченко Н.Н. Профессиональное воспитание учащейся молодежи. - М., 1988.

14.Загвязииский В.И. Методология и методика дидактического исследования. - М., 1981.

15. Загвязинский В.11. Методология и методика социально-педагогического исследования. -Тюмень. 1995.

16. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - Екатеринбург. 1996.

17. Ибрагимов Г.И. Формы организации обучения. - Казань. 1994.

18. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология: Учебник для индустриально-педагогических техникумов. - М., 1989.

19. Шишов С. Е. Мониторинг качества образования. - М., -Вологда, 1998.

20. Кинелев В.Г. Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России. - М., 1995.

21. Климов Е.А. Введение в психологи труда. - М., 1988.

22. Коваленко 10.11. Профессиональное образование в ФРГ. -М., 1988.

23. Косимов С.Л. Физиологические основы производственного обучения. -М., 1985.

24. Кочетов С.И.. Романин В.А. Технические средства обучения в профессионально школе. - М., 1988.

25. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. - Самара, 1994.

26. Краткий толковый словарь по профессиональному образованию / Под ред. А.П. Беляевой. - СПб., 1994.

27. Кывырялг А.А. Методы исследований в профессиональной педагогике. - Таллинн. 1980.

28. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. - М., 1991.

29. Лейбович А.14. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. - М., 1994.

30. Леонова Л.А. Физиологические основы формирования профессионально значимых функции. - М., 1987.


Интернет-ресурсы

    1. Библиотека научно-педагогической литературы // Портал современных педагогических ресурсов – Режим доступа: http://intellect-invest.org.ua/rus/library/.

    2. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-1 / послед. обновл. 27.12.2009 г. // Офиц. сайт Министерства образования и науки РФ. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/fz/obr/3986/.

  1. Библиотека Гумер - Педагогика. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/index.php (Читать он-лайн, скачать книги по педагогике).

  2. Библиотека научно-педагогической литературы // Портал современных педагогических ресурсов – Режим доступа: http://intellect-invest.org.ua/rus/library. (В свободном доступе книги и периодически издания в форматх pdf и DjVu, изданные начиная с XVIII в.) 

  3. Педагогический мир (PEDMIR.RU): электронный журнал. – Режим доступа: http://pedmir.ru.

  4. Педагогика. – Режим доступа: http://www.pedpro.ru  . 

  5. Типовое положение об общеобразовательном учреждении / в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.2002 № 919. – Режим доступа: http://zakon.edu.ru/catalog.asp?ob_no=12905 .

  6. Российский общеобразовательный портал. – Режим доступа: http://museum.edu.ru .

  7. http://paidagogos.com

  8. http://www.pedagogikafine.ru/pedagog-440.html  

  9. Педагогика профессионального образования: перспективы развития. Книга 2.http://www.zrns.ru/2mongr_arhiv_po2.html


Похожие:

Рабочая программа по специальной дисциплине отрасли наук и научной специальности iconВоробьев Н. Н. Теория рядов. Спб.: «Лань», 2009. Егоров А. И. Обыкновенные дифференциальные уравнения с приложениями
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине по научной специальности
Рабочая программа по специальной дисциплине отрасли наук и научной специальности iconРабочая программа дисциплины «семейное право»
ОД. А. 05; цикл од. А. 00 «Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности»
Рабочая программа по специальной дисциплине отрасли наук и научной специальности iconРабочая программа дисциплины «Предпринимательское право»
ОД. А. 06; цикл од. А. 00 «Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности»
Рабочая программа по специальной дисциплине отрасли наук и научной специальности iconРабочая программа дисциплины «гражданское право»
ОД. А. 03; цикл од. А. 00 «Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности»
Рабочая программа по специальной дисциплине отрасли наук и научной специальности iconРабочая программа дисциплины «международное частное право»
ОД. А. 04; цикл од. А. 00 «Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности»
Рабочая программа по специальной дисциплине отрасли наук и научной специальности iconРабочая программа дисциплины «Экономика отрасли» для специальности 100105 «Гостиничный сервис»
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика отрасли» предназначена для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки...
Рабочая программа по специальной дисциплине отрасли наук и научной специальности iconРабочая программа дисциплины «Организация и технология строительной отрасли» для специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет»
Рабочая программа учебной дисциплины "Организация и технология строительной отрасли" предназначена для реализации государст­венных...
Рабочая программа по специальной дисциплине отрасли наук и научной специальности iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки»
ОД. А. 01; цикл од. А. 00 «Обязательные дисциплины отрасли науки и научной специальности»
Рабочая программа по специальной дисциплине отрасли наук и научной специальности icon«Арбитражная практика по банкротству» Программа по специальной дисциплине
Валеев Д. Х., Загидуллин М. Р., Нуриев А. Г., Савкина М. А., Фетюхин М. В. Арбитражная практика по банкротству: Программа по специальной...
Рабочая программа по специальной дисциплине отрасли наук и научной специальности iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 14. 00. 21 «Стоматология» по медицинским наукам
Настоящая программа-минимум кандидатского экзамена по специальности «Стоматология» отражает современный уровень знаний в данной научной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница