Программа по дисциплине по выбору по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 36 (1 зет) Всего аудиторных занятий, час. 10 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 26




НазваниеПрограмма по дисциплине по выбору по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 36 (1 зет) Всего аудиторных занятий, час. 10 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 26
Дата04.02.2016
Размер26,6 Kb.
ТипПрограмма
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ М.А. ШОЛОХОВА


Язык в социолингвистическом аспекте


Программа по дисциплине по выбору


по специальности 10.02.01 – Русский язык


Всего учебных часов 36 (1 ЗЕТ)


Всего аудиторных занятий, час. 10

Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 26


МОСКВА 2011

Пояснительная записка


Дисциплина «Язык в социолингвистическим аспекте» является дисциплиной по выбору и входит в образовательную составляющую структуры программы послевузовского профессионального образования (ОД.А.07). Программа дисциплины разработана на основе паспорта научной специальности 10.02.01 – «Русский язык» с учетом особенностей сложившейся научной школы проф. Е.И.Дибровой и программы кандидатского экзамена по специальности «Русский язык».

Название курса «Язык в социолингвистическом аспекте» подразумевает изучение функционирования языка в обществе, вариативности языка, связанной с социальными факторами. Данная дисциплина предполагает изучение основных видов взаимоотношений между языком, личностью, государством и обществом, исследование проблем, связанных с социальной природой языка, его общественными функциями и воздействием социальных факторов на язык. Выбор этой дисциплины вызван необходимостью развития у аспирантов языкового чутья для ориентации в активных процессах, происходящих в литературном русском языке на современном этапе его развития, формированию навыков социолингвистического сбора и обработки языковых данных.

В процессе освоения дисциплины обучающиеся должны овладеть социолингвистической компетенцией. Она предполагает осведомленность об условиях, которыми детерминируются языковые формы и манера выражения, таких как среда, отношения между коммуникативными партнерами, коммуникативная интенция, отношения между лингвистическими сигналами и их контекстуальным и ситуативным значением (т.е. значением, которым обладает носитель языка). Успешное освоение курса должно способствовать развитию научно-исследовательских способностей при написании кандидатской диссертации.


Основные цели и задачи дисциплины


Целью данной дисциплины является изучение общественной обусловленности возникновения, развития и функционирования языка и его активной роли в жизни общества. Важнейшая задача заключается в том, чтобы дать студентам систему понятий и исследовательских приемов для объяснения языковых и речевых явлений как отражения взаимовлияния социальных и лингвистических факторов, сформировать у аспирантов систему теоретических знаний основных проблем социолингвистического аспекта изучения языка и  ее методической базы.

Задачи:

- знать предмет, цели и задачи изучаемой дисциплины;
- усвоить основные понятия и термины социолингвистики;
- изучить взаимоотношения между языком и обществом (язык и культура, язык и история, язык и этнос, и церковь, и   школа, и политика, и массовая коммуникация);
- изучить ситуации выбора говорящими варианта языка (или элемента, единицы языка);
- изучить особенности языка разных социальных и  возрастных групп говорящих.


Распределение часов учебных занятий по семестрам


Название дисциплины

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестры

Аудитор

ные

Самост. работа

Язык в социолингвистическом аспекте

Лекции

10

26

2




Общий объем часов по дисциплине

10

26

36



Содержание дисциплины

1. Социальная стратификация языка. Предмет, объект исследования, цели и задачи социолингвистического изучения языка. Социолингвистика как наука, изучающая обусловленность языковых явлений и использование языковых единиц социальными факторами. Объект исследования социолингвистики. Основные понятия, проблематика, задачи исследования. Понятийный аппарат социолингвистики. Основные понятия социолингвистики: языковой коллектив, социально-коммуникатив ная система, стратификационная и ситуативная вариативность языка, социальные диалекты, социолингвистические переменные. Направления социолингвистических исследований. Понятие макро- микросоциолингвистики. Синхроническая и диахроническая социолингвистика. Теоретическая и экспериментальная социолингвистика. Проблемы, исследуемые прикладной социолингвистикой. Методы социолингвистических исследований. Методы социолингвистики как синтез лингвистических и социологических процедур. Методы полевого исследования (экспериментальное исследование, анкетирование, интервьюирование, непосредственное наблюдение, тестирование) и методы социолингвистического анализа языкового материала (контент-анализ, интент-анализ, дискурс-анализ). Обзор социолингвистических исследований современного русского языка и иностранных языков.

2. Типология языковых ситуаций.

Понятие языковой ситуации. Экзоглоссная и эндоглоссная языковая ситуация. Дифференциальные признаки языковых ситуаций. Причины несбалансированности языковых ситуаций. Диглоссия - особый вид несбалансированного двуязычия. Билингвизм и диглоссия. Статус языков в полиязычных государствах. (государственные языки и др.). Функциональное двуязычие. Культовые и неродные языки. Конфессиональные факторы социальной истории языков. Язык и религия. Народы и религии на карте мира в прошлом и настоящем. Связь языка и религии с народным менталитетом. Неконвенциальная трактовка знака в религиях. Писания. Функциональное двуязычие культового и народного языков. Иерархия конфессиональных жанров ее влияние на письменную культуру. Языковая ситуация и языковая политика. Национально-языковая политика.

3. Язык и культура. Лингвосоциокультурологические проблемы языковой коммуникации. Язык и культура, понимаемая как комплекс представлений того или иного народа о мире. Национально-культурная специфика речевого поведения. Языковая картина мира (ЯКМ). Культурное и природное в языке. Общечеловеческий культурный компонент в языковой семантике. Безэквивалентная лексика и лакуны. Денотативные различия лексических соответствий. Коннотативное своеобразие переводных эквивалентов. Национально-культурные особенности внутренней формы слова. Становление национальных языков. Соотношение литературного языка и диалектов, социолектов. Формы существования языка как одна из конкретных форм его структурной организации и функционирования в человеческом обществе (основные и второстепенные). Природа языковых норм. Барьеры норм, открытые границы и «пограничные зоны» (между литературным языком и диалектом, просторечием и арго). Факторы в динамике нормы. Литературный язык как высшая форма существования языка. Своеобразие нормативно-стилистического уклада разных языков. Факторы национально-исторического своеобразия литературных языков.

4. Речевое поведение. Национально-культурная специфика речевого поведения. Речевая ситуация как ситуация, составляющая контекст высказывания. Понятие социальной роли и социального статуса. Понятие речевого поведения. Характеристика речевого поведения. Особенности речевого поведения в разных социальных группах. Связь речевого поведения с социальным статусом коммуникантов и их коммуникативными ролями. Социально маркированные способы выбора и употребления языковых средств и особенности речевого поведения. Речевое взаимодействие. Речевое общение и социальные роли говорящих. Влияние ролевых стереотипов на речевую деятельность. Понятие субкода и ролевой экспектациии. «Матрица общения». Симметричные и ассимметричные ситуации общения. Соотношение понятий роли и функционального стиля. Классификация ролей. Социопсихологический подход к трактовке понятия роли.

5. Языки межэтнического общения. Международные и мировые языки. Искусственные языки-посредники. Языки в контексте мировой цивилизации. Языковые образования. Распределение языковых образований по сферам общения. Языки межэтнического общения: койне, пиджины. Креолизация пиджинов и креольские языки. Многоязычие. Процессы контактирования языков: двуязычие и диглоссия; интерференция как результат языковых контактов в двуязычии. Международные и мировые языки. Искусственные языки-посредники.


Лекционный курс



Порядковый номер лекции

Раздел, тема учебного курса, содержание лекции

Количество часов

1.


2.


3.


4.


5.

Раздел 1. Социальная стратификация языка.

Тема 1. Основные понятия, направления и методы социолингвистического изучения языка

1) Предмет, объект исследования, цели и задачи социолингвистического изучения языка.

2) Понятийный аппарат социолингвистики.

Основные понятия социолингвистики: языковой коллектив, социально-коммуникатив ная система, стратификационная и ситуативная вариативность языка, социальные диалекты, социолингвистические переменные.

3)Направления социолингвистических исследований.

Понятие макро- и микросоциолингвистики. Синхроническая и диахроническая социолингвистика. Теоретическая и экспериментальная социолингвистика. Проблемы, исследуемые прикладной социолингвистикой.

4) Методы социолингвистических исследований.

Методы полевого исследования (экспериментальное исследование, анкетирование, интервьюирование, непосредственное наблюдение, тестирование) и методы социолингвистического анализа языкового материала (контент-анализ, интент-анализ, дискурс-анализ).

Раздел 2. Типология языковых ситуаций.

Тема 2. Языковая ситуация – определение, дифференциальные признаки, типы.

1) Понятие языковой ситуации и ее дифференциальные признаки.

2) Двуязычие – билингвизм – диглоссия – функциональное двуязычие.

3) Язык и религия: типы взаимодействия конфессионального и светского языков.

4) Языковая ситуация и языковая политика.

Раздел 3. Язык и культура.

Тема 3. Лингвосоциокультурологические проблемы языковой коммуникации.

1) Языковая картина мира. Своеобразие нормативно-стилистического уклада разных языков.

2) Становление национальных языков. Соотношение литературного языка и диалектов, социолектов. Формы существования языка как одна из конкретных форм его структурной организации и функционирования в человеческом обществе (основные и второстепенные).

3) Природа языковых норм. Факторы в динамике нормы.

4) Литературный язык как высшая форма существования языка. Факторы национально-исторического своеобразия литературных языков.

Раздел 4. Речевое поведение.

Тема 4. Национально-культурная специфика речевого поведения.

1) Речевая ситуация как ситуация, составляющая контекст высказывания. Понятие социальной роли и социального статуса.

2) Понятие речевого поведения. Характеристика речевого поведения. Особенности речевого поведения в разных социальных группах.

3) Речевое общение и социальные роли говорящих.

4) Классификация ролей.

Раздел 5. Языки межэтнического общения.

Тема 5. Языки в контексте мировой цивилизации.

1) Языковые образования. Распределение языковых образований по сферам общения.

2) Языки межэтнического общения: койне, пиджины. Креолизация пиджинов и креольские языки. Многоязычие.

3) Процессы контактирования языков: двуязычие и диглоссия; интерференция как результат языковых контактов в двуязычии.

4) Международные и мировые языки. Искусственные языки-посредники.


2


2


2


2


2



Содержание и объем самостоятельной работы студентов


Разделы и темы рабочей программы самостоятельного изучения

Перечень домашних заданий и других вопросов для самостоятельного изучения

Сроки

выполнения

Объём часов

1

2

3

4

Тема 1. Проблемы социолингвистики в современном языкознании: разные подходы и понятия.


Тема 2. Формы существования языка. Воздействие общества на развитие языка.


Тема 3. Национально-языковая политика.


Тема 4. Языковой контакт и сохранение языка


Тема 5. Методы социолингвистического изучения.

Конспектирование первоисточников:

1. Белл Р. Социолингвистика: цели, методы и проблемы / Р. Белл. – М., 1980.

2. Беликов В.И., Крысин Л.П. Социолингвистика: Учебник для вузов. – М., 2001.

3. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика / Н.Б. Мечковская. – М. : Аспект Пресс, 2000.

4. Швейцер А.Д. Социолингвистика / А.Д. Швейцер. – М., 1987.

5. У. Лабов. Исследования языка в его социальном контексте // Новое в лингвистике. Вып. 7. М. 1975. С. 96-181

6.Бок Ф. К. Структура общества и структура языка // Новое в лингвистике. Вып. 7. М. 1975. С. 382-396


Письменные ответы на вопросы:

1. Основные и второстепенные формы существования языка.

2. Природа языковых норм.

3. Литературный язык как высшая форма существования языка.

4. Литературный язык эпохи средневековья в России.

5. Русские табу.

6. Создание терминологий.

Литература:

1. Бондалетов В.Д. Учебник социолингвистики / В.Д. Бондалетов. – М., 1986.

2. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика / Н.Б. Мечковская. – м. : Аспект Пресс, 2000.

3. Мишланова С.А. Терминоведение 21 века: история, направления, перспективы / С.А. Мишланова // ФН. - №2. – 2003. – С. 50-55.


Составление библиографии по теме и краткий обзор основных источников

Письменные ответы на вопросы (по выбору):

1. Взаимовлияние языков как главный фактор языковой эволюции.

2. Психолингвистические механизмы смешения языков. Интерференция.

3. Векторы контактирования языков.

4. Ареально-хронологические модели смешения языков. Языковые союзы.

5.Неэкстремальные и экстремальные ситуации языковых контактов.

6. Формирование контактного языка (жаргон, пиджин, креольский язык).

7. Диагностические признаки пиджина. Расширенный пиджин. Пиджины на русской основе (руссенорск, русско-китайский пиджин, таймырский пиджин).

Выбор и обоснование метода по индивидуальной теме (тема кандидатской диссертации или по выбору преподавателя). Составление пробной анкеты или вопросника.




6


4


6


4


6





Учебно-методические материалы по дисциплине


Основная литература

Сергеева А.В. Русские : стереотипы поведения, традиции, ментальность / А.В. Сергеева. – 7-е изд. – М.: Флинта : Наука, 2011.

Шаховский В.И. Лингвистическая теория эмоций: Монография. – М.: Гнозис, 2008.

Мечковская Н.Б. История языка и и стория коммуникации : от клинописи до Интернета : курс лекций / Н.Б. Мечковская. – М.: Флинта : Наука, 2009.

Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. — М.,2000.

Мечковская Н.Б. Общее языкознание: структурная и социальная типология языков.- М., 2002.

Норман Ю.Б. Русский язык в задачах и ответах. М., 2011.

Словарь социолингвистических терминов. М., 2006.

Чудинов А.П. Политическая лингвистика : учебное пособие / А.П.Чудинов. 2-е изд., испр. – М.: Флинта : Наука, 2007.

Шапошников В.Н. Русская речь 1990-х : Современная Россия в языковом отображении. Изд. 3-е. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010.

Швейцер А.Д. Современная социолингвистика: Теория, проблемы, методы. – 2-е изд. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.


Дополнительная литература

Алпатов В.М. Проблема двуязычия и языков национальных меньшинств// Речевое общение в условиях языковой неоднородности.-М., 2000

Арутюнова Н.Д. Человеческий фактор в языке / Н.Д. Арутюнова. - М., 1992.

Байбурин А.К. Этнические стереотипы поведения / А.К. Байбурин. - Л., 1985.

Беликов В.И. , Крысин Л.П. Социолингвистика.- М, 2001.

Белл Р. Социолингвистика: цели, методы и проблемы / З. Белл. - М., 1980.

Бельчиков Ю.А. Оценка и ненормативность в материалах средств массовой информации //А.А. Леонтьев, В.Н. Базылев, Ю.А. Бельчиков, Ю.А. Сорокин. Понятия чести, достоинства, оскорбления и ненормативности в текстах права и средств массовой информации. - М., 1997.

Бетехтина Е.Н. О лингвистических источниках библеизмов / Е.Н. Бетехтина // Вестник СПБГУ. – Серия 2. - №3. - 1994.

Бондалетов В.Д. Социальная лингвистика. — М., 1987.

Булатова Л.Н. , Вяхтин Н.Б. , Насилов Д.М. О русских народных говорах.- М., 1975.

Вайнрайх У. Языковые контакты: состояние и проблемы исследования.- Киев, 1979.

Вежбицкая А. Речевые акты / А. Вежбицкая // Новое в зарубежной лингвистике. - М., 1985.

Верещагин Е.М. Язык и культура / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. - М.,1976.

Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: варианты речевого поведения.- М., 1993.

Головин Б.Н. Вопросы социальной дифференциации языка / Б.Н. Головин. -Л., 1989.

Дьячков М.Б. Социальная роль языков в межэтнических сообществах.- М., 1993.

Елистратов В. Арго и культура. // Словарь московского арго.- М., 1994

Елофеева Ф.А. , Русаков Ф.Ю. Проблемы языковой интерференции.- Л., 1990.

Жирмунский В.М. Проблема социальной дифференциации языков// Язык и общество.- Л., 1968.

Земская Е.А., М.В. Китайгородская, Н.Н. Розанова. Особенности мужской и женской речи.// Русский язык в его функционировании: Коммуникативно-прагматический аспект.- М., 1992.

Звягинцев В.А. Социальное и лингвистическое в социолингвистике// АН СССР Сер. Лит. и яз. Вып.3.- М., 1982.

Колесов В.В. Русская речь. Вчера. Сегодня. Завтра.- М., 1998

Колесов В.В. “Жизнь происходит от слова”. — СПб.,1999

Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. — М., 1994.

Крысин Л.П. Речевое общение и социальные роли говорящих / Л.П. Крысин. - М., 1985.

Крысин Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка.— М., 1989.

Крысин Л.П. О речевом поведении человека в малых социальных общностях.// Язык и личность.- М., 1989.

Крысин Л.П. Современный русский интеллигент: штрихи к речевому портрету // Литературный язык и культурная традиция.- М., 1994.

Лабов У. О механизме языковых изменений// Новое в лингвистике. Вып.7. Социолингвистика.- М., 1975.

Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек-Текст / Ю.М. Лотман. – М., 1996.

Михальченко В.Ю. Национально-языковые конфликты на языковом пространстве бывшего СССР// Язык в контексте общественного развития.- М., 1994.

Нарумов Б.П. Национально-культурная специфика речевого поведения / Б.П. Наумов. - М., 1977.

Национальная политика в СССР: история и современность.-М., 1997

Никольский Л.Б. Язык в политике и идеологии стран зарубежного Востока.- М., 1986.

Общее языкознание: формы существования, функции, история языка / Под ред. А.Е. Супруна. - Минск, 1983.

Поливанов Е.Д. Типология и эволюция межкультурных искусственных языков / Е.Д. Поливанов. – М., 1976.

Потапов В.В. Язык женщин и мужчин: фонетическая дифференциация// Изв. АН СССР, сер. Лит. и яз. Вып.3.- М., 1997.

Принципы и методы социолингвистических исследований. —М., 1989.

Розенцвейг В.Ю. Языковые контакты: лингвистическая проблематика.-М., 1972.

Русский язык и советское общество. Социолингвистическое исследование. — М.,1968.

Русский язык конца ХХ столетия (1985—1995). — М.,1996.

Сепир Э. Общие труды по языкознанию и культурологии.- М., 1993.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество.- М., 1992.

Социально—лингвистические исследования. — М., 1976.

Степанов Г.В. Типология языковых состояний и ситуаций в странах романской речи / Г.В. Степанов. – М., 1976.

Теоретические проблемы социальной лингвистики. — М., 1981.

Успенский Б.А. Краткий очерк истории русского литературного языка. —М., 1994.

Швейцер А.Д. Никольский Л.Б. Введение в социолингвистику. — М., 1978.

Щерба Л.В. Зависимость методики преподавания иностранных языков от состояния общества и его задач. // Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики. — М., 1979.

Ягич И.В. Язык и моделирование социального взаимодействия / И.В. Ягич. – М., 1987.

Словари и справочники

  1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 2009.

  2. Большой толковый словарь русского языка /сост. и гл. ред. С.А.Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998.

  3. Большой энциклопедический словарь: Языкознание / Под ред. В.П. Ярцевой. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.

  4. Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Русский язык,1998.

  5. Караулов Ю.Н. Русский язык. Энциклопедия. 2-е изд., переработ, и доп. М.: 2004.

  6. Большая Российская энциклопедия. М.: Дрофа, 1998.

  7. Лагута (Алешина) О.П. Стилистика. Культура речи. Теория речевой коммуникации: Учебный словарь терминов. Учебное пособие / Отв.ред. П.А. Лукьянова. Новосибирск. 2000. Часть 2.

  8. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.П. Ярцевой. М.: Советская Энциклопедия, 1990 (ЛЭС).

  9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.:АЗЪ, 1991.

  10. Солганик Г.Я. Толковый словарь. Язык газет, радио, телевидения. М., Флинта, 2004.

  11. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца XX столетия. М., 2001.



Примерный перечень вопросов к итоговому контролю


  1. Предмет и задачи социолингвистики. Из истории социолингвистики. Связь социолингвистики с другими дисциплинами.

  2. Общие и частные функции языка. Функция языка в социолингвистическом аспекте.

  3. Табу, его основные типы.

  4. Своеобразие политического дискурса.

  5. Язык и идеология. Тоталитарный язык как социолингвистическая проблема.

  6. Язык и государство. Функция государства по отношению к языку.

  7. Понятие о языковой политике. Основные направления языковой политики. Факторы, влияющие на характер языковой политики.

  8. Социальная и функциональная дифференциация языка.

  9. Литературный язык.

  10. Территориальные диалекты.

  11. Городское просторечие.

  12. Жаргоны. Типы жаргонов. Признаки жаргона. Основные функции жаргона.

  13. Понятие о сленге.

  14. Арго. Функции арго.

  15. Словари социальных диалектов.

  16. Историческая изменчивость социальной природы, взаимодействие и взаимовлияние языковых подсистем.

  17. Разговорная речь как социолингвистический объект. Проблемы изучения современной речи города.

  18. Понятие о гендерлекте. Мужская и женская речь.

  19. Языковые контакты и формы существования языка.

  20. Языки пиджин и креольские языки.

  21. Билингвизм. Основные типы билингвизма. Билингвизм и диглоссия.

  22. Понятие об интерференции.

  23. Понятие о языковой ситуации. Типология языковых ситуаций.

  24. Смена языковых ситуаций в истории русского языка.

  25. Современная языковая ситуация в России.

  26. Искусственные языки-посредники. Типы искусственных языков.

  27. Социальный аспект владения языком. Уровни владения языком.

  28. Социолингвистическая дифференциация лексики и фразеологии.

  29. Стили языка как социолингвистическая проблема.

  30. Методы социолингвистического анализа.

Похожие:

Программа по дисциплине по выбору по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 36 (1 зет) Всего аудиторных занятий, час. 10 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 26 iconПрограмма по дисциплине по выбору по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 72 (2 зет) Всего аудиторных занятий, час. 10 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 62
Художественный мир М. А. Шолохова: концептуальная сфера поэтико-лингвистической доминантности
Программа по дисциплине по выбору по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 36 (1 зет) Всего аудиторных занятий, час. 10 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 26 iconПрограмма по факультативной дисциплине по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 72 (2 зет) Всего аудиторных занятий, час. 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 54
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа по дисциплине по выбору по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 36 (1 зет) Всего аудиторных занятий, час. 10 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 26 iconПрограмма по специальной дисциплине по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 36 (1 зет) Всего аудиторных занятий, час. 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 18
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа по дисциплине по выбору по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 36 (1 зет) Всего аудиторных занятий, час. 10 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 26 iconПрограмма по дисциплине по выбору по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 36 (1 зет) Всего аудиторных занятий, час. 12 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 24
Цель данного курса представить системно-функциональное описание эпистолярного жанра как лингвистического и литературоведческого явления...
Программа по дисциплине по выбору по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 36 (1 зет) Всего аудиторных занятий, час. 10 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 26 iconПрограмма по дисциплине по выбору по специальности 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования Всего учебных часов 72 (2 зет) Всего аудиторных занятий (в час.) 10 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 62
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа по дисциплине по выбору по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 36 (1 зет) Всего аудиторных занятий, час. 10 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 26 iconПрограмма по специальной дисциплине по специальности 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (информатика) Всего учебных часов 36 (1 зет) Всего аудиторных занятий, час. 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 18
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа по дисциплине по выбору по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 36 (1 зет) Всего аудиторных занятий, час. 10 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 26 iconПрограмма по факультативной дисциплине по специальности 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования Всего учебных часов 72 (2 зет) Всего аудиторных занятий (в час.) 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 54
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа по дисциплине по выбору по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 36 (1 зет) Всего аудиторных занятий, час. 10 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 26 iconПрограмма по факультативной дисциплине по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 72 (2 зет) Всего аудиторных занятий, час. 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 54
Структура подчинения и линеаризация. Синтаксические деревья и поддеревья. Грамматики зависимостей и грамматики составляющих. Древоприсоединяющие...
Программа по дисциплине по выбору по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 36 (1 зет) Всего аудиторных занятий, час. 10 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 26 iconВсего учебных часов 72 (2зет) Всего аудиторных занятий (в час.) 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 54 москва 2011
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа по дисциплине по выбору по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 36 (1 зет) Всего аудиторных занятий, час. 10 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 26 iconСтудентов 4 часа Всего аудиторных часов по дисциплине 32 часов Всего часов Форма получения по дисциплине часов высшего образования дневная Составил В. И
Учебная программа «Основы научных исследований» разработана для студентов специальности 1-31 04 01 03 «Физика» (научно-педагогическая...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница