Книга практического психолога




Скачать 20,34 Kb.
НазваниеКнига практического психолога
страница1/89
Дата04.02.2016
Размер20,34 Kb.
ТипКнига
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   89
РАБОЧАЯ КНИГА ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

Пособие для специалистов, работающих с персоналом



Издательство Института Психотерапии Москва 2001

ББК 88.4 Р13

АВТОРЫ И СОСТАВИТЕЛИ: Абульханова Х'.А.акад. РАО, д.п.н., проф.; Агафонова О.В., к.п. н.; Александрова Ю.В., к.п.н.; Анисимов С.А., акад. МААН, д.с.н., проф.; Анцупов А.Я., д.п.н., проф.; Балыков П.Н., БодалевА.А., акад. РАО, АПСН, БПА, МААН, МАВШ, МПА, д.п.н., проф.; Бурня-шев М.Г.; Буянов В.И., к.п.н., доц.; Васина Н.В., чл.-кор. МААН, к.п.н., доц. (отв.ред.); Волковицкии Г.А., к.п.н., доц.; ГордеевМ.Н., д.м.н.; ГусеваА.С.,акал. МААН, д.п.н., проф.; Деркач А.А., акад. РАО, АПСН, МААН, МПА, д.п.н., проф.; Енакаева P.P., к.п.н.; Жилъ-ников И.Д., к.п.н.; Зазыкин 5.Г., д.п.н., проф.; Калаков Н.И., д.п.н., проф.; Катаева Л.И., к.п.н, доц.; Каширских Т.В., к.п.н.; Козлова А.А.; Козлов В. В., к.п.н., доц.; КоломиецЯ.О., к.п.н.; Конюхов Н.И., акад. МААН, АПСН, д.п.н.,проф.; Корчемный П.А., акад. МААН, д.п.н.. проф.; Кричевский Р.Л., акад. МААН, д.п.н., проф.; Лаптева Т.Н., к.п.н.; Лаптева И.Л.; ЛасыгинА.И., к.п.н.; Маркова А. К., якал. МААН, д.п.н., проф.; Накошная Н.В., к.п.н.; Панасюк А.Ю., акад. МААН, д.п.н., проф.; Перевалов В.Ф., д.п.н., заслуж. деятель науки РФ, акад. МАИ; ПротнС.В., к.п.н.; СекачЛ/.Ф., д.п.н., проф.; Съедин СИ.,д.п.н., проф.; Темнова Л.В., д.п.н., проф.; Уткин В.Г., к.ф.н., доц.; Чернокозова М.О., к.п.н.; Чубкова Г.П., д.с.н., проф.; Шлычков В.Р.; Ярошенко Г.Н., к.п.н, доц.

РЕЦЕНЗЕНТЫ: Акмеологический институт; АНИСИМОВ О.С., акад. МААН, РЭА, д.п.н., проф.; ГЕРАСИМОВ В.М., д.п.н., проф.

Р13 Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. — 640 с. илл.

Главная цель настоящего пособия — создание оптимальных научно обоснованных модели, алгоритма и технологии труда практического психолога, а также доведение знания о продуктивной психологической практике до заинтересованного потребителя. В книге впервые представлен обобщенный материал теоретико-методологического и прикладного характера. Приоритетное место в ряду актуальных проблем заняли вопросы овладения практическими психологами современными технологиями эффективной деятельности. Их базу составил апробированный традиционный и новый авторский инструментарий, который успешно применяется в психологической практике в нашей стране и за рубежом. Использование предлагаемых методик, способов и отдельных приемов психодиагностической, коррекционно-развивающей и консультационной работы в различных условиях труда и жизни позволит психологу более компетентно и результативно выполнять свои профессиональные обязанности. Книга адресована прежде всего практическим психологам. Она полезна также для всех руководителей. Предлагаемый материал может быть использован студентами, слушателями, аспирантами и всеми, кто стремится к овладению современной психологической культурой.

ISBN 5-89939-036-0

© Авторский коллектив, 2001

© Изд-во Института Психотерапии, 2001

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.....................................................................................................7

ЧАСТЬ I. ПРОФЕССИЯ - ПСИХОЛОГ

Глава 1. ПРАКТИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ В ИЗМЕРЕНИЯХ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...........................12

1.1. Быть профессионалом в психологии — это обязательно..........12

1.2. Профессиональная компетентность психолога как интегративная характеристика его труда...................................20

1.3. Секреты творчества психолога....................................................30

1.4. Эффективен ли труд психолога?.................................................41

1.5. Оптимизация личностно-профессионального развития практического психолога.............................................................48

Глава 2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА..............................................55

2.1. Психодиагностика: искусство проницательности.....................55

2.2. Развитие и коррекция личности — приоритетная задача.........70

2.3. Психологическое просвещение и консультирование................80

2.4. Социально-психологическое сопровождение............................88

Глава 3. ОТ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ НЕ УЙТИ.....................................95

3.1. Актуализируйте мотивацию профессионального самосовершенствования человека..............................................95

3.2. Становление молодого человека упустить нельзя.....................122

3.3. Окажите помощь клиенту в его адаптации................................130

3.4. Обеспечьте системность в гуманитарно-технологическом развитии современного специалиста.........................................146

3.5. Не пропустите девиантного поведения......................................169

3.6. Овладевайте тайнами персонологии .........................................198

ЧАСТЬ И.

ЭФФЕКТИВНЫЙ ПСИХОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Глава 4. ОБЩАЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ

ПСИХОДИАГНОСТИКА...........................................................222

4.1. Инструментарий исследования отдельных сторон психики человека......................................................................................222

а) Методика изучения особенностей восприятия «Восприятие времени»..........................................................222

б) Тест для определения уровня внимания

«Числовой квадрат»...............................................................223

в) Тест для определения мыслительных способностей «Количественные отношения».............................................224

г) Опросник для проверки памяти «Память на числа»...........225

д) Тест Шварцландера «Исследование уровня притязаний» ... 226

е) Методика выявления нервно-психической устойчивости человека..........................................................227

ж) Опросник темперамента Я.Стреляу.....................................248

4.2. Методики комплексного тестирования....................................254

а) 16-факторный тест Р. Кеттелла.............................................254

б) Сокращенный многофакторный опросник для исследования личности (СМОЛ)........................................271

в) Тест Г. Айзенка.......................................................................276

г) Тест К. Леонгарда — Н. Шмишека........................................280

д) Проективные методики исследования личности.................286

е) Тест М. Люшера.....................................................................296

ж) Тест Т. Лири............................................................................307

Глава 5. ПСИХОДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

ПЕРСОНАЛА............................................................................. 316

5.1. Инструментарий для изучения деятельностиых и

коммуникативных качеств персонала.......................................318

а) Методика самооценки деловых и личностных качеств руководителя (менеджера)....................................................319

б) Тест «Способны ли Вы стать руководителем?».....................320

в) Тест «Какой Вы руководитель?»............................................329

г) Методика оценки стиля руководства....................................332

д) Тест К.Томаса.........................................................................340

5.2. Исследование профессионально важных качеств персонала

различных систем труда.............................................................345

а) Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)...............................345

б) Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ).............................................................................347

в) Изучение ПВК персонала системы

«человек—машина—знаковая система»...............................354

г) Выявление профессионально важных качеств специалистов системы «человек—техника».........................355

д) Определение психологического типа руководителя

по методике Д. Кейрси..........................................................359

Глава 6. НОВЫЕ ОРИГИНАЛЬНЫЕ И АВТОРСКИЕ МЕТОДИКИ ... 383

6.1. Методика изучения межличностных отношений

в малых группах.........................................................................383

а) Метод социометрических измерений Дж. Морено..............383

б) Психометрический метод Дюке...........................................393

в) Опросник межличностных отношений В. Шультца............394

г) Методика Ф. Филлера...........................................................396

д) Методика изучения межличностных отношений и комплектования малых групп..............................................397

е) Методика выявления отношения к Другому........................412

ж) Методика шкальной оценки организации

(частный семантический дифференциал)............................436

6.2. Новые методики индивидуальной психодиагностики.............438

а) Методика психологического собеседования........................438

б) Методика диагностики уровня социального

мышления личности..........................................................458

в) Методика выявления перспективной жизненной стратегии................................................................................461

г) Экспресс-анкета для психолога-профориентатора.............464

д) Тест-опросник «Рейтинг ценностно-потребностных ориентации персонала»........................................................478

е) Психогеометрический тест С. Делингера.............................482

ж) Методика познания и развития психической устойчивости руководителей................................................496

з) Модульная методика диагностики межличностных конфликтов в группе...........................................................509

и) Ситуационный метод исследования конфликтов................520

Глава 7. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

ФОРМИРОВАНИЯ, РАЗВИТИЯ, КОРРЕКЦИИ...................532

7.1. НЛП на службе задействования резервных возможностей человека...................................................................................... 532

7.2. Социально-психологический тренинг как средство формирования, развития и коррекции всевозможных человеческих измерений...........................................................561

7.3. Продуктивная деловая игра «Командное решение»..................577

7.4. Методика психологической релаксации и восстановления.....595

Глава 8. ПОПУЛЯРНАЯ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА.......................608

8.1. Клиент — сам практический психолог......................................608

а) Тест «Хороший ли Вы психолог?».........................................608

б) Тест «Познай себя».................................................................609

в) Методика оценки степени истощенности своих жизненных сил (тест Аппелса)........................................... 610

г) Опросник «Каков Ваш творческий потенциал?».................611

д) Тест «Ваше самочувствие».....................................................613

е) Тест «Вот такой у меня темперамент!»..................................619

8.2. Тесты, доступные и важные для каждого...................................620

а) Опросник «Насколько Вы обаятельны?»..............................620

б) Тест для мужа и жены.............................................................621

в) Ваш цвет и ваш характер........................................................622

г) Тест для бабушек и дедушек...................................................624

ЛИТЕРАТУРА..........................................................................................626

ВВЕДЕНИЕ

Одной из отличительных особенностей современной многомерной российской действительности является динамизм и нестандартность процессов, утверждение нового характера отношений и деятельности. При этом настойчивее и более активно выражается стремление всех социальных субъектов к социальной доминантности, самовыражению и комфортности в реальном укладе жизни и труда.

Практика вместе с тем свидетельствует, что эти и другие общие и индивидуальные приоритеты остаются вне поля досягаемости многих людей, первичных коллективов и даже крупных социальных общностей.

В чем же причина углубляющихся проблем, противоречий, жизненных неурядиц, осложнений и даже катаклизмов? Правильно ли сетовать только на «корни сегодняшнего зла и завтрашней безысходности», находящиеся вне собственного «Я»?

А может быть, есть смысл обратить внимание на сугубо личные «плюсы», «минусы», свои жизненные измерения? Наверное, и здесь можно найти немало того, что блокирует реализацию творческого потенциала конкретного человека. Следовательно, приоритетная социальная задача — разблокировать «внешние и внутренние завалы» и создать условия для проявления каждого россиянина как целостного феномена — субъекта своей жизненной стратегии, избранной сферы труда, социально-ценностных отношений и гармоничного развития собственной природной особи высшей земной пробы.

Практика решения этой задачи сегодня, оказывается, не по плечу многим юным, зрелым и тем более преклонным соотечественникам. Все это объективно определило потребность общества в получении такого уникального специалиста, как практический психолог. Он оказался востребованным во всех сферах: в образовании, производственном, управленческом (менеджерском) и ином труде, бизнесе, коммерции и во всех измерениях повседневной жизни.

К сожалению, многие практические психологи оказываются не на высоте тех задач, которые выдвигаются социальным заказом — интересами продуктивного труда и растущими жизненными потребностями. Настоящая книга имеет своей целью дать в руки практического психолога независимо от сферы его практической деятельности главный ключ к успеху.

Модель, алгоритм и технология деятельности практического психолога — это те дефиниции его труда, без усвоения которых нет осознанного восхож

дения к вершинам профессионализма в данной неординарной сфере. Мы также предлагаем наиболее эффективные средства реализации основных профессиональных функций практического психолога — психодиагностики, психологического развития, коррекции, консультирования и др.

Однако хотелось бы предостеречь каждого, кто соприкоснется с предлагаемым материалом, от неосторожного и непродуманного применения практических средств как самих методик и методических рекомендаций, так и полученных с их помощью результатов. Всякое неквалифицированное использование инструментария психодиагностики, психологического развития, психокоррекции и психологического консультирования может нанести непоправимый вред жизни и деятельности конкретного человека или коллектива, дискредитировать саму психологическую службу.

В этих целях важно руководствоваться рядом правил, которые выступают социально-правовыми и профессионально-этическими нормами деятельности практических психологов. Они касаются прежде всего следующего круга вопросов.

Во-первых, вся работа практического психолога должна иметь четкую целевую ориентацию. Важно хорошо представлять особенности объекта, время и условия работы. Все это поможет лучше организовать проводимые мероприятия, согласовать их с реальными задачами или жизненными потребностями. Здесь не следует допускать поспешности в проведении диагностических мероприятий, в формулировании выводов и рекомендаций. Результаты только в том случае будут близки к истине, если они получены вследствие комплексного, всестороннего анализа. Методики, которыми психолог не овладел в достаточной мере, по которым чувствует слабость подготовки, использовать нецелесообразно. Особо осторожно следует подходить к практическому применению психотерапевтических методов воздействия. Главным правилом работы психолога должен стать принцип «Не навреди!».

Во-вторых, вся исследовательская деятельность практического психолога должна носить прикладной характер и быть органически связанной с процессами жизни и деятельности своего клиента. Здесь следует проявлять в высшей степени корректность. Прежде всего не допускать грубости, неуважительного отношения к человеку, укладу коллективной психологии как в повседневных отношениях, так и при проведении психологической работы. Необходимо добиваться доверительного и доброжелательного взаимоотношения с любым клиентом. При этом корректность должна соблюдаться и в использовании психологического инструментария. Полученная информация не может быть использована ни в корыстных целях, ни для злоупотребления служебным положением кем бы то ни было, ни в каких-либо иных целях, наносящих вред человеку, коллективу, интересам дела. Следует всегда помнить, что информация, которой владеет психолог, — это оружие особого характера.

В-третьих, охватывать психологическим влиянием весь уклад труда и жизни, добиваться компетентной реализации своих должностных функций. При этом тесно взаимодействовать со всеми административными институтами и общественностью. Оперативно доводить полученную информацию до тех субъектов, которые способны оказать позитивное влияние на решение проблемы. Важно также дать конкретные предложения по ее использованию и мерах, которые необходимо предпринять. Своевременность в работе психолога — важное условие ее результативности.

В-четвертых, постоянно совершенствовать свою профессиональную компетентность, пополнять арсенал средств и методов работы, добиваясь овладения современными психотехнологиями. Профессионализм практического психолога — основа успешности его труда.

Руководствуясь очерченными ориентирами, имеющимся опытом психологической практики, коллектив авторов приглашает широкий круг заинтересованных читателей обратиться к содержанию нашей книги. Среди них мы видим руководителей и сотрудников образовательных, управленческих, трудовых государственных и негосударственных структур. В их числе, безусловно, немалый профессиональный отряд практических психологов. Излагаемые положения полезны как для уяснения многих теоретических вопросов, так и в качестве основы для накопления продуктивного опыта практической работы.

ЧАСТЬ I

ПРОФЕССИЯ - ПСИХОЛОГ

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   89

Похожие:

Книга практического психолога iconДиагностики
Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие Москва, Владос. 1995
Книга практического психолога iconНастольная книга судьи астана 2005 Утверждено в качестве практического пособия для работников судебной системы
Утверждено в качестве практического пособия для работников судебной системы решением Ученого Совета Судебной академии при Верховном...
Книга практического психолога iconСправочник практического психолога Ирина Малкина-Пых Техники транзактного анализа и психосинтеза Глава 1 Общие стратегии психотерапевтического консультирования Буквальное значение термина «психотерапия»
«исцеление душой» или «лечение души». Сам термин «психотерапия» был введен в 1872 году Д. Тьюком в книге «Иллюстрации влияния разума...
Книга практического психолога iconПрограмма курса «введение в профессию»
Речь также идет о профессиональных видах деятельности психолога, его профессиограмме и психограмме, областях его работы в современной...
Книга практического психолога iconДиагностическая и коррекционная работа психолога по защите детей от жестокого обращения
В настоящее время представляется возможным выделить два основных направления работы психолога по защите детей от жестокого обращения:...
Книга практического психолога iconКнига адресована широкому кругу читателей. Верстка, дизайн © 2006 «Гомеопатическая книга»
Александр Коток. Прививки в вопросах и ответах для думающих родителей — Новосибирск, «Гомеопатическая книга» (ранее «Гомеопатия-Урос»),...
Книга практического психолога icon«московский психолого-социальный университет» факультет психологии утверждаю проректор по учебной работе
Целью учебной практики является : углубление теоретической подготовки обучающихся и овладение ими практических навыков и компетенций...
Книга практического психолога iconСписок научных трудов А. Х. Агирова Агиров А. Х., Яров Т. В., Стриханова Е. В. и др. Противобруцеллезные мероприятия. Методические разработки для практического
Агиров А. Х., Яров Т. В., Стриханова Е. В. и др. Противобруцеллезные мероприятия. Методические разработки для практического руководства...
Книга практического психолога iconУрок для учащихся 2-го класса
«знакомство с библиотекой. Строение книги. Как рождается книга. Из чего сделана книга»
Книга практического психолога iconК истокам русского книгопечатания
Книги в Древней Руси имели два назначения: книга предмет культа и книга для чтения
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница