Урок по Лихачёву. Тема: Раздумья над «Раздумьями» Д. С. Лихачёва




Скачать 16,44 Kb.
НазваниеУрок по Лихачёву. Тема: Раздумья над «Раздумьями» Д. С. Лихачёва
Дата04.02.2016
Размер16,44 Kb.
ТипУрок
МОУ Митрофановская СОШ Кантемировский район Воронежская область

Урок по Лихачёву.

ТЕМА: Раздумья над «Раздумьями» Д.С. Лихачёва.


ЦЕЛИ УРОКА: 1. Углубление представления о жизни, творчестве, общественной деятельности Д.С. Лихачёва.

2. Приобщение учащихся к размышлению о важных для человека проблемах, поставленных в книге «Раздумья».

3. Постижение тех вопросов, которые всегда волнуют человека: о добре и зле, о достоинстве и принципиальности и т.д.


ХОД УРОКА.


I. Д.С. Лихачёв- академик, педагог, общественный деятель.

Сообщение ученика о Д.С. Лихачёве по презентации.

При изучении какого произведения вы встречались с именем Д.С. Лихачёва?

Сообщение ученика о знакомстве с именем академика при изучении «Слова о полку Игореве».

(перевод «Слова», критические статьи).

Материал в помощь учителю.

Обращаясь ко многим историко-литературным и теоретическим проблемам, переходя от конкретных наблюдений над отдельными памятниками к обобщениям самого широкого характера, Д.С. Лихачёв в течение десятилетий не оставлял темы, которой он посвятил десятки своих работ, тема «Слово о полку Игореве». В работах 50-х годов, Дмитрий Сергеевич заложил основные направления своих будущих исследований. Одно из них связано с изучением поэтики «Слова» в сопоставлении с эстетической системой его времени. Впервые эта проблема нашла отражение в статье «Слово о полку Игореве» и особенности русской средневековой литературы» (1962 г.), затем в статье «Слово о полку Игореве» и процесс жанрообразования XI – XIII в.в.» (1972 г.) и наконец в обобщающей работе «Слово о полку Игореве и эстетические представления его времени» (1976 г.). Большинство этих работ с дополнениями и изменениями, внесёнными автором, вошли в его книгу «Слово о полку Игореве» и культура его времени» (1978 г.).

Значительное место в научной биографии Дмитрия Сергеевича занимают его работы, посвящённые полемике со скептиками. До настоящего времени не утратила своего значения его работа «Изучение «Слова о полку Игореве» и вопрос его подлинности» (1962 г.).

Большой вклад внёс Д.С. Лихачёв в создание шеститомного «Словаря – справочника» «Слова о полку Игореве» (1965-1984 г.), активно участвуя в его редактировании и обсуждении, пополняя его статьи материалами собственных разысканий.

II. Сегодня мы продолжаем разговор о Д.С. Лихачёве и его книге «Раздумья», в которой известный учёный вновь обращается к молодёжи. Написанная в форме новелл, эссе, раздумий, афоризмов. Эта книга является логическим продолжением «Писем о добром и прекрасном» - издании, получившем широкую популярность у нас в стране и за рубежом.

Книга «Раздумья» начинается с обращения «К моим читателям», в которой Дмитрий Сергеевич утверждает, что «человек должен жить в сфере добра».

Почему, по-вашему, именно добро ставит Лихачёв на первое место. И какова роль каждого человека в формировании сферы добра.

III. Никто не сможет рассказать о человеке так интересно, правдиво, полно, как он сам. Одна из глав книги называется «Я вспоминаю…».


Сообщения I группы учащихся.

«Самая большая ценность народа- его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает».

Один из способов узнать человека- «прислушаться к тому, как он говорит», - так говорит Д.С. Лихачёв о нашем родном языке в главе «Русский язык».

Согласны ли вы с мнением автора.

Как вы понимаете совет Лихачёва «Старайтесь не говорить вычурно»?


IV. Коллективная работа с главой «Будьте осторожны со словами».


V. Нельзя не остановиться еще на одной проблеме, о которой пишет Д.С. Лихачёв.

Эта проблема нравственность,

нравственное достоинство народа.

Этот вопрос надо изучать, обсуждать. Как над этим размышляет академик?

Сообщения учащихся по главе «И ветви, и корни…».

VI. «Пути оставленные нам».

Группа III работала над главой «Пути, оставленные нам».

Они освещали следующие вопросы по тексту статей:

- Какие черты восприняла литература того времени от литературы древней?

- Почему именно Пушкин стал знаменем русской литературы?

- Нужны ли знания для восприятия искусства и почему?

- Какое место занимает Новгород в собрании древнерусской живописи?


  1. Глава «Дано судьбой».

Группа IV отвечает на вопросы:

В чём смысл жизни по Лихачёву?

Как вы понимаете слова: «Друзья создаются в юности»?

- Можно ли повысить уровень счастья. Что такое «завоёванное счастье»?


VIII. Два ученика работали с материалом биографии Лихачёва и приготовили датированную справку знаменательных дат из жизни Д.С. Лихачёва (проецируется на экран).

Материал в помощь учителю.

1928 г. -

Год окончания Ленинградского государственного университета. Арестован за участие в студенческом кружке «Космическая академия наук».

1935 г. -

Женитьба на Зинаиде Александровне Макаровой.

1937 г. -

Рождение дочерей Лизы и Веры.

1947 г. -

Защитил диссертацию на степень доктора филологических наук.

1952 г. -

Присуждена Государственная премия СССР.

1970 г. -

Избран действительным членом Академии наук СССР.

1984 г. -

Имя Лихачёва присвоено планете, открытой астрономами.

1986 г. -

Присвоено звание Героя Социалистического Труда.

1993 г.-

Награждён Большой Золотой медалью имени М.В. Ломоносова за выдающиеся достижения в области гуманитарных наук.

30 сентября 1999 г. -

Дмитрий Сергеевич скончался в Санкт-Петербурге.

Похоронен 4 октября на кладбище в Комарово.


Вывод учащихся:

Мы, конечно, не назвали все даты и события из жизни Лихачёва. Имя Дмитрия Сергеевича Лихачёва- это достояние международной общественности. Его труды, известные всем славистам мира, переведены на иностранные языки. Он представительствовал на многих международных встречах самого высокого уровня, он был принят и понятен для стран Западной Европы, Америки, Японии.

Сколько уже издано и продолжает выходить из печати книг Д.С. Лихачёва!

А сколько наград!...


Материал в помощь учителю.

(Проецируются на экране награды Д.С. Лихачёва или называются самые значимые).

1942 г. -

Медаль «За оборону Ленинграда».

1946 г. -

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.».

1952 г. -

Государственная премия СССР за коллективный научный труд «История культуры Древне Руси. Т.2».

1954 г. -

Премия Президиума АН СССР за работу «Возникновение русской литературы».

1954 г. -

Медаль «За трудовую доблесть».

1966 г. -

Орден Трудового Красного знамени за заслуги в развитии советской филологической науки.

1969 г. -

Государственная премия СССР за научный труд «Поэтика древнерусской литературы».

1975 г. -

Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.».

1975 г. -

Золотая медаль ВДНХ за монографию «Развитие русской литературы X – XVII в.в.».

1977 г. -

Орден Кирилла и Мефодия I степени (Болгария».

1977 г. -

Кирилло-Мефодиевская премия (Болгария).

1981 г. -

Международная премия имени Евфимия Тырновского.

1985 г. -

Премия имени В.Г. Белинского за книгу «Слово о полку Игореве» и культура его времени».

1986 г. -

Звание Героя Социалистического Труда с вручением Ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

1986 г. -

Орден Георгия Димитрова (Болгария).

1986 г. -

Медаль «Ветеран труда».

1987 г. -

Медаль и премия «Альманаха библиофила».

1989 г. -

Европейская (1-я) премия за культурную деятельность.

1989 г. -

Международная литературно-журналистская премия г. Модены (Италия).

1991 г. -

Премия А.П. Карпинского (Гамбург).

1993 г. -

Большая Золотая Медаль имени М.В. Ломоносова за достижения в области гуманитарных наук.

1993 г. -

Государственная премия РФ за серию «Памятники литературы Древней Руси».

1993 г. -

Орден святого Константина Великого (рыцарский орден).

1995 г. -

Орден «Мадарски конник» (Болгария).

1996 г. -

Орден «За заслуги перед Отечеством» второй степени за вклад в развитие русской литературы.

1996 г. -

Орден «Стара Планина» (Болгария).

1997 г. -

Премия президента РФ в области литературы и искусства.

1997 г. -

Премия Международного Литфонда «За честь и достоинство таланта».

1998 г. -

Орден апостола Андрея Первозванного «За веру и верность Отечеству».

1998 г. -

Международный серебряный знак «Ласточка мира» (Италия).

IX. Обобщение учителя.


X. Самыми активными на уроке сегодня были (называются три ученика).

Кто из них лучший Знаток жизни и творчества Лихачёва мы определим сейчас с помощью интеллектуальной игры «Умники и умницы».


(Ученики выбирают себе дорожку и вопросы, спрятанные на стенде за цифровыми фишками (номер выбранной фишки – номер вопроса).

Вопросы проверяют знание содержания книги Д.С. Лихачёва «Раздумья».

В помощь учителю (вопросы к игре).


1. Как называется место «за финской границей», где дачи были относительно дешевы и где жила петербургская интеллигенция- преимущественно аристократическая.

(Куоккала).

2. Что, по Лихачёву, выше практической нужды, хотя по природе своей «непрактическое».

(Добро).

3. Это совсем разные города. Не во всём, конечно, кое в чём они «смотрятся друг в друга». В одном «прозревал другой», а в другом мелькает первый.

(Петербург и Ленинград).

4. В главе «Воспитывающая наука» Лихачёв пишет, что основой, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества является это.

(Любовь к родному краю, знание его истории).

5. «Леонид Владимирович Георг принадлежал к тем лучшим старым учителям словесности», « обладал всеми качествами идеального педагога». Назовите хотя бы несколько из этих качеств.

(Он был разносторонне талантлив, умён, остроумен, находчив, всегда ровен в обращении, красив внешне, обладал задатками актёра, умел понимать молодёжь и находить педагогические выходы в самых иногда затруднительных для воспитателя положениях).

6. Какое одно из самых ценных качеств «даётся судьбой» и развивается искренностью.

(Быть самим собой, или индивидуальность).

7. Главная сфера научных интересов академика Лихачёва.

(Древнерусская литература).

8. Это основа совести и нравственности, основа культуры. Хранить её, беречь её – это наш нравственный долг.

О чём говорил Лихачёв и перед кем наш долг сохранить и уберечь её.

(Память. Перед потомками).

9. В одной из глав Д.С. Лихачёв очень много говорит о нём, называя его комплексной наукой, близкой к географии, прекрасной школой воспитания гражданственности, открывающей перед нами прошлое, помогающее людям любить и познавать свои родные места, интересоваться историей, искусством, литературой.

(Краеведение).

XI. В завершение урока попробуем разгадать кроссворд, составленный учащимися класса.

с

Л

о

н


и

п

с

ь

м

о
1.


2.


с

м

е

х

3.


а

к

а

д

е

м

и

к

4.


в

н

у

ч

к

а
5.

В

е

р

а

6.


с

о

в

о

л

7.



  1. Как называли лагерь, куда был отправлен осуждённый Лихачёв.

  2. В каком жанре написаны книги, специально адресованные молодому поколению.

  3. Рассуждая о народной сатире 17 века, Лихачёв рассмотрел роль его в общественной жизни того времени.

  4. Лихачёв был действительным членом Академии наук, т.е…

  5. Кто, кроме жены Дмитрия Сергеевича, носил имя «Зина» в семье Лихачёвых.

  6. Какое имя носили мать, дочь, внучка и правнучка Д.С. Лихачёва.

  7. Как называется литературный памятник Древней Руси, которому академик посвятил десятки своих работ.



XII. Подведение итога урока.

Похожие:

Урок по Лихачёву. Тема: Раздумья над «Раздумьями» Д. С. Лихачёва iconАмосов Н. М. Раздумья о здоровье
Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. – М.: «Молодая гвардия», 1979. общеобразовательных учебных заведениях методами и средствами гигиенического...
Урок по Лихачёву. Тема: Раздумья над «Раздумьями» Д. С. Лихачёва iconКонкурс "Лихачевские чтения" IV всероссийский Конкурс творческих работ старшеклассников «Идеи Д. С. Лихачева и современность»
Цель: познакомить учащихся с биографическими сведениями выдающегося российского ученого, мыслителя, общественного деятеля Д. Лихачева,...
Урок по Лихачёву. Тема: Раздумья над «Раздумьями» Д. С. Лихачёва iconБиография Д. С. Лихачева (1906-1999) «у лихачева был талант человека, который знал, что ему надо делать, знал, что он обязан делать, талант ответственности. Перед историей, обществом. Перед самим собой, перед своим прошлым. Перед своей верой»
Проект по нравственному воспитанию учащихся с использованием духовного наследия Д. С. Лихачева
Урок по Лихачёву. Тема: Раздумья над «Раздумьями» Д. С. Лихачёва iconУрок Урок окружающего мира в 3 классе
Тема. Путешествие с Капитошкой. Вода путешественница. Круговорот воды в природе
Урок по Лихачёву. Тема: Раздумья над «Раздумьями» Д. С. Лихачёва iconУрок математики. 4 класс. Урок №73. Тема
Цель: научить детей делить многозначные числа на однозначное письменным способом
Урок по Лихачёву. Тема: Раздумья над «Раздумьями» Д. С. Лихачёва iconТема Кол- во
О. Табакова. Использование эпизодов : Обращение Игоря к войску, затмение, первая битва и победа, вторая битва, гибель Всеволода,...
Урок по Лихачёву. Тема: Раздумья над «Раздумьями» Д. С. Лихачёва iconЕсть Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №625 с углубленным изучением математики Невского района Санкт-Петербурга Тема урока: «Экология культуры» (Устный журнал)
Цели мероприятия : познакомить учащихся с этапами жизненного пути Д. С. Лихачева, формирование осознанного отношения к ценностям...
Урок по Лихачёву. Тема: Раздумья над «Раздумьями» Д. С. Лихачёва iconУрок литературного чтения с межпредметными связями по традиционной технологии
...
Урок по Лихачёву. Тема: Раздумья над «Раздумьями» Д. С. Лихачёва iconУрок-игра по теме «Системы счисления»
Тема учебного занятия: Урок-игра «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной...
Урок по Лихачёву. Тема: Раздумья над «Раздумьями» Д. С. Лихачёва iconУрок изобразительного искусства и музыки для 7 класса. «Героико патриотическая тема в произведениях художников и композиторов»
Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки для 7 класса. «Героико – патриотическая тема в произведениях художников...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница