Программа практики по дисциплине: производственная практика по специальности 220501 «Управление качеством»




Скачать 23,85 Kb.
НазваниеПрограмма практики по дисциплине: производственная практика по специальности 220501 «Управление качеством»
Дата04.02.2016
Размер23,85 Kb.
ТипПрограмма
Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ


Факультет: Экономики и управления


Кафедра: Менеджмент


УТВЕРЖДАЮ:

Декан факультета

Г.В. Силичева


«____» __________200__г.


ПРОГРАММА ПРАКТИКИ


по дисциплине: производственная практика по специальности 220501 «Управление качеством»

Курс 4


семестр 8

продолжительность 6 недели


направление подготовки 220500 Управление качеством

Специальность: 190401.65 «Управление качеством»


Квалификация: инженер-менеджер


Факультет: Экономики и управления


Программа производственной практики разработана для студентов специальности 220.501 «Управление качеством» всех форм обучения.

Разработчики: Полынская М.М., старший преподаватель кафедры менеджмента, Олинович Н.А., старший преподаватель кафедры менеджмента


Илл. 1. Библиогр.: 9 назв.

Рецензент: канд.экон.наук Михайлова М.Р, доцент кафедры менеджмента ИрГУПСа.


Оглавление


1 Цели практики ………………………………………………………...4

2 Задачи и содержание практики ………………………………………4


3 Организация практики ……………………………………………….5

4 Содержание и правила оформления отчета …………………………5

5 Методические указания к написанию отчета ……………………….8

6 Подведение итогов практики ……………………………………….13

Библиографический список ..………………… ………………………14

Приложение ……………………………………………………………15


1 Цели практики


Проведение производственной практики «Процессный подход к управлению» ставит следующие цели:

- закрепление теоретических знаний по дисциплинам «Управление процессами», «Средства и методы управления качеством», «Экономическое управление предприятием», «Финансовые и управленческий учет» и «Статистические методы управления качеством»;

- практическое участие в составлении карт потоков создания ценности или разработке (совершенствовании) регламентов выполнения процессов и поиска первопричин возникновения отклонений;

- изучение технологической и организационной документацией предприятия.


2 Задачи и содержание практики


Для достижения целей практики перед студентами ставятся следующие задачи:

- ознакомиться с общей характеристикой предприятия, его организационной структурой, компоновкой оборудования и производственных помещений одного из цехов предприятия;

- провести анализ основных показателей деятельности предприятия;

- изучить соответствующую документацию на процессы;

- построить карты текущего и будущего состояния потока создания ценности предприятия или разработать (совершенствовать) регламент выполнения процесса;

- выполнить анализ результатов проведенных наблюдений, сделать выводы и разработать предложения по совершенствованию процессов, в том числе, привлекая рекомендации самих исполнителей;

- выполнить расчет экономического эффекта от возможного устранения потерь времени при совершенствовании потока создания ценности.

- выполнить индивидуальную работу по заданию ВСЖД филиала ОАО «РЖД» или кафедры.


3 Организация практики


Согласно учебному плану данная практика организуется после изучения дисциплин «Управление процессами», «Средства и методы управления качеством», «Экономическое управление предприятием», «Финансовые и управленческий учет» и «Статистические методы управления качеством».

Базой практики может быть любое железнодорожное предприятие. Допускается прохождение практики на предприятиях других отраслей, где может быть обеспечено выполнение студентами всех пунктов данной программы.

За студентом закрепляется два руководителя практики: один - от кафедры менеджмента ИрГУПСа, второй – от предприятия.

Продолжительность практики согласно учебному плану составляет 6 недель.


4 Содержание и правила оформления отчета


Отчет оформляется в соответствии действующими в ИрГУПСе с «Правилами оформления технической документации». На титульном листе отчета должна стоять подпись руководителя практики от предприятия, заверенная печатью. Отзыв руководителя от предприятия размещается в книжке по практике и также заверяется печатью. «Книжка» выдается студенту кафедрой менеджмента и после завершения практики сдается вместе с отчетом.

Составленные студентом карты потока создания ценности и диаграммы размещаются на листе формата А3. Вспомогательный материал выносится в приложения.

Отчет может выполняться в двух вариантах:

1) построение карт потока создания ценности;

2) разработка (совершенствование) регламента выполнения процесса.

Выбор варианта осуществляется руководителем практики от кафедры в зависимости от места прохождения практики студентом.

В соответствии с содержанием практики и требованиями к структуре отчет должен состоять из следующих элементов:

1 вариант.

Титульный лист

Оглавление

Введение (краткая постановка задач практики)

1 Характеристика предприятия, включая его организационную структуру.

2 Показатели деятельности предприятия.

3 Особенности выбранного для рассмотрения подразделения (например, цеха), компоновка оборудования в нем и производственных помещений. Необходимые исходные данные и построение карты текущего состояния потока создания ценности, с использованием пиктограмм приведенных в [7, с. 121-125]

4 Анализ карты текущего состояния потока создания ценности, расчет времени такта.

5 Статистический анализ текущего состояния потока создания ценности с использованием диаграммы Парето и диаграммы Исикавы, выявление первопричин несоответствий, разработка мероприятий по их устранению.

6 Построение карты будущего состояния потока создания ценности, с использованием пиктограмм приведенных в [7, c. 121-125]

7 Обобщение результатов наблюдений и расчет возможного эффекта.

8 Индивидуальная работа по заданию ВСЖД филиала ОАО «РЖД» или кафедры.

Заключение

Приложения

2 вариант.

Титульный лист

Оглавление

Введение (краткая постановка задач практики)

1 Характеристика предприятия, включая его организационную структуру.

2 Показатели деятельности предприятия.

3 Регламент выполнения процесса

4 Статистический анализ выполнения процесса с использованием диаграммы Парето и диаграммы Исикавы, выявление первопричин несоответствий, разработка мероприятий по их устранению.

5 Обобщение результатов наблюдений и расчет возможного эффекта.

6 Индивидуальная работа по заданию ВСЖД филиала ОАО «РЖД» или кафедры.

Заключение

Приложения

5 Методические указания к написанию отчета


Сбор показателей деятельности предприятия проводится за один год, предшествующий году проведения практики. Необходимо привести в отчете следующие данные:

1) баланс предприятия (форма № 1);

2) отчет о прибылях и убытках (форма № 2);

3) отчет о движении денежных средств (форма № 4).


Для построения карты текущего состояния потока создания ценности необходимо:

1) Определить:

- продукт (семейство продуктов) или услугу, для которых составляется карта;

- время выполнения работы по производству данного продукта (семейства продуктов) или услуги;

- процесс взаимодействия с потребителями (планирование заказа, параметры заказа и т.д.) и потребительские требования к продукту или услуге (объем заказа, упаковочная тара, доставка, возможность внесения поправок со стороны потребителей в параметры заказа и т.д.).

2) Выполнить описание продукта или услуги.

3) Описать производственные процессы (операции, составляющие процессы; существующую систему переналадки оборудования; поставщиков сырья и полуфабрикатов и параметры поставок), с построением схемы этапов производства.

4) Охарактеризовать рабочее временя (количество рабочих дней в месяце, количество смен, продолжительность смены, перерывы в работе).

5) Выполнить описание процесса управления производством продукта или услуги (плановые задания, графики отгрузки и т.д.).

6) Информация о процессах (наименование участков и операций, используемого оборудования, число операторов, время цикла, время переналадки, запасы).


При построении карты потока создания ценности следует руководствоваться следующими советами [7, с. 30]:

- всегда самостоятельно собирайте информацию о текущем состоянии, двигаясь по фактическим путям материальных и информационных потоков;

- сначала быстро пройдите вдоль всего пути потока создания ценности в цехе, чтобы получить ощущение потока и понять последовательность процессов;

- начинайте с конца – с отгрузки – и идите вверх по потоку; не начинайте с получения сырья (и далее вниз);

- принесите секундомер и не полагайтесь на стандарты времени или на информацию не полученную лично вами;

- карту всего потока создания ценности стройте сами, даже если в процесс вовлечены несколько человек; смысл построения карты состоит в понимании потока создания ценности как единого целого;

- всегда выполняйте построение карты вручную, с помощью карандаша прямо в цехе.


Для построения карты будущего состояния необходимо ответить на следующие вопросы [7, с. 75]:

1) Каково время такта?

2) Будете ли вы создавать продукцию для супермаркета готовых изделий, из которого ее вытягивает потребитель, или непосредственно передавать ее на отгрузку?

3) Где вы сможете использовать непрерывную поточную обработку?

4) Где вам понадобятся вытягивающие «системы супермаркета», чтобы управлять производством процессов выше по потоку?

5) В какой единственной точке производственной цепочки (задающем ритм процессе) вы будете составлять график производства продукции?

6) Как вы будете выравнивать производственные потоки (номенклатуру изделий) в задающем ритм процессе?

7) Какие порции готовой продукции вы будете последовательно производить, и отгружать в задающем ритм процессе?

8) Какие улучшения процессов понадобятся, чтобы поток создания ценности формировался в соответствии с установленными вами требованиями к проекту будущего состояния?


Разработка регламента выполнения процесса осуществляется по шаблону, приведенному в приложении к методическим указаниям или в [9, с. 219-250].


Методом «5 Why» или при помощи диаграммы Исикавы определить факторы, влияющие на результативный показатель потока создания ценности.

Причинно – следственная диаграмма Исикавы – инструмент, который позволяет выявить наиболее существенные факторы (причины), влияющие на конечный результат (следствие).

При выявлении первопричин с использованием диаграммы Исикавы необходимо:

  • определить цель, например, провести систематизацию причин и условий, влияющих на снижение качества изделий. Желательно, чтобы анализируемая проблема имела количественное измерение. Так, качество технологической операции может оцениваться долей брака, количеством дефектов определенного вида, величиной отклонения от заданных значений, наконец, численной величиной какого-либо параметра изделия или детали. В каждом случае нужно выбрать подходящий параметр, в наибольшей степени отражающий данную проблему, и позволяющий провести количественные измерения и расчеты.

  • составить список факторов - условий, которые влияют или могут влиять на рассматриваемую проблему. При составлении списка влияющих факторов следует провести интервьюирование среди участников технологического процесса от рядовых работников до руководителей всех уровней. Кроме того, целесообразно узнать мнения людей, вовсе непричастных к данной проблеме, их взгляд со стороны может дать совершенно неожиданные решения, оригинальные мысли. При составлении списка факторов нельзя отбрасывать ни одного из них. Маловероятные и незначительные факторы могут быть отброшены, и не рассматриваться при последующем анализе, но на схеме они должны быть представлены, чтобы было ясно, что они уже рассматривались на каком-то этапе анализа.

- сгруппировать факторы по их естественному родству в группы и подгруппы с различной степенью детализации;

При анализе проблем, связанных с качеством продукции, обычно, рассматриваются следующие группы: технология, оборудование, методы измерения, персонал, материалы, организация производства, внешние условия. Могут рассматриваться и другие группы.

В каждой группе факторы объединяются в подгруппы. Так в группу «персонал» обычно входят следующие подгруппы: квалификация, дисциплина, ответственность и др.

Подгруппы, в свою очередь, объединяют более мелкие группы конкретных факторов. Так, в подгруппу «квалификация персонала» входят: опыт, теоретические знания, практические навыки и. т. д.

Группировка факторов по группам носит в какой-то мере условный характер и определяется с учетом поставленной цели и конкретных условий анализа.

  • построить причинно-следственную диаграмму наблюдаемого процесса.

Пример причинно-следственной диаграммы показан на рисунке 1, где показаны факторы, предположительно оказывающие влияние на качество обработки детали на станке. Все факторы объединяются в большие принципиально различающиеся группы: технология, оборудование, персонал, материалы, измерения. Каждая из групп состоит из нескольких подгрупп: документация, здоровье и т.д.


Схема позволяет наглядно показать множество факторов, систематизированных в определенном порядке, что существенно помогает построению карты будущего состояния технологического процесса.



Рисунок 1 - Причинно-следственная диаграмма для анализа качества токарной обработки

Разработать мероприятия по улучшению технологического процесса.

Заключение составляется на основе написанного отчета как выводы из него. Это краткое изложение главных проблем и положений, изложенных в отчете, выводы. В заключении не может содержаться новых моментов, не рассмотренных в отчете.


6 Подведение итогов практики


Отчет по практике должен быть сдан на кафедру не позднее 15 дней с начала девятого семестра. Проверку его осуществляет руководитель практики от кафедры. В случае если отчет удовлетворяет необходимым требованиям, студент допускается к защите. Отчет оценивается по балловой системе. По итогам практики планируется проведение научно-практической конференции.


Библиографический список


  1. Вумек Джеймс П., Джонс Дэниел Т. Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей копании/ Пер. с анг. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 473 с.

  2. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов / О.П. Глудкин, Н.М. Горбунов, А.И. Гуров, Ю.В. Зорин; Под ред. О.П. Глудкина. – М: Радио и связь, 1999. – 600 с.

  3. Лайкер Дж. К. ДАО Toyota. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира: Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 473 с.

  4. Миттаг Х.-Й. И др. Статистические методы обеспечения качества. Пер. с нем. - М.: Машиностроение, 1995.

  5. Михайлова М.Р. Управление качеством. Часть 2.

6. Питеркин С.В. Точно вовремя для России. Практика применения ERP – систем. / С.В. Питеркин, Н.А. Оладов, Д.В. Исаев – М.: Альпина Бизнес Бук, 2005. - 368 с.

7. Ротер М., Шук Дж. Учитесь видеть бизнес-процессы. Практика построения карт потоков создания ценности: Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 144 с.

8. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес процессов. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2004. – 408 с., илл.

9. Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: Учебник. – М.: ИНФА-М, 2006. – 319 с.

10. Журналы «Методы менеджмента качества».


Приложение

Шаблон регламента выполнения процесса [9, с. 219-250]

«___________________________________»

наименование процесса

Раздел 1. НАЗНАЧЕНИЕ ДОКУМЕНТА.

В данном разделе нужно указать все структурные единицы, которые участвуют в выполнении бизнес-процесса.

Раздел 2. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Раздел 3. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

Раздел 3.1 Нормативные документы внешнего происхождения

В разделе указываются ГОСТы, ОСТы, законодательные акты и прочие, которые реально используются при выполнении процесса.

Рекомендуется сортировать нормативные документы внешнего происхождения по мере убывания важности: 1) законы, 2) постановления, 3) ГОСТы и пр.

Раздел 3.2 Внутренние нормативные документы

В разделе указываются используемые при выполнении процесса внутренние нормативные документы. Рекомендуется сортировать нормативные документы внутреннего происхождения в хронологическом порядке.

Раздел 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ, ОБОЗНАЧЕНИЙ И СОКРАЩЕНИЙ

В разделе указываются специфичные для процесса термины и их определения в алфавитном порядке (смотри глоссарий организации при его наличии). Не следует приводить общепризнанные термины, например «сотрудник» и т.д.

Раздел 5. ВЛАДЕЛЕЦ ПРОЦЕССА, ВЫХОДЫ И ВХОДЫ ПРОЦЕССА

Раздел 5.1 Владелец процесса

Раздел 5.2 Выходы процесса

Раздел 5.2.1 Выходы по управлению

Указываются документы, которые владелец процесса лично передает соответствующим получателям. Получатели могут быть трех категорий:

1) вышестоящий руководитель;

2) внутренние клиенты (процессы компании);

3) внешние клиенты (внешние потребители).

Раздел 5.2.2 Выходы процесса


Указываются выходы, передаваемые сотрудниками внутренним и внешним клиентам.

Получатели (клиенты) могут быть двух категорий:

1) процесс компании;

2) внешний потребитель.

Раздел 5.3 Входы процесса


Раздел 5.3.1 Выходы по управлению

Указываются документы, которые владелец процесса лично получает от соответствующих поставщиков информации. Поставщики информации могут быть трех категорий:

1) вышестоящий руководитель;

2) процесс компании;

3) внешний потребитель.

Раздел 5.3.2 Входы процесса


Указываются входы, получаемые сотрудниками о т внутренних и внешних поставщиков. Поставщики могут быть двух категорий:

1) процесс компании;

2) внешний поставщик.

Раздел 6. РЕСУРСЫ ПРОЦЕССА


Указывают состав ресурсов, требуемых для выполнения процесса.

Для ресурса или группы ресурсов внутри одного раздела указываются внутренние процессы-поставщики ресурсов. Внешних поставщиков ресурсов не указывают.

Для ресурса или группы ресурсов внутри одного раздела дается ссылки на документ, устанавливающий количество и технические требования к ресурсам.

В случае если ресурсы определенного типа не требуется для выполнения процесса, соответствующий раздел в регламенте процесса не указывают.

Раздел 6.1 Численность и квалификация персонала.

Раздел 6.2 Инфраструктура

Указывают:

1) здания и производственные помещения;

2) оборудование;

3) транспорт и связь;

4) программное обеспечение;

5) производственную среду.

Раздел 7. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕССА

Раздел 7.1 Управление документацией и данными


Раздел 7.2 Графические схемы процесса

В данном разделе необходимо рассмотреть процесс в качестве подпроцесса производства и построить контекстную диаграмму рассматриваемого процесса.

Раздел 7.3 Матрица ответственности процесса

В матрице ответственности указываются: должность владельца процесса, должности владельцев подпроцессов и их заместителей, должности всех сотрудников, участвующих в выполнении подпроцессов.

Количество подпроцессов не должно превышать 7+-2.

Раздел 7.4 Описание процесса

Раздел 7.4.1 Описание схемы управления процессом

Раздел 7.4.2 Описание схемы подпроцессов

Раздел 8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДСТВА ЗА УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ

Раздел 8.1 Общие положения

Указать, за что несет ответственность владелец процесса, как он осуществляет планирование, управление процессом, контролирует его ход и т.д.

Раздел 8.2 Управление процессом

Раздел 8.2.1 Планирование деятельности

Раздел 8.2.2 Сбор информации по показателям процесса

Раздел 8.2.3 Контроль и анализ хода процесса и его результатов

Рекомендуется устанавливать не более 5-6 показателей по каждой категории.

Раздел 9. АНАЛИЗ ДАННЫХ СО СТОРОНЫ ВЫШЕСТОЯЩЕГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Раздел 10. ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ И АРХИВИРОВАНИЕ

Раздел 11. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

Раздел 12. РАССЫЛКА

Раздел 13. ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ

Раздел 14. ОЗНАКОМЛЕНИЕ СОТРУДНИКОВ


Заполнение разделов шаблона регламента рекомендуется осуществлять в следующей последовательности [9, с. 219-250]:

1) заполнить разделы 1, 2, 3, 4, 5.1;

2) определить клиентов процесса и заполнить таблицы выходов 5.2.1 и 5.2.2;

3) согласовать выходы процесса с клиентами процесса, при необходимости разработать и согласовать формы документов;

4) определить поставщиков процесса и заполнить таблицы входов, разделы 5.3.1 и 5.3.2;

5) согласовать входы процесса с поставщиками процесса, при необходимости согласовывать формы документов и с владельцами процессов-субподрядчиков;

6) заполнить раздел 6;

7) владельцу процесса разработать структуры подпроцессов процесса и заполнить матрицу ответственности, раздел 7.3;

8) заполнить разделы 7.4.1 и 7.4.2;

9) разработать схему управления процессом на основе заполненных таблиц пунктов 5.2.1, 5.3.1, 7.4.1 и заполнить раздел 7.2;

10) разработать схему подпроцессов на основе пунктов заполненных таблиц 5.2.2, 5.3.2, 7.4.2;

11) заполнить раздел 8.2.1;

12) разработать систему показателей оценки процесса;

13) заполнить разделы 8.2.2, 8.2.3;

14) заполнить раздел 9;

15) заполнить разделы 10-14;

16) выполнить разработку и утверждение недостающих документов, согласовать документы с владельцами процессов-поставщиков и владельцами процессов-клиентов;

17) согласовать проект регламента выполнения процесса с вышестоящим руководителем;

18) получить согласующие подписи владельцев процессов-клиентов, владельцев процессов-поставщиков и владельцев процессов- субподрядчиков;

19) утвердить регламент выполнения процесса у вышестоящего руководителя.

Похожие:

Программа практики по дисциплине: производственная практика по специальности 220501 «Управление качеством» iconПрограмма практики по дисциплине: производственная практика по специальности 080503. 65 «Антикризисное управление»
Производственная практика – важнейшая составная часть учебного процесса по подготовке высококвалифицированных специалистов. Цель...
Программа практики по дисциплине: производственная практика по специальности 220501 «Управление качеством» iconПрограмма государственного экзамена по специальности 220501 «управление качеством»
В соответствии с гос впо №277 тех/дс от 27. 03. 2000 657000 «Управление качеством» для специальности 220501 «Управление качеством»...
Программа практики по дисциплине: производственная практика по специальности 220501 «Управление качеством» iconПрограмма дисциплины «Всеобщее управление качеством»  для специальности 220501. 65 «Управление качеством»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа практики по дисциплине: производственная практика по специальности 220501 «Управление качеством» iconПрограмма практики по дисциплине: преддипломная производственная практика по специальности 151001 «Технология машиностроения»
«Конструкторско-технологическое обеспечение автоматизированных машиностроительных производств»
Программа практики по дисциплине: производственная практика по специальности 220501 «Управление качеством» iconПеречень вопросов к государственному экзамену по специальности 220501. 65 «Управление качеством» Дисциплина «Всеобщее управление качеством»
Эволюция научных подходов к управлению качеством в мировой практике. Философия и концепции Деминга, Джурана, Кросби и других "Патриархов"...
Программа практики по дисциплине: производственная практика по специальности 220501 «Управление качеством» iconРабочая программа дисциплины
Управление качеством №277 тех/дс от 27. 03. 2000 г и в соответствии с рабочим учебным планом специальности 340100 (220501) Управление...
Программа практики по дисциплине: производственная практика по специальности 220501 «Управление качеством» iconПрограмма практики по дисциплине: производственная практика 190701 «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте»
Специальность: 190701. 65 «Организация перевозок и управление на транспорте (ж д транспорт)»
Программа практики по дисциплине: производственная практика по специальности 220501 «Управление качеством» iconПрограмма дисциплины «Аудит качества»  для специальности 220501. 65 «Управление качеством»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа практики по дисциплине: производственная практика по специальности 220501 «Управление качеством» iconПрограмма практики по дисциплине: производственная практика по специальности 190302. 65 «Вагоны»
Положением о практике студентов и учащихся образовательных учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования...
Программа практики по дисциплине: производственная практика по специальности 220501 «Управление качеством» iconПрограмма дисциплины «Сертификация систем качества»  для специальности 220501. 65 «Управление качеством»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница