Программа по факультативной дисциплине по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 72 (2 зет) Всего аудиторных занятий, час. 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 54




Скачать 22,09 Kb.
НазваниеПрограмма по факультативной дисциплине по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 72 (2 зет) Всего аудиторных занятий, час. 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 54
Дата04.02.2016
Размер22,09 Kb.
ТипПрограмма
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ М.А. ШОЛОХОВА


Культура. Филология. Текст


Программа по факультативной дисциплине

по специальности 10.02.01 – Русский язык


Всего учебных часов 72 (2 ЗЕТ)


Всего аудиторных занятий, час. 18

Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 54


МОСКВА 2011


Пояснительная записка


Дисциплина «Культура. Филология. Текст» входит в образовательную составляющую структуры программы послевузовского профессионального образования (ФД.А.02), являясь факультативной дисциплиной, изучаемой на 2-ом курсе аспирантуры. Программа дисциплины разработана на основе паспорта научной специальности 10.02.01 – «Русский язык» с учетом особенностей сложившейся научной школы проф. Е.И.Дибровой и программы кандидатского экзамена по специальности «Русский язык».

Название курса «Культура. Филология. Текст» подразумевает изучение русского языка в тесной взаимосвязи культуры, языка, закономерностей образования и функционирования текста, а также герменевтики как области филологического толкования текста.

XX век и особенно его вторая половина поставили вопрос об интегративности знаний. Человечество достигло понимания того, что деятельность, рождающая новые ценности, должна осмысливаться в совокупности, ибо объединение смежных знаний открывает смежные законы и закономерности. Так из теоретико-практических нужд языка возникли: психолингвистика, лингвострановедение, этно- и социолингвистика, этнология и ныне вычленная лингвокультурология, в чьи задачи входит изучение взаимообусловленности лингвистического и культурологического содержания. Но интеграция более высокого уровня ставит вопрос о выделении культурофилологии, культуре изложения и культуре понимания мысли. Культурофилология – наука о тексте, отражающем в себе стоящую за ним действительность, наука о понятийности понимания текста, этого хронологического среза жизни; наука о языковом репродуктивном истолковании текста, которое способствует адекватному осмыслению фрагмента картины мира, представленной в личностном, авторском видении, которое отражает мир своего времени, свои устои.


Выбор этой дисциплины вызван необходимостью формирования у аспирантов навыков филологического, лингвокультурологического, общегуманитарного интерпретирования филологических текстов.

В процессе освоения дисциплины обучающиеся должны овладеть филологической компетенцией. Успешное освоение курса должно способствовать развитию научно-исследовательских способностей при написании кандидатской диссертации.

Основные цели и задачи дисциплины

Целью данной дисциплины является изучение неразрывной взаимосвязи культуры, языка и текста в культутофилологии, формирование у аспирантов системы теоретических знаний основных проблем лингвокультурологического и лингвофилологического аспектов анализа текста, его филологических дифференциальных признаков, формирование навков смыслового анализа текста.

Задачи:

  • знать предмет, цели и задачи изучаемой дисциплины;

  • усвоить основные понятия и термины;

  • изучить взаимосвязи между языком, культурой и текстами, ее отражающими;

  • изучить функционально-содержательную взаимозависимость культуры и языка;

  • приобрести основные навыки и приемы комплексного культурофилологического анализа текста.

Распределение часов учебных занятий по семестрам


Название дисциплины

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестры

Аудитор

ные

Самост. работа

Культура. Филология. Текст

Лекции

18

54

3
















Общий объем часов по дисциплине

18

54

72


Содержание дисциплины


Понятие «культура» многозначно в современном употреблении, что объясняется многоаспектностью и полифункциональностью феномена, способом его «приложения» и сквозным характером существования. культура представляет характерный образ мыслей и образ действий данной нации в данный период ее развития. В своей другой ипостаси культура – это качество, степень достижения, эталон, выявляющий ценности и их мерки, по которым будет произведена оценка совершенного или совершаемого. Для каждой эпохи, для каждой нации характерна своя система оценок, ориентаций и норм, которые составляют аксиологию культуры. Уровень культуры, как об этом свидетельствует история общества, определяется в значительной степени уровнем развития гуманитарных наук, среди которых филология – высшая форма гуманитарного знания, форма, соединяющая все гуманитарные знания.

В филологии реализуется интегральный принцип знания, где границы определяются предметно, но особенно язык и литература, наиболее очевидные и эксплицитные способы выражения духовности. Поэтому роль филологического знания особенно важна в самовыражении и самопознании нации. Язык как фрагмент филологии является средством истолкования форм феномена, которые понимаются в конечном виде через язык. Живущий процессом речи и объемлющий собой великое понимание, язык является универсальным средством выражения и понимания всякой деятельности, в том числе и культурной. Филология, являясь фрагментом духовной культуры, реализует в литературе и языке художественную деятельность нации – ее художественную культуру.

Культура не отделима от форм человеческой деятельности (познания, нравственности, художественного творчества и др.), и язык в этом контексте выступает как форма, важнейший элемент национальной культуры народа. Он является одновременно и средством и символом национальной культуры.

Специфика языка как семиотического явления, обслуживающего культуру, огромна, ибо он служит не только средством ее осознания и развития, но и является предтечей и основным способом ее бытия.

В гуманитарных науках (филология, философия, логика, эстетика, этика и др.) в качестве основного коммуникативного знака стали называть текст. По своей структуре текст весьма разнообразен: это и одно высказывание («О, закрой свои бледные ноги». В. Брюсов), и сверхфразовое единство («От других мне хвала – что зола, от тебя и хула – похвала». А. Ахматова), и строфа, и абзац, и глава произведения, и целое произведение, и даже, по мнению Ю. М. Лотмана, жанр и литература в целом. Текст – это и наша разговорная речь (монологическая и диалогическая), эпистолярии, радио- и телепередачи, язык газет, журналов, кино, публичные выступления и др.

Язык - первоэлемент текста и первооснова культуры. Текст – это речь, это функционирующий язык, это реализация константности в идиолекте, индивидуальном языке, независимо от результатов речевой деятельности – письма или говорения.

При таком понимании встает вопрос о культуре и культурах в языке: культуре речевого мышления и общения как высшей формы языковой культуры, воплощенной в литературном языке, – и культурах в просторечье, в диалектной речи, разговорной бытовой речи, каждая из которых имеет свои устоявшиеся «эталоны», свидетельствующие о социолингвистическом расслоении речи в различных слоях общества. В основе этого расслоения лежат: образовательный ценз, место жительства, возраст, профессиональная деятельность и другое, т. е. все то, что служит объективно-субъективным критерием стратификации общества.

Как объект филологического анализа текст требует своих характеристик и своего осмысления: правильности изложения мысли, адекватности или близости в понимании излагаемого, проникновения в глубинный смысл, подтекстовость, предтекстовость и т. д. Филологическими дифференциальными признаками текста в современном понимании являются: выраженность знаками языка; отражение авторского «Я» как индивидуальности в социальном; отграниченность как начало и конец общения/сообщения; развертывание во времени и пространстве; композиция как внутренняя организация, превращающая текст в структурное целое; связность как правильность построения текста; цельность как относительная смысловая завершенность текста.

Роль текста в выражении духовной деятельности огромна: текст – это не только филологическое пространство, но это и все наши духовные и материальные достижения, где отражается жизнь и деятельность человека, волны его жизненных интенций и интерпретаций. Проблема интерпретации текста и связана с осмыслением, истолкованием произведений художественной литературы.


Лекционный курс



Порядковый номер лекции

Раздел, тема учебного курса, содержание лекции

Количество часов

1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.



Тема 1. Основные понятия, направления и методы филологического изучения языка

1) Предмет, объект исследования, цели и задачи.

2) Основные понятия дисциплины. Филологический аспект герменевтики служит целям взаимопонимания между автором и читателем (слушателем), и поэтому герменевтика как понятийность понимания представляет собой один из культурофилологических феноменов, требующих своей «материи», инструментария – категорий и методики.

3) Научная разработанность проблем филологии.

4) Методы филологического исследования текста.

Тема 2. Культура как способ и качество деятельности.

1) Содержание понятия «культура».

2) Культура как историческая категория

3) Культура и филология

Тема 3. Язык и культура

1) Специфика языка как семиотического явления

2) Семиотическая общность языка и культуры

3) Языковая картина мира как отражение национальной культуры

4) Вопрос о культуре и культурах в языке

Тема 4. Филология как высшая форма гуманитарного знания

1) Интегративный принцип филологии

2) Культура и филология

3) Художественная культура и филология

Тема 5. Текст и его роль в выражении духовной деятельности

1) Дифференциальные характеристики текста

2) Язык как первоэлемент текста

3) Текст и культура

4) Психофилологический анализ смыслообразования: смысл как психофилологическая категория

Тема 6. Формы и типы речевой коммуникации как знаков культуры

  1. Формы речевой коммуникации.

  2. Типы речевой коммуникации.

  3. Уровни речевой коммуникации.

  4. Характеристики лингвистического уровня.

  5. Дискурс и его виды.

Тема 7. Язык и культура

1. Язык и культура: носители языка и носители культуры.

2. Логоцентризм как характеристика определенного этапа развития и осмысления культуры.

3. Культурологический поворот в современной лингвистике.

4. Лингвокультурология. Этнолингвистика и реконструкция языковых образов мира.

5. От структурной лингвистики к семиотике.

Тема 8. Филология: от текста в культуре к культуре как тексту

1. Филологический анализ ключевых концептов культуры и его культурологическое значение.

2. Миф и литература.

3. Нарратология и проблема трансформаций повествования.

4. Литературный процесс: литературоведческая и культурологическая интерпретации.

5.Знак-образ-текст-интертекстуальность: культурология как искусство чтения.

Тема 9. Культурология – филология – текст

1. Художественный процесс: проблемы создания и функционирования произведений искусства в социокультурной среде.

2. Концепт текста и его роль в генезисе культурологии.

3. Знак, образ, язык и текст в культуре

4. Симулякр как категория культурологического анализа.

5. Литература и искусство в пространстве современной медиакультуры.

2


2


2


2


2


2


2


2


2



Содержание и объем самостоятельной работы студентов


Разделы и темы рабочей программы самостоятельного изучения

Перечень домашних заданий и других вопросов для самостоятельного изучения

Сроки

выполнения

Объём часов

1

2

3

4

Тема 1. Мышление – язык - речь


Тема 2. Концепт текста и его роль в генезисе культурологии


Тема 3. История русской филологии


Тема 4. «Культурологизация» современной филологии:

за и против


Тема 5. Лингвокультурофилологический анализ художественного текста (проза – поэзия)

Конспектирование первоисточников:

Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Избран. психол. исследования. – М., 1956.

Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. – М., 1968.

Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. – М., 1965.

Потебня А.А. Мысль и язык. Киев, 1993.


Составление библиографии по теме и краткий обзор основных источников.


Письменные ответы на вопросы:


1. «Состав словесных наук», выделенных М.В.Ломоносовым (Ломоносов М.В. Ломоносов М.В. Российская грамматика. // Полное собрание сочинений. Т. 7. М., Л. 1952).

2. Общие вопросы филологии в трудах русских ученых: А.А.Барсова, А.Н.Никольского, Н.И.Греча,

И.С.Рижского,

А.Ф.Мерзлякова, Я.В.Толмачева, Н.Ф.Кошанского, И.И.Давыдова, К.П.Зеленецкого,

Ф.И.Буслаева

(Рождественский Ю.В. Общая филология. М., 1996. Давыдов И.И. Чтения о словесности. М., 1837. См. публикацию данных разделов и перечисляемых ниже филологов-словесников в кн.: Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия. 2-е изд., М., 2002 и др. л-ра).


Составить библиографию по теме и написать эссе.


Творческий анализ художественного произведения по выбору аспиранта.


Итого:




10


12


14


8


10


54 ч



Учебно-методические материалы по дисциплине


Основная литература

Алефиренко Н.Ф. Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка: учебное пособие / Н.Ф. Алефиренко. – М.: Флинта : Наука, 2010.

Винокур Г.О. Культура языка. – М., 2006.

Воркачев С.Г. Любовь как лингвокультурологический концепт. М.: Гнозис, 2007.

Выготский Л. С. Мышление и речь. – М., 2008.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод / Х.-Г. Гадамер. – М., 1988.

Диброва Е.И. Художественный текст: Структура. Содержание. Смысл: Избранные работы. В 2-х томах. – М., 2008

Диброва Е.И. Культура. Филология. Текст // Диброва Е.И. Избранные работы: В 2т. Т. 1. Художественный текст. Структура. Содержание. Смысл. –М., 2008.

Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. – М., 1965.

Лаптева О.А. Живая русская речь с телеэкрана. – М., 2007.

Лингвокультурология. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010.

Потебня А.А. Мысль и язык. Киев, 1993.

Слово – Сознание – Культура. – М., 2006.

Флоренский П. Иконостас. – СПб., 2010.

Фромм Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. – М., 1993.

Чудинов А.П. Политическая лингвистика : учебное пособие. 2-е изд., испр. – М.: Флинта : Наука, 2007.


Дополнительная литература


Аверинцев С.С. Филология // Собрание сочинений. / Под ред. Н.П.Аверинцевой и К.Б.Сигова. София – Логос. Словарь. – Киев, 2006.

Арутюнова Н.Д. Человеческий фактор в языке / Н.Д. Арутюнова. - М., 1992.

Бетехтина Е.Н. О лингвистических источниках библеизмов / Е.Н. Бетехтина // Вестник СПБГУ. – Серия 2. - №3. - 1994.

Верещагин Е.М. Язык и культура / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. - М.,1976.

Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. – М., 1968.

Елистратов В. Арго и культура // Словарь московского арго.- М., 1994

Жирмунский В.М. Вопросы теории литературы. М., 1965.

Колесов В.В. “Жизнь происходит от слова”. — СПб.,1999

Кукушкина Е. И. Познание, язык, культура / Е. И. Кукушкина. – М., 1984.

Лихачев Д. С. Об искусстве слова и филологии / Д. С. Лихачев // О филологии. – М., 1989.

Лихачев Д. С. Об искусстве слова и филологии / Д. С. Лихачев // О филологии. – М., 1989.

Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек-Текст / Ю.М. Лотман. – М., 1996.

Лотман Ю. М. Культура и взрыв / Ю. М. Лотман. – М., 1992.

Межуев В. М. Культура и история / В. М. Межуев. – М., 1977.

Потебня А.А. Из записок по теории словесности. – М., Т.X. 1905.

Рождественский Ю.В. Общая филология. М., 1996.

Рождественский Ю.В. Общая филология. М., 1996.

Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. Издание 2-е, исправленное. – М., 1999.

Сепир Э. Общие труды по языкознанию и культурологии.- М., 1993.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество.- М., 1992.

Степанов Ю.С. Филология / Русский язык. Энциклопедия. Издание 2-е, переработанное и дополненное. Главный редактор Ю.Н.Караулов. М., 1997.

Тынянов Ю.М. Проблема стихотворного языка. Статьи. М., 1965.

Швейцер А. Б. Культура и этика. – М., 1973.

Шпет Г.Г. Внутренняя форма слова. М., 1927.

Юнг К. Г. Психология и поэтическое творчество / К. Г. Юнг // Самосознание европейской культуры XX века. – М., 1991.


Kroll W. Geschichte der klassischen Philologie. В.; Lpz., 1924;

Wilamowitz-Moellendorff U. von. Geschichte der Philologie. Lpz.; В., 1921.

Словари и справочники

  1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 2009.

  2. Большой толковый словарь русского языка /сост. и гл. ред. С.А.Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998.

  3. Большой энциклопедический словарь: Языкознание / Под ред. В.П. Ярцевой. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.

  4. Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Русский язык,1998.

  5. Караулов Ю.Н. Русский язык. Энциклопедия. 2-е изд., переработ, и доп. М.: 2004.

  6. Большая Российская энциклопедия. М.: Дрофа, 1998.

  7. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.П. Ярцевой. М.: Советская Энциклопедия, 1990 (ЛЭС).

  8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.:АЗЪ, 1991.



Примерный перечень вопросов к итоговому контролю


1. Общая схема коммуникации.

2. Понятие коммуникативной ситуации.

3. Анализ и синтез текста.

4. Понимание и порождение.

5. Прагматическая и эстетическая установки.

6. Проблема понимания. О типологии непонимания текста.

7. Восприятие текста. Лингвистические «сигналы». Виды сигналов.

8. «Вычерпывание смысла».

9. Анализ скрытой информации. Понятие подтекста.

10. Пресуппозиции и «скважины».

11. Дискурс-анализ.

12. «Сцепления» в разных видах текстов.

13. Монтаж.

14. Проблемы понимания, «освоения» и интерпретации текста.

15.Коммуникативно-когнитивная модель текстопорождения.

Похожие:

Программа по факультативной дисциплине по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 72 (2 зет) Всего аудиторных занятий, час. 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 54 iconПрограмма по дисциплине по выбору по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 36 (1 зет) Всего аудиторных занятий, час. 10 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 26
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа по факультативной дисциплине по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 72 (2 зет) Всего аудиторных занятий, час. 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 54 iconПрограмма по дисциплине по выбору по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 72 (2 зет) Всего аудиторных занятий, час. 10 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 62
Художественный мир М. А. Шолохова: концептуальная сфера поэтико-лингвистической доминантности
Программа по факультативной дисциплине по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 72 (2 зет) Всего аудиторных занятий, час. 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 54 iconПрограмма по специальной дисциплине по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 36 (1 зет) Всего аудиторных занятий, час. 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 18
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа по факультативной дисциплине по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 72 (2 зет) Всего аудиторных занятий, час. 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 54 iconПрограмма по факультативной дисциплине по специальности 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования Всего учебных часов 72 (2 зет) Всего аудиторных занятий (в час.) 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 54
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа по факультативной дисциплине по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 72 (2 зет) Всего аудиторных занятий, час. 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 54 iconПрограмма по факультативной дисциплине по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 72 (2 зет) Всего аудиторных занятий, час. 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 54
Структура подчинения и линеаризация. Синтаксические деревья и поддеревья. Грамматики зависимостей и грамматики составляющих. Древоприсоединяющие...
Программа по факультативной дисциплине по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 72 (2 зет) Всего аудиторных занятий, час. 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 54 iconПрограмма по дисциплине по выбору по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 36 (1 зет) Всего аудиторных занятий, час. 12 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 24
Цель данного курса представить системно-функциональное описание эпистолярного жанра как лингвистического и литературоведческого явления...
Программа по факультативной дисциплине по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 72 (2 зет) Всего аудиторных занятий, час. 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 54 iconПрограмма по специальной дисциплине по специальности 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (информатика) Всего учебных часов 36 (1 зет) Всего аудиторных занятий, час. 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 18
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа по факультативной дисциплине по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 72 (2 зет) Всего аудиторных занятий, час. 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 54 iconПрограмма по дисциплине по выбору по специальности 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования Всего учебных часов 72 (2 зет) Всего аудиторных занятий (в час.) 10 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 62
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа по факультативной дисциплине по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 72 (2 зет) Всего аудиторных занятий, час. 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 54 iconВсего учебных часов 72 (2зет) Всего аудиторных занятий (в час.) 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 54 москва 2011
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа по факультативной дисциплине по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 72 (2 зет) Всего аудиторных занятий, час. 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 54 iconСтудентов 4 часа Всего аудиторных часов по дисциплине 32 часов Всего часов Форма получения по дисциплине часов высшего образования дневная Составил В. И
Учебная программа «Основы научных исследований» разработана для студентов специальности 1-31 04 01 03 «Физика» (научно-педагогическая...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница