Рекомендательный список литературы




Скачать 16,19 Kb.
НазваниеРекомендательный список литературы
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер16,19 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3


МУК ЦБС г. Орла

филиал № 1 им. И.С. Тургенева





«Точность, красота

и сила таланта»:

Жизнь и творчество

И.А. Бунина(1870-1953)


Рекомендательный список

литературы


Орел, 2010





Он в бронзе возвратился, - изначала

Где должен был остаться на века:

Встал памятник к орловскому причалу

Писателю с судьбою моряка.


Г. Попов


«Точность, красота, и сила таланта». Жизнь и творчество Ивана Алексеевича Бунина: рекомендательный список литературы /составитель Шевлякова Л.И., ведущий библиотекарь филиала №1 им. И.С. Тургенева. – Орел, 2010.


Введение


В историю мировой культуры Иван Алексеевич Бунин вошел как классик русской литературы двадцатого века и ее первый Нобелевский лауреат, всемирно прославленный художник слова.

Талант его, огромный, бесспорный, был оценен современниками по достоинству не сразу, зато потом, с годами все более упрочивался, утверждался в сознании читающей публики. Его уподобляли «матовому серебру», язык именовали «парчовым», а беспощадный психологический анализ – «ледяной бритвой».

Творчество Бунина неотъемлемо от нашей национальной культуры, словесного искусства. «Выньте Бунина из русской литературы, - сказал М. Горький, - и она потускнеет, лишится живого радужного блеска и звездного сияния его одинокой страннической души».

Список предназначен учащимся, преподавателям литературы и всем, кто интересуется жизнью и творчеством писателя, в помощь образованию, самообразованию, организации интересного досуга.


Список содержит вступительную статью «Звездное сияние страннической души» и следующие разделы, материал в которых расположен по алфавиту: «Произведения И.А. Бунина», «Мемуарная и биографическая литература», «Критические статьи и литературоведческие исследования»; вспомогательный указатель «Алфавитный указатель фамилий авторов».


Всю интересующую информацию по данной теме вы можете найти в библиотеке-филиале №1 им. И.С. Тургенева ЦБС г. Орла, по адресу: ул. Комсомольская, д. 386,

телефон 77-28-37. E-mail: orlib01@orel.ru


Познал я, как ничтожно и не ново
Пустое человеческое слово,
Познал надежд и радостей обман,
Тщету любви и терпкую разлуку.
С последними, немногими, кто мил.


И.А. Бунин


«Звездное сияние страннической души…»


Иван Алексеевич Бунин — поэт и прозаик, классик русской литературы, замечательный мастер изобразительного слова.

Бунин родился в 1870 году в Воронеже. Детство его прошло в имении отца Бутырки в Орловской губернии — в средней полосе России, где родились или творили Лермонтов, Тургенев, Лесков, Лев Толстой. Бунин осознавал себя литературным наследником своих великих земляков.

Он гордился тем, что происходил из старинного дворянского рода, давшего России немало видных деятелей, как на поприще государственной службы, так и в области искусства. Среди его предков — В. А. Жуковский, известный поэт, друг А. С. Пушкина.

Мир его детства ограничивался семьёй, усадьбой, деревней. Он вспоминал: "Тут, в глубочайшей тишине, летом среди хлебов, подступавших к самым порогам, а зимой среди сугробов, и прошло моё детство, полное поэзии, печальной и своеобразной".

Родной дом он покидает ненадолго, поступив в гимназию уездного города Ельца, где не проучился и четырех лет. Бунин впоследствии напишет: "Я рос одиноко... без сверстников, в юности их тоже не имел, да и не мог иметь: прохождение обычных путей юности — гимназии, университета — мне было не дано. Я нигде не учился, никакой среды не знал".

Огромное воздействие оказал на него брат Юлий, старше его на тринадцать лет, единственный в семье, окончивший университет. Он отбывал в родном имении ссылку за участие в революционных кружках. "Не прошло и года, — вспоминал Юлий, — как он (Иван) так умственно вырос, что я мог с ним почти как с равным вести беседы на многие темы".

С младенчества он слышал из уст матери стихи. Портреты Жуковского и Пушкина в доме считались фамильными.

Первое стихотворение Бунин написал в возрасте восьми лет. В шестнадцать лет появилась его первая публикация в печати, а в 18, покинув обнищавшее имение, по словам матери, "с одним крестом на груди", он начинает добывать хлеб литературным трудом.

В свои 19 он производил впечатление зрелого человека, в 20 становится автором первой, вышедшей в Орле, книги. Стихи сборника во многом были, правда, еще несовершенны, признания и известности молодому поэту не принесли. Но здесь обозначилась одна вызывающая к себе интерес тема — тема природы. Ей останется верен Бунин и в последующие годы, хотя всё органичнее в его поэзию начнет входить философская и любовная лирика.

Бунин вырабатывает свой собственный стиль в русле прочных классических традиций. Он становится признанным поэтом, достигнув мастерства, прежде всего в пейзажной лирике, потому что его поэзия имеет прочную основу — "усадебную, полевую и лесную флору Орловщины", родной поэту среднерусской полосы. Этот край, по словам знаменитого советского поэта А. Твардовского, Бунин "воспринял и впитал в себя, и этот запах впечатлений детства и юности достается художнику на всю жизнь".

Одновременно со стихами Бунин писал и рассказы. Он знал и любил русскую деревню. К крестьянскому труду он проникся уважением с детства и даже впитал "на редкость заманчивое желание быть мужиком". Закономерно, что деревенская тема становится обычной в его ранней прозе. На его глазах русские крестьяне и мелкопоместные дворяне нищают, разоряется, вымирает деревня. Как позже отмечала его жена, В. Н. Муромцева-Бунина, его собственная бедность принесла ему пользу — помогла глубоко понять натуру русского мужика.

И в прозе Бунин продолжал традиции русской классики. В его прозе — реалистические образы, типы людей, взятых из жизни. Он не стремится к внешней занимательности или событийно развивающимся сюжетам. В его рассказах — лирически окрашенные картины, бытовые зарисовки, музыкальность интонаций. Ясно ощущается, что это проза поэта. В 1912 году Бунин — в интервью "Московской газете" — скажет, что не признает "деления художественной литературы на стихи и прозу".

В своей жизни Бунин много странствовал. Первое путешествие по России, Украине, Крыму он совершил после работы в газете "Орловский вестник", в ранней молодости. Потом он сменит много профессий: будет работать корректором, статистиком, библиотекарем и даже продавцом в книжной лавке. Многочисленные встречи, знакомства, наблюдения обогащают его новыми впечатлениями. Молодой прозаик быстро расширяет тематику своих рассказов, разнообразны его герои: это и учитель, и пошлые дачники, и толстовец (последователь учения Толстого), и просто мужчины и женщины, переживающие прекрасное чувство любви.

Популярность прозы Бунина началась с 1900 года, после публикации рассказа "Антоновские яблоки", созданного на самом близком писателю материале деревенской жизни. Читатель как бы всеми чувствами воспринимает раннюю осень, время сбора антоновских яблок. Запах антоновки и другие привычные автору с детства признаки сельской жизни означают торжество жизни, радости, красоты. Исчезновение этого запаха из дорогих его сердцу дворянских поместий символизирует неотвратимое их разорение, угасание. Лирик Бунин с большим чувством и мастерством сумел выразить свое сожаление и грусть по поводу угасания дворянства. По словам М. Горького, "тут Бунин, как молодой бог, спел, красиво, сочно, задушевно".

Самым значительным произведением дооктябрьского периода творчества Бунина стала повесть "Деревня" (19910 г.). Она отражает жизнь крестьян, судьбу деревенского люда в годы первой русской революции. Повесть была написана во время наибольшей близости Бунина и Горького. Сам автор пояснил, что здесь он стремился нарисовать, "кроме жизни деревни, и картины вообще всей русской жизни".

Никогда ни о каком другом бунинском произведении не велась такая острая полемика, как о "Деревне". Передовая критика поддержала писателя, увидев ценность и значение произведения "в правдивом изображении быта падающей, нищающей деревни, в разоблачительном пафосе ее уродливых сторон".

Повесть потрясла Горького, который услышал в ней "скрытый, заглушенный стон о родной земле, мучительный страх за нее". По его мнению, Бунин заставил "разбитое и расшатанное русское общество серьезно задуматься над строгим вопросом — быть или не быть России".

В 1910-е годы творчество Бунина достигает своего расцвета. По оценке Горького "он так стал писать прозу, что если скажут о нем: это лучший стилист современности — здесь не будет преувеличения". Много работая, Бунин вовсе не был склонен к сидячей кабинетной жизни. Одно за другим он совершает путешествия по России, отправляется и в заграничные поездки. По словам известного советского писателя В. Катаева, Бунин был легок на подъем и мечтал всю жизнь провести в путешествиях по земному шару налегке, с одним-двумя чемоданами, где было бы самое необходимое — записные книжки и бумага, прежде всего.

Путешествуя по разным странам и континентам, Бунин соприкасается с красотой мира, мудростью веков, культурой человечества. Теперь уже не только российские, но и заграничные впечатления служат импульсом к его творчеству, и на их материале он создает немало разных по теме и идее произведений. Среди них вошедший в антологии мировой литературы рассказ "Господин из Сан-Франциско" (1915 г.), а также "Братья", "Сны Чанга" и др.

В 1914 году разразилась мировая война. Писатель прекрасно понимал весь ее ужас, бессмысленность и непопулярность в народе. Один из современников приводит его высказывание тех лет: "Народ воевать не хочет, ему война надоела, он не понимает, за что мы воюем".


Молчат гробницы, мумии и кости

- Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья

Наш дар бессмертный — речь.


В России складывалась неблагоприятная обстановка, в том числе не удовлетворяла писателя литературная ситуация. В это время он отдает предпочтение стихам. Его поэзия обращается к прошлому, пронизана печалью воспоминаний.

Бунин встретил резким неприятием Февральскую и Октябрьскую революцию. Не принимавший ни социализма, ни коллективизма, Бунин решил уехать и в 1920 году вместе с женой покинул Россию.

Первый год эмиграции был для Бунина, по выражению одного из критиков, «немым». Он читает Л. Толстого, которого он любил всю жизнь, и делает дневниковые записи, сознавая, что лишился всего — «людей, родины, близких». «Ах, как бесконечно больно и жаль того счастья», — криком сердца вырываются слова при воспоминании о прошлом.

Оказавшись изгнанником, он как никто другой жестоко страдал вдали от родины, постоянно ощущая всю глубину потери. И, осознав, что не может без России существовать ни как человек, ни как писатель, что родина от него неотторжима, Бунин нашел свой способ связи, возвратившись к ней любовью.

Писатель обращается к прошлому и создает его в преображенном виде. О том, как велика тяга писателя к соотечественникам, как глубока его любовь к России, свидетельствует его рассказ «Косцы», где речь идет о рязанских крестьянах, их вдохновенном труде, берущем за душу пении во время сенокоса на орловской земле.

В «Жизни Арсеньева», самом замечательном произведении, созданном в эмиграции, преобладает чувство любви. Роман этот определяют как художественную биографию творческой личности. Бунин пояснял, что любое произведение автобиографично постольку, поскольку автор вкладывает в него самого себя.

Главному герою книги, Алексею Арсеньеву, писатель дарит собственные черты художника, творца, поэта. Алексей Арсеньев наделен обостренным чувством жизни, именно поэтому ему свойственно и повышенное чувство смерти, для него естественны размышления о неразгаданной тайне начала и конца существования, о смысле бытия, и, конечно, о собственном предназначении в жизни.

Большое место в эмигрантский период творчества Бунина занимает тема любви. Заметим, что впервые писатель обратился к ней еще в 90-е годы, а в 1900-е создает известные ныне произведения, такие как «Осенью», «Маленький роман», «Заря на всю ночь», «Митина любовь», «Солнечный удар», «Ида» и многие другие. В конце 30-х — 40-х годах эта тема становится главной. В этот период создано 38 рассказов, составивших книгу «Темные аллеи», которую называют энциклопедией любви.

По форме рассказы сборника «Темные аллеи» — самые сюжетные из всего созданного писателем. Сам Бунин очень любил эту книгу. «Темные аллеи» считаю, может быть, самой лучшей моей книгой в смысле сжатости, живости и вообще литературного мастерства», — писал он.

33 года, около половины творческой жизни, вплоть до кончины в 1953 г., провел Бунин во Франции, живя и работая вдали от горячо любимой России. Во время второй мировой войны, оставаясь на оккупированной фашистами французской земле, он отверг все их предложения о сотрудничестве, с волнением следил за событиями на Восточном фронте и радовался победам советского народа.

Мыслями и душой он стремился в Россию, о чем говорит письмо старому другу Телешову, где Бунин признавался: «Очень хочу домой». Последние годы жизни старого писателя были омрачены особо острой нуждой: постоянно недоставало денег на лечение, квартиру, уплату налогов, долгов. Но особую тоску и безнадежность неутомимый труженик и подвижник писательского ремесла испытывал при мысли, что книги его, никому не нужные, будут пылиться на книжных полках.

Но опасения Бунина о забвении оказались напрасными. В наши дни книги Бунина издаются огромными тиражами, вплоть до миллионных, его творчество получило признание широчайшей читательской аудитории. Творчество Бунина возвратилось на родину писателя, потому что предметом его, говоря словами самого автора, является «вечная, вовеки одинаковая любовь мужчины и женщины, ребенка и матери, вечные печали и радости человека, тайна его рождения, существования и смерти».

Произведения И.А. Бунина


  1. Бунин, И.А. Собрание сочинений. В 6-ти т. /И.А.

Бунин. – М.: Худ. лит., 1987. – С.5-42.

Иван Алексеевич Бунин в истории отечественной литературы занимает особое место. Поэт и прозаик, подлинный мастер слова, первый русский Нобелевский лауреат. А.Т.Твардовский говорил о нем: "Бунин - по времени последний из классиков русской литературы, чей опыт мы не имеем права забывать".


  1   2   3

Похожие:

Рекомендательный список литературы iconГероя Синопской битвы и Крымской войны Рекомендательный список литературы
Список литературы посвящен юбилею одного из выдающихся и самых любимых адмиралов Российского флота, руководителя обороны Севастополя...
Рекомендательный список литературы iconРуководство по гастроэнтерологии: в 3 т. / под ред. Ф. И. Комарова, А. Л. Гребенева. М.: Медицина, 1995. Т. Болезни печени и билиарной системы.
Рекомендательный список литературы по теме: «Терапия острой печеночной недостаточности» (1990-2008 гг.)
Рекомендательный список литературы iconРазвитие речи дошкольников при совместном взаимодействии воспитателей доу и родителей рекомендательный список литературы
Алябьева, Е. А. Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет. М.: Сфера,2012. 64 с. (Библиотека логопеда)
Рекомендательный список литературы iconРекомендательный список литературы
Болезни зубов: кариес, некариозные поражения, пульпит, периодонтит : учебное пособие для студентов стоматологических факультетов...
Рекомендательный список литературы iconНаучная библиотека список литературы для студентов
Список литературы предназначен студентам университета в помощь к дипломному проектированию
Рекомендательный список литературы icon«Центральная универсальная научная библиотека имени Н. А. Некрасова» Рекомендательный список источников
О библиотечном деле [Электронный ресурс] : федеральный закон РФ от 29. 12. 1994 года №78—фз (ред от 27. 12. 2009). — Электрон ст....
Рекомендательный список литературы iconКонтрольно – методические материалы
Составлены на основе психолого-педагогической литературы (список литературы прилагается) и Федерального государственного образовательного...
Рекомендательный список литературы iconСписок литературы к курсу
Водовозов Н. В. История древнерусской литературы: Учебное пособие для студентов вузов по спец. «Русск яз и лит.». – М.: Просвещение,...
Рекомендательный список литературы iconСписок литературы по офтальмологии, рекомендуемый студентам для самостоятельной подготовки Авербах М. И. Офтальмологические очерки. М., Тихомиров П. Е. Патология и терапия слезоотводящих путей. Л.,1949
Список литературы по офтальмологии, рекомендуемый студентам для самостоятельной подготовки
Рекомендательный список литературы iconНетрадиционные технологии в специальной педагогике : список литературы
Авторы делятся секретами использования сказкотерапии, арт-терапии, песочной терапии, игротерапии, анималотерапии и др. Отбор литературы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница