Методическое пособие для подготовки курсовых работ по дисциплине «Управления качеством»




Скачать 31,71 Kb.
НазваниеМетодическое пособие для подготовки курсовых работ по дисциплине «Управления качеством»
Дата04.02.2016
Размер31,71 Kb.
ТипМетодическое пособие


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

Федеральное государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования

«Пермская государственная сельскохозяйственная академия»

имени академика Д. Н. Прянишникова

Технологический факультет

Кафедра «Товароведения и экспертизы товаров»


МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Для подготовки курсовых работ

по дисциплине «Управления качеством».


Пермь 2007

Составитель: профессор М.М. Галеев, ассистент А.С. Балеевских


Методическое пособие предназначено для студентов технологического факультета очной и заочной формы обучения специальности 080401 «Товароведение и экспертиза товаров» (по областям применения).

Методическое пособие одобрено и рекомендовано к изданию методической комиссией технологического факультета ПГСХА (протокол № 5 от «07» февраля 2007г.)


Изложены требования к содержанию, объему и оформлению руководств по качеству. Даны рекомендации по разработке и организации документов, описывающих системы качества потребительских товаров.

Методическое пособие разработано в соответствии с типовой программой дисциплины «Управление качеством».


Рецензент: доцент кафедры менеджмента, к. с/х. наук В.И. Смирнов


Оглавление

Введение 5

1. Область применения 6

2. Определения 6

3. Документация систем качества 6

3.1 Документированные процедуры систем качества 6

3.2 Руководства по качеству 7

4. Процесс подготовки руководств по качеству 10

4.1. Ответственность за подготовку 10

4.2. Использование ссылок 11

4.3. Точность и полнота 11

5. Процесс утверждения издания и управления руководством по качеству 12

5.1. Окончательный анализ и утверждение 12

5.2. Распространение руководства 12

5.3. Внесение изменений 12

5.4. Издание и управление изменениями 13

6. Что включать в руководство по качеству 13

6.1. Общие положения 13

6.2. Название, назначение и область применения 14

6.3. Оглавление 14

6.4. Вводная часть, включающая сведения об организации и самом руководстве 14

6.5. Политика и цели организации в области качества 15

6.6. Описание организации, ответственности и полномочий. 16

6.7. Элементы системы качества 16

6.8. Определения 17

6.9. Путеводитель к руководству по качеству 17

6.10. Приложение для вспомогательной информации 18

Список использованной литературы 19

Приложение А. Типичная иерархия документов системы качества 20

Приложение В. Описание организации ответственности и полномочий (на примере фирмы Olivetti ) 21

Приложение С. Титульный лист 25


ВВЕДЕНИЕ

Практика показывает, что стандартный объем Руководства по качеству составляет около 30 страниц. При этом нет необходимости в детализации содержания, т.к. аудитор систем качества, который проверяет наличие Руководства по качеству, обращает особое внимание на то, чтобы оно соответствовало всем параграфам стандарта ISO.

Основным назначением Руководства по качеству является общее описание системы качества и составляющих ее подсистем (планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества).

Руководство по качеству выполняет функцию постоянного справочного материала при внедрении системы качества, поддержании ее в рабочем состоянии и совершенствовании. При сертификации системы качества аудиторы в первую очередь знакомятся с Руководством по качеству. Если оно отсутствует, то дальнейшие работы по сертификации прекращаются.

На крупных предприятиях может существовать иерархия Руководств по качеству:

- общее руководство по качеству;

- руководство по качеству для различных производств (по видам продукции);

- руководство по качеству для различных подразделений;

- руководство по качеству для различных этапов процесса производства и связанных с ним функций проектирования, материально-технического снабжения и т.д.


1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящие руководящие указания по разработке, подготовке руководств по качеству адаптированы к конкретным потребностям пользователя. Полученные в результате руководства по качеству должны отражать документированные процедуры системы качества в соответствии с требованиями стандартов ISO серии 9000.


2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Применительно к настоящим руководящим указаниям используются определения, приведенные в ISO 9000-2001.


3. ДОКУМЕНАЦИЯ СИСТЕМ КАЧЕСТВА

В приложении А описана типичная иерархия документации системы качества. Порядок разработки этой иерархии в отдельной организации зависит от положения дел в этой организации, но, как правило, начинается с определения политики и целей организации в области качества.


3.1. Документированные процедуры систем качества

Документированные процедуры систем качества должны составлять основную документацию, используемую при общем планировании и управлении деятельностью, влияющей на качество. Согласно стандартам ISO серии 9000 эти документированные процедуры должны охватить все применяемые элементы стандарта на систему качества. Они должны описывать (с той степенью подробности, которая необходима для адекватного управления соответствующей деятельностью) ответственность, полномочия и взаимоотношения персонала, который руководит, выполняет, проверяет или анализирует работу, влияющую на качество: указывать, как следует выполнять различные виды работ, использовать документацию и осуществлять контроль (см. приложение А).


3.1.1. Область применения процедур.

Каждая документированная процедура должна распространяться на логически отделяемую часть системы качества, такую, как завершенный элемент системы или его часть, либо последовательность взаимосвязанных действий, относящихся к нескольким элементам системы качества. Количество документированных процедур, объем каждой из них и характер их оформления и представления должны определяться пользователем; каждая процедура обычно отражает сложность используемых средств, организации и характера предпринимательской деятельности. Документированные процедуры системы качества не должны, как правило, вдаваться в чисто технические детали.


3.1.2. Постоянный подход

Разрабатывая каждую документированную процедуру по одной и той же схеме и форме, пользователи знакомятся с постоянным подходом применительно к каждому требованию и, тем самым, повышают вероятность систематического соответствия стандарту.


3.2. Руководства по качеству

Руководство по качеству должно состоять из документированных процедур системы качества, предназначенных для общего планирования и управления деятельностью, влияющей на качество, в рамках данной организации, или оно должно ссылаться на такие процедуры. Руководство по качеству должно охватывать все применяемые элементы стандарта на систему качества, необходимые для организации. В руководстве должны быть описаны с соответствующими подробностями те же аспекты управления, которые упомянуты в подразделе 3.1. В некоторых случаях соответствующие документирование процедуры системы качества и некоторые разделы руководства по качеству могут быть идентичными. Однако необходима некоторая адаптация, с тем чтобы гарантировать, что выбраны только надлежащие документированные процедуры (или их части) для конкретных целей разрабатываемого руководства по качеству. Содержание руководства по качеству подробно рассматривается в разделе 6. Относящиеся к системе качества документированные процедуры, которые не содержатся в выбранном стандарте на систему качества, но которые необходимы для адекватного управления деятельностью, дополнительно должны быть внесены в руководство, или на них должна быть дана ссылка, если это необходимо.

Примечание 1. Вопрос о включении информации, являющейся собственностью фирмы, решается организацией по своему усмотрению.


3.2.1. Цели руководств по качеству

Руководства по качеству могут быть разработаны и использованы организациями в следующих целях (но не ограничены ими):

а) изложение политики, процедур и требований организации в области качества;

b) описание и внедрение эффективной системы качества;

c) обеспечение более совершенного управления установившейся практикой и облегчение деятельности по обеспечению качества;

d) обеспечение документированной основы для проведения проверок системы качества;

е) обеспечение непрерывности функционирования системы качества и реализации ее требований во время изменения обстоятельств;

f) подготовка персонала, занятого разработкой требований к системе качества и методов оценки ее соответствия;

g) представление системы качества для внешних целей, таких, как демонстрация соответствия требованиям стандартов ISO.

h) демонстрация соответствия системы качества требованиям к качеству в конкретных ситуациях.


3.2.2. Структура и форма

Несмотря на то, что структура или форма для руководства по качеству не установлены, оно должно точно, с необходимой полнотой и в сжатом виде излагать политику, цепи и основные документированные процедуры организации в области качества (см. раздел 5). Одним из методов, обеспечивающих адекватную адресацию и расположение рассматриваемого вопроса, является привязка разделов руководства по качеству к элементам качества в основном стандарте на систему качества. В равной степени приемлемыми являются и другие подходы, например, структурирование руководства, с тем чтобы оно отражало характер организации.

Примечание 2. В целях четкого понимания системы и ее оценки преднамеренное невключение в руководство по качеству какого-либо элемента системы качества, присутствующего в руководящих указаниях, должно быть объяснено.


3.2.3. Многообразие руководств по качеству

Руководство по качеству может быть:

а) прямой компиляцией документированных процедур системы качества;

b) группированием или подразделением документированных процедур системы качества;

с) серией документированных процедур для конкретных возможностей или применений;

d) сборником, состоящим более чем из одного документа или уровня документации;

е) документом, представляющим собой общую основу с адаптированными приложениями;

f) отдельным или каким-либо еще документом;

g) любого другого возможного происхождения в зависимости от потребностей организации.


3.2.4. Конкретные случаи применения руководств по качеству

Упрощенный термин "руководство по качеству" используется тогда, когда одно и то же руководство применяется как для административного управления качеством, так и для обеспечения качества. Это наиболее общий случай применения руководства по качеству. Но в ситуациях, когда организация считает необходимым разграничить содержание или использование руководств, очень важно, чтобы руководства, описывающие одну и ту же систему качества, не противоречили друг другу.

В любом руководстве по качеству должны быть определены функции администрации, документально описаны системы качества и процедуры или даны на них ссылки, а также сжато изложены все применяемые требования, содержащиеся в стандарте на систему качества, выбранном данной организацией.


4. ПРЦЕСС ПОДГОТОВКИ РУКОВОДСТВ ПО КАЧЕСТВУ

4.1. Ответственность за подготовку

Как только администрацией принимается решение документально оформить систему качества в руководстве по качеству, фактический процесс должен начаться с постановки задачи по координации действий перед уполномоченным администрацией компетентным органом, которым может быть отдельное лицо или группа лиц из одного или нескольких функциональных подразделений.

Фактическая работа по написанию должна осуществляться и управляться уполномоченным компетентным органом или другими отдельными функциональными подразделениями, если уместно. Использование существующих документов и ссылок может значительно сократить время разработки руководства по качеству, а также помочь выявить те места, в которых недостатки системы качества необходимо определить и исправить.

Компетентный орган может начать следующие действия, если это необходимо:

а) установить и перечислить применяемые политику, цели и документированные процедуры системы качества, или разработать программы для таковых;

b) решить, какие элементы системы качества применить согласно выбранному стандарту на систему качества;

с) получить данные о существующей системе качества и практических подходах с помощью различных способов, таких, как анкетирование и интервьюирование;

d) запросить и получить документацию или ссылки на нее из дополнительных источников от работающих подразделений;

е) определить структуру и форму предусмотренного руководства;

f) классифицировать существующую документацию согласно выбранным структуре и форме;

g) использовать любой другой метод, пригодный в рамках организации для завершения проекта руководства по качеству.


4.2. Использование ссылок

Всюду, где это уместно, а также во избежание увеличения объема руководства, следует включать ссылки на существующие признанные стандарты или документы, доступные для пользователя руководства по качеству.


4.3. Точность и полнота

Уполномоченный компетентный орган должен нести ответственность за обеспечение точности и полноты проекта руководства по качеству, а также за целостность и содержание этого документа.


5. ПРОЦЕСС УТВЕРЖДЕНИЯ ИЗДАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ РУКОВОДСТВОМ ПО КАЧЕСТВУ

5.1. Окончательный анализ и утверждение

Перед тем, как издать руководство, его следует ответственным лицам проанализировать, с тем чтобы обеспечить четкость, точность, пригодность и соответствующую структуру. Предполагаемые пользователи также должны иметь возможность оценить документ и дать замечания по поводу его применимости. Выпуск нового руководства по качеству должен быть утвержден администрацией, ответственной за его внедрение. Каждый экземпляр руководства должен иметь свидетельство о разрешении на выпуск. Если свидетельство о разрешении сохраняется, то приемлемы электронные или другие методы выпуска руководства.


5.2. Распространение руководства

Метод распространения официально принятого руководства, либо в полном объеме, либо по частям, должен гарантировать всем пользователям соответствующий доступ к руководству. Правильному распространению и управлению может способствовать, например, присвоение серийных номеров экземплярам для получателей. Администрация должна обеспечить индивидуальное ознакомление с содержанием руководства, подходящим для какого пользователя в рамках организации.


5.3. Внесение изменений

Следует обеспечить метод обоснования, контроля и внесения изменения в руководство. Такая задача должна быть предписана соответствующему подразделению по управлению документацией. При внесении изменений следует применять тот же анализ и процесс утверждения, что и при разработке основного руководства.


5.4. Издание и управление изменениями

Издание документа и управление изменениями важны для гарантии того, что содержание руководства должным образом санкционировано. Официально одобренное содержание должно легко идентифицироваться. Можно предусмотреть различные методы для облегчения физического процесса проведения изменений. Чтобы гарантировать актуальность каждого руководства, необходимо иметь метод, обеспечивающий получение всех изменений каждым держателем руководства и внесение этих изменений в каждое руководство. Оглавление, отдельная страница с указанием статуса пересмотра или другие подходящие средства могут быть использованы с целью убедить пользователей в том, что они получили официально одобренное руководство.


6. ЧТО ВКЛЮЧАТЬ В РУКОВОДСТВО ПО КАЧЕСТВУ

6.1. Общие положения

Руководство по качеству должно, как правило, содержать следующее:

а) название, назначение и область применения;

b) оглавление;

с) вводную часть, включающую сведения об организации и самом руководстве;

d) политику и цели организации в области качества;

е) описание организационной структуры, ответственности и полномочий;

f) описание элементов системы качества и любые ссылки на документированные процедуры системы качества;

g) раздел "Определения", если это необходимо;

h) путеводитель к руководству по качеству, если необходимо;

i) приложение с дополнительной информацией, если необходимо.


6.2. Название, назначение и область применения

Название и сфера действия руководства по качеству должны четко определять организацию, в которой применяется руководство по качеству. Этот раздел руководства по качеству должен также определять применение элементов системы качества. Чтобы обеспечить четкость и избежать путаницы, также может быть уместно использование указаний, например, на что не распространяется руководство по качеству и в каких ситуациях его не следует использовать. Часть или вся эта информация может быть помещена сразу после титульного листа.


6.3. Оглавление

В оглавлении руководства по качеству следует привести названия разделов и указать, как их можно найти. Система нумерации или кодирования разделов, подразделов, страниц, рисунков, примеров, диаграмм, таблиц и т.д. должна быть четкой и логичной.


6.4. Вводная часть

Вводная часть руководства по качеству должна содержать общую информацию о заинтересованной организации и о самом руководстве.

Минимальной информацией об организации должны быть ее наименование, местоположение, адрес и способ связи с ней. Можно также включать дополнительную информацию об организации, например характер предпринимательской деятельности, краткое описание происхождения, предысторию или размер.

Информация о самом руководстве по качеству должна включать:

а) идентификацию текущего издания или срока действия, дату выпуска или срок действия и идентификацию измененных пунктов содержания;

b) краткое описание того, как пересматривается и ведется руководство по качеству: кто и как часто пересматривает его содержание; кто уполномочен изменять руководство по качеству и утверждать его. Эту информацию можно также привести при описании соответствующего элемента системы; можно также включить способ описания предыстории любого изменения в процедуре, если это уместно;

с) краткое описание документированных процедур, используемых для идентификации статуса и управления распространением руководства по качеству; указание о том, содержит ли оно или не содержит конфиденциальную информацию и используется ли только для внутренних целей организации или оно может быть доступным для использования вне организации;

d) свидетельство об утверждении лицами, ответственными за одобрение содержания руководства по качеству.


6.5. Политика и цели в области качества

Настоящий раздел руководства по качеству должен устанавливать политику и цели организации в области качества. Именно здесь представлено обязательство организации в отношении качества и охарактеризованы ее цели в этой области. В этом разделе также следует разъяснить, каким образом политика в области качества становится известной и понятной всем работникам организации и как она реализуется и поддерживается на всех уровнях. Конкретные положения, касающиеся политики в области качества, могут быть также включены в конкретный элемент системы.

Примечание 3. Последующие разделы или элементы системы в руководстве могут также быть использованы для отражения реализации политики и целей в области качества и их увязки.


6.6. Описание организации, ответственности и полномочий

В этом разделе руководства по качеству следует представить описание структуры высшего уровня организации. Нужно включить организационную схему, указывающую ответственность, полномочия и взаимосвязи. Подразделы внутри данного раздела или в процедуре элемента системы, на которую сделана ссылка, должны содержать подробности, касающиеся ответственности, полномочий и иерархии всех функциональных подразделений, которые руководят работой, а также выполняют и проверяют работу, влияющую на качество.


6.7. Элементы системы качества

Остальные части руководства по качеству должны содержать описание всех применяемых элементов системы качества. Описание следует подразделить на логические разделы, дающие представление о хорошо скоординированной системе качества. Это может быть сделано путем включения документированных процедур системы качества или ссылок на них.

Система качества и руководство по качеству уникальны для каждой организации. Настоящее методическое пособие не предназначено устанавливать уникальные структуру, форму, содержание или метод представления для описания элементов системы качества, которые могли бы быть применимы ко всем (или только к некоторым) видам продукции, включая услуги.

Требования к элементам систем качества установлены в международных стандартах серии 9000 или в соответствующем стандарте, применяемом данной организацией. Рекомендуется, чтобы во всех применимых случаях описание элементов системы качества осуществлялось в той же последовательности, что и в выбранном стандарте.

ISO 9001 является полным стандартом и охватывает всю деятельность компании от разработки до эксплуатации. В случае, когда организация использует в своей деятельности лишь процессы производства и испытания продукции или только испытания готовой продукции, и представляет систему качества как модель для обеспечения качества при производстве продукции и последующей ее установки у потребителя или для обеспечения качества окончательного контроля и испытаний готовой продукции, то элементы системы качества, не касающиеся деятельности организации, можно сократить или исключить.

В результате всего вышесказанного руководство по качеству будет отражать уникальные методы и средства, применяемые данной организацией для удовлетворения требований, установленных в выбранном стандарта по качеству и в элементах ее системы качества. Методы и средства, с помощью которых организация берется выполнить требования, должны быть понятны пользователю руководства.


6.8. Определения

Если раздел, содержащий определения, считается необходимым в руководстве, он обычно помещается сразу после раздела "Область применения”. Хотя рекомендуется, если это практически целесообразно, использовать стандартные определения и термины, на которые даются ссылки в признанных терминологических документах по качеству или в общих словарях, настоящий раздел руководства должен содержать определения терминов и понятий, применяемых только в данном руководстве по качеству. Особое внимание следует уделить словам, имеющим различный смысл для разных людей или определенный смысл для конкретных областей коммерческой деятельности. Определения должны обеспечивать полное, единообразное и недвусмысленное понимание содержания руководства по качеству. Весьма рекомендуется использовать ссылки на существующие понятия, термины, определения и стандарты (например, стандарт ISO 9000-2001).


6.9. Путеводитель к руководству по качеству

Можно обсудить вопрос о включении указателя или специального раздела, содержащего перекрестные ссылки между предметом и ключевыми словами и номерами раздела или страницы, либо какого-либо другого путеводителя, по которому можно было бы быстро найти "что и где содержится в данном руководстве”. Путеводитель может также содержать описание структуры руководства по качеству и краткую аннотацию каждого раздела. Читатели, интересующиеся только отдельными частями руководства, должны суметь с помощью данного раздела определить, какие именно части руководства могут содержать нужную им информацию.


6.10. Приложение для вспомогательной информации

Можно включить приложение, содержащее вспомогательную информацию к руководству.


Список использованной литературу:

1. Международный стандарт  ISO 10013-95

2. Международный стандарт  ISO 9001-94

3. Стандартизация и управление качеством продукции. Под ред. проф. В.А.Швандара. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000;

4. Управление качеством. Под ред. проф. Е. И. Семеновой. – М.: Колос , 2003;

5. Басовский Л. Е. Управление качеством. М.: ИНФРА-М, 2003.

6. Всеобщее управление качеством. Под ред. О.П. Глудкина.- М.: Радио и связь, 1999.


Приложение А

(информативное)

Типичная иерархия документов системы качества


 



 

Содержание документов

 

Описывает систему качества в соответствии с установленной политикой и целями в области качества и применяемым стандартом

  


Описывает деятельность отдельных функциональных подразделений, необходимую для внедрения элементов системы качества

  


Состоит из подробных рабочих документов

 

Примечание: Любой уровень документов в этой иерархии может быть самостоятельным, применяться вместе со ссылками или быть комбинированным.


Приложение В

Из руководства по качеству фирмы Olivetti


Описание организации ответственности и полномочий

Главный руководитель (менеджер) определяет ответственность и пол­номочия всего основного персонала и штата, работа которого затрагивает качество продукции или услуг.

Структура организации (с позиции системы качества)



Ответственность ключевого персонала

В соответствии со структурой организации приведены только ответственности главного менеджера и отдела обеспечения качества:

Главный менеджер:

Ключевыми вопросами, за которые отвечает главный менеджер, являются:

а) полная ответственность за качество продукции и сервиса, произво­димого компанией, и плодотворное руководство компанией;

б) ответственность за планирование ресурсов рабочей силы и контроль за эффективностью ее использования;

в) принятие окончательного решения о наборе, утверждении, продви­жении и увольнении сотрудников компании;

г) установление политики компании в заработной плате ее сотрудни­ков и получаемых ими выгод, а также обеспечение гарантии в выполнении

этой политики;

д) постановка целей компании и обеспечение гарантии их выполнения;

е) ответственность за планирование коммерческой деятельности компа­нии, включая инвестиционный план, позволяющий компании достичь дол­говременных целей;

ж) поддержание регулярных контактов с важнейшими поставщиками, промышленными и правительственными организациями, а также со всеми теми, контакт с которыми поможет компании достичь поставленных перед ней целей.

Отдел обеспечения качества:

Структура отдела



Иерархическая структура отдела обеспечения качества:



Начальник отдела качества, подчиняется непосредственно глав­ному менеджеру. Ключевые обязанности:

а) общая ответственность за работу отдела качества;

б) обеспечение уверенности в том, что компания производит продукты в соответствии со стандартами качества и надежности;

в) обеспечение гарантии того, что продукты контролируются на всех стадиях: от входного контроля до производственного процесса'", включая удовлетворение требований по качеству выпускаемых компанией продуктов;

г) внедрение и поддержание в рабочем состоянии Системы Управле­ния Качеством, координация программ по аудиту качества, включая вне­шний аудит;

д) принятие окончательного решения и утверждение у главного менеджера всех материалов, касающихся качества и надежности всех продуктов компании;

е) квалификация новых базовых предложений по улучшению качества, осуществляя руководство по поддержанию в рабочем состоянии принятых предложений и программ модификации;

ж) внедрение процедур контроля качества, обеспечение субординирования их согласования;

з) ответственность за координацию деятельности в рамках петли качества.

Начальник подразделения отдела обеспечения качества, подчи­няется начальнику отдела качества. Ключевые обязанности:

а) устанавливать стандарты качества и критерии несоответствия для гото­вых продуктов, основываясь на технических требованиях и спецификациях;

б) гарантировать соответствие стандартов качества и контрольных про­цедур цели достижения "нулевого дефекта";

в) иметь полномочия в остановке отгрузки конечной продукции, если она не соответствует уровню качества;

г) устанавливать ежедневные требования к выходному контролю каче­ства и обеспечивать соответствующий им контроль качества своего участка;

д) действовать как уполномоченный представитель производства ком­пании совместно с внешними агентами по контролю для поддержания имид­жа хорошего качества и безопасности продукта компании;

е) проводить аудит качества и отслеживать эффективность хода испы­таний нового продукта, конструкционных его изменений и программы улуч­шения затрат;

ж) устанавливать нормативы для рабочих, основываясь на нормах вре­мени и измерениях производительности труда;

з) быть ответственным за управление своим персоналом и запасами.


Приложение С.

Титульный лист

Министерство сельского хозяйства РФ

Федеральное государственное общеобразовательное учреждение

высшего профессионального образования

Пермская государственная сельскохозяйственная академия

имени академика Д.Н. Прянишникова

Технологический факультет


Кафедра «Товароведения и товарной экспертизы»


Курсовая работа

Руководство по качеству __________________


Выполни(а) студент(ка) гр.__________

_________________________________

Работу проверил___________________

_________________________________

«____» ____________________200__г.

Оценка__________________________


Пермь 200__г.


Похожие:

Методическое пособие для подготовки курсовых работ по дисциплине «Управления качеством» iconМетодическое пособие по написанию курсовых работ по учебной дисциплине «Литература»
Выполнение работы начинается с выбора ее темы. Темы курсовых работ разрабатываются преподавателями образовательных учреждений среднего...
Методическое пособие для подготовки курсовых работ по дисциплине «Управления качеством» iconМетодическое пособие по курсовой работе
Методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Искусствоведение» (031500. 62), руководителей курсовых...
Методическое пособие для подготовки курсовых работ по дисциплине «Управления качеством» iconМетодическое пособие по курсовой работе
Методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Искусствоведение» (031500. 62), руководителей курсовых...
Методическое пособие для подготовки курсовых работ по дисциплине «Управления качеством» iconМетодические рекомендации по оформлению курсовых и дипломных работ Владивосток 2012
Методические рекомендации по оформлению курсовых и дипломных работ. Методическое пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного...
Методическое пособие для подготовки курсовых работ по дисциплине «Управления качеством» iconМетодические рекомендации по выполнению курсовых работ по дисциплине «Менеджмент»
Методические рекомендации по выполнению курсовых работ для студентов заочного отделения по дисциплине: «Менеджмент» для специальности:...
Методическое пособие для подготовки курсовых работ по дисциплине «Управления качеством» iconМетодические указания по выполнению контрольных работ по учебной дисциплине: «управление качеством» для студентов заочной формы обучения специальностям: 080507. 65 «Менеджмент организации»
Министерство образования и науки Российской Федерации новосибирский государственный университет экономики и управления «нинх» Кафедра...
Методическое пособие для подготовки курсовых работ по дисциплине «Управления качеством» iconКвалификационных работ, курсовых работ (проектов)
Вкр), курсовых работ (проектов), рефератов, контрольных работ, отчетов по практикам, лабораторным работам, выполняемых студентами...
Методическое пособие для подготовки курсовых работ по дисциплине «Управления качеством» icon2. Цель и задачи олимпиады Цель проведения Олимпиады повышение качества подготовки специалистов в области управления качеством
Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения всероссийской студенческой олимпиады по управлению качеством с международным...
Методическое пособие для подготовки курсовых работ по дисциплине «Управления качеством» iconМетодические указания по выполнению курсовых работ для студентов специальности 22. 05. 00 «Управление качеством»
Составители: Шарафутдинова Е. Н., Протасова Л. Г., Худякова Т. С., Плиска О. В., Бюлер А. В
Методическое пособие для подготовки курсовых работ по дисциплине «Управления качеством» iconМетодическое пособие по выполнению курсового проекта по дисциплине «Автоматизация технологических процессов и системы автоматического управления»

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница