Пояснительная записка Направленность дополнительной образовательной программы




Скачать 22,77 Kb.
НазваниеПояснительная записка Направленность дополнительной образовательной программы
страница1/5
Дата04.02.2016
Размер22,77 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5


Муниципальное образовательное учреждение

гимназия


Утверждено на заседании

научно-методического

совета МОУ гимназии

Протокол № от

Председатель:______________

Гулялова Н.С.


Дополнительная образовательная программа


Химия вокруг нас

(8-11 классы)

(для детей 14-17 лет)


Срок реализации программы: 4 года


Автор: Ухлин Илья Анатольевич

учитель химии

МОУ гимназии г. Арзамаса

второй квалификационной категории


Арзамас, 2011


Пояснительная записка

Направленность дополнительной образовательной программы. Согласно требованиям Федерального стандарта основного общего образования, изучение школьного курса химии как составляющей предметной области "Естественнонаучные предметы", направлено на обеспечение формирования целостной научной картины мира и воспитания ответственного и бережного отношения к окружающей среде. Предмет предполагает овладение учащимися межпредметным анализом различных сфер жизни человека. Данная дополнительная образовательная программа, используя деятельностный подход в обучении, способствует более глубокому изучению курса химии и позволяет учащимся овладеть умениями формулировать гипотезы, конструировать и моделировать химические процессы; сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; оценивать полученные результаты, понимая постоянный процесс эволюции научного знания, что в конечном итоге способствует самообразованию и саморазвитию учащихся.

Умение определять химические компоненты в окружающем мире является одним из показателей уровня развития химического мышления школьников, глубины и полноты усвоения ими учебного материала, наличия навыков применения приобретенных знаний в новых ситуациях. Процесс определения включает сочетание теоретического материала, предусмотренного программой, с умениями логически связывать воедино отдельные химические явления и факты, что стимулирует более углубленное изучение теоретических вопросов и практических знаний курса химии. Вместе с тем умение определять химическую сторону окружающих процессов поможет ориентировать процесс обучения на «зону ближайшего развития» ученика, развивая его личностные, метапредметные и предметные результаты, способствуя профессиональному самоопределению.

Новизна дополнительной образовательной программы заключается в возможности изучения учащимися новых тем, не рассматриваемых программой предмета, а именно позволяет строить обучение учащихся 8-11 классов с учетом максимального приближения предмета химии к практической стороне жизни, к тому, с чем учащиеся сталкиваются каждый день в быту.

Актуальность данной программы обусловлена тем, что в учебном плане МОУ гимназии предмету «Химия» отведено всего 1-2 часа в неделю (8-11 классы), что дает возможность сформировать у учащихся лишь базовые знания по предмету. В тоже время возраст 8-11 классов является важным для профессионального самоопределения школьников. Возможно, что проснувшийся интерес к химии может перерасти в будущую профессию. С другой стороны, представляется очень важным сохранение окружающей среды, улучшение экологии и знание правильной организации питания и пользования средствами общественного потребления, решение данных проблем раскрывается в данной дополнительной образовательной программе.

Отличительной особенностью данной программы от уже существующих является более глубокий анализ программных тем по предмету «Химия» и их расширение, связанное с практической стороной жизни человека («Химия и питание», «Химия и окружающая среда», «Химия и медицина», «Химия и косметика», «Живопись глазами химика» и др.). Другой особенностью курса является его краеведческая составляющая, а именно организация многочисленных экскурсий для учащихся на различные промышленные предприятия и лаборатории, для получения наглядного представления о химической стороне работы предприятий города Арзамаса.

Цель дополнительной образовательной программы:

Формирование у учащихся научных представлений о химии в повседневной жизни человека через пробуждение интереса и развитие профессиональных склонностей к предмету химия.

Основные задачи курса:

  1. Образовательные:

    • освоить новые темы, не рассматриваемые программой, имеющие прикладное назначение;

    • использовать теоретические знания по химии на практике;

    • изучить экологические аспекты в свете химических процессов.

  2. Воспитывающие:

  • формировать личностные умения (целенаправленность, настойчивость, ответственность, дисциплинированность, волевые качества и т.д.);

  • воспитывать экологическую культуру.

3. Развивающие:

  • формировать метапредметные навыки работы с учебной литературой, сетью Интернет;

  • формировать ИКТ-компетентости;

  • развивать логическое мышление, внимание, творческие способности посредством выработки рациональных приемов обучения.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Настоящая программа рассчитана на 4 года обучения, всего 238 часов: в первый, второй и третий года обучения по 68 часов (по 2 часа в неделю), 34 часа – четвертый год обучения (1час в неделю).

Предлагаемый курс адресован учащимся 8-11 классов для формирования научных представлений о химии в повседневной жизни; развития профессиональных склонностей к предмету химия.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- итоговый контроль через составление учащимися творческих отчетов, эссе и пр.;

-выполнение учащимися исследовательских и поисковых работ;

- участие в научно-практических конференциях и творческих конкурсах по химии;

- составление сборников полезных советов «Хороший хозяин»;

- публикации в «Вестнике гимназиста» (издание МОУ гимназии совместно с ГОУ ВПО АГПИ).

Ожидаемые результаты - пройдя данный курс, учащиеся получат расширенные знания по предмету химия; смогут результативно выступать на творческих химических конкурсах; повысят экологическую культуру; получат полное представление об окружающем мире с позиций химических явлений.

Дополнительная образовательная программа направлена на достижение обучающимися различных результатов:

-Личностных результатов:

1) в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение   к труду, целеустремленность, бережное отношение к окружающей среде;
2) в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; знание и стремление к соблюдению экологической безопасности на производстве;
3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить исследования, наблюдения, составлять отчеты наблюдений.

-Метапредметных результатов:

1) использование умений и навыков по предмету в других видах познавательной деятельности;

2) применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
3) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

4) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
5) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

6)использование различных источников для получения химической информации.
-Предметных результатов:

1) В познавательной сфере:

- описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
-описывать и различать химические явления, протекающие в окружающем пространстве;

- классифицировать изученные объекты и явления;
- наблюдать демонстрируемые и протекающие в природе и в быту химические реакции;
-делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
-структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
2) В ценностно-ориентационной сфере:

- анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;

- анализировать и оценивать последствия использования различной продукции с точки зрения химического состава для человека и лично для себя;

- принимать участие в акциях «За химическую безопасность родного края».


Учебно-тематический план


Первый год обучения




Тема занятия

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

Раздел 1. Живопись глазами химика

18

1

Углерод. Графит. Сажа

2

1

1

2

Ультрамарин. Создание новых красок

4

2

2

3

Оксиды металлов – хромофоры художественных красок

4

2

2

4

Соли в палитре художника

4

2

2

5

Краски разных времен

4

2




6

Экскурсия в краеведческий музей г. Арзамаса в зал живописи

2




2

Раздел 2. Металлы как материал для создания произведений искусства

20




7

Позолота

2

2




8

Чугун: и волшебство и вдохновенье

4

2

2

9

Сталь от оружия до ювелирных изделий

4

2

2

10

Коррозия и памятники

4

2

2

11

Декоративное окрашивание металлов

4

2

2

12

Химическая викторина «Великие металлы нашего города»

2




2

Раздел 3.Химические вещества – строительные материалы

28




13

Известь. Глина. Песок. Цементы

4

2

2

14

Бетоны. Строительные растворы

4

2

2

15

Красный глиняный кирпич и силикатный кирпич. Гипсокартон

4

2

2

16

Древесина - уникальный строительный материал

4

2

2

17

История стеклоделия. Состав и виды стекла

4

2

2

18

Стекольные строительные материалы

4

2

2

19

Знакомство с образцами различных видов керамических изделий и минералов

2




2

20

Экскурсия «Строительные материалы в архитектуре родного города»

2




2

Итого:

31ч

35ч

Резерв:



Всего:

68 часов



Второй год обучения




Тема занятия

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

Раздел 1.Химия и окружающая среда

18

1

Человек и биосфера. Уровни экологических проблем

3

2

1

2

Антропогенные источники загрязнения окружающей среды в г. Арзамасе

4

2

2

3

Понятие о ПДК (предельно допустимых концентрациях) вредных веществ в

атмосфере, воде, пищевых продуктах

3

2

1

4

Очистка сточных вод (физическая, химическая, биологическая)

4

2

2

5

Нефть, уголь и экологические проблемы

2

1

1

6

Сообщения учащихся о проблемах окружающей среды

2




2

Раздел 2. Химия и питание

29




7

Значение правильной организации питания

2

2




8

Неорганические вещества, используемые в питании

3

1

2

9

Химический состав пищевых продуктов

4

2

2

10

Продукты долгого хранения

3

2

1

11

Сладости

2

1

1

12

Пряности

3

2

1

13

Пищевые добавки

3

1

2

14

Получение искусственных пищевых продуктов

3

2

1

15

Комплексное использование компонентов пищи

4

2

2

16

Экскурсия на кондитерскую фабрику

2




2

Раздел 3. Препараты бытовой химии в нашем доме

19




17

Техника безопасности хранения и использования препаратов бытовой химии

3

2

1

18

Состав и практическое использование растворителей. Меры предосторожности в работе с огнеопасными веществами

3

2

1

19

Мел, гипс, известняк. Состав, свойства. Полезные советы по практическому использованию

2

1

1

20

Полиэтилен, оргстекло, пенопласт

4

2

2

21

Лавсан, капрон, нитрон, хлорин

2

1

1

22

Химчистка на дому

3

2

1

23

Составление сборника полезных советов «Хорошая хозяйка (хозяин)»

2




2

Итого:

34ч

32ч

Резерв:



Всего:

68 часов
  1   2   3   4   5

Похожие:

Пояснительная записка Направленность дополнительной образовательной программы iconПояснительная записка Направленность дополнительной программы
Предмет этого цикла, раскрывая ребятам мир прекрасного, воздействуя на их чувства, эмоции, формирует духовный мир
Пояснительная записка Направленность дополнительной образовательной программы iconПояснительная записка Направленность программы
Направленность программы «Акварелька» является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень...
Пояснительная записка Направленность дополнительной образовательной программы iconПрограмма внеурочной деятельности 172 Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта 180 1 Пояснительная записка основной образовательной программы «Школа 2100»
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. 8
Пояснительная записка Направленность дополнительной образовательной программы iconПояснительная записка направленность программы дополнительного образования
Получение учащимися знаний в этих областях позволит не только освоить теоретические, но практические аспекты оказания первой медицинской...
Пояснительная записка Направленность дополнительной образовательной программы icon1. Пояснительная записка Актуальность программы
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Пояснительная записка Направленность дополнительной образовательной программы iconОбразовательнаяпрограмм а муниципального казённого общеобразовательного учреждения «асмоловская средняя общеобразовательная школа» срокреализации : 2012 2013 учебный год
Тип образовательной программы общее образование базового уровня. Уровень и направленность образовательной программы
Пояснительная записка Направленность дополнительной образовательной программы iconПояснительная записка программа имеет художественно-эстетическую направленность
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей...
Пояснительная записка Направленность дополнительной образовательной программы iconПояснительная записка Направленность программы дополнительного образования детей «Семицветик»
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр детского творчества г. Курганинска
Пояснительная записка Направленность дополнительной образовательной программы iconПояснительная записка 4-8
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Пояснительная записка Направленность дополнительной образовательной программы icon1. Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница