О. Н. Бархатова символизм как явление в западноевропейской художественной культурe последней трети XIX начало XX вв




Скачать 21,67 Kb.
НазваниеО. Н. Бархатова символизм как явление в западноевропейской художественной культурe последней трети XIX начало XX вв
страница1/17
Дата04.02.2016
Размер21,67 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
ЕВГЕНИЙ ПЕТРОВИЧ СЫЧЕВСКИЙ

(2.02.1929 – 7.02.1999)




О.Н. Бархатова


СИМВОЛИЗМ КАК ЯВЛЕНИЕ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРE ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX - НАЧАЛО XX вв.


Принято считать, что с эпохи Возрождения в европейской культуре стали прослеживаться две тенденции. Одна из них – нормативно-рационалистическая или рациоцентрическая, восходит к идеализированной античности. В художественном творчестве она проявляется в искусстве Ренессанса и Просвещения, в таких стилевых направлениях, как классицизм, академизм, реализм, техноцентризм. В творениях мастеров этих школ видимая действительность, физическая среда представляются или в идеализированных формах, или отражают реальное состояние материального мира. Вторая тенденция, иррационально-духовная, тяготеет к идеализированному средневековью, к её имплицитной эстетике. Мастера барокко, романтизма, символизма воспринимали видимую реальность как символ и путь к духовному космосу или Абсолюту.

Символизм (греч. symbolon – знак, символ) – мировоззренческое и литературно-художественное направление в культуре последней трети XIX – начала XX вв. Возник первоначально в литературе, затем в других видах искусства – изобразительных, музыкальном и театральном. Включив в себя религию, философию, мифологию, конкретные научные знания, символизм стал претендовать на универсальность. Был неоднородным (представлен многообразием течений и многочисленностью творческих групп, зачастую быстро распадающихся) и противоречивым явлением европейской культуры. Поскольку символизм не обладал ярко выраженной стилистикой, то его нередко характеризуют как идейное движение, к которому примыкали самые разные по творческой манере и национальности мастера.

Символизм относят к одному из наиболее устойчивых и влиятельных проявлений декаданса, для которого характерны такие черты, как иррационализм, крайний индивидуализм, самодовлеющий эстетизм, пессимизм, субъективизм, фатализм. Он продолжил линию романтизма (неоромантизм) и «искусства для искусства» с их чувством разочарования в окружающем мире и поисками «чистой красоты».

Cимволизм возник как реакция на господство в гуманитарной сфере норм доктрины «здравого смысла», в философии – позитивизма, в искусстве – натурализма и реализма. Как социально-психологическое явление он отразил неприятие буржуазности и желание уйти от повседневности.

Эстетические принципы символизма восходят к некоторым положениям идеалистической философии Ф. Шеллинга, Ф. Шлегеля, А. Шопенгауэра, мистике Я. Бёме, Э. Сведенборга, отчасти к Ф. Ницше, особо к идеям романтизма, а так же к манере мастеров позднеромантического движения прерафаэлитов в Великобритании и неоидеализма1 в Германии, обращавшимся к «вечным» идеалам красоты. Определённое влияние на него оказали теоретизирование и музыкальное творчество композитора Р. Вагнера (им была реализована идея «музыкальной драмы», в которой при гегемонии музыки сливались поэзия и танец). Важными источниками творчества символистов стала религия, в первую очередь христианство, а также мифология, фольклор, теософия и антропософия, из форм восточной духовной культуры – буддизм.

Символизму свойственна обострённо-духовная и религиозно-мистическая направленность2. Как и романтизм, он противопоставил живой реальности мир грёз и видений. Им была воспринята и идея романтизма о том, что символ в искусстве способствует познанию тайны бытия и сознания. Поэтому символисты призывали обращаться к таинственным глубинам мысли, к поэзии «первозданности», к поискам идеальной сущности мира и его «нетелесной», трансцендентной красоты. В символизме, как и в романтизме, выразилось стремление к духовной свободе и отразилось предчувствие мировых социальных и политических потрясений.

Символизм XIX-нач.XX вв., положив конец господству реализма XIX в., возродил в новых исторических условиях духовные искания предшествующих культурных эпох. Он сознательно и демонстративно отказался от принципа историзма, апеллируя к вечности, вневременным критериям художественного творчества, и это вполне естественно, поскольку символическое мышление – одно из древнейших свойств человеческой культуры. Поэтому черты символизма в искусстве всех эпох сходны: обобщённость и абстрактность образов, их расплывчатость и многозначность, философичность и эстетизм, склонность к мистицизму, отрицание повседневности и т. п.

Символизм проявился в 60-70-е гг. XIX в. сначала в литературе Франции, где он приобрёл наиболее совершенную форму. В 80-90-е гг. распространился в других странах: Бельгии, Великобритании, Австрии, Норвегии, Германии, Швейцарии, России3. Эстетические принципы символизма реализовывались и в таких видах искусства, как театр, музыка и живопись.

Предшественниками и ранними представителями французского символизма были поэты Шарль Бодлер (1821-1867), сформулировавший его основные принципы4, Поль Верлен (1844-1896), написавший эстетический манифест символизма «Искусство поэзии», Артюр Рембо (1854-1891). Основателем школы символизма и её теоретиком стал Стефан Малларме (1842-1898). Литературный салон Малларме в Париже был неформальным центром этого направления. «Вторники Малларме», проводимые с 1880 г., посещали французские поэты, композиторы и художники (Ж. Ж. Гюисманс, К. Дебюсси, Э. Мане), бельгийские поэты и драматурги (Э. Верхарн, М. Метерлинк), английский писатель О. Уайльд, американский художник Д. Уистлер. Немецкий символист Стефан Георге (1862-1933) общался с Малларме, переводил его и Верлена на немецкий язык. Ученик Малларме Поль Фор (1872-1960) следовал символизму в руководимом им Художественном театре. В репертуар театра включались произведения символистов, в том числе и бельгийского поэта и драматурга, писавшего на французском языке, Мориса Метерлинка (1862-1949).

Публично символизм заявил о себе в 1886 г. публикациями поэтических сборников и манифестов (Р. Гиль «Трактат о слове»; Ж. Мореас «Литературный манифест. Символизм»; Т. де Визев «Вагнеровское искусство»). Ж. Мореас в своём манифесте для характеристики творческого духа «современного искусства» использовал термин «символизм» и тем самым дал название новому направлению.

В символизме выделяют две тенденции: 1) неоплатонико-христианскую (объективный символизм), представленную Ж. Мореасом, Э. Рейно, Ш. Морисом, Ж. Ванором, и 2) солипсистскую (субъективный символизм), последователями которой были А. Жид, Реми де Гурмон, Г. Кан. Рассуждения теоретиков обеих тенденций философски сложны, но, по сути, посвящены таким категориям, как мироздание, символ и предназначение творчества поэта (мастера).

Эстетика объективного символизма следует платоновско-неоплатонической картине мира и концепции искусства. Для неё наиболее актуальны были следующие идеи неоплатонизма:

1. Трансцендентность и имманентность Бога как высшего существа по отношению к миру, что предполагает восприятие Его бытия в рамках апофатического (негативного), а Его свойств - катафатического (позитивного) богословия.

2. Учение об эманации «Единого» как перехода от высшей и совершенной ступени онтологического универсума к низшим менее совершенным ступеням.

3.Учение о Красоте и Гармонии мира как выражении Божественного происхождения.

4. Отождествление познания Бога (духовного Абсолюта) с самопознанием, высокая оценка человеческой индивидуальности, одухотворённость всего психического.

Сторонники этого направления считали, что символистское искусство (своего рода новая религия) должно синтезировать главные искусства - поэзию, музыку и живопись, и идти дальше в постижении духовного Абсолюта. Вселенско-эстетический синтез - сущность символистского искусства, открывающая Вечность. Цель синтеза - осязаемо отражать божественные первоидеи в символах. Задача художника – «душою услышать голос Господа» и «ощутить трепет Вечности» (Ш. Морис «Литература нынешнего дня»). В этой религиозной системе, созданной символистами, храм божественного Абсолюта – Гармония и Красота, а его священник – поэт. Ж. Ванор в работе «Символистское искусство» утверждал, что все явления и проявления мира природы и человека пронизаны религиозным символизмом. По его мнению, тварный (сотворённый Богом) мир есть книга Господа, в которой обычный человек ничего не может понять и только поэты (таково их предназначение), одарённые знанием божественного языка, могут её истолковать и открыть людям и слово Божие и тайну жизни. О потаённом сакральном значении любой вещи в мире писал С. Малларме, считавший, что именно поэзия может познать или распознать тайну «разноликого бытия». Эту функцию в поэзии выполняет художественный символ, который не называет предмет выражения, но только указывает, активно воздействует на воображение, подсознание, эмоции человека. Читателю же или зрителю самому предстоит угадать скрытый в символе смысл. Суггестия (от лат. suggesto – намёк, внушение) – невыразимая, постоянно меняющаяся сущность вещей, приоритетный принцип эстетики объективного символизма.

Субъективный символизм, солипсизм5, также исходит из невозможности познания сущности объективного мира (который может не существовать вообще). Человек через свои ощущения, представления, идеи может рассуждать только о видимостях, истина же ему недоступна. Поэтому «сколько мыслящих людей, столько и миров» (Реми де Гурмон). Согласно этому направлению, символ является художественной формой, которая фиксирует субъективные переживания и представления поэта. Выразительность – наиболее важный принцип субъективного символизма.

Символистами была разработана теория символа в культуре6. Мастера искусства не создают символы. Символ есть некий мистический носитель сокровенной энергии вещей, источник, голос, послание, знак мироздания. Художники или поэты (в этом их предназначение) посредством символа бессознательно, помимо своей воли интуитивно выражают постигаемые сущности и идеи в форме переживаемых ими чувств и видений, часто смутных и потому отличающихся многозначностью своего содержания.

Основные положения концепции символизма:

1) природа и искусство, особенно поэзия, символичны («Вселенная – лишь галерея символов»; «поэзия есть не что иное, как череда символов, предстающих уму, чтобы он смог постичь незримое»);

2) предметом творчества может быть только то, что недоступно и неподвластно разуму;

3) творец (поэт или художник) – посредник между реальным и сверхчувственным миром, находящий его знаки и истолковывающий (угадывающий) их смысл.

Основные установки символизма:

  • символизму, как и романтизму, присущи субъективизм, условность и отход от реалий действительности;

  • символисты объявили себя певцами декаданса, заката и гибели буржуазного мира; они противопоставили себя науке и позитивистской философии, считая, что рассудок и рациональная логика не могут проникнуть в мир «идеальных сущностей», «вечной красоты» и «скрытых реальностей»;

  • на это способны только творцы искусства, благодаря своей поэтической интуиции, творческому воображению и мистическому прозрению;

  • в символизме ставка делается не на сюжетную конкретизацию и не на раскрытие сущности и смысла события или явления; его предметом являлось то, что неопознано в мире и в душе человека;

  • символизм отдаёт преимущество выражению посредством метафоры, гиперболы, поэтического сравнения интуитивно постигаемых сущностей и идей, а также смутных чувств и видений;

  • цель творческого процесса - сквозь видимую реальность проникнуть в тайны бытия, понять сверхвременную, идеальную сущность мира, его «нетленную», трансцендентную Красоту;

  • происходит это посредством интуитивного постижения идей, путём прозрения, подсознательных ощущений, чувств, видений, переживаний и предстаёт в символах;

  • символ - источник и инструмент познания, выражение определённого образа, в котором открывается скрытый от обыденного сознания смысл явлений прошлого и будущего.

В литературе символизма преобладает убеждённость в магической силе поэтической речи: она музыкальна, наполнена изысканной туманностью, игрой слов и звуков, передающих и поэтизирующих мироощущение самого поэта. В изобразительном искусстве символизм возник одновременно с пуантилизмом. Как и в литературе, в его основу был положен образ-символ, в аллегорической форме выражающий скрытый смысл художественного произведения. Основными мотивами, определявшими идейное содержание произведений мастеров живописи, были «вечные» понятия: любовь, одиночество, страдания, тревога, угасание, смерть и т. п. Воплощались эти сюжеты средствами практически всех направлений живописи XIX в. - неоклассицизма, неоромантизма, натурализма, реализма, импрессионизма, в смешении их приёмов, в парадоксальных сочетаниях, с изощрённой фантазией.

Особенности новой манеры проявились в творчестве французских художников Пьера Пюви де Шевани (1824-1898) и Гюстава Моро (1826-1898). Пюви был мастером композиций монументального типа, картин-аллегорий («Труд», «Отдых», «Воздушный шар», «Почтовый голубь»). Разрабатывал он и античные сюжеты (декоративный цикл для парадной лестницы Дворца искусств в Лионе – «Священная роща», «Видение античности»). Образы картин Гюстава Моро манерно-утончённые, болезненно-хрупкие («Эдип и Сфинкс», «Юноша и смерть», «Саломея, танцующая перед Иродом»).

Интригующе неопределённы и алогичны произведения друга Малларме Одилона Редона (1840-1916), работавшего в графике (углём), чёрно-белой литографии, живописи. Типичные для Редона символы – растения, глаз, человеческая голова. В понимании художника, линия и светотень способны передать душевное состояние человека, чёрный цвет – жизненную силу, свет – духовность. В 70-80-е гг. он выпустил литографические серии «Памяти Гойи», «Гюставу Флоберу», «Цветы зла». Мистически недосказаны его «Апокалипсис св. Иоанна» и «В мире грёз». Сильное впечатление оказывают его литография «Улыбающийся паук (1887) и рисунок углём «Глаз как шар» (1890). В 90-е гг. Редон обратился к живописи, в основном в технике пастели и масла. Тема его работ этого периода – молчание («Закрытые глаза», «Размышление»). С начала XX в. особенностью манеры художника становится сопоставление профиля человеческого лица и распускающихся цветов.

Талантливые поэты и драматурги, приверженцы символизма, искали утончённые словесные средства передачи того или иного состояния души. Художники-символисты стремились воплотить искомые символы в характере пластических форм, экспериментируя цветом, светом, тоном. Они не порывали с действительностью, но, используя цветовые символы, иногда не поддающиеся однозначной расшифровке, передавали свои сложные чувства и переживания (Винсент Ван Гог). Поиски обобщающих образов, таинственного смысла явлений сблизили с символизмом в 80-е гг. Поля Гогена (1848-1903)7и группу художников, с которой он работал в Понт-Авене в Бретани (так называемая понт-авенская школа: Э. Бернар, Л. Анкетен и др.). Ими была создана своеобразная живописная система, получившая название синтетизм, которую Гоген впоследствии развил в произведениях, написанных на о. Гаити8.

Принципы синтетизма:

  • искусство – это абстракция, извлекать которую нужно из природы;

  • создавать новое, синтезируя свои впечатления;

  • для большей выразительности и раскрытия «внутреннего смысла» возможно отбрасывать лишние детали и упрощать конкретную модель (искусство без преувеличений не существует) [цит по: 4, С.179].

Особенности изобразительной манеры синтетизма:

  • плоскостное построение картин;

  • чёткость контурной линии;

  • ритмическое расположение крупных цветовых плоскостей;

  • обобщённость стилизованного рисунка;

  • декоративность цвета.

Это система несла в себе черты складывающегося стиля «модерн», она оказала влияние на творческие поиски группы «Наби» (Морис Дени, Пьер Боннар, Поль Серюзье и др.). Объединение молодых художников, увлекавшихся философией, учениями древнего Востока, музыкой, театром, называвших себя «Наби» (древнееврейское – пророки), возникло в 1889 г. Сфера их деятельности – символистский театр (изготавливали афиши и декорации) и различные виды декоративно-прикладного искусства. В своём творчестве они стремились обобщить опыт символического по своей сути сакрального искусства, с одной стороны, с другой – они тяготели к поэтической идеализации повседневной жизни. Их работы отличаются обобщённостью форм, широким контуром и плоскостным изображением.

Наполнены откровенной эротикой, сочетающейся с реализмом, композиции бельгийского графика и живописца Фелисьена Ропса (1833-1898). Таинственны и символичны, но осязаемы и достоверны картины швейцарского художника Арнольда Бёклина (1827-1901), оказавшего влияние на формирование немецкого символизма и в частности на творчество Ханса Тома (1839-1924). Тяготел к символизму и швейцарский художник Фердинанд Ходлер (1853-1918) – один из крупнейших представителей стиля «модерн», стремящийся максимально выразить фольклорное, монументально-героическое звучание символа. Особое место в живописи символизма занимает творчество литовского живописца и композитора Микалоюса Константиноса Чюрлёниса (1875-1911). Живопись Чюрлёниса, символически обобщённая, мистическая, фольклорно-сказочная, своеобразная по тонкой серебристой колористической гамме, основана на прямых аналогиях с его музыкальным творчеством (к примеру, «Соната солнца», «Соната весны», «Соната звёзд»).

На мировоззрение норвежского живописца и графика9 Эдварда Мунка (1863-1944) помимо постимпрессионистов большое влияние оказали писатели-символисты, особенно Х.Х. Йегер и Ю. А. Стринберг, что и предопределило его обращение к характерным темам символизма. С 90-х гг. творчество Мунка стало развиваться в русле складывающегося стиля «модерн», а его знаменитая картина «Крик» (1883) предвосхищает возникновение экспрессионизма (вихреобразный контурный рисунок, динамика композиции, трагическое звучание).

____________________

1Неоидеализм – направление в немецком искусстве 60-80-х гг. XIX в., представители которого, выступая против академизма, натурализма, в том числе и реализма, стремились возродить ясность классического искусства, преодолевающего «хаос» действительности (в этом они сближаются с неоклассицизмом).

2Символизм истолковывает религию как вид искусства.

3Следует обратить внимание на некоторые типологические различия символизма в отдельных культурных традициях. Так, во французском, скандинавском, австрийском символизме приоритет отдаётся личностному началу (культу Я), поэтизации внутреннего мира, а в немецком, бельгийском, особенно в русском – всеобщему (вселенскому) началу. Если австрийский и английский символизм декларируют отказ от обыденности, то русский и бельгийский и в повседневности усматривает возвышенное начало, тогда как французский, немецкий и скандинавский подчеркивает извечность противоречий между действительностью и высокими идеалами.

4Его теоретические сочинения: «Романтическое искусство», «Эстетические достопримечательности».

5Солипсизм (от лат. solus – единственный и ipse – сам) – крайняя форма субъективного идеализма, согласно которому несомненной реальностью считается только сознающий субъект, всё же остальное признаётся существующим в его сознании.

6В отличие от аллегории смысл символа в искусстве а) неотделим от его образной структуры и б) отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания.

7Его называли «вождём символистской живописи».

8Он уезжал на о. Таити (Французская Полинезия) в 1891 г., в 1893-95 гг. возвращался во Францию, затем покинул родину навсегда (1895-1901гг. жил на Таити, в 1901-1903 гг. на о. Доминик). На Гогена большое впечатление оказала простота и выразительность манеры художников Океании. Как считают историки искусства, «побег» Гогена в Океанию не только протест против европейской цивилизации и не только желание найти здесь чистоту человеческих отношений и вдохновение для творчества. В его картинах этого периода присутствует некая душа и тайна Востока, которая уводила художника от реальной действительности [4, С.179-180].

9Он также жил во Франции, Германии, Италии. Писал пейзажи, портреты, обращался к монументально-декоративной живописи, работал в области ксилографии, офорта и литографии.

Список литературы

1. Гиленсон, Б. А. История зарубежной литературы конца XIX-начала XX века [Текст]: учебное пособие /Б. А. Гиленсон – М.: Академия,2008.

2. Зарубежная литература конца XIX-начала XX века: учебное пособие: в 2-х т. /ред. В. М. Толмачёв. – М.: Академия, 2007.

3. История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала XX в.: в 3 кн. Кн.1-2 /отв. ред. Е. И. Ротенберг. - СПб.: Дмитрий Буланин,2004.

4. Кертман, Л. Е. История культуры стран Европы и Америки (1870-1917): учеб. пособие /Л. Е. Кертман. – М.: Высшая школа,1987.

5. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века /под ред. В. В. Бычкова. – М.: РОСПЭН,2003.

6. Энциклопедия символизма. Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка[Текст]: пер. с фр. /Ж. Кассу, П. Брюнель, Ф. Клодон; науч. ред., авт. послесл. В. М. Толмачёва. – М.: Республика,1999.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

О. Н. Бархатова символизм как явление в западноевропейской художественной культурe последней трети XIX начало XX вв iconИ. М. Савельева, А. В. Полетаев становление исторического метода: Ранке, Маркс, Дройзен*
В последней трети XIX в история в качестве отдельной области научного знания становится знанием о прошлой социальной реальности,...
О. Н. Бархатова символизм как явление в западноевропейской художественной культурe последней трети XIX начало XX вв iconКонфликт поколений в романах Максин Хонг Кингстон и Эми Тэн (к проблеме поиска идентичности в азиато-американской литературе США последней трети XX века)
Эми Тэн (к проблеме поиска идентичности в азиато-американской литературе США последней трети XX века)
О. Н. Бархатова символизм как явление в западноевропейской художественной культурe последней трети XIX начало XX вв iconI. немецкая баллада в контексте европейской литературы первой половины XIX века
Романтизм как явление в немецкой литературе конца XVIII первой половины XIX века
О. Н. Бархатова символизм как явление в западноевропейской художественной культурe последней трети XIX начало XX вв iconЮлия Сафаралеева духовные всходы
Развитие просвещения и культуры татар Прииртышья второй половины XIX – первой трети XX вв
О. Н. Бархатова символизм как явление в западноевропейской художественной культурe последней трети XIX начало XX вв iconПоложение о конкурсе
В условиях «общества, находящегося в состоянии кризиса» предлагается осмыслить кризис не как негативное явление, а как явление продуктивное,...
О. Н. Бархатова символизм как явление в западноевропейской художественной культурe последней трети XIX начало XX вв iconКурс Специальность “История. Английский язык”. Тема индия в период британского завоевания XVIII сер. XIX вв
Зарождение идеологии национально-освободительного движения XIX – начало ХХ в.: Очерки по истории общественной мысли народов Востока....
О. Н. Бархатова символизм как явление в западноевропейской художественной культурe последней трети XIX начало XX вв iconВладимир Предприниматели Владимирской губернии и здравоохранение (2-я половина xix-начало XX вв.)
К концу XIX в он составлял в среднем – 28 лет, что значительно ниже развитых европейских стран. Так, во Франции средняя продолжительность...
О. Н. Бархатова символизм как явление в западноевропейской художественной культурe последней трети XIX начало XX вв iconПлан Развитие классической политэкономии в начале XIX в. Завершение классической политической экономии в трудах Дж. С. Милля
Начало XIX в. – это период промышленного переворота и утверждения капиталистических форм хозяйствования, который привел к углублению...
О. Н. Бархатова символизм как явление в западноевропейской художественной культурe последней трети XIX начало XX вв iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21»
Мо РФ и авторских программ Загладина Н. В. и Загладиной Х. Т. «Всеобщая история. Конец XIX – начало ХХI века» (2009 г.) и Козленко...
О. Н. Бархатова символизм как явление в западноевропейской художественной культурe последней трети XIX начало XX вв iconФранцузский язык в поэзии А. С. Пушкина
Пушкина важный этап в исследовании языка и стилей русской художественной литературы. Оно началось еще современниками поэта в 20-40-е...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница