Программа народного кружка «Скоморохи»




Скачать 29,95 Kb.
НазваниеПрограмма народного кружка «Скоморохи»
Дата04.02.2016
Размер29,95 Kb.
ТипПрограмма
Программа народного кружка «Скоморохи»

Иванов С.А.

Пояснительная записка

Адаптированная программа вокального кружка разработана на основе типовых программ, М.И. Белоусенко « Постановка певческого голоса Белгород, 2009г; Д Огороднова « Музыкально –певческое воспитание детей», Никифорова Ю.С. « Детский академический хор», 2010г. Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики, опыт работы в школах, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на эмоционально-эстетическое развитие личности ребёнка.

Занятия в вокальном кружке способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии.

Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в духовно – нравственном воспитании учащихся, в их патриотическом воспитании, особенно, когда члены вокального кружка принимают участие в концертах для ветеранов войны и труда.

Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата

ребёнка и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности ребенка.

Срок реализации адаптированной программы – 2года. Возраст детей, на которых рассчитана программа – 6,5-10 лет.

Цель программы : заинтересовать детей музыкальным искусствам, привить любовь к хоровому и вокальному пению, сформировать вокально– хоровые навыки, чувство музыки, стиля. Воспитать музыкальную и певческую культуру. Развить музыкально-эстетический вкус детей.

Основные задачи в работе вокального кружка

- Образовательные: постановка голоса, формирование вокально-

хоровых навыков, знакомство с вокально- хоровым репертуаром.

- Воспитательное: воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, естественности в момент коллективного музицирования, привить навыки сценического поведения.

- Развивающие: развитие музыкальных способностей детей и потребности младших школьников в хоровом и сольном пении, а так же развитие навыков эмоционального, выразительно пения.


Учебно-
тематический план


 



п/п

Тема

Всего часов

Аудиторные занятия

Внеаудиторные занятия

 1

 Вводное занятие.  Распевки.

 1

 1

 

 2

 Строение голосового аппарата. Гигиена голоса.

 2



 

 3

 Правильное положение гортани в народном пении и академическом

 6



 

 4

Дыхательная гимнастика.

 2

 2

 

 5

 Деление по голосам.



 2

 

 6

Работа над техникой исполнения.



8

 

 7

 Особенности вокальной исполения.





 

 8

 Концертная деятельность.



 



 

 Итого

35ч. 

 

 



«Дорогами войны»

Сценарий праздника, посвященного Дню Победы

Оформление: маскировочная сетка, костер, ружья, сложенные конусом, солдатская каска с красной гвоздикой внутри.

Импровизированная танцплощадка. Громкогово­ритель на стене.

чь с 21 на 22 июня 1941 года.

Звучит мелодия «Рио-Рита». На танцплощадке танцу­ют нарядно одетые молодые люди (три пары), они . тихо беседуют, смеются. На лицах - выражение без­мятежной радости, в глазах - счастливый блеск. Мелодия внезапно обрывается, сменяясь нарастаю­щим воем авиабомб, разрывом снарядов. Девушки в ужасе закрывают головы руками. Юноши пытаются заслонить их от страшных ударов. Все разбегаются.

За сценой голос диктора радио:

22 июня, в 4 часа утра, без объявления войны гитлеровская Германия вероломно нарушила границы Союза Советских Социалистических республик. Небольшая группа людей напряженно слушает сооб­щение, стоя у репродуктора.

Юноша: Война!

Девушка:

22 июня, ровно в 4 часа,

Киев бомбили,

Нам объявили,

Что началась война...

- Юноша: Прервалась мирная жизнь людей. Мечты, любовь, счастье - все опалил огонь жестокой, кро­вопролитной войны. Звучит песня В. Лебедева-Кумача «Священная вой-

на»: Вставай страна огромная, Вставай на смертный бой,


С фашистской силой темною, С проклятою ордой!

На сцене — проводы, новобранцев: девушки, еще в белых платьях, плачут, обнимая молодых сол­дат, уходящих на фронт.

Солдаты строятся, проходят по сцене.

Звучит песня М. Блантера на стихи М. Исаков­ского «До свиданья, города и хаты».

Девушка:

Ах, война, что ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли — за солдатом солдат...

До свидания, мальчики!

Мальчики, Постарайтесь вернуться назад! Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими, Не жалейте ни пуль, ни гранат, И себя не щадите... Но все-таки Постарайтесь вернуться назад!

Б. Окуджава

Девушки машут солдатам платочками. Девушка: Беззаботная мирная жизнь сменилась военными буднями. 4 года войны. 1418 дней бес­примерного народного подвига. 1418 дней кро­ви и смертей, боли и горечи утрат, гибели луч­ших сыновей и дочерей России. Слышатся звуки боя: выстрелы, автоматные оче­реди, вой мин, разрывы снарядов, рев моторов, лязг гусениц. На сцене солдаты: стреляют из винтовок с колна, лежа на земле, имитируют рукопашную схват­ку. Санитарки перевязывают раненых, уносят их на носилках.

Звучит песня А. Новикова «Дороги».

Эх, дороги...

Пыль да туман,

Холода, тревоги

Да степной бурьян...

По сцене проходит строй солдат, изможденных,

израненных, в пыльных сапогах, с перевязанными

головами, руками.

_ В сторонке стоит женщин (мать ждет сына с войны), вытирает слезы краем платка.

Юноша: Враг шел на восток. Наши войска несли тяжелые потери...

Солдат:

Был отступленья путь солдатский горек, Как горек хлеба поданный кусок... Людские души обжигало горе, Плыл не в заре, а в зареве восток. Рев траков над ячейкой одиночной Других сводя, а нас не свёл с ума. Не каждому заглядывали в очи Бессмертье и история сама.

В. Жуков

I Солдат: Сентябрь 41-го года. Враг подошел к сто­лице. Лучшие сыны России ценою великих жертв, ценою тысяч жизней отстояли Москву, отбросили фашистские полчища от любимого города.

Звучит песня В. Баснера на стихи М. Матусовского:

Дымилась роща над горою, И вместе с ней горел закат... Нас оставалось только трое Из восемнадцати ребят. Как много их, друзей хороших, Лежать осталось в темноте -У незнакомого поселка, На безымянной высоте.

Светилась, падая, ракета, Как догоревшая звезда... Кто хоть однажды видел это, Тот не забудет никогда. Он не забудет, не забудет

Атаки яростные те —

У незнакомого поселка,

На безымянной высоте.

Солдат:

Ракет зеленые огни

По бледным лицам полоснули.

Пониже голову пригни

И, как шальной, не лезь под пули,

Приказ: «Вперед!»

Команда: «Встать!»

Опять товарища бужу я.

А кто-то звал родную мать,

А кто-то вспоминал — чужую.

Когда, нарушив забытье,

OpvflHE заголосили,

Никто не крикнул: «За Россию!..»

А шли и гибли За нее.

Звучит песня В. Высоцкого «Сыновья уходят в бой».

Солдат:

Нет,

Не до седин,

Не до славы

Я век свой хотел бы продлить,

Мне б только до той вон канавы

Полмига, полшага прожить;

Прижаться к земле

И в лазури

Июльского ясного дня

Увидеть оскал амбразуры

И острые вспышки огня.

Мне б только

Вот эту гранату,

Злорадно поставив на взвод,

Всадить ее,

Врезать, как надо,

В четырежды проклятый дзот,

Чтоб стало в нем пусто и тихо,

Чтоб пылью осел он в траве!

Прожить бы мне эти полмига,

А там я — сто лет проживу!

А. Шубин

Солдат: В таком напряжении сил, на священной подмосковной земле, «где декабрьский снег за­мешан был землей, золой и свежей кровью», начиналась победа, которая привела нашу ар­мию в мае 1945 года в Берлин. Но до победы было еще много дней... много смер­тей...

Солдат: На войне люди не только воевали, на вой­не они продолжали жить, они вспоминали дом, мать, любимую, писали письма...

Солдаты сидят у костра , закуривают. У одного из них в руках гармонь. Звучит песня М. Блантера «В лесу прифронтовом».

С берез - неслышен, невесом

-Слетает желтый лист.

Старинный вальс «Осенний сон»

Играет гармонист.

Вздыхают жалобно басы,

И словно в забытьи,

Сидят и слушают бойды,

Товарищи мои.

Солдат: А в далёком посёлке солдата ждала любимая девушка.

Солдат:

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди;

Жди, когда снега метут;

Жди, когда жара.

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня.

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души..

Жди — и с ними заодно

Выпить не спеши,,.

К. Симонов

Звучит песня Н. Богословского на стихи В. Ага­тово, «Темная ночь».

Темная ночь, только пули свистят по степи,

Только ветер гудит в проводах,

Тускло звезды мерцают.

В темную ночь ты, любимая, знаю, не спишь,

И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь.

Девушка-солдат: Женщины-солдатки: матери, се­стры, жены, любимые... Сколько лишений и тру­дов выпало на их долю в эти страшные годы вой­ны. Ждать с войны сына, брата, мужа... Но при этом растить детей, выращивать хлеб, стоять до изнеможения у станка. А многие воевали рядом с мужчинами.

Девушка-солдат:

Я ушла из детства

В грязную теплушку,

В эшелон пехоты,

В санитарный взвод.

Дальние разрывы

Слушал и не слушал

Ко всему привыкший

Сорок первый год.

Я пришла из школы

В блиндажи сырые.

ОтПрекрасной Дамы
В «мать» и «пермать»

Потому что имя Ближе чем «Россия»,

Не могла сыскат.. Ю.Друнина


Девушка-солдат:

Я только раз видала рукопашный

Раз- наяву и сотни раз во сне

Кто говорит , что на войне не страшно,

тот ничего не знает о войне. Ю.Друнина


Девушка – солдат:

Качается рожь несжатая,

Шагают бойцы по ней,

Шагаем и мы – девчата

Похожие на парней.

Нет, это горят не хаты,

то юность моя в огне,

Идут по войне девчата,

Похожие на парней.


Ю.Друнина


Девушка: Самая страшная веха той воны- блокада Ленинграда. 900 дней героического сопротивления. Город, холод, болезни, тысячи погибших.

Ещё 8 сентября 1941года гитлеровцы прорвались к Ладожскому озеруи захватили Шлиссельбург, отрезав Ленинград от страны. Связь с ним поддерживалась только по воздуху и через Ладожское озеро, по которому зимой была проложена ледовая трасса - легендарная «Дорога жизни».


Юноша:

Страшный путь!

На тридцатой, Последней версте

Ничего не сулит хорошего?!

Под моими ногами

Устало хрустеть Ледяное,

Ломкое

Крошево.

Страшный путь!

Ты в блокаду меня ведешь,

Только небо с тобой,

Над тобой высоко. И нет на тебе никаких одежд: Гол

Как

Сокол. Страшный путь!

Ты на пятой своей версте Потерял для меня конец. И ветер устал

Над тобой свистеть, И устал

Грохотать

Свинец... Почему не проходит

над Ладогой мост?! Нам подошвы

Невмочь Ото льда Отрывать. Сумасшедшие мысли * Буравят

" Мозг.

Почему на льду не растет трава?! дамый страшный путь

Из моих путей! На двадцатой версте Как я мог идти! Шли навстречу из города Сотни

Детей... Замерзали в пути... Одинокие дети

На взорванном льду — Эту теплую смерть

Распознать не могли они сами И смотрели на падающую звезду Непонимающими глазами. Мне в атаках не надобно слова

«вперед». Под каким бы нам

Ни бывать огнем — У меня в зрачках

Черный

Ладожский Лед, Ленинградские дети Лежат

На нем.

А. Межиров

Девушка: О ленинградской блокаде рассказала б своей книге «Дневные звезды* Ольга Берггольц.

Шла к отцу и слез не отирала:

Трудно было руку приподнять.

Ледяная корка застывала

На лице отекшем у меня.

Тяжело идти среди сутробов:

Спотыкаешься, едва -бредешь

Встретишь гроб —

Не разминуться с гробом:

Стиснешь зубы и —

Перешагнешь.

Друг мой, друг, и я, как ты,

Встречала Сотни их, ползущих по снегам.

Я, как ты, через гробы шагала...

Память вечная таким шагам.

Память вечная, немая слава,

Легкий, легкий, озаренный

Путь,...

Тот, кто мог тогда перешагнуть

Через гроб, — на жизнь имеет право...

О. Берггольц

Юноша:

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко»

И поторельщы, погорельтгьт

Кочуют с запада к востоку...

• А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звездочка не уставная,

А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,

Худой, веселый и задорный.

И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,

И больше нужного хромаю,

И пайку надвое ломаю,

И все на свете понимаю.

Как это было! Как совпало —

Война, беда, мечта и юность!

И это все во мне запало,

И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые...

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

Д. Самойлов

Звучит песня на стихи Е. Винокурова «И по­мнит мир спасенный...»

Солдат:

Испытало нас время свинцом и огнем,

Стали нервы железу под стать.

Победим. И вернемся. И радость вернем.

И сумеем за все наверстать.

Неспроста к нам приходят неясные сны

Про счастливый и солнечный край'.

После долгих напастей недружной весны

Ждет и нас ослепительный май.

А. Сурков, 1942 г.

Юноша: Поразительно пророчество поэта: нас ждал i «ослепительный май» — победный май 1945 года.

Но к этому дню народ шел трудной дорогой не­человеческих усилий, испытаний, горя и слез.

Девушка:

Встал солдат, но

Не шагнуть солдату...

Мать-старушка в деревенской хате

Долго будет слезы лить,

В тяжком горе рвать виски седые,

Ждать и за околицу ходить...

Мертвые остались молодыми,

Сколько б мы ни продолжали жить.

Солдат:

Забыть нельзя разорванное небо, Друзей своих могильные холмы, И каравай простреленного хлеба В хозяйственных ладонях старшины... Забыть нельзя! Ужели мы забудем? Уж слишком много испытали бед. И неспроста в огне военных буден Мы поседели в восемнадцать лет.

Мамонтов

Солдат:

Нас не нужно жалеть,

Ведь и мы б никого не жалели.

Мы пред нашим комбатом,

Как пред господом богом чисты.

На живых порыжели от крови и глины шинели

На могилах у мертвых

Расцвели голубые цветы.

Пусть живые запомнят

и пусть поколения знают

Эту взятую с боем

Суровую правду солдат.

И твои костыли,


И смертельная рана сквозная, И могилы над Волгой, Где тысячи юных лежат...

С. Гудзенко

Девушка: И все-таки долгожданный день пришел. 9 мая 1945 года — день Победы, день всенародного ликования, радости, но радости со слезами на гла­зах: 20 миллионов жизней стоила нам эта победа.

Звучит песня Д. Тухманова «День Победы».

На сцене солдаты, девушки.

Все ликуют, радуются; обнимаясь, плачут.

В руках у всех букеты цветов.

Солдат мелом на стене пишет: «Мы победили!» «Домой!»

Все участники композиции выходят, держась за руки.

Девушка:

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имен не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?

С. Щипачев


ИГРЫ


Цель: Привитие учащимся интереса к музыкально-теоретическим предметам.

Задачи:

1.    Образовательная – побудить учащихся к самостоятельному приобретению знаний по сольфеджио и музыкальной литературе;

2.    Развивающая – развитие творческих и актерских способностей детей, их инициативы;

3.    Воспитательная – воспитывать у детей интерес к музыке .

Оборудование:

Магнитофон, простые карандаши, бумага, 2 красных колпака и 2 детские игрушки-пищалки, заготовки для проведения конкурсов.


Ход  игры

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня в нашем уютном классе будет проведен честный поединок между  2 командами знатоков музыки. Но прежде, чем выяснять , какая же команда более дружная и эрудированная, мы поговорим с вами, что же такое музыка. (ответы детей).

     Действительно, музыка – это великая сила. Она окружает нас везде, помогает работать и отдыхать, поддерживает в трудную минуту, поднимает настроение и заряжает энергией, грустит с нами или веселит.

Музыка  - это волшебная сила. Люди еще с древности знали, что она может обладать какой-то чудодейственной силой . Неслучайно первобытные люди начинали свой поход на охоту с энергичной пляски.

     Музыка – это новая  и неповторимая сила, она всегда неповторима и вызывает восхищение. Нет на свете людей, равнодушных к ней. Так давайте же сегодня поговорим о том, что связано с музыкой. Будем надеется, что сегодняшняя игра поможет вам блеснуть своими знаниями в этой области и научит чему-то новому.

     Итак, вперед!

Подготовительное  задание (без баллов):

Придумать название команды  и выбор капитана.

                                   1 конкурс «Разминка»

Капитаны выбирают одну предложенную ноту (До, Ре или Ля). За отведенное время команда должна придумать как можно больше слов с этой нотой . Например, выбрали ноту До – ДОрога, ДОм и т.д.

                                    2 конкурс «Частушка»

Частушка – очень веселый жанр в  народном творчестве. Она очень проста (всего 4 строчки) и легка в исполнении, но в то же время  сочинить частушку не просто. Потому что в этих 4 строчках надо рассказать целую историю, да еще и с юмором. Вот, например, частушка:


Ваня наш  ходил в спортзал.

Ваня мускулы качал.

Он девчонку защитил –

Комаров на ней прибил.. Ух!


Задание : придумать частушку, которая заканчивается словами «Быстро в лужу угодил», и ли «Весь чумазый он ходил»

                                  3 конкурс «Танцы, танцы, танцы»

     Танец появился в глубокой древности, раньше даже, чем песня. Первоначально он имел магическое, заклинательное значение. Ну, а позже он стал неотъемлемой частью любых праздников. А вы умеете танцевать? (ответы детей). Верю, верю, но танцевать вы будете в другое время, а сейчас мы проверим, сколько танцев вы знаете.

     Команды  называют танцы по очереди, чья команда назовет последней – та и победитель в этом конкурсе.           

                                        4 конкурс «Учителя»

Учитель – сложная и интересная профессия. Вам предстоит побыть сейчас педагогами и исправить ошибки у невнимательного ученика.

(Детям даются нотные листочки с «неправильно построенными» интервалами, их нужно исправить)

                                     5 конкурс «Имена»

     В музыкальных школах России учится много талантливых ребят. У всех у них разные имена и фамилии, разный возраст и характер, но всех их объединяет любовь к музыке. Вам предстоит отгадать музыкальные  загадки, где последнее слово – это название инструмента.


Мама как-то мне сказала,

Что её бабуля Марфа,

Очень здорово играла

И на домре, и на...


Очень музыку любили

Две сестры, Наташа с Ниной,

И поэтому купили

Им большое...


Дед Егор ещё не старый,

Внуку сделал он подарок,

И теперь у нас Ванютка

Целый день дудит на...


На концерте выступала

Наша милая Татьяна,

Как звезда она играла

Целый час на...


Все мы очень любим слушать

Как поёт у нас Тамара,

И в руках её послушна

Шестиструнная...


Мы очень удивляемся

И очень восхищаемся

Когда малыш Филиппка

Играет нам на...


Тут же сразу тянет нас

На частушки и на пляс,

Если весело Серёжка

Заиграет на...


Интересно стало Ире:

- Почему она на небе?

Вот сюда б её и мне бы

Поиграть на этой...


Жал на клавиши Антон,

Жал на кнопочки Иван,

И звучал аккордеон,

И наигрывал...


Удовольствие для Васи -

Поиграть на контрабасе,

А для Сани и для Вани

Постучать на...

                               

                                              6 конкурс «Найди пару»

     В этом конкурсе, мы проверим, насколько вы эрудированны и как знаете правила по сольфеджио. Вам предстоит на этом листочке соединить слово и его определение.


                       7 конкурс  «А я песню узнаю ….по вступлению»

      Есть такая песня – «А я милого узнаю по походке: он носит, носит брюки галифе…» А сможете ли вы узнать песню по ее вступлению?


     Подведем итоги нашей игры. Слово для подведения итогов предоставляется жюри.

Уважаемые друзья! Наша игра подошла к концу, я надеюсь , что сегодняшняя встреча вам понравилась. Со своей стороны я хочу вас поблагодарить за проявленное творчество и отличное настроение. Всего вам хорошего!

(звучит музыка)


                                                                                  Приложение

                                     Игра «Найди пару»

2 звука , взятые вместе или по очереди                              

Созвучие из 3 и более звуков                                             

Самое близкое расстояние между звуками                       

2 такта                                                                                   

Знак повышение ноты на полутон                                     

3 полутона                                                                            

Повторение мотива выше или ниже                                  

Длительность, которая считается Раз-и-Два-и

Перенос нижнего звука на октаву вверх                       

1 полутон                                                                              

Цифры у ключа                                                                     

4 такта                                                                                    

Четвертый интервал                                                                                               

Строка для записи нот                                                           

Длительность, которая считается Раз-и       

Фраза

Малая терция

Четверть

Половинная

Кварта

Нотоносец

Секвенция

Обращение

Интервал

Диез

Полутон

Малая секундааккорд 

Размер

Предложение

Похожие:

Программа народного кружка «Скоморохи» iconПрограмма кукольного кружка «Рукавичка»
А как интересно, если вдруг эта кукла оживёт в твоих руках и заговорит твоим голосом, и сможет удивить твоих друзей и взрослых. Именно...
Программа народного кружка «Скоморохи» iconПрограмма кружка «Школьный пресс-центр» Подготовили: Руководители кружка: учитель иностранного языка, В. А. Буркатская
Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации....
Программа народного кружка «Скоморохи» iconПрограмма школьного краеведческого кружка. Разработана учителем Воротилкиной Т. П. село Канашево 2012-2013 пояснительная записка в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»
России личностно-ориентированной модели образования, о возвращении к национальным и мировым культурно-историческим традициям. Одной...
Программа народного кружка «Скоморохи» iconМасленица развлечение для всего сада
В зале звучат народные песни. Дети заходят, садятся на стульчики. В середину выбегают скоморохи (дети)
Программа народного кружка «Скоморохи» iconПояснительная записка. Актуальность кружка
Актуальность кружка: Природный материал-кладовая для развития детского творчества. Дошкольников необходимо учить использовать его...
Программа народного кружка «Скоморохи» iconПлан работы Новосибирского государственного областного Дома народного творчества на 2013 год
Сбор и анализ информации о работе учреждений культуры нсо; Домов (Центров) народного творчества Сибирского федерального округа
Программа народного кружка «Скоморохи» iconПрограмма кружка «Мы исследователи»
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы...
Программа народного кружка «Скоморохи» iconРабочая программа внеурочной деятельности «Юный краевед»
Программа кружка по краеведению «Калужский край» рассчитана на 68 часов 2 часа в неделю, для учащихся 8-11 классов
Программа народного кружка «Скоморохи» iconПрограмма драматического кружка «За афишей»
Муниципальное общеобразовательное учреждение Жердевская средняя общеобразовательная школа №2
Программа народного кружка «Скоморохи» iconОбразовательная программа курса «Вспомогательные Исторические Дисциплины» для занятий кружка на базе средней школы

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница