Пределы знания, энергетика мозга и нейробиологичекий резонанс




НазваниеПределы знания, энергетика мозга и нейробиологичекий резонанс
Дата04.02.2016
Размер8,7 Kb.
ТипДокументы
Пределы знания, энергетика мозга и нейробиологичекий резонанс


Бурова Аделия-Влада


Пределы знания – это проблема современного экономического развития – экономики знаний. Образование и наука являются сферами трансмодального производства [3] этой модели экономики. Знание человекомерно и пределы знания как пределы доступной специалисту сложности знания, постоянно проявляются торможением технологического развития и технологическими катастрофами во всех сферах практики. Сегодня необходима более эффективная организация управления знанием в образовании и науке, включая и его нейрональный формат. Наблюдение паттернов активности мозга электрофизиологическим методом определения интенсивности церебрального энергетического обмена с помощью регистрации и анализа уровня постоянного потенциала головного мозга [6] позволило нам обнаружить феномен резонанса этих паттернов в коммуникации [2]. Феномен резонансной активности мозга в коммуникации мы относим к проявлению работы зеркальных нейронов – нейробиологическому резонансу. Наши опыты использования такого резонанса как расширения транзактной базы в образовании показали возможность резкого повышения доступной обучающемуся сложности знания.


В стремительно развивающемся мире необходимый объем знаний специалиста постоянно растет. В вузах это приводит к сокращению учебных часов на уже имеющиеся в программе курсы для введения новых. Но и это не позволяет включить в программу то, что необходимо изучить специалисту. Дальнейшая интенсификация обучения при действующих образовательных технологиях приводит к недопустимой перегрузке и ухудшению здоровья студентов и снижению качества обучения. Этот разрыв возможностей обучения и требований производства как недостаточный уровень подготовки выпускников высших учебных заведений становится одним из факторов, ограничивающих возможности дальнейшего экономического развития.

Мы обратились к статистике ЕГЭ как к наиболее масштабным программам измерений результатов обучения. Статистика ЕГЭ показывает, что лишь небольшая часть сдающих способны выполнять сложные задания группы С. Так в 2012 году более 80 баллов (проходной балл в МГУ и элитарных вузах) по русскому языку набрали 10,4% выпускников, по математике – 1,8% [5]. Это не позволяет большинству студентов осваивать сложные программы обучения. Проблема эффективного обучения в условиях невозможности его дальнейшей интенсификации становится одной из самых актуальных на сегодняшний день.

Несомненно, что такой сложный процесс как обучение включает в себя много различных компонентов, определяющих его эффективность. Одним из таких выделяемых нами компонентов является нейробиологический резонанс [1]. Нейробиологический резонанс в процессе обучения мы определяем как феномен повышения активности мозга обучаемого, повторяющего картину активности мозга обучающего – резонанс паттернов активности мозга [2]. Здесь мы опираемся на некоторые наши опыты наблюдения активности мозга в коммуникации, проведённые в лаборатории В.Ф.Фокина.

В теоретических основаниях мы используем позицию И.Бауэра (в вопросе не обучения, а научения животных): возможность такого резонанса обеспечивают зеркальные нейроны, которые не только способны к реализации определенной программы в собственном организме, но и могут активироваться при наблюдении или любом другом способе сопереживания выполнению данной программы другим индивидом [1]. Для объективной регистрации процесса подобного резонанса сегодня используется ЯМР-томография, ПЭТ. Эти приборы дороги и неудобны для исследования процессов обучения. Доступным по стоимости, более удобным и вполне достаточным для наших исследований является электрофизиологический метод определения интенсивности церебрального энергетического обмена с помощью регистрации и анализа уровня постоянного потенциала головного мозга [6]. Этот метод позволяет нам наблюдать вполне достаточную для наших задач общую картину активности мозга в педагогическом и терапевтическом общении – паттерны нейробиологического резонанса. Более того, согласно А.Н.Леонтьеву [4] мы можем формировать субъективные ощущения интенсивности церебрального энергетического обмена.

В наших исследованиях мы соединяем фундаментальную психологию и практическую психологию, построенные на совершенно разных методологических основаниях. Для этого мы осуществляем методологический переход от исследований феномена нейробиологического резонанса объективными методами фундаментальной психологии к теоретическим конструктам и паттернам практической психологии, её особенным эмпирическим, перцептивным и транзактным базам. Здесь мы разрабатываем обладающий необходимой объяснительной силой и потенциалом для создания новых коммуникативных технологий теоретический конструкт нейробиологического резонанса.

Учет нейробиологического резонанса как необходимого компонента эффективного обучения создает новые требования к процессу обучения и обеспечивает понимание необходимости его осуществления определенным образом.

Во-первых, для возникновения нейробиологического резонанса необходимо межличностное взаимодействие обучаемого и обучающего. Было экспериментально показано, что зеркальные нейроны срабатывают только при наблюдении за действиями биологического субъекта [1]. Поэтому обучение исключительно с помощью компьютерных программ и книжных руководств с этой точки зрения является неэффективным, они не могут заменить преподавателя.

Во-вторых, необходимо выполнение преподавателем действия, которому он хочет научить, сначала – как образец правильного действия, а затем – совместно с учеником. Именно в процессе совместного действия создаются условия для нейробиологического резонанса, появляется возможность перенять способ осуществления этого действия. Например, при решении задачи, преподавателем должен осуществляться процесс ее решения, а не простое воспроизведение готового заранее ответа.

Кроме того, в процессе совместной деятельности обучающего и обучаемого происходит передача определенного способа организации знания, модели управления этим знанием. В качестве примера такой особой организации знания можно упомянуть научные школы Л.С. Выготского, А.Р. Лурия. Необходимо наличие успешной, эффективной модели управления знанием у самого обучающего, передача которой происходит благодаря совместной деятельности и нейробиологическому резонансу в этой совместной деятельности.

Наши опыты и наблюдения проявления этого феномена – по И.Бауэру появляется особое состояние: «я чувствую то, что чувствуешь ты» (И.Бауэр, 2009, стр. 7) – показали, что при резонансном обучении возникают эффекты резкого повышения способности обучаемого выполнять недоступные ему ранее сложные задания. Переживание такого опыта резонанса хорошо знакомо учителю. Это лучшие и любимые ученики, которые мгновенно схватывают то, что стремится донести до них учитель. Однако выделение этих моментов профессиональной коммуникации как образовательных технологий и включение их в транзактную базу образования становится возможным только после открытия зеркальных нейронов и обнаружения феноменов нейробиологического резонанса и приборно наблюдаемого резонанса паттернов активности мозга.

Понимание нейробиологического резонанса как одного из условий эффективного обучения позволит иначе подойти к процессам обучения, поднять образование на совершенно иной уровень доступной сложности знания. Необходимо дальнейшее исследование роли нейробиологического резонанса в обучении, соответствующее развитие образовательных технологий и программ.

1. Бауэр И. Почему я чувствую то, что чувствуешь ты: Интуитивная коммуникация и секрет зеркальных нейронов. СПб.: Издательство Вернера Регена, 2009.

2. Бурова А.-В.В. Нейробиологический резонанс как фактор становления индивидуальности. // Психология индивидуальности: материалы IV Всероссийской научной конференции, г. Москва,22–24 ноября 2012 г. / отв. ред. А.Б. Купрейченко, В.А. Штроо; Нац. иссл. ун-т «Высшая школа экономики» М.: Логос, 2012. С.85.

3. Бурова А.В. Трансмодальная экономика знаний. Лифты образования. // Философия в современном мире: диалог мировоззрений: Материалы VI Российского философского конгресса (Нижний Новгород, 27–30 июня 2012 г.). В 3 томах. — Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, 2012. Т.2, С.333.

4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.

5. Официальный информационный портал Единого Государственного Экзамена: [Электронный ресурс]. М.,2001-2013. Режим доступа: http://www.ege.edu.ru, свободный. – Загл. с экрана.

6. Фокин В.Ф., Пономарева Н.В. Энергетическая физиология мозга. М.: «Антидор», 2003.

Похожие:

Пределы знания, энергетика мозга и нейробиологичекий резонанс iconПлан лекции: Общая характеристика функций спинного мозга Нейронная организация спинного мозга. Сегментарный и межсегментарный принцип работы спинного мозга
Спинальный шок. Характеристика спинального животного. Последствия полной и частичной перерезки спинного мозга
Пределы знания, энергетика мозга и нейробиологичекий резонанс iconЧто делать, если у вашего ребенка повреждение мозга
Детям с повреждениями мозга которые живут в угрожающем, пугающем и даже опасном мире
Пределы знания, энергетика мозга и нейробиологичекий резонанс iconПрограмма работы конференции Заезд участников 16 ноября (после 12. 00) 17 ноября (до 13. 00). Место проведения: Гостиница «Визит» (г. Челябинск, ул. Елькина, 76.)
«Подвижный фронтир»: методологические и теоретические основания историографического знания. История истории vs история науки: возможности...
Пределы знания, энергетика мозга и нейробиологичекий резонанс iconАлалия. Что это такое?
Обеспечивающих формирование высших корковых функций человека-речи и психики. Внутриутробная патология приводит к диффузному поражению...
Пределы знания, энергетика мозга и нейробиологичекий резонанс iconПланы семинарских занятий по дисциплине «основы психофизиологии и нейропсихологии»
Методы изучения работы головного мозга (электроэнцефалография, вызванные потенциалы, топографическое картирование электрической активности...
Пределы знания, энергетика мозга и нейробиологичекий резонанс iconМетодология оценки уровня сформированности компетенций студентов Елисеев И. Н., профессор кафедры «Энергетика и безопасность жизнедеятельности» юргуэс, к т. н., доцент
Елисеев И. Н., профессор кафедры «Энергетика и безопасность жизнедеятельности» юргуэс, к т н., доцент
Пределы знания, энергетика мозга и нейробиологичекий резонанс iconДцп что это такое?
Дцп – что это такое? Детский церебральный паралич развивается вследствие поражений головного мозга — внутриутробного, в родах, а...
Пределы знания, энергетика мозга и нейробиологичекий резонанс iconУскорение электронов в радиационных поясах косыми вистлерными волнами большой амплитуды: ландау резонанс

Пределы знания, энергетика мозга и нейробиологичекий резонанс iconВопросы к курсу «Ядерная магнитная релаксация» (Магнитный резонанс), «Спектроскопия магнитного резонанса» (мед физика) 2012/2013 Билет №
Вопросы к курсу «Ядерная магнитная релаксация» (Магнитный резонанс), «Спектроскопия магнитного резонанса» (мед физика) 2012/2013
Пределы знания, энергетика мозга и нейробиологичекий резонанс iconСписок обязательной литературы по неврологии для интернов и ординаторов Г. А. Акимов. Начальные проявления сосудистых заболеваний головного мозга. Л-д., Медицина, 1983
Г. А. Акимов. Начальные проявления сосудистых заболеваний головного мозга. Л-д., Медицина, 1983, 220с
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница