Культурный ландшафт как фактор бытийности пространства культуры (на примере этнической картины мира эвенков Восточного Забайкалья)




Скачать 16,62 Kb.
НазваниеКультурный ландшафт как фактор бытийности пространства культуры (на примере этнической картины мира эвенков Восточного Забайкалья)
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер16,62 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3
На правах рукописи


Воробьева Елена Анатольевна


КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ

КАК ФАКТОР БЫТИЙНОСТИ

ПРОСТРАНСТВА КУЛЬТУРЫ

(на примере этнической картины мира

эвенков Восточного Забайкалья)


Специальность 09.00.13 – религиоведение,

философская антропология, философия культуры


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук


Чита 2007


Работа выполнена на кафедре социальной антропологии, религиоведения и философии Читинского государственного университета



Научный руководитель:

Фомина Марина Николаевна доктор философских наук, профессор


Официальные оппоненты


Кургузов Владимир Лукич доктор культурологии, профессор


Любимова Людмила Михайловна кандидат филол. наук, доцент


Ведущая организация


Забайкальский государственный

гуманитарно-педагогический

университет им. Н.Г.Чернышевского



Защита состоится 24 октября 2007 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета К.212.299.01 по присуждению учёной степени кандидата философских наук при Читинском государственном университете по адресу: 672039, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30, зал заседаний Ученого совета.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Читинского государ-ственного университета.


Автореферат разослан 24 сентября 2007 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор философских наук, доцент К.К. Васильева

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования. Глобализационные процессы, происходящие в XX-XXI вв., повлекли за собой не только экономические, социальные, политические трансформации, но и культурные изменения. Сегодня современный мир наиболее рельефно высвечивает многообразие и сложность происходящих этнических процессов, вызванных глобализирующимися культурными факторами. Если в ХХ в. речь шла о полиэтничности, где каждый этнос определялся через константы идентификации, то в настоящее время исследовательская парадигма изменилась – осмысливается динамика поликультурного многообразия. На смену теориям о локальной обособленности и относительной замкнутости этноса в современной науке идет становление концепций о механизмах интеграции и дифференциации этнических культур. Динамика данных процессов формирует условия для новых форм межкультурного взаимодействия, которое осуществляется в современном культурном пространстве.

Современная гуманитарная наука стоит перед поиском путей осмысления сосуществования глобализации и культуры. Первые попытки исследования данной проблемы начались с утверждения о том, что локальное растворяется в глобальном, следовательно, малочисленные этносы, малые культуры обречены на гибель. Поэтому неслучайно ЮНЕСКО объявило второе Международное десятилетие коренных народов мира1. В данном контексте дальнейшие научные изыскания современных ученых освещают содержание доминирующих концепций, в которых монокультуры сохраняют свою идентификацию, сосуществуя с проявлениями глобализации; на фоне глобализационных процессов происходит становление новых локальных культур; интеграция глобального и локального в культуре порождает новый тип индивида, который оценивается как «гражданин мира», маргинальная личность, человек перехода. Трансформации механизмов идентификации, вызванные нестабильностью социокультурной реальности, подтверждают необходимость более глубокого изучения проблемы самоопределения человека в культуре. Автор исходит из того, что бытие культуры обеспечивает ее идентичность; бытие человека в культуре – его самоидентификация. Самоидентификация оформляется в некоем определенном локусе, следовательно, выявление форм бытия локального через исследование пространственных характеристик культуры позволяет глубже понять процессы самоопределения человека в культуре. Актуальность заявленной темы раскрывается и в аспекте необходимости изучения региональной культуры, что обусловило обращение к осмыслению бытия современных эвенков, локализующегося в пространстве забайкальской культуры.

Степень научной разработанности проблемы. В исследованиях последних лет российские философы, антропологи, культурологи обращаются к пространственным характеристикам культуры.

Традиции исследования категории пространства прослеживаются в философии культуры при анализе его соотношения с культурой1. Предметом научного интереса пространство становится к концу ХIХ в. Пространственные категории и методология их исследования разрабатывались Ф. Броделем, П. Бурдье, М. Фуко, П. Флоренским2. Изучение проблематики бытия и времени в трудах М. Хайдеггера связано с осмыслением пространственных образов. Однако необходимо отметить, что пространственные характеристики культуры не были специальным предметом исследования в классической философии культуры. Некоторые аспекты данной проблемы, такие как соотношение времени и культуры, языка и культуры, пространства и религии, пространства и текста представлены в ряде работ3.

В современной философии культуры некоторые аспекты исследования культурного пространства становятся предметом изучения в работах А.В. Бабаевой, А.Н. Быстровой, В.Л. Кургузова, В.А. Тишкова, М.Н. Фоминой4.

Представляют интерес исследования, посвященные соотношению понятий «культурное пространство» и «пространство культур». Осмысление их природы и сущности в философско-культурологическом, философско-антрополо-гическом плане прослеживается в работах Ким Мин Су, А.Г. Букина1.

Как показывает анализ зарубежных и российских исследований, на данном этапе развития философской науки перспективно осмысление пространственного бытия культуры через ее границы2.

В последнее время географическое пространство становится предметом научного интереса специалистов-гуманитариев. Так, например, к исследованию образов географического пространства сегодня обращаются в филологических науках3. Н.А. Арутюнова, А. Вежбицкая и др. рассматривают их в лингвокультурологии4, в аспекте языкового выражения картины мира. В сфере гуманитарных наук образы географического пространства разрабатываются в культурологии, антропологии и этнологии. Моделированием географических образов в культуре сегодня занимается развивающаяся быстрыми темпами культурная география5. В рамках данной дисциплины переосмысливается пространственное поле географии; в терминологический аппарат вводятся такие категории, как культурный ландшафт, город, регион, страна, предусматривающие не столько пространственно-территориальный анализ, сколько пространственно-культурологический.

Обращение к работам, в которых исследуется культурный ландшафт, позволило рассмотреть его во взаимосвязи с пространством культуры. Стоит заметить, что культурный ландшафт сегодня исследуется не только в этнической экологии1, но и в культурной географии2, что говорит о тенденции «приобщения» естественнонаучных исследователей к проблемному полю культуры.

Понятие «картина мира» сегодня является базовым для антропологических наук3, активно исследуется региональная картина мира4. Выявить трансформации фрагментов картины мира эвенкийского этноса Восточного Забайкалья позволило обращение к работам исследователей, изучающих отдельные аспекты жизнедеятельности эвенков5.

Также необходимо отметить, что пространственно-временные отношения как особенности мировосприятия, отраженные в картинах мира (моделях мира, образах мира), достаточно часто анализируются этнографами и культурологами1.

Обращение к работам М.Н. Фоминой, посвященным диалогичности культуры2, способствовало тому, что диалог был рассмотрен как один из способов осмысления культуры через ее пространственные характеристики.

Анализ бытия этнических культур в современных условиях немыслим без обращения к работам, посвященным глобализационным процессам. Необходимо отметить, что в современной науке соотношение понятий глобализация – культура является достаточно продуктивным в исследованиях зарубежных ученых3. Это обусловлено тем, что, как отмечает С. Хантингтон, глобализация вслед за таким явлением как массовая культура, – порождение американской действительности4. Как в зарубежной, так и в отечественной науке проблемы глобализации рассматриваются достаточно неоднозначно. С одной стороны, выделяются тенденции унификации, с другой – подчеркивается возможность сосуществования многообразия культур5. В этом контексте учеными осознается необходимость осмысления проблем идентичности и самоидентификации6.

Представленный анализ научной литературы свидетельствует о том, что сегодня идет интеллектуальная работа по формированию обоснования пространственных категорий культуры, осмыслению глобализационного влияния на монокультуры. Не претендуя на завершенность исследования, диссертант обосновывает необходимость дальнейшего анализа категории «пространство культуры» в единстве с категорией «культурный ландшафт», что является сегодня, несомненно, новым полем философско-культурологического научного анализа.

Объектом исследования является пространство культуры.

Предметом исследования является культурный ландшафт, выступающий условием бытия пространства культуры.

Цель диссертационного исследования на основе анализа этнической картины мира эвенков Восточного Забайкалья показать, что в современных условиях культурный ландшафт является фактором бытийности пространства локальной культуры.

Поставленная цель детерминировала необходимость решения следующих задач:

– концептуализировать и выявить соотношение понятий, характеризующих пространственное бытие культуры;

– охарактеризовать взаимодействие пространств локальных культур в условиях культурного приграничья;

– определить, почему культурный ландшафт является показателем бытия пространства локальной культуры эвенков;

– на основе анализа этнической картины мира охарактеризовать механизмы идентификации эвенков Восточного Забайкалья в связи с глобализацией культурного пространства.

Теоретическую и методологическую базу исследования составляют идеи и выводы, изложенные в трудах классиков и современных авторов отечественной и зарубежной философии культуры: Н.Г. Багдасарян, В.С. Библера, В. Виндельбандта, Г. Гегеля, Б.С. Ерасова, Э.В. Ильенкова, М.С. Кагана, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, М.К. Мамардашвили, Р. Рорти, В.С. Степина, В.А. Тишкова, А. Швейцера, О. Шпенглера, К. Ясперса и др.

В качестве методологического основания исследования был избран комплексный методологический подход, сочетающий философско-культуро-логический и философско-антропологический подходы. Основными методами исследования явились: философско-логический, историко-логический, компаративистский. Обращение к существующей классификации методов и подходов позволило определить философско-культурологическую основу исследования пространственных категорий культуры. Использование методики кросс-культурного анализа позволило расширить доказательную базу теоретических результатов исследования.

Эмпирическую базу исследования составили результаты полевых этнографических исследований диссертанта со студентами специальностей «Культурология» и «Социальная антропология» в Каларском районе Читинской области (2003-2005 гг.).

Научная новизна исследования определяется осмыслением современных процессов, происходящих в пространстве локальных культур. В ходе исследования были получены следующие результаты:

– обосновано положение, что локальные культуры, существующие в пространстве культуры, характеризуют своим взаимодействием генезис культуры как системы;

– определены параметры существования пространств локальных культур в условиях культурного приграничья;

– через анализ понятий, содержащих пространственные характеристики культуры, выявлены уровни осмысления локальной культуры;

– доказано, что в условиях взаимодействия процессов глобализации и локализации культурный ландшафт как часть региональной культуры является показателем бытия пространства эвенкийской культуры;

– представлен анализ фрагментов этнической картины мира современных эвенков, посредством которого эксплицированы механизмы идентификации эвенков Восточного Забайкалья.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Анализируя содержание понятий «культурное пространство», «пространство культуры», «локальная культура», «региональная культура», «культурный ландшафт», выделяем три уровня осмысления локальной культуры. На уровне бытийности конкретных форм локальной культуры ее содержание эксплицировано в культурном ландшафте; уровень понятийности локальной культуры реализуется через конструирование пространства определенного типа культуры; на уровне рефлексивности локальная культура осмысливается в культурном пространстве.

2. Важнейшим принципом сосуществования пространств локальных культур в условиях культурного приграничья является диалог, детерминирующий взаимообусловленность интра- и экстраполярных уровней бытия культуры.

3. Культурный ландшафт, понимаемый как жизненное пространство группы людей, прагматически, семантически и символически освоенное, рассматривается в качестве основы «построения» пространств культур.

4. Механизмы идентификации эвенков Восточного Забайкалья в глобализирующемся культурном пространстве уточнены через понятие «культурная самоидентификация», которая рассматривается как процесс, способствующий сохранению элементов этнической принадлежности.

Научно-практическая значимость исследования. Представленный анализ соотношения пространственных категорий культуры и концептуализация понятий, характеризующих пространственное бытие локальных культур, позволяют осмыслить культурную самоидентификацию как явление глобализирующейся культуры, что может стать основанием дальнейших научных исследований в области философии культуры, философской антропологии. Представление о возрастающей роли культурной самоидентификации, что, по материалам исследования, свойственно этническому самосознанию эвенков, позволяет выйти на новый уровень осмысления параметров жизнеспособности локальных культур. Следовательно, материалы исследования могут стать одним из методологических оснований изучения региональной культуры. Материалы и выводы, сформулированные в диссертационном исследовании, могут быть использованы в учебных курсах по философии, философии культуры, культурологии, философской антропологии. Результаты исследования учитывались при формировании раздела «Сохранение и развитие историко-культурного наследия региона» Концепции национальной политики в Читинской области.

Апробация работы. Основные положения настоящего исследования изложены в научных публикациях, в виде докладов на международных, всероссийских, региональных конференциях: «Дифференциация и интеграция мировоззрений: динамика ценностных ориентаций в современной культуре» (Санкт-Петербург, 2003), «Коммуникативные аспекты языка и культуры» (Томск, 2004), «Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии» (Улан-Удэ, 2004), «Языки в современном мире» (Москва, 2004), «Студент и научно-технический прогресс» (Новосибирск, 2004), «Северная цивилизация: становление, проблемы, перспективы» (Сургут, 2005), «Ломоносов – 2007 (Москва, 2007), «Тело-сознание-творчество» (Ялта, Украина, 2007).

Структура диссертации.

Диссертационное исследование включает введение, две главы, заключение, библиографию.

  1   2   3

Похожие:

Культурный ландшафт как фактор бытийности пространства культуры (на примере этнической картины мира эвенков Восточного Забайкалья) iconКчгу, соискатель кафедры педагогики и педагогических технологий
Этнопедагогическая направленность подготовки студентов педагогических вузов как фактор освоения этнической культуры народов Северного...
Культурный ландшафт как фактор бытийности пространства культуры (на примере этнической картины мира эвенков Восточного Забайкалья) iconВ. В. Меняйло динамичность авторской картины мира
Во-вторых, сам язык выражает и эксплицирует другие картины мира человека, которые через посредство специальной лексики входят в язык,...
Культурный ландшафт как фактор бытийности пространства культуры (на примере этнической картины мира эвенков Восточного Забайкалья) iconРазработка и обоснование методов контроля качества угля на разрезах восточного забайкалья (на примере уртуйского буроугольного разреза)
Защита состоится 30. 05. 2007г в 14-00 на заседании диссертационного совета д 212. 299. 01 при Читинском государственном университете...
Культурный ландшафт как фактор бытийности пространства культуры (на примере этнической картины мира эвенков Восточного Забайкалья) iconВ. Л. Каганский культурный ландшафт
Кл не сводим к территории, антропогенному ландшафту, антропогенной трансформации природного ландшафта, комплексу артефактов культуры...
Культурный ландшафт как фактор бытийности пространства культуры (на примере этнической картины мира эвенков Восточного Забайкалья) iconСтатья излагает вторую составляющую тг: тг как теоретическая часть единой географии, ядро и центр которой учение о культурном ландшафте (КЛ). Здесь рассмотрена эта версия и составляющая
Представлены основные об­ще­­гео­гра­фи­чес­кие, меж­дис­­цип­линарные, ме­­то­до­­ло­­ги­ческие результаты. Культурный ландшафт...
Культурный ландшафт как фактор бытийности пространства культуры (на примере этнической картины мира эвенков Восточного Забайкалья) iconУрок 24. Истоки древнерусской культуры
Цели: изучение картины мира славянина-язычника и ее трансформацию в связи с принятием христианства
Культурный ландшафт как фактор бытийности пространства культуры (на примере этнической картины мира эвенков Восточного Забайкалья) iconБ. Н. Абрамов Институт природных ресурсов, экологии и криологии со ран, Чита
Особенности формирования флюидно-эксплозивных образований мезозойских золоторудных месторождений восточного забайкалья
Культурный ландшафт как фактор бытийности пространства культуры (на примере этнической картины мира эвенков Восточного Забайкалья) iconСамообразования: «Использование информационных технологий для формирования естественнонаучной картины мира у учащихся на уроках химии и биологии»
Цель. Формирование естественнонаучной картины мира у учащихся в условиях информационного общества через использование информационных...
Культурный ландшафт как фактор бытийности пространства культуры (на примере этнической картины мира эвенков Восточного Забайкалья) iconКарбонатные формации и месторождения восточного забайкалья
Защита состоится 16 апреля 2010 г в 14 часов на заседании диссертационного совета д 212. 299. 01 при Читинском государственном университете...
Культурный ландшафт как фактор бытийности пространства культуры (на примере этнической картины мира эвенков Восточного Забайкалья) iconСпортивное зрелище как элемент визуальной культуры
Охватывает всё более широкие пространства. Для осмысления этих процессов возникает необходимость рассмотреть как основные существующие...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница