«московский психолого-социальный университет» факультет лингвистики и инновационных социальных технологий




Скачать 29,11 Kb.
Название«московский психолого-социальный университет» факультет лингвистики и инновационных социальных технологий
страница1/2
Дата04.02.2016
Размер29,11 Kb.
ТипДокументы
  1   2
Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


ФАКУЛЬТЕТ ЛИНГВИСТИКИ И ИННОВАЦИОННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


УТВЕРЖДАЮ


Проректор по учебной работе

_________________С.Г. Дембицкий

"_____"__________________20___ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


СВОРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


Направление подготовки

035700 - ЛИНГВИСТИКА


Профиль подготовки

Теория и методика преподавания иностранных языков и культур


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

Очная, очно-заочная, заочная



Рекомендовано Ученым советом НОУ ВПО «МПСУ»

(протокол № ___ от 20__ г.)

Одобрено кафедрой ____________________

(протокол № ____ от ______________ 20__ г.)

Зав.кафедрой ___________________________


Москва

2012


Составиетль: к.и.н., доцент Горохова Анна Владимировна Кафедра «Методики преподавания иностранных языков». Программа «Современные образовательные технологии» предназначена для студентов 3 курса по профилю подготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» В программе представлен тематический план изучения дисциплины, задания для самостоятельной работы, приводятся вопросы для подготовки к экзамену.


Рецензент: заведующая кафедрой теории и методики преподавания иностранных языков Лёвина Т.В.


1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины "Современные образовательные технологии" являются:

  • ознакомление студентов с системой высшего профессионального образования в РФ;

  • изучение системы организации учебного процесса в высшей школе;

  • определение места инновационных образовательных технологий в практике современного образования;



2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Современные образовательные технологии» относится к профессиональному циклу дисциплин.

Областями профессиональной деятельности бакалавров, на которые ориентирует дисциплина «Современные образовательные технологии», является образование, социальная сфера, культура. Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности бакалавров:

– обучение,

– воспитание,

– развитие,

– просвещение.

Профильной для данной дисциплины является педагогическая и культурно-просветительская профессиональная деятельность бакалавров. Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности:

в области педагогической деятельности:

– изучение возможностей, потребностей, достижений учащихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;

– организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям учащихся, и отражающих специфику предметной области;

– использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий;

– осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

в области культурно-просветительской деятельности:

– изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-росветительской деятельности;

– организация культурного пространства;

– разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп;

– популяризация художественных знаний в широких слоях общества.

– обучение, воспитание, развитие, просвещение; образовательные системы.

Для освоения дисциплины «Современные образовательные технологии» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, полученные и сформированные в ходе изучения "Информационных технологий в лингвистике", «Педагогической антропологии», «Методике преподавания иностранного языка».

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Практикум по профессиональной педагогической коммуникации», «Методика преподавания иностранного языка», прохождения педагогической практики, подготовки компетентного и высококвалифицированного специалиста.


3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате дисциплины "Современные образовательные технологии " .


Общекультурные компетенции (ОК):

 обладает навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов (ОК-3);

 осознанием значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию (ОК-5);

 владеет культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи (ОК-7);


Профессиональные компетенции (ПК):


 умеет видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимает их значение для будущей профессиональной деятельности (ПК-38);

 владеет основами современной информационной и библиографической культуры (ПК-39);

 владеет стандартными методиками поиска, анализа и обработки материала исследования (ПК-41);

 обладает способностью оценить качество исследования в данной предметной области, соотнести новую информацию с уже имеющейся, логично и последовательно представить результаты собственного исследования (ПК-42);


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:


знать:

 основные тенденции развития профессионального образования и приоритетные направления реформирования российской системы образования;

 типологии современных образовательных технологий;

 концептуальные положения, содержание и особенности методики современных инновационных технологий обучения.


уметь:

 разрабатывать сценарии занятий с использованием различных современных образовательных технологий ;

 использовать современные образовательные технологии;

 ориентироваться в основных тенденциях развития профессионального образования и приоритетных направлених реформирования российской системы образования.


владеть:

 соответствующим понятийным аппаратом дисциплины;

 навыком проведения учебных занятий исходя из особенностей использования определенной технологии.


4. Структура и содержание дисциплины "Современные образовательные технологии"

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа.


Очная форма обучения (срок обучения 4 года)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Практикум

Лаборатор

Практическ.занятия /семинары


Интерактив

1

Общие положения современных инновационных технологий обучения

5

10

2







2

6










2

Инновационные психолого-педагогические технологии в трудах отечественных и зарубежных исследований

5

18

2







6

10










3

Классификация современных образовательных технологий.

5

22

4







8

10










4

Инновационные процессы в образовании.

5

22

4







8

10













ИТОГО

5

72

12







24

36







зачет


Очно-заочная форма обучения (срок обучения 5 лет)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Практикум

Лаборатор

Практическ.занятия /семинары


Интерактив

1

Общие положения современных инновационных технологий обучения

6

10

2







1

7










2

Инновационные психолого-педагогические технологии в трудах отечественных и зарубежных исследований

6

18










2

16










3

Классификация современных образовательных технологий.

6

22

2







4

16










4

Инновационные процессы в образовании.

6

22

2







4

16













ИТОГО

6

72

6







11

55







зачет


Очно-заочная форма обучения (4 года для лиц, имеющих ВПО)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Практикум

Лаборатор

Практическ.занятия /семинары


Интерактив

1

Общие положения современных инновационных технологий обучения

6

10

2







1

7










2

Инновационные психолого-педагогические технологии в трудах отечественных и зарубежных исследований

6

18










2

16










3

Классификация современных образовательных технологий.

6

22

2







4

16










4

Инновационные процессы в образовании.

6

22

2







4

16













ИТОГО

6

72

6







11

55







зачет


Содержание дисциплины.

Общие положения современных инновационных технологий обучения. Постановка проблемы. В поисках единого метода. Отличие образовательной технологии от сфер материально-технической деятельности. Различные подходы к определению сущности образовательных технологий. Признаки и критерии образовательных технологий. Понятия, определения образовательных технологий. Воспроизводимость, целенаправленность, системность образовательных технологий.  Технология поддерживающего (традиционного) обучения.

Инновационные психолого-педагогические технологии в трудах отечественных и зарубежных исследований. Новая область научного знания – педагогическая инноватика. Инновационная проблематика в работах зарубежных (Э.Роджерс, М.Барер, В.Браун, К.Пэвитт, У.Уолкер и др.) и отечественных авторов (Н.И.Лапина, А.И.Пригожина, Б.В.Сазонова, В.С. Толстого, Ф.Н. Гоноболина, С.М. Годника, В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, А.Е. Кондратенкова, Н.В.Кузьминой, Ю.Н.Кулюткина, А.К.Марковой, Н.Д.Никандрова, А.В. Хуторского, В.А. Ситарова, Я.А.Пономарева, В.А.Сластенина, Г.С.Сухобской, Л.М.Фридмана, А.И.Щербакова А.А.Арламова, М.С.Бургина, В.И.Журавлева, В.И.Загвязинского, А.Николса, Н.Р.Юсуфбековой А.А.Арламова, М.С.Бургина, В.И.Журавлева, В.И.Загвязинского, А.Николса, Н.Р.Юсуфбековой и др.). Теоретико-методологические основы инноваций в педагогике. Соотношение понятий: «инновация», «новшество», «нововведение», «новое в педагогике», «педагогическая инноватика», «инновационная деятельность», «инновационный процесс». Общие и специфические особенности инновационной педагогической деятельности в трудах Ф.Н. Гоноболина, С.М. Годника, В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, А.Е. Кондратенкова, Н.В.Кузьминой, Ю.Н.Кулюткина, А.К.Марковой, Н.Д.Никандрова, Я.А.Пономарева, В.А.Сластенина, Г.С.Сухобской, Л.М.Фридмана, А.И.Щербакова и др. Критерии оценки нового в дидактике, специфика инновационного цикла (К.Ангеловски, Н.В.Горбунова, М.В.Кларин, В.Я.Ляудис, М.М.Поташник, С.Д.Поляков и др). Общие особенности педагогических инновационных явлений: существование новшеств как идеальных продуктов деятельности, относительная растянутость инновационных процессов во времени, размытость границ существования педагогического феномена нововведений, целостный характер целей инноваций, существенная зависимость нововведенческих процессов от социально-педагогической ситуации, сложность определения результатов инноваций (А.А.Арламов, М.С.Бургин, В.И.Журавлева, В.И.Загвязинский, А.Николс, Н.Р.Юсуфбекова).

Классификация современных образовательных технологий. Классификации новизны в педагогике: новизна абсолютная (прин­ципиально неизвестное «новшество», отсутствие аналогов и про­тотипов), относительная новизна (местная, частная, условная), псевдоновизна (оригинальничание, стремление сделать не столько лучше, сколько иначе), изобретательские мелочи. Классификации педагогических инноваций: по видам деятельности (педагогические, обеспечивающие педагогический процесс, управленческие); по характеру вносимых изменений (радикальные (основанные на принципиально новых идеях и подходах), комбинаторные (новое сочетание известных элементов) и модифицирующие (совершенствующие и дополняющие существующие образцы и формы)); по масштабу вносимых изменений (локальные (независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов), модуль­ные (взаимосвязанные группы нескольких локальных), системные (полная реконструкция системы как целого)); по масштабу использования (единичные и диффузные); по источнику возникновения - (внешние (за пределами образова­тельной системы), внутренние (разрабатываются внутри образова­тельной системы)). Виды нововведений в зависимости от специфики и места использования (технологические, методические, организационные, управленческие, экономические, социальные). Типология педагогических нововведений А.В. Хуторского: по отношению к структурным элементам образовательных систем (нововведения в целеполагании, в задачах, в содержании образования и воспитания, в формах, в методах, в приёмах, в технологиях обучения, в средствах обучения и образования, в системе диагностики, в контроле, в оценке результатов), по отношению к личностному становлению субъектов образования (в области развития определённых способностей учеников и педагогов, в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей), по области педагогического применения (в учебном процессе, в учебном курсе, в образовательной области, на уровне системы обучения, на уровне системы образования, в управлении образованием), по типам взаимодействия участников педагогического процесса (в коллективном обучении, в групповом обучении, в тьюторстве, в репетиторстве, в семейном обучении), по функциональным возможностям (нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных условий и т.п.), нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование)), по способам осуществления (плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные), по масштабности распространения (в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, в школе, в группе школ, в регионе, на федеральном уровне, на международном уровне), по социально-педагогической значимости (в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов), по объёму новаторских мероприятий (локальные, массовые, глобальные), по степени предполагаемых преобразований (корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные).

Инновационные процессы в образовании. Возникновение нововведений в образовании. Новшество в образовании как общественная проблема. Развитие инноваций. Различные подходы к определению сущности понятий: новшество новизна, инновация, инновационная деятельность в современных образовательных технологиях. Технология проблемного обучения. Технология проблемно- модульного обучения. Технология образовательного диагностирования. Алгоритм образовательного диагностирования. Технология организации обучения в форме педагогических Мастерских. Специфические черты образовательного прогнозирования. Объекты образовательного прогнозирования. Функции образовательного прогнозирования. Принципы педагогического прогнозирования. Процессуальный аспект образовательного прогнозирования. Технология прогнозирования условий формирования образовательных технологий и инноваций. Технология проектного обучения. Инновационные дидактические технологии в дистанционном обучении: консультационная модель (отличительной чер­той является регулярное посещение студентом консультационного (учебного) центра), модель корреспонденции (в основе лежит процесс перманентного обмена между преподавателем и сту­дентом учебными материалами, домашними заданиями и резуль­татами по почте или каким-то другим способом, без личного кон­такта), модель регулируемого самообучения (основной характе­ристикой является большая самостоятельность студента - большая свобода выбора времени и места учебы, количества вре­мени, затраченного на учебу, выбор даты начала курса и экзаме­на). Модель «кейс»-технологии. Модель корреспондентского обучения. Радиотелевизионная модель обучения. Модель сетевого обучения. Компьютерные обучающие системы. Организационные формы дистанционного обучения: лекции (для их записи используются аудио- и видеокассеты, CD-ROM-диски, новейшие информационные технологии (ги­пертекста, мультимедиа, ГИС-технологий, виртуальной реальнос­ти)), семинары дистанционного обучения (проводятся с помощью видео­конференций), лабораторные работы в дистанционном обучении (использование мультимедиа-технологий, ГИС-техноло­гий, имитационного моделирования), тъюториалы.

5. Образовательные технологии


Классические технологии: информационные и обзорные лекции, семинары беседы, тренинги.

Технологии проблемного обучения: проблемная лекция.

Игровые технологии: деловые и ролевые игры.

Технологии проектного обучения: исследовательские, творческие и информационные проекты.

Интерактивные технологии: лекции «обратной связи», семинары-дискуссии, семинары-дебаты.

Информационно-коммуникационные образовательные технологии: лекции-визуализации, практические занятия-презентации.

Учебная работа студентов организуется на основе комплексных методических рекомендаций, включающих планы семинарских занятий, перечни вопросов для самостоятельной подготовки с рекомендуемой научной литературой, рекомендации по подготовке рефератов и учебно-исследовательских проектов, описание основных типов контрольных мероприятий. Их выполнение обеспечивается открытым доступом к университетскому библиотечному фонду (учебники, практические пособия и атласы по дисциплине), фондам научных библиотек (РГБ, ГПИБ, Библиотека иностранной литературы и др.) и сети Интернет. Часть дисциплины обеспечена материалами кафедральной электронной библиотеки.

Одной из важнейших составных частей работы студентов при изучении дисциплины «Современные образовательные технологии» являются рефераты, темы которых формулируются учащимися самостоятельно, но с ориентацией на проблематику курса. Другой формой контроля за процессом освоения содержания дисциплины являются задания и вопросы для самостоятельной работы студентов.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.


  1   2

Похожие:

«московский психолого-социальный университет» факультет лингвистики и инновационных социальных технологий icon«московский психолого-социальный университет» факультет лингвистики и инновационных социальных технологий
Составитель Рабочей программы Заманская Валентина Викторовна – доктор филологических наук, профессор кафедры Социально-гуманитарных...
«московский психолого-социальный университет» факультет лингвистики и инновационных социальных технологий icon«московский психолого-социальный университет» факультет лингвистики и инновационных социальных технологий
...
«московский психолого-социальный университет» факультет лингвистики и инновационных социальных технологий icon«московский психолого-социальный университет» факультет лингвистики и инновационных социальных технологий
«Лингвистика». В программе представлен тематический план изучения дисциплины, приводится описание итогового контроля в форме экзамена,...
«московский психолого-социальный университет» факультет лингвистики и инновационных социальных технологий icon«московский психолого-социальный университет» факультет лингвистики и инновационных социальных технологий
«Лингвистика». В программе представлен тематический план изучения дисциплины, задания для самостоятельной работы, приводятся вопросы...
«московский психолого-социальный университет» факультет лингвистики и инновационных социальных технологий icon«московский психолого-социальный университет» факультет лингвистики и инновационных социальных технологий
«Лексикология» предназначена для студентов по направлению подготовки «Лингвистика». В программе представлен тематический план изучения...
«московский психолого-социальный университет» факультет лингвистики и инновационных социальных технологий icon«московский психолого-социальный университет» факультет лингвистики и инновационных социальных технологий
Стилистика» предназначена для студентов 3-4 курса по направлению подготовки «Лингвистика». В программе представлен тематический план...
«московский психолого-социальный университет» факультет лингвистики и инновационных социальных технологий icon«московский психолого-социальный университет» факультет лингвистики и инновационных социальных технологий
Программа предназначена для студентов 4 курса, обучающихся по направлению «Лингвистика». В программе представлены цели и задачи практики,...
«московский психолого-социальный университет» факультет лингвистики и инновационных социальных технологий icon«московский психолого-социальный университет» факультет лингвистики и инновационных социальных технологий
Программа «Педагогическая антропология» предназначена для студентов 2 курса по направлению подготовки «Лингвистика» в программе представлен...
«московский психолого-социальный университет» факультет лингвистики и инновационных социальных технологий icon«московский психолого-социальный университет» факультет лингвистики и инновационных социальных технологий
Программа «История языка» предназначена для студентов 2 и 3 курса по профилю подготовки «Теория и методика преподавания иностранных...
«московский психолого-социальный университет» факультет лингвистики и инновационных социальных технологий icon«московский психолого-социальный университет» факультет лингвистики и инновационных социальных технологий
Программа «Древние языки и культуры» предназначена для студентов 1 курса по профилю подготовки «Теория и методика преподавания иностранных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница