О региональном этапе конкурса научно-исследовательских и прикладных проектов учащихся старших классов по теме охраны и восстановления водных ресурсов




Скачать 25,23 Kb.
НазваниеО региональном этапе конкурса научно-исследовательских и прикладных проектов учащихся старших классов по теме охраны и восстановления водных ресурсов
страница1/4
Дата04.02.2016
Размер25,23 Kb.
ТипПриказ
  1   2   3   4

Утверждено

приказом Государственного управления

образования Псковской области


от 06.11.2012 № 1378


Положение

о региональном этапе конкурса научно-исследовательских и прикладных проектов учащихся старших классов по теме охраны и восстановления водных ресурсов

(Российский национальный юниорский водный конкурс - 2013)



На территории Российской Федерации Российский национальный конкурс водных проектов старшеклассников (далее - Конкурс) проводится с 2003 года, организатор - автономная некоммерческая организация «Институт консалтинга экологических проектов», г. Москва. Победитель Российского национального юниорского водного принимает участие в международном водном юниорском конкурсе (Stockholm Junior Water Prize).

Конкурс входит в «Перечень олимпиад и иных конкурсных мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи» в рамках приоритетного национального проекта «Образование».


В Псковской области Конкурс проводится с 2008 года, организаторы:

Государственное управление образования Псковской области;

ГБОУДОДПО «Псковский областной центр развития одаренных детей и юношества».


1. Цель Конкурса – организация и проведение независимого общественного творческого конкурса среди старшеклассников на лучший проект в сфере охраны и восстановления водных ресурсов и поощрение инновационной проектной деятельности школьников, направленной на решение проблем питьевой воды, очистки загрязненных стоков, сохранение водного биоразнообразия городских и сельских водоемов, исследование корреляций водных, социальных, климатических и других факторов, а также форсайт-исследований.

Девиз Конкурса – 2012 «Вода: проектируем будущее».


2. Этапы и сроки проведения Конкурса:

муниципальный - ноябрь 2012 года – январь 2013 года;

региональный - январь – февраль 2013 года, срок подачи работ до 22 января 2013 года, подведение итогов до 04 февраля 2013 года;

общероссийский – полуфинал (заочный) – март 2013 года, финал (очный) – 21-25 апреля 2013 года, Москва.


3. Участники Конкурса. Участником Конкурса может быть любой учащийся старших классов общеобразовательных школ/гимназий/лицеев или училищ/техникумов в возрасте от 14 до 20 лет (студенты высших учебных заведений не могут участвовать в Конкурсе). Приветствуется знание английского языка, поскольку международный конкурс проводится на английском языке.

Примечание:

В номинации «Молодой педагог – лучший руководитель проекта» могут участвовать педагоги в возрасте до 25 лет включительно.


4. Темы для конкурсных проектов. Школьники могут выбрать тему в широком диапазоне - охрана и восстановление водных ресурсов/управление водными ресурсами, при этом, исследование должно быть ориентировано на оздоровление среды обитания людей и экосистем и получение научно-практического результата. Конкурсанты должны быть готовы представить проекты в области технологии, естественных и социальных наук, включая форсайт-проекты, используя современные научные методы и подходы к решению водных проблем, а также принимая во внимание первоочередные задачи государственной политики в области охраны и восстановления водных ресурсов. Приветствуются проекты, направленные на решение муниципальных водных проблем. При этом, необходимым требованием является применение стандартных и инновационных научно-исследовательских методик и методологий при исследовании, проведении экспериментов, мониторинге и представлении результатов, включая статистическую обработку. Конкурсантам предлагается также сформулировать 5 – 7 рекомендаций по сбережению воды в семье, в школе и на предприятиях в качестве дополнения к представляемому проекту. Проект может быть выполнен группой старшеклассников, при этом, количество участников, представляющих один проект на общероссийском этапе Конкурса, не может быть больше двух человек.


5. Критерии оценки проекта.

При оценке проекта региональный оргкомитет руководствуется следующими критериями оценки проектов (принятыми на международном юниорском водном конкурсе):

5.1. Новизна

Является ли проблема, раскрываемая автором, никем ранее не исследовавшейся?

Использует ли автор какие-либо новые методики исследования?

Изучаются ли неизвестные до сих пор аспекты исследовавшейся ранее проблемы?

5.2. Актуальность

Актуальность проекта оценивается как с точки зрения научной значимости, так и общей значимости для окружающей среды и для общества:

Нацелен ли проект на решение важной проблемы в области охраны водной среды?

Научная значимость проекта: относится ли он к области фундаментальных или прикладных исследований, насколько возможно прямое внедрение результатов проекта?

Может ли проект улучшить качество: (а) окружающей среды, (б) жизни людей?

Предлагает ли проект новые решения старых проблем?

Способствует ли проект повышению осведомленности людей о проблемах водного сектора?

Сочетает ли проект экологические и социальные аспекты?

Направлен ли проект на оценку, прогноз и разработку программ экологически устойчивого развития региона?

5.3. Творческий подход.

Необходимо продемонстрировать творческий подход в следующих аспектах:

постановка проблемы;

решение проблемы;

анализ данных;

постановка экспериментов и организация исследований;

распространение результатов и повышение осведомленности о проблеме.

5.4. Методология.

Существует ли четко поставленная задача по достижению конкретного результата?

Хорошо ли определена проблема?

В какой степени ограничена поставленная проблема?

Спланирована ли работа в соответствии с поставленными задачами?

Достаточно ли информации для того, чтобы сделать выводы?

Учитывались ли возможности неправильной интерпретации данных?

Сформулированы ли новые вопросы или предложения для дальнейших исследований по данной проблеме?

5.5. Знание предмета

Знаком ли ученик с литературными данными и результатами исследований в данной области?

На каких научных источниках основывается работа?

Является ли список литературных источников достаточно полным (действительно ли изучены все источники, на которые были сделаны ссылки в работе)?

В какой степени проанализированы научно-популярные источники?

Насколько хорошо автор знаком с предметом своего исследования?

Знаком ли автор с результатами других исследований в данной области? С терминологией?

Знаком ли автор с альтернативными решениями поставленной проблемы?

5.6. Практические навыки

Сделал ли ученик экспонат сам (в случае, если он представлен во время презентации)?

Проводил ли он измерения и другую работу самостоятельно?

Какую помощь он получил от родителей, учителей, профессионалов и др.?

Воспользовался ли он материалами, доступными ему в школе?

Где он взял материалы для изготовления экспоната? Было ли это оборудование самодельным?

Насколько успешно были использованы доступные ему методы?

5.7. Доклад и презентация результатов

Может ли ученик доложить о результатах своей работы достаточно убедительно и информативно, как устно, так и письменно, а также наглядно путем демонстрации своего экспоната?

Насколько хорошо продумано содержание доклада (отчета)?

На каком уровне написан текст, сделаны ли иллюстрации, графики, насколько удовлетворителен язык письменного отчета? (Грамотный русский язык).

Прослеживаются ли в представленном отчете личные качества ученика? Насколько он индивидуален?

Есть ли взаимосвязь между экспонатом и письменным текстом?


6. Порядок организации Конкурса.

6.1. Муниципальный этап. Первым шагом в проведении конкурса в регионе является широкое распространение информации об условиях конкурса в муниципальных учреждениях (школах, училищах, техникумах и учреждениях дополнительного образования региона). Второй этап – работа педагогов по выбору потенциальных участников конкурса и актуальных тем проектов. Далее проводится работа по подготовке старшеклассниками конкурсных проектов. Сроки проведения – до 21 января 2013 года.

Региональный этап. На региональном этапе рассматриваются и оцениваются все поступившие на Конкурс работы. Жюри регионального этапа определяет единый рейтинг работ.

Сроки проведения – 22 января - 04 февраля 2013 года.

Общероссийский финал Конкурса будет проходить в Москве 21-25 апреля 2013 года. Полуфинал общероссийского конкурса проводится по принципу: «Один регион – один проект».

6.2. Издание печатных материалов в регионах. При подготовке и издании любых печатных материалов, включая журналы, брошюры, буклеты, листовки, баннеры, плакаты, с использованием логотипа и названия Конкурса организация, выступающая в качестве заказчика издания материалов, должна посылать по электронной почте на адрес russia@water-prize.ru оригинал-макет издания для согласования логотипа и названия конкурса с организатором Российского национального юниорского водного конкурса.


7. Порядок оформления и направления проектов на Конкурс.

7.1. Проекты на региональный этап Конкурса представляют муниципальные организаторы.

7.2. Письменный (машинописный) текст проекта, представляемого на региональный конкурс, должен отвечать следующим требованиям:

7.2.1. Общий объем проекта не должен превышать 15 страниц, включая титульный лист, аннотацию, иллюстрации, графики, рисунки, фотографии, перечень ссылок и приложений, список литературы.

7.2.2. Текст должен быть расположен на одной стороне листа, напечатан через полуторный межстрочный интервал, шрифт обычный (не жирный, не курсив), Times New Roman, 12 размер, параметры страницы: верхнее и нижнее поля - 2 см, правое и левое поля – 2,5 см.

7.2.3. Приложения (входят в общий объем проекта, не превышающий 15 страниц) - не более 5 страниц (иллюстрации, фотографии, графики, таблицы и т.д.) должны быть помещены в конце работы после списка литературы.

7.2.4. На титульном листе проекта обязательно должны быть в последовательном порядке указаны:

название конкурса (Российский национальный юниорский водный конкурс);

четкое и краткое название проекта - не более 7 слов (название может сопровождаться, если необходимо, полным научным названием);

имена и фамилии авторов проекта и полные фамилии, имена и отчества руководителей. Для последних - обязательное указание должности;

название региона, год.

7.2.5. Вторая страница проекта должна быть научной аннотацией – кратким описанием проекта, включающим главные разделы проекта, такие, как цель, методы и материалы, исследования (наблюдения), достигнутые результаты и выводы, а также краткое объяснение того, как этот проект улучшает качество жизни. Объем аннотации не должен превышать 1 лист машинописного текста.

7.2.6. Электронная версия проекта направляется на электронный адрес geniuscentr@mail.ru не позднее 21 января 2013 года.

7.3. К электронной версии текста проекта в обязательном порядке прилагаются в электронном виде:

краткая аннотация проекта: объем не должен превышать 200 слов;

краткое описание проекта необходимо для публикации в каталоге финалистов. Участники конкурса должны учесть, что краткое описание проекта должно быть понятно для СМИ и заинтересованной общественности;

заполненные по установленной форме анкеты авторов проекта (Приложение 1, заполняется отдельно каждым из авторов), включая 5 - 7 рекомендаций по сбережению воды;

решение муниципального жюри (отсканированный протокол) и статистика муниципального конкурса (Приложение 2), включая рекомендации по сбережению воды участников регионального Конкурса.

Указанные в п.7.3 материалы не входят в общий объем текста проекта.

Работы, выполненные без соблюдения порядка оформления, не принимаются.


8. Номинации общероссийского этапа.

Основная номинация – победитель Российского национального конкурса, представляющий Российскую Федерацию на Международном юниорском водном конкурсе в Стокгольме, и призеры Конкурса.

Присланные работы также участвуют во внутренних номинациях Конкурса. Соответствие проекта той или иной номинации определяет Национальный номинационный комитет.

Номинация «Технологии водоподготовки, очистки сточных вод и рационального использования водных ресурсов».

Номинация «Лучший инновационный проект» с использованием современных научно-исследовательских методов проектной деятельности, применением информационных и других инновационных технологий и направленный на модернизацию сферы водопользования.

Номинация «Охрана и восстановление водных ресурсов в бассейне реки Волги» им. профессора В. В. Найденко.

Номинация «Вода и климат». Дополнительные методические материалы по подготовке проектов в данной номинации приведены в Приложениях 3 и 4.

Номинация «Вода и мир». Дополнительные методические материалы по критериям оценки проектов в данной номинации приведены в Приложении 5.

Номинация «Молодой педагог - лучший руководитель проекта».

Номинация «Моря и океаны».

Номинация «Лучший педагог - научный руководитель проекта».

Приз Председателя Национального номинационного комитета.

Сертификат Московского офиса ЮНЕСКО.

Приз Федерального агентства водных ресурсов.

New! Номинация «Вода и атом».

9. Призы и награды.

Победитель регионального конкурса получит диплом, все участники – свидетельства.


Адрес регионального организатора Конкурса:

180004, г. Псков, ул. Яна Фабрициуса, 24, ГБОУДОДПО «Псковский областной центр развития одаренных детей и юношества» (Рябенко Ирина Павловна), тел./факс (8112) 66-19-80, e-mail: geniuscentr@mail.ru, дополнительную информацию можно получить на сайтах www.genius.pskovedu.ru, http://www.eco-project.org/water-prize/


____________________________________________________________________


Приложение 1

Анкета автора(ов) проекта

Представляется в электронном виде

(одна форма для всех авторов проекта)


1. Полное название проекта

2. Источник информации о конкурсе (откуда узнали)

3. Данные об авторе(ах) проекта

3.1. ФИО (полностью), дата рождения, № класса.

Нужно обязательно приложить фотографию хорошего (полиграфического) качества.

3.2. Краткая биография (где родился, семья, где учится, чем дополнительно занимается, увлечения и д.р.).

3.3. Основные достижения (участие и награды в олимпиадах, конкурсах, выполненные проекты)

3.4. Планы на будущее (выбор профессии, места дальнейшего обучения)

3.5. Контакты (почтовый адрес, телефоны, e-mail)

3.6. Наличие заграничного паспорта

3.7. Знание английского языка

(выбрать нужное по каждому пункту: базовый уровень, средний, свободный)

Читаю –

Пишу –

Говорю –


4. Полное название и адрес учебного заведения (с индексом), в котором выполнялся проект. Если проект выполнялся с участием нескольких учебных заведений, то необходимо указывать полную информацию о каждом из них.

5. ФИО научного(ых) руководителя(ей) проекта с указанием должности, места работы, контактных телефонов/адресов электронной почты .


6. Рекомендации по сохранению воды в семье, в школе, на предприятии (5-7 рекомендаций).


Приложение 2


Информация о муниципальном этапе Конкурса

Представляется в электронном виде


1. Перечень проектов:

№ п/п

Название проекта

Автор(ы) (Фамилия, Имя)

Возраст

и класс автора(ов)

Научный руководитель(и) (Фамилия

и инициалы)

Дата рождения руководи-теля (ей)

Учебное заведение

1










































Всего проектов-участников в районе/городе__

Всего старшеклассников-участников в районе/городе___















2. Рекомендации по сбережению воды участников регионального этапа Конкурса.

3. Спонсоры регионального конкурса и СМИ, в которых опубликована информация о Конкурсе.


Приложение 3

Методические рекомендации по проведению исследовательских и прикладных проектов на тему «Вода и климат» в рамках Российского национального конкурса водных проектов старшеклассников


Работы на тему «Водные ресурсы и климатические изменения» должны быть посвящены изучению изменений гидрологического режима суши (в т.ч. водных экосистем суши) под воздействием глобальных климатических изменений и их локальных последствий и проявлений. Работа может быть выполнена в следующих направлениях:


  • Изменение количества атмосферных осадков и стока рек. В последние десятилетия наблюдается рост количества осадков в средних и высоких широтах. Это приводит к увеличению годового стока рек. Однако в различных регионах эта тенденция может быть выражена по-разному, а где-то, возможно, наблюдается наоборот сокращение количества осадков, и, соответственно, годового стока. Поэтому ценной будет работа, в которой проанализирован многолетний ход осадков и речного стока (или уровня рек и водоемов) для вашего региона (района, города), и в которой сделано заключение («диагноз»), какая тенденция наблюдается, насколько она отличается от общей (глобальной), почему, и какое значение она имеет для хозяйства региона (района, города) и его населения. Для того, чтобы оценить, насколько уменьшается доля твердых осадков в холодный период года, можно проводить снегомерные измерения – измерения высоты, плотности и влагозапаса снежного покрова на территориях водосборов, и сравнить полученные данные с многолетними средними. Данные многолетних наблюдений можно получить в региональных отделениях Гидрометеорологической службы, где они должны храниться.

  • Изменение годового хода водности (уровня) рек и водоемов. Согласно исследованиям ученых, в средних и высоких широтах наблюдается смещение пика весеннего половодья на более ранние сроки. Это вызвано потеплением зим, и, соответственно, увеличением доли дождей в общем количестве осадков холодного периода года. Поскольку жидкая влага значительно быстрее попадает в реку (водоем), чем твердая (снег, лед), пик половодья наступает раньше. Наблюдаются ли такие изменения в вашем регионе (районе, городе)? С целью исследования этого вопроса можно организовать регулярные измерения уровня реки, количества атмосферных осадков и температуры воздуха (именно количество осадков и температура воздуха определяют характер весеннего половодья) и сравнить полученные характеристики половодья за конкретный год с данными многолетних измерений, которые можно получить в региональных отделениях Гидрометеорологической службы, где они должны храниться. Насколько такой сдвиг сроков важен для хозяйственной деятельности, жизни общества? Вынуждена ли экономика подстраиваться под такие изменения и как? Попробуйте дать оценки важности этих сдвигов и предложите варианты подстраивания под эти изменения.

  • Экстремальные явления: половодья, паводки и засухи. Эти явления вызваны атмосферными (погодными) условиями. Паводки последних лет в Европе, в России, и в других частях мира подтверждают мнение тех ученых, которые считают, что глобальный климат становится более экстремальным. А как это выражено в вашем регионе? Происходили ли подобные экстремальные явления в вашем регионе (районе, городе)? Если да, то опишите и проанализируйте эти события и их последствия, а также степень защищенности вашего района, города и меры по ее повышению. Наблюдается ли рост количества экстремальных подъемов уровня рек, водоемов? Насколько эти явления опасны для экономики и общества? Очевидно, сам паводок предотвратить невозможно, но его разрушительные последствия можно сократить. Возможно, для этой цели имеет смысл построить плотины, дамбы или какие-либо другие гидротехнические сооружения? Реальны ли другие способы защиты населения от неблагоприятного действия паводков? Вы можете составить проект защитных мер.

  • Воздействие изменений климата на водные экосистемы. Изменение водного режима рек и водоемов, несомненно, затрагивает экосистемы. Повышение температуры воздуха (и, соответственно, температуры воды) влечет уменьшение содержания кислорода в воде, что неблагоприятно влияет на жизнедеятельность водных организмов. Эти положения очевидны. А как конкретно «чувствуют» изменения климатических условий водные экосистемы в вашем регионе? Для этого необходимо выделить из общего изменения экосистем реакцию на изменение климатических условий. Проще всего это сделать при исследовании водоемов и рек, не затронутых непосредственным антропогенным влиянием, т.е. находящихся вдали от источников загрязнения. Изменения в экосистемах этих объектов вызваны естественными причинами, в т.ч. климатическими. Можно проследить эволюцию водных экосистем во времени, используя собственные оценки численности видов водных организмов и аналогичные оценки, сделанные в прошлом. Другим интересным видом работ было бы исследование экосистем, развивающихся на месте исчезающих водных объектов (например, высыхающих вследствие атмосферной засушливости озер и водотоков).

  • Кислотные дожди. В некоторых районах Европы остро стоит проблема кислотных дождей. В России она еще не привлекла серьезного внимания научных кругов и общественности. Однако эту проблему можно поставить шире, а именно, изменение химического состава осадков вообще. Особенно химический состав осадков меняется вблизи крупных промышленных объектов. Эти осадки питают гидрологическую систему суши и загрязняют водные экосистемы. Возможно, в вашем районе загрязнение водных экосистем осадками значительно, и вашей задачей могла быть оценка этого эффекта, а также поиск путей решения данной проблемы. Для этого можно, в частности, организовать анализ химического состава жидких и твердых осадков (снега).

  • Деградация вечной мерзлоты. Эта проблема очень неоднозначна и вызывает немало споров в научных кругах. Главный вопрос заключается в том, насколько вечная мерзлота чувствительна к изменениям климата. Появятся ли при таянии вечной мерзлоты новые водоемы, заболоченные территории, какие экосистемы будут развиваться в новых условиях? Если в вашем регионе наблюдаются подобные эффекты, то опишите и проанализируйте их, а также попробуйте дать прогноз их дальнейшего развития. Исследование этих вопросов на основе фактических наблюдений было бы очень полезным для разрешения проблемы.



  1   2   3   4

Похожие:

О региональном этапе конкурса научно-исследовательских и прикладных проектов учащихся старших классов по теме охраны и восстановления водных ресурсов iconОтчет о работе министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области
Министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет функции в сфере обеспечения охраны...
О региональном этапе конкурса научно-исследовательских и прикладных проектов учащихся старших классов по теме охраны и восстановления водных ресурсов iconИсследовательская работа районного конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я исследователь»
Исследовательская работа районного конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я –...
О региональном этапе конкурса научно-исследовательских и прикладных проектов учащихся старших классов по теме охраны и восстановления водных ресурсов iconДеларова Е. В., учительбиологии
Выполнение исследовательских и творческих работ, как правило, начинается в старших классах. Очень важно заинтересовать учащихся,...
О региональном этапе конкурса научно-исследовательских и прикладных проектов учащихся старших классов по теме охраны и восстановления водных ресурсов iconСамостоятельная работа учащихся старших классов с источниками информации
Особенно актуально значение этой работы в условиях модернизации содержания образования и при переходе к профильному обучению в старших...
О региональном этапе конкурса научно-исследовательских и прикладных проектов учащихся старших классов по теме охраны и восстановления водных ресурсов icon«Южный федеральный университет» Факультет психологии
Проведение научно – исследовательских работ в области фундаментальных, прикладных исследований и разработок на основании контрактов,...
О региональном этапе конкурса научно-исследовательских и прикладных проектов учащихся старших классов по теме охраны и восстановления водных ресурсов iconК конкурсу научно-исследовательских работ и проектов среди учащихся образовательных учреждений «Мой след в науке» Тема: Исследование состояния здоровья учащихся. Номинация: Медицина и здравоохранение Исследовательскую
«Человек — высший продукт природы. Но для того, чтобы наслаждаться сокрови­щами природы, человек должен быть здо­ровым, сильным и...
О региональном этапе конкурса научно-исследовательских и прикладных проектов учащихся старших классов по теме охраны и восстановления водных ресурсов iconКонкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся "первые шаги"
Всероссийский открытый конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся
О региональном этапе конкурса научно-исследовательских и прикладных проектов учащихся старших классов по теме охраны и восстановления водных ресурсов iconПрограмма элективного курса профильного обучения по английскому языку в старших классах
...
О региональном этапе конкурса научно-исследовательских и прикладных проектов учащихся старших классов по теме охраны и восстановления водных ресурсов iconПоложение о проведении в 2012 году всероссийского конкурса исследовательских и проектных работ «энергия будущих поколений»
Яется частью Всероссийского конкурса научных проектов школьников «Юниор» (секция биологии и экологии), которые проводятся в целях...
О региональном этапе конкурса научно-исследовательских и прикладных проектов учащихся старших классов по теме охраны и восстановления водных ресурсов iconКонкурсная документация открытый конкурс №2007-н-005
«Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям развития науки и техники с участием...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница