Краткое содержание ответов на вопросы




Скачать 16,26 Kb.
НазваниеКраткое содержание ответов на вопросы
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер16,26 Kb.
ТипКраткое содержание
  1   2   3
Примерный перечень вопросов.
1. Предмет и объект культурологи. Её место в системе наук.
2. Этимология и генезис слова “культура”.
3. Основные культурологические школы. Их персоналии и представления о культуре.
4. Общее определение культуры. Формы её существования, их единство.
5. Культура как форма духовного мира человека. Её содержание, основные свойства критерии духовности.
6. Внутренний и духовный мир индивида. Их специфика, границы и причины деструкции внутреннего духовного мира.
7. Творческая и практическая виды деятельности, их специфика и взаимосвязь. Сравнительная характеристика духовных и материальных артефактов.
8. Духовный артефакт как текст. Его смысловая сущность и символическая форма выражения. Символы как язык культуры, их классификация.
9. Внеиндивидуальная форма культуры как модель духовного мира человека. Её структура: уровни, части, их взаимосвязь.
10. Племя и нация как исторические системы культур. Их особенности и различия.
11. Народ как субъект культуры. Народ и интеллигенция, их взаимосвязь. Профанный и высокий уровни культуры.
12. Культура и контркультура. Разнообразие контркультур: внутренняя, внешняя, маргинальная, девиантная, элитарная.
13. Демократия и культура. Проблема взаимосвязи и функции государства.
14. Понятие и отличие общества от социальной жизнедеятельности животных.
15. Социализирующая функция культуры. Её механизмы и социальные институты.
16. Общественные функции культуры.
17. Вездесущность и социетальные модусы культуры.
18. Культура и цивилизация. Цивилизирующая функция культуры и масскульт цивилизации. Опасность мировой глобализации.
19. Понятие и сущность техники. Ортега-и-Гассет о технологических основаниях классификации культур.
20. Культура и природа: этапы их взаимодействия, причины экологического кризиса и пути его преодоления.
21. Закон сохранения и развития культуры. Критика концепции М. Мид.
22. Синхронизм и типы диффузии культур.
23. Причины дихотомии и особенности восточной и западной культур.
24. Специфика русской культуры. Понятие и причины нравственности ее национальной идеи.
25. Чувственно- эмоциональная сфера культуры и искусство. Исторические типы и функции искусства. Специфика современного искусства.
26. Искусство- образ и искусство- ритм: их возникновение, функции, взаимосвязь.
27. Нормативно- нравственная культура. Её функции, возникновение, религиозный и светский типы. Мораль и право.
Интеллектуальная культура: её исторические типы, их специфика и взаимосвязь в культуре.
Краткое содержание ответов на вопросы:
Вопрос 1. Предмет любой науки, в том числе и культурологи, образует система знаний об исследуемом объекте, о его сущности, законах возникновения и развития. Так как её объект- культура связан с жизнедеятельностью общества и человека, культурология занимает промежуточное положение между социальными и гуманитарными системами знаний и является социогуманитарной наукой. Вместе с тем культурология остаётся частной наукой, которая концентрирует своё внимание на отдельно взятом объекте, его особенностях, причинах, механизме и направлениях развития.
Вопрос 2. Буквальный перевод с латинского слова “культура”- “обработка, облагораживание, возделывание”. Первоначально его употребляли применительно к земледелию, а с 45 г. до н. э. – к человеку, понимая под культурой “облагораживание, обработку ума” философией (Цицерон), то есть по сути - образование.
В 18 в. под культурой стали понимать сначала языки ( Гердер), затем поэзию ( Шиллер), мораль (Кант), а затем - все продукты внеэмпирической деятельности людей- политику, религию, право, искусство, науку, философию(Гегель).
Начиная с сер. 19 в. возникает множество других представлений о культуре, специфика которых обусловливалась конкретными интересами различных дисциплин и взглядами исследователей. Несмотря на их научную ценность, они описывали свойства и проявления культуры, но не давали её однозначного понимания. Для этого, как сказали бы греки, необходимо было “свести разнообразное к единому”, что не входило в задачи и не было компетенцией специализирующихся на других объектах наук.
Решение этой проблемы стало возможным только с возникновением культурологи во второй половине 20 века. В результате объединения накопленных разными науками знаний о культуре сформировалось понимание её духовной сущности и на этой основе - общенаучное её определение как символически- смысловой модели духовного мира человека, которая обусловливает смысл жизни и деятельности людей и служит импульсом продуктивного развития общества.

Вопрос 3. В 20 в. господствующие точки зрения на культуру сложились в ведущие культурологические школы мирового значения: общественно- историческую (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби) и примыкающую к ней, но отдельно стоящую концепцию Л. Н. Гумилёва, социологическую (П. Сорокин), психоаналитическую ( З. Фрейд и К. Юнг ), игровую ( Й. Хейзинга) и символическую ( К. Леви-Стросс, Э. Кассирер). Из отечественного значения школ выделяются евразийская (с сер. 19 века) и деятельностная ( Каган, Злобин, Маркарян, Давидович и др.)

Первая понимала под культурой душу народа, которая рождается, развивается и умирает вместе с ним, сменяясь бездушной и формальной цивилизацией. В отличие от них Л. Н. Гумилев трактовал культуру как “кристаллизованную пассионарность”, которая не является живой и поэтому не умирает, а разрушается. Вторая- совокупность духовных и материальных ценностей, господствующих поочерёдно в обществе. Третья - либо результаты сублимации наследственно- биологических инстинктов, либо проявления в формах искусства архетипов древней и передающейся по наследству памяти предков каждого народа. Четвёртая трактовала культуру как супербытие или излишество, стоящее выше и над границами физического существования людей. Пятая - как искусственную знаковую систему мифов, наук, искусства и др.
Евразийская школа обосновывала полисимфоническую специфичность русской культуры, в равной мере, не сводимой к монотонным культурам западной Европы и восточных стран. Деятельностная концепция рассматривала культуру как исторически изменяющийся способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всей человеческой жизни - и социальной, и индивидуальной.
Несмотря на ценность, специально – научных знаний о культуре, ни одно из них не давало однозначного ответа на вопрос о её сущности и поэтому не могло служить её определением. Эта задача была решена в конце 20 века культурологией, которая смогла построить объёмное, сферическое представление о ней как символически – смысловой модели духовного мира человека, определяющего смысл его жизни и деятельности и выступающего импульсом продуктивного развития общества.

Вопрос 4. Результатом “сведения разнообразного к единому” при культурологическом исследовании различных трактовок культуры стало её понимание как символически- смысловой модели духовного мира человека, выражающей точку зрения нации (народа) на желаемое и должное отношение людей друг к другу, к природе и обществу, их познанию и преобразованию. Она существует в двух, хотя и не совпадающих, но неразрывно связанных между собой формах: идеальной ( чувственно не воспринимаемой, интеллигибельной) и материально (чувственно воспринимаемой, сенсибельной).
Первая представляет собой культуру человека, которая в его внутреннем мире присутствуем как атрибут, неотъемлемое свойство той его части, что “ выше сердца”, т.е. души.
Вторая, чувственно воспринимаемая модель духовного мира человека образует культуру общества. Она состоит из получивших высокое общественное признание текстов, т. е. таких продуктов творческой деятельности человека, которые не имеют хозяйственно- практического значения, обращены и функционально предназначены для формирования духовного мира каждого отдельного человека, а также для сохранения, распространения и демонстрации достижений народа в преодолении им зооморфности своих отношений в обществе и общества с природой.
Выступая одновременно источником и продуктом друг друга, обе формы духовного мира человека обуславливают гибкость взаимосвязи между собой и непрерывность исторического развития культуры.

Вопрос 5. Индивидуализированная форма культуры представляет собой культуру человека, которую образует такое неотъемлемое свойство его мыслей и чувств, как духовность. Критерием их духовности выступает, в целом, приоритет всеобщих интересов над частными или корпоративно – групповыми устремлениями. В отличие от последних со свойственной им обусловленностью внешними обстоятельствами, духовные идеи не только возвышают человека над эгоизмом и цинизмом особи, но и побуждают его к творчеству и упорядочиванию отношений в любой сфере жизнедеятельности общества, устремляют к Истине, Добру и Красоте.
По своему содержанию они соответствуют структуре сознания, которое хотя и является целостным идеальным образование, но вне духовности не обеспечивает, во-первых, взаимозависимости составляющих его интеллектуальных, нравственных и эстетических мыслей и чувств, во-вторых, их сверхиндивидуальной безусловности, т. е. независимости от внешних обстоятельств ( социального и имущественного статуса индивида, его образования, пола, возраста и т. п.) и, в-третьих, их творческой конструктивности.
В целостном единстве этих качеств с не имеющими предметного аналога мыслями и чувствами каждого отдельного человека духовность образует индивидуализированную форму культуры. Обнаруживая себя внешним образом в профессиональной и повседневно-обыденной жизнедеятельности людей, она придаёт ей смысл и выступает импульсом продуктивного развития общества.

Вопрос 6. Духовный мир каждого отдельного человека всегда внутренний его мир. Но не любой внутренний мир является духовным. Индивид может говорить и думать на родном языке, но в его внутреннем психическом мире может и вовсе отсутствовать духовность, т. е. такое качество его мыслей и чувств, которое возвышает человека над эгоизмом особи, побуждает его к максимально полезной для общества деятельности, устремляет к Истине, Добру и Красоте.
Духовность – это не какие-то отдельно существующие мысли и чувства человека, которые он использует по мере необходимости, к примеру, в служебном этикете. Духовность, если она есть,- их неотъемлемое свойство, атрибут, причём не врождённый. Чтобы приобрести её, индивиду необходимо пройти сложный путь развития, принять определённую модель культуры и стать личностью, способной к саморефлексии, моральной ответственности и к творчеству.
Она может не появиться, стать не востребованной в силу особых материальных условий физического существования человека: с одной стороны, нищеты, когда жизненные цели человека ограничиваются поиском еды и примитивных удовольствий, а с другой - сверхдостаточного богатства, когда люди либо цепенеют в сытом довольствии, либо превращают жизнь в шизофреническое приключение.
Однако и владеющий духовными качествами человек может потерять их. Основными причинами кризиса и деструкции духовности современного человека являются, во-первых, его чрезмерная зацикленность на экономическом развитии, когда материальный статус становится единственной реально значимой ценностью, а остальные- трансцендентные- лишь знаемые, но в действительности не влияющие на бытие ценности; во-вторых, такие тяжелые аддикции как алкоголизм, наркомания и сексуальные излишества, которые центрируют человека на ощущениях телесного удовольствия и, в- третьих, ограниченность жизни рамками элементарной повседневности, не выходящей за пределы рассудочно-шаблонных решений жизненных ситуаций.

Вопрос 7. Деятельность- способ существования человека и человеческого общества, фундаментальная характеристика их бытия, движитель и мотор беспрестанного и бесконечного развития материальной и духовной систем реального мира. Деятельность не может быть беспредметной и безадресной. Она производительна, или продуктивна, и целенаправленна.
По этим критериям деятельность разделяется на взаимосвязанные и взаимообусловливающие друг друга практически полезную (целесообразную) и творческую (идейно целеустремленную).
В своей совокупности продукты практически полезной деятельности образуют цивилизацию общества. К ним относятся обеспечивающие физическое существование нации и её господство над наличной данностью мира материальные артефакты: техника, здания, утварь, одежда, а также имеющие хозяйственное значение или практический смысл социальные институты (государства, экономики, права). Их общими признаками являются дискретность и конечность в пространстве и во времени, стоимостная форма выражения и возможность утраты или присвоения в личную собственность, массовость, пассивность потребления.
Результатами творческой деятельности являются духовные артефакты. К ним относятся произведения науки, философии, религии, права, литературы и искусства. Они содержат всю необходимую для развития социального практической деятельности информацию и в своей совокупности образуют культуру общества, которая обеспечивает психическое здоровье нации и формирование её полноценных членов. В отличие от материальных, духовные артефакты бесценны, уникальны, принадлежат всему народу, морально не устаревают, их нельзя потерять, украсить или продать, общение с ними развивает и обогащает внутренний мир человека, формирует его личность.

Вопрос 8. Особенностью духовных артефактов является то, что они представляют собой материально-предметное, объективированное выражение идей высшего порядка: общезначимых и определяющих смысл жизнедеятельности человека интеллектуальных и нравственно-эстетических знаний, представлений, убеждений и эмоций.
Поэтому аналогично состоящей из слов речи, духовные артефакты принято называть текстами. В отличие от речи, использующей вербальный (словесный) способ передачи информации, “строительным материалом” текстов и, следовательно, языками культуры являются символы. Это связано с отсутствием у её объективируемых идей внешнего, предметного аналога, с многовариантностью их смыслового содержания и поэтому невозможностью его однозначной трактовки.
Символы бывают вербальные (словесные) и невербальные ( музыка, цвет, выразительные движения, мимика, орнаменты, геометрические линии и фигуры, математические формулы и знаки и т.п. ). В своей совокупности они образуют языки культуры, среди которых различают естественные (русский, казахский, немецкий и т. д.), искусственные ( категории философии и науки, геометрические линии и фигуры, математические символы и формулы) и вторичные (языки религии и искусства: иконические образы и символы веры, мелодия, танец, цвет и др.).
В отличие от жестко детерминированных и не подлежащих интерпретации знаков (например, дорожных), символы являются условными (например, когда человека сравнивают с “ лучом света”, выступление- с водой и т.п.) и конвенциальными (например, написание музыкальной ноты или математического символа). Поэтому интерпретация символа в значительной степени зависит либо от принадлежности воспринимающего к данной культуре, либо от его соответствующего образования.

Вопрос 9. В отличие от своей идеально существующей индивидуализированной формы, внеиндивидуальная культура представляет культуру общества, которая включает в себя созданные за всю историю существования данного народа и сохранившиеся продукты его творческой деятельности.
В зависимости от своего субъекта они образуют две взаимодействующих между собой социальных формы: народную и высокую культуры. Первую составляют произведения общенародного творческого гения: от мифов, фольклорных песен и танцев до прикладного характера, например, вышивания, росписи домашней и другой хозяйственной утвари, украшений одежды или зданий. К высокой культуре относятся авторские высокоинтеллектуальные тексты философии, науки, религии, художественной литературы, архитектуры, изобразительного и музыкального искусства.
В зависимости от смыслового (информационного) содержания текстов в культуре общества различают интеллектуальный, нормативный и художественно-эстетический уровни. Каждый из них представляет собой её специфическую подсистему, части которой демонстрируют историческое развитие духовного мира человека, его познавательных, нравственных и чувственно- эмоциональных способностей. Так, интеллектуальный уровень образует взаимосвязь мифов, философии и науки; нормативный - табу, морали и права; эстетический- первобытного, классического и современного искусства.
  1   2   3

Похожие:

Краткое содержание ответов на вопросы iconПрограмма Intel® Курс «Обучение для будущего»
Краткое изложение содержания Вашего проекта, включающее темы, изучаемые в рамках Вашего предмета, описание основных изучаемых концепций...
Краткое содержание ответов на вопросы iconОбсуждение ответов на поставленные вопросы в группах, затем озвучивание на всю группу с дублированием ответов на слайдах
Формирование понятия о вич – инфекции, ознакомление с путями заражения и мерами профилактики вич
Краткое содержание ответов на вопросы iconОсновные вопросы и краткое содержание: Характеристика мукомольного производства
Ознакомиться с характеристикой мукомольного производства. Изучить ассортимент и показатели качества муки
Краткое содержание ответов на вопросы iconКраткое содержание : Курс «Театр как система: понятия и вещи»
Краткое содержание: Курс «Театр как система: понятия и вещи» имеет трехчастную структуру («История театра», «Теория театра», «Театр...
Краткое содержание ответов на вопросы iconПриложение 8: Список переменных эксперимента “Аттитьюдные вопросы” Приложение 9: Графы ответов на тестируемые вопросы (эксперимент “Аттитьюдные вопросы”)
Рогозин, Д. М. Когнитивный анализ опросного инструмента. М. Фонд «Общественное мнение», 2002
Краткое содержание ответов на вопросы iconКраткое содержание об

Краткое содержание ответов на вопросы iconИнструкция : Внимательно прочитайте вопросы. На каждый из них Вам необходимо дать три ответа, оценив их в баллах. Ответ записывается в соответствующую клетку бланка ответов, где цифрами обозначены номера вопросов, а буквами клеточки для трех ответов
Инструкция: Внимательно прочитайте вопросы. На каждый из них Вам необходимо дать три ответа, оценив их в баллах. Ответ записывается...
Краткое содержание ответов на вопросы iconВопросы с одним правильным ответом
Всероссийской олимпиады по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите и будьте внимательны. Ответы заносите в бланк...
Краткое содержание ответов на вопросы iconТест 1 класс Содержание задания Варианты ответов
Кто из композиторов написал балеты: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»?
Краткое содержание ответов на вопросы iconКраткое содержание G/sps/N/bra/856
Реестр уведомлений, опубликованных Комитетом по Санитарным и фитосанитарным мерам вто
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница