Исследовательская работа Тема: «Образ кавказского пленника в русской литературе XIX, XX веков»




НазваниеИсследовательская работа Тема: «Образ кавказского пленника в русской литературе XIX, XX веков»
Дата04.02.2016
Размер26,2 Kb.
ТипИсследовательская работа
Муниципальное автономное учреждение основная общеобразовательная школа станции Тулебля


Научно - исследовательская работа

Тема: «Образ кавказского пленника в русской литературе

XIX, XX веков».


Выполнила: Гаукова Алевтина, ученица 7 класса

Руководитель: Пуховикова Екатерина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ ООШ ст. Тулебля


ст. Тулебля


2012 г


Содержание


Введение ........................................................................................................ 3

Образ кавказского пленника в русской литературе

XIX, XX веков ................................................................................................... 4.

Выводы ............................................................................................................11

Список используемой литературы ...............................................................13

Приложение 1 (анализ анкеты) .....................................................................14

Введение.


Тема моей работы «Образ кавказского пленника в русской литературе

XIX, XX веков». Для исследования я выбрала следующие произведения: поэму А.С.Пушкина «Кавказский пленник», поэму М.Ю.Лермонтова «Кавказский пленник», рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», рассказ В.С. Маканина «Кавказский пленный».

К этой теме я решила обратиться после участия в предметной олимпиаде по литературе, где встретился вопрос: сколько существует «Кавказских пленников? Кто автор этих произведений?

Я, конечно, вспомнила, что мы читали на уроках литературы поэму «Кавказский пленник» А.С.Пушкина, одноимённую поэму М.Ю.Лермонтова, рассказ «Кавказский пленник» Л.Н.Толстого. После олимпиады я решила глубже изучить данную тему. Я перечитала упомянутые произведения и критическую литературу по ним. Оказалось, что теме Кавказа и в последние годы посвящено немало произведений. В Интернете прочитала рассказ В.С. Маканина «Кавказский пленный», наиболее подходящий к проблеме моего исследования.

Актуальность моего исследования заключается том, что тема Кавказа была и остаётся очень актуальной. И от отношения к данной проблеме нас, молодых, зависит будет ли эта проблема когда - нибудь решена, сможем ли мы утвердительно ответить на вопрос, поставленный в одном из исследуемых произведений: «спасёт ли красота мир»? И я решила выяснить, как в произведениях А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н. Толстого и В.С. Маканина трактуется образ кавказского пленника, решаются проблемы взаимоотношений людей разных национальностей.

Объект исследования - образ кавказского пленника в русской литературе

XIX, XX веков

    Тема исследования предопределила цели работы:
    - провести анализ текстов художественных произведений,
    - сопоставить способы и приёмы изображения главных героев,
    - выделить отличительные черты кавказского пленника в каждом из рассмотренных произведений,

- сделать выводы об авторской позиции на проблемы, поднятые в исследуемых произведениях.
Гипотеза основана на предположении о том, что исследуемые произведения способствуют воспитанию доброты, отзывчивости, милосердия, ответственности за свои поступки, нравственности, толерантности.

Методы исследования:

- словесный,

- проблемный,

- частично - поисковый,

- исследовательский,

- анкетирование.

Глава 1. Образ кавказского пленника в русской литературе XIX, XX веков.


     Итак, в ходе работы я выяснила, что все события, случившиеся с героями произведений, выбранных мною для исследования, происходят на Кавказе. Это не трудно определить по названиям произведений. Непростыми были и остаются отношения России с Кавказом. Многих русских писателей XIX, XX веков манил Кавказ, таинственный край, “где люди вольны, как орлы”. В XIX веке Кавказ называли “Тёплой Сибирью”; туда в действующую армию ссылали неугодных царскому правительству. На Кавказ ехали и молодые люди в жажде побывать в “настоящем деле”, туда стремились и как в экзотическую страну чудес. Известно, что в ХIХ веке с 1817 по 1864 год шла Кавказская война с разрозненными горскими племенами за присоединение их к России. Русской армией командовал генерал Ермолов Алексей Петрович (1777—1861 гг) - соратник Суворова и Кутузова, герой войны 1812 года. B 1815 году назначен главнокомандующим на Кавказе. С 1818 года проводил политику усмирения, в 1827-м отправлен в отставку.

Участвовали в этой войне и офицеры М. Ю.Лермонтов и Л.Н.Толстой, но не войну воспели они в своих кавказских творениях, а прекрасную, суровую, дикую красоту гор, колоритную жизнь свободолюбивых горцев, чарующую красоту горянок, легенды и сказания аулов.

В своё время В.Г.Белинский отмечал, что Кавказ сделался для русских “заветной страной воли и неисчерпаемой поэзии” с лёгкой руки А.С.Пушкина.

Поэму “Кавказский пленник” А.С.Пушкин посвятил своему другу Н.Н.Раевскому, русскому кавалерийскому генералу, участнику войн с Францией и Швецией. В Отечественной войне 1812 года Раевский, командир корпуса, успешно действовал под Смоленском, Бородином (батарея Раевского). Был близок к декабристам.

Восторгаясь красотой Кавказа, поэт писал:

Забуду ли его кремнистые вершины,

Гремучие ключи, увядшие равнины...

«Кавказский пленник» - романтическая поэма А.С.Пушкина написана во время южной ссылки (1821 год). Автор поставил перед собой цель: воспроизвести характер молодого человека своего времени, неудовлетворенного действительностью и охваченного жаждой свободы. В романтической поэме эпическая линия (Кавказ, экзотическая жизнь горцев, приход русских завоевателей) переплетается с лирической (любовь пленного русского и черкешенки). Впервые Пушкин А.С. изображает романтического героя - современника. Автор не указывает ни имени героя, ни его прошлого, но немного о герое мы можем узнать по намёкам автора. Герой поэмы жестоко разочарован. В нём живёт яркое и смелое вольнолюбие. Он отправился на Кавказ - край сильных и свободолюбивых людей - обрести такую желанную и необходимую ему духовную свободу, которой нет в неудовлетворяющем его «свете»- в цивилизованном обществе:


Отступник света , друг природы ,
Покинул он родной предел
И в край далёкий полетел
С весёлым призраком свободы.
Свобода ! он одной тебя
Ещё искал в пустынном мире.

Но герой попадает в плен и лишается свободы физической:

Затмилась перед ним природа.
Прости, священная свобода !
Он раб.
 Много дней подряд окованный пленник пасет стадо в горах, и каждую ночь приходит к нему черкешенка, приносит кумыс, вино, мед и пшено, делит с ним трапезу и поет песни гор, учит пленника своему родному языку. Она полюбила его первой любовью, но он не в силах ответить ей взаимностью, боясь растревожить «сон забытой любви».
    Постепенно привыкал пленник к унылой жизни, тая в душе тоску. Его взоры тешили величественные горы Кавказа и Эльбрус в ледяном венце. Часто находил он особую радость в бурях, которые бушевали на горных склонах, не досягая высот, где он находился.
    Его внимание привлекают обычаи и нравы горцев, ему нравятся простота их жизни, гостеприимство, воинственность. Он часами мог любоваться, как черкесы джигитуют, приучая себя к войне; ему нравится их наряд, оружие, которое украшает черкеса, кони, являющиеся их главным богатством. Он восхищается воинской доблестью черкесов и их грозными набегами на казачьи станицы. В домах же своих, у очагов, черкесы гостеприимны и привечают усталых путников, застигнутых в горах ночной порой или ненастьем.
    Наблюдает пленник и за воинственными играми чеченских юношей, восхищается их удалью и силой, его не смущают даже их кровавые забавы, когда они в пылу игры рубят головы рабам. Сам изведавший военные утехи, смотревший в глаза смерти, он скрывает от черкесов движения своего сердца и поражает их беспечной смелостью и невозмутимостью. Черкесы даже гордятся им как своей добычей.
    Влюбленная черкешенка, узнавшая восторги сердца, уговаривает пленника забыть родину и свободу. Она готова презреть волю отца и брата, которые хотят продать её нелюбимому в другой аул, уговорить их или покончить с собой. Она любит только пленника. Однажды он открывает ей душу, молит черкешенку забыть его.


Душевная охладелость не позволяет пленнику ответить на чувство влюбившейся в него черкешенки, потому что он лишился способности чувствовать и любить.

Он сокрушается, что узнал её так поздно, когда уже нет надежды и мечты и он не в состоянии ответить ей на её любовь, душа его холодна и бесчувственна, и в ней живет другой образ, вечно милый, но недостижимый.

Вот как он говорит об этом черкешенке:
Бесценных дней не трать со мною;
Другого юношу зови.
Его любовь тебе заменит
Моей души печальный хлад...

    Когда черкесы отправились в набег, а в ауле остались дети, старики и женщины, к пленнику пришла черкешенка, держа в руках пилу и кинжал. Она сама распиливает цепь. Возбужденный юноша предлагает ей бежать с ним вместе, но черкешенка отказывается, зная, что он любит другую. Черкешенка прощается с возлюбленным, пленник бросается в реку и плывет на противоположный берег. Внезапно он слышит позади шум волн и отдаленный стон. Выбравшись на берег, он оборачивается и не находит взглядом на оставленном берегу черкешенки.
    Пленник понимает, что означали этот плеск и стон. Он глядит прощальным взором на покинутый аул, на поле, где он пас стадо, и отправляется туда, где сверкают русские штыки и окликаются передовые казаки.


Итак, в романтической поэме «Кавказский пленник» А.С.Пушкина противопоставлены разочарованное “дитя цивилизации” — русский, “европеец”, неспособный любить, и дитя природы, “дева гор”, живущая естественной жизнью, воплощение любви и самопожертвования, готовая отдать свою жизнь ради свободы любимого.


Мотив любви к Кавказу проходит и через всё творчество М.Ю.Лермонтова. С юношеских лет он грезил Кавказом. Бывая там, он слушал рассказы об этом чудном крае, записывал народные песни.


Поэма “Кавказский пленник» А.С.Пушкина поразила М.Ю. Лермонтова.

В 1828 году он пишет одноимённую поэму. В ней отразился живой интерес Лермонтова к быту и нравам кавказских горцев. Этому во многом способствовали детские впечатления поэта от Кавказа и рассказы родственников, тоска по необычному, потребность в величественном, гордом, воинственном. Произведение создано под сильным воздействием поэмы А.С. Пушкина. Некоторые стихи поэта целиком вошли в поэму, другие - в несколько измененном виде. В качестве эпиграфа к поэме автор берёт (в переработанном виде) строки из стихотворения немецкого поэта Карла-Филиппа Конца (1762-1827) «Das Orakel der Weisheit» («Оракул мудрости», 1791):

Наслаждайся и страдай!
Терпи и смиряйся!
Люби, надейся и верь!

Мне кажется, это неслучайно. Поэт знает, что удивительный мир, величественная красота Кавказа, ежеминутная смертельная опасность несут людям наслаждение и страдание, учат терпению и смирению, дарят любовь, надежду и веру.
    Сюжетно «Кавказский пленник» близок к одноименному произведению Пушкина.

Неудивительно, что некоторые черты, как гордое одиночество, таинственность, пылкая страсть, объединяют героев двух поэм:
И хладен блеск его очей...

...Чувства, страсти,

В очах навеки догорев,

Таятся, как в пещере лев,

Глубоко в сердце...

Но у Лермонтова увеличено количество персонажей, различны их характеры. Пленник всё же лишен черт разочарованности и пресыщенности жизнью. Герой тоскует по родине и свободе, ищет поддержки друзей.

У черкешенки тоже более решительный характер, нежели у пушкинской героини, она требует любви пленника. Лермонтов усилил также драматичность развязки: у него погибают и герой, и героиня. Следуя традициям романтической (в основном пушкинской) поэмы, юный поэт ввел этнографический материал (в том числе черкесскую песню).


Лев Толстой служил на Кавказе почти в тех местах, что и М.Ю.Лермонтов. Но воинственных горцев увидели они по- разному. Вернее, видели они одно и то же, но воспринимали по - своему. Следует отметить, что в прозе Л.Н. Толстого Кавказ стал обрастать деталями быта, подробностями взаимоотношений, мелочами повседневности. Но неизменной составляющей Кавказской темы является описание природы.

       «Кавказский пленник» Л.Н.Толстого - это рассказ-быль, материалом для которого послужили события из жизни писателя и истории, услышанные им на службе.
Жилин попадает в плен к иноверцам на вполне законных основаниях. Он противник, воин, по обычаям горцев его можно взять в плен и получить за него выкуп. Главный герой – Жилин, его характер соответствует фамилии. Следовательно, делаем вывод: он крепкий, стойкий, жилистый. У него золотые руки, в плену он помогал горцам, чинил что-то, к нему даже лечиться приходили. Имени автор не указывает, лишь то, что его называют Иваном, но так называли всех русских пленников.

Анализ критической литературы по данному произведению позволяет сделать вывод о том, что сам Л.Н. Толстой ко времени начала работы над рассказом окончательно утверждается в необходимости учиться у народа его морали, его воззрениям на мир, простоте и мудрости, умению "прижиться" в любой обстановке, выжить в любой ситуации, не ропща и не перекладывая на чужие плечи свои беды. Писатель в это время всецело занят народным образованием, он пишет "Азбуку" для крестьянских детей, все художественные тексты в которой просты, занимательны, поучительны. "Кавказский пленник" напечатан в 4-й книге "Русских детских книг для чтения", то есть рассказ написан Толстым специально для детей, и поэтому он так поучителен. Толстой обращается к детям, еще «не испорченным» социальными и национальными ненормальными отношениями. Он хочет сказать нам правду, научить отличать добро от зла, помочь следовать добру.

Чему же учит этот рассказ?

Прежде всего сопоставим двух героев, вдумаемся в их фамилии: Жилин – потому что он сумел выжить, "прижиться", "вжиться" в чужую и чуждую для него жизнь; Костылин – словно на костылях, подпорках. Но обратите внимание: на самом деле пленник у Толстого один, о чем красноречиво говорит название, хотя в рассказе два героя. Жилин сумел убежать из плена, а Костылин остался не только и не столько в татарском плену, сколько в плену своей слабости, своего эгоизма. Вспомним, каким беспомощным, каким слабым физически оказывается Костылин, как он надеется только на выкуп, который пришлет его мать. Жилин, наоборот, на мать не рассчитывает, не хочет перекладывать на ее плечи свои трудности. Он включается в жизнь татар, аула, постоянно что-то делает, умеет расположить к себе даже своих врагов – он силен духом. Именно эту мысль прежде всего хочет донести до читателей автор. Костылин – находится в двойном плену, о чём я говорила выше. Писатель, рисуя данный образ, говорит, что, не выбравшись из внутреннего плена, нельзя выбраться и из плена внешнего. Но Л.Н. Толстой – художник и человек – хотел, чтобы Костылин вызывал у нас не гнев и презрение, а жалость и сострадание. Аналогичные чувства испытывает к нему и автор, который видит каждого человека человеком, а главный путь изменения жизни – в самосовершенствовании. Так в данном рассказе утверждаются любимые мысли Толстого, проявляются его знание психологии человека и умение изобразить внутренний мир, переживание; умение ярко и просто нарисовать портрет героя, пейзаж, обстановку, в которой живут герои.

Автор создает произведение, где четко разграничено прекрасное от безобразного, произведение предельно простое и ясное и вместе с тем глубокое и значительное, как притча.

В.С.Маканин в рассказе «Кавказский пленный» пишет о реальных событиях 90-х 20 века в Чечне. Рассказ Маканина В.С. – это полемика с традициями классической литературы, что проявилось уже в названии произведения. Автор интересно обыгрывает название рассказа «Кавказский пленный», а не пленник. По словарю С.И.Ожегова, лексическое значение слова «пленный»– взятый в плен, находящийся в плену. «Пленник» – тот, кто пленён кем-чем-либо. В рассказе пленён не только юноша - чеченец, но и главный герой пленён красотой гор: «который год бередит ему сердце их величавость, немая торжественность».

Главный герой – солдат Рубахин. Его имени мы тоже не знаем. Фамилия, как и у Толстого, говорящая, соответствующая характеру героя: рубаха-парень. Анализируя рассказ, мы видим, что Рубахин находится в постоянном состоянии войны, не только реальной, но и душевной. Он настолько привык к этому состоянию, что уже не в силах из него выбраться. Отслуживший свой срок, все время собирается навсегда уехать домой в «степь за Доном», и каждый раз остаётся на Кавказе, хочет понять, что же красота гор хотела ему сказать, «зачем окликала»?

«Кавказский пленный» появился до начала войны в Чечне, а напечатан как раз в разгар первой чеченской кампании, что может свидетельствовать о неком подобии предсказания со стороны В.С. Маканина.


Герои сталкиваются с нелегкими военными буднями, когда молодые солдаты оказываются далеко от родного дома, в краю, где им не рады, где они враги. Временная последовательность жизни героя нарушена: то, что было до войны, не интересует писателя. Автор не изображает крупных военных действий: его внимание сконцентрировано на психологии героев среди всех жестокостей, ужасов войны. Большую роль в произведении В.С. Маканина играет пейзаж. Если герои А.Пушкина, М.Лермонтова, Л.Толстого восхищаются природой Кавказа, то для героя В.Маканина природа прекрасна, но и враждебна, так как солдаты постоянно ожидают выстрела. Автор изображает человека на самой войне, для него важнее всего поступки героев. В рассказе показаны два дня из жизни Рубахина и Вовки-стрелка – главных персонажей, участвующих в военной операции по освобождению российских грузовиков, взятых в плен чеченцами. Солдаты привыкли ко всему, происходящему на войне: никто уже не задается вопросом: «Зачем война? С какой целью воевать?» Война уравняла людей, обезличила, нравственно искалечила их.
Писатель не делит их на героев и подлецов: он изображает их такими, какие они есть.

В.С. Маканин отказывается и от завершенных «образов героев» и завершенного повествования (живая жизнь и судьба живого человека принципиально не завершимы).
В рассказе «Кавказский пленный» речь идёт о гибели красоты, мир не спасающей. Да и до красоты ли дело, когда все мысли о выживании на войне в физиологическом смысле. Нет, конечно, поэтому в мире продолжает распространяться бесконечное зло. А может, XX в. – век войны – просто не может прийти к спасительной красоте, ибо путь этот лежит через познание себя, своего предназначения, своей души. Война же научила верить только в свою физическую силу. Может, формула спасения, что «красота спасёт мир», предложенная Ф.М.Достоевским в XIX веке, в XX столетии неприменима? Но красота (хотя бы ее отголоски) еще затрагивает души людей. И поэтому еще остается надежда на то, что мир не рухнет из-за войны, а возродится благодаря красоте. И прежде всего красоте душ людских, их нравственности, доброте, отзывчивости, милосердию, ответственности за свои поступки.
    Теперь я хотела бы рассмотреть вопрос: как пленники сумели сбежать, то есть спастись?
    Герой А.С. Пушкина получает возможность обрести свободу, благодаря любви молодой черкешенки: «Ты волен,- дева говорит,- беги». Из-за безответной любви гибнет «дева гор». Бежать из плена герою М.Лермонтова также помогает влюблённая черкешенка. Но Лермонтов усилил драматичность развязки: у него в итоге погибают и герой, и героиня.
    Жилину, герою рассказа Л.Толстого, помогла бежать из плена горская девочка Дина, с которой они подружились.

Во всех случаях сыграли роль человеческие чувства: любовь, дружба, сострадание, доброта, а также красота человеческой души.
    У Маканина Рубахин и Вовка-стрелок товарищи по службе, берут в плен чеченского юношу, чтобы обменять его на грузовики, задержанные боевиками в ущелье (словно бы человек – валюта!).

Пленный юноша поразил Рубахина: «Он глянул на пойманного: лицо удивило. Правильные черты, нежная кожа. … Скулы и лицо вспыхнули, отчего еще больше стало видно, что он красив – длинные, до плеч, темные волосы почти сходились в овал. Складка губ. Тонкий, в нитку, нос. Карие глаза заставляли особенно задержаться на них – большие, вразлет и чуть враскос.»

Он жалеет его. Но по дороге в ущелье, когда они сталкиваются с двумя отрядами боевиков на развилке троп, Рубахин, сочувствуя врагу как человеку, убивает юношу, боясь, что он выдаст их. Герой хладнокровно расправляется с юношей, к которому успел привыкнуть. Автор утверждает, что на войне законы красоты (красота и природы, и человека) не спасают мир, не спасают Рубахина от убийства, а юношу от гибели.

Выводы:


В итоге нашего исследования мы пришли к следующим выводам:

- Все рассмотренные нами произведения объединены одной темой – темой войны, хотя между изображёнными событиями больше века. Авторы по-разному подходят к изображению человека на войне, но приходят к одному выводу: война – противоестественное состояние человека, она разрушительна и губительна для всего живого.
- Во всех рассмотренных произведениях нашла отражение тема истинных и ложных ценностей, истинной красоты. У Пушкина, Лермонтова и Толстого это красота души, поступков, человеческих чувств, а у Маканина внешняя, красота пленного, и пугающая солдат красота местного пейзажа.

- Следует отметить, что Пушкин и Лермонтов не дают имена своим героям, так как им важны их чувства, поступки. Л.Толстой и В. Маканин наделяют своих героев говорящими фамилиями.

Жилин - жилистый, сильный, выносливый, хороший товарищ.

У В.С. Маканина герой носит фамилию Рубахин, то есть рубаха - парень, свой человек, поможет, не бросит в беде. Он и старается быть таким, но жизнь и война вносит коррективы и герой, чтобы спасти себя, убивает пленного юношу от физической гибели, а Рубахина от духовной смерти..

- В «Кавказском пленном» постоянно присутствует фраза Ф.М.Достоевского – «красота спасёт мир», но в рассказе она «не успела спасти» пленного юношу. Гибнут герои Лермонтова, героиня у Пушкина. Значит, это произведения о гибели красоты, мир не спасающей, поэтому в мире продолжает распространяться бесконечное зло.

Но всё же в моей душе укрепилась надежда на то, что мир не рухнет из-за войны, а возродится благодаря красоте. И прежде всего благодаря красоте душ людских, их нравственности, доброте, отзывчивости, милосердию, ответственности за свои поступки, потому что все начинается именно с человека, его мыслей и поступков с точки зрения нравственности, которые воспитывает в людях прежде всего литература, начиная с детских лет.

Новизна моего исследования заключается в том, что я не только проанализировала содержание исследуемых произведений, изучила критическую литературу, но и постаралась выявить авторскую позицию на проблемы, поднятые в произведениях.

Исследование позволило мне ответить на ряд вопросов, но в ходе работы передо мною встали новые вопросы, касающиеся устройства мира в целом и школьной жизни в частности; могут ли люди жить в мире и дружбе, что их разъединяет и что связывает, можно ли преодолеть извечную вражду людей друг с другом? Есть ли в человеке такие качества, которые делают возможным единение людей? В каких людях есть эти качества, а в каких - нет и почему? Эти вопросы постоянно встанут перед людьми рано или поздно. Они актуальны и для нас, школьников, потому что в нашей жизни все большее место начинают занимать отношения дружбы, товарищества, все большую роль играет кодекс нравственных ценностей, важнейшими среди которых являются товарищество, равенство, честность, смелость, желание иметь верных друзей, какими качествами надо обладать, чтобы быть хорошим товарищем.


Список используемой литературы


1. Маканин В.С. Кавказский пленный/Предисл. Н.Ивановой; Худож. А.Симанчук. – М.: Панорама, 1997. – (Библиотека «Русская литература. XX век»).

2. Ремизова М.С. Война изнутри и снаружи//Октябрь. – 2002. - №7.

3. Маканин В.С. Кавказский пленный/Предисл. Н.Ивановой; Худож. А.Симанчук. – М.: Панорама, 1997. – (Библиотека «Русская литература. XX век»).

4. Севастова Л.С. К любви жертвенной, объединяющей…//Литература в школе: Прил. Уроки литературы. – 2002. - №3.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов/Под ред. Н.Ю.Шведовой. – 22 изд., стер. – М.: Рус. яз., 1990.

6. Иванова Н. Случай Маканина//Знамя. – 1997. - №4.

Приложение1.

Результаты анкетирования учащихся 7 - 9 классов МАОУ ООШ ст. Тулебля.

В анкетировании приняли участие 11 человек.


Вопросы анкеты:

  1. Сколько произведений встречается в русской литературе под названием «Кавказский пленник»?

  2. Кто авторы этих произведений?

  3. Какие из этих произведений вы читали?

  4. Как вы думаете, какие качества в человеке воспитывают эти произведения?


Анализ анкет:

1 вопрос:

- 1 произведение под названием «Кавказский пленник» - 2 чел.

- 2 произведения под названием «Кавказский пленник» - 3 чел.

- 3 произведения под названием «Кавказский пленник» - 6 чел.


2 вопрос:

- 1 А.С. Пушкин - 2 чел.

- 2 А.С. Пушкин, Л.Н.Толстой - 3 чел.

- 3 А.С. Пушкин, Л.Н.Толстой, М.Ю. Лермонтов - 6 чел.


3 вопрос:

- 1 поэму А.С.Пушкина «Кавказский пленник» - 2 чел.

- 2 поэму А.С.Пушкина «Кавказский пленник», рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» - 3 чел.

- 3 поэму А.С.Пушкина «Кавказский пленник», рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», поэму М.Ю.Лермонтова «Кавказский пленник» - 6 чел.


4 вопрос:

- смелость, любовь к природе, верность в любви, самопожертвование, дружбу, взаимовыручку, сострадание, терпимость к другой вере - 11 чел.

Похожие:

Исследовательская работа Тема: «Образ кавказского пленника в русской литературе XIX, XX веков» iconОбраз дворянской усадьбы в русской прозе конца XIX начала XX веков

Исследовательская работа Тема: «Образ кавказского пленника в русской литературе XIX, XX веков» iconДержавинская традиция в русской литературе XIX начала XX века
Работа выполнена на кафедре русской классической литературы и славистики Литературного института им. А. М. Горького
Исследовательская работа Тема: «Образ кавказского пленника в русской литературе XIX, XX веков» iconИстория русской журналистики 18-19 веков (часть 2)
История русской журналистики xviii–xix веков: Учебник / Под ред. Л. П. Громовой. Спб., 2005
Исследовательская работа Тема: «Образ кавказского пленника в русской литературе XIX, XX веков» iconФразеологические единицы в повествовательном дискурсе (на материале русской художественной прозы XIX-XX веков)
Работа выполнена на кафедре русского языка гоу впо «Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова»
Исследовательская работа Тема: «Образ кавказского пленника в русской литературе XIX, XX веков» iconПроект на тему: «Образ «маленького человека»
Цель: Показать разнообразие представлений о «маленьком человеке» писателей XIX – начала XX веков
Исследовательская работа Тема: «Образ кавказского пленника в русской литературе XIX, XX веков» iconПрограмма состоит из нескольких тематических блоков, основу которых составляют произведения русской и зарубежной литературы XIIX-XIX веков, объединенные общностью проблем: «Мир глазами ребенка»
Вся совокупность средств внеклассного чтения по литературе направлена на нравственное и эстетическое воспитание учащихся расширение...
Исследовательская работа Тема: «Образ кавказского пленника в русской литературе XIX, XX веков» iconСоциокультурные трансформации в молодежной среде на рубеже XX-XXI веков (на примере северо-кавказского региона)
Работа выполнена в Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н. Е. Жуковского
Исследовательская работа Тема: «Образ кавказского пленника в русской литературе XIX, XX веков» iconНаучная библиотека
Деятели русской науки XIX-XX веков [Текст] / ран. Спб. Дмитрий Буланин, 2001. Isbn ru18761 (ошибочный)
Исследовательская работа Тема: «Образ кавказского пленника в русской литературе XIX, XX веков» iconЛитература 10 класс
...
Исследовательская работа Тема: «Образ кавказского пленника в русской литературе XIX, XX веков» iconА. С. Пушкин в казани
Качалова, я была полна впечатлений от увиденного, мысли были об искусстве, о литературе, о А. С. Пушкине. А. С. Пушкин – гений русской...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница