Конкурс краеведческих исследовательских работ «Край родной марийский»




НазваниеКонкурс краеведческих исследовательских работ «Край родной марийский»
страница1/2
Дата04.02.2016
Размер21,9 Kb.
ТипКонкурс
  1   2
МОУ «Сернурская средняя (полная)

общеобразовательная школа № 2

имени Н. А. Заболоцкого»


районный конкурс краеведческих исследовательских работ

«Край родной марийский»

по направлению «Летопись родных мест»

секция «Моя малая родина»


Главная улица поселка Сернур –

Коммунистическая


Выполнили:

Хафизов М., Волкова Н,

Богданов Н., Карамова Ю.,

обучающиеся 8 «б» класса.

Руководитель:

Москвина М. И., учитель ИКН.


Сернур, 2011 г.


Содержание


Введение……………………………………………………..3-4


Основная часть

  1. История образования улицы…………………………5-8




  1. Улица в начале XX века………………………………9-12




  1. Улица в годы Советской власти……………………..13-15




  1. Улица в 60-90-е годы…………………………………16-17




  1. Современная улица…………………………………...18-19


Вывод………………………………………………………….20


Использованная литература и источники…………………..21


Информаторы…………………………………………………21


Введение


Сторонка моя!

Ты, как мать, мне родная,

Нет на свете дороже и милее тебя!

В. Ягодаров.


У каждого человека есть на земле такое место, где ему по-особому тепло. Это город, деревня, село, улица, дом и двор, ступеньки, ведущие к порогу, где впервые ощутил мир и себя, откуда началась для него необъятная Родина. Для меня таким местом является мой родной поселок Сернур.

Посёлок Сернур (Шернур) расположен на северо-востоке Республики Марий Эл, расстояние до столицы республики, города Йошкар-Олы, 89 километров. На 1 января 2000 года в Сернуре проживало 10970 человек. Статус посёлка Сернур получил в 1966 году.

По материалам прошедшей переписи 2010 г. по п. Сернур заполнено переписных листов на 8680 человек.

Сернур с каждым годом растет и становится краше. Строятся большие и красивые дома, рождаются новые улицы. По данным Сернурского городского поселения на сегодняшний день насчитывается 44 улиц. (Приложение 1). Самой старой и главной улицей считается улица Коммунистическая, которая протянулась от одной окраины посёлка до другой (Приложение 2).

Я считаю, если каждый житель с детских лет будет интересоваться и знать историю своего поселка, историю своей улицы, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьёт интерес к истории своего родного края и любви к нему. Тогда не прервется связь поколений, и мы не будем Иванами, не помнящими своего родства.

Поэтому тема нашей исследовательской работы «Главная улица поселка Сернур – Коммунистическая»

Объектом исследования является поселок Сернур. Предмет исследования – улица Коммунистическая. Цель нашей работы: изучить прошлое и настоящее улицы Коммунистической.

Мы поставили следующие задачи:

-изучить историю создания улицы;

-исследовать историю улицы в разные исторические периоды;

-изучить жизнь и деятельность известных людей исследуемого объекта;

-дать характеристику современной улице.

Методы исследования: чтение, изучение, и анализ архивных материалов историко-литературного музея и архивного отдела администрации района, консультации, чтение и анализ периодических изданий, встреча и беседа с жителями поселка, проверка и уточнение фактов, фотографирование.

Источники исследования самые разнообразные. Основой исследования являются архивные данные, фотографии, воспоминания жителей, газетные статьи.

Значимость данной исследовательской работы состоит в том, что она будет передана в школьный музей. Мы надеемся, что она будет интересна не только для обучающихся школ, но и для жителей нашего поселка. С данной темой мы выступим на классных часах, создадим схему-карту и экскурсионный маршрут по улице, проведем экскурсию для обучающихся школы.


Основная часть

  1. История образования улицы


Исторически улица Коммунистическая сложилась от слияния трёх населённых пунктов: Нурбели - Нурвел, Низовки - Улыл-Сола и села Сернура, первоначальное название которого – Макарово.

Интерес вызывает вопрос: какой из трех вышеназванных населенных пунктов хронологически возник раньше других? Также возникает вопрос, откуда пришло семейство Макара, по имени которого и была названа деревня? Ответ мы искали в разных источниках. Подробно изучили книгу краеведа Соловьева А. А. «Сернур: страницы истории». Из данной работы мы узнали, что Макар пришел со стороны Вятки или Волги-Казани. Василий Владимирович Пичушкин, родившийся в деревне Низовка, активный участник установления Советской власти в Сернуре, рассказывал: «…Макар был ходовым мужиком, занимался торговлей, и только он знал дорогу в город Казань».

В Сернурском районном государственном архиве мы нашли информацию о том, что дом Макара был расположен за современным Госбанком, в Нурбеле. [8, с.1]

Вероятно, когда семейство Макара пришло в наши лесные края, деревень Нурбели и Низовки даже в помине не было. Выбрав удобное место для стоянки между двумя речками, они обосновались здесь на долгую жизнь. На южной, солнечной стороне расчищали земельный участок для пашенного земледелия. Этот обработанный участок земли марийцы-макаровцы назвали словом «нур», что в переводе на русский язык значит «поле». На севере от жилищ продолжал стоять таежный хвойный лес, где они охотились на диких животных и птиц.

Исходным пунктом возникновения названия деревни Нурвел (нур-поле, вел-сторона, полевая сторона) является село Макарово. Люди всегда общались между собой. Когда макаровские марийцы уходили на полевые работы, говорили, что они идут «нур-велыш» ( на полевую сторону)или «нур вел мемнам пукша» (нас кормит полевая сторона) и т.д.

Тем временем Макарово росло. Известно и то, что они занимались и торговлей и другими неземледельческими промыслами. Новые застройки макаровских марийцев стали появляться на южной полевой стороне от деревни (села)Макарово, т.е. нур велыште. И эту новую улицу деревни стали называть Нурвел (русское произношение Нурбель). Таким образом, можно сказать, что деревня Нурвел есть прямое продолжение ранее возникшей деревни (села) Макарово и деревня (село) Макарово возникла раньше, чем Нурбель и Низовка. [11, с. 10-11]

Но есть и другая версия, совсем противоположная этой. Филолог Д.Е. Казанцев пишет: «с. Макарово…марийцы назвали его Шернур.-Село построено между двумя деревнями Нурвел (Нурбель) и Улыл-Сола (Низовка)». Свое мнение он основывает на том, что второй компонент географического названия Шернур, нур-«поле», а первый компонент «Шер» соединяет с удмуртским словом «шор», что в переводе на русский язык означает «середина» (кокла). В целом Сернур - «срединное поле». Таким образом, Д.Е.Казанцев считает, что местом для населения Шернура (Сернура) было выбрано свободное поле между деревнями Нурбель и Низовка. [4, с. 49-50]

Из Сернурского архивного материала (данные вошли в книгу «История сел и деревень Сернурского района»): «По VI ревизии 1811 г. д. Нурбель еще не выделяется в самостоятельное селение, хотя позднейшие переписи позволяют определить первоначальную историю заселения деревни. Ревизская сказка 1834 г. 15 апреля «села Макарова Нурбель тож…» Сернурской волости упоминает о 20 крестьянских хозяйствах, в которых проживали 69 душ мужского пола. [9, с. 219]

Значит, деревня Нурбель появилась позже деревни Макарово.

Деревня Низовка (Улыл – Сола) возникла позднее, чем Нурбель. А почему деревню назвали Улыл-Сола (Нижняя деревня)? Об этом в книге А. А. Соловьева мы прочитали: «Выселение некоторой части марийцев из Макарова связано с проникновением в наши края православной религии. Марийцы держались за язычество , стремились отдалятся от православия. Они ушли на север от с. Макарова в глубь леса. Рядом протекала речка, сейчас она оказалась между улицами Коммунистической (д. Низовка) и Пролетарской поселка Сернур. На левом побережье нижнего течения этой безымянной речки, ниже села Макарова, вырубая древний лесной массив, мои предки строили себе жилища. Поэтому, при общении между собой марийцы села Макарова это поселение называли Улыл-Сола, на русском языке «Нижняя деревня» (Низовка).

Из рассказа старожилов становится ясным то, что населенный пункт Улыл-Сола тоже был основан жителями Макарова. Но в отличие от деревни Нурбель, он возник как другой тип поселения - выселок. [11, с. 11]

Из материала Сернурского архива: «Выселок Низовский, не существующее ныне селение, располагался на восточной окраине пос. Сернур. Основателями выселка были жители с. Макарово (Сернура). В настоящее время выселок Низовский является частью улицы Коммунистическая пос. Сернур. По ревизской сказке 1834 г. «села Макарова Нижней тож» в 2 русских и 2 марийских дворах проживали 10 чел. Большая часть жителей носила фамилию Милютины. [9, 219]

В районном историко-литературном музее мы нашли карту 1878 г., где отдельно указаны вышеназванные деревни (Приложение 3).

1749 год-год появления Указа о строительстве в Сернуре (Лужале) церкви принят как год основания поселка Сернур (тогда, в 1749 г., существующего как деревня Макарово-Макаркино).

Здешний деревянный храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы был освящен 28 декабря 1754 года, и с тех пор Макарово превратилось в село и центр Сернурской волости. Сюда прибыли два священника и дьяки, которым небогатая землями община обязалась выделить пашни и сенокосы.

Деревянный храм в 1825 г. был заменен новым каменным собором – Спасским, во имя нерукотворного образа Спасителя, в причте которого уже значились три священника, дьякон и три псаломщика. Долгое время, с 1825 года, собор был единственным каменным зданием на селе. (Приложение 4). Он стоял в центре Сернура. К нему примыкало небольшое церковное кладбище, где хоронили умерших священников и местных торговцев. За кладбищем большая базарная площадь. Напротив церкви в доме из 6 комнат жил благочинный Иннокентий Алексеевич Попов, священник Сернурского храма и распорядитель еще 12 окрестных церковных приходов. На церковное кладбище выходили окна священников Федора Егорова и Михаила Огородникова. Целую улицу занимали избы дьяков и псаломщиков. [1, с. 32]

В середине XIX века в село Сернур был назначен новый священник Епифаний Гусев, который славился мастерством садовода и пчеловода.

Епифан внес новшество в развитие сельского хозяйства, его имя стало известным за пределами края.

Территория от бывшего Дома пионеров до продовольственного магазина № 2 была занята имением попа Епифана с большим садом, пасекой, хозяйственными постройками. Здесь один из деревянных домов занимал народный суд, в другом таком же доме жили работники фермы. [6]

Священник, кроме службы в церкви, держал «фирму» от Вятского губернского земства, разводил племенной скот, занимался садоводством, увлекался пчеловодством, получал большие прибыли, держал полевой надел в сторону Поланура.

В 1858 г. отец Епифаний принял участие на очередной губернской сельскохозяйственной выставке в Вятке, а в 1860 г. в Петербурге.

Епифаний Гусев не только занимался пчеловодством и садоводством, но и вел наблюдения над природой, сроками посевов и уборки урожая. В книге «Сельская жизнь» изданной русским географическим обществом в 1854 г., стр. 108 и хранившейся в архиве географического общества СССР в Ленинграде, записано: «Вятская губерния, Уржумский уезд, село Макарьево, Епифаний Гусев. Он перечисляет растения и животных Сернурской стороны. [8, с. 16]

Сернурский пчеловод был удостоен при жизни двух золотых, пяти серебряных и двух бронзовых медалей и золотого кубка различных выставок, награжден орденом святой Анны III степени, был принят в члены Санкт-Петербургского и Московского вольных экономических обществ, Московского общества сельского хозяйства, акклиматизации животных и растений.

В 1872-1874 годах в Сернуре построили новое каменное двухэтажное здание волостной управы, на первом этаже которого разместили вспомогательные отделения управления и филиал Уржумской тюрьмы, а на втором этаже – волостную управу. (Приложение

2. Улица в начале XX века


В начале XX века в селе появились торговцы, мещане и купцы. Наиболее известными из них были Е. П. Бурков и Д. И. Милютин, которым принадлежали лавки, водяные мельницы и двухэтажные дома.

Улица преобразилась внешне. Появились несколько двухэтажных зданий, самыми значительными были дома купцов и местных торговцев, а также волостное правление. О купцах и купеческих домах мы нашли сведения в архиве районного музея, в статьях районной газеты «Призыв».

На углу против волисполкома стояло двухэтажное здание – дом купца Милютина Дмитрия Ивановича. (Приложение 5) Построен в 1907 г. Рядом с этим зданием было расположено большое хозяйство купца с двухэтажными корпусами, в середине с большим магазином. В двухэтажном деревянном здании в 1903 г. открылась сельская библиотека. (Приложение 5)

Бывший волостной писарь Дмитрий Иванович Милютин получил наследство от местного помещика Горинова. Заимел земельный и лесной участки, а также на реках Лаж и Ировка водяные мельницы, владел небольшим Желтухинским стекольным заводом. Богач имел большие склады, закупал по дешевке зерно, скот и отправлял в Казань.

Являясь обладателем большого состояния, помещик и торговец в одном лице Дмитрий Иванович был не в состоянии пережить утрату своих земель, мельниц и всего того, что было нажито. Вместе с сыновьями он бежит в Казань к белогвардейцам. Больше о нём в Сернуре не слышали.

Здание, где ныне размещается магазин «Мясо-молоко», а на втором этаже жилой дом, принадлежало купцу Андрею Константиновичу Вершинину. (Приложение 6) Он в Сернур переселился из деревни Коростели (Ялнерка), имел большое хозяйство и занимался торговлей, держал полевые наделы в сторону деревни Большая Мушка. Дом двухэтажный, каменный, крытый железом. Верхний этаж занимал народный театр, а нижний – лавка с амбарами. Ещё ему принадлежал одноэтажный деревянный дом – пятистенок с сенями, в нём жил хозяин. Оба дома конфискованы 29 сентября 1918 года.

Где сейчас магазины «Книги» и «Тепличный», строения принадлежали купцу Ефрему Петровичу Буркову, который имел большие хозяйственные постройки и обширный придворный участок до оврага «Сельхозтехники». (Приложение 6). Слева от каменного здания стоял двухэтажный деревянный дом Буркова, справа – кабак. Далее по этой же стороне улицы стояли три дома священника. На другой стороне этой улицы – еще 3 дома священника (от кабака). Территория от детского сада № 2 до дома Ворончихиных (здание современной сберкассы) находилась в распоряжении купца Буркова. Е. П. Бурков родился в д. Красный Ключ. Разбогател, стал купцом I гильдии. Имел в Сернуре торговую лавку, кабак, чайные заведения. Кроме каменного здания имел двухэтажные деревянные дома, которые сдавал в наем.

Это в его доме останавливались в 1906 г. путешествующие ученые Юрье и Юлия Вихманы. «Живем у одного состоятельного торговца, в отдельной маленькой постройке, где имеются две комнаты и кухня, - писали они о своем обустройстве из Сернура в Хельсинки. Вихманы прожили здесь почти два месяца и остались весьма довольны предоставленной квартирой. (Приложение 7) [1, 34 с.]

Во дворе каменного дома имелись добротные хозяйственные постройки, разводил свиней в огромном количестве. Когда в 1918 г. в Сернуре была установлена Советская власть, у Буркова конфисковали 100 пудов соли (1600 кг), 4 кадки меда, 30 тарелок, 13 чайников и др. Одно из своих помещений Бурков сдавал земству под каменотесную мастерскую с 1907 г. Руководил мастерской штейгер Константина Михайловича Скородумов. С 1899 года по 1914 год он заведовал горными работами на крестьянских каменоломнях всего Уржумского уезда. В своих отчетах подробно описывает состояние горного дела в округе, дает таблицы чертежей с пояснениями способа добычи камня. (Приложение 8)

Главной задачей мастерской было обучение населения усовершенствованным способам обработки камня и производство изделий из камня. Мастерская брала в аренду нижний этаж дома купца третьей гильдии Ефрема Буркова. В основном в мастерской изготавливались садовые вазы, дымовые трубы, памятники лежачие, памятники стоячие, постаменты, ступенники для лестниц, тумбы, точеные столбики. Сумма от продажи изделий за сезон составляла более триста рублей. Отчеты о деятельности мастерской за подписью Скородумова имеются до 1914 года. После 1914 года мастерская была переведена в ведение других людей и просуществовала по 1 августа 1915 года. Ученики были распущены по домам.

На нурбельской улице имел лавку в собственном доме еще один торговец – М. Г. Кошкин.

Территория, занимаемая универмагом, строительством церкви до магазина «Центр крепежа» принадлежала благочинному Кораблеву (благочинный – помощник епископа, следит за ведением церковного дела). Ему, по его должности, возлагалось распоряжаться двенадцатью церквями.

«Сернур - богатое торговое село с лучшей в уезде ярмаркой»,- отмечалось о здешних торгах в «Географии Вятской губернии», составленной К. В. Лаврентьевым и изданной в Вятке в 1909 г. Так говорилось и в памятных книжках-календарях Вятской губернии.

В обычные дни базарная площадь села была безлюдной. Она оживала, когда наступали базары и ярмарки, и сюда устремлялся весь волостной и окрестный люд – марийцы, русские, татары и даже цыгане.

В Сернур на торги свозилось все, что можно было произвести в крестьянских хозяйствах и кустарных промыслах волости.

В торговых рядах выставляли свои продукты местные маслобойни и солодовни. А земский склад при сельскохозяйственной ферме устраивал распродажу сельскохозяйственных орудий и техники: молотилок, веялок, сортировок, плугов, сеялок и жнеек.

На ярмарке можно было увидеть и купить самую разнообразную продукцию незамысловатого крестьянского хозяйства. Кустари и мелкие торговцы открывали свои лавочки, а люди попроще торговали прямо на земле: лаптями, холстами, лубяными лукошками, расписными ларцами, изделиями из бересты. С лотков предлагались галантерейные изделия, дешевая книжки, лесные ягоды, грибы. В воздухе витали сотни разнообразных звуков, мальчишки свистели знаменитыми вятскими свистульками. (Приложение 9) [1, с.35-36]

В статье П. Попова в районной газете «Коммунар» прочитали: «До революции село Сернур было центром волости и состояло из двух небольших улиц, которые не имели даже названия. В центре села красовалась церковь Благовещенская. Одна из улиц находилась на месте нынешней Коммунистической. Начиналась она с дома Милютина, (ныне магазин «Стелла») и заканчивалась домом Вершининых. Всего на этой улице было 10 домов. В середине улицы находилась Епифаневская пчеловодная ферма с просторным садом. Здесь часто проводились краткосрочные курсы пчеловодов – любителей.

В Сернуре было много зелени, особенно лиственных деревьев. Там, где находится сейчас универмаг, средняя школа № 1 – вся эта территория была представлена множеством крупных берез, где отдыхали люди, приехавшие на базар». [7]

Из газетной статьи И. Бирюкова, воспитателя бывшей Сернурской школы-интерната, мы узнали, что в то время в селе Сернуре жила и трудовая интеллигенция. К примеру, Ворончихины. Их старый дом стоял недалеко от здания сберкассы по улице Коммунистической. Из их братьев старший Михаил Тихонович Ворончихин выучился на медицинского работника и принимал активное участие в строительстве Сернурской больницы и Сернурской двухклассной школы. Из других братьев Ворончихиных один работал волостным писарем, другой – адвокатом на суде, а сестры – в школе учителями.

Некоторые дети купцов, как Павел Ефремович Бурков, были противниками царского режима и порядка. Он учился в медицинском институте г. Казани, состоял членом РСДРП. Все дети Бурковых ушли от родных, порвав с ними связи. Большое влияние врач оказывал и на молодежь, как на Аркадия Владимировича Решетова (д. Нурбель) и на Илью Павловича Нагорских (д.Низовка). С первых же дней Октябрьской социалистической революции они встали на сторону Советской власти.

Первые партийные ячейки организованы в д. Низовка, где членами и содействующим состояли И. П. Нагорских, А. Н. Суворов, Е. Е. Роженцов, А. Решетов. (Приложение 10) [2]

Первым краеведом на улице был Тимофей Семенов. О нем помнят немногие. Сведения о нем мы нашли в Библиографической энциклопедии марий Эл» Родился Т. Семенов в 1865 г. в д. Нурбель. Мари, из бедных крестьян. Окончил Казанскую учительскую семинарию. Там же преподаватель, дьякон и священник в церкви семинарии. Работал священником и в Сернуре. Учась в семинарии, приобщился к краеведению. В 1891-1997 годах публиковался в научных изданиях «К вопросу о родстве и связи меря с черемисами», «Черемисы. Этнографический очерк», «Как мариец обманул черта». Конфликтовал с церковным начальством, прервал жизнь самоубийством 14 октября 1907 г. (предположительно в Сернуре).

Таким образом, в начале XX века улица была не только главной в селе, но и торговым центром всей округи. Здесь находилось первое промышленное предприятие волости. Улицу украшали белокаменная церковь, добротные купеческие дома, богатый епифаневский сад. Здесь жили и трудились учителя и врачи, священники и краеведы, - носители новых и прогрессивных взглядов на жизнь.

В годы Октябрьской революции в с. Сернур было всего 27 домов, из них – церковные дома – 7, дома земства – 5, дома торговцев и богачей – 15

  1   2

Похожие:

Конкурс краеведческих исследовательских работ «Край родной марийский» iconИсследовательская работа Демченко Елена Сергеевна
Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»
Конкурс краеведческих исследовательских работ «Край родной марийский» iconКонкурса чтецов на тему «Люблю тебя, мой край родной»
Конкурс чтецов «Люблю тебя, мой край родной» проводится среди учащихся 5-7 классов специальной (коррекционной) образовательной школы...
Конкурс краеведческих исследовательских работ «Край родной марийский» iconКонкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся "первые шаги"
Всероссийский открытый конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся
Конкурс краеведческих исследовательских работ «Край родной марийский» iconМинистерство промышленности РФ проводит открытый конкурс №192/09 на право заключения государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских работ
Министерство промышленности РФ проводит открытый конкурс №192/09 на право заключения государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских...
Конкурс краеведческих исследовательских работ «Край родной марийский» iconКонкурс научно-исследовательских работ студентов, аспирантов и молодых учёных по нескольким междисциплинарным направлениям «эврика-2011»
Ство образования и науки РФ проводит на базе Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического...
Конкурс краеведческих исследовательских работ «Край родной марийский» iconКонкурс исследовательских работ
Цели проведения олимпиад с. 7
Конкурс краеведческих исследовательских работ «Край родной марийский» iconКонкурс «Люблю тебя, мой край родной» исследовательско-краеведческая работа на тему: Город Меленки в 1890 1910 г г
Муниципальное общеобразовательное учреждение Меленковская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза Н. П....
Конкурс краеведческих исследовательских работ «Край родной марийский» iconКонкурс исследовательских работ
Факультатив как форма внеклассной работы с. 16
Конкурс краеведческих исследовательских работ «Край родной марийский» iconПлан работы на ноябрь 2009г. №
Конкурс проектно-исследовательских работ учащихся 5-7 классов "Открытие" (школьный тур)
Конкурс краеведческих исследовательских работ «Край родной марийский» iconКонкурс кадетских исследовательских работ и проектов «Вершины»
Исторические этапы заимствования русскоязычных слов в английский язык с
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница