«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»




Скачать 16,44 Kb.
Название«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
страница1/7
Дата04.02.2016
Размер16,44 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Горяйновка Духовницкого района Саратовской области».


«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор школы:

______________ /__________/ _______________ /___________/ ______________ /__________/

Ф.И.О. Ф.И.О. Ф.И.О.

Протокол №___ от «___» ____________ 200__ г. Приказ № ____ от

«___» ____________ 200__ г. «___» ____________ 200__ г.




Рабочая программа педагога

Пономаренко Натальи Михайловны

1 квалификационная категория

курс «География России. Природа»


8 класс


Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № ___от

«__»_______200__г.


2012 – 2013 учебный год


Пояснительная записка к учебно-тематическому

планированию по географии


Класс – 8

Учитель – Пономаренко Наталья Михайловна

Всего часов - 70 , в неделю – 2 ч.

Плановых контрольных уроков - 9, тестов – 9

Административных контрольных уроков - 2

Практических работ - 18.

Планирование составлено на основе :

  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования и обязательного минимума содержания основных общеобразовательных программ по географии;

  • программы основного общего образования по географии (6-10 классы) под редакцией И. В. Душиной. - М.: Дрофа, 2004.

Программа реализуется с помощью следующего учебно-методического комплекта и дополнительной литературы:


  • Баринова И. И. География России. Природа. – М.: Дрофа, 2009.

  • Географический атлас. 8 класс. – М.: Дрофа,2008.

  • Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии, 8 класс. – М.: Дрофа, 2007.

Дополнительная литература:


  • Е.А.Жижина. Поурочные разработки по географии. Природа России. 8 класс – М.: «ВАКО», 2005; 2. Атлас. География России. Природа. 8 класс.

  • Баринова И.И. География России. 8-9кл.: Метод. пособие /И.И. Баринова, В.Я. Ром. – 6-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2002. – 160 с.: ил.

  • Интернет – ресурсы.

  • Мультимедийные обучающие программы:

  • География 8 класс. Природа России.

  • Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.

  • Интерактивные географические карты.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

  • примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.


Изучение географии в 8 классе школы направлено на достижение следующих целей:


освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Организуя учебный процесс по физической географии России, применяется комплексный подход к изучению территории – от идеальных компонентов природы и природных комплексов к проблемам взаимодействия «природа – общество». Такой подход позволил сконцентрировать материал вокруг следующих сквозных направлений:

- тесная взаимосвязь между географическими объектами на территории, которая рассматривается иерархично: от положения страны в мире через характеристику всех компонентов природы страны, ее крупных регионов до локального (местного уровня);

- ориентация на комплексный подход в решении разнообразных экологических, экономических, социальных задач;

- показ роли человека в возникновении и решении проблемы «взаимодействие природы и общества».

Основные задачи курса:

  1. сформировать географический образ своей страны и ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:

  2. сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

  3.  показать  большое  практическое  значение  географического изучения взаимосвязей природных, экономических,    социальных,    демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;

  4. вооружить школьников необходимыми  практическими  умениями  и   навыками  самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;

  5. развивать  представление  о  своем   географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

  6. создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

                Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.


Место предмета в базисном учебном плане


Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2 –х. учебных часов в неделю. Резервное время, при этом, составляет 3 часа и предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ.

Всего – 70 часов, в неделю – 2 часа.


Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные и практические работы, географические диктанты, работы с контурными картами.


Учебно-тематический план 8 класса:






Наименование разделов

Всего часов

Практические работы

Контрольные работы




Введение.

1

-




1.

Россия на карте мира.

12

2

1

2.

Природа России.

34

9

5

3.

Население России.

8

4




4.

Хозяйство России.

12

3

1




Итоговое повторение материала курса

1










ИТОГО

68

18

6



Содержание программы


История заселения и исследования территории

России (6 ч)

Тема: Формирование, освоение и изучение тер­ритории России. География первых русских княжеств. Ве­дущая роль Московского княжества в формировании Русско­го государства. Заселение и освоение территорий на восто­ке. Присоединение и освоение территорий на юге и юго-востоке. Изменения границ страны в XX в. Современные проблемы российских границ.

Путешествия и открытия новгородцев, поморские похо­ды. Открытие и освоение Сибири и Дальнего Востока. М. В. Ломоносов. Великая Северная экспедиция. Экспеди­ция Российского Географического общества. В. В. Докучаев. Изучение территории России советскими учеными. Современные географические исследования.

Раздел II

Природа (44 ч)


Тема: Геологическое строение, рельеф и мине­ральные ресурсы.


Геологическое летоисчисление. Основ­ные тектонические структуры. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Горы и равни­ны. Закономерности размещения месторождений полез­ных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и пробле­мы их рационального использования.

Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и » внешних процессов. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Практическая работа. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.


Тема: Климат и агроклиматические ресурсы.


Климатообразующие факторы на территории страны. Солнечная радиация и радиационный баланс. Типы воздушных масс, циркуляция атмосферы (атмосферные фронты, циклоны и антициклоны). Синоптическая карта, прогнозы погоды, их значение. Использование аэрокосмических методов изуче­ния климатических явлений.

Закономерности распределения тепла и влаги (средине температуры января и июля, осадки, испарение, испаряе­мость, коэффициент увлажнения).

Климатические пояса и типы климатов. Полюс холоди Северного полушария. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов.


Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные климатические явления. Агроклиматическая карта.

Агроклиматические ресурсы своего региона.

Практические работы. 1. Определение по картам зако­номерностей распределения суммарной и поглощенной солнеч­ной радиации, радиационного баланса и выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового ко­личества осадков по территории страны. 2. Определение по си­ноптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. 3. Оценивание основных клима­тических показателей одной из территорий страны с позиций ха­рактеристики условий жизни и хозяйственной деятельности ее Населения.

Тема: Внутренние воды и водные ресурсы

Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, Водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.

Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Неравномерность распределения водных ресурсов. Необходимость мелиорации. Искусственные водоемы.

Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), предупреждение их действий.

Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности. Использование вод и пути сохранения их качества и объема.

Практические работы. 1. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования.

2. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.

3. Оценивание обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, прогноза их использования.


Тема: Почва и почвенные ресурсы.

Почва — особый компонент природы и национальное богатство. В. В. Докучаев - основоположник почвоведения.

Образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Закономерности распространения почв.

Почвенные ресурсы России, карта мелиорации земель. Изменение почв в процессе их хозяйственного использова­ния, борьба с эрозией и загрязнением почв. Особенности почв своего региона и своей местности.

Практическая работа. Выявление условий почвообра­зования основных зональных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодоро­дия. Знакомство с образцами почв своей местности.


Тема: Растительный и животный мир. Биологи­ческие ресурсы.


Растительный покров России, карта рас­тительности.

Животный мир. Биота. Биологические ресурсы, их ра­циональное использование. Меры по охране растительно­го и животного мира. Растительный и животный мир сво­его региона и своей местности.

Практическая работа. Составление прогноза измене­ний растительного и животного мира по заданным условиям из­менения других компонентов природного комплекса.


  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» icon«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса по математике
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» icon«Согласовано» Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
«Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы» под руководством Неменского Б. М
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» icon«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
...
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» iconКритерии и показатели обеспечения безопасности образовательного учреждения
Согласовано: Согласовано: Утверждаю: Начальник омвд россии Ведущий специалист гочс директор школы
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» iconСогласовано согласовано утверждено
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» iconМолоковская средняя общеобразовательная школа согласовано согласовано утверждено
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» iconОбсуждено согласовано утверждаю на

«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» iconСогласовано утверждаю
Пояснительная записка
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» iconИнструкция по технике безопасности. Согласовано Утверждаю

«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» icon"Согласовано" "Утверждаю"
Шифр норматива и н а и м е н о в а н и е р а б о т и з а т р а т, Цена единицы, руб Затраты
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница