Методические указания по организации самостоятельного выполнения выпускных квалификационных работ для студентов специальностей 030508, 03050801, 03050801 «Финансы и кредит» всех форм обучения




Скачать 19,01 Kb.
НазваниеМетодические указания по организации самостоятельного выполнения выпускных квалификационных работ для студентов специальностей 030508, 03050801, 03050801 «Финансы и кредит» всех форм обучения
страница1/4
Дата04.02.2016
Размер19,01 Kb.
ТипМетодические указания
  1   2   3   4

министерство образования и науки, молодежи и спорта украины

Сумский государственный университет




3476 методические указания


по организации самостоятельного выполнения

выпускных квалификационных работ


для студентов специальностей

6.030508, 7.03050801, 8.03050801 «Финансы и кредит»

всех форм обучения





Сумы

Сумский государственный университет

2013

Методические указания по организации самостоятельного выполнения выпускных квалификационных работ / составители: П. В. Тархов, В. Н. Боронос, А. А. Захаркин, Н. А. Антонюк, О. П. Дедова. – Сумы : Сумский государственный университет, 2013. – 52 с.


Кафедра финансов и кредита


содержание С.


введение …………………………………………………………..…..4

1 Принципы выполнения квалификационных

работ ……………………………………………………………….…5

2 общие правила экспертизы диссертации …………...26

3 требования к оформлению диссертаций и

авторефератов диссертаций ……………………………...33

3.1 Общие положения и правила к оформлению структурных элементов диссертаций.………………………………………....33

3.2 Общие положения и правила к оформлению автореферата диссертаций……………………………………………………...38

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….….…41

Приложение А (обязательное) Этапы официальной экспертизы диссертаций.…….........................................................................................46

Приложение Б (обязательное) Характеристика новизны и оригинальности диссертационного исследования…………………....47

Приложение В (справочное) Титульный лист диссертации………....48

Приложение Г (справочное) Страница 1 обложки автореферата…....49

Приложение Д (справочное) Страница 2 обложки автореферата..….50

Приложение Е (справочное) Примеры нумерации разделов, подразделов, пунктов, подпунктов, аннотации…….…………….…...51

Введение


Высшая школа готовит специалистов к решению любых задач, которые поставит перед нами жизнь. Для подготовки таких специалистов преподаватели вузов должны иметь соответствующую квалификацию, основой которой является умение ставить и решать задачи по получению и практическому использованию совершенно новых знаний о всех элементах окружающего мира, т.е. иметь ученую степень и звание и уметь научить этому будущих специалистов, для чего сами должны защитить диссертации.

Диссертация – это квалификационный труд, удостоверяющий способность и умение преподавателя решать задачи по поиску неизвестных ранее сведений в какой-либо области знаний (для теоретических работ) и человеческой деятельности для прикладных работ.

От других научных работ (собственно, монографий) диссертация отличается индивидуально личным характером исследований и выводов (рекомендаций).

Диссертация, в частности, и научные исследования выполняются по особой методологии и технологии деятельности, опираются на общую мировую и национальную системы организации и управления научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими работами, регулируются обязательными нормативными документами, соответствие которым свидетельствует об адекватности и зрелости исполнителей как научных работников.

Методические указания устанавливают общие принципы выполнения квалификационных работ: выбор тематики, структура, объемы и требования к оформлению.

1 Принципы выполнения квалификационных работ


Сущность экономической (любой) диссертации или дипломной работы – это простое новое описание лучшего бизнес-процесса(ов) или новый (оригинальный) научный эталон для объекта исследования. Для решения этой задачи необходимо выяснить природу факторов (движущих причин) объекта с точки зрения предмета (специальности) диссертации.

Общим решением указанной задачи являются проект предложений и рекомендации по достижению в работе условий устойчивой (равновесной) деятельности избранного объекта исследования, которые являются ситуацией максимальной эффективности деятельности данного объекта в данном пространственно-временном континууме, выполненный на основе анализа существующей реальности.

Однако в условиях транзитивной (переходной) экономики возможным частным решением могут быть научно обоснованные и проверенные на практике решения исследовать классический подход, т.е. известный ранее, но конкретно приспособленный к современным условиям производства и организации жизнедеятельности (тем более для магистров).

В этом случае особенно насущим является конкретизация так называемой актуальности, т.е. не только целесообразности, но признанная необходимость работы для развития страны, отрасли или сферы деятельности в современных условиях со ссылками на соответствующие документы и признанные научные авторитеты, в т.ч. и зарубежные.

Поэтому все экономические диссертации, их рефераты и заключения советов по защите начинаются с обоснования актуальности диссертации, т.е. выявленной необходимости в трансформации каких-либо конкретных экономических отношений в производстве, распределении и потреблении продукции в широком смысле, который включает в себя, кроме собственно организации конкретного производства материальных благ, рациональное природопользование, интеллектуальную (когнитивную) деятельность, предпринимательскую (т.е. пионерную разработку) в экономической интерпретации человеческой деятельности, духовно-культурном развитии человека и его объединений, формировании прогрессивных институтов стабильности и конкурентоспособности человека, коллективов и общества.

Для этого необходимо иметь достаточную ознакомленность с основами естествознания, технологией производства материальных и интеллектуальных благ, экономикой, организацией и управлением (менеджментом) человеческой деятельности как в области материальных благ, так и всех видов услуг (инфраструктурных, медицинских, образовательных, информационных, логистических, экологических, финансовых и менеджерских и т.д.)

Важно также ознакомиться с институционально-правовой формой существования этих областей человеческой (социальной) жизни.

Избрав область своих научных усилий (диссертация должна иметь и научную новизну, и практическое значение), необходимо углубить и конкретизировать свои знания в избранной области, изучая лучший мировой опыт теоретической и практической деятельности, чтобы сформулировать достаточно оригинальную основную идею решения проблемы (задачи), показанной в актуальности, поскольку в хорошей диссертации эта идея должна прослеживаться «красной нитью» во всей диссертации.

Учитывая общую отсталость стран СНГ для определения актуальности, адекватной мировому развитию, необходимо обязательно ориентироваться на опыт мирового общества при выявлении проблем (для докторских диссертаций) и проблемных ситуаций (для аспирантов и соискателей кандидатских и магистерских диссертаций). Проблема – это беспокойство, для разрешения которого нет конкретных знаний и алгоритмов, т.е. нужны принципиально новые знания, в т.ч. открытие новой отрасли науки или новой парадигмы в существующей. Проблемная ситуация – это когда известно, что и как делать, но не сказано, каким образом устранить это «возмущение» в процессах конкретной жизнедеятельности, т.е. как решить эту научно-прикладную задачу в рамках существующих парадигм, т.е. существующих концептуальных моделей в разных областях (основных идей).

В первом приближении выявить актуальные диссертационные проблемы помогут средства массовой информации, рассчитанные на узкий круг слушателей, зрителей, читателей. Естественно, в настоящее время достаточно адекватную, достоверную и общественно значимую в мировом (демократическом) понимании информацию легко найти в Интернете.

В соответствии с рекомендациями по подготовке и защите диссертаций в Украине темы диссертаций увязывают, как правило, с направлениями основных научно-исследовательских работ научных учреждений и организаций, утверждают учеными (научно-техническими) советами для каждого соискателя персонально с одновременным назначением научного руководителя.

Докторская диссертация должна содержать раньше не защищенные научные положения и полученные автором новые научно обоснованные результаты в определенной отрасли науки, которые в совокупности решают важную научную или научно-прикладную проблему.

Кандидатская диссертация (магистерская) должна содержать результаты проведенных автором исследований и полученных новых научно обоснованных результатов, которые в совокупности решают конкретное научное задание, имеющее существенное значение для определенной отрасли науки и практики.

Диссертация как научная работа отличается от опытно-конструкторских разработок тем, что самые сложные инженерные разработки должны удовлетворять техническим требованиям, которые базируются на всем известных и проверенных закономерностях. При этом в подавляющем большинстве случаев инженерная разработка может считаться успешно выполненной, если параметры созданного прибора или системы отвечают техническому заданию. Диссертация содержит в себе научный результат, то есть ранее неизвестные знания, а инженерная разработка – техническое решение, полученное на основе или в пределах установленных знаний или закономерностей. Следовательно, в диссертации должны быть формулировки о получении и развитии новых теоретических и научно-методических разработок и их практической значимости.

Научная работа давно уже имеет не индивидуальный, а коллективный характер. Учитывая это, надо предварительно продумать вклад каждого участника проводимого исследования (базовое для написания диссертации) и конкретно автора диссертации. Следует проверить, насколько отвечает личный вклад диссертанта в опубликованных трудах, написанных в соавторстве, результатам, вынесенным на защиту, и сопоставить этот результат требованиям АК к диссертациям. Небрежность в таких вопросах может привести к возможным обвинениям со стороны специализированного ученого совета и АК в научной непорядочности.

Поэтому очень важно получить в свое распоряжение оригинальную технико-экономическую информацию об объекте потенциального диссертационного исследования. Это могут быть материалы реальных курсовых, дипломных работ, участие в грантовых исследованиях, материалы, выполненные по научному содружеству (на безоплатной основе), технико-экономические проекты, записки для вышестоящих органов, коммерческие предложения, рекламные проспекты, материалы выставок, буклеты, описание передового опыта и т.д., в том числе с указанием их несовершенства и недостатков в работе.

І На этой основе выбираются область и тема диссертации, составляется предварительное тезисное описание. Далее эти материалы ложатся в основу бесед, докладов и публикаций, обсуждаются на кафедрах, в лабораториях с научными консультантами и коллегами и апробируются на любых научно-технических и социальных форумах.

Рабочее введение в замысел диссертационной кампании (актуальность). Формулируется предварительная основная (научная) цель исследования. Т.е. в какой отрасли, какую проблемную ситуацию предполагается решить в организации, экономике или финансах объекта, т.е. исправить (устранить) недостатки в работе объекта (субъекта экономики).

Цель исследования – это запланированный результат. Результат должен быть конструктивным, то есть направленным на выработку общественного полезного продукта с лучшими, чем были, показателями качества или процесса, более экономного достижения результата.

Из анализов недостатков в работе вытекают проблемы, которые нужно решить – от основной гипотезы до конкретных задач, в т.ч. определить предмет исследования (главную задачу) и основную гипотезу о способе (характере) исследования.

Из гипотезы (предположения об обосновании возможности работы) вытекает тема исследования (диссертации).

Из темы вытекает необходимая информация, а значит: объект, область работы и предмет. Детально конкретизируется гипотеза, что и как сделать для решения главной проблемы – цели – и еще раз уточняются объект исследования и соответствующее место работы (исследований). После согласования (утверждения) темы диссертации подбирается адекватная этой теме (цели) информация.

Для выполнения диссертационной (дипломной) работы необходимо создать свою информационно-экспертную базу, которая обеспечит исследования специальными знаниями для построения профессионально-компетентных суждений о путях повышения результативности и эффективности объекта диссертации в отношении предмета (специальности) диссертации.

Само собой подразумевается знакомство с основными учебными пособиями по технологии и организации (в том числе и зарубежными) деятельности в избранной области исследований на уровне профессионалов, т.е. возможности обсуждения основных идей на их уровне и формулировки интересных профессиональных (авторских) предложений и помощи в их внедрении и публикации.

Информационная база является произвольным собранием (например, каталог библиотечных карточек или папок с выписками) сведений о назначении объекта, его места в жизнедеятельности популяции; устройстве и организации деятельности; роли и места в окружающей среде; принципах функционирования и менеджмента; жизненном цикле и обмене веществ, финансами и энергией, информацией с другими объектами; правовое положение; кадровый состав и характер управления персоналом и т.п. Особенно интересны все сведения о потерях и недостатках в выполнении основных функций и способах воздействия на окружающий мир (предусмотренные и непредусмотренные). Задача системы – предоставить конкретные спасительные зацепки для выработки рекомендаций по изменению роли, места и порядка функционирования объекта в части эффективности выполнения задач и функций, относящихся к предмету (специальности) диссертации. Результаты, выносимые на защиту, т.е. ранее неизвестные знания о природе явления, его закономерностях, должны быть теоретически новыми (оригинальными), достоверными и надежными. Важно показать, что здесь есть интересные задачи, и они имеют прекрасные решения, которые полностью поддаются объяснению на понятном всем языке. То есть информации должно хватить на полное исследование системы, которая еще не существует на данный момент времени, и при этом требуется оценить ее эффективность, стоимость, а также влияние отдельных элементов (параметров), относящихся к специальности диссертации.

Поэтому главнейшим элементом информационной базы является наличие сведений о передовом мировом опыте выполнения данных задач и функций, их истории, развитии характеристик и показателей эффективности сходных объектов, а также принципов и моделей экономики, организации и менеджмента, подходящих для внедрения на данном объекте.

Учитывая сложность в получении конкретной информации о базовом объекте хозяйствования (деятельности) по мотивам ложной многозначительности и пресловутой коммерческой тайны, в информационно-экспертной базе диссертации очень необходимы (полезны для успеха) любые конкретные сведения о работе данного объекта или его аналогов, как отечественных, так и зарубежных, в виде отрывков или деталей технико-экономической, в т.ч. коммерческой, информации из центральной или местной печати, рекламных проспектов, буклетов и информационных листов, передач телевидения, а также курсовых и дипломных проектов, проектов реконструкции, развития, инвестирования, материалы совещаний разного таксономического и иерархического уровня и даже современной научно-методической литературы, прежде всего зарубежного передового опыта. То есть, если исследования и сама диссертация тяготеют к теоретическому виду, то даже мелкие конкретные детали придадут работе нужную конкретность, достоверность и надежность, т.е. сделают ее реалистичной, хотя, конечно, хорошая работа – это реальная работа, имеющая конкретный адрес экспериментирования и реальные рекомендации по внедрению.

Хотя для большинства молодых людей информация на компьютерном экране является естественной, но для обеспечения возможности наглядного представления об общей структуре и логике всей работы помогают бумажные (материальные) носители, чтобы охватить одним взглядом выражение всей работы. Такое представление помогает в ходе подготовки к защите работы существенно (кардинально) изменить акценты и тем более всю логику доклада в свете последних данных общественной жизни и параллельных работ в данном направлении.

Основное содержание диссертаций, как и большей части другой документации, представлено в грамматических символах, т.е. речью (посредством второй сигнальной системы) – обычным способом мышления человека. Чем больше в ней адекватной терминологии, тем речь богаче с научно-технической стороны и тем адекватнее и лаконичнее в ней изложение научных категорий. Однако как животное человек мыслит с помощью ощущений и восприятий непосредственно, и эти сигналы (образы) первенствуют в жизни всех животных, включая homo sapiens. Эти сигналы воздействуют на эмоциональное состояние непосредственно, а значит, быстрее воспринимаются, понимаются и запоминаются, поэтому вся учеба и практическая деятельность человека невозможны без иллюстративного материала. Хорошая диссертация обычно содержит хорошие (понятные, оригинальные) иллюстрации.

Все люди всего мира с детства помнят орбитальные схемы устройства Солнечной системы; планетарное строение атома; рисунки внутреннего строения цветков, обеспечивающего половое размножение с помощью насекомых; изображение двойной спирали ДНК, обеспечивающее с помощью повторов комбинаций нескольких простых веществ гигантское многообразие всего живого; изображение земного шара в разрезе, обеспечивающее возникновение вулканов и землетрясений; карты расселения человека и особенности этих территорий и человеческих сообществ; карты синоптической обстановки для предсказания погоды; схематические рисунки внутреннего устройства машин, объединяющие их принципы работы и эксплуатации и делающие понятным великую незыблемость Второго закона термодинамики; формулу «товар-деньги-товар», показывающую сущность рыночных отношений; формулу производственной функции, объединяющей все факторы производства в единую систему равнозначных частей, и т.д. и т.п.

И если диссертант не может изобразить (отобразить) основные идеи и результаты своих исследований, то он их и не понимает, т.е. они ему не принадлежат. В лучшем случае это просто компиляция банальных вещей и в сущности научные исследования не его дело. Все великие и не очень открытия (обобщения) в человеческой жизни отображались конкретными иллюстрациями, которые мы все помним, хоть и не всегда можем воспроизвести их суть в лаконичной вербальной форме, поскольку в память врезается зрительный образ первой сигнальной системы. Но ученые должны уметь соединить эти два типа мышления и одновременно обратиться к каждому из них.

  1   2   3   4

Похожие:

Методические указания по организации самостоятельного выполнения выпускных квалификационных работ для студентов специальностей 030508, 03050801, 03050801 «Финансы и кредит» всех форм обучения iconМетодические рекомендации по написанию, оформлению и защите выпускных квалификационных работ
Методические рекомендации по дипломному проектированию и выполнению выпускных квалификационных работ для студентов всех форм обучения...
Методические указания по организации самостоятельного выполнения выпускных квалификационных работ для студентов специальностей 030508, 03050801, 03050801 «Финансы и кредит» всех форм обучения iconМетодические рекомендации по написанию, оформлению и защите выпускных квалификационных работ
Методические рекомендации по дипломному проектированию и выполнению выпускных квалификационных работ для студентов всех форм обучения...
Методические указания по организации самостоятельного выполнения выпускных квалификационных работ для студентов специальностей 030508, 03050801, 03050801 «Финансы и кредит» всех форм обучения iconМетодические рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных работ для студентов всех форм обучения по специальности 030301. 65 «Психология»
Методические рекомендации предназначены в помощь студентам-психологам всех форм обучения (очной, заочной, очно-заочной) ноу впо ипи...
Методические указания по организации самостоятельного выполнения выпускных квалификационных работ для студентов специальностей 030508, 03050801, 03050801 «Финансы и кредит» всех форм обучения iconМетодические указания по дипломному проектированию и защите дипломной работы для студентов всех форм обучения Специальность 080105 Финансы и кредит
Финансы и кредит №180 эк/сп от 17. 03. 2000 г и в соответствии с рабочим учебным планом специальности 060400 (080105) Финансы и кредит,...
Методические указания по организации самостоятельного выполнения выпускных квалификационных работ для студентов специальностей 030508, 03050801, 03050801 «Финансы и кредит» всех форм обучения iconМетодические рекомендации по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ для студентов, обучающихся по специальности 030501. 65 «юриспруденция»
Валификационной работ. Сформулированы требования к тематике, содержанию, порядку выполнения, структуре, библиографическому описанию...
Методические указания по организации самостоятельного выполнения выпускных квалификационных работ для студентов специальностей 030508, 03050801, 03050801 «Финансы и кредит» всех форм обучения iconМетодические указания к выполнению контрольной работы для студентов специальностей 080105 «Финансы и кредит»
«Финансы и кредит», 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080507 «Менеджмент организации»
Методические указания по организации самостоятельного выполнения выпускных квалификационных работ для студентов специальностей 030508, 03050801, 03050801 «Финансы и кредит» всех форм обучения iconМетодические указания для выполнения лабораторных работ по курсу «Резание материалов» для студентов специальностей 120100 всех форм обучения Одобрено
Измерение геометрических параметров режущего клина инструментов (на примере резцов)
Методические указания по организации самостоятельного выполнения выпускных квалификационных работ для студентов специальностей 030508, 03050801, 03050801 «Финансы и кредит» всех форм обучения iconМетодические указания для выполнения контрольных работ по курсу «Философия»
Методические указания для выполнения контрольных работ по курсу «Философия» (для студентов 2-3 курсов заочной формы обучения всех...
Методические указания по организации самостоятельного выполнения выпускных квалификационных работ для студентов специальностей 030508, 03050801, 03050801 «Финансы и кредит» всех форм обучения iconМетодические указания для выполнения практических работ по курсу «Теория резания» для студентов специальностей 120100 всех форм обучения Одобрено
Экспериментальным путем установить влияние на усадку стружки: скорости резания V, подачи S
Методические указания по организации самостоятельного выполнения выпускных квалификационных работ для студентов специальностей 030508, 03050801, 03050801 «Финансы и кредит» всех форм обучения iconМетодические указания по выполнению выпускных квалификационных работ составлены на основании Государственного образовательного стандарта по специальности 080105.
Методические указания по выполнению выпускных квалификационных работ составлены на основании Государственного образовательного стандарта...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница