Как формы отклоняющегося поведения несовершеннолетних методические рекомендации асоу 2011 удк 343. 85




Скачать 22,23 Kb.
НазваниеКак формы отклоняющегося поведения несовершеннолетних методические рекомендации асоу 2011 удк 343. 85
страница1/5
Дата04.02.2016
Размер22,23 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ


ПРОФИЛАКТИКА ДЕЛИНКВЕНТНОСТИ
КАК ФОРМЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ


Методические рекомендации


АСОУ
2011

УДК 343.85

ББК 88.47

П84


Профилактика делинквентности как формы отклоняющегося поведения несовершеннолетних: Методические рекомендации. – АСОУ, 2011. – 32 с.


В настоящем сборнике "Профилактика делинквентности как формы отклоняющегося поведения несовершеннолетних" рассматриваются вопросы отношения общества и государства к проблемам малолетних правонарушителей, условия формирования делинквентного поведения несовершеннолетних, даётся классификация категорий подростков-нарушителей, предлагаются методические рекомендации по работе с несовершеннолетними правонарушителями и их семьями в образовательном пространстве.

Методические рекомендации предназначены для руководителей и специалистов органов управления образованием, руководителей государственных образовательных учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования, муниципальных общеобразовательных учреждений Московской области, классных руководителей, психологов, социальных педагогов.


УДК 343.85

ББК 88.47


Редакционный совет:
Л.Н. Антонова – председатель,
В.Н. Ахренов, Т.Н. Ткачева


Рецензенты:
канд. пед. наук Н.Ф. Родичев,
канд. психол. наук В.Н. Шляпников


Изготовлено по государственному заказу Министерства образования Московской области.

Использование материалов целиком или частично допускается только с письменного разрешения заказчика по государственному контракту.

Все права принадлежат Министерству образования Московской области.


Изд. № 604. Формат 6090/16. Печать офсетная.
Уч.-изд. л. 1,58. Усл. печ. л. 2,00. Тираж 500 экз. Заказ № 612


© Министерство образования

Московской области, 2011

© АСОУ, 2011



ПРОБЛЕМЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ


Эффективность профилактики асоциального и антисоциального поведения несовершеннолетних напрямую зависит от уровня сформированности ценностно-смысловых установок и условий, обеспечивающих развитие личности подростка, его социальную адаптацию.

Задачи по раннему выявлению детей и подростков, склонных к девиантному поведению и наркозависимости – свидетельствуют о внимании государства и общества к вопросам успешной социализации тех категорий детей, у которых появляются факторы, способствующие возникновению негативных девиаций, в преддверии формирования устойчивых отклонений в поведении. Это категория детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, которая требует необходимости расширения сферы социально-педагогической поддержки, профилактики асоциального поведения и наркомании и смещения акцентов с методов превенции в сторону успешной адаптации и социализации развивающейся личности.

В современной научной литературе различные отклонения от социальных норм поведения рассматриваются как девиантное поведение, которое проявляется в различных формах. Причины возникновения поведенческих отклонений имеют общую основу и напрямую зависят от социальных процессов.

Проблемы понимания, предупреждения и коррекции девиантного поведения молодежи являются междисциплинарной областью научного исследования, а совокупные психолого-педагогические влияния играют ведущую роль.

Несмотря на то, что девиантное поведение как явление в подростковой среде не может не вызывать острый научный и практический интерес и тревогу психолого-педагогического сообщества в целом, в научной литературе эти вопросы недостаточно разработаны.

В условиях быстро изменяющегося общества, происходят деформации ценностных ориентаций и как следствие – отсутствие перспектив личностной самореализации. Современное подрастающее поколение представляет собой особую социальную группу, которая в условиях происходящих общественных трансформаций чаще всего оказывается наиболее уязвимой, вследствие чего вместо ожидаемых позитивных изменений, наблюдается резкий всплеск делинквентного (противоправного) поведения в обществе, и особенно в детской и молодежной среде [1]. По информации ГУВД по Московской области в 2010 г несовершеннолетними и при их участии совершенно 1779 преступлений.

Доля подростковой преступности по отношению к зафиксированным правонарушениям в 2010 г. составила 3%, из них тяжких преступлений – 26,2%, особо тяжких – 4,6%.

Увеличилось количество преступлений по сравнению с 2009 годом:

  • умышленное причинение тяжкого вреда здоровью на 23,1% (с 13 до 16);

  • квартирных краж на 11,5% (со 182 до 203);

  • фактов мошенничества на 6,9% (с 29 до 31);

  • фактов вымогательства на 9,1% (с 22 до 24).

Снизилось количество преступлений против собственности на 14,7% (с 1632 до 1392), в том числе:

  • разбоев на 26,1% (с 92 до 68);

  • грабежей на 23,8% (с 290 до 221);

  • краж на 6,3% (с 996 до 933);

  • угонов на 40,6% (со 160 до 95).

Эти факты подтверждают положение, основанное на выводах исследований делинквентных семей, о том, что родительская агрессия в отношении собственных детей, является значимым предвестником совершения в последующем преступлений против личности, но не против собственности [3].

В совершении противоправных деяний приняло участие 1665 подростков.

С 2009 г. увеличилось на 7,8% (со 156 до 168) число иногородних подростков, совершивших преступления на территории Московской области.

В состоянии алкогольного опьянения преступления совершили 94 подростка, в состоянии наркотического – три, в токсическом опьянении – один.

За 2010 г. снизилось количество общественно опасных деяний, совершенных подростками до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности и составило – 1083. В 2010 г. несовершеннолетними совершено 58 преступлений по линии незаконного оборота наркотиков.

В органы внутренних дел за различные правонарушения доставлено 22438 подростков, из них за употребление наркотических средств – 249, за употребление токсических веществ – 193.

За текущий период на территории Московской области выявлено 2097 подростков, требующих помощи со стороны государства, из них 246 иногородних. В учреждения системы профилактики помещены 1958 несовершеннолетних данной категории, в том числе в органы здравоохранения 1248, в социальные приюты 440, в ЦВСНП (центры временного содержания несовершеннолетних подростков) – 204.

На учете в ПДН УВД-ОВД состоят 6683 неблагополучных родителя, в отношении 1408 подготовлены материалы на лишение родительских прав, по ним 1111 лишены родительских прав.

На учете в ПДН УВД-ОВД состоит 12787 несовершеннолетних, из них 370 судимые подростки, 6028 поставлены на учет за употребление спиртных напитков, 198 – за употребление наркотических средств, 267 – за употребление токсических веществ, 2539 – за совершение общественно опасных деяний.

Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, учащимися учебных учреждений, за которыми закреплены школьные инспектора, сократилось на 17% (с 564 до 468).

На 7,2% (с 585 до 543) снизилось и количество общественно опасных деяний в учебных учреждениях, за которыми закреплены школьные инспектора.

Поставлено на учет 1482 неблагополучных родителя: состоит на учете 2849, направлено материалов на лишение родительских прав – 482.

Личность подростка в своем становлении является не только следствием, но и причиной социально этических действий, совершаемых в данной социальной среде. Экономические, политические, идеологические и социальные отношения исторически определенного типа общества преломляются и проявляются по-разному, определяя социальное качество каждого человека, содержание и характер его практической деятельности. Именно в ее процессе человек, с одной стороны, интегрирует социальные отношения окружающей среды, а с другой – вырабатывает свое особое отношение к внешнему миру. К элементам, составляющим социальные качества человека, относятся:

  • социально определенная цель его деятельности;

  • занимаемые социальные статусы и выполняемые социальные роли;

  • ожидания в отношении этих статусов и ролей;

  • нормы и ценности (т. е. культура), которыми он руководствуется в процессе своей деятельности;

  • система знаков, которую он использует;

  • совокупность знаний;

  • уровень образования и специальной подготовки;

  • социально-психологические особенности;

  • активность и степень самостоятельности в принятии решений.

Каждый человек имеет собственные идеи и цели, помыслы и чувства. Это индивидуальные качества, определяющие содержание и характер его поведения.

Подростки – это еще дети, которые находятся на пути к взрослой жизни. И их потребности – это еще потребности детей. Им необходимо знать, что их любят и принимают такими, какие они есть, что о них заботятся, поддерживают и дают возможность достижения и реализации собственных замыслов. Именно осознание своей ценности, важности для значимых взрослых помогает им психологически развиваться.

В основе прочных взаимоотношений с ребенком лежит безусловная любовь, не зависящая от качеств и особенностей личности, которая способна помешать развитию обидчивости и неполноценности. Разрыв здоровых связей во взаимоотношениях приводит к отклонениям в поведении (девиациям) и нарушениям социальных норм [6]. На развитие личности влияют две группы факторов: объективные (социально-экономические, стрессовые, специфически-семейные) и субъективные (особенности темперамента, характера и личностных адаптаций).

На сегодняшний день, уровень криминальной пораженности несовершеннолетних в полтора раза выше, чем у взрослых.

Социологические исследования последних лет свидетельствуют об увеличении темпов роста преступности в молодежной среде (преступность несовершеннолетних растет в 3,5 раза быстрее), криминогенная ориентация среди несовершеннолетних преступников фиксируется значительно чаще, чем среди взрослых.

Особое место в решении этих проблем, все-таки должны занимать психология и педагогика, поскольку среди многочисленных факторов, способствующих как появлению, развитию, так и профилактике девиантных проявлений в поведении ведущую роль играют совокупные психолого-педагогические влияния.

В работе с "трудными" подростками особое значение имеет проявление эмпатии, так как многие из них испытывают настоящую нехватку сочувствия, сопереживания. Согласно данным одного из отечественных исследований, 92,2% подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, чувствовали недостаток положительных эмоциональных контактов, находились в состоянии психологической изоляции в своих учебных коллективах. По данным Л.М. Зюбина, 35% подростков-правонарушителей проживают в семьях, для которых характерны нездоровые отношения между родителями и детьми, наличие ярко выраженных асоциальных установок, действующих в семье. Исследования Л.М. Зюбина, как и ряд других, показывают, что в последние годы влияние неблагополучной ситуации в семье на поведение подростка возросло. Многочисленные экспериментальные и эмпирические исследования позволили установить, что развитие склонности к насилию и ее закрепление в виде жизненного стиля личности обычно напрямую связано с недостатком эмпатии как у самой личности, так и у ее окружения. Причины, обусловливающие такое поведение, уходят корнями в раннее детство. Данные исследований убедительно свидетельствуют, что подавляющее большинство подростков, отличающихся делинквентным (противоправным) поведением, испытали в той или иной мере эмоциональную изоляцию: недостаток любви, недостаток родительской заботы и т.д.

Никто не отрицает несомненной важности проявления эмпатии в педагогическом контакте с такими детьми. Однако приходится с сожалением констатировать, что в реальности они не только испытывают дефицит сопереживания со стороны педагогов, но подвергаются еще большему давлению, нежели в семье. В некоторых случаях неспособность к проявлению эмпатии в сочетании с низким педагогическим профессионализмом существенно усугубляет процесс негативного развития личности подростка, напрямую приводит к дидактогениям. (Дидактогении – это причинение вреда нервно-психическому здоровью учащихся за счет непрофессиональных действий педагога). Например возведение в ранг педагогического приема шантажа, циничность которого не требует ни психологических, ни педагогических доказательств.

Механизмы децентрации и идентификации также играют важнейшую роль в процессе познания педагогом личности учащегося. Адекватность, полнота и глубина познания личности учащегося зависят именно от способности педагога побороть эгоцентризм, взглянуть на ситуацию глазами ученика, понять и принять точку зрения учащегося, наконец, встать на его место и рассуждать с его позиции. Все это становится возможным благодаря не только изначальным педагогическим способностям, но и специальным умениям. Следовательно, теоретические закономерности и прикладные аспекты познания педагогом учащихся должны обязательно рассматриваться как центральный элемент профессионально-педагогической подготовки.

Межличностные отношения в учебной группе должны формироваться педагогом целенаправленно в процессе педагогического общения. При этом на определенных – высших – стадиях ведущим источником становится саморазвитие коллектива. Но на начальных этапах центральное место в формировании высокого уровня межличностных отношений принадлежит педагогу. Эмпирически установлены различия в структуре общения преподавателей различного уровня педагогического мастерства. Так в структуре воздействий преподавателей высокого уровня на первом месте стоят воздействия организующего характера, а у преподавателя низкого уровня – дисциплинирующего. Эффективное педагогическое общение всегда направлено на формирование позитивной Я-концепции личности, на развитие у учащегося уверенности в себе, в своих силах, в своем потенциале. Позитивное отношение к личности учащегося и система приемов поощрения являются важной стороной педагогического общения. Однако само поощрение может быть как эффективным, так и неэффективным.

В настоящее время проблема познания педагогом личности учащегося приобрела особую актуальность, ибо она непосредственно связана с гуманистическими тенденциями, составляющими доминанту современного учебно-воспитательного процесса. Представляется бесспорным тот факт, что между продуктивностью педагогической деятельности и эффективностью познания личности учащихся существует тесная связь. Адекватное познание личности часто затрудняется действием феномена стереотипизации. Как и любой другой человек, педагог почти никогда не осознает влияния многих стереотипов на собственные оценки учащихся. Действие стереотипов не может быть однозначно оценено как негативное. В межличностном познании стереотипы играют негативную роль, если педагог жестко следует им и если их влияние приобретает абсолютный характер. Положительное же значение стереотипы приобретают в том случае, если педагог, опираясь на них, дает лишь вероятную оценку личности учащегося. Особая роль в процессе познания личности и общения с учащимися принадлежит эмпатии. Способность к сопереживанию не только повышает адекватность восприятия "другого", но и ведет к установлению эффективных, положительных взаимоотношений. В работе с "трудными" подростками проявление эмпатии имеет особое значение, так как для многих из них сопереживание является неудовлетворенной, дефицитной потребностью. Важнейшую роль в процессе познания педагогом личности учащегося играют механизмы децентрации и идентификации. Со способностью побороть свой эгоцентризм, взглянуть на ситуацию не со своей позиции, а глазами учащегося, со способностью понять и принять точку зрения учащегося, в существенной мере, связаны адекватность, полнота и глубина познания его личности. Все это возможно благодаря не только изначальным педагогическим способностям, но и специальным умениям, которые могут быть сформированы в процессе профессиональной психолого-педагогической подготовки.

Одной из главных причин криминализации детей и подростков является недостаточное (или неправильное) воспитание детей в семье и в учреждениях общего образования, вследствие которого происходит деформация мотивационной и ценностно-смысловой сферы подрастающего человека и образуются отрицательные тенденции в развитии его личности, которые служат психологической основой отклоняющейся социализации (в форме наркомании, алкоголизма, проституции, бродяжничества, преступных и других антисоциальных действий).

Подростковый возраст, сопровождаемый кризисами переходного периода и становления личности – одна из центральных психолого-педагогических проблем, направленных на решение вопросов успешной социализации и последующей интеграции во взрослую жизнь "трудных" подростков.

В этот период усиливается нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым. Чаще и в крайних формах проявляются жестокость и агрессивность, появляются все новые виды отклоняющегося поведения.

Поведение подростка – процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, имеющий форму, преимущественно, внешних действий и поступков.

Одним из наиболее существенных свойств человеческого поведения является то, что оно социально по своей сути, т.е. формируется и реализуется в обществе. В целом поведение личности отражает процесс ее социализации и интеграции в социум.

Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой. Девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы (психическое здоровье, права, культура, мораль) [6].

Юношеский возраст вообще и ранняя юность в особенности представляют собой группу риска формирования девиантного поведения, в том числе и его крайне деструктивной формы – делинквентного (противоправного и криминального) поведения.

На формирование девиаций в поведении влияют трудности переходного возраста, неопределенность социального положения подростков, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие дисциплину и самоконтроль – еще не сложились или не окрепли.

Подростковая делинквентность в подавляющем большинстве имеет чисто социальные причины – прежде всего, недостатки воспитания [3]. Если рассматривать семью как ячейку общества, то семья – это минисистема.

Любая система является оптимальной формой существования, поскольку выполняет важные жизнеобеспечивающие функции: защиту безопасности ее членов и удовлетворение основных базовых потребностей. С детского возраста люди организовываются в различные группы: пары (дружеские, семейные, профессиональные), классы, семьи, рабочие коллективы, села и города, страны и организации международного значения. Но система может быть как функциональной, так и дисфункциональной. Подавляющее большинство подростков со склонностью к делинквентности вырастают в дисфункциональных семьях.

Делинквентность далеко не всегда связана с аномалиями характера, с психопатологиями, однако при некоторых из этих аномалий, включая крайние варианты нормы в виде акцентуаций характера, проявляется как неустойчивость в отношении неблагоприятного воздействия непосредственного окружения, так и податливость пагубным влияниям.

Появление социально неодобряемых форм поведения говорит о состоянии, называемом социальной дезадаптацией. Как бы ни были разнообразны эти формы, они почти всегда характеризуются плохими отношениями с другими детьми: драками, ссорами или, например, агрессивностью, демонстративным неповиновением, разрушительными действиями или лживостью. Эти формы могут включать антиобщественные поступки, такие как воровство, прогулы школы и поджоги. Между этими различными формами поведения существуют важные связи. Они проявляются в том, что те дети, которые в раннем школьном возрасте были агрессивными и задиристыми, став старше, с большей вероятностью станут проявлять склонность к асоциальному поведению.

Все формы отклоняющегося поведения прямо или косвенно приводят к нарушению законодательных норм.

Девиантные и делинквентные формы поведения – это приспособление к социальным и психологическим реалиям отрочества и юности.

Динамизм психической деятельности подростка в одинаковой мере делает его податливым как в сторону социально-позитивных, так и в сторону социально-негативных влияний [7]. Подростковый возраст – это возраст социального импринтинга – повышенной впечатлительности ко всему тому, что делает человека взрослым. Следует признать справедливым утверждение Д.И. Фельдштейна о том, что самоутверждение подростка может иметь социально-полярные основания – от подвига до правонарушения.

Во всех образовательных учреждениях муниципальных районов Московской области существует множество программ и планов по формированию здорового образа жизни, профилактике наркомании, безнадзорности, экстремизма, суицидального поведения и т.д. Все эти программы и планы работы объединяет одно: объектом деятельности является успешная социализация и развитие индивидуальности ребёнка. Структурирование деятельности субъектов различных профилактических программ на основе общей нормативно-правовой базы и единого научно-методологического подхода позволит:

  • эффективно использовать имеющиеся ресурсы;

  • оптимизировать деятельность субъектов;

  • избежать дублирования в действиях (в том числе при проведении мониторингов, сборе данных и т.д.).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ ПО СОДЕРЖАНИЮ ИЗДАНИЯ
  1   2   3   4   5

Похожие:

Как формы отклоняющегося поведения несовершеннолетних методические рекомендации асоу 2011 удк 343. 85 icon-
Методические рекомендации предназначены для руководителей и специалистов органов управления образованием, руководителей государственных...
Как формы отклоняющегося поведения несовершеннолетних методические рекомендации асоу 2011 удк 343. 85 iconМетодические рекомендации хабаровск 2009 удк 61: 37(072) ббк 72 п 74 Подготовка и оформление дипломных работ и рефератов к итоговой аттестации: метод рекомендации / гоудпо «Ин-т повышения квалификации специалистов здравоохранения»
Методические рекомендации предназначены для слушателей и профессорско-преподавательского состава ипксз
Как формы отклоняющегося поведения несовершеннолетних методические рекомендации асоу 2011 удк 343. 85 iconЗмановская Е. В. 369 Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб пособие для студ высш учеб заведений
Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб пособие для студ высш учеб заведений. — М.: Издатель­ский центр «Академия»,...
Как формы отклоняющегося поведения несовершеннолетних методические рекомендации асоу 2011 удк 343. 85 iconМетодические рекомендации для студентов заочной формы обучения Брест Бргу имени А. С. Пушкина 2011 у дк 32. 001 Ббк 66. 0 Рекомендовано редакционно-издательским советом учреждения образования «Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина»
Политология: контрольные работы : методические рекомендации для студентов заочной формы обучения / Авторы-сост. Е. В. Скакун, М....
Как формы отклоняющегося поведения несовершеннолетних методические рекомендации асоу 2011 удк 343. 85 iconГипоксия (патофизиологические аспекты) Методические рекомендации Минск 2002 удк 612. 273. 2(075. 8)
...
Как формы отклоняющегося поведения несовершеннолетних методические рекомендации асоу 2011 удк 343. 85 iconЗаконопослушного поведения и профилактики саморазрушительного поведения несовершеннолетних ( учащихся 1 11 классов)
Программа по формированию законопослушного поведения и профилактики саморазрушительного поведения несовершеннолетних (учащихся 1...
Как формы отклоняющегося поведения несовершеннолетних методические рекомендации асоу 2011 удк 343. 85 iconМетодические рекомендации по подготовке письменных работ для слушателей 2 факультета заочной формы обучения Москва 2011
...
Как формы отклоняющегося поведения несовершеннолетних методические рекомендации асоу 2011 удк 343. 85 iconПневмококки методические рекомендации казань 1999 ббк 5264 удк 576. 851. 21(07) Печатается по решению Центрального координационно-методического совета Казанского государственного медицинского университета
Методические рекомендации предназначены для студентов медицинских институтов и университетов
Как формы отклоняющегося поведения несовершеннолетних методические рекомендации асоу 2011 удк 343. 85 iconМетодические рекомендации по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в муниципальных образованиях Краснодарского края деятельность штабов по взаимодействию в области организации участия граждан в охране
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – фз-120) и Закона Краснодарского края...
Как формы отклоняющегося поведения несовершеннолетних методические рекомендации асоу 2011 удк 343. 85 iconМетодические рекомендации по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения
Региональная экономика: методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов заочной формы обучения. – Вологда: виб, 2009....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница