Решение задач с экономическим содержанием




Скачать 16,27 Kb.
НазваниеРешение задач с экономическим содержанием
страница1/8
Дата04.02.2016
Размер16,27 Kb.
ТипРешение
  1   2   3   4   5   6   7   8
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ЭКОНОМИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ


Цаплина Т.А., учитель математики МОУ «СОШ № 6» г. Балашова


Пояснительная записка.

Содержание образования в школе меняется с учетом обновления социально-экономических потребностей и условий развития общества. Меняются идеалы, ценности, на которые ориентируется учитель, воспитывая личность нового типа. Одно из важнейших потребностей современной школы является воспитание делового человека, компетентного в сфере социально-трудовой деятельности, а также в бытовой сфере. Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника, и он порою до выпуска из школы оставался в стороне от них, то сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы ученик имел развитое экономическое мышление и был готов к жизни в условиях рыночных отношений.

Программа курса предназначена для учащихся 9 классов, выбирающих в дальнейшем профиль обучения в старшей школе.

Основная цель данного элективного курса: создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественного или социально-экономического профиля обучения.

Задачи, которые призван решить этот курс:

  • формирование основ экономических знаний;

  • объяснение взаимосвязей, складывающихся в непосредственном окружении детей;

  • освоение первоначальных практических навыков грамотного потребления в обществе с рыночной экономикой;

  • формирование навыков решения задач с экономическим содержанием;

  • осознание учащимися роли практики в познании.

Курс имеет междисциплинарный характер, показывающий связь математики с экономикой.

Ожидаемые результаты данного курса:

  • знание основных экономических терминов, необходимых школьнику для адаптации в новых хозяйственно-экономических условиях;

  • умение пользоваться математическим аппаратом для расчета бюджета семьи, выгодности кредитования, составления бизнес-плана и т.п.;

  • адекватная оценка своих потребностей и возможностей учениками;

  • выработка навыков экономии и бережливости;

  • сознательный выбор учениками профиля обучения в средней школе.

Требования к уровню освоения содержания курса. Административной проверки материала курса не предполагается. Соответственно задания не будут включаться в административные проверочные работы, выноситься на экзамен. В технологии проведения занятий присутствует элемент самопроверки, который предоставляет учащемся возможность самим проверить, как ими усвоен изученный материал. Формой итогового контроля может стать защита группового или индивидуального проекта учащихся по теме курса.


Методические рекомендации.

Курс состоит из трех частей.

Первая часть способствует формированию основ экономических знаний. Она является подготовительной для формирования навыков решения задач с экономическим содержанием. Здесь предлагается учащимся самим сформулировать задачи, с которыми они встречаются в жизненных ситуациях.

Вторая часть посвящена решению задач на проценты. Учащиеся обобщают сведения о процентах, подробно знакомятся с историей возникновения термина «процент» и его знака, формируют навыки решения задач на проценты.

Третья часть показывает учащимся, что знание такого понятия, как геометрическая прогрессия, позволяет разобраться в экономических процессах, что школьный курс математики имеет очень большие возможности для анализа многих экономических ситуаций.

На итоговом занятии учащимся предлагается анкета, в которой они должны будут сделать свой выбор профиля дальнейшего образования.

Заинтересовал ли их данный курс, мы узнаем из итоговых работ учащихся, которые они защитят так же на итоговом занятии.


Учебно-тематический план.




Тема и содержание

Всего

часов

Форма контроля

1.

Наука экономика.

1. Организационное занятие

2. Урок-деловая игра «Бюджет семьи»

3. Урок-практикум: вопросы экономики в нашей жизни

3

Применение терминов при составлении задач экономического характера

2.

Процентные вычисления в жизненных ситуациях.

4. Ох, уж эти проценты!

5-6. Процентные вычисления в жизненных ситуациях

7. Тестирование

4

Тестирование

3.

Геометрическая прогрессия в экономике.

8. Несколько задач «про цены»

9. Формула сложных процентов в задачах с финансово-экономическим содержанием

10-11. Геометрическая прогрессия в экономике

4

Индивидуальные работы учащихся, оформленные с использованием проектного метода

4.

12. Итоговое занятие.

1

Анкетирование

Защита проектов




Итого:

12 часов





Урок 1. Организационное занятие.

Термин «экономика» ввел в научный оборот выдающийся философ Древней Греции Аристотель (384-322 гг. до н. э.), составив его из двух греческих слов «эйкос» – хозяйство и «номос» – закон. Поэтому «экономика» в переводе с греческого означает «законы хозяйства». Первоначально под словом «экономика» понималось искусство ведения домашнего хозяйства.

Семья выполняет важнейшую экономическую функцию. Совместно проживающие супруги, их дети и родители не просто объединяются для совместного проживания, но и решают важные экономические задачи. Семья находится в постоянных связях с государственными учреждениями, предприятиями и фирмами. Она является важнейшим поставщиком рабочей силы для предприятий и фирм, которые в свою очередь выплачивают им заработную плату, различные социальные пособия, пенсию. Домашние хозяйства являются основными потребителями товаров и услуг, поставляемых предприятиями и частными лицами.

Домашняя экономика (пособие для молодых хозяек) (см. приложение 2).

Расходы семьи за месяц. Учащиеся под руководством учителя составляют таблицу.


Расходы

Сумма

1. На питание




2. На услуги: транспортные, ремонт обуви, ремонт одежды, парикмахерскую, химчистку и т.д.




3. На товары длительного пользования




4. На коммунальные услуги: плата за жилье, электроэнергию, газ, воду, канализацию, телефон и т. д.




5. На культурно-бытовые нужды: посещение музеев, кинотеатров, театров




6. Другие виды расходов: на косметику, гигиенические и моющие средства




7. Непредвиденные расходы




Итого:





Приложение 1

Основные экономические понятия.

  1. Экономика – хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребности людей и общества путем создания необходимых жизненных благ.

  2. Ресурсы – денежные средства, ценности, запасы, физические и интеллектуальные возможности членов семьи.

  3. Потребность – это осознанная необходимость иметь что-либо материальное или духовное.

  4. Бюджет семьи – это структура всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц или год).

  5. Под доходом понимаются деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого-либо рода деятельности.

  6. Расход – затраты, издержки, потребление чего-либо для определенных целей.

  7. Домохозяйство – экономическая ячейка, состоящая из одного или более лиц, которая снабжает экономику ресурсами (труд, капитал, природные ресурсы) и использует полученные за них деньги для приобретения товаров и услуг, удовлетворяющих собственные потребности.

  8. Заработная плата – форма материального вознаграждения за труд.

  9. Маркетинг семейный – процесс планирования и воплощения замысла, ценообразования, продвижения идей, товаров, услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели семьи.

  10. Семья – социальная ячейка общества, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.

  11. Постоянные расходы – это те, которые в течение года почти не изменяются. Например, плата за кружок или музыкальную школу, плата за завтраки в столовой.

  12. Переменные расходы включают в себя периодические и единовременные расходы. Например, покупка кассет, пластинок, посещение кино.

  13. Непредвиденные расходы – это те, которые невозможно учесть. Например, сломались часы, потерялась ручка и т.д.

  14. Уровень благосостояния – это степень обеспеченности членов семьи товарами, услугами и условиями жизни, необходимыми для комфортного и безопасного существования.


Приложение 2

Домашняя экономика (пособие для молодых хозяек).

Содержание:

  1. Домашняя экономика.

  2. Семья и бизнес.

  3. Потребности семьи.

  4. Классификация вещей с целью покупки.

1. Экономические функции семьи изучает «Домашняя экономика». Домашняя экономика – это наука о повседневной экономической жизни семьи, направленной на удовлетворение потребностей ее членов, деловой связи с окружающей средой, воспроизводство ее ресурсов, производство товаров и услуг. Домашняя экономика – это умение разобраться со своими потребностями, выбрать оптимальные, эффективные средства их удовлетворения, разумно организовать семейный труд, рассчитать расход денег и времени, быть в меру щедрым и скупым, знать цену трудовой копейки. Перед домашней экономикой стоят следующие задачи:

    • наиболее полное удовлетворение потребностей и желаний всех членов семьи;

    • рациональное использование семейных ресурсов;

    • планирование и экономия средств и времени;

    • применение хозяйственного расчета и научной организации труда в домашней работе.

2. Под предпринимательской деятельностью следует понимать инициативную деятельность человека, который, владея полностью или частично какими-либо материальными и культурными ценностями, использует их для производства товаров и услуг, бизнеса под свою имущественную ответственность. Бизнес – это система отношений, направленных на совершение каких-либо сделок с целью получения прибыли и удовлетворения потребностей их участников. Бизнес в одиночку, без оформления фирмы, предприятия – это самая простейшая форма предпринимательства.

Прибыль – это разница между суммой денег от продажи товаров и услуг и затратами на их производство. Существует бизнес предпринимательский, коммерческий и финансовый.

Предпринимательский бизнес – это деятельность по созданию товаров и услуг, их реализации и получению прибыли. Коммерческий бизнес – это деятельность по продаже товаров и услуг и извлечение в процессе этого прибыли. Финансовый бизнес – это деятельность с ценными бумагами (деньги, акции, облигации и т.д.) и получение прибыли. К личному предпринимательству тесно примыкает семейное, которое следует относить к коллективным формам бизнеса.

3. Потребность – это осознанная необходимость иметь что-либо материальное или духовное. Существуют ложные (неразумные) и рациональные потребности. Следует различать материальные и духовные потребности. К духовным относятся: потребность в культуре, общении, знаниях, искусстве. К материальным относятся: потребность в еде, жилье, одежде. У человека существуют разнообразные потребности и желания. Это такие как: потребность в самореализации, потребность в уважении (уважении со стороны других людей и самоуважении), социальные потребности (потребность в любви, дружбе, общении с людьми), потребность в безопасности, физические потребности.

4. Классификация вещей с целью покупки.


Уровень потребности

Характеристика группы

Срочные и необходимые

Вещи, которые следует купить немедленно. Срочность определяется отсутствием необходимого для жизни или внезапностью нужды

Обязательные

Вещи, которые обеспечивают нормальную жизнь семьи и каждого ее члена

Желательные, но не обязательные

Вещи улучшенного качества, повышенной комфортности

Престижные

Вещи повышенного качества и комфортности


Правила покупки.

  1. Изучи конъюнктуру рынка.

  2. Старайся приобретать у более надежных продавцов.

  3. Сомневаешься в товаре – не покупай.

  4. Сохрани чек.

  5. Покупая аппаратуру, бытовую технику, проверь ее и заполни гарантийный талон.

  6. Проверь качество товара, его работоспособность.


Литература

1. Преображенская Е.В. Домашняя экономика: Тетрадь с печатной основой. – Саратов: «Лицей», 2002. стр. 1-25.

2. Преображенская Е.В. Основы предпринимательства. Домашняя экономика. Методические рекомендации к проведению практических занятий. – Саратов: «Лицей», 2002. стр. 5-9.

3. Симоненко и др. Технология. Трудовое обучение: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательной школы. / Под ред. В. Д. Симоненко. – М.: «Вентана – Граф», 1999. стр. 7-57.


Урок – деловая игра. Бюджет семьи.

План.

  1. Понятие о доходной и расходной частях бюджета.

  2. Доходная часть.

  3. Расходная часть.

Цели.

  1. Ознакомить учащихся со структурой потребительского бюджета семьи, составлением баланса доходов и расходов.

  2. Сформировать умение коллективно обсуждать рациональность тех или иных затрат и принимать разумное решение.

  3. Воспитывать экономичность, бережливость, предприимчивость.

    1. Организационный момент.

Игрокам объявляются цели и правила игры. Учащиеся объединяются в команды (семья 1, семья 2). Они самостоятельно разделяют игровые роли: муж, жена, сын. Решается вопрос об общей фамилии.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Решение задач с экономическим содержанием iconУчебное пособие для вузов Дружининская И. М. Матвеев В. Ф
При решении включенных в пособие задач предполагается использование комбинации нескольких методов и приемов, излагаемых в учебном...
Решение задач с экономическим содержанием iconУчебное пособие для вузов Дружининская И. М. Матвеев В. Ф
Теория вероятностей и математическая статистика покрывает базовые разделы стандартной программы по математической статистике для...
Решение задач с экономическим содержанием iconРешение задач различного типа 14 Решение занимательных задач Г. Остера, логических задач, задач международной игры «Кенгуру»
Краткие биографии учёных-математиков: Л. Эйлер, Декарт, Евклид, Ферма, Пифагор, Архимед. Системы исчисления
Решение задач с экономическим содержанием iconУчебное пособие для вузов Дружининская И. М. Хованская И. А
Учебное пособие по курсу "Теория вероятностей" покрывает основные разделы стандартной программы курса для студентов экономических...
Решение задач с экономическим содержанием iconПояснительная записка Спецкурс «Решение логических задач»
Спецкурс «Решение логических задач» предназначен для обучающихся 5 класса общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях...
Решение задач с экономическим содержанием iconЭлективный курс по химии Решение расчётных задач по химии
Предлагаемый элективный курс направлен на углубление и расширение химических знаний учащихся через решение расчётных задач, а также...
Решение задач с экономическим содержанием iconПояснительная записка Элективный курс «Решение геометрических задач»
Элективный курс «Решение геометрических задач» как компонент образования направлен на удовлетворение познавательных потребностей...
Решение задач с экономическим содержанием iconЛюбимый город и математические задачи”
Однако, как показывает практика, решение текстовых задач вызывает затруднения у многих учащихся. Эти проблемы можно решать в процессе...
Решение задач с экономическим содержанием iconДоклад «Использование на уроках английского языка ситуационных задач с жизненно-практическим содержанием»
...
Решение задач с экономическим содержанием icon1. 1 Основные понятия алгоритмизации 6
Целью данного курса является обучение студентов современным приемам и методам составления алгоритмов и программ, реализующих решение...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница