Формирование и развитие познавательного интереса к географии посредством активных методов и приёмов




НазваниеФормирование и развитие познавательного интереса к географии посредством активных методов и приёмов
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер16,5 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3
Учитель года России - 2013


Формирование и развитие познавательного интереса к географии посредством активных методов и приёмов.

Описание опыта работы


учителя географии

муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №16»

с.Казьминское Кочубеевского района Ставропольского края

Возняковой Оксаны Анатольевны


Вознякова Оксана Анатольевна


ВВЕДЕНИЕ

“На земле интерес есть великий волшебник,

изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета.”


Гельвеций.

Настоятельной потребностью современного образования является поиск новых, более действенных педагогических технологий обучения

Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. А вместе с ними и цели географического образования. Наступивший XXI век требует от преподавателя географии не столько “наполнения” головы школьника разнообразной информацией, сколько обучения умениям самостоятельно получать нужные географические материалы, анализировать их. Современное общество предъявляет к образованию очень серьёзные и важные требования: школа должна не только давать прочные знания, но, и обязана воспитать стремление к самостоятельному овладению ими. Ибо куда более ценным является то знание, которое ребёнок добыл сам, собственным трудом, то знание, которым он сможет поделиться с другими, не боясь быть непонятым. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию.

Концепция модернизации российского образования выдвигает новые критерии качества образования. Выпускник школы должен получить систему универсальных знаний, которые помогут ему успешно адаптироваться на рынке труда; обладать высокой креативностью мышления, позволяющей творчески подходить к решению проблем; быть зрелой личностью, способной критически оценивать окружающую действительность и поступающую извне информацию.

Учитывая социальный заказ общества, и требования современного школьного образования, базируясь на концепции развития познавательного интереса Г.И.Щукиной, используя знания теоретических основ методики сотрудничества в обучении (по В.К.Дьяченко) и, в частности, принцип всеобщего сотрудничества и товарищеской взаимопомощи, представления о вариантах организации работы в группах по методике “Обучение в сотрудничестве” Е.С.Полат, а также практические наработки учителей – новаторов, осваивая нетрадиционные формы организации


Вознякова Оксана Анатольевна

учебной и внеучебной работы, мною стали проводиться уроки с применением различных активных приемов и методов самостоятельной работы, индивидуальная и групповая форма организации учебного процесса.


Вознякова Оксана Анатольевна

I. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ БЛОК.

Модуль 1. Противоречия между целями образования школьников и роли географии в обучении и воспитания учащихся в современных условиях.

Важной предпосылкой возникновения данного опыта является противоречивая ситуация, сложившаяся в настоящий момент в обществе.

С одной стороны, определение социального заказа основывается на общественной оценке образовательно-воспитательного потенциала географии. Общество заинтересовано в географической грамотности населения, особенно в современных условиях. На Всероссийском съезде учителей географии в Москве 27-29 октября 2011 года ректор МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничий отметил: «География 21 века – это одна из основных наук об окружающей среде, необходимых для решения глобальных, региональных и локальных экологических, экономических и социальных проблем»Экологическая и хозяйственная активность населения, переход на рыночные отношения, проблемы обеспечения сырьем, энергией, продовольствием, регулирование межнациональных отношений – все эти процессы осуществляются с меньшими издержками при условии географической и экологической грамотности действующих субъектов.

Но с другой стороны, коммерциализация сознания, перманентные экономические кризисы и эксперименты в сфере образования привели к тому, что география как наука и учебный предмет стала непопулярной или превратилась в один из аутсайдеров среди школьных предметов, что выражается в:

- потере интереса среди учеников к предмету;

- уменьшении количества участников географических олимпиад;

-снижение уровня географической культуры;

- повальная географическая безграмотность;

- с точки зрения методики и дидактики: между традиционной системой построения образовательного процесса, которая, как правило, даёт ребёнку хорошо аргументированный, логически выстроенный материал,

но зачастую, формирующая лишь репродуктивное знание, и широкими возможностями использования современной образовательной среды, позволяющей


Вознякова Оксана Анатольевна

существенно повысить уровень самостоятельности школьников, а значит, интерес к географии и, как следствие, качество образования по предмету.

В последние годы содержание географического образования обновлялось в расширительном плане, «… была проведена настоящая «перезагрузка»: в содержательной части она нашла выражение в возвращении к комплексному подходу, в её «очеловечивании», в методической части – в переходе к новым педагогическим технологиям (технология моделирования, кейс-технологии), освоении деятельностного и компетентностного подходов, что отразилось на появлении новых УМК.

Однако, это обновленное содержание остается отчужденным от ребенка, поскольку, по-прежнему преобладают информативные методы обучения: все продолжает держаться на учителе, а ребенок не “проживает” полученные знания и, значит, не понимает смысла своей деятельности.

Время предъявляет совсем другие требования к уроку географии: важнейшая роль отводится развитию эмоционально-ценностного отношения к миру (развивать у школьника пытливость, активность и творчество), социализации, экологизации, гуманизации учеников, что можно достигнуть лишь вовлекая учеников в активную познавательную и в, том числе, самостоятельную деятельность на уроках географии и во внеурочное время. Только такая траектория работы педагога позволит сформировать у школьника умение не только адекватно воспринимать информацию, но и находить её, оперировать ею, применять в различных жизненных ситуациях, и обеспечит повышенный познавательный интерес к предмету, а также более качественный уровень их образованности и обученности.

Модуль 2.Теоретическая интерпретация опыта.

Проблема интереса в обучении не нова.

Ян Амос Коменский, совершивший революцию в дидактике, рассматривал новую школу как источник радости, света и знания, считал интерес одним из главных путей создания этой светлой радости.

Вознякова Оксана Анатольевна

Ж.-Ж. Руссо, опираясь на непосредственный интерес воспитанника к окружающим его предметам и явлениям, пытался строить доступное и приятное ребёнку обучение.

К.Д. Ушинский в интересе видел основной внутренний механизм успешного учения.

И.Ф. Гербарт призывал учителя не быть скучным, а основывать обучение на интересах ребёнка.

Современная дидактика, опираясь на достижении педагогики и психологии, видит в познавательном интересе ещё большие возможности и для обучения, и для развития, и для формирования личности ученика в целом, так как познавательный интерес - это один из важнейших мотивов обучения школьников. Следовательно, познавательный интерес во всех его многомерных проявлениях можно рассматривать как частицу развивающего обучения.

Процесс формирования познавательного интереса у учащихся к предмету география происходит под влиянием многих факторов. Это:

1) содержание учебного материала как источник стимуляции познавательных интересов.

Содержание учебного материала несёт ученикам новую, ещё неизвестную информацию, вызывая чувство удивления перед тем, как богат мир и как мало он ещё ему открыт, и как заманчиво и увлекательно познавать это новое на каждом уроке. С другой стороны, содержание учебного материала несёт в себе и такой важный стимул познавательного интереса как осознание и понимание практической значимости роли познания.

2) методы и приёмы обучения. Одним из методов формирования и укрепления интереса к предмету является самостоятельная деятельность учащихся.

3) виды деятельности учащихся. Существует много различных видов деятельности учеников на уроке географии. Но, например, для развития познавательного интереса к предмету я использую в частности, индивидуальную и групповую форму работы учеников.


Вознякова Оксана Анатольевна

Проблема самостоятельной деятельности учащихся и средств ее организации в структуре урока имеет свою богатую историю.

Идея формирования самостоятельной деятельности ребенка была заложена еще в глубокой древности и анализировалась Аристотелем, Сократом, Платоном и другими философами. Дальнейшее развитие она получила в работах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, в сочинениях отечественных педагогов и революционеров-демократов: В. Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, А.Н. Радищева, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского и других.

Большое значение придавал самостоятельной работе К. Д. Ушинский. Он считал, что учитель должен не только давать учащимся знания, но и направлять их умственную деятельность. Учащиеся должны «по возможности трудиться самостоятельно, а учитель – руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал».

Некоторые вопросы самостоятельной работы нашли отражение в современных исследованиях и пособиях по дидактике.

Лернер И.Я. утверждает, что познавательная самостоятельность – это умение и стремление творчески подходить к окружающей действительности, и что знания, умения и навыки «лишь тогда формируют познавательную самостоятельность, когда становятся инструментом творческой деятельности»

Рабунский Е.С. рассматривает познавательную самостоятельность как единство двух сторон личности: способности к учению (обучаемости) и организованности в учении.

Китайгородская Г.И. понимает под познавательной самостоятельностью готовность обучаемого своими силами продвигаться в овладении новыми знаниями. Способность к самостоятельности в познании определяется владением необходимыми опорными знаниями и методами ведения процесса установления новых знаний. Стремление к самостоятельности в познании определяется наличием соответствующих мотивов. Таким образом, познавательная самостоятельности


Вознякова Оксана Анатольевна

учащегося как качество личности определяется органическим единством трёх сторон: побудительной (мотивы познавательной интеллектуальной деятельности),

содержательной (опорные знания) и технической (формы и методы познавательной деятельности).

Разные исследователи предлагают различные пути формирования и развития познавательной самостоятельности обучаемых: 1) организация самостоятельной работы, решение учебных задач; 2) формирование умений применять активные формы и методы познавательной деятельности; 3) использование обобщённых знаний, составляющих ориентировочную основу деятельности; 4) введение в содержание обучения методологических знаний; 5) осуществление самоконтроля учебной деятельности и др.

Интересным и соответствующим основным принципам обучения является система воспитания познавательной самостоятельности, предложенная Половниковой Н.А. Эта система состоит из этапов учебной работы, направленных на формирование трёх уровней познавательной самостоятельности обучаемых.

Первоначальный этап – доведение образцов основных форм познавательной деятельности до учащихся. Усвоение образцов основных форм познавательной деятельности означает выход на первый уровень развития рассматриваемого качества – приобретение копирующей самостоятельности.

Основной этап – формирование основных методов познавательной деятельности. Овладев основными методами, обучаемый приобретает общий подход к решению познавательных задач соответствующего типа и выходит на второй уровень познавательной самостоятельности – приобретает воспроизводящую - выборочную самостоятельность.

Высший этап системы учебной работы по развитию познавательной самостоятельности обучаемых предполагает главной задачей учителя упражнения для учеников в творческом применении усвоенных способов, приёмов и умений познавательной деятельности и их дальнейшее совершенствование. Овладев этой способностью, учащийся приобретает творческую самостоятельность. Умения,


Вознякова Оксана Анатольевна

приёмы и способы познавательной деятельности, характерные для одного предмета, являются частными методами. Но, при дальнейшем их общении, они слагаются в

общие методы учебной деятельности. Это в основном и характеризует самостоятельность обучаемого в познании, его умственное развитие.

Но самостоятельная деятельность ученика способствует развитию его личностых качеств, раскрытию его таланта в том числе и посредством разных форм организации уроков. Это индивидуальная и групповая формы.

Работу в группах рассматриваю как средство развития коммуникативных умений (умение вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовым придти друг другу на помощь), через общение как фундаментальный вид деятельности, способный обеспечить формирование и развитие личности школьника, формирование ее интересов.

Под индивидуальной работой понимаю опору в учебном процессе на познавательные интересы учащихся, изучение и использование их потенциальных возможностей.

Развитие познавательных интересов осуществляется путем взаимодействия субъектов познавательного процесса, обеспечивающее формирование социальных мотивов и исключающее развитие “академизма”, эгоцентризма и других проявлений изолированности познавательного интереса в структуре личности.

Реализация данной идеи возможна при соблюдении ряда основополагающих принципов.

1. Формирование системы ценностей, идеалов, т.е эталонов, которые соответствуют социально обусловленным приоритетам развития культуры. На мой взгляд, система ценностей современного человека включает в себя:

►ощущение человеком личной свободы, желания и готовности к самореализации в обществе;

►осознание собственного достоинства и уважение достоинств другого человека;

►способность к творчеству и саморазвитию;


Вознякова Оксана Анатольевна

►совесть, которая позволяет сделать достойный моральный выбор;

►любовь к жизни, людям, своему делу;

►умение видеть, чувствовать, беречь и самому созидать красоту.

2. Принцип гуманизации процессов обучения и воспитания. Он предполагает создание условий для раскрытия и реализации возможностей каждого ребенка. Знания и навыки должны помогать человеку жить в согласии с природой и обществом, понимать себя и жить в согласии с самим собой.

3. Личностно-ориентированный подход, который опирается на интеграцию знаний о человеке – его физиологии, психологии.

4. Принцип единства фундаментальных для человека видов деятельности: познания труда и общения. Данный принцип заключается в активном сочетании указанных видов деятельности и различных их форм в учебном процессе, что позволяет удовлетворить разнообразные интересы учащихся.

5. Принцип осмысленности образования может трактоваться двояко. С одной стороны, он подразумевает четкое целеполагание, направленное на осознание ребенком значимости приобретенных знаний, умений, навыков, видение путей их дальнейшего использования в жизни. С другой стороны, принцип осмысленности предполагает постоянное обращение к своему “я”, анализ собственных высказываний, личного мнения, своей позиции.

Следовательно, в процессе обучения мне необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив обучения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.


Вознякова Оксана Анатолевна

  1   2   3

Похожие:

Формирование и развитие познавательного интереса к географии посредством активных методов и приёмов iconДипломная работа по специальности 050301 «Русский язык и литература»
Теоретические основы формирования познавательного интереса у подростков средствами активных методов обучения
Формирование и развитие познавательного интереса к географии посредством активных методов и приёмов iconТема самообразования: «Дифференцированный подход, как средство активизации познавательного интереса в преподавании химии и географии.»
Ени постоянно сталкиваюсь с проблемой: как улучшить учебный процесс? Методическая наука разработала большое количество разнообразных...
Формирование и развитие познавательного интереса к географии посредством активных методов и приёмов icon«Развитие познавательного интереса учащихся к математике через внеурочную деятельность» Автор: Комбарова Мария Анатольевна, учитель математики
Самообобщение опыта работы по теме: «Развитие познавательного интереса учащихся к математике через внеурочную деятельность»
Формирование и развитие познавательного интереса к географии посредством активных методов и приёмов iconПрограмма по географии для 6 класса
«Природоведение» и «Естествознание». Начальный курс географии должен не только cформировать базовые знания и умения, необходимые...
Формирование и развитие познавательного интереса к географии посредством активных методов и приёмов iconЛитературная гостиная, посвященная творчеству А. Вампилова
Цель: формирование духовно-нравственного мировоззрения и эстетической культуры, развитие познавательного интереса, повышение интеллектуального...
Формирование и развитие познавательного интереса к географии посредством активных методов и приёмов iconI. Историко-педагогические и психолого-педагогические аспекты проблемы формирования познавательного интереса у школьников
Воспитание познавательного интереса у школьников к математике в условиях модернизации образования
Формирование и развитие познавательного интереса к географии посредством активных методов и приёмов iconПлан проведения предметной недели по географии «Вокруг света» Учителя географии Селивановой Т. В. 2011 год
Её основной задачей является развитие интереса у учащихся к географии, профессиональная ориентация на географические профессии, воспитание...
Формирование и развитие познавательного интереса к географии посредством активных методов и приёмов iconТики. 10 класс
Данный курс направлен на формирование положительной мотивации к изучению математики в дальнейшем, на развитие познавательного интереса....
Формирование и развитие познавательного интереса к географии посредством активных методов и приёмов iconЛитература о витаминах
Развитие умений и навыков самостоятельной, творческой деятельности; Развитие познавательного интереса к предметам естественного цикла,...
Формирование и развитие познавательного интереса к географии посредством активных методов и приёмов iconУчебник «Технология. Обслуживающий труд 5»под редакцией В. Д. Симоненко, Москва Издательский центр «Вентана-Граф, 2009, стр; рабочая тетрадь; плакат «Устройство швейной машины»
Развивающая цель: развивать словесно-логического и наглядно-образного мышления, самостоятельности, памяти, познавательного интереса,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница