Рецепция идей Канта в учении о способности суждения Ханны Арендт




Скачать 13,05 Kb.
НазваниеРецепция идей Канта в учении о способности суждения Ханны Арендт
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер13,05 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3

На правах рукописи




Саликов Алексей Николаевич




Рецепция идей Канта в учении о способности суждения Ханны Арендт




09.00.03 – история философии


Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук


Калининград – 2008




Работа выполнена в Российском государственном университете

имени Иммануила Канта



Научный руководитель:

Калинников Леонард Александрович,

доктор философских наук, профессор



Официальные оппоненты:

Васильев Вадим Валерьевич, доктор философских наук, профессор


Виноградов Андрей Иванович, кандидат философских наук, доцент



Ведущая организация:

Московский государственный

педагогический университет





Защита состоится 20 декабря 2008 г. в 13.00 на заседании диссертационного совета К.212.084.09 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских наук в Российском государственном университете им. И. Канта по адресу: г. Калининград, ул. Чернышевского, 56, ауд. 130.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РГУ им. И. Канта (236040, г. Калининград, ул. Университетская, 2).


Автореферат разослан «___» ноября 2008 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Н.В. Андрейчук

Общая характеристика работы

Актуальность исследования

Политическая философия и теория Ханны Арендт (1906 - 1975), начиная с 1950-х годов, стали предметом анализа и критики как в Соединенных Штатах Америки, так и за их пределами. В настоящее время, спустя немногим более тридцати лет после ее смерти, Ханна Арендт по праву причисляется многими специалистами к классикам западной философско-политической мысли XX века1. Несмотря на то, что уже при жизни Арендт приобрела репутацию политического теоретика, лишь в прошлом десятилетии ее вклад в философию и политическую теорию был оценен по достоинству. Личность и творчество Ханны Арендт все чаще оказываются в центре внимания ученых и политиков, поэтому на сегодняшний день она является одной из наиболее притягательных и интригующих фигур западной культуры. Все это подтверждает слова Курта Зонтхаймера2, немецкого исследователя творчества Ханны Арендт, о том, что она стала в современном западном мире своего рода иконой, т.е. символом нашего времени.

Пожалуй, главный вклад Арендт в политическую философию заключается в ее попытке разобраться в причинах произошедших в прошлом столетии катастрофических событий, массовость и тотальность которых стала серьезной угрозой для существования не только отдельных народов, но и для существования человечества в целом. Желание Ханны Арендт понять произошедшее привело ее к необходимости анализа важнейших понятий современной политической философии: тоталитаризма и массового общества. Кризис, поставивший в прошлом столетии человеческую цивилизацию на грань катастрофы, она связывала с атрофией у современного человека способности суждения, что в критические моменты приводит к неспособности рационально оценить наличную ситуацию и адекватно ей действовать.

На основе кантовского учения об эстетической способности суждения Арендт пытается разработать своеобразную антикризисную теорию. Для этого она стремится выяснить, что представляет собой способность суждения, какова ее роль в области политического бытия человека и почему она перестает выполнять свои функции. Наше исследование нацелено в первую очередь на анализ кантовского влияния на теорию способности суждения Арендт, которая стала ядром политической философии американского мыслителя.

Актуальность данного диссертационного исследования обусловлена теми задачами, которые в нем решаются: 1) реконструкция учения Ханны Арендт о способности суждения; 2) выявление идей, заимствованных Арендт в теории вкуса Канта; 3) определение правомерности и перспективности перенесения понятий эстетической теории Канта в область политического; 4) оценка состоятельности способности суждения в качестве способности, конституирующей политическое бытие человека.

Реконструкция теории способности суждения Арендт имеет большое значение для истории философии, поскольку понятие способности суждения является ключевым для понимания всего здания политической философии Ханны Арендт. Очевидно, что всякая реконструкция связана с построением теоретической модели, имеющей вероятностное значение, в связи с чем наше исследование ни в коей мере не претендует на окончательность выводов. Особую значимость данному исследованию придает вовлечение в научный оборот тех текстов Арендт, которые по тем или иным причинам до настоящего времени не были переведены на русский язык, а потому остаются неизвестными широкому кругу отечественных читателей. Одновременно с привлечением в научный оборот малоизвестных в России работ Арендт, настоящее исследование основывается на актуальном состоянии исследования политической философии Ханны Арендт. При этом в научный оборот вовлекается практически все существенные работы зарубежных авторов, в той или иной степени касающиеся рассматриваемой в диссертации темы, начиная с 50-х годов прошлого века и заканчивая исследованиями, опубликованными Институтом им. Ханны Арендт (Дрезден, Германия) в августе 2008 по материалам симпозиума, посвященного 100-летнему юбилею американского философа.

Выявление специфики арендтовской интерпретации понятий кантовской теории вкуса имеет большое значение как для формирования целостного облика политической философии Ханны Арендт, так и для лучшего понимания кантовской эстетической теории. Очевидно, что попытка Арендт применить понятия теории вкуса Канта к области политики открывают новые возможности для реконструкции собственно кантовской философии политики, которая могла бы стать достойным завершением философской системы великого кенигсбергского философа.

Отдельно следует отметить актуальность и значимость для истории философии и политической философии, которую представляет собой анализ состоятельности способности суждения в роли человеческой способности, рационально конституирующей политическую сферу человеческой деятельности.

Особенный интерес в контексте данной работы представляет производимая в диссертационном исследовании оценка значения и перспектив мировой глобальной сети Интернет выступить в качестве виртуального пространства публичности средством для обновления и оживления человеческой деятельности в политической сфере.

Степень разработанности темы


Влияние идей Канта на философию Ханны Арендт в русскоязычной литературе остается малоизученным. Еще меньше работ, посвященных важнейшему понятию политической философии Арендт – «способности суждения». По сути, кроме статьи отечественного философа А.В. Магуна «Понятие суждения в философии Ханны Арендт» и перевода статьи американского философа Д. Лоолера «Этика, политика и суждения вкуса: Арендт против Канта» нет других работ, посвященных анализу учения о способности суждения самой Ханны Арендт, и уж тем более выяснению связи между философией Канта (в первую очередь, между его учением о способности суждения) и теорией способности суждения Ханны Арендт. Более того, до сих пор не переведены на русский язык те труды Арендт, в которых по преимуществу содержится ее теория способности суждения: «Жизнь ума» и «Лекции по политической философии Канта». Еще труднее обстоит дело с переводом критической литературы, монографий и статей зарубежных исследователей творчества Ханны Арендт (хотя бы наиболее значимых). Очевидно, что творчество американского философа и политолога, привлекающее к себе все большее внимание в нашей стране, нуждается в переводе на русский язык, и существующий пробел должен быть восполнен3.

Так или иначе касаются различных проблем политической философии и теории Ханны Арендт работы Ю. Б. Мишкинене4, Ю. О. Маликовой5, М. С. Лившица6, И. В. Косича7, Л. В. Сморгунова8, В. Ю. Сморгуновой9, М. Р. Хейфеца10, О. В. Шудры11. Однако ни в одной из вышеперечисленных работ предметом анализа не является арендтовское учение о способности суждения как о политической способности, а если и обсуждаются отдельные моменты этого учения, то делается это в соответствии со специфическими целями и задачами авторов этих работ. Еще меньше внимания (если оно вообще имеется) в этих работах уделяется рассмотрению вопроса о влиянии Канта на теорию способности суждения Арендт, за редким исключением12, если и упоминается, то делается это вскользь и без подробного и глубокого анализа.

В зарубежной литературе учение Арендт о политической способности суждения уже давно вызывает повышенный интерес специалистов, и поэтому, в отличие от России, существует достаточно обширный корпус текстов, авторы которых в той или иной степени касаются этой проблематики.

В первую очередь следует отметить вклад Эрнста Фолльрата, в некотором роде ученика Ханны Арендт, который в своих работах13 попытался развить центральные понятия политической философии американского философа и на основе арендтовской теории способности суждения как политической способности обосновать собственную оригинальную политическую философию.

Также следует отметить работу Франка Герменау «Способность суждения как политическая способность. К теории способности суждения Ханны Арендт»14, которая содержит обстоятельный анализ теории способности суждения Ханны Арендт и в которой определенное место отводится рассмотрению кантовского влияния на политическую философию Арендт. Герменау подчеркивает оригинальность и значимость проекта философского обоснования политики, в котором способность суждения должна была бы конституировать область политического, но при этом отмечает, что, несмотря на перспективность, учение Арендт о политической способности суждения так и осталось незавершенным и не лишенным отдельных трудностей.

Гюнтер Магира в своей книге «Реабилитация мнения. Полемика Ханны Арендт с Платоном и Хайдеггером»15 акцентирует внимание на таких аспектах арендтовского понимания политики, как множественность и агональность, которые являются важными составляющими истинной политики в понимании Ханны Арендт.

В той или иной степени касаются различных аспектов арендтовского учения о способности суждения и влияния на него философии Канта работы Вольфганга Хойера16, Оскара Негта17, Петера Травны18, Зейфрида Зейера19, Стефани Розенмюллер20, Ханса Йонаса21, Мартина Джэя22, Хайнера Билефельда23, Герды Амброс24. Однако ни один из этих авторов не концентрирует свое внимание на выяснении степени влияния идей Канта на политическую философию Ханны Арендт в целом и на ее учение о способности суждения в частности.

В своей книге «Вынужденный модернизм Ханны Арендт»25 американский политический философ Сейла Бенхабиб предпринимает попытку переоценки интеллектуального наследия и жизни Ханны Арендт. Так, по мнению Бенхабиб, несмотря на то, что Арендт заимствует многое из кантовской теории способности суждения, однако рассматривает она эту теорию совершенно в другом ключе, чем это виделось самому Канту, который ограничивал сферу применения понятия способности суждения якобы исключительно областью эстетического26. Также Бенхабиб отмечает перспективность модели политической способности суждения Арендт, которая совместила в себе аристотелевское учение о фронезисе и Кантово учение о способности суждения.

Макс Дойчер в своей работе «Суждение после Арендт»27 рассматривает взаимосвязь и соотношение способности суждения с другими видами сознательной деятельности: с мышлением и волей. Дойчер также анализирует особенности арендтовской интерпретации учения о способности суждения Канта.

Особо следует отметить эссе Рональда Бейнера «Ханна Арендт о суждении»28, в котором теория способности суждения Арендт подвергается всестороннему и обстоятельному анализу. В своем эссе Бейнер также достаточно подробно останавливается на проблемах в теории способности суждения Арендт, обусловленных использованием в ней понятий, перенесенных из эстетической сферы в область политического.

  1   2   3

Похожие:

Рецепция идей Канта в учении о способности суждения Ханны Арендт iconКоммуникативная концепция Ханны Арендт
...
Рецепция идей Канта в учении о способности суждения Ханны Арендт iconСамостоятельная работа по формированию системных компетенций: способности применять знания на практике: проявлять исследовательские способности: способности к генерации новых идей (творчеству). (2 час.)
Организация самостоятельной работы слушателей Педагогической академии Последипломного образования Московской области
Рецепция идей Канта в учении о способности суждения Ханны Арендт iconМарк Фабий Квинтилиан
Беседы и суждения, нужно жить с законами природы и принципами порядка, и середины. Создал первую в Китае школу идей
Рецепция идей Канта в учении о способности суждения Ханны Арендт iconМихайлов К. А. Рецепция гегелевского принципа самоприменимости в современной науке и культуре
В докладе предполагается показать несколько принципиальных аспектов современной логики, математики и литературы (например, «магический...
Рецепция идей Канта в учении о способности суждения Ханны Арендт iconМетодические разработки педагогических работников мбоу гимназии №3 для участия в «Ярмарке педагогических идей» муниципального Фестиваля педагогических идей
Ю. А. Лукьянова, С. С. Королева, Т. А. Телкова, Н. Т. Беспалько Система внеклассных мероприятий «Покровские встречи» 8-11 классы
Рецепция идей Канта в учении о способности суждения Ханны Арендт iconВ. А. Сухомлинский: Успех в учении единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться
Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться
Рецепция идей Канта в учении о способности суждения Ханны Арендт iconАрендт Х. Ситуация человека //Вопросы философии. 1998. №11
Бестужев-Лада И. В. Культура, контр-культура, антикультура // На пороге хх1 в.: образование и культура. – М.,1996
Рецепция идей Канта в учении о способности суждения Ханны Арендт iconТворческая работа на тему: «Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Оценка событий и сегодняшние суждения о них»

Рецепция идей Канта в учении о способности суждения Ханны Арендт iconРабочая программа педагога-психолога
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей....
Рецепция идей Канта в учении о способности суждения Ханны Арендт iconТворческая работа учащихся на уроке
Творческие способности – это высшее проявление способностей индивида. В познавательной деятельности в конечном итоге они выражаются...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница