Федеральное агенство по образованию российский государственный социальный университет




Скачать 23,66 Kb.
НазваниеФедеральное агенство по образованию российский государственный социальный университет
страница1/13
Дата04.02.2016
Размер23,66 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал в г. Азове





РОССИЯ В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН:

СОЦИАЛЬНЫЙ ВЕКТОР


Сборник материалов

III студенческой научно-практической конференции

18 апреля 2008 года


Азов

2008

ББК 60.54я431


Печатается по решению совета филиала ГОУ ВПО

Филиал Российского государственного социального университета

в г. Азове


Россия в эпоху перемен: социальный вектор. Сборник материалов III студенческой научно-практической конференции 18 апреля 2008 года. – Азов: ОООАзовПечать, 2008. – 132 с.


Материалы сборника посвящены вопросам анализа актуальных социальных проблем современной России. В сборник вошли материалы III студенческой научно-практической конференции 18 апреля 2008 года, прошедшей в рамках Недели науки в Азовском филиале Российского государственного социального университета и являющейся итогом работы Студенческого научного общества и НИРС Азовского филиала РГСУ.

Содержание сборника отражено в 5 разделах: «Социальные проблемы меняющегося мира», «Социальные проблемы детей и молодежи», «Проблемы социально-психологического здоровья современной российской семьи», «Социальное сиротство в современной России», «Социальная работа в различных сферах жизнедеятельности».

Все учебно-исследовательские работы студентов выполнены на кафедре гуманитарных, математических и естественнонаучных дисциплин АФ РГСУ.


Общая редакция Андреевой О.И., к.п.н., зав.кафедрой гуманитарных, математических и естественнонаучных дисциплин АФ РГСУ.


© АФ РГСУ, 2008




РАЗДЕЛ I.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕНЯЮЩЕГОСЯ МИРА


Гальчук Тимур,

студент 2 курса факультета ГМУ

Н. рук. Андреева О.И., к.п.н.


ВИРТУАЛЬНЫЙ МИР

КАК НОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ


Для современной эпохи характерно бурное развитие компьютерной техники и компьютерных технологий. Речь идёт об активном вхождении в жизнь общества новейших информационных технологий и глобальной сети Интернет, в рамках которой формируется особая среда – своего рода киберпространство. Компьютеризация всех сфер общественной деятельности и повседневной жизни человека становится отличительным феноменом рубежа XX-XXI вв. В последние годы развитие информационных технологий способствовало созданию многообразных технических и психологических феноменов, которые получили название «виртуальной реальности».

Следует подчеркнуть, что феномен виртуальной реальности приобретает характер устойчивого развития, своего рода доминанты современного общественного устройства.

Итак, на современном этапе своего развития информационные технологии позволяют сделать возможным соединение двух реальностей – виртуальной и реальной – еще более наглядным, ощутимым и одновременно более глубоким образом.

Таким образом, окружающая нас повседневная реальность во все большей степени виртуализируется. Философия, давшая человечеству основные представления о мире реальном, на наш взгляд, должна сделать то же самое и по отношению к активно внедрившемуся в нашу жизнь миру виртуальному.

В современном мире существует противоречие между повседневной реальностью и виртуальной, так как многие люди не понимают значимость принятия этой новой реальности, ставшей объективной в современном обществе.

Цель исследования определилась в изучении виртуальной реальности как нового социального феномена. Мы предположили, что принятие виртуального мира, как новой социальной реальности обусловлено половозрастными характеристиками человека.

Информация — это не второстепенный атрибут нашей деятельности, а стратегически важный ресурс развития общества, использование которого позволяет экономить другие виды ресурсов — энергетические, материальные и людские. Современная действительность ярко демонстрирует повышение роли информации в производственных процессах, появление в XX веке такого занятия, как промышленный шпионаж. В рамках on-Line-контакта, возникает возможность множества контактов и ресурсов, которые в реальной жизни стали бы для личности возможными только в том случае, если она вступает в огромную сеть персональных отношений. Характерной чертой новых форм сетевого общения является бестелесность партнёров в процессе коммуникации.

Новые информационные технологии предоставили возможность перейти от реальных к виртуальным способам передачи и освоения информации. Глобальная сеть создает условия для формирования виртуальных общностей, стирает границы между государствами, и, в конечном счете, выстраивает вокруг себя специфическую форму культуры киберкультуру.

Для того чтобы определить отношение респондентов к Интернету и доказать существование виртуальной реальности как нового социального феномена нами было проведено эмпирическое исследование, которое проводилось в 3 этапа. Были использованы методы: телефонного опроса, Интернет-опроса и вторичной обработки данных, а также обобщение полученных данных. В исследовании приняли участие 130 респондентов.

Обобщенный анализ всех этапов исследования позволил сделать следующие выводы:

  1. В результате использования метода телефонного опроса, мы выяснили, что 69,2% молодёжи и 70% мужчин, а также 35,3% людей старшего поколения и 30% женщин имеют возможность и желание пользоваться Интернетом. Молодёжь и люди мужского пола имеют больше возможности и желания пользоваться Интернетом по сравнению со старшим поколением и людьми женского пола. Это ограничивает возможности людей старшего возраста в трудовой деятельности и повседневной жизни. Женская половина населения и старшее поколение недостаточно высоко оценивают значение современных технологий, что ведёт к снижению взаимодействия с виртуальным миром. В результате чего они в полной мере не могут ощутить все прелести окружающего мира.

  2. С помощью метода Интернет-опроса и вторичной обработки данных мы выяснили, что молодёжь более притягательна к виртуальной реальности, чем старшее поколение. Так, 50% молодёжи и всего лишь 35% старшего поколения хотят увеличить своё время пребывания в ней. Кроме того, 25% молодёжи своё свободное время проводит дома за компьютером. А 27,5% старшего поколения рассматривает Интернет только в качестве инструмента работы и не имеют желания находиться в нём в свободное время.

Таким образом, наше предположение о том, что принятие виртуального мира как новой социальной реальности обусловлено половозрастными характеристиками человека, подтвердилась полностью.

Новая реальность создаёт очень благоприятные условия для работы и учёбы. Эти условия предоставляются только тому, кто её принял. Вследствие чего создаётся непреодолимая пропасть между теми, кто её принял и полноценно использует предоставленные ему возможности и тем, кто сопротивляется всему новому. Это деление возникает в основном между молодым и старшим поколением, а также между мужчинами и женщинами, то есть между теми, кто понимает и не понимает значимость виртуального мира.

Мы полагаем, что в дальнейшем данная проблема может быть рассмотрена в следующих аспектах:

  1. Проблема приобщения к виртуальному миру детей с ограниченными возможностями.

  2. Проблема информатизации отдалённых населенных пунктов.

  3. Проблема защиты авторского права в сети Интернет.

  4. Интернет и уголовная ответственность.



Зинченко Наталья,

студентка 5 курса факультета «Социальная работа»

Н. рук. Андреева О.И., к.п.н.


Психология бедности:

анализ явления в современной России


С начала 90-х годов ХХ столетия бедность прочно стала темой номер один в социальной сфере России. Причиной этому послужили, прежде всего, начало экономических реформ, которые повлекли обесценивание сбережений населения, рост открытой и латентной безработицы, появление и развитие феномена хронической задолженности по заработной плате и социальным пособиям. Реальный уровень доходов и потребления большей части населения России существенно сократился.

Поэтому одним из важнейших направлений современной социальной политики в России, как на федеральном, так и на региональном уровнях, является решение проблемы бедности.

В общественной жизни бедность и ее крайняя форма — нищета - оцениваются как социальное зло. Именно поэтому бедность связывают с регрессом в общественном развитии, чем обусловливается необходимость рассмотрения бедности как острой социальной проблемы.

Исследование психологии бедности как социальной проблемы крайне важно для практики, поскольку здесь заключены большие резервы повышения эффективности принимаемых на государственном уровне решений.

В своем исследовании мы предположили, что одним из факторов устойчивости бедности как явления в современной России является широкое распространение субкультуры бедности и недооценка психологического аспекта этого явления в представлениях россиян.

В теоретической части работы раскрыты социологические подходы к изучению бедности, даны определения понятия “бедность”, критерии ее измерения и причины воспроизводства бедности.

Итак, бедность – это состояние нужды, нехватки жизненных средств, не позволяющее удовлетворить насущные потребности индивида или семьи.

Далее в работе освещается понятие социальной стратификации – как некой структуры общества и отдельных слоев населения или страт.

Далее в работе рассматриваются вопросы теории и практики сокращения бедности, а так же психология бедности.

Печально констатировать тот факт, что существующие стратегии борьбы с бедностью не рассматривают бедность как культурный феномен и поэтому они малоэффективны. В работе сделан акцент на анализе субкультуры бедности.

Под субкультурой бедности мы понимаем своеобразный сгусток сознания в виде определенной картины мира и вытекающих из нее специфических норм, ценностей, символов, стереотипов, языка (диалекта, сленга) этикета, восприятия.

Субкультура бедности имеет свои характерные черты:
– экономическая и социальная зависимость;

– отсутствие четких моделей ролевого поведения;

– девиантное поведение: наркомания, алкоголизм, проституция;

– отчуждение и политическая пассивность;

– отсутствие жизненных планов и уверенности в себе;

– повышенная конфликтность внутрисемейных отношений (грубость, ссоры родителей и детей, частые разводы);

– доминирующее положение женщины в семье;

– ранний секс;

Для подтверждения гипотезы нами было проведено эмпирическое исследование. Оно проводилось в 3 этапа.

Первым этапом нашего исследования стала вторичная обработка данных исследования «Бедные в современной России», проведенного кафедрой политической психологии Санкт-Петербургского университета под руководством д.п.н., профессора Дейнека.

Было выявлено, что реальная картина отражения богатства и бедности в современном российском самосознании находится где-то посередине между двумя крайностями, понимая их временность и относительность в условиях России, где «от тюрьмы и от сумы не зарекайся».

Достаточно посмотреть на отношение россиян к пословицам и поговоркам о бедности и богатстве, в которых аккумулирована народная мудрость, чтобы убедиться: что к бедности отношения и богатых и бедных приблизительно одинаково, например “Бедность не порок, а несчастье ” с этой пословицей согласились 73,6% богатых и 80,5 % бедных.

А вот отношение к щедрости и труду у этих слоев разное :

Чем беднее, тем щедрее, чем богаче, тем скупее” - с этим согласны только 30% богатых и 83,6% бедного населения.

Как известно, любое явление познается в сравнении.

Поэтому мы провели сравнение между восприятием бедности в России и в западноевропейских странах.

Среди причин бедности в восприятии европейцев и россиян наиболее показательной оказалась лень и неприспособленность к жизни: в Европе этот показатель 9,7% от опрошенных, а в России 22,6% от количества опрошенных.

Для выявления факторов бедности в современной России нами был проведен следующий этап исследования. В опросе принимало участие 93 респондента.

Анализ результатов социологического опроса граждан, направленного на выявление наличия предрасположенности к субкультуре бедности, показал следующее:

57% опрошенных не считают себя экономически независимыми людьми,

64,5% не всегда уверены в своих силах,

у 37,6 респондентов главой в семье является женщина и, наконец,

71% респондентов для полного счастья не хватает денег.

Поэтому наша гипотеза, с одной стороны не нашла своего полного подтверждения. А с другой, латентно проявили себя некоторые признаки субкультуры бедности, такие как:

  • Экономическая зависимость,

  • Отсутствие уверенности в себе,

  • Доминирующее положение женщины в семье.

Естественным встал вопрос о том, в какой степени субкультура бедности проявляется в бедных слоях населения.

На третьем этапе нашего исследования мы провели повторный анализ анкет, разделив респондентов на условно ”богатых” и ”бедных”.

Были выявлены те же признаки субкультуры бедности, но в большем процентном отношении, за исключением компонента, которого не достает, чтобы чувствовать себя счастливым. В первом случае - это деньги, во - втором, это любовь.

Результат повторного анализа анкет также частично подтверждает нашу гипотезу о том, что один из факторов устойчивости бедности, такой как субкультура бедности (с явными или латентными ее признаками) присутствует в сознании россиян.

Но в то же время субкультура бедности (как специфическое явление, которое имеет характерные только для него черты) присуща не только низшему классу.

Мы полагаем, что если не начать принимать меры по искоренению субкультуры бедности, то она может перерасти в явление массового характера. Для этого необходимо сделать переоценку жизненных ценностей и исчислять богатство не материальными благами, а культурными.

Пока в сознании россиян этого не случится, мы будем далеки от развитых стран и никогда не выйдем на новый виток развития.


Штанько Александр,

студент 4 курса факультета ГМУ

Н.рук. Андреева О.И., к.п.н.


ПРОБЛЕМА КОРРУПЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ


Проблема коррупции в последнее время приобрела огромную и вполне обоснованную актуальность. По уровню коррупции Россия относится к неблагополучным странам. Это свидетельствует о необходимости реализации государственной антикоррупционной политики.

Сегодня, по оценкам экспертов, суммарный объем взяток в нашей стране практически сравнялся с ее валовым внутренним продуктом, удвоение которого поставлено Президентом России В.В. Путиным в качестве стратегической общенациональной задачи. Взятки приводят к росту цен. В результате и граждане, и предприниматели выплачивают коррупционерам около 40% своих доходов в качестве своеобразного дополнительного "налога".

При самой оптимистичной оценке у нас регистрируется не более 1% реального взяточничества.

По рейтингу коррумпированности на первом месте – политические партии, на втором – служба безопасности дорожного движения, на третьем – Государственная Дума, на четвертом – правоохранительные органы.

Руководители государства, политики, общественные и религиозные лидеры регулярно заявляют о необходимости борьбы с этим злом, время от времени отдельные проворовавшиеся чиновники отдаются под суд и отправляются в тюрьму, но, несмотря на это, коррупция продолжает расти и распространяться.

С сожалением, приходится признать, что на протяжении последнего десятилетия наша страна не могла сделать сколько-нибудь существенных шагов на пути сокращение или хотя бы нейтрализации коррупции. Напротив, коррупционные проявления усиливаются и становятся более опасными на фоне роста организованной экономической преступности и теневой экономики. Теперь уже ни у кого не вызывает сомнения тезис о невозможности искоренения коррупции. Меры, принимаемые государством, недостаточны для активного воздействия на это социальное явление именно потому, что они не подкреплены ни действенными социальными программами, ни материальной поддержкой государственных служащих, ни воспитательным воздействием на молодежь и гражданское общество. До настоящего времени отсутствует и законодательная база для привлечения к ответственности коррупционеров.

В целом исследователи отмечают две противоположные тенденции в поведении чиновников и населения. Каста чиновников наращивает коррупционное давление на граждан и наглеет. А граждане активнее сопротивляются. Если бы не коррумпированность правоохранительных органов и судов, не «круговая порука» в органах исполнительной власти, то перевес в этой битве мог бы быть на стороне граждан.

Почти 60% россиян не верят в то, что в России можно вести рентабельный и при этом честный бизнес, свидетельствуют данные опроса исследовательского холдинга ROMIR Monitoring. Во всероссийском опросе приняли участие 1600 респондентов в возрасте от 18 лет и старше, в более чем 100 городах и населенных пунктах страны, во всех федеральных округах. При этом среди жителей крупных городов с населением от 500 тысяч до миллиона человек число тех, кто относится скептически к словосочетанию "прозрачный и прибыльный бизнес", превышает среднероссийский показатель и составляет 64%.

Отвечая на вопрос, почему в России нельзя вести рентабельный и при этом честный бизнес, почти половина респондентов (45%) заявили, что эти понятия в нашей стране, по крайней мере, на данный момент, просто несовместимы.

Чуть меньшее число респондентов (42%) уверено в том, что развитию бизнеса мешает коррупция контрольно - лицензионных государственных учреждений, следовательно, встав на путь предпринимательства, придётся давать взятки.

Если за 2005 год в целом по стране выявлено более 9 тысяч фактов получения и дачи взяток, то уже за последние 9 месяцев 2006 года таких преступлений зарегистрировано более 9,5 тысячи. Кроме того, выявлено 1300 должностных лиц, совершивших злоупотребления полномочиями, 1846 - допустивших превышение полномочий, а всего по стране пресечена незаконная деятельность 12,5 тыс. коррупционеров. За 6 месяцев 2006 года за дачу/получение взятки осуждено 200 лиц.

По мере «развития капитализма в России» меняется и стратегия взяточников. У российского бизнеса появились серьезные деньги. Растет слой молодых предпринимателей. А в государственном «раздаточном цехе» «тарелками» по–прежнему ведают жуликоватые чиновники. Сегодня основной удар коррупционеры перенесли с бытовой коррупции в сферу бизнеса.

Характерная особенность последнего пятилетия: при некотором сокращении числа деловых взяток резко - более чем в 10 раз – возросли размеры: с 10 тыс. долларов в 2002 году до 135 тыс. в 2006 году. «Четыре года назад за одну среднюю взятку можно было купить скромную – 30 метровую квартиру, а сегодня такая взятка дает чиновнику возможность переселиться в апартаменты площадью 200 – 300 квадратных метров» - говорит один из социологов.1

Еще одна особенность, проявляющаяся в возрастных категориях коррупционеров: в последнее время кроме устоявшейся группы людей предпенсионного возраста, малозаметных, не засвеченных в прессе, в процессе приема-передачи предмета взятки все больше попадаются молодые, начинающие и амбициозные люди, чей возраст не превышает 30-35 лет. Если первые берут деньги уже не для себя, а для своих детей и внуков, то вторые привыкающие к современной беззаботной жизни, «просаживают» дополнительный заработок в элитных ресторанах. Они уверены, что работа в госаппарате – только лишь первая ступенька в карьере и жить надо уверенней.

В последнее время молодые предприниматели и чиновники средней руки находят общий язык, роль которого все больше принимают тесные, финансовые отношения, не прописанные, естественно, ни в одном правовом документе.

В связи с этим особую актуальность приобретают разработанные правительством и администрацией Президента методы борьбы с коррупцией, в число которых входят:

1. Комплекс семинаров, круглых столов и тренингов по повышению квалификации (экономические, юридические, бухгалтерские и др. аспекты деятельности) молодых специалистов.

2. Социально-психологические тренинги для молодежи, малого бизнеса по созданию нужного климата в коллективе.

3. Коллективные организации предпринимателей должны предоставлять информационные и консультативные услуги бизнесу в большем объеме.

4. Поддержка ассоциациями бизнеса, фондами и отдельными предпринимателями деятельности негосударственных некоммерческих организаций, занятых правозащитной деятельностью, в частности, помощью молодым специалистам и бизнесу в отстаивании прав собственности.


Факторы отказа от коррупционных практик:

  • формирование правосознания среди молодых предпринимателей;

  • наличие некоррупционных путей решения проблем (это подталкивает к идее демонополизации государственных функций);

  • непротиворечивое и выполнимое законодательство;

  • изменение стиля работы контролирующих органов: помогать предпринимателям, а не изыскивать слабые стороны;

  • уверенность молодых специалистов, что их налоги идут на защиту их прав;

  • ликвидация собственной юридической безграмотности, грамотное и постоянное использование услуг юристов;

Факторы, способствующие коррупции:

  • бесконтрольность;

  • безнаказанность;

  • особенности менталитета;

  • затруднение выхода на рынок новых фирм, экономической адаптации молодых специалистов, что приводит к снижению конкуренции;

  • негодные законы и иные нормативные акты;

  • круговая порука чиновников разных ведомств (покрывают и поддерживают друг друга);

  • отсутствие парламентского контроля над использованием бюджетных средств на уровне региона.

Способы ограничения коррупции:

  • любые вопросы о пожертвованиях благотворительного толка должны решаться властями через ассоциации бизнеса и только через них;

  • стабильность правил игры;

  • наличие полной информации о решениях власти и ее собственности (площадях);

  • упрощение административных процедур;

  • воспитывать нормальное правосознание, начиная со школьного возраста, развивая его в Вузах.

  • введение в программу проф.подготовки студентов учебной дисциплины «Антикоррупционное управление».



Штанько Александр,

студент 4 курса факультета ГМУ

Н. рук. Андреева О.И., к.п н.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Федеральное агенство по образованию российский государственный социальный университет iconФедеральное агентство по образованию российский государственный торгово-экономический университет
Егоров Владимир Георгиевич, д и н., профессор, заведующий кафедрой теории и практики кооперации
Федеральное агенство по образованию российский государственный социальный университет iconМинистерство образования и науки РФ федеральное агенство по образованию

Федеральное агенство по образованию российский государственный социальный университет iconМинистерство образования и науки РФ федеральное агенство по образованию

Федеральное агенство по образованию российский государственный социальный университет iconФедеральное агенство по образованию
Расчеты показателей, применяемых при планировании бюджета коммерческой организации
Федеральное агенство по образованию российский государственный социальный университет iconФедеральное агенство по образованию
Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников
Федеральное агенство по образованию российский государственный социальный университет iconКоммуникация в изменяющемся мире
Российский государственный социальный университет, доктор филологических наук, профессор
Федеральное агенство по образованию российский государственный социальный университет iconИнформация для журналистов об рггу российский государственный гуманитарный университет
Российский государственный гуманитарный университет высшее учебное заведение с богатыми традициями, многолетним опытом учебной и...
Федеральное агенство по образованию российский государственный социальный университет iconМинистерство образования и науки РФ российский государственный социальный университет филиал в г. Наро-фоминске
Методические и педагогические аспекты разработки веб-сайта спортивного комплекса. 8
Федеральное агенство по образованию российский государственный социальный университет iconРоссийский государственный торгово-экономический университет (ргтэу)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агенство по образованию российский государственный социальный университет iconРоссийский государственный торгово-экономический университет краснодарский филиал
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница