«Эволюция отношения М. Ю. Лермонтова к поэтическому дару» / Сравнительный анализ стихотворения «Пророк»




Скачать 35,05 Kb.
Название«Эволюция отношения М. Ю. Лермонтова к поэтическому дару» / Сравнительный анализ стихотворения «Пророк»
Дата04.02.2016
Размер35,05 Kb.
ТипДокументы
9 класс

«Эволюция отношения М.Ю.Лермонтова к поэтическому дару»

/Сравнительный анализ стихотворения

«Пророк» А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова/

Учитель русского языка и литературы Бурцева Е.В.

«Я – или Бог или – никто»

М.Ю.Лермонтов

Цель: – проследить эволюцию отношения к поэтическому призванию в лирике М.Ю.Лермонтова

Задачи:

  • дидактическая

– обучение лингвистическому анализу поэтического текста;

– закрепить знания учащихся о тропах, их роли в речи;

– получение новых знаний об образно-выразительных средствах и стилистических фигурах;

– углубить понимание стихотворения, не разрушая его цельности

  • развивающая

– развивать умения исследования текста, творческое воображение

  • воспитывающая

– помочь увидеть и почувствовать не только образную сторону произведения, его смысл, но и красоту слова;

– проникнуть вглубь, в «секрет» обаяния стихотворения М.Ю.Лермонтова

Методы и приемы: – эвристическая беседа

– исследовательская работа

– лингвистический анализ текста

– работа со словарем

– составление опорного конспекта

Формы работы: – групповая

– фронтальная

– индивидуальная

Оборудование: – портреты А.С.Пушкина и Байрона

– портрет М.Ю.Лермонтова после последнего похода /1840г. Д.П.Пален, карандаш/

– тексты стихотворений.

– эпиграфы на доске

«Поэзия есть добродетель» В.А.Жуковский

«Глаголом жги сердца людей» А.С.Пушкин

Опережающее домашнее задание:

– 1 гр. – «Я жить хочу! хочу печали…» /1832г./

– 2 гр. – «Нет я не Байрон, я другой» /1832г./

– 3-4 гр. – «Поэт» /1838г./

– 5 гр. – «Есть речи – значенье» /1840г./

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя.

Учитель: – «Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг написал нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это не возможно, ибо он владеет тем, что у актера называется «сотой интонацией». Слово слушается его, как змея заклинателя…».

О ком из великих поэтов так сказала А.А.Ахматова?

Обучающиеся: – О М.Ю.Лермонтове.

– Обратите внимание на эпиграфы, записанные на доске. Кому принадлежат эти строки? Какой общей теме они посвящены?

Эти высказывания объединяет традиционная для русской литературы тема, посвященная осмыслению поэтического призвания и высокого предназначения поэзии.

– Правильно, и М.Ю.Лермонтов как продолжатель русских литературных традиций, как выдающийся поэт не мог не обратиться к этой актуальной во все времена теме.

Сегодня на уроке мы должны с вами проследить путь эволюции во взглядах поэта на эту тему, используя его произведения. Дома вы подготовили свои небольшие исследования (выступления–сообщения), в ходе работы над которыми должны были ответить на главный вопрос: «В чем видит поэт своё предназначение?».

/По ходу выступления представителей от групп остальные обучающиеся составляют опорный план–конспект с выводами по каждому стихотворению/

  1. Задания для групп.

1-я группа (слабые обучающиеся, стихотворение из раздела «Повторение»)

«Я жить хочу! хочу печали...» (1832г.)

  1. Как характеризуется сложный и мучительный процесс поэтического творчества в стихотворении?.

2-я группа

«Нет, я не Байрон, я другой...» (1832г.)

  1. В чём лирический герой видит своё сходство с Байроном? Чем он от него отличается?

  2. Докажите, что поэзия, по Лермонтову, должна быть поэзией мысли.

  3. Какие образы автор считает созвучными человеческому существованию?

3-я группа (обучающиеся, владеющие навыками анализа текста)

«Поэт» (1838г.), 1 – 6 строфы «история кинжала»

  1. Особенности языка, стиля, композиции.

  2. Каков аллегорический смысл истории кинжала?

4-я группа (обучающиеся, владеющие навыками анализа текста)

«Поэт» (1838г.), 7 – 11 строфы «судьба и предназначение поэта»

  1. Особенности языка, стиля, композиции.

  2. Какое предназначение поэзии утверждает Лермонтов?


5-я группа

«Есть речи – значенье...» (1840г.)

  1. Какая проблема поднята в стихотворении?

  2. Какие тайны поэтической речи волнуют поэта?

  3. В чём он видит действенную роль поэзии: в значении слов или в их эмоциональном пафосе?

  4. Сродни каким сильным чувствам должны быть поэтические слова?

  5. Какой должна быть сила поэтического слова, чтобы оно побудило человека к действию?

  1. Основные выводы, к которым должны прийти обучающиеся в ходе самостоятельной работы со стихотворениями.

1-я группа (слабые обучающиеся, стихотворение из раздела «Повторение»)

«Я жить хочу! хочу печали...» (1832г.)

В стихотворении поэт рассуждает о тайнах творчества, о поиске источников поэтического вдохновения. В тексте противопоставлены мир быта, обывательского счастья, где царит «туман спокойствия», и мир поэзии, лирических «струн», которые «звучат» только в минуты страданья. Жизнь вне творчества для поэта немыслима, стихи – неотъемлемая часть его жизни. Процесс поэтического творчества сложен, порой мучителен. Труден и путь поэта к признанию, к славе, которая не достаётся даром. Чтобы услышать и донести людям «неба звуки», нужно «купить» их «ценою муки», «томительных забот». Поэтому поэт хочет печали, насмешек света. Стихотворение проникнуто драматическим пафосом, интонациями тревоги, потому что, по Лермонтову, только страдание – обязательное условие формирования настоящего поэта.

2-я группа

«Нет, я не Байрон, я другой...» (1832г.)

  1. Он, как и Байрон, – «избранник» и «гонимый миром странник», но он «другой»: «с русскою душой», он «раньше начал» свой путь и предсказывает свою короткую жизнь.

  2. Предрекая свою раннюю гибель, когда его ум «немного совершит», поэт подчёркивает, что совершит именно ум, а не чувства. В душе груз «надежд разбитых», поэтому в ней нельзя найти спасение. Оно в размышлениях, «думах», о которых толпа может никогда не узнать, так как их не расскажет ни сам поэт, ни даже Бог – «никто»!

  3. Образ мирового океана сродни человеческой душе, полной дум и чувств, которые так же трудно разгадать, как и постичь тайны океана.

3-я группа (обучающиеся, владеющие навыками анализа текста)

«Поэт» (1838г.), 1 – 6 строфы «история кинжала»

Cближая образы кинжала и поэта, Лермонтов оригинально и свежо выразил мысль о том, что поэзия подобна оружию. Построив стихотворение как развернутое сравнение, он в первых шести строфах рассказал историю кинжала, а в последующих пяти – высказал свой взгляд на поэзию и ее отношение к жизни. Основной смысл истории кинжала – показ бесславности судьбы оружия, ставшего золотой игрушкой. Изменение интонации и словаря, прослеживаемое от строфы к строфе, подчеркивает этот вывод и позволяет почувствовать сожаление автора о таком превращении. Вначале интонация несколько торжественная и сдержанная: автор вспоминает о боевой службе кинжала, а о ней нельзя говорить ни чрезмерно пылко – это не соответствовало бы суровой правде, – ни слишком обыденно – это опростило бы рассказ, снизило бы его тон. Характерны словарь и изобразительные средства первых четырех строф. Слова просты и понятны, но, наряду с общеупотребительными (горы, грудь, след), здесь много слов литературного языка (клинок, наездник, наследье, речи), иначе отсутствовала бы некоторая приподнятость. Прилагательные, отобранные для характеристики боевого оружия, чаще всего являются славянизмами и придают торжественность стиху бранный восток, чуждый и постыдный наряд, хладный труп и др. После гибели хозяина кинжал не находит себе применения. Чувство грусти, испытываемое автором при мысли об этом, вызывает изменение характера стиха: если первые три строфы и половина четвертой звучат энергично, мерно:

Он взят за Тереком отважным казаком

На хладном трупе господина,—

то следующие кажутся менее упругими, чему способствуют смягченная рифма (войне – стене, зарей – рукой вместо твердых мужских рифм первых строф: лет – след, кинжал – закал) и упрощение словаря. Большинство существительных в 5-й и 6-й строфах часто встречается в устной речи: лавка, армянин, война, игрушка, стена, рука. Прилагательные-эпитеты не имеют здесь книжного характера: походная лавка, родные ножны, бедный спутник, золотая игрушка, заботливая рука. Смягченный, грустный тон 5-й строфы усиливается междометием увы («Увы, бесславный и безвредный»).

В первых шести строфах почти нет метафор (они единичны, например, резьба – «наряд»), редки сравнения, отсутствуют гиперболы. Широко прибегает Лермонтов лишь к эпитетам. Если в первых строфах эпитеты в основном эмоционально окрашены (надежный, таинственный, постыдный), то в 5-й и 6-й строфах для них характерна конкретность; они показывают не отношение автора к предмету, а указывают признак, качество предмета: золотая игрушка, походная лавка и т. д. Очень выразительны эпитеты, определяющие отношение автора к кинжалу, превратившемуся в игрушку: он стал «бесславным и безвредным». Стоящий восклицательный знак делает эти эпитеты особенно заметными, подчеркивая идейную значительность, которую они имеют в первой части стихотворения.

4-я группа (обучающиеся, владеющие навыками анализа текста)

«Поэт» (1838г.), 7 – 11 строфы «судьба и предназначение поэта»

В 7-й строфе, когда Лермонтов, отказываясь от аллегории, прямо осуждает поэта, променявшего былую славу и власть над людьми на покой и «злато», относительно спокойная и ровная интонация сменяется взволнованным обращением, повествовательность первых строф уступает место ораторскому пафосу, впервые в стихотворении появляется местоимение 2-го лица: «...не так ли ты, поэт, свое утратил назначенье?».

8-я и 9-я строфы являются идейным центром стихотворения. В них Лермонтов, высказывая свой взгляд на роль и назначение поэзии, создает величественный образ поэта. Образно раскрывая мысль о связи истинного поэта с людьми, о необходимости поэзии для народа, Лермонтов прибегает к сравнениям, применяя их в нарастании: «как чаша для пиров», «как фимиам в часы молитвы», «как божий дух», и, наконец, кульминация – «как колокол на башне вечевой». Здесь автором используется церковная лексика как элемент высокого стиля.

Предпоследняя строфа контрастна предыдущей. Истинные поэты не признаны в «ветхом мире», их «простой и гордый» язык не нужен там, где тешатся «блестками и обманами». И, как бы подчеркивая будничность и пустоту современной поэзии, автор меняет четкий и мерный стих, характерный для центральных строф, на менее ритмичный, а гражданскую и приподнятую церковную лексику – на разговорный словарь: скушен, тешат, морщины, румяна.

В последней строфе – обращении – вновь страстно звучит призыв, подобный пушкинскому «Восстань, пророк!»: «Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!» Слово пророк рифмуется здесь с клинок, возвращая читателя к образу кинжала. Заключительная метафора «ржавчина презренья» скрепляет стихотворение, объединяя аллегорический образ кинжала с образом поэта-пророка. Концовка дана в виде вопроса, но в этом вопросе заключен и призыв, выражающий основную мысль автора. Последняя строфа разрушает кажущийся параллелизм двух частей, слияние двух образов (кинжала и поэта) делает стихотворение художественно цельным, стройным. Такая композиция и образная система позволяют ощутить подтекст и единую авторскую мысль: сожалея о превращении боевой силы в развлечение толпы, автор тоскует и о том, что миновало время битв, что оно сменилось «веком изнеженным».

5-я группа

«Есть речи — значенье...» (1840г.)

  1. Поэт размышляет о действенности поэтического слова, влияния поэзии на людей.

  2. Поэта волнует внутреннее содержание слова, тайна подтекста, которой обладают лишь слова, рождённые сердцем, «из пламя и света». Задача поэта – находить такие слова, которые, подобно слову Божьему, влияют на людей, побуждают их к сильным чувствам и действиям.

  3. Поэзия должна помочь читателям проникнуться волнением «безумства желаний», «слёз разлуки», «трепета свиданья». Жизнь толпы, «шум мирской» мешают услышать поэтическое слово, рождённое «из пламя и света». Оно не отзовётся в равнодушном сердце, которое разучилось страдать.

  4. Только слова, рождённые «из пламя и света», способны влиять на человеческие души. Такие слова слышны повсюду: и «в храме», и «средь боя». Когда чувства поэта предельно напряжены и выражены, вещие, пророческие слова приходят к нему и становятся слышимыми, узнаваемыми. Слова любви, прощанья, борьбы, протеста, облечённые в поэтическую форму, способны вызвать воина «из битвы» и даже прервать молитву в храме, такие слова волнуют и зовут.

  1. Работа по анализу стихотворения «Пророк» А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова

– И так мы увидели, что в разные годы М.Ю.Лермонтов касался вопроса, волнующего каждого большого художника, — о назначении искусства, миссии писателя. Безбоязненно нести людям правду о жизни, быть выразителем «мыслей благородных» – в этом поэт видел свой долг перед современниками. Не случайно Лермонтов сравнивал деятельность писателя с миссией пророков в библейские времена. Этот образ часто встречается в его поэзии («Не смейся над моей пророческой тоскою...», «Поэт», «Журналист, читатель и писатель» и др.). Однако в действительности благородные устремления многих писателей сталкивались с противлением власть имущих, и судьбы создателей великих творений зачастую складывались драматично. Об этом проникновенно поведал Лермонтов в стихах «Смерть Поэта», «Памяти А.И. Одоевского». Как значимо и емко лермонтовское поэтическое выражение о Пушкине – «невольник чести»! Честь и достоинство гения оказались в неволе у «завистливого и душного» света.

Быть может, наиболее обобщенно о конфликте мужественной и благородной личности с косностью окружающей среды Лермонтов сказал в своем последнем стихотворении «Пророк» (1841).

/Чтение стихотворения «Пророк» М.Ю.Лермонтова заранее подготовленными обучающимися: 1 ученик – слова пророка

2 ученик – слова старцев /

– У кого из русских поэтов мы с вами уже встречались с определением поэта как пророка?

У А.С.Пушкина есть стихотворение «Пророк».

– Верно. Давайте же попытаемся, сравнивая эти два гениальных произведения, ответить на главный вопрос: «Какова авторская концепция поэтов в стихотворении «Пророк»? Но сначала объясните значение таких слов как пророк, прорекать, проречь.

/Выступает обучающийся с заранее подготовленной лингвистической справкой, если дети затрудняются ответить или дополняет ответы/

Пророк тот, кому по Божию вдохновению откровенны истины, от общего сведения сокрытые, и поручена должность проповедовать оные перед людьми. /«Общий церковнославянский российский словарь» П.И.Соколов, 1834г./

Пророк (провидцы, прозорливцы) – личности, наделенные даром восприятия Божественного послания и способность сообщить его людям. Избираемые Богом (зачастую против их желания), пророки являлись посредниками между ним и людьми. Пророки одновременно могли выступать ясновидцами и предсказателями от имени будущего (засух, голода т.п.), религиозных и исторических событий, а также индивидуальной судьбы. На Древнем Востоке было значительное число пророков, они играли важную роль в жизни народов. Так, в иудаизме известны древние и ранние пророки (среди них Моисей) и поздние пророки – авторы письменных произведений (Исайя и др.). /«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006 (3CD)»/

Прорекать, проречь – предсказывать, предвещать. В библейские времена пророки были явлением не единичным. Это были образованные люди: писатели и ораторы; трезвые политики, которые хорошо ориентировались во внутренней и внешней обстановке, в отдельных случаях предвидели развитие событий в стране. Они выступали против пороков сановников и правителей, обвиняли их в том, что они гоняются за мздой, захватывают дома и землю соплеменников. Имена и проповеди отдельных пророков сохранились: Исайи (VIII и VII вв. до н.э.), Иеремии (650 – 640 гг. до н.э.). Приведем лишь одно высказывание Исайи, обращенное к знати. От имени Бога пророк заявлял: «Перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову».

/Группы получают задание, каждая по одному вопросу, работа ведется 7–10 минут, затем идут выступления обучающихся, заполняется сравнительная таблица/.

Вопросы:

  1. Что заимствовали поэты из Библии?

  2. Что воссоздаёт колорит легенды, передаёт стилистику речи Пророка?/Анализ лексики/.

  3. Дайте характеристику других героев, встречающихся на пути Пророка? Как описано место пребывания?

  4. Сделайте общий вывод: в чём видит поэт своё предназначение?




А.С.Пушкин

  1. Используя библейские образы (пророк, Серафим, пустыня), поэт изображает прозрение пророка, рождение вдохновения, свойственного пророкам и поэтам.

В основе сюжета стихотворения встреча поэта с Серафимом.

Духовной жаждою томим

В пустыне мрачной я влачился

И шестикрылый Серафим

На перепутье мне явился.



  1. Автор обращается к церковно-славянской лексике, которая наиболее полно может воссоздать колорит легенды из Книги Исайи.

    1. использование неполногласных сочетаний:

влачился /волочился/

угль /уголь/

глас /голос/

    1. окончание прилагательных:

мудрыя /мудрое/

    1. старославянская лексика:

духовная жажда – жажда мудрости, открытия, приобщения к высшему знанию

томиться – испытывать сильные душевные мучения, страдания

перепутье – «быть на перепутье» – находиться в состоянии сомнения

зеницы – глаза

вещий – мудрый

горний (уст.) – небесный

лукавый – лживый

внимать – понимать, слышать, впитывать

уста – губы

восстань – возродись

виждь – видеть


  1. Серафим – шестикрылый ангел, посланник Бога на землю

Пустыня мрачная – до встречи с Серафимом поэт одинок, кругом мрак, он слеп, не знает куда идти. Возникает перепутье – момент сомнения и поиска. Только после встречи с Серафимом и своим преображением все вокруг просветлело, наступает момент прозрения физического и духовного.


  1. Основная идея стихотворения заключается в том, что одного внешнего преображения совсем недостаточно, чтобы стать настоящим поэтом

«Как труп в пустыне я лежал…»

Нужна еще высокая цель, высокая идея, во имя которой поэт творит и которая оживляет, дает смысл, содержание всему тому, что он так глубоко и точно видит и слышит, и так тонко и мудро умеет выразить в слове. Эта «цель» поэтически обозначена как «Бога глас», взывающий к пророку:

Восстань пророк

И виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Основное предназначение поэта, по мысли автора, – это словом направлять людей на истинный путь, на путь добра. Истинное слово – великая сила, которой поэт способен воздействовать на умы людей.


М.Ю.Лермонтов

  1. Поэт заимствовал из Библии образ пророка и стремился быть верен библейскому сказанию. Отсюда:

  • изгнание пророка

  • выражение скорби

/голову посыпали пеплом/

  • наказание «отступников» от веры предков /их забрасывали камнями/

В основе сюжета стихотворения встреча поэта с людьми, ради которых он претерпел все изменения, «восстал» и мечтал «глаголом жечь сердца людей».

С тех пор как Вечный Судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

  1. Лексика, отдельные выражения воссоздают колорит легенды, передают стилистику речи Пророка.

    1. использование неполногласных сочетаний:

град /город/

глава /голова/

гласить /говорить/

    1. устаревшие книжные и церковно-славянские слова, афористичные выражения:

Вечный Судия – Бог, Всевышний

всеведенье – обладание знанием обо всем. Именно это помогло Пророку понять тайные страсти и побуждения людей

очи – глаза

любовь – это не только любовь к близким, но и любовь к человеку, любовь активная, оказывающая помощь и поддержку тому, кто в ней нуждается

чистые ученья – утверждение высокой нравственности и добродетели /Словарь Д.Н.Ушакова/

ближние мои – (не близкие, т.е. ограниченный круг людей), по религиозно-нравственным представлениям – всякий человек для другого близок

глава – голова

дар Божьей пищи – духовная

завет – наказ

Предвечный – извечно сущест-вующий /а не Всевышний – выше сущего/, философское осмысление Бога

тварь – живое существо

старцы - /не отцы в значении родоначальники/ - старейшины, где явно подчеркивается преклонный возраст старейшин, их привержен-ность к устоявшимся каноном

самолюбивый – человек, который любит почет и лесть, везде хочет быть первым /уст., словарь В.Даля/; порок, ослепляющий разум /словарь Академии Российской XIX в./

  1. Пророк находит для себя единственное пристанище – пустыню. Там – покой и полное единение с миром природы:

И звезды слушают меня,

Лучами радостно играя.

Здесь воплотилась мечта самого поэта: гармония природы, в которой душа лирического героя обретает покой, счастье.

Оценку деятельности Пророка дают старцы, самодовольно и безжалостно судящие поэта. Он для них – глупей! И не только глупец, а глупец наказанный Богом. Об этом говорит его бедственное положение

Как он угрюм, и худ, и бледен!

Смотрите, как он наг и беден,

Как презирают все его!

к которому они не испытывают никакого сочувствия. Это под-тверждается словом «презирают». Они наоборот, удовлетворены тем, что перед ними изможденный человек, нищий, которого они изгоняют вторично.

В речи старцев нет образности выражений, присущих Пророку. Убогая мудрость старцев к этому не располагает. Для них характерны простота лексики, присущие разговорной речи интонации, односоставные предложения и повторения слов:

«смотрите: вот пример для вас!»,

«смотрите ж, дети, на него…»,

«смотрите, как он наг и беден…».

  1. Основная идея стихотворения – это судьба поэта в пору, когда он, обновленный, возрожденный и прозревший, обратился к людям с проповедью любви и справедливости, которые обществу оказались не нужны.

Это стихотворение о изгнаннической судьбе, одиночестве, бесперспектив-ности участи поэта в обществе, в котором царит «самолюбие».

  1. Подведение итогов урока.

– Можно ли вслед за некоторыми критиками сказать, что стихотворение М.Ю.Лермонтова является подражанием А.С.Пушкину? Почему?

Нет. Эти стихотворения абсолютно разные по своей сути. Так А.С.Пушкин обозначил те черты, которыми должен обладать поэт-пророк, чтобы «глаголом жечь сердца людей», М.Ю.Лермонтов же изобразил его в пору, когда он обратился к людям с проповедью любви и справедливости.

А.С.Пушкин в «Пророке» утверждает великое общественное значение поэзии, видит в ней могучее средство воздействия на умы и сердца людей. М.Ю.Лермонтов сопоставил своего поэта-пророка с современным обществом и показал, какая судьба ждет поэта, посмевшего выступить с критикой общественной лжи и несправедливости.

Пушкинский пророк страдает. Преображения, которые совершает серафим, мучительны. Миссия «глаголом жечь сердца людей» добывается заменой «трепетного сердца» на «угль, пылающий огнём».

Лермонтовский пророк при всей жестокости толпы, при всём одиночестве не теряет веры в гармонию как основу мира. И этот разговор со звёздами спасает пророка от отчаяния:

И вот в пустыне я живу,

Как птицы, даром божьей пищи.

Завет предвечного храня,

Мне тварь покорна там земная;

И звёзды слушают меня,

Лучами радостно играя.

– В творчестве Лермонтова отразилась общественная ситуация в России 1830-х годов. Основные мотивы его творчества связаны с вечными проблемами бытия и глубокими раздумьями поэта о смысле жизни, одиночестве и жажде душевной свободы, поиске гармонии в отношениях с миром.

На протяжении всего творчества своё развитие получает традиционная для русской литературы тема поэта и поэзии, эволюцию которой можно проследить в стихотворениях 1829-1841 годов. Так, пятнадцатилетний поэт просит Бога забрать у него поэтический дар, освободить его «от страшной жажды песнопенья», которая «лавой вдохновенья» клокочет в груди и заставляет отдалиться от божественных молитв.

Но позже лирический герой Лермонтова начинает осмыслять свой талант, пытается осознать истоки поэтического творчества, которые видит, прежде всего, в страдании, и подчёркивает отличие своих стихов от творений его поэтических предшественников, например Байрона.

После гибели Пушкина Лермонтов видит своё предназначенье в продолжении его начинаний. Поэзия для него – действенное средство освобождения от влияния светского общества, а слово – оружие, необходимое и в храме, и в бою. Однако Лермонтов с горечью отмечает, что поэты променяли «на злато» свой божественный поэтический дар. А тот, кто остался верен своему пророческому предназначенью, презираем обществом и может жить только в «пустыне».

  1. Домашнее задание

    • Прочитать стихотворение «Молитва», «Благодарность», «Ветка Палестины», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Выхожу один я на дорогу…» (задание по группам).

    • «У него всегда была потребность в молитве, но в нем было больше упрека и бунта, чем просьбы» (Ю.Айхенвальд).

Как это высказывание соотносится с прочитанным стихотворением? (ответить письменно).

Список литературы

  1. Андроников И.Л. Лермонтов. Исследования, статьи, рассказы. – Пенза, 1952.

  2. Андроников И.Л. Лермонтов: Исследования и находки – М., 1977

  3. Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова /Выставка в школе – М., «Детская литература», 1984

  4. Лермонтовская энциклопедия – М., 1981

  5. Ломинадзе С.В. Поэтический мир Лермонтова – М., 1985

  6. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь – М., 1988

  7. М.Лермонтов /Книга для ученика и учителя – М., АСТ «Олимп», 1998

  8. М.Ю.Лермонтов. Избранные сочинения /Библиотека учителя – М., «Художественная литература», 1987

  9. М.Ю.Лермонтов. Лирика /Школьная программа. Справочные материалы – М., «Дрофа», 1998

  10. Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова – М., 1961

  11. Мармнцман В.Г. Изучение литературы в 8 классе. – М., «Просвещение», 1987

  12. Рез З.Я. М.Ю.Лермонтов в школе. – Л.: «Учпедгиз», 1959.




ПРОРОК

А.С.Пушкин

М.Ю.Лермонтов

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он,—

II их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

II гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

II празднословный и лукавый,

II жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

II сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

1826 г.

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я.

Страницы злобы и порока.


Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.


Посыпал пеплом я главу,

Из городов бежал я нищий,

И вот в пустыне я живу,

Как птицы, даром божьей пищи;


Завет предвечного храня,

Мне тварь покорна там земная;

И звезды слушают меня,

Лучами радостно играя.


Когда же через шумный град

Я пробираюсь торопливо,

То старцы детям говорят

С улыбкою самолюбивой:


«Смотрите: вот пример для вас!

Он горд был, не ужился с нами!

Глупец, хотел уверить нас,

Что бог гласит его устами!


Смотрите ж, дети, на него:

Как он угрюм, и худ, и бледен!

Смотрите, как он наг и беден,

Как презирают все его!»

1841 г.


Опережающее домашнее задание для групп.


1-я группа (слабые обучающиеся, стихотворение из раздела повторение)

«Я жить хочу! хочу печали...» (1832г.)

  1. Как характеризуется сложный и мучительный процесс поэтического творчества в стихотворении?


2-я группа

«Нет, я не Байрон, я другой...» (1832г.)

  1. В чём лирический герой видит своё сходство с Байроном? Чем он от него отличается?

  2. Докажите, что поэзия, по Лермонтову, должна быть поэзией мысли.

  3. Какие образы автор считает созвучными человеческому существованию?


3-я группа (обучающиеся, владеющие навыками анализа текста)

«Поэт» (1838г.), 1 – 6 строфы «история кинжала»

  1. Особенности языка, стиля, композиции.

  2. Каков аллегорический смысл истории кинжала?


4-я группа (обучающиеся, владеющие навыками анализа текста)

«Поэт» (1838г.), 7 – 11 строфы «судьба и предназначение поэта»

  1. Особенности языка, стиля, композиции.

  2. Какое предназначение поэзии утверждает Лермонтов?


5-я группа

«Есть речи – значенье...» (1840г.)

  1. Какая проблема поднята в стихотворении?

  2. Какие тайны поэтической речи волнуют поэта?

  3. В чём он видит действенную роль поэзии: в значении слов или в их эмоциональном пафосе?

  4. Сродни каким сильным чувствам должны быть поэтические слова?

  5. Какой должна быть сила поэтического слова, чтобы оно побудило человека к действию?


/Группы получают задание, каждая по одному вопросу, работа ведется 7–10 минут, затем выступления обучающихся, заполняется сравнительная таблица/


Вопросы к стихотворению «Пророк» А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова:

  1. Что заимствовали поэты из Библии?

  2. Что воссоздаёт колорит легенды, передаёт стилистику речи Пророка?/Анализ лексики/.

  3. Дайте характеристику других героев, встречающихся на пути Пророка? Как описано место пребывания?

  4. Сделайте общий вывод: в чём видит поэт своё предназначение?


Работа опубликована:

Эволюция отношения М.Ю.Лермонтова к поэтическому дару. Сравнительный анализ стихотворения «Пророк» А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова // «Проблемы формирования коммуникативной компетенции в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения» (Материалы работы проблемно-творческой группы учителей русского языка г.Томска) – Т.: Информационно-методический центр. – 2010.- С.53-65.

Похожие:

«Эволюция отношения М. Ю. Лермонтова к поэтическому дару» / Сравнительный анализ стихотворения «Пророк» icon«Сравнительный анализ стихотворения «Silentium» Ф. И. Тютчева и одноимённого стихотворения О. Э. Мандельштама»
Тема урока – «Сравнительный анализ стихотворения «Silentium» Ф. И. Тютчева и одноимённого стихотворения О. Э. Мандельштама»
«Эволюция отношения М. Ю. Лермонтова к поэтическому дару» / Сравнительный анализ стихотворения «Пророк» iconЗадачи урока: Дидактические: Обучать элементам лингвистического анализа стихотворения; Обратить внимание учащихся на стилистические особенности стихотворения
Оборудование: портрет М. Ю. Лермонтова, иллюстрации М. Ю. Лермонтова с видами Кавказа, репродукция картины М. А. Врубеля «Демон (сидящий)»,...
«Эволюция отношения М. Ю. Лермонтова к поэтическому дару» / Сравнительный анализ стихотворения «Пророк» icon«Творчество М. Ю. Лермонтова, на примере стихотворения «Парус»
Восстановить в памяти учащихся факты из жизни и творчества М. Ю. Лермонтова, уделив особое внимание характеристике 30-40 годов 19...
«Эволюция отношения М. Ю. Лермонтова к поэтическому дару» / Сравнительный анализ стихотворения «Пророк» icon«Лирика «сильнейших страстей» иглубоких страданий» /анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова
На доске записывается стихотворение или выводится на экран через проектор, которое прочитывается учителем
«Эволюция отношения М. Ю. Лермонтова к поэтическому дару» / Сравнительный анализ стихотворения «Пророк» icon«Лирика «сильнейших страстей» иглубоких страданий» /анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова
На доске записывается стихотворение или выводится на экран через проектор, которое прочитывается учителем
«Эволюция отношения М. Ю. Лермонтова к поэтическому дару» / Сравнительный анализ стихотворения «Пророк» iconВ. Г. Белинский: «Этот четырехстопный ямб с одними мужскими окончаниями гармонирует с несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы» («Стихотворения М. Ю. Лермонтова»)

«Эволюция отношения М. Ю. Лермонтова к поэтическому дару» / Сравнительный анализ стихотворения «Пророк» iconМедиаобразование в России и Украине: сравнительный анализ современного этапа развития (1992-2008)*
Федоров А. В. Медиаобразование в России и Украине: сравнительный анализ современного этапа развития (1992-2008) // Дистанционное...
«Эволюция отношения М. Ю. Лермонтова к поэтическому дару» / Сравнительный анализ стихотворения «Пророк» iconКнига стихов 1912 года Ахматова Анна Стихотворения в сборник вошли стихотворения из разных «книг»
В сборник вошли стихотворения из книг: «Вечер», «Чётки», «Белая стая», «Подорожник», «Anno Domini», «Тростник», «Нечет», «Бег времени»...
«Эволюция отношения М. Ю. Лермонтова к поэтическому дару» / Сравнительный анализ стихотворения «Пророк» iconАнализ учебно-воспитательной работы учителей начальных классов за 2009/2010 учебный год
Сравнительный анализ качества обученности учащихся 2-4 классов по русскому языку и литературному чтению
«Эволюция отношения М. Ю. Лермонтова к поэтическому дару» / Сравнительный анализ стихотворения «Пророк» iconУрок по литературе на тему «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус»
Ая – вспомнить сведения о жизни М. Ю. Лермонтова и дополнить их; представить картины, изображенные в стихотворении М. Ю. Лермонтова...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница