2. Понятие об окружающей среде Проведённый в предыдущей главе анализ позволил нам сформулировать определение экологии как науки




Скачать 19,64 Kb.
Название2. Понятие об окружающей среде Проведённый в предыдущей главе анализ позволил нам сформулировать определение экологии как науки
страница1/5
Дата04.02.2016
Размер19,64 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5


2. Понятие об окружающей среде

Проведённый в предыдущей главе анализ позволил нам сформулировать определение экологии как науки. Следующее базовое понятие экологии – «окружающая среда» требует проведения такого же тщательного анализа. При этом мы конечно исключаем из анализа бытовое толкование данного понятия, которое вкратце можно охарактеризовать как, окружающая среда это всё, что вокруг нас. К глубокому сожалению такое толкование перекочевало и в средства массовой информации, а иногда и официальные документы. Объём и содержание этого понятия определяют объект управления в системе «человек – окружающая среда». Всё это требует детального анализа понятия «окружающая среда» с целью определения его объёма и содержания, а также её системной организации.

2.1. Анализ существующих подходов к определению понятия

об окружающей среде

Попытаемся провести детальный анализ объёма и содержания понятия «окружающая среда» сложившегося, а может быть и не сложившегося, на сегодняшний день. Прежде всего, посмотрим, как определяется понятие об окружающей среде в официально принятых нормативно-правовых документах.

В ГОСТ Р ИСО 14001-2007 «Национальный стандарт РФ системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению», утвержденному приказом Ростехрегулирования № 175-ст от 15.07.07, окружающая среда определяется как «окружение, в котором функционирует организация, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, людей и их взаимодействие» (24). В данном определении допущена логическая ошибка, заключающаяся в определении термина через определяемое (окружающая среда – это окружение). Кроме этого в определении не только утерян ряд компонентов окружающей среды (к примеру: геологическая среда, физические поля, объекты созданные человеком), но и изменен традиционный, как увидим ниже, биоцентричный (чаще просто антропоцентричный) подход, к определению окружающей среды. Однако принципиально важным является то, что в понятие окружающей среды включено взаимодействие, выделенных в качестве составляющих элементов.

Обратимся к основному природоохранительному закону России закону «Об охране окружающей среды», принятому Государственной Думой 10 января 2002 года. В нем окружающая среда определяется как «совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов» (32, ст.1).

Прежде всего, отметим, что из приведенного определения совершенно не понятно, по отношению к какому объекту рассматривается окружающая среда. Далее совершенно не понятна разница между компонентом природной среды и природным объектом. Чтобы уточнить придется привести еще несколько определений из выше упомянутого закона:

  1. Природная среда (далее также – природа) – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;

В данном определении допущено две логических ошибки: 1) определяющее понятие разъясняется через определяемое; 2) нарушены правила деления понятий, поскольку в определении окружающей среды природная среда и природные и природно-антропогенные объекты рассматриваются как равнозначные, а в определении природной среды природные и природно-антропогенные объекты входят в объём понятия природной среды. Другими словами не соблюдена соподчиненность понятий.

Продолжим анализ дефиниций из выше указанного закона.

Компоненты природной среды, определяются как « земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия жизни на Земле».

Из приведенного определения неясно взаимоотношение таких компонентов как земля, недра и почвы. Непонятно почему в компоненте природной среды «атмосфера» выделен составляющий ее элемент «озоновый слой», который далеко не единственный элемент, составляющих атмосферу. Совершенно непонятно почему из растительного и животного миров выделены «иные организмы». Полностью отсутствуют среди выделенных природных компонентов физические поля (гравитационное, радиационное, электромагнитное и др.), которые оказывают фундаментальное влияние на все живое на Земле.

Далее в Законе природный объект определяется как «естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства»;

  1. естественная экологическая система – объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществ и энергией;

  2. природный ландшафт – территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности (а где же животный мир, геологическая среда? – А.Ш.), сформировавшихся в единых климатических условиях.

Из приведенных определений следует, что экологическая система и природный ландшафт это два разнозначных элемента природного объекта. В тоже время на основе биологического подхода вряд ли можно провести между ними границу и, по мнению автора, именно на основе доминирующего сегодня биологического подхода к экологии ландшафт как составляющий элемент входит в экосистему, поскольку под нею, как правило, понимаются биогеоценозы.

Приведем еще несколько определений из анализируемого закона:

  1. Природно-антропогенный объектприродный объект, измененный в результате хозяйственной или иной деятельности, и (или) объект созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

В таком случае, к примеру, гидротехническое сооружение, искусственный рыбохозяйственный водоем или водоем хозяйственно-питьевого назначения, исходя из выше приведенного определения, никак не могут быть природно-антропогенным объектом. Кроме того на сегодня на Земле практически не осталось объектов не испытавших изменения в результате хозяйственной и иной деятельности человека.

Далее, антропогенный объект определяется «как объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов».

Мне представляется, что объектов созданных человеком и не обладающих свойствами природных объектов просто не может быть. Они могут обладать лишь отдельными свойствами на определённом уровне организации, которые не свойственны природным объектам, но в них всегда найдутся свойства, которые присущи природным объектам.

С системных позиций правильнее провести разграничение между природными и антропогенными объектами на основе источников обеспечения ими своей структурно-функциональной целостности. При таком подходе, который уже использовался мною раннее (120, 126, 134, 135) природный объектэто объект, обеспечивающий свою структурно-функциональную целостность благодаря вещественным, энергетическим и информационным процессам обмена происходящих в ходе фундаментальных процессов эволюции планеты Земля как космического тела.

В то время как антропогенный объект - это объект, который сохраняет свою структурно-функциональную целостность только благодаря вещественному, энергетическому и информационному обеспечению человеком.

Соответственно тогда природно-антропогенный объект – это объект, сохраняющий свою структурно-функциональную целостность частично за счет эволюционных процессов, происходящих на Земле, и частично за счет целенаправленной человеческой деятельности по сохранению этой целостности.

Отсюда следует важный вывод – антропогенные и природно-антропогенные объекты сохраняют свою функциональность только благодаря вещественной, энергетической и информационной поддержке человеком, без которой они обречены на гибель.

Примеров этого в истории человечества предостаточно: погибшие города шумерской цивилизации, оросительные системы древнего Египта, города и системы водоснабжения городов древней Греции. Погибшие города ацтеков и майя. Исчезнувшие архитектурные и инженерные сооружения древних цивилизаций Кампучии, Индии и Китая. Современные хлопковые плантации в Средней Азии, приведшие практически к гибели Амударьи и Сырдарьи. Часто происходящие в современной истории Росси и стран СНГ аварии на гидротехнических сооружениях (к примеру авария на Саяно-Шушенской ГЭС). Все это произошло из-за ненадлежащего поддержания человеком функциональной целостности созданных его усилиями систем. И таких примеров можно приводить бесконечное множеств, включая эксперименты по моделированию биосферных процессов типа «Биосфера-2» в Аризоне (США) или «БИОС-3», «Марс-500» в России.

Теперь рассмотрим несколько типичных примеров трактовки понятия «окружающая среда» в учебных пособиях, как для средних школ, так и для высших учебных заведений. Необходимость такого анализа обуславливается тем, что нам необходимо понять, как формируется понятие об окружающей среде на стадии обучения в школе и вузах.

В учебнике «Экология» (Денисов В.В. и др.) для ВУЗов окружающая среда определяется как «комплекс природных тел и явлений, с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях» (27, с. 27). Данное определение имеет биоцентричный характер на организменном уровне и является слишком общим, и потому вряд ли может служить основой для организации деятельности в области охраны окружающей среды. Далее указанные авторы уточняют определение окружающая среда (рассматривая как синоним термина внешняя среда) как «совокупность сил и явлений природы, ее вещество и пространство, любая деятельность человека (организма) (?! – А.Ш.), находящаяся вне рассматриваемого объекта или субъекта и необязательно непосредственно контактирующая с ним» (27, с. 27). Трудно согласиться с авторами, что любая деятельность человека или организма будет являться элементом окружающей среды, также как и любое явление природы, происходящее вне субъекта или объекта. В данном определении отсутствует, на мой взгляд, ключевое слово – взаимодействие, поскольку при его отсутствии вряд ли можно рассматривать любое явление как элемент окружающей среды.

В учебниках «Экология и экологическая безопасность» Хотунцева Ю.Л. (116), и «Экология» (Николайкин Н.И. и др., 69) окружающая среда (как синоним - среда обитания) определяется как та часть природы, с которой живой организм непосредственно взаимодействует. При этом непонятно, почему авторы исключают из содержания окружающей среды ту часть природы, которая опосредованно взаимодействует с живым организмом, а также антропогенные объекты.

Алексеев С.В. в учебном пособии для 10-11 классов, дает следующее определение окружающей среды: »вся природная среда (возникшая на Земле вне зависимости от человека и унаследованная им от предшествующих поколений) и техногенная среда (т.е. среда, созданная человеком)». (3, с. 17). Из смысла приведенного определения следует, что понятие окружающей среды рассматривается применительно к человеку, т.е. декларируется антропоцентричный подход к трактовке данного понятия. Необходимо также отметить еще один важный момент, что Алексеев С.В., а также еще целый ряд исследователей и авторы закона «Об охране окружающей среды» выделяют в окружающей среде как природные, так и антропогенные элементы.

Степановских А.С. в учебнике для ВУЗов так определяет окружающую среду: «В понятие окружающей среды не входят созданные человеком предметы (здания, автомобили и т.д.) т.к. они окружают отдельных людей_______________________________________________________________________________________________________________________________, а не общество в целом» (106). Вряд ли можно согласиться с таким тезисом. Прежде всего, автор рассматривает понятие «окружающая среда» относительно одного уровня организации - общества (человечества) в целом. Кроме того, большая доля человечества в промышленно развитых странах, включая Россию, проживает в городах, представляющих собой искусственную среду обитания, функциональная целостность которой обеспечивается за счет вещественной, энергетической и информационной поддержки, осуществляемой человеком. И наконец, нужно иметь в виду, что каждый компонент окружающей среды имеют свою системную организацию. При таком подходе, как будет показано ниже, перечисленные Степановских А.С. созданные человеком предметы являются начальными элементами техносферы.

Акимова Т.А. и Хаскин В.В. вводят понятие экологической среды как всей совокупности «тел и сил внешнего по отношению к живому организму (биоцентричный подход – А.Ш.) мира». (1, с. 120). Далее указанные авторы детализируют «.. широко используемое понятие окружающая среда соответствует той части экологической среды, с элементами которой данный организм в данное время контактирует прямо или косвенно взаимодействует» (там же, с. 120). Таким образом, авторы демонстрируют биоцентричный подход, причем применительно к организменному уровню организации биосферы. Однако здесь же они делают следующее замечание: «Чаще всего это понятие используется применительно к человеку, имея в виду окружающую человека среду». Таким образом, подчеркивается антропоцентричный подход, причем на уровне индивидуума, т.е. отдельного человека.

Тогда возникает вопрос имеют ли окружающую среду другие уровни организации биосферы (популяция, биоценозы) и, наконец сама биосфера, а также человеческого общества (социумы, этносы, население отдельных стран) да и само человечество, как один из элементов биосферы? А как быть с объектом техносферы, который также испытывает на себе воздействие комплекса факторов окружающей среды, как и любой объект живой и неживой природы?

2.1.2. Понятие об окружающей среде на современном этапе развития

экологии как науки

Проведенный выше анализ показывает, что для корректного определения понятия «окружающая среда» первоначально необходимо:

  1. однозначно выделить объект, по отношению к которому рассматривается окружающая среда;

  2. обосновать какими особенностями должны обладать процессы и явления, чтобы отнести их к составляющим элементам окружающей среды;

  3. выделить элементы, составляющие окружающую среду, т.е. определить её структуру.

По первому пункту констатируем, что окружающую среду имеет любой объект оценки, будь то представить живого или косного миров. Вместе с тем в сложившейся практике традиционно понятие окружающей среды связывают с человеком. Это является проявлением антропоцентризма, что в определённой степени оправданно в связи с тем, что на современном этапе эволюции человеческого общества человек превратился в ведущую геологическую силу (по Вернадскому В.И.), однако по существу не верно.

При этом необходимо подчеркнуть, что понятие «окружающая среда» в принципе должно охватывать все уровни организации объекта оценки, т.е. не только сам объект как таковой, но нижние уровни организации, для которых объект оценки является системой, а также верхние уровни организации, для которых объект оценки является элементом. Такой подход полностью соответствует базовым принципам экологии как науки: системной организации материального мира, физико-химического единства живого вещества и внутреннего динамического равновесия, обоснованных автором предыдущих работах (127, 132) и характеристика которых дана в разделе 5.2. данной монографии.

Обратимся теперь к свойствам процессов и явлений, которые следует относить к составляющим элементам окружающей среды. Представляется, что основным здесь должно являться прямое или опосредованное взаимодействие объекта оценки с любым процессом и\или явлением. Указанной взаимодействие заключается в вещественном, энергетическом и информационном обмене между объектом оценки и соответствующим элементом окружающей среды.

Для того же, чтобы выделить элементы, составляющие окружающую среду, т.е. определить её структуру, необходимо провести дополнительный анализ.

Прежде всего, необходимо определить понятие «окружающая среда» в самом общем виде. Представляется, что при этом нужно отталкиваться от трех базовых понятий, которые являются основой материального мира: материя, энергия и информация.

Для уточнения выше перечисленных понятий воспользуемся материалами из свободной энциклопедии Википедия (http://ru.wikipedia.org/wiki).

В рамках данной работы под материей принимается фундаментальное физическое понятие, связанное с любыми объектами, существующими в природе, о которых можно судить благодаря ощущениям. При этом выделяются следующие основные виды материи: вещество, антивещество и поле.

Под веществом автор понимает форму материи, состоящую из атомов, содержащих протоны, нейтроны и электроны. Эта форма материи доминирует в Солнечной системе и в ближайших звёздных системах.

В свою очередь антивещество состоит из антиатомов, содержащих антипротоны, антинейтроны и позитроны.

Поле принимается как одна из форм материи, характеризующая все точки пространства и времени, и поэтому обладающая бесконечным числом степеней свободы. При описании физическое поле в каждой точке пространства характеризуется определённым (постоянным или переменным во времени) значением физической величины (или её оператора — для квантованных полей). Это значение, как правило, меняется при переходе от одной точки пространства к другой. В зависимости от математического вида этой величины выделяют скалярные, векторные, тензорные и спинорные поля.

Нужно отметить, что современное естествознание нивелирует различие между веществом и полем, считая, что и вещества, и поля состоят из различных частиц, обладающих корпускулярно-волновой природой. Выявление тесной взаимосвязи между полем и веществом привело к углублению представлений о единстве всех форм и структуры материального мира.

Под энергией понимается скалярная физическая величина, являющаяся единой мерой различных форм движения материи и мерой перехода движения материи из одних форм в другие.

Под информацией понимается знания о чем-либо не зависимо от формы их представления. При этом в современной науке выделяют два вида информации: объективная и субъективная.

Объективная или первичная информация представляет собой свойство материальных объектов и явлений (процессов) порождать многообразие состояний, которые посредством взаимодействий передаются другим объектам и запечатлеваются в их структуре

Субъективная или вторичная информация это смысловое содержание объективной информации об объектах и процессах материального мира, сформированное сознанием человека с помощью смысловых образов (слов, образов и ощущений) и зафиксированное на каком-либо материальном носителе, либо в сознании человека, как носителе информации.

С учетом выше изложенного окружающую среду можно определить как всю совокупность вещественных, энергетических и информационных факторов непосредственно или опосредованно взаимодействующих с объектом оценки. В качестве же объекта оценки может выступать любой объект живого (включая человека) и косного миров на любом уровне их системной организации.

  1   2   3   4   5

Похожие:

2. Понятие об окружающей среде Проведённый в предыдущей главе анализ позволил нам сформулировать определение экологии как науки iconУчебник состоит из двух частей: экологии как комплексной науки, и охраны окружающей среды прикладной науки, опирающейся на законы экологии.
Экология и охрана окружающей среды : учеб для студ вузов, обуч по напр. 270800 "Строительство" (квалиф. (степень) "бакалавр") / Коробкин,...
2. Понятие об окружающей среде Проведённый в предыдущей главе анализ позволил нам сформулировать определение экологии как науки iconОсновными направлениями информационного потока в системе мониторинга являются
Понятие «мониторинг» пришло в педагогику из экологии и социологии, означая непрерывное снижение за состоянием окружающей среды и...
2. Понятие об окружающей среде Проведённый в предыдущей главе анализ позволил нам сформулировать определение экологии как науки iconДоклад о состоянии и об охране окружающей среды иркутской области в 2008 году иркутск 2009 составители
Е. В. Кучменко советник отдела охраны окружающей среды министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, к г н., Т. А....
2. Понятие об окружающей среде Проведённый в предыдущей главе анализ позволил нам сформулировать определение экологии как науки iconПрограмма кружка рассчитана на 2 года обучения. Возраст воспитанников: 11-14 лет
«первичный срез» экологии как науки; обеспечение широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране...
2. Понятие об окружающей среде Проведённый в предыдущей главе анализ позволил нам сформулировать определение экологии как науки iconБд "Книги" Литература по техническим и естественным наукам. 1
Для специалистов в области биотехнологии, экологии, мониторинга и оценки биологических рисков. Книга адресована также широкому кругу...
2. Понятие об окружающей среде Проведённый в предыдущей главе анализ позволил нам сформулировать определение экологии как науки iconИсследовательская работа Тема: «Влияние города на свойства почв»
Деятельность человека существенно отражается на окружающей среде. Общество вступило в противоречие с природой. Свой вклад в загрязнение...
2. Понятие об окружающей среде Проведённый в предыдущей главе анализ позволил нам сформулировать определение экологии как науки icon1. Патопсихологические синдромы и их роль в клинической диагностике
...
2. Понятие об окружающей среде Проведённый в предыдущей главе анализ позволил нам сформулировать определение экологии как науки iconЭкология популяций и рациональное природопользование
Такое "широкое" определение охватывает новые ветви экологической науки, формирующие систему экологических дисциплин и частных наук,...
2. Понятие об окружающей среде Проведённый в предыдущей главе анализ позволил нам сформулировать определение экологии как науки iconЭкологический мониторинг окружающей среды на основе комплексного измерения ее параметров (газовый анализ)
Введение. В настоящее время весьма актуальна проблема контроля состояния окружающей среды и определения ее соответствия санитарно-гигиеническим...
2. Понятие об окружающей среде Проведённый в предыдущей главе анализ позволил нам сформулировать определение экологии как науки iconРабочая программа дисциплины «химический анализ объектов окружающей среды»
Целью освоения дисциплины является обучение студентов теоретическим и практическим основам выбора метода количественного анализа...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница