Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Выбери жизнь!»




Скачать 18,02 Kb.
НазваниеПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Выбери жизнь!»
страница1/4
Дата04.02.2016
Размер18,02 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Казаковская основная общеобразовательная школа»





Утверждаю

Директор МБОУ «Казаковская ООШ»

___________А.А.Аверина

«_____»___________2012



ПРОГРАММА


ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ,

ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ


Одобрена педагогическим советом

Протокол № 1 от 21.08.2012 г.

Принята на заседании Совета школы

Протокол № 1 от 25.08.2012 г.


Казаково, 2012


Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Выбери жизнь!»

МБОУ «Казаковская ООШ»

на 2012 - 2015 годы


1. Введение.

Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, cохранение здоровья - физического, психического и духовного - очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, экологическую культуру, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Обозначая цели деятельности по формированию экологической культуры, здоровьесбережению, мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся и педагогов, о неблагоприятных для здоровья факторах, учитывали достижения педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.

Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Здоровье детей рассматривается в неразрывной связи с его экологической культурой. Поэтому в качестве основы нашей программы здоровьесбережения мы определили заботу о сохранении здоровья воспитанников и учителей, формирование экологической культуры. Охрана здоровья учителя является важным фактором укрепления здоровья ученика. Учитель обязан ответственно относится к своему здоровью, быть примером для ученика, вести здоровый образ жизни.

Большинство разделов программы остается на все сроки внедрения программы, раздел 18 «Календарный план реализации программы» обновляется каждый учебный год.


2. Цели программы:

  • создание в школе организационно - педагогических, материально -технических, санитарно – гигиенических, экологических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья участников образовательного процесса;

  • усиление контроля за медицинским обслуживанием участников образовательного процесса;

  • создание материально - технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни;

  • развитие организационного, программного и материально- технического обеспечения дополнительного образования обучающихся в аспектах здоровьесбережения, их отдыха, досуга;

  • формирование у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни;

  • обеспечение системы полноценного сбалансированного питания в школе с учетом особенностей состояния здоровья участников образовательного процесса;

  • разработка и внедрение комплекса мер по поддержанию здоровья педагогических работников школы;

  • формирование представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды.


3. Задачи программы:

  • четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;

  • гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий

и режима дня;

  • освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения

школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;

планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся;

  • привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к

формированию здорового образа жизни учащихся;

  • посещение научно-практических конференций, семинаров, лекций по данной проблеме и применение полученных педагогами знаний на практике.


4. Нормативно-правовая база:

  • Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90.

  • Федеральный закон № 3266-1 от 10.06.92 “Об образовании” (в ред. ФЗ от 13.01.96 №12- ФЗ, от 16.11.1997 № 144-ФЗ, от 20.07.2000 № 102-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ)

  • Федеральный закон от 24.07.98 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями от 20 июля 2000 г.).

  • Федеральный закон №38 –ФЗ от 30.03.1995. «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ – инфекции)».

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, основного общего образования.

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2 2821-10), зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993;

  • СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям  обучения в ОУ»

  • СанПин 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в ОУ, учреждениях начального и среднего профессионального образования»


5. Функции различных категорий работников школы

5.1. Функции медицинской службы: (по соглашению)

  • проведение диспансеризации учащихся школы;

  • медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья;

  • выявление учащихся специальной медицинской группы.

5.2. Функции администрации:

  • общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;

  • общее руководство и контроль организации горячего питания учащихся в школе;

  • организация и контроль уроков физкультуры;

  • обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;

  • разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;

  • организация работы классных руководителей по программе здоровьесбережения и ее контроль;

  • организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;

5.3. Функции классных руководителей:

  • санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;

  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;

  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;

  • организация и проведение профилактических работы с родителями;

  • организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, КДН, медработниками, наркологами;

  • организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;

  • организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры, экологической культуры.


6. Участники программы:

  • учащиеся

  • педагогическое сообщество

  • родители.

  • социальные партнеры:

ДК

КДН

школьная столовая

сельская библиотека

Казаковский ФАП

Центр ремесел

Пожарная часть

ГИБДД

ООО «Латкин»

7. Сроки и этапы реализации программы:

1 этап – подготовительный (2012 – 2013гг.):

  • анализ уровня заболеваемости, динамики формирования отношения к вредным привычкам;

  • изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение;

  • разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий.

2 этап – апробационный ( 2013 – 2014гг.):

  • внедрение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ, выявление наиболее

эффективных;

  • систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ;

  • выполнение оздоровительных мероприятий.

3 этап - контрольно-обобщающий (2014 – 2015гг.):

  • сбор и анализ результатов выполнения программы;

  • коррекции деятельности.



8. Модель личности ученика.

По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения. При этом работникам школы необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков.

Для этого создана прогнозируемая модель личности ученика:

Модель выпускника первой ступени обучения

Модель выпускника второй ступени обучения


- знание основ личной

гигиены, выполнение правил гигиены;


- владение основами

личной гигиены и

здорового образа жизни;


- владение элементами экологической культуры


- знание основ личной

гигиены, выполнение правил гигиены;


- владение основами

личной гигиены и

здорового образа жизни.


- знание основ строения и

функционирования организма человека;


- знание изменений в организме человека в

пубертатный период;


- умение оценивать свое

физическое и психическое состояние;


- знание влияния алкоголя, курения, наркомании на здоровье человека;


- поддержание физической формы;


- телесно-мануальные навыки, связанные с

укреплением силы,

выносливости, ловкости;


- гигиена умственного

труда.


- осознание необходимости соблюдения экологической культуры


9. Ожидаемые конечные результаты программы:

  • повышение функциональных возможностей организма учащихся, развитие физического потенциала школьников;

  • рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников;

  • повышение приоритета здорового образа жизни;

  • повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;

  • повышение уровня самостоятельности и активности школьников;

  • повышение ответственности не только за себя, но и за окружающий мир

  • повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении как здоровья школьников, так и своего здоровья, общей экологической культуры.


10. Реализация программы направлена на формирование у учащихся культуры отношения к своему здоровью, окружающему миру, что включает в себя:

  • культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);

  • культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными движениями);

  • культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями); культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их).

  • культуру экологическую (потребность поддержания порядка там, где ты живешь, учишься)

Базовыми компонентами на всех ступенях являются:

  • формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни, экологии;

  • формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма и природы;

  • формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта, благоустройством окружающей среды;

  • формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.


11. Методы контроля над реализацией программы:

  • проведение заседаний педагогического совета школы, заданий школьных ШМО;

  • посещение и взаимопосещение уроков, проводимых по ЗОТ;

  • создание методической копилки опыта;

  • мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в школе.

  • сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению.

  • контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни и формированию экологической культуры;

  • контроль КТД по созданию благоприятного экологически чистого микроклимата в школе, благоустройству территории микроучастка школы.


12. Основные направления деятельности программы:

12.1. Медицинское направление предполагает:

  • создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:

  • составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;

  • проведение физкультминуток;

  • гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;

  • четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;

  • планомерную организацию питания учащихся;

  • реабилитационную работу:

  • обязательное медицинское обследование;

12.2. Просветительское направление предполагает:

  • организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения,

алкоголизма, наркомании;

  • организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения,

алкоголизма, наркомании;

  • пропаганду здорового образа жизни и экологической культуры (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры).

12.3. Педагогическое направление предполагает:

  • использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности;

  • предупреждение проблем развития ребенка;

  • обеспечение адаптации на разных этапах обучения;

  • развитие познавательной и учебной мотивации;

  • формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;

12.4. Эколого-спортивно-оздоровительное направление предполагает:

  • организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;

  • привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к

формированию здорового образа жизни учащихся, экологической культуры;

  • широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы

к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной и экологической

работы.

12.5. Диагностическое направление предполагает:

  • проведение мониторинга за состоянием здоровья, в ходе которого выявляются:

общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;

  • текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, а 2-3 дня

находится дома под наблюдением родителей);

  • режим дня, бытовые условия; внешкольная занятость дополнительными занятиями.

  1   2   3   4

Похожие:

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Выбери жизнь!» iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Мегион 2011
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Путешествие в страну здоровья (далее – Программа)
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Выбери жизнь!» iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Выбери жизнь!» iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Основные задачи и планируемые результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Выбери жизнь!» iconПримерная программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Реализация Программы должна обеспечивать развитие личного опыта применения универсальных учебных действий в экологически ориентированной...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Выбери жизнь!» iconАдминистрации кстовского муниципального района муниципальное бюджетное
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Выбери жизнь!» iconОсновной образовательной программы начального общего образования целевой раздел
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Выбери жизнь!» icon«Степновская средняя образовательная школа» Ленинского района Волгоградской области утверждён
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Выбери жизнь!» iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования мбоу сош №1 г. Десногорска
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Выбери жизнь!» icon«Утверждено»
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Выбери жизнь!» icon«Утверждено»
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница