С. П. Политова экстремальные ситуации социально-психологического характера




Скачать 25,48 Kb.
НазваниеС. П. Политова экстремальные ситуации социально-психологического характера
страница1/6
Дата04.02.2016
Размер25,48 Kb.
ТипКонспект
  1   2   3   4   5   6


Федеральное агентство по образованию РФ

Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина

Факультет психологии

Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций





С.П. Политова





ЭКСТРЕМАЛЬные ситуации социально-психологического характера


Конспект лекций к курсу

«Безопасность жизнедеятельности»




Казань-2008

УДК 159.9


Принята на заседании кафедры психологии кризисных и экстремальных ситуаций (протокол № 6 от «24» января 2007 года)


Утверждена Советом факультета психологии КГУ

(протокол № 6 от «15» марта 2007 года)


Утверждена учебно-методической комиссией факультета психологии КГУ (протокол № 7 от «15» марта 2007 года)



Рецензенты:

Аболин Л.М.

доктор психологических наук, профессор, зав. каф. психологии кризисных и экстремальных ситуаций КГУ




Артемьева Т.В.

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии института педагогики и психологии ТГГПУ



Экстремальные ситуации социально-психологического характера: Конспект лекций к курсу «Безопасность жизнедеятельности» / Автор-составитель – Политова С.П. – Казань: Изд-во КГУ, 2008.- 80 с.




Конспект лекций составлен в соответствии с учебной программой дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для студентов Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина и содержит перечень тем, изучаемых в разделе «Экстремальные ситуации социально - психологического характера», учебно-тематический план, краткое содержание каждой темы, список литературы, рекомендуемой для самостоятельного изучения темы студентами и вопросы для самоконтроля. Учебно-методическое пособие может быть использовано преподавателями дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для подготовки и организации лекционных и семинарских занятий раздела «Экстремальные ситуации социально-психологического характера», а также студентами, изучающими дисциплину «Безопасность жизнедеятельности».




© Политова С.П., 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ


Цели и задачи учебной дисциплины. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4

Требования к уровню освоения содержания раздела «Экстремальные ситуации социально - психологического характера» дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .



5

Содержание раздела «Экстремальные ситуации социально-психологического характера» дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и виды занятий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .



6

Тема 1

Человек как субъект стрессовых ситуаций . . . . . . . . . . . . . . . .

7

Тема 2

Основные подходы к оказанию психологической помощи. . .

13

Тема 3

Понятие кризисных ситуаций и основы кризисной психологической помощи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


18

Тема 4

Посттравматические стрессовые расстройства. . . . . . . . . . . . . .

23

Тема 5

Основы психосоматики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

28

Тема 6

Особенности патологических изменений психических процессов в экстремальных ситуациях. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


32

Тема 7

Зависимость как вариант ухода от решения кризисных ситуаций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


37

Тема 8

Суицид как дезадаптивный способ поведения в кризисных ситуациях. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


42

Тема 9

Основы виктимологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

48

Тема 10

Терроризм как социально-психологическая проблема современного общества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


54

Тема 11

Информационно-психологическая безопасность современного человека. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


60

Тема 12

Синдром утраты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

65

Вопросы для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

71

Цели и задачи учебной дисциплины


Основная задача раздела «Экстремальные ситуации социально - психологического характера» дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» – вооружить студентов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

- идентификации негативных воздействий среды обитания социального происхождения;

- прогнозирования развития этих негативных воздействий и оценки последствий их действия;

- создания комфортного состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха людей;

- оказания психологической помощи людям, пострадавшим в результате экстремальных ситуаций различного происхождения;

- использования превентивных мер в случае потенциальной угрозы психотравмирующего действия факторов внешней и внутренней среды.


КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ: В разделе «Экстремальные ситуации социально - психологического характера» дисциплины «БЖД» рассматриваются взаимодействие человека и среды обитания; психологические особенности функционирования человека; психосоматическое здоровье человека как основной фактор безопасной жизни и деятельности; безопасная жизнедеятельность в различные возрастные периоды; основы психологии, физиологии и рациональные условия деятельности; организация исследования устойчивости функционирования человека в чрезвычайных ситуациях; приемы оказания первой психологической помощи при неблагоприятных состояниях, возникающих вследствие различных чрезвычайных ситуациях и в бытовых условиях.

Требования к уровню освоения содержания раздела «Экстремальные ситуации социально - психологического характера» дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»


В результате изучения раздела «Экстремальные ситуации социально - психологического характера» дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» специалист должен знать:

- теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек – среда обитания»;

- основы взаимодействия человека со средой обитания и рациональные условия деятельности;

- психологические последствия воздействия на человека травмирующих и вредных факторов;

- индикаторы кризисных состояний;

- диагностические критерии посттравматических стрессовых расстройств;

- основные механизмы развития психосоматических заболеваний;

- основные механизмы возникновения зависимых форм поведения и способы их профилактики;

- основные причины терроризма, стратегические и тактические меры по борьбе с терроризмом.

Специалист должен уметь и иметь навыки:

- выявления психологических стрессоров современной среды;

- применения методов саморегуляции и защитных механизмов в стрессовых условиях;

- применения основных методов кризисной психологической помощи в условиях кризисных состояний;

- выявления информационного воздействия и защиты от него.

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА «Экстремальные ситуации социально-психологического характера» ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ




Название темы

Лекц.

Семин.

практ

Сам. раб.



Человек как субъект стрессовых ситуаций

2




2



Основные подходы к оказанию психологической помощи




2

2



Понятие кризисных ситуаций и основы кризисной психологической помощи




2

2



Посттравматические стрессовые расстройства

1




2



Основы психосоматики

2




2



Особенности патологических изменений психических процессов в экстремальных ситуациях

2




2



Зависимость как вариант ухода от решения кризисных ситуаций




2

2



Суицид как дезадаптивный способ поведения в кризисных ситуациях




2

2



Основы виктимологии

1









Терроризм как социально-психологическая проблема современного общества




2

2



Информационно-психологическая безопасность современного человека




2

2



Синдром утраты




2

2




ИТОГО

8

14

22




  1. Человек как субъект стрессовых ситуаций

Одной из основных в психологии кризисных ситуаций является теория стресса, основоположник которой – Г. Селье – определял стресс как «ответ на любое предъявленное организму требование» [4]. Современные исследователи под стрессом понимают неспецифическую реакцию организма на любое воздействие экстремального фактора (стрессора), угрожающего нарушением гомеостаза, которая заключается в стереотипных изменениях функций нервной и эндокринной систем.

Поскольку нервная и эндокринная системы выступают основными регуляторными системами организма, то дальнейшие изменения происходят во всем организме. Резко активизируется деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, выделительной систем, одновременно тормозится деятельность пищеварительного тракта и репродуктивной системы. В результате перераспределения энергии организм получает возможность продолжить функционирование в изменившихся условиях, и, подчеркивая защитную функцию стрессовых изменений, происходящих в организме, Г. Селье дал стрессу другое название – общий адаптационный синдром. Он описал также фазы процесса реагирования организма на стрессор:

1) стадия тревоги (6-48 часов), во время которой активизируются поверхностные резервы организма;

2) стадия резистентности, приспособления или противошока, которая возможна за счет привлечения активизации глубинных ресурсов организма. Продолжительность стадии зависит от общего адаптационного потенциала организма и часто может продолжаться годами. Однако если стрессор хронический или же его интенсивность со временем возрастает, то возникают условия для перехода к третьей стадии;

3) стадия истощения, которая дает о себе знать появлением или же обострением хронических заболеваний какой либо системы или органа. (Необходимо отметить, что если на второй стадии стрессор устраняется, то следом за стадией устойчивости будет следовать стадия восстановления).

Те физиологические изменения, которые возникают в организме после взаимодействия со стрессором известны в науке как триада Селье. В нее входит:

- повышение активности коры надпочечников, увеличение их размеров;

- сморщивание тимуса и лимфатических желез;

- точечные кровоизлияния и язвочки по ходу желудочно-кишечного тракта.

Одно из важных понятий теории стресса – дистресс, которое означает срыв приспособительной реакции, вслед за чем происходит нарушение гомеостаза. Как правило, дистресс возникает в условиях чрезвычайно сильного либо хронического стрессора [3].

Стрессовая реакция протекает на всех уровнях организации индивидуальности и включает следующие субсиндромы:

- вегетативный субсиндром, который затрагивает деятельность внутренних систем и органов, в результате чего наблюдаются изменения их функционирования в соответствии с интегрирующей задачей – адаптацией организма к стрессору;

- эмоционально-поведенческий субсиндром, который заключается в изменении эмоциональных процессов и состояний человека при столкновении со стрессором, и в изменении его поведения. Изменения могут протекать как по типу усиления и увеличения эмоционально-поведенческих проявлений (плач, крик, бесцельный бег и т.п.), так и по типу их уменьшения вплоть до полного отсутствия (ступор, безучастность и т.п.);

- когнитивный субсиндром, который проявляется как изменение когнитивных процессов по типу усиления (активизация мышления, появление положительных психопатологических симптомов) или уменьшения (ослабление зрения, памяти и др.);

- социально-психологический субсиндром, который протекает как изменения коммуникации человека, находящегося в стрессе по одному из двух типов: усиление (гиперобщительность, большое количество, как правило, поверхностных контактов) или уменьшение (замкнутость, уход в себя).

Теория стресса Г.Селье является одной из теорий, объясняющих появление психосоматических заболеваний. Механизм заключается в том, что постоянное напряжение всех систем и органов приводит к истощению обычно слабого генетически или наследственно органа [2].

Анализ понятия «стресс» показывает, что это именно внутренняя реальность, по отношению к которой стрессор (т.е. фактор, вызывающий стресс) выступает внешней, отражаемой реальностью, а характер отражения в целом зависит от субъекта отражения. Это положение не противоречит имеющимся исследованиям, согласно которым стресс может оказывать как положительное, так и отрицательной воздействие, закономерности которого описываются законом Йоркса-Додсона. Согласно данному закону, с ростом активации нервной системы до определенного критического уровня эффективность деятельности повышается. Однако при увеличении стрессогенности действующих факторов показатели деятельности начинают снижаться [1].

Как уже указывалось ранее, стресс – это неспецифическая реакция организма на повреждающий фактор. Неспецифический характер данной реакции указывает на то, что эта реакция не предполагает дифференциацию стрессора, т.е. стресс развивается при воздействии и физиологических, и психических стрессоров. Однако если в отношении стрессоров физиологических стресс выступает общим адаптационным синдромом, то сопротивлению стрессорам психическим он совершенно не способствует, а зачастую и наоборот лишь препятствует. В этом заключается проблема стресса.

К сожалению, природа не наградила нас какими-либо врожденными схемами, позволяющими противостоять данной угрозе. Однако, она снабдила нас универсальным свойством, позволяющим вовремя заметив - отразить надвигающуюся опасность. Это свойство – психика, высший уровень развития которой возникает у человека и называется СОЗНАНИЕ. Именно сознание выступает средством защиты от опасностей, с которыми человек сталкивается в силу стремительно изменяющихся условий жизни. Психические стрессоры – продукт прогресса, их количество стремительно растет. Это означает, что развитие сознания, равно как и содержательное его наполнение, выполняет важные защитные функции для современного человека, функционирующего в условиях обилия психических стрессоров. В этом смысле (и статистика это подтверждает) образование нужно, чтобы жить не только успешнее, но и дольше.

Способность выдерживать значительную психическую нагрузку, вызванную напряженностью деятельности, называется толерантностью к стрессу. Таким образом, толерантность к стрессу в таком понимании может рассматриваться как механизм адаптации к напряженной деятельности и экстремальным условиям, которая обеспечивается механизмами саморегуляции деятельности. Ведь не секрет, что изменение работоспособности и эффективности деятельности человека в состоянии стресса зависит от индивидуальной формы реакции, обусловленной личностными особенностями.

Выявление условий, обеспечивающих толерантность к стрессу, является одной из особо актуальных проблем современной психологии и психофизиологии. Многочисленными исследованиями выявлены особо значимые характеристики, которыми должно быть наделено сознание, чтобы эффективно отражать стрессоры. К таковым относятся: адекватная самооценка, самопринятие, внутренний локус контроля - интернальность (т.е. ответственность за происходящие события) и т.п. Психологический механизм их защитного действия весьма прост. Поскольку стрессовая реакция, вызванная психическими стрессорами, начинается не с действия стрессора, как это принято думать, а с момента его отражения организмом (см. рис. 1), то именно отражение выступает не только барьером, но и фильтром стрессоров. (В настоящее время появляются исследования, которые свидетельствуют, что данная схема справедлива и для физических стрессоров).


Рис.1.


В случае отсутствия самооценки или ее неадекватности, сознание выступает не фильтром экстремальных факторов, а их генератором, когда любой раздражитель воспринимается как угрожающий гомеостазу. Кроме того, именно личность, с ее системой ценностей, ожиданий и потребностей, выступает критерием значимости тех или иных событий повседневности.

Таким образом, человек выступает субъектом стрессовых ситуаций, и именно его активность определяет эффективность стрессоустойчивости. А поскольку стресс выступает одним из факторов сокращения продолжительности жизни современного человека, то стрессоустойчивость выступает важным условием сохранения качества и продолжительности жизни.


Использованная литература:

1. Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 174 с.

2. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации: Справочник практического психолога. – М.: ЭКСМО, 2005. – 916 с.

3. Мюлленайзен Б. Синдром стресса. – Казань: Изд-во КГУ, 1993. – 134 с.

4. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1982.

  1. Основные подходы к оказанию психологической помощи

Каждый современный человек знает о существовании специалистов, которые оказывают психологическую помощь людям, в ней нуждающимся. Вместе с тем, часто профессия этих специалистов называется обывателями неверно. Вместе с тем, каждый образованный человек должен знать, что психологическая помощь оказывается психологами, и ее смысл заключается в поддержке психически здорового человека, столкнувшегося с проблемами. С психически больными людьми работают врачи-психиатры. Несколько промежуточное положение занимают врачи-психотерапевты, которые могут работать как со здоровыми, но нуждающимися в лекарствах, клиентами, так и с больными. Однако основным методом в их работе остается психологическая помощь.

Психологическая помощь описывается несколькими понятиями, которые можно рассматривать и как несколько видов помощи:

- психологическая коррекция,

- психологическое консультирование,

- психотерапия [1].

Психологическая коррекция представляет собой направленное психологическое воздействие для полноценного развития и функционирования индивида. вопрос о соотношении понятия «психотерапия» и «психологическая коррекция» остается открытым и сегодня, причем здесь можно указать две основные точки зрения.

Одна из них заключается в признании полной идентичности понятий «психологическая коррекция» и «психотерапия». Однако при этом не учитывается, что психологическая коррекция, как направленное психологическое воздействие, реализуется не только в медицине (можно указать две основные области ее применения: психопрофилактика и собственно лечение — психотерапия), но и в других сферах человеческой практики, например, в педагогике. Даже обычное, обыденное человеческое общение может содержать в большей или в меньшей степени целенаправленно используемую психологическую коррекцию.

Другая точка зрения основана на том, что психологическая коррекция преимущественно призвана решать задачи психопрофилактики на всех ее этапах, в том числе при осуществлении вторичной и третичной профилактики.

Психотерапия – в узком смысле это лечение, избавление от проблемы психологическим средством, система лечебных воздействий на психику и через психику — на организм человека. Одновременно, это и область медицины. Хотя в широком смысле психотерапия и психологическая помощь – это равнозначные понятия.

Помощь в разрешении психологических проблем оказывается с использованием различных методов. Среди наиболее популярных методов отметим суггестию (т.е. внушение, в том числе и гипнотическое), арт-терапию, телесно-ориентированную психотерапию, психодраму, нейро-лингвистическое программирование, метод метафоры, сказкотерапию и т.д.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

С. П. Политова экстремальные ситуации социально-психологического характера iconУрока с учащимися 11 класса на тему: «Чрезвычайные ситуации криминогенного характера. Уголовная ответственность несовершеннолетних.»
Тема: «Чрезвычайные ситуации криминогенного характера. Уголовная ответственность несовершеннолетних»
С. П. Политова экстремальные ситуации социально-психологического характера iconI. Чрезвычайные ситуации природного характера

С. П. Политова экстремальные ситуации социально-психологического характера iconМинистерство образования и науки Российской Федерации
Предмет психологии труда. Смежные области научного знания психологического и междисциплинарного характера о человеке и труде. Психологические...
С. П. Политова экстремальные ситуации социально-психологического характера iconЗакон от 22 августа 1995 г. N 151-фз "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"
Российской Федерации, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее чрезвычайные...
С. П. Политова экстремальные ситуации социально-психологического характера iconК условиям, определяющим эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие
В понятии социально-психологического климата выделяются три "климатические зоны"
С. П. Политова экстремальные ситуации социально-психологического характера icon«Создание психологического комфорта в группах детского сада» Подготовила педагог-психолог
Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе
С. П. Политова экстремальные ситуации социально-психологического характера iconИзложение как вид учебной деятельности, восполняющий пробел в речевой подготовке учащихся
Это объясняется рядом причин как психологического, так и учебно-методического характера. Поэтому возникла необходимость в создании...
С. П. Политова экстремальные ситуации социально-психологического характера iconРабочая программа учебной дисциплнины «Основы социально-психологического тренинга»
Рабочая программа составлена в соответствии с учебными планами по специальности 030301 «Психология» и типовой программой, утвержденной...
С. П. Политова экстремальные ситуации социально-психологического характера icon«русский язык и культура речи»
Государственным образовательным стандартом высшего и профессионального образования для студентов психологического и юридического...
С. П. Политова экстремальные ситуации социально-психологического характера iconМетодические рекомендации по исполнению требований государственного стандарта социального обслуживания населения Волгоградской области
«Предоставление социально-психологических услуг гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница